Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/200039.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), трудолюбивый. Предание относит кончину И. к 1115 г., однако сведения о святом не отразились в Киево-Печерском патерике , составленном в 1-й трети XIII в. И. впервые упоминается в «Тератургиме» киево-печерского мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где святой назван «старцем трудолюбивым» и указано, что его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. упоминается в 9-й песни канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим, где святой уподобляется «горлице пустыннолюбивой» (Минея (МП). 2003. Сент. С. 829). Возможно, в позднем почитании И. отразилось древнее почитание в Киево-Печерском мон-ре печерского постриженика свт. Исаии, еп. Ростовского († после 1089), погребенного в Ростове. Мощи И., почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, как показали проведенные в 80-х гг. XX в. исследования, принадлежали человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте ок. 60 лет (Дива печер лаврських. С. 91, 92). Лит.: Описание о российских святых. С. 27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 274.

http://pravenc.ru/text/674808.html

Исаия, митрополит Киевский и Галицкий (Копинский-Борисович) Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища. С 1616 года – настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Дубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл. С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила , † 1646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем», М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, † 1631), получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Густынский монастырь Храмы монастыря: Церковь Троицы Животворящей Церковь Петра и Павла Церковь Воскресения Христова Церковь Варвары Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Начало Густынского монастыря было положено в 1600г. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф, который испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове Густынь, который представлял собой наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и вскоре на остров к Иоасафу начали собираться люди, селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля, которым и стал единодушно избранный старец Иоасаф. Новосозданная обитель во многом нуждалась, но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.

http://sobory.ru/article/?object=06326

Кошмар Рождества и заговор молчания Не боясь согрешить и не стыдясь, можно сказать, что мы очень мало любим Иисуса Христа, думаем и говорим о Нем, а соответственно и очень мало проповедуем Его, стремимся к Нему и радуемся о Нем. 7 января, 2014 Не боясь согрешить и не стыдясь, можно сказать, что мы очень мало любим Иисуса Христа, думаем и говорим о Нем, а соответственно и очень мало проповедуем Его, стремимся к Нему и радуемся о Нем. Почему мы мало говорим о Христе? Размышляет настоятель храма прп. Агапита Печерского в Киеве протоиерей Андрей Ткачев. Любовь ко Христу VS любobь к миру Не боясь согрешить и не стыдясь, можно сказать, что мы очень мало любим Иисуса Христа, думаем  и говорим о Нем, а соответственно и очень мало проповедуем Его, стремимся к Нему и радуемся о Нем.  Поэтому все церковные праздники, полученные нами по наследству, превращаются в застольно-кулинарные упражнения. Если бы нашему несчастному поколению выпало сформировать календарь праздников Христианской Церкви, мы бы ничего не сделали. Мы бы представили Церковь абсолютно нищей, по сути — безбожной. В лучшем случае, мы бы сохранили Пасху, Покров Божией Матери и память  Николая Чудотворца. Все остальное бы выбросили по непониманию. Все остальное — плохо осознается, плохо чувствуется и плохо празднуется. Это следует признать тотальным свинством со стороны  православных христиан. Слишком заточенные на мир сей, они любят его до самозабвения, накрашивая глазки перед зеркалом, ощущают себя чуть ли не полуиконами православного христианства. От избытка сердца… Я бы хотел, чтобы мы больше говорили о Господе. Когда даже самый ленивый и вялый человек с потухшей  душой присутствует при разговоре о Христе, Сам Христос присутствует между говорящими.  Тогда зажигаются самые сырые души. У пророка Исаии есть такие слова: «О, вы, напоминающие  о Господе — не умолкайте!» (62:1). Человек говорит о том, что он любит. Любит женщин — говорит  о женщинах. Любит машины — говорит о машинах. Любит политику — говорит о политике. Любит деньги — говорит о деньгах. Любит себя — постоянно слышишь от него: «А вот я!.. А у меня!..».  А любил бы  Христа — говорил бы о Христе: «Христос бы сказал так. Христос бы поступил так».

http://pravmir.ru/koshmar-rozhdestva-i-z...

Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Владимир крестил половину Руси, которая по своему населению была чисто русская, и оставил некрещеной другую половину, которая была по населению или инородческой, или, хотя славянской, но не чисто русской, как земля Вятичей. Владимир, руководясь побуждениями государственного благоразумия, не хотел крестить инородческой Руси силой и принуждением. И в дальнейшем, не было употреблено этой силы в деле их обращения, и у всех у них христианство первоначально водворено было нравственными усилиями проповедников. Первыми водворителями христианства в Ростове и его области были епископы, кафедра которых была учреждена в нем при первом разделении России на епархии, что случилось в 991 году. Первым Ростовским епископом был Феодор, грек родом. При содействии гражданской власти, которая олицетворялась тогда в особе удельного князя, он построил в Ростове великолепный деревянный храм, вторым епископом в Ростове был Иларион, вероятно, так же грек, и третьим был св. Леонтий. Св. Леонтий успел сделаться крестителем Ростова, что напрасно добивались двое его предшественников. Его житие, написанное сто лет спустя после его смерти, говорит, что, оставив закоренелых в язычестве взрослых, он старался учить детей, что первые, быв раздражены его проповедью, решились было убить его, но, что, когда хотели они это сделать, он вышел к ним в священных ризах, с собором иерейским и дьяконским, что они были поражены при этом чудесным видением лица его, как лица ангела, и что вследствие этого и последовало общее желание креститься. Преемником св. Леонтия был св. Исаия, родом русский, постриженик Печерского монастыря. Св. Исаия был преемником св. Леонтия в деле апостольства и продолжателем его трудов: (кафедру занимал с 1077–1089 г.) он положил начало христианству в других городах и местах области Ростовской и соединенной с ней области Суздальской. Пример Ростова должен был подействовать на другие города области, а за ними должны были последовать и села. Жизнеописатель Исаии говорит: «И обходит убо (Исаия) прочая грады и места еже в Ростовской и Суздальской области и неверных увещает веровати в Св. Троицу – Отца и Сына и Св. Духа и просвещает святым крещением».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

XVII. Сборники. а. Бумажные. 62. Сборник, в лист, писанный полууставом 15–16 столетия, скреплен рукою Патриарха Никона . В нем заключаются краткие (Проложные) Жития Святых с Апреля по Август, и пространные Русских Святых, с похвальными им словами (панегирики), по чему и самой Сборник называется в надписи на оном «Панегирик.» Русские статьи: а. Мая 24 Житие Никиты Столпника, Переяславского Чудотворца; б. Сказание о перенесении мощей Св. Николая в Бар град в 1019 году и два его чуда; в. Мая 2 Перенесение Св. мощей мучеников Бориса и Глеба; г. Мая 3 Успение Преподобного отца нашего Феодосия Печерского , и слово от жития Преподобного отца нашего Феодосия; д. Мая 14 Житие и подвизание и от части чудес блаженного Исидора, юрода Христа ради, нарицаемого Твердислова, Ростовского Чудотворца; е. Мая 15 Житие иже во Святых отца нашего Исаии Епископа, Ростовского Чудотворца; ж. 23 Житие Леонтия епископа, Ростовского Чудотворца; з. поучение на память его и чудеса его; и. Мая 28 Житие Игнатия Епископа, Ростовского Чудотворца; i. Июля 12 Блаженных мучеников Варяга и сына его, убиенного в Киеве; к. Июля 15 Успение блаженного и Великого Князя Володимера, хрестившаго Русскую землю; л. Июля 24 убиение Св. мучеников Бориса и Глеба.» Надпись в конце книги: «Книга, глаголемая Соборник четеи, Пречистыя Богородица Зосимины пустыньки (в Клинском Уезде, бывшей приписной к Воскресенскому монастырю, но упраздненной в 1764 году). А купил сия две книги Соборники четьи годовые в дом Пречистыя Игумен Иев Рукин у Москвитина у Порфирия у Чюпронника. И вы, отцы, почитайте и пользуйтесь Божественным Писанием, и меня грешного, Бога ради, поминайте во св. своих молитвах.» 63. Сборник поучений, в лист, в большую четверть, писан полууставом 15 столетия Болгарского письма, без начала и конца, заключает в себе Слова Св. Отцов: Иоанна Златоустог о, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Дамаскина , Пр. Ефрема Сирина , Каллиста и Прокла, Архиепископов Цареградских, Мефодия Епископа Патарского, Кирилла Архиепископа Александрийского, Ипполита папы Римского и других, на праздничные и недельные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

     В праздник Сретения мы вспоминаем встречу Живого Бога с человеком, с праведником – со святым Симеоном, бывшим в числе переводивших Священное Писание семидесяти толковников. В Книге пророка Исаии ему встретились такие слова: …се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Переводя с еврейского на греческий, он усомнился, как дева может родить. Тогда он взял перо, чтобы исправить на «молодая жена». Но является ангел, останавливает его руку и говорит: «Переводи как написано: се, Дева во чреве приимет, – и ты сам при своей жизни увидишь исполнение этих слов Священного Писания». Как говорит священная история, праведный Симеон после этого момента жил 270 лет – столько, сколько люди не живут, – ожидая исполнения пророчества. В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм и встречен праведным Симеоном. И он видит в этом Младенце Спасителя мира, берет Его на руки и произносит: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2, 29–32). Невместимый, непостижимый Творец неба и земли, всего мироздания, всего поразительного и, как кажется, безграничного космоса, вдруг становится не кем-нибудь, а простым, незащищенным, осязаемым, видимым Младенцем. Тот, Кто держит весь мир и весь космос, вдруг сегодня Сам оказывается на руках Симеона Богоприимца. В Псково-Печерском монастыре Господь сподобил меня услышать от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) один курьез. Рассказан он был с некоторым намеком для тех, кто был на беседе, и для всех, кому эта история будет передана. До революции на одной из ярмарок был аттракцион «Живой Петр I за пять копеек». Заключался он в следующем: посетитель платил деньги, его подводили к большой подзорной трубе, закрытой темным материалом, и предлагали взглянуть. Человек, конечно же, никого не видел; ему советовали повернуть туда-сюда трубу, подкрутить что-то. Результат оставался нулевым, и незадачливый клиент начинал возмущаться. Тогда хозяин аттракциона «раскрывал карты»: «Что ж вы хотели – за пятачок увидеть живого Петра I?!»

http://pravoslavie.ru/110754.html

Исаия, святитель, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая) Родом из Киевской области. В монашество пострижен в Киево-Печерском монастыре преподобным Феодосием Печерским († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа, 2/15 сентября). Превзошел многих подвижников в посте, молитве и многих иных добродетелях. В 1062 году за свою высокую жизнь поставлен игуменом Дмитровского Изяславова монастыря в Киеве. В 1077 или 1078 году хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Киевским Иоанном (1189). О деятельности святителя Исаии сохранились очень скудные сведения. Как преемник святителя Леонтия (память 23 мая/5 июня), он отличался ревностью в деле просвещения язычников. С проповедью о Христе он обошел Ростовскую и Суздальскую области, причем действовал исключительно убеждением. Содержанием его проповеди служило учение о Святой Троице. Часто даже самые закоренелые язычники не могли устоять перед силой его слова. Его называли апостолом земли Ростовской. Святитель мужественно ниспровергал статуи идолов, а на их месте строил храмы. Большую радость испытал святитель Исаия, когда князь Владимир Мономах на свои средства построил храм в Ростове и прислал в него одну из чудесных икон, написанную преподобным Алипием († ок. 1114; память 17/30 августа). Еще при жизни епископ Исаия прославился святостью и чудотворениями. Как передает его житие, он чудесно был перенесен Ангелом в Киев для участия в освящении великой церкви Печерской, которое совершилось 14 августа 1089 года, – «во едином часе ста в граде Киеве». 15 мая 1090 года святитель мирно скончался в городе Ростове. Нетленные мощи его были обретены в 1164 году при заложении в Ростове князем Андреем Боголюбским каменного собора на месте сгоревшего в 1160 году деревянного. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – С. 151–153. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 25, 36, 37 и прилож., с. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010