по Ев. 16 окт. възъвавъ . 15, 43–16, 8 (15, 3–16, 8 – в Мстиславовом Евангелии ошибочно помечено: „отъ читается в 3-ю неделю по Пасхе, в страстных евангелиях (10-е) и в утренних воскресных. Приводим разночтения. 43 ст. страст.: пилатоу – тла – 44: – мьре – въпроси го – оумьрлъ сть: 45 ст. 10 стр. ев.: кеитуриона – исифови. 47 ст.: 16, 1 в Ев. 3 нед. по пасхе: 11 – саломии (Sic) – кпиша – (вместо иса). 2 ст. 3 нед.: въ – 3: гроб – 4: бъзьрвъша – 5 однъ въ одеждю блу – 6: исоуса – 7 гааили тоу – 8: и отъшьдша – гроба. имаше (нет „И») – оужас – боахоубос: – —467— Чуковская рукопись Нового Завета, переданием усвояемая Святителю Алексию Не задаваясь полным перечислениям всех незначительных неточностей, как-то: печатания надстрочных букв в строке, произвольной расстановки знака , опущения или неясности надстрочных значков, также мелких делений текста, почти соответствующих нынешним стихам и обозначаемым в рукописи большими буквами, – отмечаем только кажущиеся нам наиболее важными отступления, опущения и ошибки. I. 5. исхожаше вс – Пропущено перед не – сво. 6. – 9. 11. 15. – члвко. 21. И вход . 22. е. 30. жгом 39 40. мож е. 44 никомоу рче – (вм. ) – 45. ещ – в. 31. роук. 34. ицл. II. 1. вни – 4 одр. – лежа 6. сдщ. 8 сице – са. 12. изде – всми – 14 – алфеова. 15 взлежа 18 (второе) посттъ – (вм. оу...) 19. . 21 npiлora. платна. (у Амф. верно). 22. – мхн – мс 23. 25 створ. III. 2. е (вм. е) 3. роук. (вм. рук). на сред. 4. (Амфил. блготворити?). 7. – (вм. а) 8. нем. 9. ем. 10. его. 10. – 14. и (опущено) перед створи. 16. брата – имеи – громва – 18. андреа. – м. и (вм. ) – 19. переда (вм. а). 21. heicmo – 22. (вм. и дше) – веелзевол – – 26. сатана – 27. мо – крпк. – его (первое) егг (вм. ег) – 28. хула. 29. вчному (вм. ) – 35. icecmpa. IV. 8. Добр. 9 11. соущим (вм. сущн). 1. когда 16. каменн. 18. с. 19 входще 21. л свщни – 23 кто. 25: ем – 33: тац – – 34.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

красивая заставка и заглавная буква расписаны красками. Всех бесед 45, начиная с первой. В 22 беседе л. 163 после слов – мти бо еси, и чюдо зазорно (по изд. Москов. 1665 л. 169, 3 стр.) до л. 171 об. что бо бдеть речеиио (по печ. л. 178. 2-я стр. снизу), вместо толкования Златоуста, вставлено толкование Феофилакта Болгарского , на изъясняемые стихи Ин. 2:4–22 ., по переводу нижеописанной ркп. 91. Вставка нач. что мн теб жено ие година мо. Зовть на бракъ иса не ко чюдеса видвше; – оканчивается: но ты (т.е. Аполлинарий) бо почива съ своими. После этой вставки продолжается беседа Злат. 23, хотя это и не означено в ркп. В описанной Востоковым ркп. Рум. Музеума в этом самом месте хотя читается текст из Златоустого же, но в другом переводе – кн. А. Курбского. На приклеенной к лицевой доске бумажке помечено: и масте: пола т . Правописание Русское. 85 (по преж. кат. 31) Беседы св. Иоанна Златоустог о на Евангелие от Иоанна , в лист, полууставом, переходящим в скоропись, 1617 г. 664 л. С л. 1. идёт подробное оглавление бесед и при них нравоучений. Л. 13. оставлен белым. Л. 14. когда подобае т чест, и въ сты ца ншего па т консттин града т стаго . – по став стыа собныа цркви. С л. 16 следуют беседы. Всех бесед с нравоучениями 88. После 22 беседы считается прямо 24-я: но на л. 175 также, как и в предвидящей ркп., вместо толкования Златоустого положено толкование Феофилакта Болгарского , которым и восполняется окончание 22 беседы и первая половина 23-й. Нет и не числится также целых бесед 44. 45. 46. и 47. В показанной ркп. Румянц. Музеума и сии четыре беседы читаются в другом переводе – кн. А. Курбского. На л. 330 после 45 беседы, оканчивающей собою первую часть, рукою писца написано: написас с стго коньсттин града стго бгослова. по слнце в рс области, в маковц радонежско, в монастыр прты трца. прбны ць и никона. В лто мира. а по плоти ржтва га бга нашего ха, а х в цртво блгочестиваго цр михаила фе о ровича всеа рси, и многихъ кенскы зык.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

IX. 2. после потъ чит. исъ. 7: же. 18: перед иже аще – после иметъ чит. 19: после отъштавъ чит. емо. 21: из 34. дроугъ къ дроугоу ко сът- —475— (без с). 42. единого. 45. животъ 49 вьскъ. 50 добро естъ соль… слана. X. 3. мосн. 8: бдете – нсте. 12. нет свого после мжа 16: чит. после обемъ. 19: после отца чит. твоего. 29: после матерь чит. лнжен. 32. нет после вар – поемъ исъ 34. опуск.: и оплюють и. и оубьють и. 39. рсте. 44. въ васъ 46. нет и перед XI. 4 обртете. 6. нет и перед оставиша . 7: и прибсте. 10 двда. 11: въсе (вм. вс). 13. не б бо. 15 после въшедъ чит. исъ. 29. чит. и перед отъвштаите мн. 32: аште речемъ (опуская XII. 5: перед нет и 12: рече притъч. 14 – истин – дати киньсъ. 16 опуск. му. 19 опуск. го после братръ. 30 крпостн свое. 34: – и. 35: кохъ (вм. 37 оубо вм. бо после самъ 41 мететъ XIII. 9. и прдъ цсри. 13. тъ вм. сь перед спснъ бдетъ. 14 Егда же. 18: да не бде. 21 овъде. 22: опуск. перед 28: всте вм. 30. родось 34: коже. XIV. 4 въчемъ вм. въ что или чесомь или что или почто. 7: можете имъ добро творити 10. без же. 13. сърштета 16 изидете оученика его и придете въ градъ. и обртете коже рече има. и оуготовасте пасх. 17 вечероу вм. вечероу же. 20. въ солило. 21 добро бн емоу – чловкотъ – 22 блгслвештъ. 32: прид без и перед ним. 38 дхъ бо естъ бьдрь. 40 башете... что б. 46. и с и. 48: изидете – яти м. 51. единъ юноша етеръ – с и. 53. сънидс. 59. имъ (вм. ихъ) 63 что еште съ опущ. и. 65 начс. – прс. 68: иζиде (в опущ. же) вонъ. 72. опуск. и перед XV. 1: сътворьше – всм. 2. и вм. го 14. пилатъ же 16: вс иса въитрь надворъ. 17. облш... 18. начс. 20 съвлш – облш – извс. 23. привес – голъгота. —476— 24 пропьнъшеи раздльше (Ягич читает так: пропьнше и раздльше, – можно и так: пропьнъшеи раздльше). 25. пропс. 32 нет: моу – поношаашете. 36 после единъ не чит. н, но чит. перед вьζнеζъ. 39: съ (вм. се) 40: бау же и 44. оп. и перед привавъ – опуск. и, а после аште приб. оуже. 46 гробоу (как и Мстисл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лука (12:1) говорит, что в один раз собрались к Иисусу мириады народа, τν μυριδων το χλου, яко попирати друг друга, так что давили друг друга. Этой давящей, гнетущей массе свойственно возмущаться при всяком удобном случае Деян. 17:8. 21, 34. 24:12 . Шум от говора этой массы народа похож на бурный плеск волн и на грохот грома: Апок. 19:6 κα κουσα σφωνν χλου πολλο κα ς φωνν δτων πολλν κα ς φωνν βροντν σχυρν, – и слышах яко глас народа многа, и яко глас вод многих, и яко глас громов крепких, говорит Св. Иоанн в откровении. Есть в Н. 3. примеры употребления слова: χλος в значении многих лиц; в таком случае обозначается, какие это лица; так говорится Лук. 6:17 χλος μαϑητν, народ ученик Его, т. е. многие ученики Его, и многое множество людей. Лук. 5:29 и бе народ мытарей мног χλος τελωνν πολς; Деян. 1:16 ν τò χλος νομτων (τν μαϑητν), было же собрание (число имен) человек около 120. Слово: γλσσα употребляется в значении народа только в послании к Филипписеям и неоднократно в Апокалипсисе. Филип. 2:11 и всяк язык, γλσσα, исповесть; Апокал. 5:9 от всякаго колена, и языка, и людей и племен, κ πσης φυλς κα γλσσης, κα λαο κα ϑνους (сн. 7:9. 10:11. 11:9. 13:7. 14:6. 17:15). Заметим, что такое значение усвоено слову γλσσα с Еврейского: laschon; Иса. 45:23 яко мне поклонится всяко колено и исповестся всяк язык, γλσσα; эти слова Апостол Павел в послании к Филипписеям повторяет, говоря о славе Христа. Все четыре встречающиеся в Апокалипсисе синонимические слова, означавшие народ, по-видимому заимствованы Иоанном из книги пророка Даниила, где говорится (3:4): и проповедник вопияше: вам глаголется народи, людие, племена, языцы, ϑνη, λαο, φυλα, γλσσα, 5:19. 6. 26. Употребление слова: γλσσα в значении народа объясняется тем, что здесь указывается характеристическая особенность того, или другого народа, употребляющего известный язык, отличающийся от языка других народов, – указывается народность имеющая в языке свои фонетические отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Иоанна V» найдены статьи: ИОАНН V († 675), патриарх К-польский (с 25 нояб. 669), свт. (пам. 18 авг.) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) ИОАНН V (IV) ОКСИТ († после 1112), патриарх Антиохийский (1088/89-1100) ИОАНН VI (V) патриарх Антиохийский (1106-1134 (1140?)) ИОАНН V патриарх Иерусалимский (705-735) ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072) ИОАНН V († 686), папа Римский (685) ИОАНН V [Йоханнан III; бар Ишо бар Авгаре (бар Хгире); араб. Юханна ибн Иса (ибн Марта) ибн аль-Арадж] ( 905), католикос-патриарх Церкви Востока (с 900) ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ (1332-1391), визант. имп. (с 1341) ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ (1666-1696), рус. царь, сын царя Алексея Михайловича Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Иоанна V .html

17). В одном из своих посланий, ап. Павел очень ясно признает клятву, сравнивая нарушителей клятвы с величайшими грешниками: «закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорливых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц. Для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению» ( 1Тим. 1:9–10 ). Осуждая клятвопреступников, св. Апостол этим требует исполнения клятвы, следовательно, допускает и саму клятву. Отрицающие клятву и присягу именем Божьим делают лживым великого пророка Божия Исаию, который, предвещая о многих новозаветных событиях, предсказал и о том, что христиане будут в Новом Завете клясться именем Бога истинного: «Мною клянусь, говорит Господь, из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всяк язык» (Иса. 45:23). «Господь Бог назовет рабов Своих новым именем, которым кто будет благословляться на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины» (Иса. 65:15–16). 3) Клятва невозможна, ибо человек подверженный всяким случайностям и даже неожиданной смерти, не может ручаться за исполнение данных в клятве обещаний людям или правительству. 3) Всякое обещание дает человек условно, иначе люди, ограниченные по своей природе, зависящие от превышающих иногда их силы условий земной жизни, никогда не могли бы давать друг другу никаких обещаний. Вот почему даже такой избранный сосуд благодати Божьей, каким был св. ап. Павел, обещая прийти к Римлянам, замечает: «если Богу угодно будет» ( Рим. 15:32 ). Само собой, что неисполнение человеком клятвы или присяги по причинам независящим от него, напр., вследствие болезни, стихийного бедствия и т. п., не может быть поставлено ему в вину, ибо все это произошло не по его воле, а по воле Божьей: «так было Богу угодно». 4) Клятва не нужна, ибо богобоязненный человек и без клятвы скажет истину и исполнит данное обещание, допускать же к клятве безбожника, это значит только унижать имя Божье.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3) Клялись именем Божьим ветхозаветные святые и народ Израильский: Быт. 21:23–24; 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . 4) Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божьим у христиан: Иса. 45:23; 65:15–16. 5) Клятву именем Божьим употребил Христос: Мф. 26:63–64, ее употреблял ап. Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23  и придавали ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божьим и Ангелы От. 10:5–6. 6) Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . 7) Христос запрещает клятву ложную, – не именем Божьим, а различными предметами: Мф. 5:34–37; 23:16–22, как и ап. Иаков: 5:12. 8) Форма присяги перед Евателием и св. Крестом, взята из св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 29:37 ; как и обычай подымать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; От. 10:5–6. О позволительности войны и противлении злу «Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему... И пошли войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею» ( Числ. 31:1–7 ). «Если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям» ( Иоан. 18:35–36 ). «Начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ). Что может быть ужаснее войны, когда люди, забыв, что все они братья и дети Божьи, забыв все человеческие и божеские законы, с яростью большей, чем у самых диких зверей, бросаются со смертоносным оружием в руках для истребления друг друга? Безжалостно опустошаются цветущие поля и плодородные нивы, предаются огню деревни, села и города, беспощадно убиваются не только взрослые мужи, но дряхлые старики, беззащитные женщины и невинные дети, и льется, потоками льется, человеческая кровь. И сколько вдов и сирот остаются беспомощными на всю жизнь, сколько прежде крепких людей превращаются в жалких калек, в живые трупы, сколько отцов и матерей, братьев и сестер, детей и друзей оплакивают своих близких, унесенных войной! Все ужасаются войны, все ненавидят ее, все проклинают этот ужаснейший бич человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Беседа 1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис.6:1). Беседа 2. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Иса.6:1). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний. Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце Озии (2Пар. 26:16), также о смиренномудрии, и о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло - гордость . Беседа 4. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак. Беседа 5. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам. Беседа 6. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам. На слова пророка: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (Ис.45:7). На слова пророка Иеремии: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер.10:23). Объяснение того, что неясность пророчеств о Христе, язычниках и отпадении иудеев полезна. Еще о неясности Ветхого Завета и о человеколюбии Божиим, и о том, что не должно осуждать друг друга. Святого отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского Толкование на пророка Исайю Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: " а Исаия смело говорит: " Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне " " (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Беседа 2. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Иса.6:1). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний. Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце Озии (2Пар. 26:16), также о смиренномудрии, и о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло - гордость . Беседа 4. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак. Беседа 5. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам. Беседа 6. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам. На слова пророка: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (Ис.45:7). На слова пророка Иеремии: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер.10:23). Объяснение того, что неясность пророчеств о Христе, язычниках и отпадении иудеев полезна. Еще о неясности Ветхого Завета и о человеколюбии Божиим, и о том, что не должно осуждать друг друга. Святого отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского Толкование на пророка Исайю Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: " а Исаия смело говорит: " Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне " " (Рим.

http://predanie.ru/book/68211-tolkovanie...

  Исаны оьлюмю 33 Тюшде сагьат он экиден уьчге ерли бютюн уьлкени къарангылыкъ къуршай. 34 Тюшде сагьат уьч вакътиде Иса гючлю тавуш булан: – Эли, Эли, лама сабакътаны? Демек, «Аллагьым, Аллагьым! Мени не саялы ташлап къойдунг?» – деп къычыра. 35 Онда болгъанлардан бирлери муну эшитгенде: – Къарагъыз чы! О Илиясны чакъыра! – дей. 36 Бирев чабып барып, чюпюрекни ачыгъан чагъыргъа чомуп, ону таякъны башына да илип, Исагъа авзун бавукъ этмеге узата. Сонг: – Къой, къарайыкъ, Илияс гелип, Ону хачдан тюшюрерми экен? – дей. 37 Иса буса бек къычырып аваз этип, жан бере. 38 Шо мюгьлетде ибадатханадагъы перде, уьстден тюпге ерли ярылып, эки бёлюне. 39 Ону къаршысында токътагъан юз асгерни башчысы, Иса жан береген кююн гёргенде: – Гертилей де, Бу Адам Аллагьны Уланы болгъан, – дей. 40 Мунда йыракъдан туруп къарагъан къатынгишилер де бола. Оланы арасында Маждаллы Мариям, Юсупну ва гиччи Якъубну анасы Мариям ва Саломия да бола. 41 Иса Галилеяда турагъанда, олар Ону арты булан гелгенлер ва Огъар кёмек этгенлер. Онда Иса булан бирче Ерусалимге гелген дагъы да кёп къатынгишилер де бола.   Исаны гёмюв 42 О гюн гьазирлик гюню, демек сонгугюнню алдындагъы гюн болгъан ва геч заман болгъан. 43 Ягьудилени оьр мажлисини гёрмекли ортакъчыларындан бири болгъан ва Аллагьны гьакимлик этеген заманын къаравуллайгъан ариматеялы Юсуп геле ва Пилатны янына гирмеге тавакаллыкъ этип, Исаны сюегин бермекни тилей. 44 Пилат Исаны шолай тез оьлгенине тамашалыкъ эте ва юз асгерни башчысын чакъырып: – Оьлгени хыйлы боламы? – деп сорай. 45 Юз асгерни башчысыны хабарын эшитгенде, Пилат Юсупгъа сюекни алма изну бере. 46 О сатып кетен гебин ала, Исаны хачгъа илинген еринден тюшюре, Ону кетен гебинге чырмай ва ярны оюп этилген бир къабургъа салып, ону алдын таш булан яба. 47 Маждаллы Мариям ва анасы Мариям къарап Исаны къайда салгъанын гёрелер.     16   Исаны тирилмеклиги 1 Сонгугюн оьтгенден сонг, Маждаллы Мариям, Якъубну анасы Мариям ва Саломия барып Исаны сюегине сюртмек учун атирлер сатып алалар. 2 Къаттыгюн эртен кёп тез вакъти гюн чыкъгъандокъ, олар къабургъа гелелер. 3 Олар:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010