Книга пророка Исайи    Первое место в ряду пророческих книг занимает книга пророка Исайи. О личности и служении пророка Исайи существуют прямые положительные и точные сведения в Священных ветхозаветных книгах, пополняемые, не всегда точными, сведениями в иудейском и христианском предании.    Пророк Исайя был сыном некоего Амоса, призван был к пророческому служению в год смерти иудейского царя Озии и проходил это служение при преемниках Озии: Иоафаме, Ахазе и Езекии. По иудейскому и христианскому преданию, он пережил Езекию и Сеннахирима (Ис.37:38) и умер мученически при Манассии. Вообще Исайя проходил приблизительно 60-летнее служение в 757—697 гг. до Р.Х.    Не излагая подробно сведений о современном пророку Исайи политическом и духовном состоянии иудейского царства, как мало относящихся к чисто исагогическому обозрению (в отличие от библейско-богословского, где таковые очень нужны) пророческих книг и имеющих значительную обработку в русской богословской литературе, считаем нужным упомянуть лишь о том, что важнейшими событиями, современными пророку Исайи, были два нашествия на Иудею: сирийско-израильское при Ахазе (ок. 730 г.) и ассирийское, Сеннахирима, при Езекии (ок. 715 г. до Р.Х.). Оба эти нашествия подробно описываются пророком Исайей (Ис.7 гл. и 36—37 глл.) и стоят в тесной связи с главнейшими моментами его пророчеств. По мнению многих исследователей, первое событие, составляющее повод и для пророчества Ис.7:14, вместе с тем служит основной связующей нитью всех пророчеств Исайи 1—27 глав его книги. А второе событие служит таковым же центром для всех остальных пророчеств 28—66 глав. Не находя возможным согласиться с таким крайне преувеличенным представлением о важности сих событий и полагая центр деятельности и письменности величайшего пророка-евангелиста в теократическом призвании Израиля и приготовлении человеческого рода ко вступлению в новозаветное царство Божие, признаем и мы за этими событиями значение, но лишь повода, для многих пророчеств Исайи 7—12 и 28—37 глав его книги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Пророк Исайя делал записи ( 2Пар.26:22 ; Ис.8:1 ) и диктовал писцу ( Ис.30:8 ). Его современник царь Езекия писал письма Ефрему и Манассии ( 2Пар.30:1 ; ср.: Ис.38:9 ) и получал письма от Сеннахирима, царя Ассирии ( Ис.37:14; 39:1 ; 2Пар.32:17 ). Пророк Иеремия диктовал своему помощнику Варуху ( Иер.30:2; 36:27; 45:1 ), что, вероятно, делали пророк Осия ( Ос.8:12 ) и пророк Малахия ( Мал.3:16 ), ибо письменное слово было важной частью пророчества ( 2Пар.21:12 ), о чем говорит Иов ( Иов.19:23 ). Пророк Даниил и вавилонские мудрецы умели читать и, следовательно, писать по-арамейски ( Дан.5:24 и дал.). В пределах империи осуществлялся активный обмен корреспонденцией. Неемия подписал обязательство перед Богом ( Неем.9:38 ), тогда как его противники в Самарии, а также правители других земель, писали персидскому царю ( Езд.4:6,7; 5:7; 6:2 ). Ездра был профессиональным писцом, в обязанности которого входило написание указов, или государственных документов, на местных диалектах (8:34). Высшие чиновники, вроде Мардохея, писали от имени царя ( Есф.9:28 и дал.), который прикладывал свою печать ( Дан.6:25 ) 162 . История библейской письменности. Еврейская письменность. Начиная примерно с 3100 г. до Р.Х., письменность была на всем древнем Ближнем Востоке признаком цивилизации и прогресса. Еще до времени записи Божественного Откровения на Ближнем Востоке существовало несколько видов письменности. На основании данных археологии можно сделать вывод, что примитивная письменность существовала в двух вариантах: пиктографическом и символическом. В пиктографическом письме угадываются очертания изображаемых предметов, например, руки, ноги, головы, дома и т.п. Образцом пиктограмм могут служить надписи, обнаруженные в Кише (ок. 2700–2400 гг. до Р.Х.) и Эламе (ок. 2370–2225 гг. до Р.Х.). Символическое письмо состоит из символов, по форме не обязательно похожих на обозначаемые ими предметы. Примеры можно найти в надписях из Ура (ок. 2575–2400 гг. до Р.Х.) 163 . Более совершенными видами письменности были клинопись и египетское письмо. Клинопись – наиболее ранняя из известных систем письма. Она возникла в Месопотамии на основе более древнего примитивного письма. Саму форму во многом определил писчий материал – глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки – «клинообразные» штрихи. Наибольшее распространение письмо на глине получило в Вавилоне и Ассирии, где оно просуществовало в общей сложности почти четыре тысячи лет 164 . Египетское письмо сначала было рисуночным с дополнительными фонетическими знаками. Со временем оно стало разделяться на три вида по написанию: иероглифику, от которой произошла более беглая иератика, развившаяся в ещё более быстрый курсив – демотику. Этот вид письменности просуществовал с рубежа 4-го и 3-го тыс. до Р.Х. до V в. после Р.Х. 165

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

34 и историей о войне, бедах и безумии в гл. 36 – 39. Тема данного отрывка – грядущий исход, более великий, чем первый. 1–2 Почему вся пустыня должна вдруг превратиться в ковер из весенних цветов (крокусы или «нарциссы» вполне справедливо заменили традиционные «розы»), почему она будет затенена кронами огромных деревьев (слава Ливана)! На эти вопросы отвечают радостные новости о том, что вскоре по этому пути пройдет Господь (3–6), а в ст. 4 подчеркивается, ради чего Он придет: ради того, чтобы вернуть домой Свой народ. В Евр. 12:12 ст. 3 ( Ис.35:3 ) трактуется как все еще имеющий отношение к христианской надежде; и если евангельские исцеления доказывают, что уже забрезжила заря нового века, о которой повествуется ст. 5 и 6, то окончательное исполнение обещанного в ст. 4 еще впереди (ср.: 61:2; Лк. 4:19–21 ; 2Фес. 1:7–10 ). Если в начальных стихах о явлении Господа говорилось как о расцветающей пустыне, приливе надежд и чудесах исцеления (1–6а), то о возвращении домой Его народа подобным же образом говорится в ст. 6б–10. В пустыне забьют ручьи и появятся луга, возникнет безопасная дорога, и наконец в последнем стихе упоминаются сами путники, радостно воспевающие свое возвращение на Сион. Итак, пророчество достигает кульминационного момента после того, как уже были оплаканы времена Исайи и предвосхищены стиль и мысли гл. 40 – 66 (ср. цитирование ст. 10 в 51:11) в поэтическом изображении нового исхода, явления Самого Господа, вновь заселенного Сиона и безграничной радости искупленных. 36:1 – 39:8 Тяжелые испытания Езекии В этих четырех главах политическая ситуация в стране, непрерывно развивающаяся на протяжении всего пророческого служения Исайи, обостряется до предела, что еще больше подчеркивают два испытания веры и чистоты царя, имевшие далеко идущие последствия. Исключая псалом Езекии, который можно найти только в 38:9–20, эти главы почти слово в слово совпадают с 4Цар. 18 – 20 . 36:1 – 37:38 Нападение ассирийцев Подробности см. в 4Цар. 18:13 – 19:37 . Исайя опускает фрагмент, соответствующий 4Цар. 18:14–16 и часть ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

38. Исайя (VIII b. до н. э.) – один из библейских пророков. 39. Николай Кузанский (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель, философ, теолог, ученый-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. – Примеч. ред. 40. Софокл. Антигона. Пер. Ф. Ф. Зелинского. 41. Cм. E. Cassirer, 1932, и C. L. Becker, 1946; я писал (E. Fromm, 1961) о том, как гуманистическая философия продолжается в социалистическом гуманизме. 42. Томас Джефферсон (1743–1826) – один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США (1801–1809), один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. – Примеч. ред. 43. Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) – немецкий писатель и теолог, историк культуры, поэт; один из ведущих деятелей позднего Просвещения. – Примеч. ред. 44. Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) – немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель; основоположник немецкой классической литературы. – Примеч. ред. 45. И. В. Гёте, Ифигения. Пер. Н. А. Бочарова. 46. Иоганн Якоб Хоттингер (1783–1860) – швейцарский историк. – Примеч. ред. 47. Карл Маркс. Экономическо-философские рукописи. 48. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель, языковед. – Примеч. ред. 49. Карл Маркс. Экономическо-философские рукописи. 50. Нибур Рейнгольд (1892–1971) – американский протестантский теолог, социальный философ, политолог. – Примеч. пер. 51. Мартин Хайдеггер (1889–1976) – крупнейший немецкий философ. – Примеч. пер. 52. Cм. E. Fromm, Man for Himself and Inquiry into the Psychology of Ethics, pp. 38–50; The Sane Society, pp. 22–66; и особенно E. Fromm and Ramon Xirau, eds., The Nature of Man, pp. 3–23. 53. Публий Теренций Афр (195–159 до н. э.) – древнеримский драматург. – Примеч. пер. 54. Аббат Пьер (Анри Антуан Груэ, 1912–2007) – французский общественный деятель, участник Сопротивления, католический священник. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/book/220497-meyster-e...

В это время Фалес Милетский умер на Тенедосе и прославилась Эритрейская Сивилла. 13. Манассия, сын Езекии, процарствовал 55 лет 219 – человек мерзейший и служивший идолам ничем не хуже хананеев. Рассказывают, что конец жизни он прожил благочестиво. При нем простился с жизнью пророк Исайя. В это время Ромул, изрубленный в совете на куски, был вынесен, процарствовав 38 лет, в 16-ю Олимпиаду. 14. Амос, сын Манассии, наследовав отцу, царствует 2 года. В это время умер фригийский царь Мидас, у которого в тогдашние времена, как рассказывают, были ослиные уши. 15. Иосия, наследовав своему отцу Амосу, восьми лет от роду получает власть и царствует 31 год. На восемнадцатом году его царствования священник Хелкия, найдя книгу в Храме (а Хелкия был отцом пророка Иеремии), приносит ее царю. А тот (ведь он был благоговеен) совершал тогда Пасху Господу, чего не было со времен Иисуса Навина 220 , и, собрав кости ушедших из жизни в нечестии, сжег их на идольских жертвенниках и, ниспровергнув их все, подал народу пример благоговения 221 . Рассказывают также, что Хелкия, прочтя эту книгу, тотчас огласил ее. Пророчествовали же при нем Иеремия, сын Хелкии, Софония и Илива, жена Селима, хранителя священнических платьев. Был и лжепророк Анания 222 . В это время прославилась Сивилла на Самосе, и Византий был основан мегарцами 223 . 16. Иоахас, сын Иосии, наследовав отцу, царствует 3 месяца. А египетский царь Нехо, пойдя войной на Иерусалим и захватив Иоахаса, отводит его в плен в Египет и ставит вместо него царем в Иерусалиме Иоакима, он же Элиаким. 17. Брат Иоахаса [Иоаким], унаследовав царство, царствует 11 лет. При нем Навуходоносор 224 , выступив из Вавилона, завладел всей Египетской землей; тогда он приобрел, оторвав у египтян, соседние земли, то есть от потока Египетского до реки Евфрата, и сделал данницей всю Иудею; и был Иоаким рабом Навуходоносора 3 года 225 . При нем пророчествуют Иеремия, Вузий и Урия, сын Самея, которого, даже убежавшего в Египет, Иоаким хватает и убивает 226 . Этого Иоакима Навуходоносор, заковав в железные узы, отвел в Вавилон 227 , а с ним пленниками отправились Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9:42. Понятие «соблазн» часто использовалось метафорически для обозначения греха или отступления от истины. С таким тяжелым грузом на шее, как мельничный жернов, нельзя было не утонуть. Евреи рассматривали казнь через утопление как ужасное наказание, на которое способны только язычники. Еще более мрачный оттенок придавало этой картине то обстоятельство, что смерть без погребения (включая смерть на море) считалась худшей из всех смертей; язычники даже верили, что дух умершего вечно витает над водами, в том месте, где лежит утопленник (см. коммент. к Деян. 27:20 ). 9:43–47. Образная система этого отрывка построена на противопоставлении телесных наказаний (см., напр.: Исх. 21:24,25 ) смертной казни (приговору небесного суда, обрекающему на вечную погибель). Некоторые еврейские мыслители считали, что человек будет " воскрешен таким, каким он был в момент смерти (напр., без конечностей, как многие мученики), и только потом будет восстановлен в первозданном виде. 9:48. Эта метафора заимствована у Исайи (66:24). Хотя можно считать, что Исайя говорит лишь об уничтожении бренного тела (ср.: Сир. 10:11 ), во времена Иисуса этот образ уже использовался для описания вечных мук ( Иудифь 16:17 ). 9:49. Соль использовалась в жертвоприношениях ( Лев. 2:13 ; Иез. 43:24 ; ср.: Книга Юбилеев 21:11), так что этот образ может быть связан с огнем («геенной огненной) в Мк. 9:48 . 9:50. Здесь Иисус придает образу соли положительный смысл, возможно, «мир». Тот факт, что обычная соль (в отличие от соли с большим количеством примесей, которую добывали из морских отложений) не можетпотерять своего соленого вкуса, только подчеркивает силу образа (ср. коммент. к Мф. 5:13 ). Пожелание мира «между собой» представляется особенно актуальным на фоне разлада между учениками, описанного в Мк. 9:33–38 . 10:1–12 Запрещенный развод Раздел 10– 12 посвящен взаимоотношениям супругов, 10:13–16-детям, а 10:17–31 – истинном дому в «Царстве, поэтому некоторые богословы сопоставляют раздел 10:1–31 с древним литературным жанром «домостроя», или семейного кодекса (за исключением того, что этот раздел написан в повествовательной форме). Если такое сопоставление правомерно, то Марк решительно ниспровергает ценности, которые превозносились в современных ему семейных кодексах, требовавших абсолютной покорности от жен, детей и рабов (см. коммент. к Еф. 5:21–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Мнение иудейских толкователей, которые здесь, как и в Совете о создании человека (см.: Быт. 1:26 ), видят совещание Бога с Ангелами, противоречит словам Писания, отвергающим подобную возможность (см.: Ис. 40:14 ). В плане нравоучительном построение Вавилонской башни часто рассматривают и как свидетельство недолговечности человеческих замыслов, союзов и государств, цель существования которых противоречит воле Божией. Именно в этом смысле Откровение называет Вавилон царством антихриста (см.: Откр. 14:8 ). Родословие Сима (Быт. 11:10 – 26) Бытописатель особое внимание уделяет потомкам Сима, среди которых, согласно пророчеству Ноя, сохранялось подлинное богопочитание (см.: Быт. 9:26 ). Хотя многие из этих потомков уклонились в язычество, о чем свидетельствуют их имена (например, у патриарха Фарры имя, любимое звездопоклонниками (арам.: Терах – «луна»)), тем не менее ведение истинного Бога сохранялось в их поколениях до призвания Авраама. Так, Лаван при заключении договора с Иаковом именует Единого Бога Бог Авраамов и Бог Нахоров... Бог отца их ( Быт. 31:53 ). Таким образом он свидетельствует о единобожии Фарры и его сыновей – Авраама и Нахора. Писание также говорит и о том, что именно Фарра предпринял переселение в землю Ханаанскую (см.: Быт. 11:31 ). В силу этих обстоятельств следующие четырнадцать глав Бытия озаглавлены богодухновенным писателем как родословие Фарры. 14 Алипий (Кастальский-Бороздин), архим.; Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. С. 205. 21 Во Святый и Великий Понедельник вечера, на повечерии. Трипеснец, песнь 8, тропарь 4//Триодь постная. М., 2003. Л. 404 об. 31 Служба Благовещению Пресвятыя Богородицы. На малой вечерни стихира 1 на «Господи, воззвах», глас 6//Минея праздничная. М., 1914. Л. 278. 34 См.: Ambrosius Mediolanensis, s. Sermo 45, 1. De primo Adam et Secundo [ Амвросий Медиоланский , сет. Беседа 45,1.0 первом и Втором Адаме]//PL. Т. 17. Parisiis, 1845. Col. 692А. Цит. по: Поликарпов Д. , прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Вып. 1: Книги законоположительные и исторические. СПб., 1914. С. 1, 2. 39 Ср.: Августин, блж. Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997. Гл. 45. С. 38. 47 См.: Служба Происхождению честных древ Честнаго и Животворящаго Креста. Стихира самогласная, глас 2//Минея праздничная. Л. 392 об. 51 Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. С. 244. 55 В среду пятыя седмицы по Пасце вечера. Стихира 4 на «Господи, воззвах», глас 1//Триодь цветная. М., 2003. Л. 151 об. Читать далее Источник: Законоположительные книги Ветхого Завета. - М.: Изд-во «Когито-центр» 2010. - 216 с . ISBN 978-5-89353-320-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

74 См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 38. 7 5 По всей видимости, «русский миссионер» не слышал даже о Кирилле и Мефодии, которые не только перевели Библию с греческого на славянский, но и создали русскую азбуку и письменность. Тем более Приступа ничего, наверное, не знает о других добрых примерах миссионерского служения Православной Церкви. А их немало. В 11м веке святой Исайя, святитель Ростовский, обходил города и села Ростовской и Суздальской областей и «повсюду увещевал язычников оставить нелепое суеверие и уверовать в Бога истинного… В течение одиннадцати лет святой Исайя… не боялся разрушать идолов, а самих язычников смирял и привлекал к себе отеческой кротостью, а также делами милосердия». Церковь прославляет память святого князя Константина, просветителя Мурома. Прославляет святого мученика Авраамия, просветителя болгар. Прославляет блаженного Феодорита, просветителя лопарей. Прославляет архиепископа Мисаила Рязанского, просветителя мордвы. Прославляет святых Гурия, Варсонофия и Германа, просветителей Казани. Прославляет святого Стефана, просветителя Пермской земли (более подробно о нем – в Приложении 5). Перечислять можно долго. «В пределах России существовали духовные миссии среди язычников: алтайская (миссия не только обращала единородцев в православие, но и устраивала хозяйственный быт каждой обращенной семьи и имела за обращенными полный санитарный надзор), киргизская (с 1883 года), иркутская, забайкальская, камчатская, обдорская, сургутская, енисейская, якутская. Вне России существовали православная японская миссия (училища, иконописная школа, «общество для перевода религиозных книг на японский язык) …и миссия американская». 76 Доклад был опубликован в миссионерском журнале «Вера и жизнь» (тираж 110 000 экз.). 77 Надо сказать, что сам Августин Блаженный в своей «Исповеди» так описывает свои переживания в тот момент, когда понял, что его прежние нападки на Церковь безосновательны: «Я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем: я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал… Учит ли Церковь Твоя истине, я еще не знал, но уже видел, что она учит не тому, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями».

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Иисус Христос лрн эрдэттэн этэр « 27 Билигин дууам долгуйда. Тугу этиэмий? „Ааа! Бу чаастан Миигин быыаан ыл!“ диэм дуо? Бу чаас туугар Мин кэлбитим эбээт. 28 Ааа! Бэйэ ааккын албан аатырт». Маны эппитигэр халлаантан: «Албан аатыртым, сс дааны албан аатырдыам!» – диир саа ииллибитэ. 29 Онно турар дьон ити сааны истэн, эти эттэ дэспиттэрэ, сорохторо Аанньал Кинини кытта кэпсэттэ диэн быаарбыттара. 30 Бу эппиттэригэр хоруйдаан Иисус: «Бу саа Мин туспар буолбатах, норуот туугар иилиннэ, – диэбитэ. – 31 Аан дойду дьллэнэр кэмэ кэллэ, билигин бу аан дойду баылыга киэр рллэ. 32 Онтон Миигин сиртэн э тааардахтарына, Мин барыларын Бэйэбэр тардыаым». 33 Итини Иисус хайдах лхтээин йдтн эппитэ. 34 «Христос йэлэр тухары баар буоларын Сокуонтан билэбит, – диэбитэ норуот, – оччоо Кии Уола э тааарыллыахтаах диэн Эн хайдах этэиний? Кии Уола кимий?» 35 Иисус эппитэ: «Сырдык эиэхэ баар буола сылдьар кэмэ кылгаата. Эиги, харааа былдьаппат туугар, сырдыкка сылдьы; харааа сылдьар кии ханна баран иэрин билбэт. 36 Сырдык эиэхэ баарына, сырдыкка итээйи, оччоуна сырдык уолаттара буолуоххут». Маны этэн баран, Иисус баран хаалбыта. Кини ханна барбытын ким да билбэтээ. Иудейдар итээйбэттэр 37 Итиччэ элбэх дьиктини оорбутун рднэн, кинилэр Иисуу итээйбэт этилэр. 38 Онон Исайя пророк: «Айыы Тойон! Биигиттэн истибитин ким итээйдэ? Айыы Тойон кн ким крд?» – диэн эппитэ туолбута. 39 Кинилэр итээйэр кыахтара суоа, тоо диэтэххэ, Исайя сс маннык эппитэ: 40 «Кини харахтарын крбт гыммыт, срэхтэрин тааырпыт, онон харахтарынан да крбттр, срэхтэринэн да йдбттр; оннук буолбатаа эбитэ буоллар – Миэхэ эргиллиэ этилэр, оччоо Мин кинилэри трдм этэ». 41 Иисус кэрэмэн килбиэнин крбт буолан, Исайя Кини туунан итинник эппитэ. 42 Тойоттортон бэрт элбэх кии Иисуу итээйбитэ эрээри, фарисейдартан куттанан, синагогаттан араарыллымаары, итээйэллэрин биллэрбэттэр этэ. 43 Кинилэр Таара хайалынааар дьон хайалын ордорбуттара.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

2) Вторая причина гораздо проще и, наверное, убедительней. Спаситель Сам открыл нам, что Ветхий Завет полон иносказаний. По пути в Еммаус Он говорил ученикам, что они должны бы знать из Писания, как придет к славе Помазанник Божий, и объяснил им «от Моисея» (то есть с самого начала, от Пятикнижия) все, что сказано о Нем (см. Лк. 24:25-27). Он прямо отождествил Себя с лицом, неоднократно упомянутым в Библии, и отнес к Себе многие тексты, в которых современные ученые такой связи не видят. По всей вероятности, делал Он это и тогда, когда предсказывал Свои Страсти. Он признавал, нет, Он утверждал, что именно о Нем говорится иносказательно в Писании. Мы не знаем (во всяком случае, я не знаю), какие именно эти места. Одно из них, по крайней мере, мы можем назвать точно. Когда эфиопский евнух встретил Филиппа (Деян. 8:27-38), он читал главу 53 Исайи и не знал, о себе или о ком ином говорит в ней пророк. Филипп в ответ рассказал ему о Христе. Другими словами, он сказал, что Исайя говорит о Нем. Можно не сомневаться, что Филипп знал это точно. (Наши предки думали, что Исайя сознательно предвидел страдания Христа. Наши ученые скажут, что сознательно он имел в виду свой народ. По-моему, разница эта не имеет значения.) Кроме того, из слов на Кресте (Мк. 15:34) можно вывести с уверенностью, что Христос отождествлял Себя со страдальцем из 21 псалма. В сцене, описанной у Марка (12:35-37), Он отождествляет Себя с «Господом моим» из псалма 109, показывая, что лишь тайна Воплощения придает смысл его первому стиху. Слова из 90 псалма об ангелах-хранителях в Евангелии от Матфея (4:6) Он тоже относит к Себе, и мы вправе не сомневаться, что так оно и было, ибо только Он один мог рассказать ученикам об искушении в пустыне. Относит Он к Себе и текст из 117 псалма (стих 22) о камне, отвергнутом строителями (Мк. 12:10). В Деяниях (2:27) текст «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10) воспринимается как пророчество о Воскресении, и, должно быть, апостолы слышали это от Него. Все же первые христиане были ближе и к букве, и к духу Его слов, чем самые ученые (я не говорю — «самые святые») наши современники. А в сущности, в словах Его и нет никакой «буквы». Читая Евангелия, буквалист не сведет концы с концами и не построит системы. Только сеть широкая, как сердце, и тонкая, как милосердие, удержит Того, Чьим знаком была рыба. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010