Тем не менее, в дневнике явно прослеживается более чем уважительное отношение Антонина к митрополиту Филарету. 8 ноября 1888 г., перечитывая полученные тома «Мнений и отзывов» Филарета и вспоминая личную встречу с ним, Антонин с благодарной грустью записывает: «Недаром великий святитель в 1863 г., намылив мне голову за мое самозванное учительство в делах церковной администрации и умилившись моим земным поклоном, изрек достопамятное и совсем уж не филаретовское: “И старые люди на что-нибудь годятся”. О, старый человек! Сколько тебя ни читаешь, все ты кажешься новым. Спасибо и за то, что было время, когда ты находил меня паче иных способным служить Святой Церкви и русскому делу на Востоке!» Гораздо менее почтительно относился автор дневника к первоприсутствующему в Св. Синоде митрополиту Исидору (Никольскому) , которому были формально подчинены все зарубежные русские храмы, в том числе Духовная Миссия в Иерусалиме. Антонин называет его иронично то «Петрополитом» (4 февраля 1870), то даже «дебелой главонькой» (3 апреля 1880). С годами, как мы уже указывали, все большее раздражение в Петербурге вызывал вопрос о судьбе антониновских недвижимостей. «2 апреля 1884. Письмо от Исидора. Требует Sua Santita, чтобы я сию минуту передал бумажно все свои владения палестинские Св. Синоду. Сей же, при первом натиске силы, передаст их Министерству чужих дел, а оное – здешнему консульству». Даже К. П. Победоносцев (в дневнике иронически, на греческий лад, Тропеофоров) не был надежным союзником. И как вопль души: «15 мая 1886. Земляк с вестью, идущей якобы из Питера, о том, что здесь в Миссии будет архиерей вместо архимандрита, и что о сем шла речь в Ливадии между Царем и падишаховым послом!!! А что Патриарх со своей стороны изъявляет готовность посвятить Антонина в какие угодно титлоносные владыки... Отверзи ушеса твои, Вселенная вся, и порассуди, что сей сон означает? Не крючок ли рыболовный, на который рассчитываются попавшими и Хеврон, и Иерихон, и Елеон, и всякие –оны и –они, представляющиеся таким желанным лакомством и Министерству, и Синоду, и Пал Обществу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Синоде, как его постоянный член, и поспособствуете к непостыдному его решению по моему убогому желанию». 5-го числа получил я письмо из Владимира от преосвященного архиепископа Феогноста, который писал от 3-го числа: «Считаю долгом принести Вам мою усерднейшую благодарность за ваше благосклонное внимание к моей просьбе о племяннике Василии Никольском. Со своей стороны, я готов сделать все, что оказалось бы возможным, для блага ваших родных. И меня, как Вас, с апреля месяца текущего года постоянно утруждают просьбами об определении на штатные диаконские места. Особенно много таковых просьб было в апреле, мае и июне. Теперь их стало несколько менее. Вместе с тем немало возникает дел по своеобразным толкованиям указа Св. Синода о штатных диаконах, о разделе доходов и проч. И я, подобно вашему викарию, вынужден бываю ради ставленников служить нередко в будничные дни. Вообще количество епархиальных дел значительно увеличивается по увольнении преосвященного Иакова на покой в Донской монастырь. Я полагал, что могу обойтись без викария. Но теперь я убедился, что если я буду нести такие труды, какие теперь несу без викария, то скоро могу совсем надломить мое некрепкое здоровье, – и решился представить Св. Синоду о назначении викария во Владимир. В частном письме Владыке Митрополиту Исидору я указал на двух кандидатов, – одного, несколько мне известного, Витебского архимандрита Аркадия 571 , – другого рекомендованного мне преосвященным Иаковом, – Ярославского архимандрита Феодосия 572 , но впрочем не решительно, и предоставил избрание викария для меня усмотрению Владыке – Митрополита и Св. Синода. Владимир необыкновенно был рад посещению Великого Князя Владимира Александровича и его супруги, и сделал все возможное для достойного приема Их Высочеств. Великий Князь и его супруга, видимо, были довольны и, кажется, вынесли из Владимира приятные впечатления. За завтраком Великий Князь много говорил со мной». 9-го числа получил я письмо из Твери от вновь назначенного сверхштатного члена консистории, протоиерея, магистра И.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

18 См. Биографию и письма архим. Лаврентия, настоят. Иверского Валд. мон. Москва, 1887 г., стр. 43. 19 К освящешю домовой церкви Высокопреосвященный Владыка Исидор прислал в дар и в благословение Короцкой обители св. икону Святителя Тихона Задонского и всея России Чудотворца в сребропозлащенной риз с своею подписью. Кроме иконы, им же были присланы полные два годовых круга богослужебных книг. 22 Св. мученица Оомаида была женой Александрийского рыбаря, умерщвлена за целомудрее своим свекром, изрубившим ее мечом на части. Преподобный Даниил повелел погребсти тело ее в обители, Октодекаде с преподобными отцами. Негодующей на то братии он сказал: «она мать и мпе и вам». Чет. Мин. от патер. скитского (Acta S. S., apr. 11, p. 214) март-апрель. Полные святцы с краткими житиями святых Никольского. Москва. 1884 г. 23 Преподобный Додо был родом грузин и происходил из рода богатых князей Кахетинских, неизвестных по фамилии; был учеником преп. Давида Гореджийского, по благословению которого, устроил в горах, окружающих пустыню св. Давида, особый монастырь, в котором быль настоятелем. Св. Додо сиял смирением и послушанием и другими добродетелями, и после 25-ти леттего управления обителию мирно опочил в небесную славу на 91 г. от рождения в 628 г. по Р. X. Память его совершается в первую среду после праздника Вознесения Господня. Обитель преп. Додо ныне необитаема. Близ пещерного храма, в бывшей келлии св. почивают его святые мощи; но, к сожалению, эта многовековая усыпальница святого занесена уже песком, заносимым туда дождем чрез верхнее отверстие, и самый пещерный храм уже занесен песком почти до половины. Полное жизнеописание свят. Грузинск. Церкви. Жребий Божией Матери Сабинина. С.-Петерб., часть III, 1873 г. 24 При освящении главного Владимирского собора пел хор певчих из сестер обители. Тихое, духовно восторгающее, монашеское пение очень понравилось Высокопреосв. митроп. Исидору, и он тогда же из своих сумм дал на певчих 30 руб. 25 По указу Его Величества, Государя Императора Александра II, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора от 5-го марта 1881 г. за 975, о том, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода, от 3-го –28 декабря 1880 г. в 28-й день февраля сего года Высочайше соизволил на переименование находящейся в Новгородской губ. Валдайского уезда Короцкой женской общины в общежительный женский монастырь во имя Святителя Тихона Задонского . И по справке приказали: Об изъясненном Высочайшем соизволении дать знать преосвященному Митрополиту Новгородскому и С.-Петер, указом для зависящих распоряжений, а для пропечатания в журнале «Церковный Вестник» сообщить редакции оного. (См. Новгородск. Епархиальные Ведом. 10. 1881 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Вследствие сего он и выбыл отсюда 17 числа того же месяца, спеша воспользоваться первым, отправляющимся из Яффы в Константинополь русским пароходом. Согласно с данным мне тем же указом полномочием, мною выдано при сем Вознесенскому из свободных сумм Миссии, в виде путевого пособия, сорок полуимпериалов. Затем, в ожидании дальнейших распоряжений Святейшего Синода относительно будущего состава здешней Миссии, я поручил исправление должности регента певчему Ивану Козубскому 272 , знающему весьма хорошо партесную ноту и способному управлять небольшим хором. Бывшим регентом подготовлены к хоральному пению трое из поклонников (бас и два тенора), которые в настоящее время и заменяют собою по возможности выбывших в мае месяце троих певчих. Если и впредь будут оказываться способные голоса между поклонниками, имеющими наклонность к монашеству, я сочту долгом воспользоваться их способностями, чтобы не оставить службы Божией без приличного пения. Испрашивая отеческого и архипастырского благословения Вашего, с глубочайшим почтением и сыновнею преданностию честь имею быть и проч. ОР РНБ, ф. 573, д. AII/75, л. 98–98 об. Печ. по: «У монаха везде своя родина и свой дом». Письма архимандрита Антонина (Капустина) со Святой Земли/Вступ. статья, публ. и примеч. Т.А. Богдановой//Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. 1. 2012. Ч. 1. Иерусалим, 2012. С. 148. 177. Письмо архимандрита Антонина (Капустина) к митрополиту С.-Петербургскому Исидору (Никольскому). Доверительно Иерусалим Б. д. (получено в С.-Петербурге 9 января 1867 г.) Публикация Милостивейший архипастырь! Более года минуло уже, как я проживаю в Иерусалиме. Такого промедления здесь я не предвидел и потому, отправляясь сюда, взял с собою из имущества своего только самую малую часть и уже многократно беспокоил константинопольское посольство высылкою мне то тех, то иных вещей. Я не жалуюсь на такое положение дела, глубоко чувствуя выпавшее на мою долю благо превитать 273 при Гробе Господнем, но не могу не выразить перед Вашим Высокопреосвященством своего смущенного желания увидеть в возможной скорости решение вопроса о здешней Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Также Предстоятель обратился к епископу Армавирскому Игнатию: «Хотел бы поблагодарить владыку Игнатия, который стал первым епископом Армавирской епархии, на долю которого тоже выпала большая ответственность создавать епархиальные структуры, развивать епархиальные служения. Надеюсь, владыка, что и дальше Вы будете с присущей Вам ревностью нести это великое служение во благо вверенного Вам народа Божия». Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Исидору и епископу Игнатию наперсные кресты, изготовленные в память 100-летия восстановления Патриаршества и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Передавая в дар кафедральному собору икону святого равноапостольного императора Константина, Святейший Владыка сказал: «Пусть образ святого Константина Великого, просветителя, принявшего веру христианскую, помогает вам, каждому из нас, понять, что в каком-то смысле каждый должен становится равноапостольным. Не все — императоры, не все — вожди, не все — большие начальники, но никого Господь не отлучил и никому не запретил быть равноапостольным, поэтому наша задача с вами нести свет Христовой истины нашим родным, близким, нашим детям, внукам, тем, с кем мы трудимся, работаем. Каждый несет ответственность за распространение веры Христовой по земле. И, прикладываясь к этому образу святого равноапостольного князя, просите у него помощи и разумения, чтобы и вам стать достойными продолжателями великого апостольского делания — просвещения нашего народа светом Христовой истины». Для храмов Армавирской епархии Святейший Патриарх Кирилл передал 12 напрестольных Евангелий. Всем участникам богослужения были вручены иконки Воздвижения Креста Господня с Патриаршим благословением. К Святейшему Владыке и всем участникам богослужения обратился губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев. «Ваше Святейшество, огромные слова благодарности за Ваш визит в наш край. Мы надеемся, что Вы найдете время в своем плотном графике еще не один раз посетить нас», — отметил, в частности, глава региона.

http://patriarchia.ru/db/text/5274538.ht...

Штаты академий увеличили, в финансировании их уравняли с университетами и по обеспечению учебного процесса, и по оплате труда персонала. Годовой оклад ординарного профессора стал равен 3000 рублей. Следует отметить, что устав не только сохранил, но увеличил срок обязательной отработки по духовному ведомству для казеннокоштных воспитанников: 6 лет за полный курс, а не 4 года, как было ранее 736 . Академии были не только перестроены по образцу университетов, но получили аналогичные права и льготы. Теперь, с разрешения Синода, они могли устраивать публичные лекции; учреждать ученые общества с целью разработки и издания материалов по богословским и церковно-историческим дисциплинам; издавать периодические труды; иметь свою цензуру и собственные типографии и, что очень важно, выписывать из-за границы любые издания без пошлины и без цензуры. После утверждения устава периодическая печать еще некоторое время продолжала обсуждать его достоинства и недостатки. Но отзывы по большей части были положительными. Да и немудрено: даже недовольные на какое-то время удовлетворились тем, что финансирование резко увеличилось при расширении преподавательского корпуса, чьи оклады один солидный журнал назвал просто роскошными 737 . 428 Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861– 1865//Вопросы истории. 1993. 11. С. 140–1 49; Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х – конец 1870-х гг.). Дисс. канд. ист. наук. М., 1997. 430 ОР РНБ, ф. 573 (СПб ДА). А 1/69, преосвящ. Иоанн Беляев – митр. Исидору (Никольскому) , от 22 дек. 1859 г.; Русское православное духовенство, обвинения против него и его цивилизаторская деятельность//Христианское чтение. 1862. Кн. 2. С. 615–6 59; Отечество и Церковь в 1862 г.: взгляд на события истекающего года и обозрение законодательных мер//Христ. чтение. 1862. Кн. 2. С. 785–7 87, 792–7 93, 796–8 03; Архиеп. Платон. Речь, сказанная преосвященным Платоном, архиепископом Рижским и Литовским по обнародовании к лику святых и открытия мощей св. и чудотворца Тихона, епископа Воронежского//Духовная беседа. 1861. Т. XIII. С. 335–3 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не все, однако, поддержали это предложение. В защиту Архимандрита подали голос Преосвященные Курский, Харьковский, Полтавский и другие, находившиеся тогда на чреде. Архиепископ Полтавский Гедеон 47 высказался следующим образом: «Мы хотим похвалу и украшение нашего монашества сослать по каким-то земным изветам и, подобно Синедриону, приговорить праведного к казни за то, что он по отношению к нам действует несогласно с нашими понятиями, не ждет нас по несколько часов в прихожей, когда не застанет дома, и делает тому подобные оскорбления нашему понятию о нашем достоинстве, понятию, которое не сходится с его понятиями о его обязанностях относительно нас». При таких отношениях к нему со стороны начальства архимандрит Игнатий не мог оставаться в Сергиевой пустыни: отказывали нервы, подорвано было и без того слабое здоровье. 1 апреля 1847 г. он написал Митрополиту Антонию «Покорнейшее прошение» об отставке. Как известно, прошение это не поддержал Государь Император. Вместо желаемого увольнения архимандриту Игнатию был предоставлен для лечения одиннадцатимесячный отпуск в Николо-Бабаевский монастырь. А через пять месяцев после его возвращения в Сергиеву пустынь Митрополит Антоний перешел в мир иной. V. Письмо святителя Игнатия к Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору (Никольскому) и ответ на него 48 1 Ваше Высокопреосвященство! Милостивейший Архипастырь и Отец! Благосклонному и благочестивому вниманию Вашего Высокопреосвященства имею честь представить труд мой – книгу под названием «Аскетические Опыты». В книге изложены те понятия о духовном подвиге, которые почерпнуты мною в течение долговременного созерцания монашества как в живых представителях его, так и в писаниях святых Отцов. По настоящему положению монашества в России и вместе по состоянию общества в духовно-нравственном отношении, ближайшее ознакомление и монашества и общества с правильным образом подвижничества оказывается особенно нужным и полезным. Уважение к телесному подвигу, когда он предоставлен лишь самому себе, уважение, воздававшееся во времена простоты, миновалось. Миновалось оно по той весьма естественной причине, что монахи, занимающиеся исключительно телесным подвигом, не могут дать должного ответа в монашеской жизни ни себе, ни братиям своим, живущим посреди мира. Притом занятие телесным подвигом в той степени, в какой занимались им старинные монахи, ныне очень, очень ослабело по причине общего упадка сил и здоровья в человеке. Занятие это уже не воспроизводит атлетов, которые возбуждали бы удивление к себе, обнаруживая что-либо сверхъестественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Чтобы осуществить свой замысел, подготовить прихожан к делу служения нуждающимся, а также с целью сбора денег на открытие приюта, о. Александр составил «Житие преподобного Алексея, человека Божия» В этом житии особенно актуально звучит вопрос о помощи бедным и раскрывается евангельское учение о нищих. В «нравственном приложении» к житию, автор высказал свои мысли о приходских благотворительных братствах и о необходимости их учреждения при каждой приходской церкви. Один прихожанин издал житие на свой счет, а на выручку от продажи книги (по три копейки за каждую) удалось собрать небольшую сумму для открытия приюта с. 14]. Но приступить к открытию приюта на столь малые средства было невозможно. Настоящее чудо случилось 3 апреля 1863 г., в первый день Пасхи. О. Александр по традиции зашел в гости к своему прихожанину Е.М. Скворцову, и остался у него до полуночи. Предметом беседы стала благотворительность и вопрос об открытии приюта для нищих. Искренне желая поучаствовать в богоугодном деле, Е.М. Скворцов пожертвовал на приют 200 рублей – немалую по тем временам сумму с. 14]. Воодушевленный таким успехом, о. Александр сразу написал прошение столичному митрополиту Исидору (Никольскому) о разрешении «учредить в Христорождественском, что на Песках, приходе братский приют для больных, престарелых и малолетних нищих, с обучением малолетних закону Божию, церковному пению, чтению, письму, арифметике и рукоделию через известных по христианской любви к ближним благочестивых прихожан, при его (о. Александра Гумилевского –  А.М.) непосредственном участии и надзоре, с разрешением сбора пожертвований на оный посредством кружки и книжки» с. 16]. 4 апреля 1863 г. на это прошение была наложена резолюция митрополита Исидора: «Бог да благословит. Сообщить о сем генерал-губернатору и дать знать свящ. Гумилевскому» с. 16]. Получив благословение на организацию приюта, о. Александр сразу же нашел недалеко от Христорождественского храма четырехкомнатную квартиру для приюта с прихожей и кухней. А 7 апреля, в Фомино воскресенье, состоялось открытие приюта с молебном и обедом для нищих. Еще через неделю все было готово к открытию приютской школы, которую снабдили книгами, классными досками и всем необходимым.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

Скоропостижная кончина И. не дала ему завершить начатые труды. Его отпевание 22 дек. 1949 г. возглавил Ленинградский митр. Григорий (Чуков) . И. был погребен на Александро-Невском кладбище Ленинграда рядом с могилой Таллинского архиеп. Павла (Дмитровского). Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 63. Соч.: Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете//ХЧ. 1912. 9. С. 1024-1044; 10. С. 1110-1138; Закон Божий для начальных школ: [Сост.]. Ревель, 1927; Изъяснительные записки на Православный Символ Веры. Таллин, 1939. Ч. 1; Речь при наречении во епископа Таллинского и Эстонского//ЖМП. 1947. 7. С. 55-56; Рождество Богородицы: (По православному и римско-католическому учению)//Там же. 1949. 9. С. 34-37; Православное учение о Церкви//Там же. 1955. 1. С. 37-44; Господь Иисус Христос - Основатель Церкви//Там же. 2. С. 83-88; Существенные свойства истинной Церкви//Там же. 5. С. 44-53. Лит.: Хроника: [Назначение прот. Иоанна Богоявленского, ректора ЛДА, на кафедру еп. Таллинского и Эстонского]//ЖМП. 1947. 6. С. 11; Хроника: [Наречение и хиротония архим. Исидора (Богоявленского) во еп. Таллинского и Эстонского]//Там же. 7. С. 22; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь, произнесенная при вручении жезла новопоставленному еп. Таллинскому и Эстонскому Исидору в Никольском соборе в г. Ленинграде 22 июня 1947 г.//Там же. С. 49-50; Кончина еп. Таллинского и Эстонского Исидора (1879-1949)//Там же. 1950. 1. С. 19-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 61-62; Цыпин. История РЦ. С. 219, 487, 627; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 381, 393, 417, 423, 431-436, 446, 447, 465, 559, 561, 563; Мень А. В., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 571; Морозкин Л., прот. О Символе Веры: «Изъяснительные записки на Символ Веры» (1939) магистра богословия прот. Иоанна Богоявленского, впосл. еп. Исидора Таллинского и Эстонского (1947-1949)//http://www. baltwillinfo.com/baltika/104/sobesednik/s01.htm [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/674890.html

В правление Анны Иоанновны, когда монастыри, в том числе Далматовский мужской и Введенский женский, служили местом ссылок, в обитель под караулом в 1735 г. была доставлена 20-летняя княжна Параскева Юсупова, насильно постриженная в Тайной канцелярии с именем Прокла. В монастыре она пробыла в заточении до конца жизни (1762 г.), «погребена в монастырской ограде в ряду других монахинь». При секуляризационной реформе 1764 года Екатерины II монастырь был упразднен. Монахинь в поселье становилось все меньше и к 1819 г. не осталось ни одной. Возрождение монастыря начинается с середины XIX века усердием Ксении Павловны Зыряновой – зажиточной крестьянки Ирбитского уезда. Так, 23 июня 1848 г. был заложен, а ровно через год, в этот же день – освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный на средства самой Ксении Зыряновой. С ходатайством об открытии обители она обращается к Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому), святителю Филарету (Дроздову), Пермскому архиепископу Аркадию (Федорову), обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому. Строятся северный келейный корпус, школа. Позднее к Троицкому храму были пристроены и освящены приделы: северный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1861 г.) и южный во имя вмц. Екатерины (1883 г.). Указом Священного Синода в 1861 году утверждена православная женская община, навечно закреплено за общиной 2340 кв.саж. земли. Указом Пермской Духовной Консистории определен к общине священник Иоанн Андреевич Смышляев, который также преподавал в существовавшей уже при общине безмездной школе. При открытии общины число сестер было невелико – около 20. Некоторые из них были круглые сироты, родственники отдавали их еще в малолетстве в той надежде, что в общине и оденут, и обуют, и грамоте с рукоделием научат. Действительно, в ранние детские годы, с 7-8-летнего возраста, поступающие малютки воспитывались в строгом христианском духе, обучаемы были молитвам, чтению, многие даже письму, а рукоделию непременно каждая. Уже с 1862 года школа считалась официально открытой при общине, именовалась безмездной и доставляла отчеты епархиальному начальству. В 1885 г. она преобразована в одноклассную церковно-приходскую.

http://sobory.ru/article/?object=06063

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010