д. Как будто светские не суть христиане, и как будто они не дают никаких обетов в святом Крещении! Странные понятия! Спаситель приходил на землю не для одного духовенства и преподал Свое учение и правила нравственности не одним епископам или священникам и диаконам; духовенство, особенно епископ и священник, одним только существенно и отличаются от остальных верующих, именно тем, что они получают от Господа право священнодействовать и суть как бы старшие братья в церкви Христовой; нравственные же обязанности их совершенно те же, как и всякого христианина. Христос всем без исключения говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный. 203 Справедливость, хотя и печальная, требует заметить, что среди людей, не расположенных к катехизическим наставлениям, можно встретить не мало лиц серьёзного направления, которые искренно желают быть добрыми и верующими людьми, но по своему, наперед обусловленному, недостаточному развитию в области религии, крайне соблазняются существованием многих христианских религий и, соответственно с тем, многих разных по учению катехизисов: почему, спрашивают, этот, а не другой катехизис православен? 204 См. «Последние философские и христианское воззрения на жизнь» – О. Г. Тернера, в Христ. чт. 1879 г., май – июнь, стр. 618 и 619. 205 См., например, в кн. 1, где нами приведен один из примеров того, насколько важно для нашей нравственности внимательное и серьезное изучение даже отвлеченнейших догматов нашей веры, другими словами, где мы одним из образцов старались доказать, что между догматическим и нравственным учением заключается самая тесная связь; так что отрицание этой связи свидетельствует только о крайней узости и слепоте отрицающих умов: да сбудется, говорит Евангелие, слово Исайи пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они вероватъ, что, как еще сказал Исайя, народ сей ослепил глаза свои, и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их ( Ин. 12:38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Далее св. апостол перечисляет других ветхозаветных праведников, силою веры творивших многие дивные дела и чудеса. Одних он называет по именам, у других, не называя имен, перечисляет лишь их деяния. Вот как поясняет сказанное апостолом блж. Феодорит: " верою побеждали царства " — Гедеон низложил мадианитян, Самсон — филистимлян, Варак — Сисару, Давид — аммонитян, амаликитян и оба племени сириан (2 Цар. 10:6), Самуил — филистимлян. " Заградиша уста львов " — Даниил. " Угашали силу огня " — Анания, Азария и Мисаил. " Избегали острия меча " — победившие в войнах (ст. 32-34). " Укреплялись от немощи " - возвратившиеся с Зоровавелем, освободившиеся из плена и победившие восставших на них соседей. — " Были крепки на войне " - и перечисленные выше, и дети Маттафии: Иуда, Ионафан и Симон. " Жены получали умерших своих воскресшими " (ст. 11:35) — это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына вдовицы, а другой сына соманитяныни. — " Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение " . Например: Елеазар, семь Маккавеев и их матерь. — " Были побиваемы камнями " — священник Захария, сын Иоддаев. — " Перепиливаемы " — говорят, что претерпел это пророк Исайя. — " Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " (11:37-38) — " Так великий Илия, так Елисей, великий наследник его благодати; так большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи " (блж. Феодорит). — " И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства " (11:39-40) — это так поясняет св. Златоуст: " Уже прошло столько времени, как они (ветхозаветные праведники) остались победителями, и еще не получили награды, а вы, находясь еще в подвиге, сетуете?.. Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что Ною? Что другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя? " Смысл этих слов тот, что апостол хочет вразумить ими нетерпеливых и малодушных палестинских евреев, которые, не скончавши еще христианского подвига, хотели бы уже видеть исполнение христианских надежд. Он утешает их представлением о том, как долго пришлось ждать ветхозаветным праведникам награды за свое терпение — пока Великая Жертва Христова не отверзла им врата Небесного Царствия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Евреи также были причастны врачебному искусству. Библия повествует: «Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? ( Иер.8:22 ). У другого пророка читаем: «Сын человеческий! Я уже сокрушил мышцу фараону, царю египетскому; и вот, она ещё не обвязана для излечения её и не обвита врачебными перевязками, от которых она получила бы силу держать меч» ( Иез.30:21 ). Не только о врачах и исцелении повествует Библия, но и о тех естественных средствах — лекарствах, которые приготовляли лекари, используя природную сокровищницу. Так, о целебных свойствах елея повествует пророк Исайя: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и не смягчённые елеем» ( Ис.1:6 ). И в другом месте говорит Пророк: «Пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» ( Ис.38:21 ). Пророк Иеремия также свидетельствует о знании евреями лекарственных средств: «Никто не заботится о деле твоём, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя» ( Иер.30:13 ). Несомненно, что успех врачевания зависит, прежде всего, не от лекарств и знаний врача, а от той благодатной силы, которую дарует Сам Господь. Такая сила была дарована Господом двенадцати апостолам. «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней» ( Лк.9:1 ). Сам автор этих слов, апостол от семидесяти и евангелист Лука, был изрядный врач, как читаем у апостола Павла: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный… » ( Кол.4:14 ). Святой великомученик и целитель Пантелеимон и до обращения ко Христу был искусный врач, но сколь усилилось его врачебное искусство, когда он стал христианином, когда исцеление с призванием имени Господа стало во много крат чудеснее. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого — Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение. Многократно усилена эта сила исцеления сейчас, когда мученической кончиной святого Пантелеимона засвидетельствована любовь к Богу святого Врача, прославленного ныне в сонме святых.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-v-ko...

Знамение, данное Езекии, чудесней. Этот царь смертельно заболел, и сам пророк не оставил ему никакой надежды на выздоровление. Но Езекия – человек веры, и продолжает молиться, несмотря на смертный приговор: Было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет… И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило (Ис 38:4-8). Здесь говорится о силе Божьей считать наши дни, мертвить и живить. Чудо знамения – в отступлении времени, в возвращении его вспять, в продленной жизни, пусть лишь на несколько лет, что для древних евреев не было чем-то незначительным. Для Езекии, как это может быть и для каждого из нас – в преодолении тяжкого недуга, в продлении жизни. На другое знамение того же рода Езекия реагирует таким образом, что многим эта реакция кажется жалкой. Когда Исайя пророчествует ему, что некоторые из его детей будут отведены в плен в Вавилонию, Езекия отвечает: Благо слово Господне, которое ты изрек, потому что… мир и благосостояние пребудут во дни мои (Ис 39:8). Не думаю, что ответ Езекии так уж жалок в глазах рассказчика. Потому что это еще одно маленькое знамение, подтверждение верность Бога своим обещаниям, хоть и ограниченное жизнью царя, его немногими, но имеющими ценность “днями”. То, что в эти дни будет “мир и благосостояние”, “мир и безопасность” – не что-то незначительное, не шутка, не сон! Сдержанное знамение противопоставлено неконтролируемому сну. Так же и евангельские “знамения времен” – это не только грандиозные знамения на горизонте истории. Конечно, они воздействуют на общую историю, но сами по себе могут быть маленькими событиями, происходящими в истории каждого и движущими ее, заставляющими ее переживать, придающими ей смысл. Когда-то эти знамения называли “провидением”.

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

И для того, чтобы Сын Божий, рожденный от Отца прежде начала мироздания и времени, мог еще родиться в мире и во времени Сыном Человеческим, необходима была мать. И о Богородице святитель Григорий Палама пишет: «Бог предвечно предопределяет Ее для Себя и удостаивает Ее преимущественной перед всеми благодати, соделав Ее и прежде Ее чудесного рождения Святейшей из святых» 4 . Но Бог , наделивший человека свободной волей, конечно же, не мог «воспользоваться» человеком помимо его согласия. Об этом другой византийский святой – Николай Кавасила – написал: « " Великий Совет» – как называет его Исайя – возвестил Бог . а утвердила его Дева. Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа – благоволения Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также (делом) воли и веры Девы. Ибо как без участия (Трех Божественных Ипостасей) решение о воплощении (Слова) не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен» 5 . Сразу же после грехопадения и потери рая Господь Бог обещал человеку пришествие в Мир Спасителя. Тогда и было сказано искусителю: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» [ Быт 3:15 ]. Затем «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» [ Евр. 1:1 ], указывал на место и даже на обстоятельства пришествия Мессии – но, тем не менее, проходили века и тысячелетия, а Бог медлил с исполнением пророчеств. Почему? Быть может, потому что не было на протяжении всей истории человечества такой святой, от Которой Бог , «на Него же не смеют чины Ангельские взирати» 6 , мог бы воплотиться. Это совершенная любовь Девы Марии привела Бога в наш мир. И когда к Ней, совсем молодой девушке, в маленький городок Назарет «послан был Ангел Гавриил от Бога» сказать, что Она зачнет и родит Сына, то Мария удивилась: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И после того, как Архангел открыл Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим», тотчас Мария ответила: «Вот, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» [ Лк. 1:26–38 ]. И как только были произнесены эти слова, тут же «Слово стало плотию» [ Ин. 1:14 ] – Бог, невместимый в целой Вселенной, поселился в телесном храме Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие же мы слепцы, братья мои, если не видим того, сколько сделал Бог для спасения нашей драгоценной души. Итак, узнав теперь о величии спасения, проживем немногие оставшиеся дни нашей жизни, всегда имея в памяти слова апостола Павла: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор. 6:2 ). После всего этого возможно ли никогда не думать о том, что для нашего спасения сделал Господь? Соберемся же, разбудим все наши дремлющие добрые устремления и употребим остаток дней нашей жизни для спасения души. Скажем то, что спросил законник у Христа: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» ( Лк. 10:25 ). Это делание – самое необходимое из всех дел мира: что мне делать, чтобы спастись? Все остальное – вредно, бесполезно и суетно. Мы уже много раз подвергали – свое спасение опасностям – будем же впредь бояться делать это. Возблагодарим Бога за то, что Он по Своей великой благости терпит наше небрежение к своему спасению. Помолимся Ему, чтобы Он помог нам завершить начатое дело. Задумаемся, братья мои, над тем, какие труды, страдания и смерть перенес Христос для того, чтобы спасти нас. И, сделав это, Он показал нам, что наше спасение для Него – самое драгоценное. Вместо того, чтобы наказать нас за наши грехи, за нашу дерзость, за то, что мы всегда противились Его благости, Он пострадал за нас – хулителей и отступников. А еще Он не пожалел дать нам для нашего спасения Свое Божество. В Себе Он соединил его с человеческой природой и принял такие страдания, что все Его Тело – от головы до ног – было сплошной раной, и Он испытал такие муки, каких не испытывал ни один человек, как и пророк Исайя говорит: «Муж скорбей и изведавший болезни» ( Ис. 53:3 ). Он был рожден в нищете, в пещере. Он не имел места, где главу подклонить. «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8:20 ). В нищете Он и умер. Он претерпел тягчайшие хулы и окончил жизнь бесчестной смертью , «быв послушным даже до смерти, и смерти Крестной» ( Флп. 2:8 ), принял Своей плотью невообразимые муки от жестоких мучителей до того, что Кровь Его ручьем стекала на землю. Он испытал такую скорбь и борьбу, которых никто никогда не испытывал: «душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ). И, говоря кратко, на Него излилась целая пучина мук для того, чтобы угасить пламя вечных мучений, которое мы зажгли своими грехами, а также для того, чтобы нам достичь Неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Когда на престол еврейского царства взошел Давид из колена Иудина, ему самому с клятвою предсказано Богом и чрез пророка Нафана предвозвещено, что престол его будет существовать во веки ( 2Цар.7:16 ; Пс.88:36–38 ). Святой Давид в 109 псалме назвал вечного царя потомка своего своим Господом и не только царем, но и первосвященником, во 2 псалме он назвал этого царя помазанником Сыном Божиим, которому даны будут народы в наследие и пределы земли во владение ( Пс.2:7,8 ). Это было за тысячу лет до Рождества Христова. Пророк Исайя, по многочисленности и ясности пророчеств о Христе, названный ветхозаветным евангелистом, предсказал, что Христос родится от Девы ( Ис. 7 ), назвал Его Богом крепким. Отцом вечности, Князем мира. Еммануилом, что значит: с нами Бог ( Ис. 9 ). И будет в тот день, предрек он; к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники и покой его будет слава. ( Ис.11:10 ). Это было за 700 лет с лишним до Рождества Христова. Устами пророка Михея, современного Исаии, Господь предрек о месте, где родится обещанный великий Царь, именно в Вифлееме, где родился и Давид, и что Тот, который родится в Вифлееме во времени, имеет начало от вечности. Так говорит Бог устами пророка. И ты Вифлеем Ефрафа мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле и которого происхождение от начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Последующие пророки Иеремия и Иезекииль подтвердили, что ожидаемый Царь произойдет от дома Давидова ( Иер.23:5,6 ; Иез.34:23,24 ). Пророки Даниил и Аггей предсказали время явления на земле обещанного Мессии. Мессия еврейское слово, по-гречески Христос, по-русски значит помазанник. Навуходоносор, царь Вавилонский, за 600 почти лет до Р. Х. взял и разрушил Иерусалим и храм, Соломоном построенный, и жителей города отвел в плен. Пророк Даниил, воспитанный в плену Вавилонском, в первое лето персидского царя Дария Мида, за 538 лет до Рождества Христова, предсказал, что стены города Иерусалима, тогда лежавшие в развалинах, будут, восстановлены и что спустя 69 с половиною седмиц, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Когда шестой ангел вылил свою чашу в великую реку Евфрат, то высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного . Если язвы предыдущих чаш понимались преимущественно буквально, то и здесь можно разуметь буквально смысл этих слов. Некоторым указанием на это событие могут служить слова ветхозаветных пророков. Исайя: «И прострет (Господь) руку Свою на реку в сильном ветре Своем и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее» ( Ис. 11:15 ). Иеремия: «Засуха на воды его (Вавилона), и они иссякнут; ибо это земля истуканов» ( Иер. 50:38 ). Ясно указывается и причина иссушения вод Евфрата – для того, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного на великую битву последнего дня (14.16). Два главных потока двинутся сюда: «от пределов севера, ты (Гог в земле Магога) и многие народы с тобою» ( Иез. 38:15 ) и «цари от восхода солнечного». Народы северные и восточные и объединившиеся с ними двинут тогда свои полчища в израильскую землю, что будет облегчено им иссушением воды в Евфрате. Так разумел святой Андрей Кесарийский , говоря, что «река Евфрат оскудеет, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга, которые двинутся думаем, из Скифских пределов – места Гога и Магога». Во времена Андрея Кесарийского там жили языческие народы. Если же описываемые апокалиптические события недалеки от нашего времени, то, глядя на карту мира, трудно ошибиться в определении великих держав к северу и востоку от Евфрата, а также тех религиозных и тайных мистических сил, гнездящихся восточнее Евфрата. А, впрочем, только сами события скажут свое последнее слово (см. толкование на гл. 20,7–9). Иносказательно виденное Иоанном можно разуметь и так. Евфрат – граница Израиля со странами боговраждебными. Но вот Евфрат высохнет, эта граница исчезнет, т. е. исчезнет все, что сохраняло христианскую Церковь , новозаветный Израиль от своих врагов, и тогда все народы обрушат свой гнев на христиан, учинив последнее лютое гонение на святых. Видеть под высыханием Евфрата и последующей войной какие-то события предыдущей истории неправомерно, т. к. здесь описываются события самого последнего времени, завершающиеся Страшным судом (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Видишь, Ксен, каким образом Христос мой и Бог оказывается Судией мертвых и живых? Это же я, как сказал, дальше постараюсь сделать более для тебя ясным, приведя много важных и ясных доводов. Теперь же надо вернуться к тому, от чего мы отошли. Книга Моисея ( Быт.38 ) повествует, что патриарх Иуда совокупился со своей невесткой Фамарью и она понесла двойню. Когда же пришел час родов, то Зара пошел из материнского чрева не прямо, но боком, так что рука вышла прежде остального тела. Повивалка же, движимая неким божественным порывом, повязала ее цветной ниткой. Тот же неожиданно, подтянув руку, уступил выход Фаресу, а сам вышел после. Повивалка же, увидев, как совершилось это чудо, по некоторому божественному замыслу пронзительно и громко воскликнула тогда: «Что расторгло для тебя преграду?» ( Быт.38:29 ). Все необычно, что сопутствовало этому рождению, всякий согласится. В частности, как мы должны понимать слова повитухи «расторгло для тебя преграду?» Не ясно ли, что сказанное означает, что Закон, который и Исайя в примере с виноградником назвал оградой, должен будет уступить место Евангелию, а виноградник, т. е. ваш народ, будет оставлен на расхищение? Рассудительно подходя к этим словам, ты найдешь, что повивалка сказала это не сама по себе, но, как мы уже говорили, подвигнутая Богом, и сказала то самое, что сказал пророк Исайя: «Уничтожу ограду виноградника, и он будет расхищаем» ( Ис.5:5 ). Ибо как Зара, показавшись немного, подтянул руку и спрятался в материнской утробе, идущий же за ним Фарес, который, казалось, останется позади, оказался первым, так и данный евреям от Бога Закон: он ненадолго показался и явился, но когда пришла полная и завершенная благодать Евангелия, все в мире Просветившая ярче десятков тысяч солнц, тогда Закон скрылся из виду. Ксен: Если по твоим, царь, словам Евангелие есть благодать и истина, то Закон остается назвать заблуждением и совершенной ложью. Смотри, какая полная получается нелепость: либо мы должны сказать, что Закон вообще не Богом был дан, либо – что он был дан Богом, но лжив, причем и в том и в другом случае ниспровергается все святое и чтимое, все пророки и воспеваемое Синайское богоявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Он вспоминает войны царской эпохи: здесь речь шла не о завоевании, а о защите. Евреи обосновались на прекрасной земле, расположенной на перекрестке стратегических путей Ближнего Востока. И все ценой кровопролития ( Ам.5:9 ; Мих.6:4–5 ; Пс.43:2, 3, 77:16, 78:55, 105:44 ). Иоиль вспоминает, что пророки удручены бряцанием оружия и громом войны ( Ос.5:13 ; Ам.6:13 ). Исайя со страстью проклинает неразумную жажду разрушения и убийства ( Ис.2:7, 10:26, 14:1–3, 30:15–17, 31:1 ). С помощью войны Бог наказывает Израиль за грехи: война – самая страшная угроза для народа наряду с чумой и голодом ( Иер.12:12, 13:9 ; Иез.11:8 ; Ос.11:6 ; Ам.4:10, 7:17 ; Иер.14:15, 28:8 ; Иез.5:12, 14:11–22 ; Ис.5:26–30 ; Иез.2 ; Иер.5:15–17, 6:22–28 ; Авв.1:2–11 ). Иоиля потрясает видение Исайи, который предсказывает конец войн, переделку военных колесниц для пахоты, мирное сосуществование волка и ягненка. Когда? Это случится в день триумфа Господа Элохима, когда появятся новая земля, новые небеса, новый человек ( Ис.11:11–16 ; Мих.4:11–13, 5:7 ; Пс.47:4 ; Ис.63:1–7 ; Авв.3 ). Этому дню будут предшествовать испытания: Исайя, Иоиль, Аггей, Захария, Иезекииль блестяще описывают войну перед концом времен «на четырех углах земли, Гога и Магога» 59 ( Ис.14:25, 29:7–8 ; Иоил.4:9–17 ; Агг.2:5 ; Зах.12:2, 14:1 ; Иез.38–39 ). Война конца времен завершится окончательной победой сил добра над злом, мира над кровопролитием, любовью над ненавистью. И на холме с луком за плечами, в расцвете сил нетерпеливый Иоиль с исполненным муки взглядом вопрошает себя: «О Господи, доколе?» Мудрость Мудрость, «хокма», является для евреев безусловной добродетелью, позволяющей человеку жить в сиянии Господа Элохима. Она достигается путем изучения Торы, традиций, опыта предшествующих поколений. Она должна быть присуща царям. Мудрый Господь выбрал свой народ, вывел его из Египта, открыл ему свой закон на Синае, дал ему свою Тору и землю. Образцом мудрости прослыл царь Соломон, которому приписывается 3 тысячи пословиц и 1005 стихотворных произведений. Но этот писатель был также сведущ в ботанике и зоологии, разбирался в хозяйстве и был тонким политиком, что позволило ему заключить блестящий союз с тирским царем Хирамом и фараоном, на дочери которого он женился ( 3Цар.3:4–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010