Кроме уничижения неких святых имен простолюдье, случалось, толковало о мучениках, страстотерпцах, исповедниках, преподобных не по житиям их, а что в дурную голову взбредет, что на грешную душу падет, что явится в причудливом, порой и грубом воображении. Подобному уничижение в крестьянском календаре подвергся среди прочих и преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин (+435; память 13 марта), о чем подробно речено в главе про Николая Угодника. Повторим: «Великий постник и святой любомудр, будучи иеромонахом, с боговдохновением написал более десятка книг и заслужил похвалу преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта) : «...Великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». И сей святой в крестьянском календаре - Касьян-немилостивый, что в легендах унизительно сравнивался с Николой Угодником, которого любил и любит русский крещенный люд. Разумеется, Иоанн Кассиан Римлянин (435), святой богослов, смиренный инок, ничего общего не имеет с Касьяном из народных легенд. Измышленный крестьянами Касьян выпадает раз в четыре года - это обычно тяжелый, високосный год, отчего тот и прозван крестьянами: немилостивый, завистливый, злопамятный, коварный. Касьян на что взглянет, то и вянет; на лес взглянет - лес мрет. Касьян косоглазый - может сглазить. Зинул Касьян на крестьян (изурочил, сглазил). Касьян все косой косит. «О Кассиане идет суеверные сказание, что «...он приставлен на стражу ада, и Господь отпускает его на отдых в четвертый год; тогда 12 Апостолов вместо его становятся на страже ». (И. Снегирев). Уничижительно используя в природно-хозяйственном календаре имена святых, уничижая и огрубляя их в легендах, крестьяне тяжко прегрешали, за что и осуждали их православные боголюбы и богомолы. Не ведающие азы, буки, веди и не читавшие Святого Писания, Четьих Миней, хотя и слышавшие на божественных литургиях, сельские жители относились к христианским святым с коленопреклонной, молитвен­ной любовью, но в обыденной жизни, забывая о их душеспасительном предназначении и по-свойски сближали святых с крестьянской жизнью, обыденной и праздничной. Прости, Господи, как прощаешь чад скудоумных...

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

По его советам через два года в издательстве «Родник» вышла книга Иоанна Кронштадтского «Годичный круг поучений», а через 20 лет в издательстве Института русской цивилизации книга Иоанна Кронштадтского «Я предвижу восстановление мощной России». Среди классических трудов русской мысли, выпущенных Институтом русской цивилизации, книга эта, подготовленная доктором исторических наук А.Д. Каплиным, стала одной из самых сильных и востребованных читателями. В ней раскрывались духовные взгляды святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, его понимание основ православной жизни русского народа, значимости любви к Отечеству Небесному и Отечеству земному, превосходства самодержавия как Богом указанной и узаконенной формы государственного правления над всеми другими формами правления. Святой обличал католицизм, протестантизм, сектантство, Льва Толстого, различные пороки, получившие распространение как в среде интеллигенции, так и в жизни простого народа. Терновый мой венец Обращаясь к русским людям, Иоанн Кронштадтский говорил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек!.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу и вам, и России». «Я предвижу, – писал отец Иоанн, – восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях... мучеников... как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу. И будет, по завету князя Владимира, – как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Выражая дух живого народного Православия, Союз православных братств выступил первым инициатором канонизации Царской семьи. В 1991 году его активисты собирают подписи под исповедническим воззванием за канонизацию Царственных мучеников. В Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге, Царицыне, Ялте, Архангельске, Пскове и других городах организуются православные заставы по сбору подписей. Были собраны тысячи подписей. Многие православные на коленях, со слезами на глазах, молились перед святыми ликами Царственных мучеников о заступничестве их перед Богом. В значительной части русских церквей появились святые иконы Царя-мученика Николая и Царственных страстотерпцев. На 2-м съезде Союза православных братств было принято решение просить церковное священноначалие осуществить канонизацию Царственных мучеников, а в 1992 году Союз обращается с этой просьбой прямо к патриарху.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/01/...

19 мая 1935 года следователь НКВД допросил Агентова в качестве свидетеля, который так рассказал об этой беседе: «За чаем возник разговор на политическую тему, в процессе которого Честнов произнес антисоветскую по содержанию речь: если бы русский народ твердо держался своей православной веры и был бы вооружен духом русского патриотизма, тогда бы не посмела советская власть арестовать ни одного нашего священника, потому что народ единодушно, все как один вышли бы на защиту духовенства. Русский народ попал под пагубную агитацию большевиков, забыл свою православную веру и потерял дух патриотизма. Германия так сильна потому, что в ней силен дух патриотизма, сильна любовь к своему отечеству. Во всех странах Европы каждая нация, каждая религиозная группа дорожит и поддерживает свою самостоятельность. Честнов делал вывод о неизбежности войны, заявляя, что вся международная политика сейчас сводится к тому, чтобы заставить Германию уничтожить большевизм, ибо она является виновницей этого, потому что она в Россию привезла в запломбированном вагоне товарища Ленина. Продолжая говорить, Честнов заявил: сейчас Германия под давлением всех держав должна начать войну против СССР, а за ней пойдут все остальные державы, имея одну цель – уничтожить большевизм, который угрожает всему миру». В тот же день, 19 мая, отец Иоанн был арестован. На обороте ордера на арест он написал: «Прочитанное мне настоящее постановление подписывать отказываюсь, так как в предъявленном мне обвинении, изложенном в настоящем постановлении, виновным себя не признаю». Начались допросы. – Следствием установлено, что вы, гражданин Честнов, будучи в квартире церковного старосты Волкова, рассуждали на политическую тему, высказывались, в частности, о том, что русский народ подпал под вредное влияние большевиков, забыл православную веру и потерял дух патриотизма, высказывая необходимость укрепления православной веры и русского патриотизма в стране, то есть в бывшей России, приведя в пример этого Германию. Вы себя в этом виновным признаете?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 Прем.12:1 , Прем. 1:7 . 5 Преподобный Петр Дамаскин . Творения. Книга вторая – 24 Слова. Слово 9. 6 Преподобный Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. 7 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 8 Там же. 9 Святитель Григорий Богослов . PG (Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J.-P. Migne). 37,1325–1327=2.97. Преподобный Максим Исповедник . Различные богословские и домостроительные главы. 10 Преподобный Никита Студийский. Третья сотница умозрительных глав сотница о любви и совершенстве жизни. Добр. Т. 5. 11 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 12 1Тим. 6:16 . 13 Ин. 1:14 14 Кол. 2:9 15 Св. Феофил Антиохийский . Цит.: А. И. Сидоров . Курс патрологии. 16 Св. Григорий Палама . Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. 17 Митрополит Макарий (Булгаков) . Догматическое богословие. 18 Исаия 44:9–20 19 Исаия 44:20 20 Марк. 12:29 21 Св. Григорий Палама. Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. 22 Св. Игнатий Брянчанинов . Слово о чувственном и духовном видении духов 23 Ин. 1:18 24 1Тим. 1:17 25 Второзаконие 4:15–19 26 Рим. 1:23 27 Дионисий Ареопагит . О Мистическом богословии. Глава 4. Что ничем из чувственного не является, превосходя его, Причина всего чувственного. 28 Рудра: Русский толковый словарь Махабхараты. Составлен на основании: Махабхарата II. – Бхагавадгита (часть II) (книга VI, гл. 25–42). Санскритский текст, симфонический словарь академика АН ТССР Б.Л. Смирнова. 29 Дионисий Ареопагит. О Мистическом богословии. Глава 4. Что ничем из чувственного не является, превосходя его, Причина всего чувственного. 30 Гимн Шаторудрия Яджурведы. 31 Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке. 32 Максим Исповедник. Комментарии к Дионисию Ареопагиту . О Божественных именах. Глава 4. 33 Ниларудра Упанишада. 34 Шветашватара Упанишада. 35 Там же. 36 Дионисий Ареопагит. О Мистическом богословии. Глава 7,9. 37 Евр. 4, 13 38 Шива Махапурана. Глава 5. Величие лингама Шивы.

http://azbyka.ru/misticheskoe-bogoslovie...

Такая жертвенность и подвиги благочестия оказали благотворное влияние на его хозяина, ставшего к тому времени самым богатым и уважаемым среди горожан. Однажды хозяин решил отправиться в паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину, и после долгого и изнурительного путешествия прибыл в священный город. Через несколько недель после отъезда хозяина его жена пригласила родственников и друзей на большой ужин, чтобы гости смогли выразить свои пожелания благополучного возвращения ее супруга. Когда Иоанн вошел в зал, неся гостям обильный плов, хозяйка дома воскликнула: «Как был бы рад муж, если бы был с нами, ведь плов – его любимое блюдо!» Иоанн на некоторое время предался безмолвной молитве, а затем попросил хозяйку дать ему блюдо с пловом, чтобы послать хозяину в Мекку. Гости стали насмехаться над ним, а хозяйка с улыбкой подала блюдо с пловом. Иоанн вернулся в конюшню и обратился к Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14: 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Затем он возвратился в зал, где шло пиршество, и сообщил, что блюдо прибыло по назначению. Все рассмеялись и стали обвинять его в том, что он украдкой сам съел весь плов. Однако хозяин, вернувшись из паломничества, привез с собой пустое блюдо, украшенное его инициалами, и рассказал, что однажды вечером, вернувшись в свой шатер, обнаружил это блюдо, наполненное вкусным пловом. Все домочадцы были потрясены рассказом и, призывая Аллаха, стали с тех пор относиться к христианскому невольнику с уважением и почтением. Иоанну предлагали свободу, более достойную комнату, но святой отказался, сказав, что предпочитает остаться в своем углу в конюшне, где ему лучше славить Господа. Так в благочестии он и жил долгие годы. Заболев, Иоанн попросил священника принести ему святое причастие. Тот, опасаясь открыто принести святыню в дом мусульманина, спрятал его в яблоко, которое и передал святому. Так Иоанн получил напутствие в жизнь вечную и почил в мире 27 мая 1730 года, чтобы получить славную свободу чад Божиих.

http://pravoslavie.ru/54128.html

597В (рус. пер.: Немезий, еп. Емесский. О природе человека/Пер. с греч. с прим., с прилож. предисловий и словаря, Ф.С. Владимирского. Почаев, 1905. С. 70).   Прп. Исаак Сирин утверждая, что «движение одной отличается от движения другого», и что «воля одной отличается от воли другого», отмечает по этому поводу: душа «естественно участвует в телесных скорбях, так как ее собственное движение было связано с движением телесным непостижимой мудростью [Создателя]» (Слова подвижнические. 4; ср. рус. пер.: Указ изд. С. 22–23). Об отражении в душе телесных движений см. также: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 64, 65; Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 2. 89, 92; idem. Quaestiones et dubia. 149. «Тогда как прочие производят в душе помыслы, мысли и представления, пользуясь изменениями тела, Господь делает противоположное: Он входит в сам ум и влагает в него ведение о тех вещах, какие Ему угодны; посредством же ума Он унимает и невоздержанность тела» (Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 64). (Цит. по: Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения/Пер. с др.-греч., вступ. статья и комм. А.И. Сидорова. М., 1994. С. 83. Далее русский перевод других творений аввы Евагрия цитируется по этому же изданию, в ссылках на него принято сокращение: Указ. изд. — Ред.) Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 2. 92 (рус. пер.: Максим Исповедник, прп. Творения: В 2 кн. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты/Пер. с др.-греч., вступ. статья и комм. А.И. Сидорова. М., 1993. С. 120). См.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. XIV. 5; Немесий Эмесский. О природе человека. 2; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 12; S. Nicetas Stethatos. De l’ame. 62. Можно также сказать, что состояние души полностью отпечатывается на теле и особенно на лице. Именно так, замечает прп. Иоанн Кассиан Римлянин, духовные люди могут «узнать по облику, по лицу, по внешнему виду человека его внутреннее состояние» (Собеседования египетских подвижников. 7. 1). В Ветхом Завете уже отмечалось: «Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое» (Сир 13, 31).

http://pravoslavie.ru/2882.html

Церковнославянский фрагмент Русский фрагмент Утверди в вере сей сея веры и сего чаяния достойно жительствовати вразуми (Иоанн 1894, с. 100), во исполнение премудрости во еже научити вся люди вере и заповедем Твоим, в просвещение света моего пред людьми Твоими, яко да видят моя добрыя дела и прославят Тебя Отца нашего иже на небесех (Иоанн 1894, с. 105). Ты и в самом причащении нашем Животворящих Твоих Тайн уже возводишь нас на небо: ибо где Ты, там и небо и небо небесе и даровав Себя Самого верным, Ты вместе с Собою уже даруеши и царство небесное, царство будущее, в залог Пречистого Тела и Крови Твоей (Иоанн 1894, с. 101–102). В целом язык молитв прав. Иоанна Кронштадтского , как келейных, так и литургийных, является достаточно близким к русскому литературному языку по своему синтаксическому строю и лексическому составу. Во всяком случае, на русский литературный язык эти тексты ориентированы не в меньшей, а то и в большей степени, чем на язык стандартных богослужебных книг. 5.5. Молитвы Оптинских старцев Значительное распространение получили молитвы, составленные Оптинскими старцами. В последние годы вышел ряд изданий, содержащих эти тексты. Мы опирались на изданный в 1999 г. Свято-Введенской Оптиной Пустынью Православный молитвослов (в дальнейшем Молитвослов опт. 1999), а также на вышедший в Самаре Оптинский молитвослов 1998. Наибольшей известностью пользуется «Молитва последних Оптинских старцев», текст которой публиковался неоднократно. 195 «Молитва последних Оптинских старцев» значительно отличается от других оптинских молитв по языку. Этот текст написан на чисто русском языке, без каких-либо славянских вкраплений. Кроме «Молитвы последних Оптинских старцев» известны: молитва преп. Никона исповедника (при скорби), молитва преп. Иосифа (при нашествии помыслов), молитва преп. Макария (при плотской брани), молитва преп. Анатолия (Потапова), молитва преп. Нектария, три молитвы преп. Антония (о семье, за врагов, о начале всякого дела). В целом язык этих молитв можно охарактеризовать как церковнославянский. Однако в текстах нет специфических лексических и синтаксических славянизмов, то есть для понимания этих текстов достаточно знания современного русского языка: порядок слов приближен к порядку слов в русском языке, лексика, встречающаяся в молитвах, является общей для славянского и русского языков. 5.6. Митрополит Трифон (Туркестанов) 196

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

P. 12–51, 72–149. Это же издание в сокращенном виде и с английским переводом: Maximus the Confessor and his Companions. Documents from Exile/Ed. and transl. by P. Alien and B. Neil. Oxford, 2002. P. 48–74, 76–119,120–123. Русский перевод в разбивку, ориентирующийся, правда, на не совсем корректный греческий текст, см.: Творения святого отца нашего Максима Исповедника. Часть первая. Житие преподобного Максима и служба ему/Перевод, издание и примечания проф. М. Д. Муретова. Сергиев Посад, 1915. 5 На русском языке см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994. C. 438–506;Протопресвитер Иоанн Мейенодорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 245–270. См. также наше предисловие к кн.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. М., 1993. C. 935. 6 См. на сей счет ряд совершенно верных наблюдений в кн.: Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453 гг.). Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. C. 19–25. 7 На основе молчаливого признания папой “Типоса”. См. Hefele Ch. J. — Le-clercq H. Histoire des conciles. T. III. Pt. 1. Paris, 1909. P. 470–471. 8 Святитель Кирилл Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. C. 307. 9 См. на сей счет ряд точных наблюдений в кн.: Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur (580–662). Paris, 2003. P. 205–210. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/nekotoryie-aspektyi-ek...

Два саккоса святого Фотия, Всероссийского митрополита (1408–1431). Первый из них украшен, священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотом и обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нём по плану и в порядке, что придаёт сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса вышиты: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход во Иерусалим, Положение во гроб, Тайная Вечеря, Сошествие во ад, царь Соломон и пророки: Давид, Исаия, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, царь Константин и Елена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний; святые: Пётр Александрийский, Иоанн Златоуст , Вывила, Кирилл, Тарасий, Климент папа Римский, Григорий Богослов , Игнатий Богоносец , Афанасий Великий , Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский , Григорий Декаполит , Андрей Критский , Григорий Нисский , Трифиллий, Григорий Двоеслов , Спиридон, Епифаний Кипрский , Григорий Акрагантийский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: Жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский великий князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Святого Духа на апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о Чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, Воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон; святые: Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин , Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Амвросий, Поликарп Смирнский , Анания Дамасский, Дионисий, Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский , Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мученики: Прокопий, Феодор, Никита, Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие оплечными, в греческом характере, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посредине его греческими словами Символ веры , который служит драгоценным памятником греческого правоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Лит.: Дивеев . Жертвы долга//Двуглавый орел. 1922. Вып. 31; Гумеров А., свящ. Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864–1918)//Православие. Ru . Сайт Сретенского монастыря. 2002. 5 Дурново Н.Н. Протоиерей И.И.Восторгов и его политическая деятельность. М., 1908; Его же. Несколько слов «восторговцам». По поводу брошюры «Протоиерей И.И.Восторгов и его политическая деятельность». М., 1908; Его же. Новые подвиги протоирея И.И.Восторгова и его оправдание. М., 1909; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной. Париж, 1954; М., 1994; Женские богословские курсы в Москве. М., 1910; Иноземцева З.П. О роли образовательных реформ в подготовке революционного переворота в России в 1917 году (по трудам святых протоиерея Иоанна (Восторгова) и епископа Гермогена (Долганова). Доклад на XIII Рождественских образовательных чтениях//Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович//Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Энциклопедия. М., 1996; Его же. Правые партии в России. 1911–1917 гг. М., 2001; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993; Правда о расколе в среде правых. (Из ярославской газеты «Русский народ»). СПб., 1909; Правые в 1915 – февр. 1917 (По перлюстрированным Департаментом полиции письмам)//Минувшее. Т. 14. М.-СПб., 1993; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт./Сост., вст. ст., коммент. Ю.И.Кирьянова. М., 1998; Сборник Съезда Русских Людей в Москве. 27 сент. – 4 окт. 1909. М. 1910; Светозарский А. Пастырь добрый. Жизнеописание прот. Иоанна Восторгова//Глаголы жизни. 1992. 1(2); Степанов А. Восторгов Иоанн Иоаннович//Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003; Степанов А.Д. Делатель любви. Священномученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов (1867 или 1864–1918)//Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века./Сост. и ред. А.Д.Степанов, А.А.Иванов. СПб., 2006; Союз Русского Народа по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. М.-Л., 1929; Тальберг Н.Д. Памяти протоиерея Иоанна Восторгова (к сорокалетию его мученической кончины)//Православная Русь (Джорданвилль). 1958. 8 (Тальберг Н.Д. О Вере, Царе и Отечестве. От Крещения Руси до клятвопреступного бунта. Кн. 1. М., 2004); Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906.

http://ruskline.ru/author/v/vostorgov_io...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010