После сорокадневного поста Господь Иисус Христос был трижды искушаем дьяволом , и всякий раз Он побеждал искусителя. 152. В чем состояло первое искушение Господа Иисуса Христа? Первое искушение Господа Иисуса Христа состояло в том, что к Нему приступил искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мат.4, 3). 153. Что ответил Господь Иисус Христос на это первое искушение? На это первое искушение Господь Иисус Христос ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мат.4, 4). 154. В чем состояло второе искушение? Второе искушение состояло в том, что дьявол , поставив Господа Иисуса Христа на крыле храма, сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лука 4, 9). 155. Что ответил Господь Иисус Христос на это второе искушение? На это второе искушение Господь Иисус Христос ответил: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мат.4, 7). 156. В чем состояло третье искушение? Третье искушение состояло в том, что, показав с высокой горы Господу Иисусу Христу все царства мира и славу их, дьявол Ему сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» (Мат.4, 8–9). 157. Что ответил Господь Иисус Христос на это третье искушение? На это третье искушение Господь Иисус Христос ответил: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мат.4, 10). 158. Что сделал Господь Иисус Христос после преодоления троякого дьявольского искушения? После преодоления троякого дьявольского искушения, Господь Иисус Христос начал открыто исполнять Свое послание Спасителя мира. 159. Мог ли кто-нибудь из людей избавить человечество от греха? Из людей никто не мог избавить человечество от греха, потому что: 1. все люди родятся с первородным (наследственным) грехом и сами грешат; 2. кто сам в грехе, тот самого себя не может избавить от греха, а тем менее спасти от греха все человечество, будь он даже самым выдающимся среди людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

После сорокадневного поста Господь Иисус Христос был трижды искушаем дьяволом , и всякий раз Он побеждал искусителя. 152. В чем состояло первое искушение Господа Иисуса Христа? Первое искушение Господа Иисуса Христа состояло в том, что к Нему приступил искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Мф.4:3 ). 153. Что ответил Господь Иисус Христос на это первое искушение? На это первое искушение Господь Иисус Христос ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). 154. В чем состояло второе искушение? Второе искушение состояло в том, что дьявол , поставив Господа Иисуса Христа на крыле храма, сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Лк.4:9 ). 155. Что ответил Господь Иисус Христос на это второе искушение? На это второе искушение Господь Иисус Христос ответил: «Написано также: “не искушай Господа Бога твоего”» ( Мф.4:7 ). 156. В чем состояло третье искушение? Третье искушение состояло в том, что, показав с высокой горы Господу Иисусу Христу все царства мира и славу их, дьявол Ему сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» ( Мф.4:8–9 ). 157. Что ответил Господь Иисус Христос на это третье искушение? На это третье искушение Господь Иисус Христос ответил: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). 158. Что сделал Господь Иисус Христос после преодоления троякого дьявольского искушения? После преодоления троякого дьявольского искушения Господь Иисус Христос начал открыто исполнять Свое послание Спасителя мира. 159. Мог ли кто-нибудь из людей избавить человечество от греха? Из людей никто не мог избавить человечество от греха, потому что: 1) все люди родятся с первородным (наследственным) грехом и сами грешат; 2) кто сам в грехе, тот самого себя не может избавить от греха, а тем более спасти от греха все человечество, будь он даже самым выдающимся среди людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

    147. Как отнесся св. Иоанн Креститель к Господу Иисусу Христу, пришедшему к нему креститься?    Св. Иоанн Креститель отказывался крестить Господа Иисуса Христа, потому что Иисус был безгрешным и не нуждался в покаянии и крещении (Мф.3:14).     148. Отчего же св. Иоанн Креститель все-таки крестил Господа Иисуса Христа?    Св. Иоанн Креститель крестил Господа Иисуса Христа из послушания к Нему (Мф.3:15).     149. Что случилось при крещении Господа Иисуса Христа?    При крещении Господа Иисуса Христа явился Святой Дух в виде голубя, а с неба был слышен голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16—17).     150. Куда ушел Господь Иисус Христос после Своего крещения?    После Своего крещения Господь Иисус Христос удалился в пустыню, в которой, молясь и строго постясь, пробыл в одиночестве сорок дней и сорок ночей (Мф.4:1—2).     151. Что произошло с Господом Иисусом Христом после сорокадневного поста?    После сорокадневного поста Господь Иисус Христос был трижды искушаем дьяволом, и всякий раз Он побеждал искусителя.     152. В чем состояло первое искушение Господа Иисуса Христа?    Первое искушение Господа Иисуса Христа состояло в том, что к Нему приступил искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3).     153. Что ответил Господь Иисус Христос на это первое искушение?    На это первое искушение Господь Иисус Христос ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).     154. В чем состояло второе искушение?    Второе искушение состояло в том, что дьявол, поставив Господа Иисуса Христа на крыле храма, сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк.4:9).     155. Что ответил Господь Иисус Христос на это второе искушение?    На это второе искушение Господь Иисус Христос ответил: «Написано также: “не искушай Господа Бога твоего”» (Мф.4:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Тот не беден, кто обладает Владыкой мира, Богом Словом, никогда не нуждается в необходимом. Ибо Слово – это достояние, ни в чем не нуждающееся и причина всякого благосостояния. Если кто-либо захочет сказать, что-де он видел, как праведник часто куска хлеба не имеет, то такое бывает редко и лишь там, где нет другого праведника. Пусть он прочтет следующее: не одним хлебом живет праведный, но Словом Божиим, Который есть истинный хлеб, хлеб с небес. Пока праведник имеет свое исповедание Бога неповрежденным, он никогда не терпит недостатка. В чем он нуждается, все то он может просить и все то может получать от Отца вселенной и наслаждаться тем, что принадлежит ему, если он сохраняет Сына (то есть пребывает в вере в Иисуса Христа. – прот. О.С. ). Возможно, что он не ощущает ни в чем недостатка. Слово (Логос), наш Педагог, наделяет нас богатством, и нет зависти в богатстве для тех, которые стяжали Им свободу от потребностей. Итак, тот, кто имеет такое богатство, наследует Царствие Божие» . Видите, братья и сестры, как важно знать Священное Писание, чтобы на любое искушение лукавого ответить святыми словами и положить таким образом ограждение нечестивым устам диавола. Блаженный Иероним добавляет: «А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над диаволом не могуществом Своим, а Своим смирением» . Действительно, Господь мог бы сказать сатане: «Изыди», – и лукавый, поджав хвост, убежал, но как бы тогда мы с вами научились стратегии борьбы с силами зла? Каждым поступком, каждым Своим словом и даже Своим молчанием Господь Иисус Христос в святом Евангелии научает нас. Посему не пропустим ни одного из уроков и из всего сделаем необходимые выводы. Далее сказано: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4: 5–6). Итак, первое искушение – это искушение чрева; второе искушениеискушение чудом и третье искушение – словом Писания.

http://pravoslavie.ru/93853.html

   Ибо искушения бывают, (как это видно) из Священного Писания, двух родов: один род — приятный, а другой — болезненный; один — добровольный, а другой — невольный. Первый из них есть родитель греха, а поэтому мы должны молиться, чтобы не подвергнуться ему, согласно наставлению Господа, говорящего: «И не введи нас во искушение» и ««Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). А второй (род искушений), наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое (искушение) и если он не будет пригвожден гвоздями порока, то услышит великого Иакова, явственно взывающего: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие» (Иак.1:2—4). Лукавый же злорадно наблюдает за теми и другими искушениями: за вольными и невольными. В случае первых он, сея в душе семена телесных наслаждений и раздражая ее ими, замышляет отвлечь ее от стремления к Божественной любви. Искушения же второго рода он сам (иногда) лукаво испрашивает, желая мучениями (и скорбями) погубить природу (человеческую) и понудить душу, изнемогшую в страданиях, воздвигнуть свои помышления на вражду с Создателем.    Но мы, ведая замыслы лукавого, возгнушаемся вольного искушения, чтобы не отвлечь своего стремления от Божественной любви; а (искушение) невольное, случающееся по Божию попущению, мужественно перенесем, дабы показать, что Создателя природы мы предпочитаем (самой) природе. И все мы, призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа, да избавимся от здешних наслаждений, исходящих от лукавого, и избежим будущих мук, становясь причастниками зримой сущности будущих благ, открываемой нам в Самом Христе Господе нашем, едином со Отцом и Святым Духом, славимом всеми тварями. Аминь.     Блаж. Феофилакт. Не входить в искушение значит не порываться на искушения. Ибо нам должно молить Бога не о том, чтобы Он наслал на нас искушение, но о том, чтобы отвратить его: а если постигнет, должно с мужеством переносить его. Нужно сказать, что искушений два вида. Одни произвольные, например: пьянство, убийство, прелюбодяние, и прочие страсти. Ибо этим искушениям мы сами подпадаем произвольно. Другие искушения — невольные, которым подвергают нас владыки и сильные. От произвольных-то искушений, т.е. от страстей нам должно убегать, молиться об избавлении от них и говорить: «не введи нас», не попусти нам впасть «во искушение», т.е. в произвольную страсть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

Господь Иисус рассматривает попытку диавола подтолкнуть Его, Сына Божия, к праздному чуду как род искушений Господа Бога. Мы читаем далее: «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Очень распространенное искушениеискушение Священным Писанием Очень распространенное искушениеискушение Священным Писанием. Сатана говорит: «заповедает о Тебе», то есть сказано или написано о Тебе. Диавол – первый религиозный диссидент, раскольник и сектант. Он использует слово Божие в своих собственных целях и всегда выхватывает библейский текст из контекста. В пустыне он цитирует Священное Писание с единственной целью – соблазнить Христа Иисуса. Как и в идеологической «пустыне» постсоветского мира, в 1990-х, сразу появилось множество сектантов с библейскими «цитатами на всякий случай». Но как диавол может соблазнить святым словом Само воплощенное Слово (Логос)?! Господь Иисус Христос отвечает на его искушения словами Писания, и диавол и здесь терпит полное поражение. Далее диавол пытается искусить Сына Божия преимуществами политического господства над миром. Сказано: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4: 8–9). Вот, оказывается, в чем заключается секрет высшей политической власти: диавол дает ее тем, которые уже поклонились ему (поклонились – то есть присягнули ему на верность). Он показывает Христу «все царства мира и славу их» как свою собственность, как некую систему различных форм управления, которые всецело находятся под его, диавола, контролем . А разве дело обстоит иначе? Искушение Христа в пустыне. Фреска. Собор Монреале, Сицилия Наглость диавола не знает предела; он, покоривший себе «все царства мира и славу их», хочет теперь, чтобы и Сам Сын Божий, павши, поклонился ему. Блаженный Феофилакт пишет: «По своей гордости он (то есть диавол) признает мир своею собственностью» . Диавол, возможно, настолько обнаглел, что считает свою власть как бы и безграничной в пределах планеты, на которую он и был низвержен.

http://pravoslavie.ru/93853.html

«Бог благоволил вступить с нами в договор (говорит Августин). Он говорит тебе: прости, и Я прощу! Не простил ты – сам против себя идешь, а не Я». Необходимость прощать все обиды, чтобы получить прощение своих грехов, Христос объяснил особенно наглядно в притче о должнике ( Мф.18:21–35 ), которую окончил такими словами: Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Сознающий свою греховность, осуждающий себя, решающийся болше не грешить, естественно желает снять с себя ответственность за совершенные им грехи, а потому в раскаянии молить о прощении. Таким образом искренняя молитва о прощении грехов есть вместе с тем и покаяние во грехах. Кто не раскаивается в грехах своих, кто не признает себя грешным, тот не нуждается в прощении грехов и не молится о том. Покайтесь! Взывал Иоанн Креститель. Призывом к покаянию начал Свою проповедь и Иисус Христос. За покаянием следует молитва о помиловании. Нет покаяния без молитвы, нет и молитвы без покаяния. И не введи нас в искушение! Искушением называется вообще испытание. Искушать можно Бога и человека. По отношению к Богу, искушение выражается большей частью в требовании от Него доказательств Его всемогущества и милосердия. По отношению же к человеку, искушение выражается в испытании его нравственных сил склонением его к чему-либо безнравственному, греховному, или же в испытании его веры. Бог никого не искушает соблазном греха. Искушение Его выражается лишь в испытании веры (пример Авраама). Соблазном же греха искушает нас злой дух, а также люди и мы сами. Подвергаться искушениям, соблазнам – неизбежная участь каждого человека. И чем сильнее искушение, тем труднее борьба с ним, но за то тем приятнее победа, тем выше подвиг победителя. Сознавая неизбежность для человека искушения вообще, мы не должны, однако, на этом основании искать их, идти навстречу им. Это было бы слишком самонадеянно с нашей стороны. Напротив, зная слабость свою, мы должны всеми мерами избегать их сами и отвращать от них наших ближних. Но если искушение пришло, мы должны встретить его во всеоружии разума и воли, и победить его, устоять против соблазна, не поддаться ему. Если человек начнет свое самоисправление и возрождение, по наказаниям Иисуса Христа, с сознания своей духовной нищеты, и пройдет последовательно, с Божьей помощью, все ступени лестницы, ведущей к возможному для него совершенству, то дальнейшая борьба будет для него легка. Но и в таком случае, при всей легкости борьбы, он не должен забывать возможности своего падения, и потому постоянно должен молить Бога о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Действие греха на человека, как искушение собственною похотью, описывает ап. Иаков: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( υπο τς ιοιας επιθυμας Uak. I, 13. 14 ). На внешнюю сторону того же действия греха указывает Сам Иисус Христос в притче о сеятеле, по которой посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства ( μριμνα το ανος κα απτη το πλουτου) заглушает слово и оно бывает бесплодно ( Mф. XIII, 22 ; Лk. VIII, 14 ). Во всяком случае искушение и с той и с другой стороны проявляется в форме обольщения ( απτη) грехом ( απτη τς αμαρτας Ebp. III, 13 ) или злом ( α επιθυμαι τς πατης Eфec. IV, 22 ). Искушение в этой форме апостол Павел называет собственно человеческим искушением ( πειρασμς ανθρπινος 1Кор. Х, 18 ) 184 . Чрез обольщение сатана может действовать на человека ( 1Kop. VII, 5 ), но Бог не искушает человека злом, или пожеланиями ( Uak. I, 13 ). Человеческим это искушение должно быть названо потому, что оно всецелое основание имеет в самом человеке, в его греховности. И внешние предметы действуют на человека обольщением только потому, что встречают в нем страсти. Как всецело человеческое, обольщение есть искушение от греха и ко греху; поэтому оно ни в каком отношении не мирится с безгрешностью. 33 . Обольщение составляет один вид искушения. Другой вид искушения есть напасть, или испытание скорбями ( δοκιμ θλφεως 2 Кор, VIII, 2), или соблазн страданий ( Mф. XIII, 21 ). – Всякое страдание, равно ограничение, уничижение, может восприниматься или чувством или волею. Чувством страдание ощущается, как боль; для воли оно существует в качестве ограничения. На всякое страдание чувство отзывается с физической необходимостью; для воли страдание возможно при высшем развитии человеческого сознания и преимущественно религиозного, оно воспринимается волею с того момента, когда встречается в качестве ограничения с высшими стремлениями духа, когда принимается человеком с ясным сознанием своих высших религиозных задач, своего богосыновнего достоинства 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Искушение Христа. Дуччо. 1308–1311гг. Не случайно вторая часть беседы (у Луки третья) происходит на крыле Иерусалимского храма – главной святыни израильского народа. Историю этого народа знают оба собеседника. Из трех искушений третье (у Луки второе) является самым значительным по своей смысловой нагрузке: это искушение политической властью и могуществом. Диавол показывает Иисусу все царства мира и предлагает дать власть над ними. Условием ставится поклонение диаволу. Иисус отвергает искушение словами отойди от Меня, сатана, к которым прибавляет ссылку на Ветхий Завет: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Это слегка измененная версия слов, дважды приводимых в книге Второзаконие: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи ( Втор. 6:13; 10:20 ). Искушение земной властью преследовало Иисуса на протяжении всего времени Его служения: оно было связано с представлением о Мессии как политическом вожде, который придет, чтобы освободить Израиль от иноземного ига и стать царем над Израилем. Однако в данном случае диавол предлагает Иисусу политическую власть не только над Израилем, но над всеми царствами мира. Речь, следовательно, идет о более широком контексте понимания власти как таковой – не только в масштабах одной страны. Следует обратить внимание на то, как слова диавола переданы у Луки: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое ( Лк. 4:6–7 ). В отличие от Матфея, Лука прямо говорит о власти ( εξουσα) как предмете спора, и диавол в повествовании Луки претендует на то, что он не только обладает этой властью, но и дает ее кому хочет. О какой власти идет речь и почему Иисус отвергает ее? Ни Ветхому Завету, ни христианству никогда не было свойственно представление о том, что диавол имеет власть над миром. Будучи обманщиком, диавол обладает только иллюзорной властью, и если он этой властью торгует, то не потому, что ею обладает, а потому, что обманывает, выдавая себя за Бога. Иоанн Златоуст пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иоанн не стал долее противиться и погрузил принявшего на себя грехи мира в струях иорданских. Как скоро Иисус вышел из воды и еще молился, над Ним отверзлись небеса и нисшел Дух Святой в телесном виде, как голубь. В то же время слышен был глас с небес: – Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем все Мое благоволение. Со времени крещения началось открытое служение Господа спасению человеческого рода. Иисусу Христу тогда было тридцать лет. Цари и первосвященники при вступлении в свою должность обыкновенно были помазываемы священным елеем; Он же, как Царь царей, высочайший Первосвященник и вместе Пророк, помазан был непосредственно от самого Святого Духа. § 14. Искушение Иисуса Христа в пустыне Mф. IV:1–17 ; Лk. IV:1–13 . После крещения Иисус Христос возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола. Здесь, кроме глубокого уединения и пламенной молитвы, Господь подверг себя самому строгому посту. В течение сорока дней и ночей Он ничего не вкушал. Дьявол воспользовался сим удобным случаем для искушения. Он приступил к Иисусу Христу и сказал: – Если ты Сын Божий, скажи, чтобы сии камни сделались хлебами. Но Господь отвечал: – Написано, не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих ( Втор. 8:3 ). И так первое искушение, искушение со стороны чувственности, было отражено. Но дьявол хорошо знал, что многие, избегая обольщений чувственности, легко впадают в тщеславие, и спешил воспользоваться самой победой Иисуса Христа. Он повел Господа в Иерусалим и, поставивши Его на верх самого высокого портика храма, откуда был виден весь Иерусалим, начал внушать Ему: – Если Ты Сын Божий, бросься вниз. Ибо написано: Ангелам Твоим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей. Иисус отвечал: – В Писании сказано также: «Не искушай Господа Бога твоего» ( Втор. 6:16 ), то есть не проси у Него чудес из одного любопытства и тщеславия. Сим, однако, искушение Иисуса Христа не окончилось. Сатана возвел Его на одну высокую гору и там, в мгновение ока показав Ему царства мира и славу их, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010