Последние главы с 58 по 66 повествуют о мессианском Царстве Божием, славе, очищении и совершенстве народа Божия. Ключевым словом, о котором мы говорили в начале лекции, является слово «кадош» – святость – к которой пророк призывает всех своих слушателей. Символика Книги. Книга включает в себя ряд символических моментов – это притча о винограднике Господнем (гл.5). Господин виноградника – это Господь, а виноградник – это община Господня. Ограда символизирует закон и защиту, а точило – место освежения и покоя. (Точило – это место, где собирается сок винограда, оно находится в прохладном месте.) В Херсонесе, греческом поселении, есть раскопки, где видно, каким образом по очень совершенной и простой технологии, обеспечивающей экологическую чистоту, производились вина в Древней Греции. В гл.11 есть символ – Царство Мира, это символическое описание грядущего Царства Мессии. В гл.13 говорится о падении Вавилонском, но здесь идет речь о суде над сатаной и его падении и исторжении его с небес (ср. с Откровением 12, 7–12). О символическом значении имен сыновей уже говорилось. Мессианские тексты. Прежде всего, это «отрасль» ( Ис. 4:2 ). Второе – это знаменитое пророчество об Еммануиле («с нами Бог») – ( Ис. 7:14 ). Следующее – «Свет для народов» ( Ис. 9,1  и 49,6). Затем, то, что мы с вами слышим в песнопениях «С нами Бог …» – «…Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (гл.9,6). Гл. 28,16, где о Христе говорится «…камень испытанный, краеугольный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Гл.42,1 – «Отрок Мой, которого я держу за руку, избранный Мной, к которому благоволит душа моя…» и гл. 53,11 близкое по смыслу. Гл. 53,3 ? – «Муж скорбей…». «Яко овча на заколение ведесе, яко Агнец прямо стрегущего его безгласен. Во смирение его суд его взят, род же его кто исповесть. Яко в землю из земли живот его…» и вся глава 53. И последнее – «Ангел лица Его…» (63,9). Заканчивая про Исаию, можно сказать, что, Исаия писал правду, а правда никогда не была желанной ни при каких царях, в том числе даже и при Езекии, который его почитал. И он пишет в ту эпоху, когда «Этот народ приближается ко мне устами и языком своим, сердце же его далеко от меня». Часто читая тех или иных пророков Ветхого Завета, мы читаем о себе самих, о нашем обществе, о нашем стремлении измениться к лучшему, что, к сожалению, происходит очень трудно, и уста говорят одно, а сердце остается чуждым, прежде всего, чуждым христианской любви. Любовь – превыше всего, и Господь нас будет судить не по тому, ходил ты или нет в православную Церковь . Поэтому Исаия не принимался в то время, его отвергали, и под влиянием противников Исаия был отвержен от двора, его постепенно отстраняют и «помазанник Господень Езекия променял слово пророка на советы преступных князей».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

( 3Цар.7:2 ) и прим. ). В этом случае «не воздал Езекия (Богу) за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев (Божий), и на Иудею, и на Иерусалим» ( 2Пар.32:25 ). По блаж. Феодориту (вопр. 53), «Езекия должен был соделать ведомою для послов силу Божию и ту попечительность, какою сам пользовался, а он показал богатства, в которых нет ничего прочного». 4Цар.20:14 .  И пришел Исаия пророк к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди, и откуда они приходили к тебе? И сказал Езекия: из земли далекой они приходили, из Вавилона. 4Цар.20:15 .  И сказал Исаия: что они видели в доме твоем? И сказал Езекия: все, что в доме моем, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих. 4Цар.20:16 .  И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне: 4Цар.20:17 .  вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. 4Цар.20:18 .  Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского. Пророк Исаия, ясно прозревавший настоящее и будущее положения дел в Иудее и окрестных странах и потому отрицательно относившийся ко всем попыткам Иудейского царства вступить в союз с Египтом, Ассирией и Вавилоном ( Ис.30–31 ), не замедлил раскрыть глаза обольщенному Езекии и произнес ему совершенно ясное грозное предсказание о том, что настоящий союз иудейского царя с вавилонским служит предвестием пленения Иудейского царства и народа в Вавилон, когда все сокровища царские и государственные из Иудеи будут отнесены в Вавилон, а царственные потомки Езекии будут служить евнухами при дворе царя вавилонского. 4Цар.20:19 .  И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек. И продолжал: да будет мир и благосостояние во дни мои! Благочестивый Езекия немедленно сознал грех, «смирился в гордости своей, он и жители Иерусалима» ( 2Пар.32:26 ). Грозное слово пророка Езекия в своей безусловной преданности воле Божией (как некогда первосвященник Илий, ( 1Цар.3:10 ) ) называет даже благим 19 ; вполне подчиняясь определению суда Божия о народе и царстве Иудейском, он молит Иегову лишь о том, чтобы грядущие бедствия постигли его царство не при нем. Многие толкователи, по примеру раввинов, видели в последних словах Езекии выражение эгоистической жажды личного благополучия и равнодушие к судьбам своего народа. Но, может быть, именно любовь к этому народу побуждала Езекию желать – не пережить его благосостояния, не видеть его падения и пленения; слова эти Езекия произнес со скорбью (по И. Флавию λυπηθες). Впрочем, Езекия, как сын Ветхого Завета, мог и здесь не проявить истинного мужества веры, хотя за праведность свою он в ( Сир.49:5 ) ублажается наряду с Давидом и Иосиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.29:13 ; Лк.22:37 Ис.53:12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф.3:3 Ис.40:3; 4:4–6 = Ис. 9:1–2; 8:17 Ис.53:4; 12:17–21 = Ис.42:1–4 ; Ин.1:23 Ис.40:3; 12:38–40 = Ис.53:1; 6:9–10 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8:28,32–33 = Ис.53:7–8; 28:25–27 = Ис.6:9–10 ; Рим. 9:27 Ис.10:22–23; 10:11 Ис.28 :16б; Ис.53:1; 15:12 Ис.11:10 ). Следуя текстам Нового Завета, отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии, а пророка называли «ветхозаветным евангелистом» за необычайную ясность предсказаний о Мессии-Христе и его духовном Царстве. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля 1–39 глл. и 40–66 глл. Его можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в глл. 1–39 преобладают угрозы, а в глл. 40–66 утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей кн.Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исаии в полном составе 66 глав считается классическим образом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1–39, так и в 40–66 главах, многократно употребляется наименование Бога «Святой Израилев» [кедош исраэль] (13 раз в 1–39 глл. и 12 раз в 40–66 глл.), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и более свидетельствует о единстве автора, чем о подражании великому Исаие его учеников, как думают критики. 1: Начиная с 3 века до Р.Х. иудеи знали все три части Исаии (1–39; 40–55; 56–66) и приписывали их ему, что видно из Сир.48 гл., И.Флавия (Древности XI,1,2–3), из Нового Завета и отцов Церкви. Это мнение было господствующим вплоть до 20 в. Наиболее древнее и пространное свидетельство мы имеем в кн.Иисуса Сираха, написанной за 180 лет до Р.Х. В ней сначала упоминается исторический отдел кн.Исаии (36–39 глл.) ( Сир. 48:17–25 ), а далее об Исаие говорится, что «он великим духом своим предвидел отдалённое будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное прежде нежели оно исполнилось» ( Сир.48:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

К числу ранних относятся иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» (сер. XVI в., ГМЗРК; у И. крещатая фелонь, острая борода на конце раздвоена, надпись: «  ») и «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- в 1-м ряду 2-й слева, в белом клобуке, с длинной седой бородой. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) В древнерус. иконописи И. изображался преимущественно среди избранных святых. На правой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 100-101. 482. Ил. 26-28) И. представлен в небольшом повороте влево, держит в руках Евангелие, на нем светлая фелонь и белый клобук, борода широкая, с небольшой проседью. На обороте 2-сторонней таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 276-279. Кат. 65; на лицевой стороне - «Жены-мироносицы у Гроба Господня») изображены святители Игнатий, И. (в центре, в зеленоватой фелони, борода сужается книзу) и прп. Авраамий Ростовский. На иконе «Избранные святые» в басменном окладе 2-й пол. XVI в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 86-89) - ростовые образы равноап. кн. Владимира, блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в центре), святителей Петра и Алексия Московских (слева), блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия и И. (справа). И. написан в клейме со святителями на иконе «Походная церковь» 3-й четв. или посл. трети XVI в. из ц. Св. Троицы («Белой Троицы») в Твери (ТОКГ; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 272-273. Кат. 169. Ил.). Наряду с др. избранными чудотворцами он предстоит Владимирской иконе Божией Матери в одной из групп святителей на створке строгановского складня нач.

http://pravenc.ru/text/674806.html

Хотя гл. 2–4, и 5-я предшествуют описанию «видения», но указания на последнее в них уже есть 52 . Если же признать, что не 2–4 и 5-я главы, а 6-я глава есть первая по времени происхождения, то становится непонятным помещение главы 6-й, содержащей рассказ о призвании пророка, не в начале книги 53 . Отдел 7–12 гл. Слова, которые пр. Исаия послан был возвещать народу (6:9–13), вскоре же начали исполняться, и в 7-й главе пророк описывает уже начальное их исполнение. «И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя иудейского, Рецин, царь сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать» (7:1). Когда было возвещено об этом дому Давидову, то сердце Ахаза и «народа его» всколебалось, «как колеблются листья в лесу от ветра» (2). Тогда, по внушению Божию, вышел навстречу Ахазу к концу водопровода верхнего пруда пророк Исаия с сыном своим Шеар-Ясувом, (3 ст.), имя которого обозначает: «остаток спасется». Пророк, по откровению от Господа, внушал Ахазу не страшиться и не унывать «от двух концов этих дымящихся головней», т. е. царей сирийского и израильского, ибо замыслы их – воцарить на престоле Давидовом сына Тавеилова – «не состоятся и не сбудутся»: Дамаск останется главою лишь Сирии и Рецин главою только Дамаска, «а Ефрем чрез 65 лет 54 перестанет быть народом» (4–9). «Если вы не верите», продолжал пророк, видя неверие Ахаза, который уповал вместо Бога на помощь царя ассирийского, ( 4Цар.16:17 ), – «то вы не утверждены» 55 : «проси себе знамения у Господа». Но Ахаз не хотел ввериться помощи Божией и отказался от знамения (9–12). Тогда сказал Исаия: «слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь дает вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (ср. Мф.1:22–23 ). Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, оставлена (или: опустошена) будет земля та (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Лит.: Изъяснение 53 гл. пророчества Исаии об Иисусе Христе//ХЧ. 1832. Ч. 46. С. 316-367; Терновский А. С. Рассуждение о том, что Еммануил, о к-ром говорит прор. Исаия в гл. VII ст. 14, есть Мессия Иисус. М., 1836; Богословский-Платонов И. М., прот. Изъяснение пророчества Исаии об избранном Отроке Иеговы//ПрТСО. 1850. Ч. 9. С. 400-432; Бухарев А. М. О второй части кн. св. прор. Исаии//Там же. С. 79-131; он же. О подлинности и целостности свящ. книг пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. М., 1864; он же. Св. прор. Исаия: Очерк его времени, пророческое служение и книга. М., 1864; Елеонский Н. А., прот. Пророчество Исаии о Вавилоне//ЧОЛДП. 1878. Т. 1. 3. С. 347-359; Орфанитский И. Пророчество Исаии о страданиях и прославлении Раба Иеговы (52. 13 - 53. 12)//ХЧ. 1881. Ч. 2. 11/12. C. 599-682; Толкование на книгу св. прор. Исаии: Гл. 1-46/Ред.: И. С. Якимов. СПб., 1883-1895. 4 т.; Евсевий (Никольский), митр. Предсказание прор. Исаии о Деве и Еммануиле//ЧОЛДП. 1885. 1. Отд. 1. С. 1-9; 3/4. С. 195-287; 12. С. 527-617; Юнгеров П. А. Жизнь прор. Исаии и совр. ему полит. состояние царств языческих и иудейского//ПС. 1885. Ч. 2. 7. С. 381-408; он же. История вопроса о подлинности кн. прор. Исаии//Там же. 1886. Ч. 1. 1. С. 32-44; он же. Подлинность кн. прор. Исаии: Ис 21. 1-10, гл. 24-27, 34-36, 40-66//Там же. Ч. 2. С. 119-124, 231-241, 355-367; Ч. 3. С. 3-32; 1887. Ч. 1. С. 3-25, 267-278, 408-418; Ч. 2. С. 29-45, 137-166; он же. Введение в Ветхий Завет. Каз., 19102. М., 2003. Кн. 2: Частное историко-крит. введение в свящ. ветхозаветные книги; Петр (Екатериновский), еп. Объяснение книги св. прор. Исаии в рус. переводе. М., 1887. 2 т.; Троицкий Н. И. Книга прор. Исаии: Последовательное изъяснение слав. текста. Тула, 1889-1897. 4 вып.; Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из кн. прор. Исаии. М., 1890; Афанасьев Д. П. Толкование на кн. прор. Исаии с введением к изъяснительному чтению пророческих книг ВЗ. Ставрополь, 1893; Евсеев И. Е. Книга прор. Исаии в древнеслав. переводе.

http://pravenc.ru/text/674802.html

Без сомнения, духовная красота придает некую привлекательность и самому неказистому телу, и наоборот: безобразие души делает и самое складное тело отвратительным. Пророк Давид, отрыгнув слово благо, говорит Царю своему, Владыке Христу: Красен Ты добротою паче сынов человеческих . Господь Сам Себе сотворил телесный покров, какой хотел. Если бы пожелал Он явиться в самым красивым человеком среди всех сынов человеческих, то смог бы это сделать. Однако в Евангелии нет ни малейшего упоминания о том, что привлекал Он к Себе людей красотой тела и влиял на них статностью фигуры. Он Сам сказал, что плоть не пользует нимало ( Ин. 6:63 ). Итак, очевидно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а о Его духовной, Божественной лепоте. Это, помимо прочего, тотчас следует из дальнейших слов Псалмопевца: Излияся благодать во устнах Твоих [в серб.: из уст Твоих. – Пер.]. Значит, непревзойденная красота сына Божия – не в очертаниях и облике Его уст, а в преизбытке изливающейся из Его уст благодати. И видехом Его, и не имяше вида, ни доброты ( Ис. 53:2 ; ср. 53:3). Как же согласуется Исаия с Давидом? Вполне удовлетворительно: Давид говорит о Христовой внутренней красоте, а Исаия – о Его внешнем уничиженном состоянии. Не царем и не знатным вельможей видели мы Его, хочет сказать Исаия, а рабом и страдальцем. 1. Св. апостол Иаков, брат Господень . Именуется братом Господним, потому что был сыном праведного Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. Когда праведный Иосиф был при смерти, то разделил свое имение родным сыновьям и хотел оставить часть его и Господу Иисусу, Сыну Пресвятой Девы Марии. Однако все сыновья Иосифа воспротивились сему, не считая Иисуса своим братом. Иаков же весьма любил Иисуса и потому возвестил, что берет Его в свой удел. Посему и нарицается он братом Господним. Иаков с самого начала был привержен Господу Иисусу. Согласно преданию, он и в Египет пошел вместе с Пресвятой Девой и Иосифом, когда Ирод вознамерился убить новорожденного Царя. Как только святой Иаков услышал Христово учение, тотчас стал по нему жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Гаваониты – жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония. Узнав об этом грозном повелении, хитрые гаваонитяне пришли в израильский стан под видом нищих странников из далёких земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда евреи узнали, что на самом деле эти люди – жители Гаваона, то уже не могли причинить им вреда, так как дали клятву. Израильтяне оставили гаваонитян в стане в качестве слуг – заставили их носить воду и колоть дрова. Песнь 7 Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекиа, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота. Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог? Езекия («Бог укрепил») – иудейский царь (752–698 гг. до н.э.), Церковью почитается в чине праведных. Был ярым противником идолопоклонства. По молитве царя Езекии Ангел Божий поразил ассирийских воинов, пришедших, чтобы осадить Иерусалим. ( 4Цар.18:13-37 - 4Цар.19 ). К смертельно больному Езекии Господь послал Своего пророка Исаию, чтобы предупредить царя о приближающейся кончине. Но царь Езекия, не желая умирать, так горячо и слёзно молился, что Господь продлил его земную жизнь ещё на 15 лет. В подтверждение того, что царь не умрёт, но выздоровеет, пророк Исаия явил ему знамение – тень от солнца на ступенях царского дворца передвинулась на десять ступеней назад ( 4Цар.20:1-11 ). Исаия («Бог спасёт») – пророк Иудейского царства (765–695 гг. до н.э.) во время правления благочестивого царя Езекии, автор пророческой книги, которую называют ветхозаветным Евангелием. Книга пророка Исаии содержит пророчества о рождении Христа от Девы ( Ис.7:14 ) в Галилее ( Ис.9 ) от рода царя Давида ( Ис. 11  – об Отрасли, которая произойдет из корня Иесея и Давида, и о дарах Духа на Нём), а также о страданиях Христовых – о возвышении горы Господней – Голгофы, к которой соберутся все народы ( Ис.2:1-4 ), о значении Христовых страданий. 42я, 49, 50, 52–53 и 61 главы книги пророка Исаии настолько точно свидетельствуют о Христе, Его Распятии, Воскресении и грядущем Втором Пришествии, что их называют пятым Страстным Евангелием. Предсказал Исаия и приход Предтечи Господня Иоанна – «гласа вопиющего в пустыне» ( Ис.40:3 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kto-est-kto...

– Если послушаете меня, – ответил апостол Матфий, – я объясню вам, что проповедуемое нами учение не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом. Когда первосвященник дал свое согласие, апостол Матфий начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам Аврааму, Исааку и Иакову из семени их воздвигнуть такого Мужа, через Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его» (Пс. 71, 17), – как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (см. Исх. 3, 2), о Которой предсказал Исаия: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Ем-мануил (Ис. 7, 14), то есть с нами Бог. Моисей то же ясно предвозвестил о Христе, говоря: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте (Втор. 18, 15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, о чем говорил и Исаия: как овца, веден был на заклание (Ис. 53, 7) и к злодеям причтен был (Ис. 53, 12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом тридневного Воскресения Господня. Речь апостола возмутила первосвященника. Он с гневом сказал Матфию: – Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение, или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: пойдем в след богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им… а пророка того или сновидца того должно предать смерти? (Втор. 13, 1–2, 5). Матфей отвечал: – Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он – Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его; поэтому-то я и верую в Него и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени. – Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? – спросил первосвященник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Не менее ясно указывает на век Исаии политическое состояние царств языческих и иудейского. В 43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Ефиопия, Савея 51 . Такими они были в век Исаии. Египет и Ефиопия находились в союзе (45:14), каковой был исключительно в век Исаии 52 (18:2, 7). Многие народы вели войну с Иудеями (41:11–12, 42:25), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 гл. доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Цар. 36 гл. и 1Ездр. 1 -й гл. указ Кира об освобождении Иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исаии о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исаии 53 . Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исаии, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древ. XI. 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исаия. верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–23 ). Здесь пρиводится пророчество Исаии, заимствованное из 61:1–2. Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу Иудеям, потому что знал о себе пророчество Исаии (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие Иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исаии. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исаии подтверждается свидетельствами Иисуса Христа и Евангелистов. В назаретской синагоге Иисус Христос , прочитав из книги пророка Исаии: Дух Господен на мне, его же ради помази мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Ев. Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исаии – 42:1–3= Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия Иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исаии пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся: ( Ис.53:1 = Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исаии 53 гл. ( Деян.8:32–35 ) . Ср. Рим . 10:13–12 = И с .65:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010