90 В числе членов Московского тюремного Комитета из священнослужителей за то время были такие, например, как известный протоиерей Казанского собора Сергий Алексеевич. Владимирский († 1849), которого очень уважал митроп. Филарет. см. Письма м. Филар. к архим. Антонию II, 467. 91 Собр. мнений и отзыв. м. Моск. Филарета т. III, стр. 91–101. Спб. 1885. Срав. также Письма м. Филарета к архим. Антонию II, 121–123. Москва, 1878. 92 См. Указатель к Собр. мнений и отзыв. м. Филарета и пр., стр. 43–44. Спб. 1891. Мы пользовались раньше упомянутым рукописным списком мнения м. Филарета, правленным рукою самого митрополита Филарета и хранящимся в архиве А. В. Горского в библиотеке Московск. Дух. Академии. 99 Письма м. Филарета к кн. .С. М. Голицыну, стр. 73. Москва, 1884. Срав. также Письма его издан. И. Публ. Библиотекой, стр. 44. Спб. 1891 и др. 101 См. Письма м. Филарета к архиеп. Леониду стр. 91. Москва, 1883. Отд. оттиск. из журн. Душеп. Чтен. 103 См. о сем там же, стр. 647 и 649; Письма м. Филар. к архиеп. Леониду, стр. 91–92; 98–99; Душеп. Чтен. 1868, I, 144 и др. Срав. Историч. Вестн. 1893. 2, стр. 464. 117 С своей стороны Ф. П. Гааз завещал в эту церковь , о которой он также, в числе других членов Комитета, весьма заботился, из своего небольшого имущества распятие, которое, по смерти его, и поставлено было над входными дверями церкви. 118 См. Москов. Ведомости за 1844 г. В числе присутствовавших при освящении храма был, конечно, и Ф. П. Гааз. 120 См. В. Н. Никитина, Тюрьма и Ссылка, стр. 171. Здесь же, на стр. 171–175, приводится и самый текст проповеди. Спб. 1880. 123 Там же, стр. 535–539. Эта проповедь, несмотря на сходство случая к произнесению, весьма значительно отличается от приведенной нами проповеди 1843 года. 124 См. Москов. Ведомости 1852, 116. В последних словах этого сообщения указывается именно на ту часть проповеди митроп. Филарета, которую можно видеть в Сочинениях последнего на стр. 171–172, т. V. 125 См. Сочин. м. Моск. Филар. IV, 283–284. Эта молитва , как видно и из самого расположения ее отдельных мыслей, вполне была бы достойна быть списанною и выставленною на виду в темницах, подобно тому как выставлены были Ф. П. Гаазом нравственные изречения и правила, благочестивые размышления и под. на больших щитах, о которых говорено было выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3) Дим. Ив. Успенский, преподаватель финского яз. с 1841 г. преподавал также катехизическое учение, богослужебные книги и лат. яз. (в низш. отд.). В февр. 1842 г. уволился в светское звание в чин титул. советника. В мае 1844 г. просил увольнения от преподавания лат. яз. и катехиз. учения, в виду скорейшего окончания составляемого им финского словаря; в окт. того же года, согласно прошению, совсем уволен от учительской должности при семинарии и поступил потом в штаб корпуса путей сообщения. 4) Петр Ив. Зыков, в 1841 г. перешел на гражд. историю и греч. яз., преподавал так же и нем. яз. (с 1842 г.). В авг. 1847 г. произведен во священника семин. церкви; в том же году представлял сочинение на магистра, но не удостоен. Преподавал еще закон Божий в михайл. школе (патриотического общества), В феврале 1849 г. перешел к Воскресенскому всех учебных заведений собору, оставаясь до конца учебного года преподавателем семинарии. † 1856 г. 5) Иван Федот. Полотебнов, (см. выше, стр. 40.) 6) Николай Адиасевич (подол. сем.), магистр спб. акад. 1841 г. переведен из профессоров тверской сем. в том же году на греч. яз. и историческое учение об отцах церкви, но в начале 1842 г. назначен инспектором казанской. семинарии. В 1848 г. вышел в гражданское ведомство и был казанским исправником. † 1873 г. 7) Матвей Ив. Муретов (ряз. сем.), магистр киев. акад., 1841 г., был профессором и помощником инспектора в киевской сем. В 1842 г. перемещен в. спб. на словесность (по 1-му классу) н чтение историч. книг ветхого завета и занял секретарскую должность. В мае 1843 г. вышел во священники в Исаакиевский собор, в 1857 г. возведен в сан протоиерея, в 1865 г. перемещен к Спасской парголовской церкви, а в 1870 г. к Мнтрофано-кладбищенской церкви, где состоит и доселе настоятелем... 8) Павел Ив. Савваитов (волог. сем.), магистр спб. акад. 1837 г., из профессоров вологодской сем. перемещен в 1842 г. в спб. на патристику, свящ. писание с герменевтикой и чтение отцев церкви по гречески. В октб. 1845 г. получил золотую медаль от вольного эконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 Напр., Миркович Гр. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII в. (Опыт историч. исследования). Вильна, 1886. 12 Ильминский Я. Святитель Афанасий III, патриарх Константинопольский Пателарий. Историко-биографическое исследование. Киев, 1915. 16 Напр., киевское издание Триоди 1907 г. Подробнее: Архим. Никанор (Кудрявцев) (1884–1929, кандидат богословия МДА, вып.1909 г., настоятель Никольского Единоверческого монастыря, заведовавший Хлудовской библиотекой). Вопрос о праздновании Сретения Господня в Великий пост по литургическим данным прошлого и современным. ТКДА, 1915, V, с. 109–124. 18 4.IX – иконе Б.М. «Неопалимая Купина». 4.IX – свят. Иоасафу Белгородскому . 12.IX – преп. Симеону Верхотурскому. 24.IX – преп. Никандру Псковскому. 25.IX – преп. Евфросинии Полоцкой. 15.Х – свят. Иоанну Суздальскому. 20.Х – прав. Артемию Веркольскому. 27.XI – блгв. князю Андрею Смоленскому. 6.XI – свят. Герману Казанскому. 7.XI – преп. Кириллу Новоезерскому. 9.XI – иконе Б.М. «Скоропослушница». 11.XI – преп. Мартирию Зеленецкому. 11.XI – великомуч. Мине. 9.XII – иконе Б.М. «Нечаянная Радость». 27.V – преп. Ферапонту Можайскому. 7.IV – преп. Даниилу Переяславскому. 2.I – прав. Иулиании Лазаревской. 8.I – священномуч. Исидору и иже с ним. 13.I – преп. Елеазару Анзерскому. 17.I – преп. Антонию Дымскому. 23.I – преп. Геннадию Костромскому. 25.I – иконе Б.М. «Утоли моя печали». 25.I – свят. Моисею Новгородскому. 28.I – преп. Ефрему Новоторжскому. 14.II – равноап. Кириллу, учителю Словенскому. 4.III – блгв. князю Даниилу Московскому. 6.III – муч. Авраамию Болгарскому. 14.III – иконе Б.М. Феодоровской. 6.IV – свят. Мефодию Моравскому. 14.IV – Литовским мученикам: Антонию, Иоанну и Евстафию. 5.V – преп. Иакову Железноборовскому. 7.V – иконе Б.М. Любечской. 7.V – преп. Нилу Сорскому . 15.V – преп. Корнилию Палеостровскому. 5.VI – преп. Вассиану и Ионе Пертоминским. 5.VI – блгв. князю Феодору Новгородскому. 6.VI – преп. Паисию Угличскому. 8.VI – свят. Феодору Ростовскому. 11.VI – преп. Аркадию Новоторжскому. 12.VI – преп. Арсению Коневскому. 12.VI – преп. Анне Кашинской. 14.VI – преп. Мефодию Пешношскому. 16.VI – преп. Тихону Луховскому. 18.VI – иконе Б.М. Ахтырской. 6.VII – прав. Иулиании Ольшанской. 7.VII – преп. Евдокии-Евфросинии. 10.VII – иконе Б.М. Коневской. 14.VII – преп. Стефану Махрищскому. 21.VII – преп. Авраамию Городецкому. 27.VII – блаж. Николаю Кочанову. 28.VII – свят. Питириму Тамбовскому. 30.VII – преп. Герману Соловецкому. 8.VIII – иконе Б.М. Толгской. 8.VIII – преп. Зосиме и Савватию Соловецким. 22.VIII – иконе Б.М. Грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

«Разбор сочинения Ренана – «Жизнь Иисуса». «За веру и против неверия». «Подол. Еп. Вед.» Киев, 1899.· «Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича». «Приб. к «ЦВ» 1893, 17, стр.680–681. Переводы: «Земная жизнь Господа Спасителя» (перевод с немецкого). Киев, 1874–1882 гг. и др. «Толковая Псалтирь Загабена» (перевод с греческого). «Мученики Колизея” (перевод с английского). «Пастырские послания Св. Ап. Павла” (перевод с французского и многие другие). Литература: «Церк. Вед.» 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 31, стр.253. -»- 1896, 19–20, стр.163. -«- 1896, 45, стр.397. -»- 1900, 17, стр.131. -«- 1902, 14, стр.71. «Приб. к «ЦВ” 1899, 13, стр.535, 537. -»- 1901, 45, стр.1671. -«- 1904, 16, стр.586–589. «Русск. Паломн.» 1888, 16, стр.195. -»- 1904, 18, стр.311, 312. «Церк. Вестн.» 1891, I, cmp.II. -«- 1891, 33, стр.523. -»- 1891, 41, стр.651. -«- 1891, 51–52, стр.817. «Изв. Каз. Еп.» 1883, 22, стр.710. -»- 1884, 22, стр.после 722, 14–15. -«- 188 , 8, стр.188. «Воскресн. день» 1900, 28, стр.333. «Моск. Ведом.» 1902, 139–140. -»- 1904, 100, Некролог. «Новое время» 1904, 100, Некролог. «Труды Киев. Д. А.» 1888, сентяб., стр.13, 14. «Мисс. Обозрение» 1901, декабрь, стр.877. -«- 1904, август, стр.312. «Прав. Собес.» 1899, ноябрь, стр.180. -»- 1904, май, стр.839–841. «Подол. Еп. Вед.» 1896, 50. «Екатеринб. Еп. Вед.» 1900, 7–9. «Историч. Вестн.» 1904, июль. - " - 1904, май, стр.760 (некролог). «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1904 год», стр.104–105. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 511, стр.77 Булгаков, стр.1400, 1403, 1405, 1408, 1415.· БЭС т.1, стб.850. БЭС m.II, стб.1582, 1709, 1824, 2195. БЭЛ m.V, стб.348–349. БЭЛ т. Х, стб.622. НЭС т. XIX, стб.625, дополн. т.1 а , стр.837.· О religioznom nevestve, in: Prav. izn’ 1984,5,1–4. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2, 177 (дело 1722 г. об иеродиаконе Арсение Бредихине); III, 1723 г., 110 (доношение монаха Пимена, в мире капитана Петра Богд. Савелова, о самовольн. постриж. в монашество), 116 (прошение иеродиак. Солотчин. м-ря Арсения о перемещении его в братство пустыни); VII, 1727 г., 370 (сюда уволен из Алекс.-Невск. м-ря иеромон. Гавриил, вызванный в Спбург в 1720 г.), прилож., XXXIII, VI (архим. Иосифова Волоколам. м-ря Герман в 1722 г. сослан сюда за суеверие), XXXVI (строитель иеромон. Иерофей прислал в казну 5 руб. 22 коп. штрафа с 3 попов); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1838 г., XXXIII, 495 (сведения о пустыни, собранные из хранящ. в ней записей историч. и некоторых преданий); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., IX, 258 (родослов. кн. Одоевских; кн. Вас. Фед. сопровождал царя Фед. Алекс. в пустынь); 1791 г.; XVII, 220 (кн. Борис Алексеев. Голицын, приняв здесь иночество, скончался в 1713 г.). 1339. Флоровский или Фроловский – Вознесенский, женский, 1-го класса (с 1786 г.), в гор. Киеве, на Подоле, под горою Киселевскою. Уже существовал в 1566 г., когда был отдан во владение протоиерею Киев. Якову Гулькевину и его потомству. В 1712 г. в него переведены инокини Вознесенского-Печерского мон. Здесь под именем Нектарии приняла схиму возвращенная из Березова кн. Наталья Борисовна Долгорукова, скончавшаяся в 1771 г. При м-ре находится училище с 50 девоч. “Ист. Росс. Иер.», III, 581; Ратшин, 132; “Опис. монаст.», 1817 г., 25; И. М., “Паломн. Киев.», 1849 г., 110; Евгений, “Опис. Киев. Софии», прибавл., 31, 117; “Чтен. Общ. ист. и древн. Росс.», 1846 г., 4; Бантыш-Каменский, “Ист. Малор.», изд. I, III, 161; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 232; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. III, 19; “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1857 г., XII, 375; “Киев. губ. вед.», 1851 г., 25 (Наталья Борисов. Долгорукая); “Извл. из отч. Об.-Пр., 1842 г., 12 (о возвед. в 1 кл.); 1847 г., 80 (пожертв. каменный дом); 1855 г., 9 (увелич. штата 20 лицами); 1855 г., 14 (разреш. постр. церковь ); 1884 г., 243 (училище); “Пут.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   Спор с Рокитой и на люторов, Пам. Др. П., 63 и 86;    срв. Древнер. полемические сочинения против протестантов, Чтения 1878, кн. 2.    Срв. Н. Лебедев, Макарий, митр, всеросс., Чт. О. Л. Дух. Пр. 1877, 9 и 10. и отд.;     К. Заусцинский, Макарий, м. всея России, ЖМНПр. 1881. 10 и 11;     Н. Андреев, М. Макарий, как деятель религиозного искусства, Seminarium Kondakovianum, VII, 1935.    Великие Минеи до сих пор полностью не изданы. Полное описание дано архим. Иосифом, 1892;    срв. неоконченное Описание Мак. Миней, составленное Горским и Невоструевым, изд. с дополнениями Е. В. Барсовым Чтения,. 1884, I; 1886, I.    Срв. В. Н. Щепкин, Лицевой сборник Исторического музея, Изв. IV. 4, 1899;    о нем же А. Пресняков Изв. V, 3;    срв. у Евсеева, Хр. Чтен. 1913 и 1914.    «Стоглав» в издании Каз. академии 1862 и 1887, или в издании Субботина, 1890;    Срв. и издание Кожанчикова, 1863.    Срв. исследование свящ. Д. Стефановича, О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав, 1999; рец. Г. З. Кунцевича, Изв. XV, 4;     А. Я. Шпаков, Стоглав, К вопросу об официальном или неофициальном происхождении этого памятника, Сборн. статей по истории права, посвящ. М. Ф. Владимирскому-Буданову, К. 1904;    из старой литературы о Стоглаве см. И. В. Беляев, Об историческом значении деяний моск. собора 1551 года, Р. Беседа 1858, IV, отд. критики;     Н. И. С-н, К материалам для истории С. и его времени, «Летописи» Тихонравова, т. V, отд. 3;     И. Н. Жданов, Материалы для истории Стоглавого собора, ЖМНПр. 1878, и в Сочин., I.;     Н. И. Лебедев, Стоглавый собор 1551, Чт. О. Л. Дух. Пр., 1882 и отд.    «Домострой» см. в издании А. Орлова, Чтения, 1908, II;    и его же исследование 1917;    срв. А. А. Кизеветтер, Основные тенденции древнерусского Домостроя, Р. Бог. 1896. янв., и в «Историч. Очерках», 1912.    «Розыск» по делу Висковатого издан. в Чтениях 1847 и 1858;    см. о нем у Буслаева, Ист. Очерки, т. II;     Н. Андреев, О деле дьяка Висковатого, Seminarium Kondakovianum, V, 1932.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наконец, предлагаемый нами перевод сделан нами вполне самостоятельно, безусловно независимо от указанных выше: московского и с.-петербургского – русских переводов (а другие русские переводы нам не известны), а также и от упомянутых раньше переводов славянских... Итак, да почиет на нашем труде благословение Божие! Александр Бронзов , С.-Петербургская духовная семинария. 31 января 1894 года. 1 Этот параграф излагается на основании Опыта православн. догматич. богословия – еп. Сильвестра (т. I; 2-е изд.; Киев, 1884 г.; см. §§ 16–19). 2 Историч. уч. об Отц. Ц. – арх. Филарета; т. I.; 1859; СПб.; стр.198. – См. ниже: конец 4-го параграфа. 5 См. Prolegomena Leonis Allatii (Patr. с. compl. – Migne; ser. gr.; t. 94; 1864 ann., p. 129 и след.). 7 Ритор Евгений был низложен императором за четыре месяца до смерти последнего, умершего в 395 г. (Робертс.; ibid. стр. 258). 9 Св. Василий в. ум. в 379 г.; св. Григорий Наз. ум. в 389 г.; св. Григорий Нисский ум., вероятно, вскоре после 394 г.; св. И. Златоуст ум. в 407 г.; св. Прокл в 446 г.; св Кирилл Алекс. в 444 г.; (см. указатель собственных имен в приложении к нашему переводу трех слов св. Иоанна Дамаскина против порицающих св. иконы; СПб., 1898 г.). 12 Nirschl: Lehrbuch der Patrologie..., 3 Bd.; Mainz; s. 613. Ср. у Migne: loco cit., pag. 519–520 (лат. предисловие к Источнику знания)... 14 вероятно, к этому году, по словам арх. Филарета (Истор. уч. об Отцах Ц.; т. III, СПб., 1859, стр. 257). 17 Об отношении Точного излож. православной веры другим творениям св. И. Дамаскина, напр., к его Трем защитительным речам против порицающих св. иконы, своего рода сокращение которых представляет собою глава XVI IV книги, и проч., говорить не будем: отношение это не таково, чтобы речь о нем в нашем сравнительно кратком вводном очерке была не излишня. Притом, во всех необходимых случаях оно все-таки отмечается нами в примечаниях к нашему переводу, где желающие и могут видеть это... 19 Это делается им в Диалектик (1–68 гл.). Здесь, в частности, дается понятие о философии, говорится об ее делении на теоретическую и практическую, изъясняются основные философские понятия, напр., бытие, субстанция и акциденция, род и вид, принцип, форма, количество... Писатель черпал преимущественно из Аристотеля и Порфирия, поправляя их, где этого требовало христианское его мировоззрение, и в таких пунктах внешним философам противопоставляя свв. Отцов... Философия здесь рассматривается как antila theologiae. «творение – весьма полезное для... богословов...» см. у Nirschal " я loc cit. S. 614.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

м-ря), 101 (указ 1660 г. о выдаче подвод архим. Игнатию до Москвы), 102 (грам. 1660 г. еписк. Каллиста архим. Игнатию Иевлевичу о бытии архим. Борисоглеб. и игуменом Богоявлен. м-ря), 106 (поздравит. речь в Москве архим. Игнатия окольнич. Ртищеву), 108 (речь 1660 г. архим. Игнатия архим. Чудова м-ря Павлу), 110 (ответная речь архим. Павла), 113 (поздравит. речь архим. Игнатия Ртищеву с праздником пасхи), 116 (мнение архим. Игнатия по делу патр. Никона), 127 (указ о даче архим. Игнатию подвод из Москвы до Полоцка), 149 (цар. грам. 1660 г., чтобы архим. Игнатий ведал Борисогл. и Богоявл. м-рями), 133 (цар. грам. на вотчины), 142 (поздравит. речь архим. Игнатия кн. Даниилу Стефан. Великому-Гагину с праздн. пасхи в 1661 г.). 82. Борисоглебский – Коложанский – Городенский , мужской, 2-го класса, в губерн. гор. Гродно, на Мостовой улице, в зданиях бывшего католич. монастыря Бернардинок, основанного в 1621 г. кн. Казимиром Сапегою. На настоящем месте существует с 1854 г., а до этого года находился за городом, у кирпичных заводов, на правом высоком берегу р. Немана, при впадении рч. Городенки, там, где ныне стоит древняя полуразвалившаяся церковь св. Бориса и Глеба, построенная, как полагают, в XII стол. Когда основан самый м-рь неизвестно, но несомненно существовал в XV стол. В XVII ст. он был разорен и в 1680 г. церковь его стояла в запустении. В последствии в м-ре поселились базилиане и учреждена униатская архимандрия. В 1839 г. воссоединен в православие и в 1842 г. возведен на степень 2-го класса. В 1845 г., весною, от сильного напора воды край горы со стороны церкви до того обрушился, что в стенах ее образовались трещины, почему богослужение в ней прекращено и переведено во временную церковь, устроенную при кельях. В 1854 г. совершился переход иноков в город и в 1871 г. на развалинах сооружена часовня, в которой совершается богослужение вечером под праздники. В 1874 г. к м-рю приписаны здания, угодья и земли упраздненного Тороканского м-ря. Ратшин, 95; Бобровский, “Гроднен. губ.”, I, 678; II, 777, 778; “Извлеч. из отч. Об. Прок. св. Синода”, 1839 г., 9 (воссоединение); 1872 г., 60 (сооруж. часовни); 1874 г. 81 (приписка Торокан. м-ря); “Акты к ист. Ю. и З. России”, I, 91 (духовная 1529 г. старосты Слоним. Мих. Богуша Боговитиновича); “Акты зап. России”, IV, 48 (соборн. грам. 1594 г. о церковн. братствах; архим. Городенский Климецкий-Окгинский); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”, 180 (королев. грам. 1650 г. о возвращении православным церквей и м-рей; упоминается м-рь под Гродном), на 1884 г., Отд. II, 20 (кратк. история); “Гроднен. губ. вед.”, 1846 г., 22, 23 (истор. опис.); 1847 г., 36 (духовн. завещ. 1529 г. Богуша Боговитыновича); 1848 г., 19 (о Борисоглеб. церкви на Коложе); 1865 г., 51 (Коложан. церковь ); “Виленский Вестн.”, 1864 г.,      17–19 (историч. опис.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

711 Литература. – Стефана Яворского . Камень веры, и изд. Афон. Пантелеймоновского монастыря под заглавием: «Догмат о святых иконах по Стефану Яворскому ». Москва 1887 г., 3 изд. Сергия, архиеп. владим. Правосл. учение о почитании св. икон и другие соприкосновенные с ним истины прав. веры. Первое изд. 1887 г. Лебедева А. П. проф. История четырех последних вселенских соборов. Остроумова Гр. Догматическое значение седьмого вселен. собора. Научно-историч. исследование о важности и необходимости иконопочитания. Карлсруэ. 1884 г. Преображенского В. свящ. Св. Тарасий, патр. цареградский, и VII вселен. собор Спб. 1893 г. (тоже в Страннике за 1892 г.). Андреева И. Д. Св. Тарасий, патр. константинопольский (Бог. В. 1899 г. II–III т.). А. Л. Седьмой вселен. собор по взгляду английского журнала (Хр. Чт. 1897 г. сент.). Холмогорова М. Уч. И. Дамаскина о почитании икон (Прав. Соб. 1902 г.). Остроумова Ст. Правосл. почитание животворящего креста и св. икон. (Вера и Раз. 1897 г. 15) 712 Изображений и религиозного почитания Божиих человеков у евреев не могло быть потому, что души ветхозаветных праведников еще не были прославлены, но сходили во ад и возведены на небеса в сожительство св ангелов только И. Христом после крестной смерти Его и схождения во ад для проповеди заключенным в нем. 713 Правда, были в ветхом завете явления Бога и в различных определенных образах, и преимущественно человека, напр., Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18 гл.), в виде ангела в человеческом образе; о Моисее сказано: образ Господа он видел ( Числ. 12:16–18 ). Пр. Исаия говорил: глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (6:7). Особых видений Божиих удостоились пр. Иезекииль (1–2 гл.) и Даниил (гл. 7). Но эти откровения и богоявления не могли служить поводом и основанием для изображения в ветхом завете лица Божия, ибо эти явления были лишь проявлением особого благоволения Божия к этим именно лицам и они лишь удостаивались таинственно зреть лице Божие, а весь народ израильский лишен был такового общения и зрения лица Божия. По этой причине и невозможно было для народа изображать лице Божие на основании явлении Бога отдельным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

30). б) Но мы еще яснее увидим важность любви в деле богопознания, если обратим внимание на самое понятие о Боге и Его делах. Бог есть любовь и все дела Его в творении, промышлении и искуплении служат выражением Его высочайшей любви; поэтому, очевидно, самая возвышеннейшая сила ума не в состоянии постигнуть этот предмет без любви сердца. Напрасно мудрые мира сего пытаются познать Бога без любви в Нему. Они как будто думают познать Бога без Самого Бога, а потому во тме ходят и не видят камо идут, яко тьма ослепи очи их ( 1Иоан. 2, 11 ). Их познания о Боге суть только бесполезная, а иногда и вредная игра понятиями. Бог ваше нашего ума; и потому постигать Его можно не столько умом, сколько сердцем, в котором возжена любовь в Нему. Только любяй знает Боги, уверяет св. Иоанн Богослов; а не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть ( 1Иоан. 4, 7 и 8). Не словом только, но и примером своим подтверждает эту истину св. евангелист Иоанн Богослов. О богословии его св. церковь так воспевает: «возлег на перси Учителя Христа, оттуда разумел еси неизреченная и небесный всем возгремел еси глас: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово» (стих. на лит.). (Сост, по «Воскр. чт.», 1884 г., 20). 47 Опасно предаваться чтению исключительно светских книг. Препод. Иероним стридонский , (IV в.), страстный любитель языческих писаний, во время болезни услышал грозное обличение своей страсти. «Мне казалось, что привели меня на суд, писал Иероним. Спрошенный о моей вере, отвечал я, что я христианин. Но занимавший первое место говорил: «ты лжешь, ты цицеронианец (почитатель Цицерона – латинского писателя), а не христианин: где сокровище твое, там в сердце твое!» Потрясенный до глубины души, Иероним решился любить только духовные книги, и удалился в дикую сирскую пустыню Холкис. Здесь и место дикое и воля твердая подвергли его суровым подвигам. Он выдержал жестокую борьбу с пылким организмом своим, и находил покой, какого не видал в роскошной римской жизни. Чтобы умерить пылкое воображение свое, он, будучи уже 44 лет, стал изучать еврейский язык у одного иудея – христианина. (Из кн. «Историч. учение об отцах церкви» Филарета, архиеп. черниговск. и нежинского. Т. II. Спб. 1882 р. стр. 261). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии/Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010