Усмотрев таковую правоту в этих письмах, мы прославили (Бога), уврачевавшего косноязычных (Иса. XXXV, 6) и преложившего нестройные звуки в приятное согласие (ср. Иса. XXIX, 24. XXXII, 4). И немного ниже: Прочитавши эти священные слова ваши и нашедши, что и мы мыслим так же (ибо, един Господь, едина вера, едино крещение: Eфec. IV, 5 ), мы прославили Спасителя всяческих Бога, сорадуясь друг за друга, потому что и ваши и наши церкви имеют (теперь) веру, согласную с богодухновенными Писаниями и с преданием святых отцов. Письмо 172. Письмо Феодорита Несторию 483 Господину моему достопочтеннейшему, и благочестивейшему, и святейшему [любезнейшему и досточтимому, святому] отцу епископу Несторию Феодорит о Господе радоватися. Что я не увеселяюсь городскою жизнью и не связан ни морскою заботой, ни славой, ни иными престолами (nec aliis sedibus) 484 , об этом, я думаю, знает твоя святость. Ибо хотя и ничего другого, то уже самого одиночества города, управлять которым мне выпал жребий, достаточно, чтобы научить меня этому любомудрию. А в нем не одиночество только, но весьма много тревожных обстоятельств, которые могут сделать ленивыми даже тех, кто весьма радуются им. Итак, пусть никто не убедит твою святость в том, что я из желания епископского седалища закрывая свои глаза [с закрытыми глазами] принял египетские письма как православные [как правые догматы]. Ибо, говоря по самой справедливости, я довольно часто их перечитывал, тщательно разбирал и нашел, что они свободны от еретической негодности, и убоялся наложить на них какое-нибудь пятно, ненавидя, конечно, – подобно кому-нибудь другому, – отца этих писем ( Кирилла Александрийского ) как виновника возмущений во Вселенной. И я надеюсь не потерпеть никаких наказаний по благодати Его в день суда, потому что праведный Судия испытывает намерение (каждого). С тем же, что несправедливо и противозаконно совершено было против твоей святости, я не позволю себе согласиться и тогда, если бы кто-нибудь отсек мне обе руки, – при помощи мне Божественной благодати, поддерживающей немощь души. Это я письменно сделал известным и тем, которые требовали; отправил также твоей святости ответ на написанное к нам, чтобы ты знал, что никакое время по милости Божией не изменило нас и не научило быть многоногими или превращающимися в разные виды 485 , из которых первые подражают по своему цвету (по окраске) камням, а последние – листьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пререкания продолжатся вплоть до Второго Пришествия Христа. Люди неизбежно будут создавать все новые и новые апокрифы, формировать все новые и новые представления о Нем и, соответственно, пререкаться. И блажен, кто не соблазнится о Мне ( Мф.11:6 ), — говорит Господь. 45 Шахада (араб. — «свидетельство») — исламский символ веры, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммеда. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама. 46 Хадис (араб. — изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммеда, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально означает «новый», «беседа», «предание», «рассказ». В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука – хадисоведение. 47 Кор. 1:24:«…для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». 48 Сýра (араб. — слово, обозначающее одну из 114 глав Корана. 49 Коран, 19:34. Перевод Эльмира Кулиева. Далее все цитаты из Корана приводятся в его переводе. 50 Аят (араб. V?» – «знак») — структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих», что неверно с точки зрения самого пророка, неоднократно подчеркивавшего удаленность своих проповедей от поэзии. В Коране насчитывается более б ООО аятов. 52 Великое Белое Братство ЮСМАЛОС (более распространенное название: «Белое братство») — религиозная организация, основанная в 1990 году в Киеве Мариной Мамоновой (в замужестве – Цвигун), объявившей себя Матерью Мира Марией Дэви Христос. 53 Христолóгия — раздел богословия, посвященный изучению вопросов, относящихся к Иисусу Христу 54 Абдаллá (араб.) — слуга (раб) Бога. 55 «Имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (алМасух Иса бен Мариам)» (Коран, 3:45). 56 Масих — помазанник, «тот, кто омыт, очищен от всякого греха». 57 Мухаммед альБухари (полное имя – Абу Абдуллах Мухаммед ибн Исмаил ибн Ибрагим альДжуфи АльБухари; 810–870) — известный исламский богослов персидского происхождения, автор наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Джами асСахих» (или «Сахих альБухари»), составляющего основу мусульманской Сунны.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Писанию 133 , а не согласному с ним преданию апостольскому, сохраняемому Церковью кафолическою. Это видно – а) и из обличения книжников и фарисеев Спасителем: почто и вы преступаете заповедь Божию на предание ваше? Бог бо заповеда, глаголя, чти отца и матерь: и, иже злословит отца или матерь, смертию да умрет: вы же глоголете, иже аще речет отцу, или матери: дар, имже бы от Мене пользовался еси: и да не почтит отца своего, или матере: и разористе заповедь Божию за предание ваше ( Мф. 15:3–6 ). б) То же видно и из творений св. отцев и писателей Церкви, которые рассуждают по поводу означенных слов: «Нечестивое сонмище фарисеев дошло до того, что начало учить учением и заповедем человеческим и свое предание ставить выше божественных заповедей; но за это поразил их Христос своими обличениями. От таковых прибавлений и убавлений предостерегает и закон, когда, касательно божественных глаголов, повелевает ничего ни прибавлять к ним, ни убавлять от них ( Втор. 4:2 ) 134 . Не закон, данный чрез Моисея, осуждал Господь, но обличал книжников и фарисеев за то, что, проповедуя о законе, не имели они любви и оттого являлись неправедными и пред Богом и пред людьми, как и Исаия говорит: людие сии устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же почитают Мя, учаще заповедем человеческим (Иса. 29:13), – не закону, данному чрез Моисея, но выдуманным преданиям старцев, исполнением коих иудеи делали закон Бога излишним, и потому не покорились даже Слову Его 135 . Что узаконено Моисеем, то не чуждо Богу; потому что Он же узаконил это чрез Моисея, так что написанное Моисеем написано не без воли Божией, но по изволению Духа Святого 136 . Все прочее составляет выдумки иудеев, которые измышляют бабьи басни и сказки, не основанные на свящ. Писании и не подтверждаемые разумом 137 . Это ныне называется у них вторым законом (δευτερωσις) 138 , и противно закону, данному чрез Моисея. Почему и Исаия говорит: корчемниицы твои мешают вино с водою (Иса. 1:22), показывая сим, что к строгой заповеди Божией старцы примешивали водянистое предание, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Иса. 35, 4. 5); и еще в другом месте: не Ангел, ниже Ходатай, но Сам Господь спасе нас (Иса. 63, 9). А Давид говорит: Мати Сион речет: человек и человек родися в нем: и Той основа — Вышний (Псал. 86, 5). Ибо сей Человек, родившийся в Сионе, есть сам Вышний, как говорит Давид в другом псалме: и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли (Псал. 82, 19). Это же написали мы отчасти, да не ктому, как сказал Апостол, бываем младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения (Еф. 4, 14). Окружное послание Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть первая./Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 276–287. (Репр. изд.: СТСЛ, 1902). Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына Поместным сослужителям, возлюбленным господам, Афанасий желает о Господе радоваться. 1) Что потерпели мы, это ужасно и невыносимо; нет возможности и памяти передать это достойным того образом. Но чтобы скорее можно было выразуметь ужас совершившагося, за лучшее признал я привести на память сказание из Писания. Однажды муж левитин, жене котораго нанесено было поругание (а она была евреянка и из колена Иудина), увидев чрезмерность злодеяния, и пораженный беззакониями, на какия против него отважились, как повествует божественная книга Судей (гл. 19), раздробив тело жены на части, послал во все колена Израилевы, чтобы все убедились — в этом злодеянии видеть обиду не ему одному, но всем вообще, и если будут сострадательны, отмстили, а если останутся равнодушными, на себе понесли стыд, как ставшие уже участниками в причинении обиды. Посланные известили о случившемся; и всякий слытавший и видевший сказал: никогда не бывало ничего подобнаго с того дня, как вышли сыны Израилевы из земли египетской. Почему подвиглись все колена Израилевы, и все, какбы сами потерпели обиду, собрались против преступников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Мы читаем в суре 4,169: «Ведь Мессия Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и Дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников». Сущность этих стихов заключается в том, что Аллах дал Иисусу, Его личности, – Дух, и этот Дух поддержал Его и Его личность. Но мусульманские ученые имеют разномыслие в объеснении сущности Святого Духа, который поддерживал Иисуса. Приведем высказывания некоторых мусульманских богословов по этому вопросу: «Он есть дух, который был вдунут во Христа. Аллах сделал Его родственным Себе, оказывая Ему честь и отводя Ему особое место. «Святой”- есть Бог, и выражение «Мы вдохнули в Него от Нашего духа» – указывает на святость. Аль-Садди и Кааб сказали: «Святой дух – это Гавриил, и его поддержка Иисуса заключалась в том, что он был сотрудником Иисуса и другом Его, помогая Ему и сопровождая Его, куда бы Он ни пошел – до того момента, когда Иисус был взят на небо». Ибн Джубаир сказал: «Дух Святого (Бога) есть верховное имя Аллаха, и этим именем Иисус воскрешал мертвых». Аль-Квашани сказал: «Аллах специально очистил тело Иисуса от наследственной нечистоты, и Он был духом, воплощенным в идеальное и духовное тело. Аллах очистил Его дух и освободил Его от влияния природных инстинктов и окружающих влияний так, что Он мог быть поддерживаем святым духом, формой которого Он был». Ибн Ата сказал: «Наиболее совершенными растениями являются те, у которых плоды – как Иисус, дух Божий». Ибн Аббас сказал: «Что касается духа, который был вдунут в Него (Иисуса) Аллахом, то поэтому Он (Иисус) и есть дух Аллаха (Бога)». V. Вознесение Христа в момент Его смерти Мы читаем, что Аллах сказал: «О Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали”- сура 3,55. Аль-Фахри эль-Рази сказал: «Имеется много толкований этого стиха, из которых мы цитируем только два. а) Значение слов «Я вознесу тебя» – Аллах хотел взять Его к месту Своей славы и сделать это вознесение почетным и восхваляющим Иисуса». Подобным этому является выражение: «Я иду к Моему Господу» – (эта фраза взята из Евангелия).

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Итак Христос Сын Божий есть Вышний. Что родившемуся Христу, вместе с своею Материю, сим духовным облаком, надлежало бежать в Египет, о сем говорит пророк Исаия: се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская (Иса, 19, 1). Что во время крещения Христова Отец будет свидетельствовать о Нем свыше, о сем так написано в Псалме: глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих (28, 3). О чудесах и исцелениях, которые совершил Христос и Бог наш, предсказал Исаия, говоря: той недуги наша прият и болезни понесе (Иса. 53, 4). Что Христос пришел умирить мир, узнаем из Псалма: снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дóндеже отымется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенные ( Псал. 71, 6–8 ). Лжет Иудей, если говорит, что сей Псалом должно разуметь о Соломоне: ибо здесь говорится: прежде солнца пребывает имя его, и благословятся в нем вся колена земная, и поклонятся ему вси царие земстии (ст. 17. 11). Сии слова не могут относиться к Соломону: ибо он не был прежде солнца. 7. Что Господь Бог наш посредством крещения сокрушит диавола, о сем свидетельствует Псалмопевец, так говоря к Богу: ты стерл еси главы змиев в воде, ты сокрушил еси главу змиеву ( Псал. 73, 13. 14 ). Что Христос, ходивший по морю, есть творец неба, послушаем о сем Иова: прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли ( Иов. 9, 8 ). О жребяти и ослице, на которые возсел Христос, пророчествует Захария: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна ( Зах. 9, 6 ). Что может быть яснее сих пророческих вещаний? Но сатана ослепил очи Иудеев, так что они столь ясные пророчества толкуют ложно. Послушаем и о детях, которые взывали ко Христу: осанна, и прямо Господом называли Его; о сем предсказано в Псалме осьмом: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

2)  Апреля 17 Черноризца слово о Пасхе и о преп. Зосиме новом и чудотворце, иже на Соловецком острове, на полунощней стране сущем, понта Окиана. Нач.: «подадите и нам, о мужие, мало слуха, аще что достойно слуха провещаем»… Кон.: «и нови к новей жизни да препустимся, нетленных блаъ въсприемлюще благодатию и человеколюбием Господа нашего Иса Христа, Им же и с Ним же Отцу слава и св. Духу честь и держава и ныне и присно и в веки веком. Аминь». Слово принадлежит тому же автору. См. там же. 3)  Калугера того же о святых великомученику новую, иже от Чернигова, славною Михаиле вел. князе и Феодоре синглитице. Нач.: «честное яко воистинну добролепное ваше стечение, вина добрейших подвигов изрядное«… Кон.: …»уготованных праведником вечных благ и мы получим, и царствия небеснаго насладимся, благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спасителя нашего Иса Христа и пр. Аминь». Почерком XVI в. написаны только первые страницы; остальное приписано позднее (XVIII в.). Вначале на полях скорописью XVI в.: «то слово списати вели у собя, где найдеш у кого поисправчее и полнее сего; а у нас в манастыри не лучилось полного». Слово это во многих списках приписывается тому же Аниките-Льву Филологу, но в некоторых надписано именем Зиновия. По мнению Н. И. Субботина , оно «несомнительно принадлежит Филологу». См. Прибавления к Т. С. О., т. XVIII, стр. 525 примечание. 4)  Того же черноризца о св. велмуч. Михаиле и Феодоре новых, иже от Чернигова. Нач.: «И о Михаиле вмале да речем есть просимое о самом Христе Бозе нашем» и пр. В ркп. Троице-Сергиевой лавры XVII в. 664 приписывается иноку Зиновию, а в ркп. Синодальной Библиотеки XVII в. 818 –Филологу. Н. П. Субботин признает «за несомненное», что это слово принадлежит иноку Зиновию. См. Прибавления там же. Ф. Калугин (Зиновий игумен Отенский и его богословскополемические и церковноучительные произведения. Спб. 1894 г.) наоборот говорит, что этого слова «Зиновию решительно нельзя приписать, хотя его имя и называется в заглавии, потому что в нем ничто не напоминает Зиновия и при сравнении выступает на вид не сходство, а полное различие» (стр. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В исламе есть четыре основных предмета веры: 1) в единого Бога; 2) в Его посланников и писания, причем называют пять главных “пророков-посланников” (расул): Ной (Нух), с которым Бог возобновил “союз” (завет); Авраам (Ибрахим), первый “верующий” (в единого Бога, т.е. му’мин); Моисей (Муса), которому Бог дал Закон (Тору) для “сынов Израилевых”; Иисус Христос (Иса), через которого Бог сообщил христианам Евангелие (вообще же отношение Мухаммада и ислама к Иисусу и христианству – сложное и противоречивое: отвергая Троицу, Коран резко выступает против представления о Сыне Божьем (9:30); Иса (Иисус) “только раб Наш, которого Мы облагодетельствовали и поставили Его в пример сынам Израиля” (43:57, 59). Христиане, почитающие Мессию (Христа) как Сына Божьего, “уподобляют себя неверным, бывшим прежде” (9:30); в то же время это не мешает Мухаммаду признавать Ису Мессией и называть Его одним из величайших пророков-посланников, предсказавших его собственное пророчество мусульманам, развивать культ не только Исы, но и святых Йахья (Иоанна Крестителя), Марйам (Девы Марии), Закарии (Захарии) и т.д., самих же христиан считать “покровительствуемыми”); наконец, Мухаммад – венец и “печать пророков”, завершивший цепь пророчеств; 3) в ангелов, во главе с Джибрилом (Гавриилом), Микалом (Михаилом), Израилом и Исрафилом, которые сотворены из света и передают людям вести от Бога (Аллаха) (15:8); 4) в воскресение после смерти и Судный день. В мусульманстве есть свое Священное писание и Священное предание. Основной источник мусульманского вероучения (и, вспомним, один из основных предметов веры) – Коран (от арабского кур’ан – декламация, чтение наизусть). Он понимается как превечное, несотворенное “Слово Божие” (аналогично отношение иудеев к Торе и части христиан, особенно неправославных, к Евангелию), т.е. Откровение, которое Бог как бы продиктовал слово в слово через Джибрила пророку Мухаммаду, выступающему лишь в качестве медиума, или пассивного передатчика (повторим, что, в отличие от христианства, исламское учение не делает различия между понятиями “откровения”, “богодухновенности” и “богопросвещенности”).

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-drugie-r...

Доктор Асад Рустум в книге «Град Церкви Божией Великой Антиохии» (Т. 3. С. 57) пишет, что здесь происходило приготовление святого мира в 1660 году, в правление патриарха Макария III (ибн аль-Заима), а затем в 1776 году, при патриархе Сильвестре I (С. 151). Он отмечает, что это была подземная церковь, где обычно хоронили священников, епископов и патриархов. Иосиф Зайтун упоминает в своей книге «Школа аль-Азиех», что школа занимала большую комнату, разделенную ширмой. Учителями были отец Иосиф и Янни Пападопулос: первый преподавал арабский язык, математику, богословие, греческий и каллиграфию, а второй – греческую литературу; при этом Пападопулос обучался арабскому у отца Иосифа. Искандер Иса аль-Маалуф приводит слова одного русского ученого о том, что это отец Иосиф «попросил патриарха Мефодия открыть школу для жителей Дамаска; можно даже сказать, что он был организатором этой школы, так как приходил на собрания и убеждал людей отправлять своих детей учиться в эту школу. Он обучал знатных юношей арабскому языку, Библии и логике… Школа имела две ступени: начальную, где учили чтению и письму, – здесь было три учителя; вторая ступень была филологической, где учили языкам: арабскому, греческому и турецкому… Там было 300 студентов» (Там же. С. 76–77). Как в константинопольской школе на Халки и в школах в Афинах, Петербурге и Москве (см.: Зайтун Иосиф. Школа аль-Азиех. С. 55). Рустум Асад. Град Церкви Божией Великой Антиохии. Т. 3. С. 190. По словам Искандера Иса аль-Маалуфа, Фадлалах, сын священномученика Иосифа, был опорой семьи и главой семейного дела. В Александрии, где жил его брат Георгий, они открыли магазин, ведя его весьма исправно (см.: Зайтун Иосиф. Отец Иосиф Мухана аль Хаддад. Рукопись). Согласно докладу британского советника, заработная плата учителя в Дамаске не превышала 1 сирийского фунта в неделю. Это свидетельство его студента Спиридона Саруфа. Нухбат аль-Адааб Литануир аль-Фитиан Вашабаб/Пер. Иоанна Пападопулоса. 1867. С. 2. Они стали частью Римской Католической Церкви в 1724 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Христианство, с которым сталкивался Мухаммад, не имело ничего общего с кафолической (вселенской) верой, оно представляло собой огромную группу сект, последователи которых зачастую жестоко враждовали между собой. Рассеянные по всему региону, они поддерживали преемственность различных верований о природе Бога и святой Троицы и в конечном итоге оказали влияние на развитие ислама. Интересно отметить, что христианство, упоминаемое в Коране, не было чистой верой Нового Завета, оно, скорее, представляло собой искаженный вариант вероучения, бытовавшего в церквах на территории Аравии. Влияние христианства на ранний ислам Мухаммад претендовал на то, что Коран является откровением, ниспосланным ему с небес, но многие его учения обнаруживают определенную зависимость от христианства, исповедуемого в доисламской Аравии. И действительно, в Коране нет ничего, что можно было бы назвать поистине оригинальным. Более того, в нем нет ничего, что не составляло бы параллели с различными религиозными убеждениями, распространенными по всему аравийскому региону. Мухаммад встречался с толпами паломников, стекающихся на ежегодные празднества в Мекку. Этот город был вместилищем передающихся из уст в уста познаний. Он поглощал и хранил в памяти огромное количество информации. Исследования учений Корана показывают, что пророк ислама был в большей степени знаком с еврейскими талмудическими работами и апокрифическими христианскими писаниями, нежели с содержанием Ветхого и Нового Заветов. История о том, как младенец Иисус заговорил еще в люльке, изложенная в малоизвестной книге, рукописи которой находятся в Аравии, — «Арабском Евангелии детства», феноменальным образом повторена в Коране (сура 19:29); Евангелие от Фомы, еще одно апокрифическое произведение, сирийская версия которого, как известно, существовала до рождения Мухаммада, описывает другие чудотворные деяния Иисуса, также повторенные Кораном, например, эпизод создания глиняных птиц, оживших по Его повелению (сура 3:49). И хотя имя, которым арабские христиане всегда называли Иисуса, было Ясу (происходит от древнееврейского Яшуа), в Коране используется имя Иса, которое, по всей вероятности, берет свое начало от несторианского Исхо. Нигде в христианской истории не встречается сколь-нибудь исчерпывающего объяснения странного имени Иисуса, используемого в Коране. Поскольку арабский язык относится к семитской группе, тесно связанной с древнееврейским языком, то вполне закономерно было бы ожидать использования имени Ясу. На самом деле полное имя Иисуса, используемое сирийскими несторианцами, было Исхо Мшиха, т. е. Иисус Мессия, и наиболее распространенное имя, используемое в Коране, очень на него похоже — ал-Масиху Иса (сура 3:45).

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010