Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Мгарском монастыре Полтавской епархии 16 мая 2016 г. 10:11 15 мая 2016 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, день памяти святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Мгарском мужском монастыре Полтавской епархии . Его Блаженству сослужили настоятель монастыря митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , епископ Кременчугский и Лубенский Николай , епископ Золотоношский Иоанн , епископ Новосанжарский Вениамин , духовенство обители и епархии. За Литургией Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. По окончании богослужения состоялся крестный ход, после которого Блаженнейший владыка окропил верующих освященной водой и вознес молитву святителю Афанасию, небесному покровителю обители. Появление первых монахов на Мгарской горе предание относит к X-XI в., а сам Спасо-Преображенский монастырь был основан митрополитом Исаией Копинским в 1619 году. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в Мгарском монастыре остановился Константинопольский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он скончался, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лице святых, а тело его было обретено нетленным. В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетманов Самойловича и Мазепы был построен каменный Спасо-Преображенский храм. В 1919 году, в ночь с 18 на 19 августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. До 1936 года мощи святителя Афанасия находились в Мгарском монастыре, затем были перенесены в Харьков (ныне покоятся в кафедральном Благовещенском соборе города). В начале 1930-х годов на территории монастыря советской властью был организован детский дом для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — военные склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Возрождение обители началось в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — митрополит Полтавский и Миргородский. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4467952.ht...

Село Мгар расположено в нескольких километрах западнее города Лубны. Если ехать по трассе Е40 (М03) из Киева в Полтаву, то на Лубенской окружной дороге заметите указатель местного Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря этому монастырю известно на всю Украину село Мгар. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1619 г. на средства княгини Раины Могилянки Вишневецкой и построенный митрополитом Исаией Копинским (тогда игуменом Густынским и Подгорским). В состав комплекса монастыря входят: Преображенский собор, 1684 г. Колокольня, 1785 г. Дом настоятеля, 1786 г. Гостиница, вторая половина XIX в. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, конец XIX в. В 1654 г., 25 февраля, на обратном пути из Москвы в Константинополь в монастырь прибыл Царьгородский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Патриарху в то время было уже почти 60 лет и здоровье его было подорвано. Афанасий тяжело заболел и предал Богу душу 5 апреля 1654 г. По его завещанию он был похоронен в монастыре. По обряду погребения Царьгородских патриархов, его тело в сидячем положении разместили в каменной гробнице, которая была установлена у царских ворот монастырского храма Преображения Господня. Через восемь лет патриарх Афанасий был канонизирован. Спасо-Преображенский собор В 1684 г. на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра, в содружестве с местными мастерами М. Томашевским и А. Пирятинским, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Закончено строительство в 1692 г. Внутренние росписи и золочение иконостаса осуществлял лубенский мастер И. Иванович. После смерти Баптиста достраивал собор местный умелец А. Пирятинский, руководил плотницкими и столярными работами Д. Ворона. В росписи монастырских зданий принимал участие украинский художник И. Максимович. В основу композиции собора положен тип крестово-купольного храма с широкой средней частью и центральным куполом. И. Баптист и М. Томашевский при решении фасадов собора применили четкое ордерное членение стен. По высоте они поделены на два яруса и украшены плоскими пилястрами ионического ордера на углах и в пролетах. Лепные украшения были выполнены в первой половине XVIII ст. при реставрации после пожара. Лепка носит барельефный характер и включает элементы растительного орнамента.

http://sobory.ru/article/?object=07368

Петру примириться с Исаией, а кн. Иеремии Вишневецкому (которому принадлежала почти вся Левобережная Украина) не отбирать у Исаии окормляемых им заднепровских монастырей. В указе кн. Вишневецкому король назвал Исаию законным «архиепископом Заднепровским и Северским, от короля поданным» и требовал, чтобы в его подчинении оставались все мон-ри, духовенство и миряне в заднепровских владениях князя. Однако Петр (Могила), по всей вероятности, не допустил существования Северской епархии. Исаия (Копинский) управлял заднепровскими монастырями до 1636 г., после чего они вошли в митрополичью область. Территория К. е. существенно изменилась после возрождения к кон. 40-х гг. XVII в., при митр. Сильвестре (Косове), Черниговской епархии. В годы предстоятельства митр. Петра (Могилы), ставшие временем укрепления правосл. церковной организации в Речи Посполитой, была усилена власть митрополита над духовенством и братствами, чему способствовало создание новых органов управления, в частности консистории как высшей судебной инстанции (консистория заседала в пресбитерии Св. Софии). Киевская митрополичья кафедра, частично освободившись от влияния казачества и опираясь на поддержку православной шляхты, стремилась получить независимость от вмешательства светских патронов. При митр. Петре усилилось значение митрополичьих наместников и протопопов. Петр (Могила) ввел практику регулярных объездов протопопами приходов и наблюдения за состоянием духовенства и церквей, протопопы также ведали сбором податей в пользу митрополита. Служение протопопов контролировали визитаторы, назначавшиеся из монахов Киево-Печерского мон-ря. Наместником в белорусско-литов. части Западнорусской митрополии являлся Самуил (Шитик-Залесский), представителем митрополита на укр. землях в составе короны польской - Леонтий (Шитик-Залесский), игум. Овручского мон-ря. Власти митрополита подчинили Киевское братство, «фундатором» к-рого был митрополит, и Виленское братство, во главе которого стоял митрополичий наместник. Митрополит совершал объезды митрополичьей области, в частности весной-летом 1635 г.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

в Варшаву для участия в элекционном сейме. Сейм принял важные решения, изменившие положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Стремясь обеспечить лояльность правосл. населения накануне Смоленской войны, польск. власти пошли на пересмотр своей религ. политики. Решениями сейма (без санкции Ватикана) в нояб. 1632 г. было признано право православных иметь в Речи Посполитой собственную митрополию со своей иерархией, подчиненной К-полю. Однако никто из епископов, поставленных в 1620-1621 гг., в т. ч. митр. Исаия, не был утвержден на кафедре. В силу этого правосл. послы, участвовавшие в элекционном сейме, избрали Киевским митрополитом Петра (Могилу). Избрание было утверждено на коронационном сейме, Петр (Могила) получил благословение К-польского патриарха Кирилла Лукариса и титул патриаршего экзарха, в апр. 1633 г. во Львове был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита. Митр. Петр сохранил за собой настоятельство в Киево-Печерском мон-ре и использовал доходы от монастырских имений для осуществления реформ церковного управления. Важной частью соглашений 1632 г. было право Киевского митрополита иметь наместника в Великом княжестве Литовском. Сейм также постановил передать православным часть епископских кафедр, монастырей и приходских церквей, находившихся в руках униатов, в т. ч. киевский собор Св. Софии. 2 июля 1633 г. митр. Петр в сопровождении вооруженных отрядов завладел Софийским собором, туда из Михайловского мон-ря переместилась митрополичья кафедра. 7 июля православные заняли последние униат. церкви в Киеве: свт. Николая Десятинного, св. Симеона и св. Василия. Выдубицкий мон-рь православные обменяли у униатов на гродненскую Коложскую обитель. Соглашения распространяли власть митрополита и на Левобережье, где в 20-х гг. существовала архиепископия во главе с Исаией (Копинским). После сопротивления Исаия подписал отречение от митрополичьей кафедры, но сохранил за собой управление Левобережьем: в дек. 1635 г. он добился от кор. Владислава IV издания указов, предписывавших митр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

назначен митрополитом Киевским. На киевской кафедре Ф. пробыл до самой кончины своей, приняв в 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия. В Казани Ф. обратил в православие более 5000 язычников. Ф. принимал большое участие в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык; он был реши-тельным противником мысли о необходимости перевода и стал по этому предмету в противоречие с москов-ским митрополитом Ф. Он был более практик, нежели теоретик, выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Главные его труды: «Беседы на пятую, шестую и седь-мую главы св. евангелиста Матфея» (4 изд., Москва, 1837): «Беседы на V, VI, VII, VIII, IX, ; и XI главы св. евангелиста Матфея» (Киев, 1842); «Беседы на евангелие Иоанна» (т. I, Киев, 1847); «Слова и речи, говорен-ные в разные времена» (т. 1–3, Киев 1857; новое изд., ib., 1883); «Евгений, митрополит Киевский и Галиц-кий» (в XIX книге «Временника Моск. общества истории и древностей», 1857 г.). См. «Высокопр. Ф., митро-полит Киевский», некролог в «Воскресном чтении» за 1857–58 гг., часть XXI, 42; там же в 50 и 52 «Последние дни жизни почившего в Бозе высокопр. Ф., митроп. Киевского» (отд. Киев, 1858); «Заметки о жизни высокопр. Ф., митрополита Киевского» («Правосл. собеседник», 1879, ч. I); «Высокопр. Ф., митрополит Киевский» («Калужские епарх. ведомости, 1884, 6–11, 14 и 17–19); самое полное и обстоятельное жизнеописание – архим. Сергия (Василевского) , «Высокопреосв. Ф., митрополит Киевский и Галицкий, и его время» (Казань, 1888); Георгий Орлов , «Ф. Амфитеатров, митрополит Киевский, как проповедник» (М., 1898). 19 Согласно легендам, монастырь на этом месте существовал еще до татарского нашествия XIII века. Основан 18 января 1619 года игуменом Густынским и Подгорским Исаией Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Святыней монастыря до 1922 года были нетленные мощи Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (Сидящего), погребённого в 1654 году (впоследствии были перенесены в Харьков).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Мелетием (Смотрицким) записка о догматических различиях между правосл. и католич. Церквами, участвовал в Соборе в Киеве, где была осуждена написанная Мелетием «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток). На Киевском Соборе 1629 г., где должен был рассматриваться вопрос о проведении общего с униатами Собора, И. не был, но прислал в Киев письма, в к-рых предлагал не предпринимать никаких шагов без санкции сейма и К-польского патриарха. В сообщении об этих письмах И. назван патриаршим экзархом. Незадолго до смерти митр. Иов (Борецкий; † 2 марта 1631) написал завещание, в к-ром назначил своими душеприказчиками архим. Киево-Печерского мон-ря св. Петра (Могилу) и И. Как сообщил позднее в Москву брат митр. Иова Андрей, И. вместе с монахами Михайловского Златоверхого мон-ря завладел имуществом покойного. Вскоре после смерти митр. Иова его брат Порфирий был посажен в тюрьму, др. брат - Андрей утратил свое имущество. У Андрея хранились важные документы - грамоты вост. патриархов, призывавших войско Запорожское перейти под власть царя. И. забрал грамоты и отдал Петру (Могиле), так что к казакам они не попали. И. с Киевским митр. Исаией (Копинским) и титулярным Смоленским еп. Авраамием Греком (бывш. епископ Стагонский и Метеорский) утвердили соглашения между архим. Петром (Могилой) и Киевским братством об объединении Могилянской и братской Богоявленской школ: 30 дек. 1631 г. был подписан акт об условиях объединения, 5 янв. 1632 г.- соглашение о процессе объединения. В авг. 1632 г. И. и митр. Исаия (Копинский) присутствовали на раде запорожских казаков в Черняховской Дубраве. Как и др. поставленные Иерусалимским патриархом Феофаном западнорус. епископы, И. утратил кафедру после заключения в нояб. 1632 г. соглашений о легализации православных в Речи Посполитой. По-видимому, И. жил в Киево-Печерском монастыре, в марте 1633 г. он имел титул «епископ Луцкий и Острожский, на тот час строитель и наместник монастыря Печерского» (ПВКДА. Т. 2. С. 3). Как представитель киевского духовенства И.

http://pravenc.ru/text/674778.html

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение " Апологии " Мелетия (Смотрицкого). Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный " великий архимандрит, " был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения - по мнению некоторых историков, враждебные Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище. Архимандрит Петр положил много сил положил он и на основание нового высшего духовного училища при Лавре - первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище " для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках " открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство. Взошествие на Киевскую кафедру К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований.

http://pravicon.com/info-3196

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого). Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения – по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище. Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре – первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство. К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/

Сего ради, чада, ощутив отступных ухищрение, всем бо сим в последние времена подобает бывать, да и верные искусны явятся, претерпевший же до конца спасётся, милость вам смирение наше, и отеческим благоправием повелевает вам не расслабляться душой и не унывать телом, но еже благодарным и готовым быть, взяв все оружия Божия на прогнание врага. Несть бо наша брань, по Апостолу, к плоти и крови, но к властям и к началам и к миродержителям тьмы века сего, и к духам злобы поднебесным. Выше же всего любовь стяжите, юже благочинно совершать Богу обещаетесь, не раздежением её братства водрузите, в ней же вас, и всех купно духовных же и мирских всякого возраста и сана, в православной вере живущих, сею благословенной хартией нашей благословляем; и то братство ваше благовожделенное сим писанием нашим в вечные роды утверждаем: да пребываете в нём богобоязненно, со всяким усердием, друг друга приемля, друг к другу зависти не имея, и ни о чём не завидя, но паче исполняясь духом кротости, последуя преданиям древнейших братств. О сем бо, рече Господь, познают вас, что мои есть ученики, если любите друг друга. Сия же вся совершив, чаемого живота вечного сподобитесь: его же буди всем нам получить молитвами Пречистой Богородицы, присно-Девы Марии, и всех Святых; изрядней же Святого славного и всехвального Апостола Иакова, брата Божия и первейшего первосвятителя Иерусалимского, от него же и на нас другоприимательно благодать Святого и Животворящего Духа на местах сих святых, на них же спасение наше содеется, служить и строить превзыде; благословение же смирения нашего и молитва со всеми вами, аминь. Писан в богоспасаемом граде Киеве в лето от бытия миру 7129; плотского же смотрения Бога Слова 1621, месяца Января 7. Однако же разные перемены и несчастья, которые весьма часто претерпевал город Киев, препятствовали скорым успехам столь полезного заведения. Совершенно восстановлено оно уже Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилой , который, будучи ещё Архимандритом Киево-Печерской Лавры, по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла, вознамерился было, согласно с Митрополитом Киевским Исаией Копинским и прочими благочестивыми Епископами, бывшими в зависимости от Константинопольского Патриарха, основать особливые школы в монастыре Печерском близ церкви Больничной, бывшей на верху святых ворот того же монастыря во имя Святой Троицы, по правую сторону выхода из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский монастырь — мужской монастырь Полтавской епархии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Содержание История [ править править код ] Мгарский монастырь — духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается над живописной Сулой, маня к себе все новых искателей даров небесных. Сердца паломников раскрываются здесь навстречу чему-то несказанному, непостижимо высокому и давно желанному. Мир иной стучится в души людей тишиной и радостью, которые в суете будней, увы, нам недоступны. Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X–XI вв. Потому, говорят, места эти благодатные, намоленные. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой. Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры . Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря , возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии. Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Предание, о котором вспоминает Т.Г. Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы. В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010