После смерти еп. Гедеона, наступившей 10 февр. 1607 г., новым администратором епархии на краткое время был избран его племянник архим. Исаия (Балабан), настоятель Уневского монастыря, пользовавшийся поддержкой кн. К. К. Острожского. Он упоминался как «наступца (преемник) и блюститель епископии Львовской, Галицкой и Каменца Подольского» в акте от 20 февр. 1607 г., еще при жизни Гедеона. 1 марта 1607 г. кн. Острожский обратился к Львовскому братству с просьбой поддержать кандидатуру архим. Исаии в избрании на Львовскую кафедру, что вызвало протест значительной части духовенства, членов братства и шляхты. Началось активное противостояние, в т. ч. и насильственные захваты храмов (львовской ц. Благовещения Пресв. Богородицы во Львове сторонниками Исаии). В соответствии с королевским привилеем епископом Львовским стал рекомендованный католич. архиепископом шляхтич Евстафий Тиссаровский, согласившийся принять унию. Он был хиротонисан во епископа с именем Иеремия не позднее мая 1608 г. в г. Яссы митр. Сучавским Анастасием (Кримкой). Перед хиротонией Иеремия (Тиссаровский) отрекся от унии. С 1610 г. еп. Иеремия оставался единственным действующим правосл. епископом Западнорусской митрополии. В 1613 г. он издал окружную увещательную грамоту с призывом к православным бороться с унией. Не позднее 1614 г. стал экзархом К-польского патриарха Тимофея II . При восстановлении правосл. иерархии патриархом Иерусалимским Феофаном в 1620-1621 гг. еп. Иеремия был признан законным правосл. архиереем, и никаких действий по отношению к Львовской кафедре предпринято не было. В нач. 1631 г. он был назначен экзархом К-польского патриарха Кирилла I Лукариса . 26 янв. того же года Иеремия, уже как экзарх, освятил львовскую Успенскую ц. в присутствии киево-печерского архим. св. Петра (Могилы). 1 нояб. 1632 г. Иеремия, единственный из правосл. епископов, был признан польск. правительством в отличие от иерархов, поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном. В апр. 1633 г. во львовской Успенской ц. еп. Иеремия возглавил хиротонию св. Петра (Могилы) на Киевскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

А из частиц честных мощей: св. Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца; апостолов: Андрея Первозванного и Прохора; св. Дмитрия Ростовского, св. Саввы Звенигородского; святых: Александра Свирского, Иоанна и Фёдора, епископов Суздальских, Варлаама Хутынского, Льва Катанского, Леонтия Ростовского; Священномучеников: Власия, Поликарпа и Василия Неокесарийского; мучеников: Агафоника и Геронтия; Святителей: Алексея митрополита, Исаии и Игнатия Ростовских; преподобных: Аврамия Ростовского, Евфимия Суздальского, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского, Иоанна, архиепископа Новгородского; архидьякона Стефана; Великомучениц: Варвары и Евфимии,; мучениц: Дорофеи, Агрипины и Вассы, Симеона Дивногорца, Адриана Пошехонского, Василия Парийского, св. Великомученика Пантелеимона, св. князя Григория; Луки Елецкого, царевича Дмитрия, Епифания Кипрского, Евсевия Самосатского, Спиридона Тримифунского, Никиты, архиепископа Новгородского, Антония Римлянина, Даниила Столпника; мучеников: Вонифатия, Никифора и Трифона; преподобных киево-печерских Иоанна многострадального, Марка гробокопателя, князя Николы-святоши, Григория Чудотворца, Алипия иконописца, Спмридона Просфорника, Григория, Исаии, Аврамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского; Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника, Онуфрия молчаливого, Исакия, Еразма, Феофила, Агапита-врача, Кукши, Луки, другого Пимена, Саввы, Моисея, Нектария, Иоанна Нестора; Сергия, Евстратия, Никодима, Ипатия-врача, св.м Лукиана, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижнаго, Фёдора молчаливого, Вениамина, княжны Евфросинии, игуменьи полоцкой, Арсения Трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, дьякона Паисия, Меркурия постника, дьякона Макария, Игнатия, архимандрита печерского и Логгина-вратаря. Иеромонах Мелетий привёз и пальмовые ветви, которые использовались Великим постом на всенощном бдении в неделю Ваий. С ними стояло монастырское духовенство. Второй святыней, принесённой им в монастырь со святой Афонской горы, стала Иверская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13896

Ставленником И. Я. был Ростовский еп. св. Исаия . Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее кон. XV в.), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского мон-ря митр. Иоанном II в 6585 (1077/78) г., т. е. в период 3-го княжения И. Я. в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), к-рая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского кн. Святослава Ярославича в 1073-1076 гг. (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти И. Я. Из церковных построек И. Я. известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского мон-ря (ок. 1060) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (нач. 70-х гг. XI в.). Попытка приписать И. Я. обновление Десятинной ц. (Ю. К. Бегунов) лишена оснований. Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях И. Я. к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся лат. молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, к-рая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 г. Ист.: Sigeberti Gemblacensis Chronicon/Ed. L. C. Bethmann//MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362; Житие св. Исаии, еп. Ростовского//ПС. 1858. Ч. 1. С. 432; Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku//Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта]; Lamperti monachi Hersfeldensis Орега/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Script. Rer. Germ. 1894. Bd. 38. S. 202, 225-226; Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar//MGH. EpSel. 1923. Bd. 2. S. 73-74; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 3-9; 1998. Т. 3. 7-2, 9-2 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым); ПСРЛ. Т. 1; 2 (по указ.); НПЛ (по указ.); Житие Феодосия Печерского//БЛДР. Т. 1. С. 368-374, 384-390, 400-402, 410-412, 420; Modlitwy ksinej Gertrudy z Psaterza Egberta/Ed. B. Kürbis, M. H. Malewicz. Kraków, 2002.

http://pravenc.ru/text/Изяслав ...

40 . Митрополит Иона, скончавшийся 31-го марта 1461-го года. По случаю перестройки Московского Успенского собора, 29-го мая 1472-го года были обретены его мощи, от которых при сем случае совершилось несколько чудес. По этому поводу и было установлено ему местное празднование 1307 . —91— 41 . Исаия, епископ Ростовский, преемник св. Леонтия, скончавшийся около 1090-го года, мощи которого были обретены одновременно с мощами Леонтия в 1164-м году. Местное празднование его памяти установил в 1474-м году Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. В позднейших списках Несторова жития Феодосия Печерского к словам жития об Исаии, что «добрых ради прав его (он) поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» читается приписка: «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар» 1308 . В приписке этой, сделанной после установления празднования Исаии, должно видеть объяснение причины, почему установлено празднование. 42 . Арсений, епископ Тверской, скончавшийся 2-го марта 1409-года. Местное празднование ему установил в 1483-м году Тверской епископ Вассиан (из князей Стригиных-Оболенских) 1309 . 43 . Феодор, архиепископ Ростовский, скончавшийся 28-го ноября 1394-го года, 44 . Стефан, епископ Пермский, скончавшийся 26-го апреля 1396-го года, и 45 . Евфимий, архиепископ Новгородский, скончавшийся 11-го марта 1458-го года, являются в богослужебных книгах как святые и называются святыми в других памятниках после 1475-го года или в последней четверти XV века 1310 . Феодор погребен в Ростовском кафедральном соборе; Стефан погребен в Москве, в бывшем придворном Спасском монастыре, теперешнем придворном Спасском соборе; Евфимий погребен в составляющем его ктиторию Вяжицком монастыре: вероятно, что местное празднование каждому из троих и началось совершаться в сейчас указанных местах их погребения. 46 . Аврамий Ростовский, живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV веке 1311 , т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского, и —92— 47 . Никон Радонежский, скончавшийся 17 ноября 1427-го или 1428-го года, причислены к лику святых в конце XV – начале XVI века 1312 , причем память Аврамия, благодаря, как вероятно думать, обилию в его житии чудесного, по характеру своему – весьма необыкновенного, из местной скоро стала общецерковною, а празднование Никону ограничивалось до митр. Макария стенами Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Феодорит Кирский,  блаженный. Толкования на Послания апостола Павла (Еф. 2: 2)//Там же. С. 149.   Иероним Стридонский , блаженный. Трактат на Псалмы//БКОЦ. Ветхий Завет. Том II: Книга Бытия. 1–11/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марко Конти/Русск. изд. под ред. К.К. Гаврилкина. Тверь, 2004. С. 235.   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. Том 3. Издание Фонда «Христианская жизнь», 2002. С. 210–211.  Выражение прп. Иоанна Дамаскина.   Иоанн Дамаскин,  преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. III. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003 С. 84.  Там же. Гл. IV. С. 90.   Иустин (Попович),  преподобный. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М.: Издательство Московской Патриархии, 2005. С. 54.  Цит. по:  Макарий (Булгаков),  митрополит. Православно-догматическое богословие. Т. 5. СПб., 1853. С. 80.  Там же. С. 81–82.  Там же. С. 84.  Цит. по:  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Слово о смерти. Воздушные мытарства. СПб., 2011. См. сноску: «Маргарит. Слово о терпении и благодарении и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших». Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают слово не принадлежащим Златоусту, но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении».  Там же. См. сноску: Пролог, 19 декабря.   Серафим (Роуз),  иеромонах. Приношение православного американца. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1998. С. 104–105.  Слова прп. аввы Исаии к своим ученикам. Слово 1. 4//Добротолюбие/Пер с греч. свт. Феофана Затворника. Т. 1. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004.  Слова прп. аввы Исаии к своим ученикам. Слово 16. 1//Там же.  Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Т. V. Января 19. Киев: Изд-во Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002. С. 610–611, 626–627.  Там же. Т. XI. Июля 21. С. 498–499.

http://pravoslavie.ru/94136.html

«Я родился на Троицу и всю жизнь молился Ей» Памяти схиархимандрита Исаии (Коровая; 20.06.1926 – 06.03.2011) Диакон Сергий Герук Схиархимандрит Исаия (Коровай)      В этом году 94-летие со дня рождения известного старца выпало в субботу накануне дня памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Уже девять лет нет его на земле, но в поминальных записках, которые мне по диаконскому послушанию доводится читать на службах в киевском Ольгинском соборе, то и дело стоит имя схиархимандрита Исаии, с которым довелось познакомиться в далеком 1988-м в открывшейся в честь 1000-летия Крещения Руси Киево-Печерской Лавре. Помнят его в Грузии и в Абхазии, в России и на Украине – везде, где доводилось служить этому удивительному священнику. Вспоминаю тот знаменательный 1988 год, когда впервые за весь атеистический период государство стало возвращать отобранные у Православной Церкви храмы и монастыри, позволило открывать семинарии и духовные училища. Я, тогда молодой и любопытный советский журналист, делал первые неофитские шаги и, глядя на увиденных впервые в жизни монахов в клобуках и черных мантиях, поселившихся почти что на развалинах возращенной из атеистического плена первой древнерусской обители преподобных Антония и Феодосия, полагал, что вижу таких же аскетов, постников и чудотворцев, о которых начитался в самиздатовском Киево-Печерском Патерике. А когда поближе познакомился с игуменом Исаией, учеником кавказских отшельников и делателем Иисусовой молитвы, вовсе не удивился, полагая, что уважающий себя монах должен спать в дуплах деревьев, питаться травой и молиться ночи напролет. Помнится, как раз в тот период, прочтя «Откровенные рассказы странника», взялся и я за Иисусову молитву и ночные бдения. После чего отец Исаия строго-настрого запретил мне на исповеди такое «подвижничество», рассказав, как одного молодого монаха, молившегося под звездами с воздетыми руками, наместник Глинской пустыни, где отец Исаия принимал монашеский постриг, «сдернул за ноги с неба на землю», послал пасти коров и запретил молиться после вечернего правила, ограничив лишь совместной с братией молитвой. «А иначе – прелесть! А из прелести два пути – либо в дурдом, либо в блуд!..» – резюмировал тогда отец Исаия, весело глядя на меня.

http://pravoslavie.ru/132128.html

Тишенка в 20 км от Порхова)). Преставился святой в одиночестве, тело его обнаружил крестьянин из Боровичей Иван Долгий, пришедший за благословением; он обложил тело ветками и прикрыл землей. Списки Житий по-разному определяют день преставления Н.: 24 сент.- Монастырская и все последующие редакции, 26 сент.- Псковская редакция. Жители Порхова, узнав о кончине Н., пошли на его погребение, несмотря на то что вокруг Пскова и Порхова шли военные действия (Псков был осажден войсками Стефана Батория в авг. 1581 - февр. 1582). Успешно миновав отряды Батория, они достигли пустыни. Н. был погребен в праздник Покрова Пресв. Богородицы близ своей кельи, «у дуба». Впосл. над местом погребения Н. диак. Петр поставил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В Житии сохранилось описание облика святого: «Брада же бысть у Никандра долга, а не широка, ровна, руса, сединою вся ровна и бела, подобна Феодосию Печерскому» (Житие. 2005. С. 624). В. И. Охотникова Почитание Почитание святого началось вскоре после его преставления. Первое посмертное чудо рассказывает о старце Исаии, к-рый поселился в пустыни сразу после кончины Н. (когда 2 дек. 1584, как читается в списке Собакина, в пустынь пришел дьячок Андрей, старец Исаия здесь уже жил в полном одиночестве). Пробыв в пустыни 1 год и 6 дней, Андрей, украв у старца монашескую одежду, иконы и книги, бежал. У Исаии болели ноги, и он почти не выходил из кельи. Прежде чем попробовать догнать Андрея, Исаия «поиде к преподобному в церковь и паде на гробницу преподобнаго». Вероятно, речь идет о Благовещенской ц., которую к тому времени уже поставил над погребением Н. диак. Петр (согласно Монастырской редакции, храм был построен в марте 1584). Чудесным образом Исаия догнал Андрея и вернул украденное. Прп. Никандр Псковский в молении перед иконой «Благовещение Пресв. Богородицы» на фоне Никандровой пустыни. Икона. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Прп. Никандр Псковский в молении перед иконой «Благовещение Пресв. Богородицы» на фоне Никандровой пустыни.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

На лл. 170 об.–181 Слово цркви печерски. По сравнению с текстом Кассиан. редакций, есть несколько вставок, между прочим, хронологических дат: так, обозначен год битвы кн. Ярослава с «лютым Мстиславом», но не 6532, как в летописях, а – 6533; при словах «сеи дастъ же ему на руц и сна своего Георги – добавлено «в лето 6658»; перед рассказом о пришествии иконописцев из Царьграда замечено: «соруженни же суще бжтвенни тои цркви и совршенни въ десятое лто по мастеръ црковныхъ в лто 6592. въ княжение великого всеволода рославича»... 281 Следующие дальше Жития: Стефана демественика (л. 181 и д.), Дамиана презвитера (л. 184), Иеремии прозорливого (л. 185 об.), Матфея прозорливого (л. 186), игумена Никона (л. 187), игумена Варлаама и Ефрема скопца (л. 190 об.), Исаии, – все эти жития взяты в своей основе из Несторова Жития Феодосия Печерск. и Слова о первых черноризцах Печерских, но снабжены теми риторическими подробностями (вступлениями и заключениями), какие мы теперь читаем в печатных славянских изданиях. Между житиями Никона и Варлаама вставлен отрывок из Слова о создании церкви Печерск.: « и чюдо изрядно въ бжественнои печерско цркви» (л. 189 об.). За известием о смерти Исаии Ростовского «в лто 6598 на второе лто по цркви печерския маия въ 282 – находим «извещение о ростовски епископх», постриженниках Печерского монастыря. Послания Симона к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину вошли в нашу редакцию Патерика в совершенно разрозненном виде. Сначала идут отдельные жития из второго послания: о преп. Моисеи Угрине (л. 200), о преп. и многотерпеливом Иоанне Затворнике (л. 205 об.) 283 , о Никите Затворнике (л. 212 об.), о Лаврентии Затворнике (л. 214 об.), о Алимпии иконописце и чудотворце (л. 215 об.), о Агапите, безмездном враче, о Григории чудотворце (л. 225 об.) 284 , о Прохоре черноризце (л. 229), о Марке Печернике (л. 233 об.), о св. Феодоре и Василии (л. 239). Затем рассказывается о нашествии Половцев на русскую землю и пленении Киева в 6601 г.: «тогда же едины мечи поскоша, ины же в плънь со собою поведоша. ихже зд наменихомь блженнаго Евстратия. Никона и прочихъ»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

362. Минея, месяц май , в четвертку, 292 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Службы русским святым: 1) 2 мая – Борису и Глебу (16 об.–32), 2) 20 мая – Алексию митрополиту (175–192 об.), 3) 23 мая – Леонтию Ростовскому (212 об.–230), 4) 23 мая – Никите столпнику Переяславскому (230–236), 5) 28 мая – Игнатию Ростовскому (268–274). Тропари и кондаки святым: Антонию Печерскому (291), Исаии Ростовскому (291) и Игнатию Ростовскому. 363. Минея, месяц май , в четвертку, без начала и конца, 262 л., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 5–8, 9–11, 13–40, 51–56, 75–113; 205–210, 218, 219, 235, 262. На полях внизу листов 1 и 2 приписка позднейшею скорописыо: «Из Успенского Песочного монастыря». Рукопись начинается службою 1-го мая, а оканчивается службою 24 мая. Службы русским святым: 1) мая 2-го – Борису и Глебу (5–29 об.); 2) мая 3-го – Феодосию Печерскому (29 об.–41 об.); 3) мая 20-го – Алексию митрополиту (186 об.–204 об.); 4) мая 23-го – Леонтию Ростовскому (227 об.–252 об.); за 6-ою песнью канона следуют: а) житие его (240 об.–245). Начало: «Сей бе блаженый иж во святых отец наших великый Леоньтие, рождейся в Коньстянтине граде»; б) «в той же день слово о внесеньи: телеси святаго отца нашего Леонтия епископа Ростовского в новую церковь и о муже исцелившем у целбоносного гроба вели святителя отца нашего Леонтия (245–249 об.). 364. Минея, месяц май , в четвертку, без начала, 207 лл., полууставом первой половины XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–3 приписка скорописью: «Черново попа Боголепа». Рукопись начинается службою 2-го мая. Службы русским святым: 1) мая 3-го – Феодосию Печерскому (1 об.–11); 2) мая 14-го – Исидору юродивому Ростовскому (81 об.–106); по 6-ой песни канона житие его (92–99); 3) мая 20-го – Алексию митрополиту (136–149). 365. Отрывок из минеи за месяц май , в четвертку, 47 лл., полууставом XVI в., с нижнею доскою переплета. Состав: службы 25–31 чисел мая; из них служба 25 мая без начала. На л. 47 об. приписка: «Слава свершителю Богу аминь. Господия и отци и братия Бога ради исправите, а не клените, где буду описалея и в неразумьи ума написах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), трудолюбивый. Предание относит кончину И. к 1115 г., однако сведения о святом не отразились в Киево-Печерском патерике , составленном в 1-й трети XIII в. И. впервые упоминается в «Тератургиме» киево-печерского мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где святой назван «старцем трудолюбивым» и указано, что его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. упоминается в 9-й песни канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим, где святой уподобляется «горлице пустыннолюбивой» (Минея (МП). 2003. Сент. С. 829). Возможно, в позднем почитании И. отразилось древнее почитание в Киево-Печерском мон-ре печерского постриженика свт. Исаии, еп. Ростовского († после 1089), погребенного в Ростове. Мощи И., почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, как показали проведенные в 80-х гг. XX в. исследования, принадлежали человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте ок. 60 лет (Дива печер лаврських. С. 91, 92). Лит.: Описание о российских святых. С. 27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 274.

http://pravenc.ru/text/674808.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010