«Ты Господь, научивший меня просить, искать и стучать, и поэтому, вспомнив Твое увещевание, я прошу, ищу и стучу, потому что Ты все держишь, все исполняешь, все объемлешь и все превосходишь, все поддерживаешь и подаешь сверх всякой меры, тому, кому ничего не должен». Да, это Тот Христос, Который каждому другу Иова дарует дух боголюбивой любви, святого терпения, христоподражательного незлобия и прощения, божественного забвения. Так как Иов был примером жизни: «Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая, не угрожал». 72 Я не только не осуждаю тех, кто меня обвиняет, но называю их благодетелями. Для подвизающегося христианина ближний – не ад, а Рай ! «Тот, кто мне вредит, есть раскаленное железо Иисусово» – скажет нам святой Иоанн Синаит. «Отбросьте искушения, и не будет никого, кто спасется» – говорит нам святой Антоний, учитель пустыни, опытный в ловушках дьявола. «Никто не может войти в Царствие Небесное, не претерпев искушения». «Кто бы даровал венцы святым мученикам, если не их судьи, и кто стал причиной того, что святой первомученик Стефан насладился такой небесной славой, если не те, кто кидал в него камни» – советует, воодушевляет мирной и убедительной мудростью свыше преподобный старец Порфирий. Авва Зосима идет еще дальше и говорит: «Помяни того, кто насмеялся над тобой или огорчил тебя, причинил тебе вред или сделал какое-либо иное зло, как своего врачевателя. Христос послал его, чтобы исцелить тебя». «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» 73 – хвалится апостол языцев Павел и далее перечисляет как подвиги, честь и славу, все то, что он претерпел за Христа. И он не сожалеет о скорбях, наказаниях, голоде, жажде, стуже, оковах, судах, тюрьмах, войнах, страданиях и смертоносных опасностях, с которыми он столкнулся. Благодаря Богу и его Вечному Царствию «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления...» 74 – снова говорит славный апостол Павел о святых, когда описывает их бесчисленные испытания, которые они претерпели и «за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». 75

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Иисус отвечает диаволу: и помимо хлеба у Бога есть много способов насытить человека, ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было необходимо, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит; значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не упадёт без воли Божией, то тем паче Бог не попустит Мне умереть с голоду. Надо только во всём предать себя благому Божиему попечению. А Бог может и единым Своим словом утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ( Ин. 4:34 ). И беседа с Богом, молитва , для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей Плоти чудесным образом. Искушение от плоти победил Он воздержанием. Но диавол хорошо знает, что если человека нельзя победить чревоугодием, то иногда легко обольстить гордостью, тщеславием и корыстолюбием. И честолюбец, и корыстолюбец часто забывают о пище, занятые заботами о почестях и богатстве. А тот, кто победил искушение похоти, легко может забыться, вообразить себя в полной безопасности и не заметить, как подкрадётся враг с другой стороны. И вот сатана пытается искусить Христа безграничным упованием на Бога и духовной гордостью. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею . ( Пс. 90:11–12 ) Диавол берёт Его не насильственно, не влечёт против воли Его, а просто предлагает Ему сопровождать его в Иерусалим. Под крылом храма, вероятно, имеется ввиду часть кровли на притворе Соломоновом, откуда, по словам Иудейского историка Иосифа Флавия, нельзя было и смотреть вниз, к потоку Кедронскому, без головокружения, – так было высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

IV. Итак, если даже твоему Блаженству стало известно, что Пелагий оправдан теми епископскими деяниями, кои, говорят, были на востоке, то все же самое заблуждение и нечестие, имеющее уже многих приверженцев, рассеянных по разным странам, должно быть анафематствовано даже авторитетом апостольского престола. Пусть рассмотрит твоя Святость и отечески поскорбит чувствами о том, как смертоносно и гибельно для овец стада Христова то, что необходимо следует из святотатственных рассуждений их, именно, что мы не должны молиться – «не введи нас в искушение», как завещал Господь своим ученикам, или молиться, чтобы не ослабевала вера наша, как Господь молился за Петра ( Лук.22:33 ). «Ибо, если это возможно силою природы и решением воли, то всякий видит, что напрасно Господь молился и ошибочно люди просят в молитве того, что может быть исполнено силами нашей природы, и что не должен бы Господь говорить; «бдите и молитесь», но только – «бдите», чтобы не впасть в искушение, и не должен бы говорить Петру, первому из апостолов, – «я молился за тебя», но увещаю или приказываю и наставляю, ,,чтобы не оскудела вера твоя». V. Мысль их противоречит и совершаемым нами благословениям, так как, по ней, мы напрасно молимся о народе, чтобы он угождал Богу правою и благочестивою жизнию, и напрасно молился Апостол: преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам по богатству славы своей крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке 93 . Если захотим, благословляя народ, сказать: дай им, Господи, утвердиться в добродетели чрез Духа Твоего, то они будут противиться нам, утверждая, что мы отвергаем свободное решение, если просим у Бога того, что в нашей власти: если, говорят, хотим утвердиться в добродетели, то можем это по силе природы, которую получили при творении. VI. Они отвергают даже крещение детей во спасение, которое даруется чрез Христа Спасителя, и ядоносным своим учением на вечность убивают их, утверждая, что даже некрещеные имеют жизнь вечную и что не относится к ним слово Господа: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее 94 , потому что, говорят, те (дети) не погибнут, и нет в них ничего, что нуждалось бы в спасении или выкупалось бы такою ценой; ничто в них не повреждено, ничто не держит их под властию диавола, и не за них пролита кровь, пролитая в оставление грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Итак, не по недостатку какому–либо нищ, но нищ духом, о каковых сказано: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5,3). Поистине, блаженны нищие, ибо получили то, чего не имели богатые. Из их числа и тот пророческий нищий, о котором написано: Сей нищий воззвал, — и Господь услышал (Пс. 33:7). Из этого народа происходит говоривший: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3,6). Нищий этот — виновник убогого народа — говорит: Боже хвалы моей! не промолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь (Пс. 108,1–4). Молитва есть добрый щит, которым прогоняются все раскаленные стрелы лукавого. Молился Господь Иисус, и подражателем Его был Валентиниан. Но, может быть, кто–нибудь скажет: какую пользу принесла ему молитва? В начале своей жизни скончался. Но я говорю здесь о скорой смерти, а не о ее роде: ибо употребляю голос не обвинения, но сожаления. Молился Господь и распят был, ибо молился, чтобы истребить грех мира. Послушаем же, о чем молится Христов ученик: конечно, о том, что повелел учитель. Повелел же, чтобы мы бодрствовали и молились, да не впадем в искушение, то есть, да не впадем в грех. Искушение христианина, когда его касается бедствие его души, бояться же смерти не есть совершенство. Просить должны мы за самих врагов наших и молить за гонящих нас, как Господь молился, восклицая: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23,34). Усмотри здесь великое милосердие. Люди гнали своего Творца, а Он прощал им самые тяжкие прегрешения и еще извинял их неведением, говоря:ибо не знают, что делают. Ибо если бы знали, то не дерзнули бы гнать Господа своего и видели бы в Его власти свое спасение. Гонители Христа не недовольны были Его умерщвлением, но употребляли еще хулы и злословия, как Сам говорит: они проклинают, а Ты благослови (Пс. 108,28). Этим научил нас не бояться злословии гонящих нас, ибо мы имеем виновника благословения, научил не огорчаться проклятиями, имея Архиерея, могущего снять с нас всякое проклятие. Валентиниан не страшился смерти, но одного себя больше всех винил, говоря, что несправедливо невинных подвергать зависти, несправедливо, чтобы другие за него бедствовали. Желал более себе смерти, чтобы самому не быть причиной смерти других. Это сходно с Евангельским словом Господним: итак, если Меня ищите, оставьте их, пусть идут (Ин. 18,8). И так умер за всех, кого он любил, и по этому случаю друзья его были недовольны, что не они все могли умереть за него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

О молитве Господней Поучение 13. Отче наш, иже еси на небесех Ныне и в следующих поучениях будем говорить о молитве Господней: Отче наш. Эта молитва называется молитвою Господнею потому, что ее дал Сам Иисус Христос, Господь и Бог наш. Об этом евангелист Лука свидетельствует так: «случилось, что, когда (Иисус) в некоем месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя ( Лк.11:1 ). Иисус сказал Своим ученикам в ответ: Егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже ecu на небесех, да святится имя Твое: да приидет царствие Твое: да бу­дет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф.6:9 –12). Апостол Павел говорит: «мы не знаем, о чем, и как нам должно молиться» ( Рим.8:26 ): поэтому ми­лосердый Господь даровал нам молитву, которая со­ответствуем нуждам и обстоятельствам всякого молящегося, и которую мог даровать человекам только еди­нородный Сын Божии, сый в лоне Отчи, пришедший в мир спасти человеков. В молитве Господней обращаемся мы к Богу, как Отцу всех человеков, говоря: Отче наш иже ecu на небесех, и просим, чтобы 1) Он от всех был познаваем и прославляем: да святится имя Твое 2) чтобы все ему покорялись, как Царю премудрому, всесвятому и всеблагому: да приидет царствие Твое; 8) чтобы все исполняли святую волю Его, подобно святым Ангелам, стремясь к вечному блаженству: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; 4) чтобы всем даровал пи­щу и одежду и все необходимое хлеб наш насущный даждь нам днесь; 5) чтобы простил всем грехи: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; 6) чтобы хранил всех нас человеков от тяжких искушений: и не введи нас во искушение, и 7) от всяких зол души и тела: но избави нас от лукаваго. Всякая другая наша молитва по духу должна быть со­гласна с этою молитвою Господнею. А если не будет согласна с этою молитвою, то не будет угодна Богу. Ибо Иисус Христос заповедал молить Отца во имя Свое и обещал, что такие молитвы будут услышаны Отцом. Аминь аминь глаголю вам, учит Господь, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:28 ). Поэтому, когда с благоговением произносим мы молитву Господню, прося у Отца Небесного того, чего заповедал просить Спаситель; тогда просим мы не толь­ко во имя Иисуса Христа, Сына Божия, по заповеди Его, но и словами Его; тогда можем надеяться, что наша мо­литва, смиренно приносимая, будет угодна Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

03 апреля. «Сам Он претерпел, быв искушен» ( Евр. 2:18 ) Мучает ли нас искушение, тревожат ли сомнения, пойдем с ними прямо к Тому, Кто, «быв искушен, может и искушаемым помочь». Пойдем со всеми гнетущими нас мыслями, которых мы стыдимся и которые ненавидим, – теми мыслями, которые мы не могли бы высказать никому, – и выскажем их Тому Единому, Кто может помочь, потому что и Он претерпел искушение. С глубоким чувством сокрушения, в сознании своего греха, пойдем к Иисусу, Который «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ). Не будем медлить, не будем откладывать ни на минуту, пойдем сейчас, изольем всю душу нашу пред Ним, выплачем пред Ним все наши слезы, возлюбим Его много, чтобы многое нам было прощено ( Лк. 7:47 ). Тогда все сомнения наши исчезнут, мы победим искушение, и «Господь нас исполнит и преисполнит любовию друг к другу и ко всем, чтобы утвердить сердца наши непорочными во святыни пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа, со всеми святыми Его» ( 1Фес. 3:12–13 ). Как обрести Божий кров? 04 апреля. «Живущий под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» ( Пс.90:1–2 ) Милосердый Господь принимает с любовью всякого приходящего к Нему. Одни, как нищие, останавливаются у порога Его дома и стараются наполнить корзину свою только крохами, и их Он не отпускает с пустыми руками. Другие довольствуются положением слуг; они живут в Его доме, стараются исполнять Его волю, имеют с Ним сношение, но, исполнив назначенный им труд, не отдыхают внутри жилища Его, а переходят к своим делам. Есть, наконец, и дети Божии; эти всегда пребывают с Ним, они живут в Его присутствии, всегда у Него дома, знают сердце Его, и им Он говорит: «Сын Мой, ты всегда со Мною, и все Мое – твое» ( Лк. 15:31 ). Пусть каждый спросит у себя, кто он – проситель, слуга или сын. Слова псалма написаны человеком, который «пребывает» с Господом. Нашел в Боге покой, удовлетворение души и родной кров. Лишь тот, кто ищет, – найдет этот кров, эту благодать, о которой всякий может сказать: «Она будет моею, я взыщу усердно, пока не найду ее». Но нерадивое сердце этого никогда не достигнет. Господь призывает всех нас к Себе, как детей Своих, Он предлагает нам кров Свой и под сенью Своей дает успокоение. Поспешим же укрыться в этом верном пристанище от злого веяния соблазна, от бури сомнения, от греха, от искушения, и, пребывая в Нем, мы найдем мир и покой душам нашим. Как следует угождать ближнему?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

«Благодать вам и мир». Видишь ли, что послание начинается прямо похвалами? «Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших». Благодарением за них Бога (апостол) свидетельствует о великом их преуспеянии, когда не только хвалит их, но и благодарит Бога, как совершителя всего их преуспевания. Но вместе с тем он научает их и смирению, как бы говоря, что все это есть дело силы Божией. Итак, он говорит о благодарении по причине их добрых дел, а о воспоминании их в молитвах – по своей любви к ним. Потом, желая показать, что он вспоминает о них не только в молитвах, но и помимо молитвы, говорит, подобно как и во многих других местах: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим». Что значит «постоянно помня»? Или то, что памятуя пред Богом и Отцом, или – памятуя труд любви, сущий пред Богом и Отцом нашим. Не сказал просто: «непрестанно памятуя дело веры», но – «ваше». И опять, чтобы ты не подумал, что самое это: «ваше» сказано без цели, прибавил – «пред Богом и Отцом нашим». Так как никто из людей не прославлял их подвигов, никто не воздавал им награды, то он и присовокупил это, как бы говоря: дерзайте – вы подвизаетесь пред Богом. Что же такое – «дело веры»? Это значит: ничто не поколебало вашего постоянства. Вот что есть дело веры! Если веруешь, все терпи; а если не терпишь, то и не веруешь. Разве не таковы (данные нам) обетования, что они могут склонить верующего к перенесению тысячи смертей? Нам обещаны небесное царство, бессмертие, вечная жизнь. Итак, кто верует, тот все перенесет, потому что вера показывается делами. Справедливо поэтому так сказал (апостол), желая выразить: вы не только показали веру, но оправдали ее делами, постоянством, усердием. «И труд любви». Что за труд кое-как любить? Нет никакого. Но любить в собственном смысле – труд великий. В самом деле, когда восстают бесчисленные искушения, чтобы отвлечь нас от любви, между тем мы твердо противостоим всему, – не труд ли это, скажи мне? А чего не потерпели (фессалоникийцы), чтобы не изменить любви? Не приступили ли враги проповеди к принявшему в дом свой Павла, и, не нашедши (апостола), не повлекли ли самого Иасона к городским начальникам ( Деян.17:5–6 )? Малый ли это труд, скажи мне, перенести такую бурю, такие искушения, когда семена проповеди еще не успели укорениться? И требовали от него удостоверения. И когда, говорится, было дано удостоверение, он отослал Павла ( Деян.17:9 ). Малый ли это подвиг, – скажи мне? Не подвергал ли он даже себя самого опасности для него (апостола)? Вот это и называет (апостол) трудом любви, – до такой степени простиралась преданность (к нему фессалоникийцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010