...Заповеди не тяжелы для любящих истину (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. Что врачевство для больного тела, то заповеди для страстной души (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Без делания заповедей, пока прежде всего не пойдем оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и надеяться душевного очищения (прп. Исаак Сирин , 58, 245). Источник. ...Душа не в состоянии будет соделаться чистою, если не будет хранить их (прп. Исаак Сирин , 58, 245). ...Если любишь чистоту сердца и... духовное мудрование, то прилепись к Владычним заповедям... из любви к Давшему их, а не из страха, или за воздаяние награды (прп. Исаак Сирин , 58, 246). Источник. ...Вожделевающим совершенства надлежит сохранять все заповеди, потому что сокровенное делание заповедей врачует душевную силу (прп. Исаак Сирин , 58, 259). Источник. ...За сохранение заповедей ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения... (прп. Исаак Сирин , 58, 265). Источник. Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей, делами безмолвного жития, не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом... то не возможет соделаться истинным зрителем Божественного созерцания (прп. Исаак Сирин , 58, 268–269). Источник. Кто вожделевает исполнения воли Божией, тот небесных Ангелов будет иметь путеводителями (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Кто стяжал их , тот внутри себя обретает Бога (прп. Исаак Сирин , 58, 291). ...Сохранением заповедей... очищается душа и, так сказать, очищается и ум, и прозревает, и приходит в естественное (состояние); ибо заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс. 18, 9 ) (прп. авва Дорофей , 29, 27–28). Источник. Заповеди (Христовы) даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть: девство и нестяжание (прп. авва Дорофей , 29, 28). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных (прп. Исаак Сирин , 58, 26). Источник. ...Если добродетель естественным образом есть здравие души, то недугом души будут уже страсти, нечто случайное, прившедшее в естество души, и выводящее ее из собственного здравия (прп. Исаак Сирин , 58, 28). Источник. ...Когда душа возвысится над попечением о теле, тогда вся всецело цветет духом в движениях своих и среди неба носится в непостижимом (прп. Исаак Сирин , 58, 30). Источник. Душа доброго сияет паче солнца и ежечасно возвеселяется видением Божественных откровений (прп. Исаак Сирин , 58, 45). Источник. ...Кто оставил все и заботится о благоустройстве души своей, тот друг Божий (прп. Исаак Сирин , 58, 63). Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего. Без чистоты от страстей душа не врачуется от духовных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением (прп. Исаак Сирин , 58, 242). Источник. Удерживайся от многого, и заботься об одной душе своей, чтобы спасти ее от расточения внутренней тишины (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. Всегдашнее занятие писаниями святых исполняет душу непостижимым удивлением и божественным веселием (прп. Исаак Сирин , 58, 338). Источник. Очищение души есть освобождение от тайных страстей, возникающих в уме (прп. Исаак Сирин , 58, 389). Источник. ...Омрачение души происходит от беспорядочности в житии (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Душа корыстная лишается премудрости, а душа милосердная умудрена будет Духом (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Покой и праздность – гибель душе, и больше демонов могут повредить ей (прп. Исаак Сирин , 58, 403). Источник. ...Кто вредит душе, тот содействует и помогает демо нам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам (прп. авва Дорофей , 29, 85). Источник. Есть три устроения (души) в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает ее, но любомудрствуя (в греч.: борясь), как бы минует страсть, однако имеет ее в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти. Но эти три устроения имеют великую обширность (прп. авва Дорофей , 29, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Безмолвствовать по наружности, а мысленно мешаться в житейские ухищрения и мятежи – это и чувство наполняет омрачением, и прежние труды обращает в ничто, и страстям пролагает путь к победе, а воина заставляет бросить щит (прп. Исидор Пелусиот , 61, 18). Источник. Безмолвие есть отсечение зла (прп. Марк Подвижник , 67, 31). Источник. Невозможно безмолвствовать умом без тела, ни разорить средостения без безмолвия и молитвы (прп. Марк Подвижник , 67, 31). Блажен, кто ради Бога пребывает в безмолвии, и один ест хлеб свой, потому что всегда он беседует с Богом (прп. Исаак Сирин , 59, 52). Источник. Ты же, если намерен держаться безмолвия, будь подобен Херувимам, которые не заботятся ни о чем житейском (прп. Исаак Сирин , 59, 66). Источник. Безмолвие есть начало очищения души (прп. Исаак Сирин , 59, 99). Источник. Когда же придет человек в безмолвие, тогда душа может различать страсти и разумно изведывать свою мудрость (прп. Исаак Сирин , 59, 100). Источник. Безмолвие умерщвляет внешние чувства и возбуждает внутренние движения (прп. Исаак Сирин , 59, 101). Источник. Если человек в начале своего безмолвия не ощущает силы... созерцаний, по причине парения ума своего, то да не приходит в уныние и да не оставляет тишины безмолвной жизни своей (прп. Исаак Сирин , 59, 109). Источник. ...Хранение уст заставляет совесть воспрянуть к Богу... (прп. Исаак Сирин , 59, 148). Источник. Всякий человек, который опытом не изведал продолжительного безмолвия, пусть не ожидает сам собою узнать что-либо большее о благах подвижничества, хотя он и велик, и мудр, и учителен, и имеет много заслуг (прп. Исаак Сирин , 59, 174). Если любишь безмолвие – матерь покаяния, то с удовольствием возлюби и малый телесный вред, и укоризны, и обиды, какие польются на тебя за безмолвие (прп. Исаак Сирин , 59, 179). Источник. Приверженность к безмолвию – есть непрестанное ожидание смерти (прп. Исаак Сирин , 59, 179). Источник. Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства (прп. Исаак Сирин , 59, 179). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заслуги всех... добродетелей, хотя сами по себе хороши и ценны, однако же в сравнении со славным созерцанием они затмеваются. Ибо многих святых, занятых упражнением хотя в добрых делах, однако же земных, отвлекают от созерцания высочайшего блага (Бога) и замедляют в стремлении к Богу (прп. авва Феона, 56, 587). Источник. Созерцание есть ощущение Божественных тайн, сокровенных в вещах и в их причинах (прп. Исаак Сирин , 58, 21). Источник. Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию; и оно называется естественным светом (прп. Исаак Сирин , 58, 186). Источник. Духовное созерцание действует в нас в области чистоты (прп. Исаак Сирин , 58, 263). Источник. ...Созерцание же есть духовное воззрение ума для того, чтобы постигать, что было и будет, и от всего приходить в изумление (прп. Исаак Сирин , 58, 263–264). ...Сперва должно приобрести любовь, которая есть первоначальное созерцание Святой Троицы; а после того и без даяния, естественно, будет... созерцание духовного (прп. Исаак Сирин , 58, 267). Источник. Если же созерцание истинно, то обретается свет, и созерцаемое усматривается близким к действительности (прп. Исаак Сирин , 58, 268). Источник. ...Созерцание нового мира духом откровения, которым ум услаждается духовно, есть действие благодати, а не тень ведения... (прп. Исаак Сирин , 58, 270). Источник. иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда за делание заповедей и за чистоту (прп. Исаак Сирин , 58, 270). ...Все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действие благодати (прп. Исаак Сирин , 58, 272–273). Источник. ... бывает следствием истинного безмолвия (прп. Исаак Сирин , 58, 408). Ум, устремляясь к созерцанию духовных предметов, имеет от того неотступную сладость (авва Фалассий, 91, 299). Если, отсекши на время причины страстей, займемся мы духовными созерцаниями, но не всегда в них будем проводить время, имея это одно себе дело, то легко опять обращаемся на плотские страсти, не получив от того другого плода, кроме простого знания с самомнением, коего конец есть самого познания мало-помалу помрачение и всеконечное ума к предметам вещественным уклонение (прп. Максим Исповедник , 91, 207).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2 . Григорий Богослов (2010) – Григорий Богослов , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 1. 3 . Григорий Богослов (2011) – Григорий Богослов , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Т. 2. 4 . Деяния (1996) – Деяния Вселенских Соборов. Т. 3: Константинопольский 2-й. Вселенский V. СПб.: Воскресение, 1996. 5 . Ефрем Сирин (1850) – Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: в Типографии В. Готье, 1850. Ч. 5, кн. 3. С. 255; С. 301 (ТСО; т. 16). 6 . Ефрем Сирин (1853) – Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: в Типографии В. Готье, 1853. Ч. 8, кн. 2 (ТСО; т. 22). 7 . Ефрем Сирин (1896) – Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегирёвой, 1896. Ч. 8, [кн. 1] (ТСО; т. 61). 8 . Иоанн Дамаскин (2002) – Иоанн Дамаскин , прп. Творения. Источник Знания. М.: Индрик, 2002. 9 . Исаак Сирин (1911) – Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1911. 10 . Исаак Сирин (2013) – Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: новооткрытые тексты/Пер. с сирийского, прим., предисл. и послесл. митрополита Илариона (Алфеева) . СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. 11 . Исаак Сирин (2016) – Исаак Сирин , прп. (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьёва. М.: Издательский дом «Яск», 2016. 12 . Марк Подвижник (2000) – Марк Подвижник , прп. Против несториан/Пер. с греч., комм. Б. Барчунова//Богословский сборник. М., 2000. 5. С. 125–181. 13 . Пидалион (2019) – Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. Т. 3: Правила Поместных Соборов. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. 14 . Феодор Мопсуестийский (2020) – Феодор Мопсуестийский. Фрагмент комментария на Книгу Бытия. Слово 1/Пер. с сир. А. Тармазов. URL: http://bogoslov.ru/article/6026455#_ftn3 (дата обращения: 30.11.2020). 15 . Ephraem Syrus (1743) – Ephraem Syrus. Paraeneses//Epraem Syrus. Opera omnia. T. III/Ed. S. E. Assemanus, archiep. Apamensis. R.: Ex Typographia Pontificia Vaticana, 1743. P. 367–561.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

К неизданным беседам св. Паламы, находящимся в рукописях Библиотек Королевской и Коислинианской принадлежат 80 : 13. Беседа о взаимном согласии; 14. Беседа – на мытаря и Фарисея; 15. Беседа о блудном сыне; 16. Беседа о втором пришествии Христовом; 17. Беседа о посте; 18. Беседа о вере; в ней изложено Православное исповедание веры. Произнесена в неделю Православия; 19. Беседа о посте и молитве; 20. Беседа во вторую неделю Четыредесятницы – о исцелении Господом расслабленного в Капернауме; 21. Беседа о честном и животворящем Кресте Господ.; 22. Беседа на Евангелие в четвертую неделю св. Четыредесятницы о внутренних помышлениях; 23. Беседа о милостыни; 24. Беседа о воплощении Христовом; 25. Беседа о таинстве субботы и недели; 26. Беседа в неделю Мироносиц – о том, что Богоматерь первая увидела воскресшего из мертвых Господа; 27. Беседа в неделю о Самарянине – о презрении временного; 28. Беседа на Вознесение Господне; 29. Беседа на тот же праздник о страданиях и добродетелях; 30. Беседа об искушениях: о брани мысленной и чувственной со врагом нашего спасения; 31. Беседа в праздник Пятидесятницы – о покаянии; 32. Беседа в неделю всех Святых; 33. Беседа во время жатвы – о будущей, мысленной для нас жатве; 34. Беседа на Евангелие о исцелении в Капернауме расслабленного – о печали по Боге; 35. Беседа на Евангелие о двух слепцах, исцеленных Иисусом Христом – о том, что вера познается от дел покаяния; 36. Беседа в первый день Августа, во время крестного хода. 37. Беседа об искушениях; 38. Беседа о добродетелях и пороках, и о том, что мир, в котором живет диавол, не составляют создания Божии (неразумная природа), но те (люди), которые через злоупотребление созданий подчиняются ему. Она произнесена так же во время крестного хода; 39. Беседа на притчу: уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси... ( Мф.18:23 ): о снисхождении и сострадании; 40. Беседа на честное Успение Пресвятой Девы Марии; 41. Беседа на первое утреннее воскресное Евангелие – о том, что и Божественное крещение не спасает человека, если он не заботится об исполнении заповедей Божиих;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

БЕСЕДА 101. О самарянке и на слова «Итак приходит Он в город самарийский, называемый Сихарь» ( Иоан. 4:5 ). БЕСЕДА 102. О ревности и благочестии и о слепорожденном. БЕСЕДА 103. Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего. Было сказано в ожидании близкой смерти. БЕСЕДА 104. Слово о цирке. БЕСЕДА 106. На начало нового года и о мучениках, а также о кровоточивой жене. БЕСЕДА 107. Огласительное слово на слова Евангелия: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» ( Мф. 20:1–16 ). БЕСЕДА 108. Беседа на притчу о смоковнице. БЕСЕДА 109. Беседа о фарисее. БЕСЕДА 110. О Лазаре и богаче, беседа шестая. БЕСЕДА 111. СЛОВО о мытаре и фарисее. БЕСЕДА 112. Беседа о слепом, исцеленном Христом, и о Закхее, и о суде, и о милостыне. БЕСЕДА 113. Слово о святом Иоанне Богослове. БЕСЕДА 114. Беседа об отречении Петра, и о кресте, и о том, как Иосиф послужил прообразом Христа. БЕСЕДА 115. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа и на слова «Все мы предстанем на суд Христов. И каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим.14:10, 12 ). БЕСЕДА 117. О блудном сыне, о покаянии, о древе познания добра и зла и о разбойнике. БЕСЕДА 118. О женах-мироносицах и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. БЕСЕДА 121. На слова апостола «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим.7:15 ) и о том, как Иаков был прообразом Христа; а в начале слово против любителей театральных зрелищ. БЕСЕДА 122. На начало индикта. БЕСЕДА 123. О Честном Кресте. БЕСЕДА 124. На Воздвижение Честного Креста. БЕСЕДА 125. О святом апостоле Фоме. БЕСЕДА 126. На вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа и что у каждой страны есть ангелы. БЕСЕДА 127. На святого первомученика Стефана. БЕСЕДА 128. На среднюю седмицу поста. БЕСЕДА 129. На Ваии. БЕСЕДА 130. О святой Деве и Богородице Марии. БЕСЕДА 131. Против еретиков и о святой Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Приведём несколько примеров его аллегорической экзегезы. «Рай, – говорит он, – есть любовь Божия», а также Древо жизни для прп. Исаака – «любовь Божия»: «От древа сего был отстранён Адам, и с тех пор не встречала его уже радость, но работал и трудился он на земле терний» (Isaacus Ninivita, 1909, 314. Cap. 43; Исаак Сирин , 1911, 397). Терние, по прп. Исааку, – это страсти: «Действительно же страсти суть терния и произрастают в нас от сеяния в тело» (ср. Гал.6:8 ). «Но с той ночи, в которую Господь излиял пот (в Гефсиманском саду), переменил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды…» (Isaacus Ninivita, 1909, 203. Cap. 28; Исаак Сирин , 1911, 78). Экзегетическим ключом прп. Исаак считал молитву: «К словесам таинств, заключённым в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне Господи, приять ощущение заключающейся в них силы» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Герменевтический метод у прп. Исаака разбит на три этапа: 1) «Чтение твоё да будет в невозмущаемой ничем тишине». 2) «Будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе своей сладчайший вкус сладостным уразумением». 3) «Молитву почитай ключом к истинному разумению сказанного в Божественных Писаниях» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Вообще, какую бы гевменевтическую процедуру прп. Исаак ни производил с библейским текстом, он всюду преследует одну цель – актуализация его и вовлечение в свой духовный опыт. Такой метод толкования в антиохийской традиции был впервые намечен прп. Ефремом Сириным , который «создал символическую интерпретацию как жанр, используя полисемантические свойства знака… Так, Адам, Самсон и Давид символизируют каждого из нас, оставаясь самими собою» [Саврей, 2012а, 154]. Прп. Исаак без сомнений проводит параллели между событиями ветхозаветных праведников и своим личным опытом: «Кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста свои, говоря своим духовным чадам, как и престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: Аз же даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у аммореев мечем и луком моим ( Быт.48:22 )» Isaacus Ninivita, 1909, 9. Cap. 1; Исаак Сирин , 1911, 8). Прп. Исаак также уподобляет душу всему стану Израильскому, который днём был покрываем облаком, а ночью ему светил столп огненный ( Исх.40:38 ). «Если душа просияла памятованием о Боге и неусыпным бдением днём и ночью, то Господь устрояет там к ограждению её облако, осеняющее её днём и светом огненным озаряющее ночь» (Isaacus Ninivita, 1909, 83. Cap. 6; Исаак Сирин , 1911, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Добродетель есть матерь печали , а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать (прп. Исаак Сирин , 58, 154). Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости (прп. Исаак Сирин , 58, 155). Источник. ...Добродетелью не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностью дела (прп. Исаак Сирин , 58, 222). Источник. ...Прежде всех добродетелей – пренебрежение покоем (прп. Исаак Сирин , 58, 228). Источник. ...Если не будешь приуготовлен к сретению искушений, то удержись от делания добродетелей (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Всякую добродетель, совершенную без телесного труда, почитай преждевременным и неодушевленным плодом чрева (прп. Исаак Сирин , 58, 313). Никто не видит солнца во мраке, и добродетели – в естестве души при продолжающемся мятеже страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 363). Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем... (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Добродетель ума смиряет душу и очищает ее от грубых губительных мыслей, чтобы не ими занималась она страстно, но паче пребывала в созерцании своем (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным (прп. авва Дорофей , 29, 116). Источник. ...Как в добродетели, так и в пороке, от частого в оных упражнения, душа получает некоторый навык, и потом тот навык или мучит, или покоит ее (прп. авва Дорофей , 29, 133). Источник. ...Должны мы потрудиться не только изгнать страсти, но и воспринять добродетели и водворить их на своем месте, потому что мы естественно имеем добродетели, данные нам от Бога (прп. авва Дорофей , 29, 143–144). Источник. ...Каждую добродетель человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык, и (таковой) оказывается... искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом (прп. авва Дорофей , 29, 162). Источник. ...Человек (сам собою) не может ни приобрести добродетели, ни сделать что-нибудь благое... хотя бы он стал стараться о сем, по страху Божию, но ничто не совершается без помощи Божией; итак, непременно нужны и наше старание, и помощь Божия. Поэтому человек всегда должен молиться Богу и просить Его помочь ему и споспешествовать ему во всяком деле (прп. авва Дорофей , 29, 187–188). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Беседа 10. Об обязанностях детей исполнять заповеди. (Как одна из переходных мыслей к этой беседе: нам теперь легче исполнять заповеди, сам Бог помогает нам при их исполнении, а святые люди подали пример их исполнения. Что тут трудного, например, нам с вами, дети, в праздник сходить в церковь, а было время, когда исполнить эту заповедь Божию было чрезвычайно затруднительно. Рассказываем о единстве храма для всех сынов израилевых и о трудностях путешествия в Иерусалим). В эту же беседу может войти ознакомление детей с молениями о помощи, с молитвами пред началом и по окончании дела. Беседа 11. Беседа о Божией Матери, как образце для нашей жизни, Рождестве Богородицы и Введении ее во храм. Беседа 12. Благовещение. • Беседа 13 . Молитва: Богородице Дево, радуйся. • Беседа 14. Рождество Христово. • Беседа 15. Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю. • Беседа 16. Сретение Господне. • Беседа 17. Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь ея. О св. богоявленской воде. • Беседа 18. Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после Крещения, о Его чудесах и учении. • Беседа 19. Молитва Господня. • Беседа 20. Преображение Господне. • Беседа 21. Воскрешение Лазаря. • Беседа 22. Вход Господень в Иерусалим. • Беседа 23. Страдания и смерть Христовы. • Беседа 24. Воскресение Христово. • Беседа 25. Явление воскресшего Господа ученикам. • Беседа 26. Вознесение Господне. • Беседа 27. Сошествие св. Духа на Апостолов. • Беседа 28 и 29. Ознакомление с молитвою Духу Святому. • Беседа 30. Успение Божией Матери. • Беседа 31. Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас. Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его. • Беседа 32. Воздвижение креста Господня. • Беседа 33. О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание Креста Господня и св. икон. Изложенную программу можно сокращенно выразить так: предметом религиозных бесед должны быть три христианские добродетели: вера, любовь и надежда. Есть Бог, — это корень веры, с которым человек родится на свет; есть Спаситель Иисус Христос, — это семя всей любви Божией к нам и нашей к Богу, положение также благодатью в душу возрожденного, но требующее пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная, — это пища надежды, без которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010