Знатнейшие дворяне один за другим отпадали от православия. Это замечалось еще при жизни К. Острожского и даже в его собственной семье; после же него стало еще чаще. К 1630 – м годам уже не оставалось знатных и сильных дворянских родов в православной церкви: «я не имею здесь никого, к кому бы обратиться, и у кого искать руки помощи – писал в Москву киевский митр. Исаия Копинский (1631 г.); – благочестивых князей несть, благородных вельмож оскуде, все от восточного православия на запад уклонишася; едва кто от худых и неславных при благочестии и православной вере обретается» 713 . На поддержку православной веры и церкви должны были выступить новые силы. И они явились в лице братств, монастырей и высших православных иерархов. Церковные братства существовали издавна; количество их увеличилось и организация упорядочилась, когда в силу магдебургскаго права, предоставившего городским общинам в известной мере самоуправление, стали возникать в городах цеховые братства (ремесленные). Но цель и деятельность церковных братств были пока не широки; на первом плане стояли дела благотворения и забота об известном храме. Когда началась решительная борьба с католичеством и унией, когда православию грозила опасность, братства стали изменять свой строй и на первом месте ставили заботу об охранении православной веры и церкви. Первым братством, которое сложилось на новых началах, было львовское, основанное еще в 1439 г. Устав его был утвержден аптиох. патр. Иоакимом, проезжавшим в 1586 г. чрез южную Русь, и впоследствии подтвержден констант. патр. Иеремией (1587, 1588, 1589 г.) Но его примеру в 1588 г. патр. Иеремия благословил учреждение братства в Вильне (существ. с 1458 г.). После брестского собора 1596 г. являлись во множестве новые братства в городах и местечках с одинаковым устройством: перемышльское, минское, могилевское, слуцкое, киевское (богоявленское с 1615 г.), луцкое, пинское, оршанское, брестское, бельевое, драговинское, рогатинское и др. В состав братств входили одни православные, но из разных сословий; наибольшее количество приходилось на долю мещан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

главн. арх. М. и. д. Дела малоросс. Год 1628. Генв. 29. 1 А в 1630 г., марта 27-го вновь присылал своих старцев и просительное письмо к царю и патриарху о милостыне и также получил удовлетворение (там же. Год 1630. Марта 27. 1 371 Боплан — в Сборн. материал. для историч. топографии Киева. 2. 45 А. Ю. и З. Р. 2. 52, 59, 145 Год под грамотою 52 показан неверно. Снес.: нашей «Истории» 9. 342 372 Островск. Dzieje. 3. S. 231 Кулеш. Wiara. 255 373 Один из иноков этого винницкого братского Вознесенского монастыря написал сочинение, уцелевшее в рукописи доселе, под заглавием: Indicium, to iest Pokazanie Cerkwie prawdziwey... Przez iednego z zakonnikow regu³y Baziliusza ˆswiêtego wkrˆotce wy³o¿one, A. D. 1638. Iulii 8, w monasterze winnickim brackim Wniebowst¹pienia Panskiego (Петрушевич. Сводн. галицко-русск. летоп., под 1638 г. С. 492 . 374 Гавриил Домецкий — в письме к Новгородскому митрополиту Иову. 375 В подлиннике: Exegesis, to iest danie sprawy o szko³ach kiiowskich y winnickich, w ktˆorych ucz¹ zaconnicy religiey greckiey, przez wieleb. oyca Sylwestra Kossowa, electa episkopa Mˆscis³awskiego, Mohilewskiego, Orszanskiego, przed rokiem teraŸnieyszym w tych ¿e szko³ach przez trzy lata professora, napisane. Druk. w s. lawrze Pieczarskiey, roku Pansk. 1635 376 Liqoj, albo Kamieˆn praszczy (см. далее прим. 479). 1644. S. 376 В рукописи Московской Дух. Академии, содержащей славянский перевод «Лифоса», читаем об этом следующее: «Злоба се точию твоя естественная возбраняше ти совершенно истину исповедати, яко якоже добре, тако православно и благочестиво учат (учители киево-могилянской коллегии). Уже бо на сицевая ложная оболгания и клеветы печатию, написанный о «Исповедании» своем, яко не еретически и верят и учат, ответ издаша, книжицу, наречену: «Екзегесис, или Извещение о училищах киевских» Мощно бы убо тебе от оноя добре увидити и научитися, яко ни в чесом же со всякими еретиками согласие имеют» (л. 262 об.). Под клеветником, с которым боролся Коссов, нельзя разуметь а) иезуитов: их тогда еще не было в Киеве; б) Мелетия Смотрицкого: его уже не было в живых, а клеветник был жив; в) Исаию Копинского: клеветы на киево-братское училище начались с основания его, а Исаия, как мы видели, сам писал тогда к Петру Могиле об этом училище и восхвалял его учителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Посему труд сей для вас уже излишний, а для ревизии Словаря только остановочный». Между тем Анастасевич продолжал свои посылки. «Статью о Исаии Копинском, писал ему в ответ на это преосвященный Евгений 2 сентября 1818 г., отложил до будущего издания, естьли доживем, a прибавления что-то не гладки для книги». В письме от 16 сентября Евгений извещал Анастасевича, что он получил уже 19 и 20 печатные листы Словаря; а от 18 октября благодарит за посылку уже последнего листа Словаря. Анастасевич, таким образом, принимал в печатании Словаря весьма близкое участие. От себя ли лично, или от имени автора, – не знаем, – он сообщил в конце 1817 или самом начале 1818 года «кассиру русской словесности», как тогда называли Румянцева (Переписка, стр. 98), о намерении преосв. Евгения отпечатать Словарь и о неимении нужных для того материальных средств. Сиятельнейший «кассир» принял типографские издержки на свой счет, о чем и известил псковского преосвященного чрез того же Анастасевича. В ответ на такое приятное известие Евгений писал Румянцеву: «В. Г. Анастасевич уведомил меня, что Ваше Сиятельство благоволите принять в покровительство и мой Словарь исторический о русских духовных писателях. Принимая сие за новый знак всегдашнего Вашего ко мне благоволения, приношу чувствительнейшую благодарность. Мне трудно было бы издать сию книгу своим коштом, а еще труднее было бы договориться с книгопродавцами, хотя и ни мало не отчаиваюсь в непродолжительной распродаже оной и в возвращении Вашему Сиятельству употребленного иждивения». (Переписка, стр. 10) 505 . В апреле того же 1818 г. Евгениевский Словарь приготовлялся уже к выпуску в свет: «Мы с г. Анастасевичем, извещал Румянцев Евгения от 2 мая, занимаемся изданием Словаря российских духовных писателей и надеемся скоро Вам в том полный отчет дать» (Переписка, стр. 11). К 25 мая были отпечатаны и пересланы автору первые девять листов (Переписка, стр. 12). 15-го июля Румянцев писал Анастасевичу: «благодарю вас, что продолжаете заниматься изданием Словаря, сочиненного преосвященным Евгением.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

(1231) БИЙСКАЯ 20.12.1923 02.01.1924) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ после 868 ЛУЦКАЯ (1288) ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ (1241) РЯЗАНСКАЯ Аарон I АРХАНГЕЛЬСКАЯ 28.12.1735 07.05.1738 Аарон (в сх. Алипий) Еропкин ЛАДОЖСКАЯ 24.01.1714 23.06.1723 в/у НОВГОРОДСКАЯ 03.02.1716 06.01.1721 ЛАДОЖСКАЯ, паки 06.11.1727 01.07.1730 Аарон II Нарциссов АРХАНГЕЛЬСКАЯ 14.02.1826 16.08.1830 Аввакум Боровков СТАРОУФИМСКАЯ 28.11(11.12)1922 14(27)12.1922 в/у УФИМСКАЯ 06(19)10.1927 весна 1928 Августин ЛУГАНСКАЯ, григ. Сщмч. Августин Беляев в/у ИВАНОВО- ВОЗНЕСЕНСКАЯ 05(18)09.1923 08(21)09.1923 КОСТРОМСКАЯ 09(22)09.1923 03(16)02.1924 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 03(16)02.1924 01(14)10.1929 СЫЗРАНСКАЯ 01(14)04.1930 08(21)02.1931 КАЛУЖСКАЯ 27.03(09.04)1934 07(20)09.1937 ДМИТРОВСКАЯ 07.02.1804 19.02.1818 в/у МОСКОВСКАЯ 13.07.1811 19.02.1818 МОСКОВСКАЯ 19.02.1818 03.03.1819 МИХАЙЛОВСКАЯ 23.08.1881 16.10.1882 БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 16.10.1882 30.09.1887 АКСАЙСКАЯ 30.09.1887 24.12.1888 КОСТРОМСКАЯ 24.12.1888 14.12.1891 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 14.12.1891 30.11.1892 Августин Маркевич в/у ЛЬВОВСКАЯ 03(16)09.1992 06(19)09.1992 ЛЬВОВСКАЯ 07(20)09.1992 Августин Петерсон РИЖСКАЯ 29.03(11.04)1936 07(20)07.1941 Августин Разумовский МАРИУПОЛЬСКАЯ, обн ИЗЮМСКАЯ, обн 20.01(02.02)1927 ТЕРСКАЯ, обн 20.01(02.02)1927 26.03(08.04)1927 ПЯТИГОРСКАЯ, обн Августин Сахаров ОРЕНБУРГСКАЯ 10.06.1806 06.01.1819 Аверкий Кедров ОСТРОЖСКАЯ 29.06.1915 ЖИТОМИРСКАЯ (1922) 02(15)02.1930 Авраамий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско-Владимирская) Авраамий КОЛОМЕНСКАЯ (1441–1442) Авраамий КОЛОМЕНСКАЯ 18.11.1490 09.1501 Авраамий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Авраамий РЯЗАНСКАЯ 25.03.1687 03.1700 в/у ТАМБОВСКАЯ 08.1699 03.1700 /Авраамий САМБОРО-ДРОГОБЫЧСКАЯ (1271)/ Авраамий ЯРОСЛАВСКАЯ (1577) Авраамий Дернов УРЖУМСКАЯ 03(16)09.1923 09(22)02.1929 ГЛАЗОВСКАЯ 09(22)02.1929 в/у ВЯТСКАЯ 09(22)02.1929 ГЛАЗОВСКАЯ, паки 09(22)05.1935 25.12.1936 07.01.1937) ИЖЕВСКАЯ 25.12.1936 07.01.1937) 27.04(10.05)1937 Авраамий Иванов СУХУМСКАЯ, обн. 18(31)03.1924 (1926) в/у ТИФЛИССКАЯ, обн. Авраамий Копинский (Копыстенский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 25 лет от начала унии православные вовсе не имели у себя митрополита и епископов, кроме двух и, наконец, одного, и польское правительство старалось навязать им униатского митрополита и епископов, которых одних признавало законными. Потом около 12 лет православные имели уже у себя своего митрополита и епископов, поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном. Но польское правительство не признавало их, называло их лжемитрополитом и лжеепископами и по-прежнему усиливалось подчинить православных власти униатского митрополита и епископов. Теперь сам польский король своим письменным актом и присягою даровал православным право иметь своего митрополита и четырех епископов. И этот акт, хотя встречал постоянное сопротивление со стороны униатов и латинян, не был уже отменен никогда во всей целости; напротив, не раз подтверждался и впоследствии королями и сеймами. Но с другой стороны, этим же актом навсегда прекращалась прежняя высшая иерархия, которую дал православным патриарх Феофан. Польское правительство, оставаясь верным себе, как прежде не признавало этой иерархии, так и теперь не хотело признать. У православных были налицо митрополит и четыре епископа, ровно столько, сколько назначено для православных епархий,— и, однако ж, об этих митрополите и епископах в «Статьях» короля Владислава даже не упомянуто и никто из этих иерархов не утвержден на какой-либо кафедре; напротив, православным предоставлено вновь избрать себе митрополита и епископов. И они, как увидим, действительно избрали двух кандидатов на митрополию и представили на утверждение короля, хотя был у них митрополит Исаия Копинский; избрали кандидата на кафедру Луцкую, хотя был у них епископ Луцкий Исаакий Борискович; избрали кандидатов на кафедры Перемышльскую и вновь учрежденную Мстиславскую, хотя у них были еще два епископа — Холмский Паисий Ипполитович и Пинский, или Туровский, Авраамий Стагонский, которые всего естественнее могли бы быть перемещены на эти кафедры, так как прежние их кафедры утверждены теперь за униатами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

626 …яко не токмо в Малой России, но и в Великой России редко где обретаются славенския Библии... и иных. – Здесь переложение письма Димитрия Ростовского Стефану Яворскому от 4 декабря 1707 г. Ср.: «Помню, же в нашой малоросийской стороне трудно о Библии славенскии, велми мало, где обретаются и купити насилу достанет, и редко хто от духовного чина ведает порядок историй быблийных, что когда деялося (...) для того хотел бым, аще бы поспешил Господь вашими святыми молитвами, вкратце Быблийную историю подати таковым в ведение, книжкою не зело великою, мерною, чтоб могл всяк недорого купити, и латво о всех, яже в Быблиах, уведати историах, каковым идут порядком». 627 ...по леточислению четвертыя тысячи шестаго ста лет деяния написаны. – «Келейный летописец», как известно, является незавершенным сочинением святителя Димитрия Ростовского . История была доведена до 4600 года от Сотворения мира, или до 908 г. до н. э. 629 Алфавит духовный – сочинение Исайи Копинского (1580(?)–1640), митрополита Киевского и Галицкого (1631–1632), неверно приписываемое Димитрию Ростовскому (ошибка эта встречается и в современных изданиях и исследованиях). Димитрий Ростовский проявлял к этому сочинению большой интерес: в частности, в 1705 г. Димитрий подарил рукопись «Алфавита духовного» тобольскому митрополиту Филофею Лещинскому, а в келейной авторизованной рукописи митрополита имеется список «Алфавита духовного» с указанием на Исайю Копинского как на автора книги (см.: ГИМ, Синодальное собр., 146, л. 2–109 об ). Изначальное название сочинения – «Лествица духовная по Бозе жития иноческого, трудолюбие составлена в пользу иноком и мирским богоугодно жити хотящим». Книга была издана в 1710 г. в Киевской лавре (без указания автора) с заголовком «Алфавит духовный» по названию одной из глав рукописи – кратких поучений, изложенных в алфавитном порядке. По ошибке издателей «Алфавит духовный» был опубликован и в Собрании сочинений Димитрия Ростовского , так как текст находился среди сочинений митрополита. Кроме того, в 1879 г. краткое собрание поучений было издано московским Обществом распространения полезных книг под названием «Краткий духовный алфавит Дмитрия Ростовского ». К тому времени полный текст «Алфавита духовного» Исайи Копинского выдержал уже более 10 изданий, но ни в одном из них автор не был указан, вследствие чего автором сочинения продолжали считать Димитрия Ростовского. Кроме трех предисловий (одно из них – посвящение Иоасафу Кроковскому), «Алфавит духовный» состоит из трех частей и заключительного раздела, включающего 5 стихотворных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Митрополит Исаия Копинский К оглавлению Два лица преимущественно могли считаться кандидатами на митрополитскую кафедру по смерти митрополита Иова: Смоленский и Черниговский архиепископ Исаия Копинский и архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Первый преимуществовал пред всеми по своему сану и по своим духовным качествам. Он один оставался теперь архиепископом у православных по отпадении Мелетия Смотрицкого в унию. Известен был всем как высокий подвижник, много лет проведший в Антониевой пещере Киевской лавры, устроивший потом несколько монастырей и копавший пещеры собственными руками даже в сане епископа. Но наиболее выдавался Исаия в глазах народа своею пламенною ревностию о православии, наиболее прославился своими универсалами (1628), в которых, извещая православных об опасности, угрожавшей их вере, смело восставал не только против Смотрицкого, но и против самого митрополита, замышлявших сближение с униею. Второй, т. е. Петр Могила, возвышался над всеми в Русской Церкви своими внешними преимуществами: как человек знатный, «воеводич земель молдавских», что обыкновенно и выставлял в самом своем титуле; как человек богатый, чего недоставало тогдашним православным владыкам и что для тогдашнего митрополита было весьма нужно для удовлетворения самых существенных потребностей Церкви, и, наконец, как настоятель в собственном смысле ставропигиальной лавры, вследствие чего признавал над собою власть только Вселенского патриарха, не был подчинен никому из русских архиереев и занимал среди русского духовенства самое почетное и независимое положение, называясь не просто архимандритом, но иногда, даже в официальных бумагах, «великим архимандритом св. великой чудотворной лавры Печерской» . На Могилу, как на своего преемника, как бы предуказал сам митрополит Иов, когда, величая его в своем духовном завещании также «великим архимандритом», избрал его первым опекуном не только своего имущества, но и своего Киево-Михайловского монастыря и предоставил ему окончить начатую здесь колокольню.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

Рус. Ц. XI, стр. 316–322, 347, 355, 359, 364. К соборной аполлии апологии 1628 года, посвященной отсутствовавшему львовскому владыке Иеремии Тиссаровскому, изданной С. Голубевым в Материал. для истор. правосл. зап.-рус. цер. LV (стр. 302–317), в разных местах подписались Иов Борецкий м. киевский, Исаия Копинский, архиепископ смоленский, черниговский и всего Севера, архимандрит монастырей заднепровских, Исаакий Борисович (Борискович), епископ луцкий и острожский, Паисий Ипполитович, епископ хомский и бельзский, Аврамий Стагонский, владыка пинский и туровский; Мелетий, составитель Апологии, оскорбительной для православия, уверявший, что он никогда не отступал от православия и написал Апологию под влиянием униата архимандрита Дубенского Преображенского монастыря Кассиана Соковича, подписался: Мелетий Смотрицкий, архиепископ полоцкий, епископ витебский и мстиславский, архимандрит виленский и дерманский. (В выписке киевского градского суда от 30 авг. 1628 г. (из письма Мелетия) он назван архиепископом полоцким, епископом виленским (не витебским ли?) и архимандритом дерманским (Акт. Ю.-Зап. Рос. II, 50). 971 Исаия Копинский в 1626 г. подписывался Божией милостью епископ и экзарх патриарший (Арх. Мин. Ин. Д., Малорос. Дела, грамоты и письма год 1626, 19). Едва ли не по этому званию ему поручено заглазное управление Смоленской и Черниговской епархией с Севером. Не поэтому ли он избран и в митрополиты после Иова Борецкого? 973 Кандидатом на митрополию был еще слуцкий протопоп Андрей Мужиловский. Но его, как, впрочем, и всякого другого сторонника православия, не желал Сигизмунд III. Он 23 июня 1631 г. даже написал письмо киевскому воеводе Тышкевичу, чтобы тот не допускал Мужиловского на митрополию и отнял у православных кафедральный Михайловский Златоверхий монастырь. В своем письме король, между прочим, называет недавно скончавшегося м. Иова Борецкого «псевдомитрополитом» (Голубев. Материалы... LXXII). Предсмертное завещание м. Борецкаго от 1 марта 1631 г., написано в присутствии блюстителя Киевской митрополии Исаакия еписк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

П. Нечаева о св. Димитрии Ростовском (стр. 107 и 108, примечание), помеченное цензурным одобрением 15 апреля 1849 года, за подписью цензора, Вифанской семинарии ректора, архимандрита Евгения (Сахарова Платонова). Под упоминаемым в «Оглавлении» Стефаном разумеется известный местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский Стефан Яворский († 1722 г). 24 Разумеется Киевского митрополита Евгения «Словарь исторический писателей Российских духовного чина», в двух частях (Спб. 1818. Изд. 2-е, Спб. 1827), где действительно, в одной и той же 1-й части, «Алфавит» приписывается то св. Димитрию Ростовскому (стр. 125 и 126), a то Исайи Копинскому (стр. 212). 25 Этою переменою взгляда на Алфавит объясняется то, что сказано о нем в печатном сочинении В. П. Нечаева о св. Димитрии Ростовском , на стр. 103 и 104, причем Алфавит прямо называется только числящимся между сочинениями св. Димитрия, а на самом деле принадлежащим Исайи Копинскому, в виду свидетельства о сем самого св. Димитрия Рост. (стр. 104). 26 Разумеется статья, под заглавием: «Древности, найденные в г. Одоеве», помещённая в Москвитянине за 1849 г. 5, стр. 50, отд. V «внутренних известий». Статейка маленькая. В ней дело идет о надписи на одном из надгробных камней кладбища упраздненного Анастасова монастыря в г. Одоеве, гласящий об историческом лице XVII века, Н.Л. Колупаеве, не целовавшем крест с изменниками. 27 Амфитеатрову, профессору словесности и секретарю Правления и Конференции академии († 1888 г). 32 См. Москвитянин за 1849 год IV, 27–40; XIII, М.П. Погодин чрез А.В. Горского получил копию с автобиографии митроп. Платона, о чем свидетельствует одно из неизданных писем Погодина к А.В. Горскому, где он пишет ему: «На коленях молюся о копии Платоновой автобиографии». Письмо хранится в архиве А.В. Горского, в библиотеке Московской дух. академии. В 1887 году эта автобиография, в Москвитянине доведенная лишь до 1799 года, полностью напечатана в Душеполезном Чтении с предисловием и примечаниями прот. C. К. Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Школа разместилась в стенах Троицкого больничного мон-ря, расположенного на верхней территории печерской обители и пользовавшегося определенной автономией (в частности, имел отдельного игумена). При этом архим. Петр приказал перевести старых и больных монахов в др. место. Но братия не согласилась на переезд и во главе с игум. Арсением организовала сопротивление. По приказу архим. Петра игум. Арсений и др. недовольные монахи были подвергнуты телесным наказаниям и заточению, в результате чего игум. Арсений скончался. 30 дек. 1631 г. члены Киевского братства обратились к архимандриту с предложением объединить Киево-Печерскую школу с Братской и разместить новую школу в Братском мон-ре. В тот же день был подписан акт об условиях объединения школ. Тем самым преодолевался конфликт, возникший ранее в связи с появлением школы в Киево-Печерском монастыре, что вызывало недовольство киевлян, видевших в этом прямое нарушение воли почившего митр. Иова (Борецкого). Кроме того, обеспокоенность верующих вызывал латино-польск. характер обучения в Печерской школе. Решение об объединении школ утвердил митр. Киевский Исаия (Копинский). Весной 1631 г., после кончины митр. Иова (Борецкого), протопоп А. Мужиловский, принявший постриг с именем Анатолий в Киево-Печерском мон-ре, выступил как один из кандидатов на Киевскую митрополичью кафедру. Но 28 апр. 1633 г. архим. Петр был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. После поставления на Киевскую митрополию он оставался настоятелем Киево-Печерского монастыря вплоть до своей кончины. Исаия (Копинский) был переведен в Киево-Печерский мон-рь, где за ним был установлен надзор. В нач. 1640 г. печерский наместник Игнатий (Оксенович-Старушич) во главе посольства киевского духовенства прибыл в Москву. Царю Михаилу Феодоровичу было передано прошение митр. Петра о подтверждении прежних пожалований Киево-Печерскому монастырю, помощи в ремонте храмов обители, снабжении мон-ря богослужебными книгами. Свои просьбы митрополит обосновал тем, что мон-рь «прародители твоего всесветлого царского величества великие князи российстии создаша и различными изобилии украсиша».

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010