с 1:5–6; слова: «мучим был» («избит», или «наказуем», как в рус. синод. переводе) ср. с 1:5 или – 6 ст. Слова ст. 5: «ранами Его» – – ср. с 1:6. Слова: «познание Его» (53:11) ср. с 1:3. – Точно также в словах стиха 6-го: «все мы совратились... каждый на свою дорогу» и в ст. 9: «не было лжи в устах Его» заметно близкое сходство с гл. 30:9, 11, где пророк Исаия изображает противоположные нравственные качества современников. Впрочем, само значение страданий народа и Раба Господня несколько сходны. Раб Господа «изъязвлен был за грехи наши и мучим (или «поражаем» ст. 4) был за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (5 ст. ср. 30:6).» Он оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (ст. 11); об Израиле в 27:7–9 говорится, что плодом «поражения» и «наказания» его от Господа будет «снятие греха» и «мир» (26:12, 3, отчасти 27:5–6); само же наказание отличается от «поражения поражавших» Израиля по своему воспитательному и как бы искупительному значению. – С другой стороны, воздаяние от Господа Рабу Господню за Его искупительный подвиг представляет для пророка как бы противоположность судьбе царя Вавилонского. Последний «повержен вне гробницы, как презренная ветвь» (, 14:19), без всякой «чести», приличествующей царю (14:18), за то, что «вселенную сделал пустынею... и пленников не отпускал даром» (14:17). И Раб Господа «взошел, как отпрыск пред Ним и как корень «из сухой земли» 353 , «был презрен и отвергнуть людьми», «Ему назначили гроб со злодеями; но по смерти Своей Он у богатого» (стихи 3, 2 и 9-й главы 53-ей) 354 . Если «семя злодеев, т. е. царя Вавилонского, во веки не помянется» за то, что «он убил народ свой» (14:20); то Раб Господа, хотя при жизни Его никто не хотел «упоминать о Нем» (53:8), «узрит семя, будет долгоденствовать», сделается ходатаем за (самих) «злодеев» (ст. 10 и 12). Тогда как царь Вавилонский встретит во аде между «сильными» и пленниками радость о своей погибели (14:9 и дал.); Раб Господа (по сошествии во ад, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Совершишася! Вот то Семя, Которое имело сокрушить главу древнего змия ( Быт.3:15 ); Оно мечем креста сокрушает главу исконного человекоубийцы, разрушает область смерти и царство ада! – Вот Тот, в Котором предречено благословение всем племенам земным ( Быт.12:3 и др·), – и сии крестные страдания суть цена всемирного благословения! – Вот та истинная, великая Жертва за грехи мира, которую прообразовал Исаак, твёрдою решимостью Авраама вознесённый на жертвенник ( Быт.22:9–10 )! Вот обетованный Примиритель ( Быт.49:10 ), Которому предопределена покорность языков, – и сей крест Иисусов есть знамение, призывающее вся языки ( Ис.11:12 ) под спасительный скипетр Царя Израилева, Христа Спасителя мира! Вот обетованный великий Пророк ( Втор.18:15–19 ), наполнивший землю учением и чудесами, и возвестивший всему миру путь спасения! Вот предречённый Давидом Великий Иерей по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ); Он принёс Самого Себя в жертву за грехи всего мира на жертвеннике крестном! – Вот тот чудный Царь, Бог и Раб, о Котором прозорливый Исаия издалека предвозвещал, как лицом к лицу созерцая великую тайну: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: Бог, Крепкий, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис.9:6 ). Отроча пред Ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы ( Ис.53:2 )... Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем: язвою Его мы исцелехом ( Ис.53:5 ) ... и Господь предаде Его грех ради наших ( Ис.53:6 ). – Вот Восток праведный ( Иер.23:5 ), отрасль правды ( Иер.33:15 ), Господь наш праведный ( Иер33:16 ), о Котором предсказывал Иеремия: Он греха не сотворил, не было льсти во устах Его, и для оправдания нашего пострадал и умер на кресте – Сей – Пастырь единый, пасущий истинного Израиля, – о Котором предрекал Иезекииль Пророк ( Иез.34:23–25 ), Который завещает завет мирный; воскропляет воду чисту, и очищает от всех нечистот и от всех кумиров; дает сердце ново и дух нов, и отьемлет сердце каменно от плоти нашея ( Иез.36:25–26 ). Сей есть вечная правда, Святый святых, Христос старейшина, о котором Архистратиг небесных воинств открыл тайновидцу Даниилу ( Дан.9:24.25 ): вот определённое седминами время протекло; Христос, неправедно обвинённый, предан смерти; город и святилище разрушены; остатки народа разсеянны; ветхозаветные жертвы прекратились, и утвердился завет новый ( Дан.9:26–27 )!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том же талмуде, на книгу Бытия (гл. 37:28) повествует рабби Берахия: «Святый Бог сказал израильтянам: вы жалуетесь Мне: «сири быхом, несть отца» (Плач. Иер.5:3 ); тогда как сам Избавитель, которого Я возставлю от вас, не будет иметь Отца, как сказано у 3ахарии (6 гл. 12 ст.; Ис.53:2 )». В другом месте толкования на книгу Бытия (41:1) тот же Медраш утверждает, что, как падение совершилось через деву, так чрез Деву же последует и возстание. Обрати внимание на эти талмудические места, если слова пророка Исаии кажутся для тебя неудобопонятными, и спроси своего же раввина Мойша Гершена, о какой деве упоминает он, и какой плод истинный и праведный должен от нее родиться? Сличи, друг мой, слова его с пророчеством Исаии, и ты убедишься, что эта самая «Алма» и есть та Дева Мария, «изъ нея же родился Христос» ( Мф.1:16 ), а не мать Езекии». 4. О Божественном учении Мессии Законоучитель. «Весьма много указывают на Иисуса Христа, как на Мессию, его образ жизни и черты Его характера, а также учение Его и дела. Спаситель наш был смирен сердцем, великодушен, снисходителен, миролюбив, терпелив, и мужествен. Все эти величайшие качества столь были присущи Ему, что вникающий в историю Евангельскую, касающуюся жизни Спасителя, не может не сказать: во истину Христос есть чаемый Мессия и Избавитель мира. Но вот еще особенные черты, которыми изображают пророки Христа: »Он взошел, говорит Исаия о Мессии, как молодой росток и как отпрыск от корня на сухой земле; нет в Нем ни вида, ни величия. Он был умален пред людьми и презираем« ( Ис.53:2, 4 ). Что же, разве Христос не был в таком поношении у Израиля, будучи на земле? Мало ли отцы ваши всячески оскорбляли Его! Они нередко со злобою говорили о Нем, когда удивлялись Его мудрости и силе слова: «не Он ли сын плотника, не Он ли сын Марии?» И для чего они с таким презрением говорили о Христе, как не для того, чтобы умалить Его пред народом. Отцы ваши оскорблялись и тем, когда увидели Христа, смиренно въезжавшего в Иерусалим, при торжественном восклицании: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Заметьте, друзья, и то, что пророки, изображая Христа умаленным, говорили в то же время о Его величии, говорили, что Он есть наше спасение и оправдание перед Богом. Так читаем у пророка Исаии: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем и ранами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи наши» ( Ис.53. 4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Слова подвижнические. С. 389—391 540 Цветы прекрасные. С. 59—62 541 Духовные беседы. С. 275 542 Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 56, 57 543 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 582 544 Приношение современному монашеству. С. 334—335 545 Аскетические опыты. Т. I. С. 159, 290—291, 304. Приношение современному монашеству. С. 337. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 198—199, 466—467, 523—524, 535—537, 823 546 Аскетические опыты. Т. II. С. 231—232. Приношение современному монашеству. С. 355—356 547 Лествица. С. 242 548 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 284 549 Слова подвижнические. С. 313—314 550 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 535 551 Исаия, авва. О хранении ума.//Добротолюбие. Т. 1. С. 456; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 164, 184, 197; Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 253; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 12, 40; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 413; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 208 552 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 168 553 Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 587; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 54; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 115—116 554 Приношение современному монашеству. С. 149—150, 19, 338, 459—460. Аскетические опыты. Т. I. С. 102 555 Аскетические опыты. Т. I. С. 340 556 Антоний Великий, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 23; Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 282, 298; Отечник. с. 162; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 491; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 35, 50, 53, 161 557 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 282, 242, 520 558 Устав отшельнической жизни.//Добротолюбие. Т. 1. С. 100 559 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 292, 314 560 Аскетические опыты. Т. II. С. 250—251 561 Аскетические опыты. Т. II. С. 157 562 Лествица. С. 149 563 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 178

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

10. Плодом добровольных страданий Христа за народ было воскресение и основание Церкви – потомства долговечного, верующих во Иисуса Хри ста (53, 10). 11. Мессия, Праведник, будет явлен всем в Божестве Своем, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (53, 11). 12. Сего ради Христос Спаситель наследит многих – языческие народы, бывшие во власти диавола, получат свободу чад Божиих, и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа Богочеловека, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть (53, 12). 13. Исаия воспевает гимн, призывая язычников к Богу: Возвеселись, неплодная, нерождающая, ибо много будет детей Божиих, и шатры и жилища их распространятся – Церквами Христовыми покроется земля (54, 1–4). 14. Ибо Творец всего и Искупитель – Святой Израилев, Господь Иисус Христос, призывает язычников и милостию вечною милует и завет мира хранит, и все сыновья будут научены Господом, и великий мир будет с Богом (54, 5–13). 15. Уверовавшие во Христа утвердятся правдою Его, ибо они наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь (54, 14–17). 16. Всех Господь призывает в Царствие Небесное: Жаждущии, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без сребра и цены вино и тук (55, 1). 17. Послушайте Мене, – говорит Господь, – и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне, послушайте, и жива будет душа ваша, и завещаю вам завет вечен (55, 2–3). 18. Дух вещает: Се, свидетелство Евангелия для народов дах Христа, князя и повелителя народам (55, 4). 19. Народы познали Отца Небесного, ибо Сын Божий, Святый Израилев, прославил Его на земле (55, 5). 20. Взыщите Господа Иисуса Христа и призывайте Его (55, 6). 21. Да оставит нечестивый путь свой, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет (55, 7). 22. Христиане, со веселием бо изыдете и с радостию научитеся: горы и холми – пророки и апостолы – буду петь пред вами песнь, и все дерева в поле – верные – восплещут ветвьми, и будет Господь Иисус Христос во знамение вечное и не оскудеет (55, 12–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

СПб., 1897. 2 ч.; Властов Г. К. Свящ. летопись первых времен мира и человечества. СПб., 1898. Т. 5: Пророк Исаия: Вступление и толкование. 2 ч.; Чистович И. А. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 18992. М., 1997р; Михаил (Лузин), еп. Библейская наука. Тула, 1901. Кн. 6: Св. прор. Исаия и книга его пророчеств; Фаддей (Успенский), еп. Единство книги прор. Исаии. Серг. П., 1901; он же. По поводу ст. «Раб Иеговы (Ис 40-66)» в «БВ» за июнь-авг. 1905 г.//БВ. 1905. Т. 3. 11. C. 449-457; Григорьев И. Ф. Пророчества Исаии о Мессии и Его Царстве: Библейско-экзегет. исслед. Каз., 1902; Корсунский И. Н. Как понимать изречение Ис 26. 15 «приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли», читаемое на великопостной утрени?//БВ. 1902. Т. 3. 11. C. 359-464; Мышцын В. Н. Раб Иеговы (Ис 40-66)//Там же. 1905. 7/8. C. 425-435; Волнин А. К. Мессия по изображению прор. Исаии: Опыт библ.-богосл. и крит.-экзегет. исслед. пророчеств Исаии о лице Мессии. К., 1908; Покровский А. И. Книга прор. Исаии// Лопухин. Толковая Библия. 1908. Т. 5. С. 234-548; Книга прор. Исаии в рус. переводе с греч. текста LXX/Введ. и примеч.: П. А. Юнгеров. Каз., 1909; Зыков В. И., свящ. Смысл слов прор. Исаии «приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли»//ХЧ. 1910. 4. C. 552-562; Введенский А., свящ. К кому относится пророчество Исаии о рождении Еммануила//ТКДА. 1913. 2. C. 185-212; Муретов М. Д. Раб Божий: Ис 52. 13 - 53. 12//БВ. 1917. 2/3. C. 355-374; Петровский А. В., прот. Прежнее (решонот) и новое (хадашот) второй части кн. прор. Исаии//ХЧ. 1917. 7/12. C. 342-361; Флоровский Г., прот. Пути рус. богословия. П., 1937; Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика. П., 1947; Юревич Д., прот. Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря. СПб., 2004. Б. А. Тихомиров И. п. к. в богослужении Есть основания полагать, что эта книга начала использоваться в христианском богослужении весьма рано. В древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в арм. (см.: Renoux. Lectionnaire arménien.) и груз.

http://pravenc.ru/text/674802.html

До момента грехопадения «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2,25 ). Первым следствием греха явилось чувство сты­да ( Быт. 3,7 ). После грехопадения между людьми устанавлива­ются отношения отчужденности, подозрительности и вражды. В лице человека лишился благодати и пал весь тварный мир, и грехо­падение стало космической катастрофой. Потеряв доступ к Божественной благодати, «вся тварь совокупно сте­нает и мучается доныне» ( Рим. 8,22 ). Человек утрачивает свою власть над миром. Тема 23. Приготовление к Боговоплощению Надежда на спасение После изгнания из Рая, когда первые люди исповедали перед Богом свой грех, Бог, по Своему милосердию, дал им надежду на спасение и обещал, что «семя жены сотрет главу змия» ( Быт.3:15 ). Большая часть людей забыла о Спа­сителе, поэтому Бог неоднократно повторял свое обещание, например, Авраа­му: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» . ( Быт.22:18 ). Пришествие в мир Господа Иисуса Христа является исполнением ветхозаветного Откровения: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Признаки пришествия Мессии Для немногих веровавших в Грядущего Спасителя были даны признаки , согласно которым люди могли узнать Спасителя. Это многие предсказания о рождения и земной жизни Христа. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ). Пророк Михей — что Спаситель родится в Вифлееме ( Мф.2:4–6 ). После создания второго храма в Иерусалиме пророк Малахия предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придёт в этот храм и что перед Ним послан будет Предтеча, подобный пророку Илии ( Мал.3:4-5 ). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим ( Зах.9:9 ). Пророки Исаия и Давид предсказали страдания Спасителя ( Ис. 53 ) и т.д. Восточные мудрецы узнали Его через звезду. Вифлеемские пастухи узнали о Нём от Ангелов. Святые праведные Симеон и Анна , по особому откровению от Духа Святого, узнали Христа, когда Он принесен был в Храм.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

26,15; 33,20). 54 распространишься... населит. Пророчество об умножении народа Божиего; дети Божий верующие во Христа появятся в тех городах (странах), где прежде было духовное опустошение. 54 посрамление юности твоей. Египетское рабство и сорокалетнее блуждание по пустыне. о бесславии вдовства твоего. Вавилонское пленение. 54 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. Искупитель... Святый Израилев. См. ком. к 41,14. Богом всей земли. См. ком. к 50,1–3. скорбящую... отвержена. Подразумевается ассирийское и вавилонское пленение. 54 воды Ноя. Во дни потопа Господь обновил Свой завет с сотворенной Им вселенной ( Быт. 9,1–17 ). не гневаться... не укорять. Подчеркнутое отрицание выражает безграничную верность Бога народу завета. 54 Горы... холмы. Обязательства Бога перед Своим заветом милости превосходят Его обязательства перед заветом творения (51,6; ср. Пс. 45,3.4; 113,4.6 ). милость... завет мира. Этот вечный завет предвещает служение Иисуса Христа (42,6; 53,5). 54 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Эти слова относятся как к верному остатку народа Божия («дочери Сиона»), так и к новозаветной Церкви. на рубине... из сапфиров. В этих метафорах Исаия изображает несравненную красоту и славу Сиона, избранного Богом Своим городом (ср. Откр. 21,19 ). 54 наследие. Обетования завета. Глава 55 55 Жаждущие... у которых нет серебра. Речь идет о людях, ищущих и жаждущих правды Божией, т.е. мира с Богом ( Втор. 8,3 ; Пс. 41,3; 62,2 ; Притч. 9,5.6 ; Мф. 5,6 ; Ин. 4,10.11;7,37.38;0 ткр.21,6; 22,17). все. Это обращение, в котором отражается всеобъемлющий смысл рассматриваемых пророчеств, непосредственно связано с содержанием предыдущей главы (ст. 13,17). к водам. Говоря о новом веке спасения и царстве милости Божией, Исаия нередко прибегает к метафоре живительной влаги (см. ком. к 1,30). нет серебра... покупайте. Смысл этого парадокса в том, что для верующих, которые жаждут спасения, оно является свободным даром (52,3; Втор. 8,3 ; Рим. 6,23 ). вино и молоко. Символы изобилия и довольства. 55 завет вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ибо одному только Ему возможно было исцеление великого сего сокрушения и восстановление от прежнего падения и обновления поврежденного образа в первоначальную красоту. И велика, беспрекословно велика, по выражению божественного апостола ( 1Тим.3:16 ), тайна спасения нашего. Поскольку же речь излагается приточно, то посему и названия предметов отинуду заимствуются, так что речь выходит таким образом прикровенною и загадочною, и не вдруг постигаемою, – и человеком угощающим называет самого безначального Отца. Ибо чем наконец непогнушался истинно быть сам этот сын, хотя во всех существенных свойствах сохраняя неизменное равенство с ним, что удивительного, если и Его называет заимствованным от того именем? И как Отца называет человеком, хотя Он нисколько не входит в общение с людьми по природе, но называет так по причине Его сострадательности и милосердия к людям, и потому что Он не отвергает обращения их и привлекает их к участию в свойственных благах ( Ин.6:44 ): так и Сам, будучи Господом и Творцом по первому естеству (по Божеству), не отказывается, о беспредельное снисхождение! называть Себя рабом, конечно потому, что принял образ раба ( Фил.2:7 ), и, выражаясь апостольски, не стыдится называть нас братьями Своими ( Евр.2:11 ), не потому только, что принял образ раба, но и потому, что и сам в воспринятом образе исполнил ( Мф.5:17 ) данный Им прежде закон, как один из подчиненных закону ( Гал.4:4 ). И исполнил один только Он несравненно превосходнее всякого праведника и пророка ( Пс.44:8 . Ис. 61:1–3 ), ибо только Он один жительствовал безгрешно на земле ( 1Ин.3:5 ) и не было лжи в устах Его, как выражается Исаия пророк (53, 9). И что удивительного, если себя называете рабом единосущного и безначального Родителя, когда не стыдится называться и рабом человеков? Еще носимый плотью в матерней утробе Он чрез матерь был вписан в число подданных кесаря, и в последствии чрез Петра уплатил дидрахму (Мф.17:27). Да и Исаия задолго так называл Его, говоря: прославьте 39 Святого Израилева, прославьте уничижающего душу свою, поносимого народами, раба властелинов ( Ис. 49, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010