Гонения и притеснения в Малороссии до того усилились, что даже киевский воевода счел необходимым подать жалобу королю и сенату о том, что русский народ доведен до крайности. После нескольких кровавых восстаний на Украине король наконец был вынужден дать православным некоторые льготы. Снова возобновилась деятельность духовных школ. Митрополит Исаия с радостью благословлял игумена Киево-Печерской лавры Петра Могилу на основание высшей духовной школы при лавре. Большим горем для святителя Исаии было отпадение от Православия влиятельного князя Иеремии Вишневецкого, т. к. именно на пожертвования его родителей (князя Михаила и княгини Ирины (Раины) Вишневецких) были созданы и украшены монастыри, о которых заботился епископ Исаия. Он писал Вишневецкому, увещевая его возвратиться к правой вере. В 1632–1633 годах на сейме, избравшем нового короля Владислава IV, впервые (от возникновения унии) польским правительством были признаны православный Киевский митрополит и четыре епископа, но престарелому Исаии не пришлось воспользоваться плодами этой победы Православия. На том же сейме было определено, что дряхлый и слабый Исаия не сможет возглавить новую напряженную борьбу с униатами и иезуитами, и митрополитом Киевским был избран более молодой и энергичный Петр Могила . Как отнесся митрополит Исаия к избранию Петра Могилы? Мнения историков в этом вопросе расходятся. Одни считают, что митрополит Исаия не препятствовал Петру Могиле и даже сам благословил его добиваться первосвятительства. Другие говорят, что он не препятствовал новому энергичному митрополиту лишь только потому, что видел бесполезность борьбы, но и не содействовал ему. Однако есть и такое мнение, что митрополит Исаия вступил в тяжбу с митрополитом Петром и последнему потребовалось много труда и энергии, чтобы отстоять свою кандидатуру на сейме. Какое из этих мнений считать более основательным или правдивым, определить трудно. Но есть общее мнение всех историков, которое является наиболее важным и существенным для характеристики жизни и деятельности святителя: митрополит Исаия был «муж богомудрый», подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу Православия и своей угнетенной, гонимой православной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Приими, святитель Исаия, хвалу рабов недостойных и даруй нам безбедно переплыть неверное море сей жизни; вознеси за нас молитву к Богу и избавь от бед, гнетущих и ожидающих нас, да всегда величаем тебя» 237 . † Память о преподобном Исаии Печерском Жизнь пр. Исаии Печерского, нетленно почивающего в Антониевой пещере, не описана в патерике. У Кальнофойского он так обозначен: «преподобный старец Исаия трудолюбивый». Это даёт видеть, что подвигом жизни, которым препод. Исаия угодил Господу, был неутомимый труд, продолжавшийся и в старости. Он блаженно почил мая 15-го 1115 г. Память его совершается в обители 15-го мая по общей минее 238 . † Преставление преподобного Евфросина Псковского Родители преп. Евфросина, в мире Елеазара, были простые поселяне Псковского края 239 . Они желали, чтобы вступил он в брак, но он скрылся из дома их и на Снятной горе, что близ Пскова, принял монашество. Здесь он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Потом, по любви к безмолвию, удалился он на реку Толву и в 30-ти верстах от Пскова, построив себе келью, стал подвизаться в молитве и посте; это было в 1425 году 240 . Первым сожителем его в пустыни был инок Серапион; пробыв несколько времени у преподобного, он вздумал, без его благословения, строить себе келью на другом берегу Толвы, но наученный несчастием (повреждением ноги) остался навсегда послушником его 241 . Приходивших в пустыню Евфросин благословлял жить скитски. Когда число пустынников умножилось, по их просьбе Евфросин построил храм молитвы в честь трёх святителей, с тёплым приделом во имя преп. Онуфрия. Вместе с построением храма устроено было и общежитие. Преподобный был строг к себе, отказывал себе и в естественных утешениях. Раз пришла к нему мать, желая взглянуть на давно утраченного сына; Евфросин не отворил ей двери кельи своей, а упросил постричься где-либо в обители. По той же строгости к себе, не принял он на себя звания игумена, а предоставил его одному из учеников своих, сам же продолжал он жить уединённо. Благоговейные ученики почтили места уединённой молитвы его памятниками. Каменный крест сохраняет память о молитвах его в лесу, близ озера; деревянный столб на восточной стороне, за оградой обители, говорит о том же 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После сего прошло много времени, и мать преподобного проведала от некоторых людей о месте его пребывания. Взяв с собою все необходимое для путешествия, она пришла к тому месту на берегу реки Толвы, где жил преподобный. Подошедши к его шалашу, она стала просить его, говоря: — Дорогое чадо мое! Утешь старость матери твоей, покажи мне ангельское лицо твое, не дай мне со скорбью сойти в могилу, где почивают и отцы наши. Чрез щель святой Евфросин увидел мать свою и, узнав ее, сказал ей: — Не скорби, мать моя, уйди отсюда и не утруждай старости твоей. Если ты желаешь увидеть меня здесь, то не увидишь уже в той жизни. Иди же в монастырь и, подвизаясь, спаси душу твою. Так и не достигла мать преподобного исполнения своего желания. Со скорбью она ушла от него, поступила в один из монастырей и, проводя дни свои в благочестивых подвигах, оставалась в нем до самой кончины своей. Преподобный же Евфросин, доблестно и славно проведши жизнь свою, преставился ко Господу Память преподобного отца нашего Ахиллия, епископа Ларисийского Сей преподобный жил в царствование императора Константина Великого и происходил от благочестивых родителей. Предавшись благочестивой и богобоязненной жизни и изучив светские науки и высшую философию, он украсил себя всякими богоугодными деяниями, почему и поставлен был епископом верхней Ларисийской Фессалии для христиан, обитавших во всей Элладе. Присутствуя на Вселенском соборе в Никее он обличил Ария и его единомышленников Возвратившись затем снова в Ларису, он разрушил много идольских капищ, изгнал из бесноватых бесов и совершил великое множество других чудес. Кроме того, он вновь построил церковные здания и богато украсил их, после чего с миром отошел из этой жизни В тот же день память во святых отца нашего Исаии епископа Ростовского, преставившегося в 1090 г. В тот же день убиение святого благоверного царевича Димитрия, Московского и всея России чудотворца, в 1591 г. В тот же день память преподобного Исаии Печерского чудотворца, скончавшегося в 1115 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

После сего прошло много времени, и мать преподобного проведала от некоторых людей о месте его пребывания. Взяв с собою все необходимое для путешествия, она пришла к тому месту на берегу реки Толвы, где жил преподобный. Подошедши к его шалашу, она стала просить его, говоря: — Дорогое чадо мое! Утешь старость матери твоей, покажи мне ангельское лицо твое, не дай мне со скорбью сойти в могилу, где почивают и отцы наши. Чрез щель святой Евфросин увидел мать свою и, узнав ее, сказал ей: — Не скорби, мать моя, уйди отсюда и не утруждай старости твоей. Если ты желаешь увидеть меня здесь, то не увидишь уже в той жизни. Иди же в монастырь и, подвизаясь, спаси душу твою. Так и не достигла мать преподобного исполнения своего желания. Со скорбью она ушла от него, поступила в один из монастырей и, проводя дни свои в благочестивых подвигах, оставалась в нем до самой кончины своей. Преподобный же Евфросин, доблестно и славно проведши жизнь свою, преставился ко Господу [ 7 ]. Память преподобного отца нашего Ахиллия, епископа Ларисийского Сей преподобный жил в царствование императора Константина Великого и происходил от благочестивых родителей. Предавшись благочестивой и богобоязненной жизни и изучив светские науки и высшую философию, он украсил себя всякими богоугодными деяниями, почему и поставлен был епископом верхней Ларисийской Фессалии [ 1 ] для христиан, обитавших во всей Элладе. Присутствуя на Вселенском соборе в Никее [ 2 ], он обличил Ария и его единомышленников [ 3 ]. Возвратившись затем снова в Ларису, он разрушил много идольских капищ, изгнал из бесноватых бесов и совершил великое множество других чудес. Кроме того, он вновь построил церковные здания и богато украсил их, после чего с миром отошел из этой жизни [ 4 ].   В тот же день память во святых отца нашего Исаии епископа Ростовского, преставившегося в 1090 г.   В тот же день убиение святого благоверного царевича Димитрия, Московского и всея России чудотворца, в 1591 г.   В тот же день память преподобного Исаии Печерского чудотворца, скончавшегося в 1115 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Гравюра из панегирика «Eχαριστριον, албо вдчность» (К., 1632) Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Гравюра из панегирика «Eχαριστριον, албо вдчность» (К., 1632) Православные сразу приступили к реализации условий соглашения. 3 нояб. 1632 г. приехавшие на сейм духовные лица избрали П. Киевским митрополитом с сохранением за ним настоятельства в Киево-Печерском мон-ре. Выборы были поддержаны коллективным обращением правосл. шляхты. 12 нояб. 1632 г. датирована проезжая грамота Исаии (Трофимовичу-Козловскому) как послу к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису с просьбой об утверждении П. на Киевской кафедре. Посол возвратился в нач. апр. 1633 г. не только с утверждением, но и с титулом патриаршего экзарха для П. «Статьи успокоения» предусматривали передачу правосл. митрополиту собора Св. Софии в Киеве и переход к православным всех киевских церквей и мон-рей, кроме киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря . 12 марта 1633 г. П. получил привилей кор. Владислава IV на Киевскую митрополичью кафедру вместе с храмом Св. Софии и Киево-Печерской архимандритией. Под его «дозор» передавался также Никольский Пустынский мон-рь. П. был посвящен в сан митрополита в Успенской братской ц. во Львове 28 апр. 1633 г. при участии Львовского еп. Иеремии (Тиссаровского) и 3 поставленных патриархом Феофаном епископов. Здесь ему был вручен присланный патриархом саккос. 7 июля 1633 г. П. торжественно въехал в Киев, вскоре он освятил отобранный 24 июля у униатов храм Св. Софии. В Киеве находился митр. Исаия (Копинский), к-рый в отличие от др. епископов не признал поставления П. Живший в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре митр. Исаия был арестован и дал запись о том, что отказывается от должности и титула митрополита. Летом 1633 г. при участии Запорожского войска состоялось примирение 2 иерархов, в следующем году Исаии был передан во владение Златоверхий мон-рь, но он был изгнан оттуда в 1635 г. Филофеем (Кизаревичем), ставленником П. В документах 30-х гг. XVII в. Исаия неоднократно выступает с титулом «архиепископ Северский», претендуя на власть над мон-рями на Левобережной Украине.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

28 ...онъ престолъ вышний, егоже вид Исая... не опаляяй пророка, но просвщаяй. – Феодосий имеет в виду эпизод из Книги пророка Исаии, где описывается призвание Исаии к пророческому служению. См. Ис. 6. 1–7 . 29 ...судъ Ананьинъ и Самфиринъ постигнтъ тя... напрасно умроста... – Феодосий имеет в виду чудо, о котором рассказано в Деяниях апостольских: Анания и жена его Сапфира, желая стать членами иерусалимской общины христиан, продали свое имение, но принесли в общину только часть цены, выдав ее за всю полученную сумму; карой за ложь была им внезапная смерть. См. Деян. 5. 1–10 . 30 Геезино прокажьство... – Гиезий, слуга пророка Елисея, был наказан проказой за взятое тайно и с помощью лжи серебро. См. 4 Царств. 5. 20–27. 35 Егда ся приключить въ среду или въ пятокъ... празникъ... то жь мясо. – Речь идет об обрядовой особенности, которая некоторое время держалась в русской церкви. Как можно понять из ряда летописных упоминаний, из записанных в середине XII в. канонических правил в сборнике, под названием «Вопрошение Кирика», а также из настоящего послания, по русскому обычаю XI–XII вв. пост в среду и пятницу полностью отменялся, если на эти дни приходились праздники господские, богородичные и нарочитых святых; в то время как в Византии уже в в. такая отмена совершалась лишь в праздники Рождества Христова и Богоявления (см.: Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1888. Т. III, изд. 3-е. С. 105–111). Слова «...любо святй Богородици, ли 12 апостолъ...» – в ркп. зачеркнуты и на поле внизу другим почерком написано Рожество Христово и Крещение Господне. Так переписчик данной рукописи поправил Феодосия Печерского вследствии того, что к его времени указанный порядок отмены поста среды и пятка уже перестал практиковаться на Руси. 36 ...в затворхъ, и въ столпхъ... – Речь идет об особенно аскетических видах иноческого подвижничества: затворничестве (уединении по обету и безвыходном пребывании в келье или пещере) и столпничестве (тоже уединении, сопровождавшемся еще и неподвижным пребыванием на столпе, – камне, скале, специально устроенном возвышении).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

в Ростове, уже не имел успеха. В этом сказались плоды только что с честью оконченного миссионерского подвига преемника Леонтия по кафедре, св. Исаии, также постриженика печерского монастыря. Он нашел возможным уже выступить за пределы города и «обойти прочие грады и места, еже в Ростовстей и Суздальстей области», с тем, чтобы «неверные увещевати веровати во Св. Троицу и просвещати св. крещением». В Суздале после того встречаем церковь св. Димитрия — результат миссионерских трудов св. Исаии. Вскоре (в нач. XII в.) Суздаль получает своего удельного князя и с ним вместе, конечно, твердую опору для своего церковного благоустройства.    Мы не упоминаем о просветительной деятельности Авраамия Ростовского, потому что его жизнь следует приурочить к XIV, а не к XI в. Память св. Авраамия в святцах начинает отмечаться только с конца XV в. Тогда же было составлено и житие его. В нескольких редакциях этого жития, разгруппированных преосв. Макарием и анализированных Ключевским, достаточно ясно открывается произвольное творчество его авторов. Резкие внутренние несообразности (с одной стороны дело происходит во времена полного язычества при св. кн. Владимире и сыне его Борисе, а с другой — Авраамий является уже «архимандритом», великий князь сидит в г. Владимире-Кляземском и т. д). и противоречие другим историческим источникам (посланию Симона, житию св. Леонтия), которыми полно житие Авраамия, уже давно, начиная с Карамзина, возбуждали подозрение историков и заставляли последних отодвигать время жизни названного святого в гораздо более позднюю эпоху по сравнению в XI в. Голубинский очень остроумно отожествляет героя жития св. Авраамия с ростовским Богоявленским игуменом Авраамием, по прозванию Низким, который жил в конце XIV в. и путешествовал вместе с митрополитом Пименом в Константинополь, что и могло дать повод житийному рассказу о предстоявшем св. Авраамию чудесном путешествии в Царьград. Новейший исследователь данного жития специально с историко-литературной стороны — Кадлубовский (Рус. Фил. Вест. 1897 г. 1—2), сходясь с Голубинским в отношении личности Авраамия (XIV в.), весьма удачно указывает на возможные агиографические источники его жития, из которых уясняются почти все подробности последнего, как, напр., борьба Авраамия с идолом Велеса, содействие в этом Иоанна Богослова, борьба с бесом и т. п., так что на долю исторического зерна всего повествования остается только факт игуменства Авраамия в Богоявленском ростовском монастыре, его столкновение с князем, и, вероятно, какая-нибудь борьба против языческого суеверия (на подобие борьбы св. Тихона Задонского с праздником божества Ярилы); последнее обстоятельство и дало повод житийным сочинителям превратить игумена Авраамия в современного князю Владимиру крестителя ростовского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А так как о. архимандрит печерский не имеет теперь на своей митрополии никакой бенефиции (имения), то он должен владеть до живота своего кроме св. Софии и печерскою архимандриею с Пустынным Николаевским монастырем. Перемышльскому же и Мстиславскому владыкам по силе «Статей» будет ежегодно выдаваемо нами жалованье по две тысячи злотых. Что касается благородного Александра Пузины, номината на владычество Луцкое и Острожское, то он имеет пребывать по особому нашему письменному акту. Наконец, все, что только из варшавских «Статей» не приведено нами теперь в исполнение, мы непременно исполним на следующем сейме,— в этом мы удостоверяем их, неунитов, настоящим нашим дипломом, который есть сеймовое постановление, апробованное авторитетом всего собрания, и для этого мы дали настоящий наш диплом за подписью нашею и депутатов, как от сената, так и от кола посольского, и за печатями коронною и вел. княжества Литовского» . Петр Могила, получив грамоту от короля на митрополию, счел первым делом отправить своего посла в Константинополь, чтобы испросить себе благословение от патриарха, послом был «доктор теологии» Исаия Трофимович Козловский. И патриарх Кирилл Лукарис не замедлил прислать Могиле свое архипастырское благословение на митрополию , из чего можно заключать, что прежний митрополит, Исаия Копинский, едва ли имел утверждение в своем сане от патриарха. В начале апреля (1633) Петр Могила уже рассылал свои грамоты, которыми приглашал православных или лично явиться, или прислать депутатов на его посвящение во Львов к Фоминой неделе . Почему во Львов, а не в Киев, догадаться не трудно. В Киеве жил прежний митрополит Исаия, которого привыкли уже считать за настоящего митрополита, и многие, в том числе сам Исаия, не понимали или не хотели понять истинной причины его устранения от кафедры, напротив, были убеждены, что он устранен только по честолюбию и проискам Могилы, который, воспользовавшись обстоятельствами, исходатайствовал себе грамоту на митрополию при живом митрополите . Потому в Киеве, если бы здесь состоялось посвящение Петра Могилы, могли произойти какие-либо протестации или демонстрации, даже кровавые, со стороны приверженцев Исаии — духовенства, черни, казаков, да и от самого Исаии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Исаия после этого поселился где-то в Полесье, не прерывая, однако ж, сношений с своими прежними монастырями, лубенским Мгарским и двумя прилуцкими — Густынским и Ладинским, где монашествующие признавали его своим общим отцом и пастырем и называли «епископом Лубенским». Не к чести Исаии надобно сказать, что он начал теперь вредить своему противнику ложными о нем известиями и в Великом посту 1638 г. писал из Полесья в Лубенский и прилуцкие монастыри к игуменам и всей братии следующее: «Одноконечно, король польский, и паны радные, и ляцкие арцибискупы приговорили на сейме, что в их Польской и в Литовской земле православной хрестьянской вере не быть, и хрестьянские церкви поломать, и книги русския вывесть. А Киевской-де митрополит Петр Могила веры хрестьянской ныне отпал, и благословен-де митрополит Петр Могила от папы Римскаго ныне в Великой пост в патриархи, будто быть патриархом хрестьянския веры. А присегал-де он, Петр Могила, королю, и всем панам радным, и арцибискупам ляцким, что ему хрестьянскую веру ученьем своим попрать и уставить всее службу церковную по повеленью папы Римского, римскую веру, и церкви хрестьянския во всех польских и литовских городах превратить на костелы ляцкие, и книги русские все вывесть. А в митрополиты-де в Киев, в Печерский монастырь, на Петрово место Могилы благословлен ныне Карсак, бывший владыко Пинский. А быть-де в киевском Печерском монастыри ляцким чернцом борнадином, а в Никольском киевском монастыри быть приговорено ляцким восаком, а в Михайловском монастыри быть домниканом». Правда, Исаия прибавлял, что о всем этом писал ему из Луцка князь Коширский, воевода волынский, но если бы и действительно воевода писал, все-таки Исаии не следовало разглашать такие важные известия, прежде нежели достоверность их не подтвердится. Между тем известия оказались совершенно ложными . В старом помяннике Антониевой пещеры, при которой некогда Исаия был настоятелем, сохранилась заметка, что он «року 1640, окт. 5 преставися». Но где преставился и где погребен, остается неизвестным .

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Всех служб 48, русским Святым 5, именно: Петру митр. Московскому, Алексию митр. Московскому на преставленис его и обретение мощей, февр. 12 и мая 20, препод. Феодосию игумену Киево-печерскому и Леонтию епископу Ростовскому. На обор. л. 70 идет подпись внизу: Старца Троицкаго Варсу(но)фья Кавезина (не Вассиана ли?). См. 768. 609. (143.) Трефолог мес. январь, февраль и март, полууст. четкий, напис. 1500 года, в четверть, 421 лист. Из числа 36 служб русским Святым написана одному: февр. 12 Алексею митр. Московскому. В службе 23 марта св. великомуч. Георгию по 6 песни положены (л. 371) пролог и Слово похвально Аркадия архиепис. Кипрскаго. См. 671 л. 190. Послесловие: При благоверном В. Князи Иване Василевичи всея Руси (на поле: и при благородном В. Князи Дмитрие Ивановичи всея Руси), и при освященном Симоне митр. всея Руси, и при Троицком Сергиева монастыря духовнаго настоятеля игумепа Серапиопа, написана бысть сиа книга, нарицаемая Трефолой, в лето 7008 (1500). 610. (139.) Трефолог месяц. февраль, март и апрель, полууст. четкий, XVI века, в четверть. 368 листов. Всех служб 40, русским Святым нет. 611. (136.) Трефолог мес. март, апрель и май, полууст. крупный, XVI века, в лист, 268 листов. В сей рукописи, много сходной с Трефолоем, напеч. в Москве 1638 года, помещено одинаковое число служб Святым греческой и российской Церкви. Службы русским Святым следующие: л. 18 об. Марта 19, препод. Макарию колязинскому на преставление. л. 52 об. – 30, Ионе Митропол. Московскому. л. 61. Апреля 17, препод. Зосиме и Савватию соловецким, окончание после л.72 см. л. 89. В след. службе великомуч. Георгию листы также перепутаны, после л. 96 см. с 73. л. 85. – 26, Стефану епископу пермскому, после л. 88 см. 97 и далее. л. 111. Мая 1, препод. Пафнутию боровскому. л. 117 об. – 2, муч. Борису и Глебу, паремии см. 4. л. 132. – 3 препод. Феодосию Киево-Печерскому. л. 148 об. – 7, препод. Антонию Киево-Печерскому. л. 186 об. – 14, блаж. Исидору ростовскому. л. 196 об. – 15, Исаии Епископу Ростовскому.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010