Кутковой В.С.  Философский универсум православной иконы. С. 271–274. Курсив наш, –  В.Н.   Кутковой В.С.  Философский универсум православной иконы. С. 274–275.   Кутковой В.С.  Философский универсум православной иконы. С. 42. Курсив наш, –  В.Н.  Схолия прп. Максима Исповедника: «“Обращаться” пишется в смысле “проникать”, что означает “вторгаться”, “входить”, “оказываться внутри чего-либо”» (сноска 27, входящая в цитируемый фрагмент, –  В.Н. ).   Дионисий Ареопагит . Послание 9. Титу иерарху, 2//  Его же . Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.:Алетейя, 2003. С. 843. В.С. Кутковой (на с. 41–42 монографии) цитирует в др. переводе: «Итак, должно и нам... благопристойно проникнуть внутрь  [то есть в самую сущность]  священных знаков и не унижать их – ведущих свое начало от Божественных форм (χαρακτρων) и являющихся отображениями их, также и видимыми изображениями тайных и сверхъестественных зрелищ» ( Иоанн Дамаскин , св. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893. Слово 1. С. 23). В квадратных скобках приводится наше уточнение терминов, выделение курсивом также наше, –  В.Н.   Кутковой В.С.  Философский универсум православной иконы. С. 42.   Иоанн Дамаскин, прп.  Полное собрание творений: Пер. с греч. Т. 1. СПб.: Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. XXIV. С. 361.   Гроссу, Николай , свящ. Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения. Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1907.   Дионисий Ареопагит . О Церковной иерархии, 4.1//  Его же . Сочинения. Толкования Максима Исповедника/Пер. с древнегреч. Г.М. Прохорова. СПб.: Алетейя, 2003. С. 567– 735. С. 649. В квадратных скобках исправление терминов наше, –  В.Н.  ππνοια –  досл.  дуновение, веяние, дыхание;  перен . внушение, вдохновение, наитие (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 1/Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958).   Василик В.В.  Семнадцатая гомилия патриарха Фотия//Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. SSBP. Петербургские славянские и балканские исследования. 2011. (9). Январь–Июнь. С. 73–92. С. 82. Курсив наш, –  В.Н.

http://pravoslavie.ru/146576.html

Фирсов С. Православный архипастырь Советской эпохи. Штрихи к портрету митрополита Никодима.//«Вода живая» Санкт – Петербургский церковный вестник, 9 (104), 2008, с. 30. Августин (Никитин), архим. Митрополит Никодим (1929-1978) в воспоминании современников. Б. м. 2004, с. 212. Галкин А. Край родной, поля как святцы… Канонизация святых при митрополите Никодиме.//«Вода живая» Санкт – Петербургский церковный вестник, 9 (104), 2008, с. 50. В той же день. Святыя праведныя Тавифы.//Минея Октябрь. Изд Московской Патриархии, М., 1980, с. 634-647. В той же день. Святыя праведныя Тавифы.//Минея Октябрь. Изд Московской Патриархии, М., 1980, с. 638-639. В той же день. Святыя праведныя Тавифы.//Минея Октябрь. Изд Московской Патриархии, М., 1980, с. 640. Седален по первом стихословии. В той же день. Святыя праведныя Тавифы.//Минея Октябрь. Изд Московской Патриархии, М., 1980, с. 638.  Канон праведной Тавифе, 1 песнь, 2 тропарь. В той же день. Святыя праведныя Тавифы.//Минея Октябрь. Изд Московской Патриархии, М., 1980, с. 639. Святой праведный Иоанн Русский, исповедник (1690–1730). Родился в Малороссии и был солдатом в армии Петра I. Во время Прусского похода (1711 г.) был взят в плен и продан в рабство турку. Начальнику конницы, жившему в Каппадокии в г. Прокопион (ныне Ургюп, Турция). Турки старались жестокими побоями и оскорблениями склонить святого к принятию ислама, но он проявил себя стойким исповедником христианской веры. Проявляя полное послушание к хозяину, в вопросах веры он был неприклонен. Днем он работал, а ночью возносил молитвы Господу. Своей праведной жизнью святой снискал уважение всех жителей Прокопиона – турок, греков и армян, считавших его любимым Богом праведником. Причастившись Святых Христовых Таин, святой мирно отошел ко Господу и был погребен недалеко от греческой церкви святого великомученика Георгия. После блаженной кончины святой прославился многим чудесами, снискал особое почитание в Греческой и Русской церкви. См. Э. П. А. Иоанн Русский, исповедник.//Православная энциклопедия, 24 том. Изд. Московской Патриархии. М., 2009, с. 598-600.

http://bogoslov.ru/article/5607985

Ioannes Philoponus . De aeternitate mundi// Rabe H. Ioannes Philoponus. De aeternitate mundi contra Proclum. Leipzig, 1899. P. 120; 589. Ioannes Philoponus . De aeternitate mundi. P. 144; 225. Тимофей Константинопольский. О Иоанне Филопоне//PG. 86. Col. 61. Цит. по: Беневич Г.И. Иоанн Филопон//ПЭ. Т. 24. С. 628-647. Никифор Каллист . Церковная история//PG. 147. Col. 424. Цит. по: Беневич Г.И. Иоанн Филопон//ПЭ. Т. 24. С. 628-647. Simplici us . In Aristotelis quattuor libros de caelo commentaria // Heiberg J.L. Simplicii in Aristotelis de caelo commentaria. Berlin, 1894. S. 300. Ioannes Italus . Quaestiones quodlibetales, 88:143// Joannou P.-P. Joannes Italos. Quaestiones quodlibetales (ποραι κα λσεις). Ettal, 1956. P. 1-158. Nicetas Byzantius . Confutatio falsi libri, quem scripsit Mohamedes Arabs, 35:13.337// Förstel K . Schriften zum Islam//Corpus Islamo-Christianum (CISC). Series Graeca. 2000. Bd. 5. S. 2-198. Scholia in Homerum. Scholia in Iliadem, 1: 490-1a//  Erbse H . Scholia Graeca in Homeri Iliadem (scholia vetera). Berlin, 1969. Bd. 1. S. 3-538. Manuel Chrysaphes . Περ τν νθεωρουμνων τ ψαλτικ τχν κα ν φρονοσι κακς τινες περ ατν, 4:374// Conomos D.E. The Treatise of Manuel Chrysaphes, the Lampadarios. Vienna, 1985. P. 36-66. Antonopoulos S . Manuel Chrysaphes and his Treatise: Reception History, a Work in Progress//Proceedings of Crossroads Conference 2011 – School of Music Studies, A.U.Th./I.M.S. P. 3, 16-17. Plutarchus , 2.346a. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1. С. 273. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1879. С. 230. Максим Исповедник, прп . Вопросответы к Фалласию, 42// Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1994. Т. 2. С. 129.   Тление до грехопадения? Часть 1: Разбор понятия «смерть» Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6026619

120 Максим Исповедник, преп. О любви//Творения. М., 1993. С. 126. 121 Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение Православной веры. Репринт. М., Ростов-на-Дону, 1992. Кн. 2, гл. 13. С. 213. 122 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Невидимая брань. С. 314. 123 Цит. по: Лоргус Андрей, свящ. Православная антропология. С. 156. 124 Максим Исповедник, преп. О любви//Творения. М., 1993. С. 118. 125 Святитель Василий Великий говорил, что никакое дело нельзя делать без рассуждения. 126 Цит. по: Давыденков Олег , иер. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 108. 127 Триады. 1,3,28. Цит. по: Мандзаридис Георгий. Обожение человека. С. 28. 128 Цит. по: Воробьевский Юрий. Русский голем. М., 2004. С. 47. 129 Полемическое произведение святителя Григория Паламы, написанное им с целью разоблачения учения Варлаама Каламбрийского, в котором он изложил основы исихазма. 130 Иоанн Лествичник, преп. Лествица. СПб., 1996. С. 70. 131 Цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. СПб., 1905. Т. 2. С. 410. 132 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца Невидимая брань. С. 180. 133 Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. СПб., 1905. Т. 4. С. 509. 134 Игнатий Брянчанинов, еп. Письмо 58//Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 524–526. 135 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца Невидимая брань. С. 286. 136 Игнатий Брянчанинов, еп. Письмо 44//Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 497–500.) 137 Цит. по: Трифон (Туркестанов) , митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997. С. 82. 138 Русский Паломник. 2001. 24. С. 105. 139 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца Невидимая брань. С. 171. 140 Иустин (Попович) , преп. О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Минск, 2001. С. 15. 141 Прот. Георгий Флоровский, рассуждая о характере русской культуры, подмечает в ней два очень интересных аспекта. «Важно различие духовных и душевных установок, – пишет он. – Это различие в данном случае можно так определить: «дневная» культура была культурою духа и ума, это была и «умная» культура; и «ночная» культура есть область мечтания и воображения… В сущности, внутренняя динамика культурной жизни всегда определяется взаимодействием таких установок, и устремлений» ( Флоровский Георгий , прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 3).

http://azbyka.ru/mladostarchestvo-i-prav...

Немесий Эмесский. О природе человека. 3: PG. 40. Col. 597B (рус. пер.: Немесий, еп. Емесский. О природе человека/Пер. с греч., примеч., прилож. предисловий и словаря Ф. С. Владимирского. Почаев, 1904. С. 70). Немесий Эмесский. О природе человека. 3: PG. 40. Col. 601A (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. II. 2. 12. См. также: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 12. Здесь речь идет о естественных страстях. S. Maximus Confessor. Epistolae. XII//PG. 91. Col. 488CD. Свт. Григорий Нисский. Слово 3е на святую Пасху о воскресении Христовом. (Точное место цитаты см.: PG. 46. Col. 677BC. — Ред.) Здесь речь идет о пагубных страстях, противопоставленных добродетелям. См., например: Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 2. 57; Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 12. Прп. Исаак Сирин, утверждая, что “движение одной отличается от движения другого” и что “воля одной отличается от воли другого”, отмечает по этому поводу: душа “естественно участвует в телесных скорбях, так как ее собственное движение было связано с движением телесным непостижимой мудростью (Создателя) ” (Слова подвижнические. 4; ср. рус. пер.: Указ. изд. С. 22–23). Об отражении в душе телесных движений см. также: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 64, 65; Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 2. 85, 92; Idem. Quaestiones et dubia. 149. “Тогда как прочие производят в душе помыслы, мысли и представления, пользуясь изменениями тела, Господь делает противоположное: Он входит в сам ум и влагает в него ведение о тех вещах, какие Ему угодны; посредством же ума Он унимает и невоздержанность тела” (Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 64). (Цит. по: Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения/Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. М., 1994. С. 83. Далее русский перевод других творений аввы Евагрия (кроме тех, которые приписывались прп. Нилу Синайскому) цитируется по этому же изданию с сокращением: Указ. изд. — Ред.)

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Даже в XI веке официальная санкция высшей церковной и светской власти не считалась необходимой для прославления того или иного лица в качестве святого. В византийской Церкви, с одной стороны, сохранялась древняя практика «народного» прославления и почитания святых, с другой, происходила систематическая работа по кодификации святых, систематизации и редактированию их житий. В Русской Православной Церкви от времени Крещения Руси вплоть до середины XVI века причисление к лику святых оставалось, главным образом, во власти местных архиереев. При этом почитание некоторых святых приобрело общецерковный характер (Борис и Глеб, князь Владимир и княгиня Ольга, Антоний и Феодосий Печерские ). На Московских Соборах 1547 и 1549 годов было канонизировано для общецерковного почитания 39 святых, а в период между этими Соборами и установлением синодального строя в начале XVIII века — еще около 130 святых. В синодальный период канонизация находилась в исключительном ведении высшей церковной власти, а процедура канонизации усложнилась и формализовалась. Число святых, канонизированных в синодальный период, незначительно. Более половины канонизаций этого периода приходится на царствование святого императора Николая II. Исключительным событием в жизни Церкви стала канонизация в 1903 году преподобного Серафима Саровского — подвижника, которого к тому времени почитала вся Россия. В советский период, вплоть до 1988 года, Русская Церковь была фактически лишена возможности совершения канонизации святых. В 1960–1970х годах в Церкви были внесены имена лишь нескольких святых, которые либо уже были канонизированы в других Поместных Православных Церквах (Иоанн Русский, Герман Аляскинский), либо предложены для канонизации другими Церквами ( Николай Японский , Иннокентий Московский). В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых для общецерковного почитания восемь подвижников благочестия, в том числе тех, которые еще в дореволюционный период почитались в качестве местночтимых. В 1989 году Церковью был канонизирован Святейший Патриарх Тихон, а в 1990 — святой праведный Иоанн Кронштадтский . С 1992 года началась поименная канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, продолжающаяся по сей день. Со времени начала процесса прославления новомучеников и исповедников ХХ века на Архиерейском Соборе 2000 года к их лику поименно причислено более 1770 подвижников.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Но в любом случае позиция отца Иоанна Мейендорфа, отраженная в его книге “Византийское богословие” 27 , далеко отстоит от пелагианства, перспектива видения которого разворачивается в совсем иной “системе координат”. Пелагианство (не только сам Пелагий, но и его ученики, особенно — Юлиан из Экланума) возникло как реакция на августиновское учение о первородном грехе, и чрезмерный акцент здесь на свободе человеческой воли и рассмотрение Божией благодати в качестве чего-то внешнего человеку был ответом на столь же однобокое решение проблемы взаимоотношения благодати и свободы воли у блаженного Августина 28 . На сей счет отец Иоанн совершенно справедливо говорит: “В византийском мире, где мысль Августина практически не имела никакого влияния, значение Адамова греха и его последствий для человеческого рода было понято совершенно по-другому, чем на Западе” 29 . И своей задачей отец Иоанн ставил именно осмысление сути православного взгляда на первородный грех, который был выработан в раннехристианском и византийском богословии и который в своих принципиальных моментах до сих пор остается неизменным. Покойный протопресвитер мог ошибиться в деталях такого осмысления, но в целом он верно уловил основные параметры этого аспекта православного вероучения. Поэтому даже косвенный намек на его близость к пелагианству (“он использует определенные пелагианские аргументы”) кажется нам некорректным. Впрочем, эти замечания, естественно, не умаляют достоинств изданной для русского читателя книги Ж.-К. Ларше. Выражаем надежду на то, что и прочие работы талантливого православного богослова и ученого будут в скором времени переведены на русский язык. 1 Подробно о преподобном Максиме см. нашу вступительную статью: Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество//Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. М., 1993. С. 7–74. В новом переиздании этих переводов, которое в настоящее время выходит в свет, эта вступительная статья коренным образом переработана и расширена. 2 Орлов И.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-maksim-is...

Августина 27 . На сей счет отец Иоанн совершенно справедливо говорит: «В византийском мире, где мысль Августина практически не имела никакого влияния, значение Адамова греха и его последствий для человеческого рода было понято совершенно подругому, чем на Западе» 28 . И своей задачей отец Иоанн ставил именно осмысление сути православного взгляда на первородный грех , который был выработан в раннехристианском и византийском богословии и который в принципиальных моментах своих до сих пор остается неизменным. Покойный протопресвитер мог ошибиться в деталях такого осмысления, но в целом он верно уловил основные параметры этого аспекта православного вероучения. Поэтому даже косвенный намек на его близость к пелагианству («он использует определенные пелагианские аргументы») кажется нам некорректным. Впрочем, эти замечания, естественно, не умаляют достоинств предлагаемой русскому читателю книги Ж.-К. Ларше. Выражаем надежду на то, что и прочие работы талантливого православного богослова и ученого будут в скором времени переведены на русский язык. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом Предисловие Три исследования, представленные здесь, значительно отличаются друг от друга, но имеют нечто общее: в них рассматриваются аспекты, которые в области богословия, в духовной жизни и экклезиологии явились источником разногласий, а потом – раскола и разрыва отношений между христианскими Востоком и Западом, и до сегодняшнего дня в той или иной степени служат препятствием к объединению Церквей. Вопрос о Filioque всегда вызывал горячие споры, в особенности начиная с IX века, но и в VII веке он уже являлся предметом обсуждения. Подавляющее большинство представителей Православия считает, что догмат об исхождении Святого Духа остается сегодня главным моментом разногласия между западным и восточным христианством. Вопрос о первородном грехе может показаться второстепенным, но и он в начале пелагианских споров был предметом жарких дискуссий, которые в V веке достигли своей высшей точки и не прекращались в большей или меньшей степени в последующие века, вплоть до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Нам, повторюсь, очень и очень нужно серьезное, глубокое изучение духовного наследия отца Иоанна, потому что в нем раскрывается тайна России, русской святости, русской души. Начать с того, что отец Иоанн один из последних русских святых, но это и первый русский канонизированный священник. Не преподобный, то есть монах, не священномученик, но священник. Можно назвать в древности, скажем, священника Исидора Юрьевского, но и он умучен от врагов Православия. Среди новомучеников и исповедников Российских целый сонм священнослужителей, но все они причислены к лику святых за то, что пострадали от безбожников. А батюшка Иоанн причислен к лику святых именно за священническое служение. «Иоанн Кронштадтский стал путеводителем всей моей жизни…» Тамара Ивановна Орнатская Гораздо больше и глубже могла бы рассказать о дневниках отца Иоанна Кронштадтского Тамара Ивановна Орнатская. Я-то работал с ними вплотную только на первой стадии, а потом расшифровкой их и подготовкой к печати занялась Тамара Ивановна. И я теперь пользуюсь плодами ее трудов. Это самый ближайший родственник отца Иоанна Кронштадтского не только по плоти, но и по духу. А как она похожа на отца Иоанна, просто одно лицо – только бороды не хватает. Прищур глаз, улыбка, этот же румянец, и темперамент, и порывистость… При взгляде на нее словно батюшка оживает. Даже иногда страшно становится… И эта удивительная скромность, застенчивость – она же человек с именем, доктор исторических наук, но такое смирение! В ней запечатлено генетическое наследие отца Иоанна Кронштадтского. И даже в том, что она одновременно может говорить на три темы… После знакомства с ней для меня батюшка Иоанн даже как-то ожил. – Известно много портретов отца Иоанна, живописных и фотографий, а кинопленка донесла до нас его образ? – К сожалению, нет! Не сохранилось ни одного метра кинопленки, ни одного кинокадра, запечатлевшего отца Иоанна Кронштадтского. Хотя он застал эпоху синематографа. Того же Льва Толстого, с которым так много сражался отец Иоанн! – успели наснимать достаточно много, а вот живой облик отца Иоанна Кронштадтского на кинопленке нам неизвестен. Сколько уже в наши дни снималось документальных фильмов о нем, мы и консультировали, и помогали в работе, – и, естественно, все режиссеры мечтали найти хотя бы несколько кинокадров отца Иоанна. Все вспоминают о его необычайной подвижности, стремительности. Он, даже будучи семидесятилетним старцем, буквально возносился по лестницам петербургских домов, так что его даже не могли догнать молодые. И вот увидеть батюшку в движении, в динамике – это же значит во многом представить его образ, поэтому на вес золота были бы любые кинокадры. Все начинали с этих поисков, но ничего не удалось найти, кроме единственных кадров погребения Батюшки. Но это же совсем не то…

http://pravoslavie.ru/36797.html

Григорий Богослов . Слова 38–41: Grégoire de Nazianze . Discours 38–41. Ed. C. Moreschini, P. Gallay. SC 358. Paris, 1990; Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1–2. Изд. Сойкина, б. г. (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994). Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1–6. М., 1843–1848. Григорий Нисский. Большое огласительное слово: Oratio catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa . Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903. Русский перевод: Восточные отцы IV века=Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. С. 77–403; Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Ч. 1–8. М., 1861–1871. Григорий Нисский. Против Евномия: Contra Eunomium. PG 45, 2481121; Gregorii Nysseni Opera I–II: Contra Eunomium libri. Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии; Письма: Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita . De coelesti hierarchia; De ecclesiastica hierarchia; De mystica theologia; Epistulae. Ed. G. Heil and A. M. Ritter. PTS 36. Berlin, 1991. Русские переводы: Восточные отцы V века=Восточные отцы и учители Церкви V века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева). М., 2000. С. 257–416; Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Пер. Г.М.Прохорова. СПб., 2003. Дидахи (Учение двенадцати апостолов): La doctrine de douze apôtres (Didachè). Ed. W. Rordorf, A. Tuilier. SC 248. Paris, 1978. Русский перевод: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 16–26. Иоанн Дамаскин. Точное изложение=Точное изложение православной веры: Die Schriften des Johannes von Damaskos II: Expositio fidei. Ed. B. Kotter. PTS 12. Berlin, 1973. Русские переводы: Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Троице-Сергиева лавра, 1993; Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997; Точное изложение православной веры/Пер. А. Бронзова. СПб., 1894.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010