–  20  –   или «сказку» и противополагается истинному слову – логосу ; «эпос» в свою очередь превратился в говор, молвь, поговорку, в те слова, в которые облекается речь, иногда для своей прикрасы, иногда для того, чтобы скрыть свой истинный смысл . Миф может иметь и разумный смысл, но он требует объяснения посредством « слова». Детская мысль тешится мифами ; в период умственной зрелости миф отходит всецело в область предания, поэзии или вымысла. Миф, являвшийся некогда истинным, обращается в «ложную речь, подражающую истине» или уже в поэтическую фабулу , в басню (напр., «мифы» Эзопа). Прежнее словоупотребление остается отчасти у трагиков, в поэзии.  Логограф есть прежде всего писатель–п розаик в отличие от поэта – «аэда»: первые греческие «логографы» суть древнейшие историки от Кадма и Гекатея Милетского до Геродота, изложившие историю в прозе в отличие от поэтической формы мифа эпических поэтов. Мифическое миросозерцание поэзии сменилось прозой трезвой мысли . Изменению смысла термина  логос и его оценки способствовали, таким образом, греческие мыслители–прозаики, прежде всего – философы. Но и в философии смысл этого термина установился не сразу и подлежал до конца значительным колебаниям. В общем, однако, и в философии совершился процесс, аналогичный тому, который произошел в языке. Уже ранняя греческая философия приобрела характер анти–мифологический, противополагая мифу и эпосу «разумное слово» о природе вещей: здесь слово, или логос, означает  рассуждение. Ксенофан, один из первых и самых энергичных противников мифологического миросозерцания, восстает против Гомера и Гесиода, против народного политеизма, против мифологических вымыслов (πλσμα). Слово, заключающее в себе     –  21  –   «сущую истину», признает единую, вечную и неизменную природу вещей, единое «естество» в основе всего – вместо мнимых человекообразных богов. Таким образом,  слово о природе противополагается  вымыслу. Содержанием этого «слова» является мироздание, строение мира, его причины, его закон. Оно стремится понять вселенную в ее единстве – в отличие от видимого множества явлений. Древнейшие системы исходят из признания одной живой стихии (например, воздух Анаксимена), в которой заключается источник душевной и телесной субстанции, из которой объясняется как взаимодействие вещей, так и самое их происхождение – посредством сгущения и разрежения, или посредством выделения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Кроме того, главы со второй по четвертую расцениваются Мансфельдом как написанные под влиянием среднеплатонической и неопифагорейской философии и в этом качестве имеющие самостоятельное значение для истории платонизма первого–второго веков н. э. Эти «платонико–пифагорейские» главы выглядят как вставка в последовательное изложение того, что представляет собой ионийское преемство (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Действительно, в пятой переходной главе говорится, что «рассмотрев философию школы Пифагора (την απ Πυθαγρου), нам следует, в соответствии с преемством, вернуться (ναδραμεν π) к мнениям тех, которые пришли после Фалеса (τοις μετ Θαλν)».   В этой же главе говорится, что Ипполит рассматривает весь раздел о «физиках» как состоящий из соединения (или переплетения) двух преемств, первое из которых восходит к Фалесу, а второе — к Пифагору, что делает вставку более или менее оправданной. Аналогично в 17 главе говорится, что «рассмотрев мнения всех физиков» нам следует «вернуться» к Сократу и Платону, потому что в терминах преемства глава о Сократе должна идти после Архелая, так как первый учился у последнего. Следовательно, заключает, Мансфельд, Ипполит понимал, что он делал: он пытался совместить то, что можно назвать философскими традициями, или «преемствами», с систематическим разделением философии на физику, этику и логику, используя для этого различные источники. 2.  Структура и содержание первой книги «Опровержения» в контексте дополнительных данных А. Ионийское преемство Учение Фалеса интересует Ипполита в качестве модели для некоторых гностических космологий. Вода является универсальным началом и движима некой внешней («ператы») или внутренней («сетиане») силой (V 12–22). Согласно «наассенам» (9, 13), змей–наас имеет влажную природу, поскольку «как учил Фалес Милетский, ничто из сущего, смертное или бессмертное, одушевленное или неодушевленное», не может возникнуть без ее помощи. Она есть основа всего, в ней заключено всякое благо, и все к ней стремится, как железо к магниту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=674...

671 Μμνων – древний герой особенно прославленный в послегомерических сказаниях. В Илиаде он не упомянут, а в Одиссее о нем говорится в двух местах: XI, 522 (красивейший bouh) u IV, 187 (сын Эос, убивший Антилоха) – Гесиод (Theog. 984) называет его сыном Тифона и Эос и царем Эфиопии (отсюда его эпитет niger у Virg. A. I, 489). В Эфиопиде Арктина Милетского о Мемноне повествуется следующее: одетый в изготовленные Гефестом доспехи, он идет на помощь Приаму и убивает Антилоха, любимого Ахиллесова друга; но в конце погибает сам от руки мстителя, Ахиллеса. Эта тема многоразлично варьировалась в древнегреческой трагедии и пластическом искусстве. Впоследствии, в александровскую эпоху миф о Мемноне проник в Египет, и здесь он сблизился с колоссальным, близ Фив, посвященным египетскому царю Аменофу, истуканом. Это именно та, издающая при восходе солнца звуки, статуя Аменофий или Мемноний, которая цела и доселе возле Мединет-Габу. Кроме этой могилы Мемнона указывали еще близ Абида у Геллеспонта и в Ефиопии. Страбон. География, XVII. Diod. Sicul. II, 79. – Любкер. Словарь, стр. 638. – О реке Belus см. еще у Ritter " а. Op. cit. B. XVI. Ss. 708, 709, 727, 737, 750, 779, 805, 806. 677 Plinius. Hist. Nat., V, 17; XXXVI, 65. О том же свидетельствуют и монеты Птоломаиды; изображение одной из них можно видеть у Riehm’a. Ibidem. 681 О ней см. Eckhel. Doctrina nummorum veterum, p. III, pag. 423 – у Wiener " а. B.-R.-W. I, s. 16. 683 Теперь этот мыс называется Nachura (Паснега – у Maundrell«я) Ritter. Op. cit. B. XVI, Ss. 727, 776, 812, 825. B. XVII, S. 317. На превосходно исполненной карте, приложенной к XVI tom. op. cit. Rimmer»a (Die Landschaft Gal.) он помещен в 32° 46» ш. и 33° 6» дол. 684 Josephus Flavius. De. B. J. II, 10, §2. Cf. Mannert. Geogr. Th. VT, S. 358. Ritter. Op. cit. XVI, 810: в ширину – 2 часа пути, в длину от мыса до Кармила – 6 часов с лишним. 688 Этот источник носит название фонтана св. Девы (Fontaine de la Sainte Vierge), что уже говорит за его древность. Водопроводы существуют из этого источника в Акко и в настоящее время. W. Turner полагает, что они – римской постройки... Ritter. Ibid. S. 811. Ср. Норов, цит. соч., стр. 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Откуда это презрение? Прежде всего, за исключением тех городов, где, как в Милете или в Теосе, школы стали государственными, и учителя, избираемые собраниями граждан, получили то достоинство, которое причитается исполнителям общественных должностей, это «ремесло» в самом низком смысле слова: быть учителем — рабский труд, труд ради куска хлеба. Бегать за клиентами, выпрашивать деньги — все это позорные вещи в глазах аристократов, каковыми оставались греки. Это ремесло за деньги и, того хуже, за небольшие деньги : наиболее точные документы по этому поводу — надписи Милета и Теоса. Первая определяет заработок школьного учителя в сорок драхм в месяц , вторая — в пятьсот драхм в год , в обычный год (она пропорционально увеличивается, когда в году есть дополнительный месяц ). В обоих случаях это лишь немногим выше, чем плата квалифицированного рабочего, который обычно получал, как известно, одну драхму в день; но этого недостаточно, чтобы представлять реальную основу для повышенного жизненного стандарта. Еще нужно было добиться такого положения, чтобы была уверенность в регулярной оплате. Милет и Теос — исключительные случаи; здесь жалованье учителя, обеспеченное доходами специального фонда, включено в городской бюджет и оплачивается муниципальными казначеями согласно скрупулезным предписаниям. Во всех других местах учителя должны принимать в расчет риск, неизбежно связанный с частной клиентурой; в принципе, как и в муниципальных школах Милета и Теоса, им платили в конце каждого месяца , однако недостаточные родители подчас заставляли их ждать, не говоря о Гарпагонах, как описанный Теофрастом, который желает сэкономить плату за один месяц из двенадцати, заставляя своего сына пропускать школу в Антестерион, под тем предлогом, что каникулы в этот месяц столь продолжительны, что число учебных дней не оправдывает расходов . Но прежде всего не ценится профессия учителя потому, что она не требует специальной квалификации. Никоим образом не стоит вопрос о том, чтобы эти учителя проходили профессиональную подготовку, подобную той, которую дают наши Нормальные школы. Милетский закон о школах, столь ценный своей скрупулезностью, показывает нам, каким образом осуществлялись выборы на эту должность: у кандидата не требуют никакого подтверждения квалификации, и выборщики должны только сознательно отобрать «наиболее способных заниматься с детьми» . Кажется, что от учителей не требовали никакой гарантии (разве только с точки зрения морали, характера, чести ) : с технической стороны любой, кто сам научился читать, рассматривался как способный учить в свою очередь; ему достаточно было своих детских воспоминаний.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Тактические новшества Ификрата: R. Cohen, La Grèce et l’hellénisation du Monde antique (собрание Clio ), стр. 309–310; о Горгии, Эпаминонде и Пелопиде ср. Pauly-Wissowa, VIII, с. 1619–1620; V с. 2678–2679, 2683–2684 (Swoboda), XIX, 1, с. 380 (G. Reincke). Получить государственное образование было в Спарте непременным условием пользования гражданскими правами: Хеп. Lac. 10, 7; Plut. Inst. Lac. 238 F, 21. Было ли этого достаточно? Jeanmaire так думает (Couroi et Courètes , стр. 490), но не выдвигает удовлетворительных доказательств: Plut., ibid., 22. Plut. Lyc. 16. Plut. Alc. 1. 3. Возрастные категории спартанской молодежи, см. под этим заглавием ( Les chsses d’âge de la jeunesse spartiate ), наряду с классической статьей Μ. Р. Nilsson’a, Grundlagen des spartanischen Lebens, Klio , 1912, стр. 308–340, мой мемуар ap. Revue des Etudes anciennes , XLVIII, 1946, стр. 216–230. Эта, может быть, слишком замысловатая реконструкция не убедила всех моих читателей: см. например Chr. Pélékidis, Histoire de l’Ephébie attique , Paris, стр. 58, прим. 4. Xen. Lac. 2, 5; 2, 11; Plut. Lyc. 17. Hesych. s. v. Βουαγς, начальник патруля; вотивные надписи, сообщающие о победах мальчиков на играх в святилище Артемиды Орфии, никогда не упускают случай отметить это звание, носил ли его сам победитель или его родственник (я предполагаю, что и друг, в «греческом» смысле слова был βουαγς): А. М. Woodward, ар. Dawkins, Artemis Orthia , стр. 290–291.   Plut. Lyc. 11, 10. Lyc. 16. Id. 19. Id. 21. Plat. Leg. I, 629 b. Эфоры приговорили к смерти музыкантов, добавивших дополнительные струны к классической лире Терпандра, которая была семиструнной: С. del Grande, Espressione musicale dei poeti greci , Napoli, 1932, стр. 89–100; К. Schlesinger, The Greek aulos , London, 1939, стр. 143; I. Düring, Studies in musical terminology in 5th Century literature, Eranos , XLIII (1945), 176 sq., прежде всего 190–192. Это произошло с Фринием из Митилены по Плутарху, Prof. in virt. 84 Α., Agis 10; с Тимофеем Милетским по Павсанию, III, 12, 10; Цицерону De leg. II, 39 и Боэцию De Mus., I, 1; последний сохранил нам греческий текст указа, который был принят против несчастного музыканта. Но внимательный анализ языка этого документа показывает, как представляется, его подложность и принадлежность какому-нибудь грамматику времен Траяна или Адриана: Bourguet, Dialecte laconien , стр. 154–159.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

24 Гиксосы, называемые Египтянами Аму, знали основательно древне-египетский язык, как свидетельствуют о том их надписи, найденные в Танисе и в др. местностях. См. – Бругша ист. фараонов (в нашем переводе) главу XII «иноземное владычество», стр. 238, 246 и сл. (о Сет Нубе) 261, 514 о камне, с указанием 400 лет пребывания Гиксосов в Египте. Все эти указания между прочим также утверждают нас во мнении, что период гнета Израиля начинается немедленно после изгнания Гиксосов, т.е. с 18 династии. См. в Св. Летописи Т. II, приложение к кн. Исход. 26 Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Идумея и многие другие царства, упомянутые в Священном писании, утверждены самим Богом, как указывают пророки, и вручаются Ангелам. (См. X главу Даниила и сравни все пророчества о разных царствах в пророках). 27 Характер религии Израиля по-видимому хорошо был известен некоторым древним хронографам, и предание о нем сохранено некоторыми из добросовестных писателей древности. По всей вероятности Страбон основы­вался на Гекатее Милетском, говоря, что Моисей, – которого он называет египетским жрецом, – «не в силах будучи выносить существовавшего в Египте порядка вещей, вышел из этой страны в Сирию и с ним вышли многие, поклонявшиеся Божеству ( τ Θειν-.): ибо Моисей утверждал и учил,– говорит Страбон, – что Египтяне не правы, уподобляя существо Бога зверям и скотам и что также не право думают Ливийцы и даже Греки, которые изображают своих богов в форме человека. Он же, Моисей, учил, что только тот Бог, который есть Вседержитель мира… … и что нельзя изображать Божество». Это прекрасное место Страбона в кн. XVI, лист Cansab: 760–761. Гекатий Милетский жил в 65 олимп., т.е. во времена Ездры и Дария Истаспа. Геродот (II, 143) говорит, что он был в Египте (ср. Diod. Sic. Fragm. ed. Wesseling. Diod. lib. XL.). Очень вероятно, что он путешествовал и по Пале­стине и мог записать свои сведения по указаниям Иудеев, возвратившихся из плена. 30 Ср. еще постановления Второзакония главы X – XII; XV; XIX и XXV и Числ о кровомщении и городах убежища, главу двадцать пятую. Мы опять напоминаем слова Второз. IV, 5 – 8; «и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые законы? " … говорил Моисей Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо 19 Посредством Гомерова свидетельства он хотел сделать более достоверным свое мнение, не видя, что если приводить в доказательство истины своих слов свидетельство Гомера, то на том же самом основании многие мнения Аристотеля окажутся несправедливыми. Ибо Фалес милетский, основатель философии, словами того же Гомера опровергнет учение его о началах. Аристотель утверждал, что начало всего Бог и вещество, a древнейшей из философов Фалес называет началом существующего воду, потому что, говорит он, все происходить из воды и все разрешается в воду. А в этом мнении своем он основывается, во-первых, на том, что семя всех животных, служащее им началом, влажно; во-вторых, на том, что все растения влагою питаются и приносят плод, при недостатке же ее засыхают. Потом, как бы не довольствуясь этими заключениями, ссылается на Гомера, на свидетеля достойного веры, который так говорит: … древней реки Океана, от коего все родилось 20 Не имеет ли права Фалес сказать Аристотелю: «почему же ты, Аристотель, желая опровергнуть мнения Платона, обращаешься к Гомеру, как говорящему истину, когда же утверждаешь мнение, противоположное моему, не признаешь его слов справедливыми?» 6 . Что знаменитые философы ваши не согласны между собою и в других предметах, это легко видеть из следующего. Ибо Платон признает три начала всего: Бога, вещество и идею, – Бога, как творца всего; вещество, как основу для первоначального происхождения вещей и повод к Его художнической деятельности; идею же, как образец каждой из сотворенных вещей. Аристотель, напротив не признает идеи началом, говоря, что два только начала, – Бог и материя. 21 Кроме того, Платон говорить, что в первой неподвижной сфере самого высшего неба находятся первый Бог и идеи, Аристотель же после первого Бога поставляет не идеи, но какие-то мысленные божества. Так разногласят они между собою в учении о небесном: легко понять, что те, которые не могли познать и того, что у нас на земле и об этом несогласные между собою, не могут быть достоверными сказателями о небесном. Равным образом они не согласны между собою и в учении о душе человеческой, как это видно из собственных слов каждого из них. Платон говорить, что она состоит из трех частей – разумной, раздражительной и пожелательней. Аристотель понимает душу не так обширно, чтобы в ней заключались и части, подлежащие разрушению, но признает в ней только разумную часть. Платон прямо сказал: «душа вся бессмертна»; 22 Аристотель же, называя ее энтелехией, 23 утверждает, что она не бессмертна, но смертна. Первый признает ее движущеюся, а второй неподвижною, хотя и управляющею всяким движением.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Предстоятеля Русской Церкви встречали протоэпистат Святой Горы монах Максим, представители афонских монастырей. Во встрече также принимал участие представитель Константинопольского Патриархата на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол. 5 июня. ПРАВМИР. В ходе пребывания на Афоне Патриарх Кирилл встретился с членами Эпистасии — органа распорядительной власти Святой Горы, сообщает Патриархия.ru. Предстоятеля Русской Церкви встречали протоэпистат Святой Горы монах Максим, представители афонских монастырей. Во встрече также принимал участие представитель Константинопольского Патриархата на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол. Монах Максим и митрополит Милетский Апостол поприветствовали Предстоятеля Русской Православной Церкви. В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Святая Гора — это действительно очаг для всего Православия. Афон светом своим озаряет просторы всех православных стран. Велика ответственность всех, кто несет здесь свое служение в том числе и для поддержания единства всех Православных Церквей, чистоты Православия, монашеской жизни. Эта великая ответственность Святой Горы Афон сегодня осуществляется очень достойно, и несмотря на то, что вокруг нее бушует житейское море, именно в этом месте — уделе Пресвятой Богородицы — сохраняется мир и чистота Православия. И своими молитвами иноки, несущие здесь свое послушание, поддерживают Православие во всем мире». Он выразил надежду, что беспорядки в Турции не коснутся Святейшего Патриарха Варфоломея и возглавляемого им Святейшего Константинопольского престола». Патриарх Кирилл передал в дар протоэпистату Святой Горы Афон монаху Максиму икону Спаса Нерукотворного. В свою очередь протоэпистат преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», написанный монахами на Святой Горе. Эпистасия, которая является органом распорядительной и исполнительной власти Святой Горы, состоит из представителей (эпистатов) пяти монастырей, которые на данный момент управляют Афоном (монастыри разделены на четыре пятерицы и, ежегодно сменяя друг друга, поочередно представлены в Эпистасии). Первое лицо из эпистатов — протоэпистат. В настоящее время им является представитель Иверского монастыря монах Максим

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vstret...

Но хотя все верующие одарены харизмами и могут словом и делом служить ко благу церкви, однако над ними возвышается авторитет особых руководителей, которому они должны подчиняться (ποτγητε – 1Пет.5:5 ). Эти руководители носят в послании имя пресвитеров (πρεσβτεοι – 1Пет.5:1, 5 ). Их положение и их обязанности изображаются в тех же самых чертах, в каких представил пастырей ефесских ап. Павел в своей милетской речи. „Пасите Божие стадо, какое у вас (ποιμνατε τ μ πομνιον το Θεо), надзирая (πισοποντες) не принужденно, но охотно, богоугодно, не для гнусной корысти (ασχοεδς), но из усердия и не господствуя (αταυιεοντες) над наследием (τν λων), но подавая пример (τπоι γινμενοι) стаду; и когда явится Пастыреначальник (το χιπομενος), вы получите неувядающий венец славы“ ( 1Пет.5:2–4 ). Как в милетской речи ап. Павла, так и здесь пресвитеры являются пастырями верующих. Уже это положение пресвитеров, как пастырей стада, ясно говорит о том, что в послании Петра речь идет не о старейших членах общины вообще 308 , о пастырских обязанностях которых мы ни откуда не знаем, но о предстоятелях церкви. Еще яснее видно это из дальнейших наставлений к пресвитерам-пастырям. Так наставление пасти не принужденно, но по доброй воле, не имело бы смысла, если бы апостол Петр говорил о свободном служении лиц. Очевидно речь идет о лицах с формальным призванием к определенным обязанностям. Увещание: не господствовать над наследием, показывает, что пресвитеры занимали положение, в силу которого могли превратиться в обыкновенных светских начальников. Они не только имели попечение о душах верующих, но и владели административной и дисциплинарной властью 309 . Далее, увещание пасти не для гнусной корысти во всяком случае указывает на то, что пресвитеры за свои пастырские обязанности пользовались вознаграждением от общины, и вероятно на то, что они принимали участие в управлении церковным имуществом. Ни то, ни другое не приложимо к простым старцам и к старейшим членам общины. Наконец, пресвитеры представляются здесь ответственными за свое стадо. Они получают похвалу в зависимости от того, как пасли свою паству. Таковыми могут быть лишь лица со специальными церковными полномочиями. Все эти черты, усвояемые πεσβτεοι, указывают на то, что это были не просто старцы или старшие члены общины, а предстоятели церквей, высшие руководители их, подобные ποστμενοι и ποιμνες ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АКАКИЙ МИЛЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Акакий Милетский (+ ок. 321 ), мученик . Память 28 июля Был предан суду за веру во Христа. Три правителя пытались заставить святого мученика принести жертву идолам, подвергнув его жестоким мукам. Правитель Ликиний повелел рвать тело святого Акакия орудиями пытки, а потом послал его к правителю Терентию, который повелел бросить Акакия в котел, наполненный кипящей смолой и салом, но мученик остался невредим. Терентий отправился в города Апамею и Аполлонию и приказал вести мученика за собой. В одном из этих городов святого Акакия ввели в языческий храм, но по его молитве упали все стоявшие там идолы. Святого сильно избили и отдали на растерзание зверям, когда же увидели его невредимым, то бросили в раскаленную печь. Там мученик также остался невредимым. Правитель, желая проверить, достаточно ли раскалена печь, приблизился к ней и сам сгорел. Тогда святого мученика Акакия отдали на мучения некоему Посидонию, который наложил на святого мученика тяжелые оковы и велел вести его в город Милет , но и там святой своей молитвой сокрушил идолов. Наконец, около 321 года, озлобленные мучители обезглавили святого. Пресвитер именем Леонтий похоронил тело его в городе Синаде . Использованные материалы Редакция текста от: 22.03.2012 19:15:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1830.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010