О таинственном богословии 3: PG 3, 1033В. 130 Ориген, переводя в сочинении «Против Келса» (I 48: PG II, 749АВ) некоторые выражения из книг Соломона (Притч. 2, 5: ср. 5, 2: Прем. 7, 22–25), ввел понятие «Божие чувство» (у 70–ти толковников — «познание Божие», «чувство устен», «дух разума»). Ориген говорил о восхождении от чувственных вещей к «Божиим чувствам» (Комментарий на Евангелие от Иоанна 10, 40; PG 14, 385С): «Как у тела есть различные чувства, так среди чувств, которые Соломон называет Божиими, одно есть видящая и созерцающая сила души, другое — способность вкушать и воспринимать свойства умопостигаемой пищи» (там же, 20, 43; PG 14, 676В; ср. Против Келса 7, 39: PG II, 1476С). Понятие «Божие чувство», соединяющее несовместимые вещи, — непосредственное ощущение, которое во всей философии считалось земным и плотским делом, и непостижимую запредельность Бога, — есть у св. Григория Нисского (Беседа 9 на Песню песней: PG 44, 951С), у св. Максима Исповедника (Недоуменные вопросы: PG 91, 1248В). Сочетание «умное чувство», а также «духовное чувство», близкое к «Божьему чувству», употреблял Диадох Фотикийский, говоря о любви, которая «умным чувством исследует невидимое» (О духовном совершенстве 1: ed. 1. E. Weis — Liebersdorf, Leipzig, 1912, p. 65; см. также Главы 15: des Places, 92). 131 О божественных именах VII 1: PG 3, 865С. 132 О божественных именах IV II: PG 3, 708D. 133 Ср. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 70 и 76; PG 90, 1156 и 1160 (ср. Творения…, с. 248–250). 134 Слово 32: Σπετσιερη, 140 =Θεοτοκις, 206. Прп. Исаак Сирин цитирует здесь, возможно, св. Григория Нисского. 135 Беседа 2, 4–5: PG 34, 465 сл.; О свободе ума 21: PG 34, 956. 136 По–видимому, это святой Венедикт Нурсийский, «Житие» которого, переведенное на греческий язык папой Захарием (741–752), было хорошо известно византийским монахам. Соответствующий текст см. в PL 66, 197В. 137 Ср. св. Василий Великий. Против Евномия 1, 12: PG 29, 540А: разум «подсказывает нам, что Бог есть, а не то, что Он есть»; св. Иоанн Златоуст. О непостижимости природы Бога, или против аномеев 1, 5: PG 48, 706: «Что Бог есть, человек знает, что же Он есть по Своей сущности — не знает». 138

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

2 Исаия Египетский. Слово 17, 7. 3 Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников, 19, 8. 4 Исаак Сирин. Слово 14; Слово 1//Слова подвижнические. С. 85, 8. 5 Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников, 3, 4.   Господь с неба указывает его лишь иногда, поколику нужно, как, например, Аврааму 1 . 1 Филарет (Дроздов), митр. Слово в день рождения Его Императорского Величества благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича//Слова и речи. Ч. 3. С. 43. Историческое развитие старчества. Два вида старчества Господь Иисус Христос, основав Церковь Свою на земле, учредил в ней особое сословие людей, составляющих иерархию, и ему собственно вверил власть и вменил в обязанность учить и руководить людей на пути ко спасению. Так действительно и было в первые времена христианства, когда у верующих, по выражению дееписателя, были сердце и душа едина (Деян. 4, 32) и жизнь стояла на высокой степени нравственного совершенства. Но увеличение числа их, по общему закону жизни человеческой после падения, повлекло за собой упадок нравов отчасти вследствие возвращения многих, не выдержавших ощущаемых во время борьбы с прежним навыком противящихся им и борющихся с ними помыслов 1 , к прежней жизни [ Макарий Египетский. Беседа 32, 9.   греховной, а главным образом потому, что с утверждением христианства мирскою властию некоторые стали принимать его более из расчета, нежели по убеждению, не стараясь проводить в жизнь его живительные начала. Поэтому живущие в мире в тесных связях с мирскими людьми, много познав порок, лишились возможности очищать ум 1 и в уединении и безмолвии удобнее стало побеждать врага и достигать совершенства 2 , нужного пастырю для успешного исполнения возложенных на него обязанностей согласно с учением апостола. Не каждый, конечно, мог удовлетворять этому требованию, почему почувствовался недостаток в пастырях, достаточно приготовленных пустыней, особенно когда число их со временем потребовалось увеличить, и уже после первого века на ряду с достойнейшими Афанасием и Василием Великими, Григорием Богословом и Иоанном Златоустым мы встречаемся с личностями, в нравственном отношении далеко не соответствовавшими своему назначению и не исполнившими своих пастырских обязанностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

  24. Цит. по: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С.71   25. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, Сл.5,6.   26. Немезий Емесский, Указ. соч. С.84.   27. anim. et res. (О душе и воскресении) (М. 46.128А).   28. hom. (Беседы) 3.7 М. 31.216А, В).   29. or.2 (Слово 2-е) 17 (М. 35.428А).   30. hom. in Mt. Беседа на Мф.7:14 (М. 51.41).   31. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С.206.   32. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С.19.   33. Там же. С.20.   34. Григорий Богослов, святитель. Творения, Т.2, С.43.   35. princ. (О началах) 1.8.1 (GCS vol. 22, 1913).   36. Arch. (Прение Архелая, епископа Месопотамского, с ересиархом Манесом) М. 10.1440А.   37. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.181,183.   38. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.249.   39. haer. (Пять книг против ересей) 2.33.4 (М. 7.833А).   40. p.e. (Приуготовление к Евангелию) 6.6 (M. 21.720D).   41. parad. (Беседы о рае) 7 (М. 30.68В).   42. Русская религиозная антропология. Т.2. С.435-439.   43. Cels. (Против Кельса) 4.15 (GCS vol.2, 1899 p.285.15,18; М. 11.1048А).   44. princ. (О началах)4.4.4 (GCS vol.22, 1913 p.353.11; М. 11.405В).   45. Немезий Емесский, епископ. Указ. соч. С.69.   46. Епифанович С.Л. Указ. соч. С.72.   47. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.185.   48. serm. imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 1 (M. 89.1144D-1145A). Глава 7. Дух человека Если состав человека определен из тела и души общим мнением, то вхождение в этот состав духа спорно. До сих пор обсуждается вопрос: состоит ли человек из души и тела или из духа, души и тела. И хотя этот вопрос мы считаем не самым главным, обратиться к нему придется. Итак, является ли дух человека частью его природы или нет - спорный вопрос, но однозначно верно то, что в жизни человека дух составляет центр его духовной жизни. Однако сам термин " дух " понимается достаточно широко: " Многое зовется духами. Ибо и ангел ведь зовется духом; душа наша зовется духом, и этот веющий ветер... и великая добродетель... и порочное деяние... и сопротивник-демон зовется духом " (Святитель Кирилл Иерусалимский)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Правила пространно изложенные 2: PG 31, 909ВС. 91 Св. Иоанн Синаит. Лествица 28: PG 88, 1137С. Иначе и не может быть в подлинной молитве, продолжает Лествичник: «Если в теле от соприкосновения с другим телом происходит действенная перемена, то неужели останется без перемены тот, кто чистыми руками прикоснулся к Божиему телу?» (схолия к этому месту: «Говорит об освещениях»). 92 Св. Исаак Сирин неоднократно говорит о преображении человека во время молитвы, в том числе о внешнем преображении. См., например, Слова 31 и 32: Επετσιερη, 34 слл.; Слово 85: Θεοτοκις, 498. Сходные мысли у Диадоха Фотикийского (Главы 68: des Places, 128). 93 О божественных именах IV 6: PG 23, 701В. 94 О терпении и рассудительности 13: PG 34, 876D. 95 Хотя в точности эти слова не найдены в известных творениях св. Макария Великого, он во многих местах говорит о бессмертном свете, его сиянии на лице Моисея и его явлении достойным христианам, — например в начале 1–й Беседы, особенно в 5–й Беседе (гл. 17–21) и в переложениях Симеона Метафраста (О свободе ума 2, 2; О терпении и рассудительности 4; О возвышении ума 1; 2). Полнее всего с приводимыми Паламой словами Макария Великого совпадают два места из недавно найденной беседы «О воскресении мертвых» (Беседа 2 в собрании: Neue Homilien des Makarius/Symeon, herausgegeben von E. Klostermann und H. Beithold, Berlin, 1967 — в дальнейшем мы обозначаем это издание только именем издателя: Klostermann, с указанием страницы): «Как глаза чувственного зрения видят чувственное солнце, так глаза души видят умный свет солнца правды» (гл. 4) и «Скрываемая их [праведных] душой Божия красота в воскресении внезапно и изобильно раскроется и осияет внешнее тело вечным светом» (гл. 1). См. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. Пер. В. Вениаминова. М.: Интербук, 1990, с. 22, 25 и др. 96 От знания отличается озарение, в котором это знание приходит: озарение дается духовно (умно), знание лишь рассудочно и постепенно усваивает то, что открылось в мгновенном озарении, см. об этом ниже I 3, 4–5. 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Булгаков С. Афонское дело. — Русская мысль 34, 1913. С. 44. 945 Лосев А. Ф. О книге «На горах Кавказа». — Начала 1—4,  1995. С. 236—240. Вопрос о связи между имяславским учением об имени Божием и платоновской теорией идей будет затронут нами ниже. Что же касается более общего вопроса о связи между неоплатонической и христианской мистикой, то его исследование выходит за рамки настоящей книги. Отметим лишь, что мнение о неоплатонических корнях восточно–христианской мистики было широко распространено в научной литературе на протяжении всего XX столетия, и лишь в наши дни происходит его постепенный пересмотр. 946 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 2–е. С. 9—10. 947 Там же. С. 53—54. 948 Там же. С. 57. 949 Там же. С. 57—58. 950 Евагрий. О различных лукавых помыслах 39. 951 Учение Евагрия о естественном свете ума было изложено нами в Главе III. 952 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 52. 953 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 35. Ср.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим 50 (Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. второе. Т. 5. М., 1900. С. 374). И. Озэрр приводит отрывок из сочинения Патриарха Константинопольского Каллиста «Дар благодатен», в котором описывается молитва в состоянии экстаза: в этом состоянии молящийся способен только непрестанно произносить «Иисусе мой! Иисусе мой!». См.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 301—302. 954 Пс. 15:8. 955 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 55. 956 Ср.: Пс. 50:12—13. 957 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 36. 958 Там же. С. 48–49. 959 Там же. С. 54. 960 Там же. С. 62—63. 961 Евагрий–монах. О молитве 11; 35; 70. 962 Иоанн Синайский. Лествица, гл. 28. 963 Исихий Синайский. О трезвении и молитве 121. 964 Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 243—244. Эту тему продолжит в своих «Очерках античного символизма и мифологии» А. Ф. Лосев. 965 Там же. С. 235. 966 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 48. 967 Там же. С. 32. 968 См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998. С. 122—123. 969

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

547 См. Ефес.4:30 ; также Макарий Египетский , Беседа 27 (PG 34, 697D-700B): «Ведает Господь немощь человека, что тот быстро превозносится. Поэтому Он посылает и попускает ему быть вверженным (в испытания) и упражняться (в них)... Бог, зная немощь (человека), по домостроительству ввергает его в скорби, чтобы он стал смиренным и более прилежно искал Бога... Не потому, что благодать угасает или теряет силу, но чтобы испытать, куда склоняется твоя свобода, попускает Он зло... Видишь, что в твоей воле и свободе почтить Духа Святого и не оскорблять (Его)». 550 См. Макарий Египетский , Беседа 15 (PG 34, 596А): «Есть некоторые вещи, которые происходят по домостроительству Господню, чтобы (человек) не согрешал против божественной благодати и призыва (Божия); и есть некоторые вещи, которые Он домостроительствует по попущению, чтобы человек был испытан и научен через упражнение, с тем чтобы проявилась человеческая свобода». См также его же Беседа 27 (PG 34, 708С), Беседа 29 (PG 34, 716В), Беседа 32 (PG 34, 710D). 554 Авва Аммои, Послание 4 (Patrologia Orientalis 11, 444, 14–16–445, 1–2.F. изд. Nau,Belgique,1974). 563 См. О молитве, 12; см. также Макарий Египетский , Беседа 35 (PG 34, 789АВ-792А): «(Вдовая душа)... обрела жизнь и спасение,., потому что вернулась к своей родне... Ты же (почему) не возвращаешься к своей небесной родне, то есть к Господу?» 564 См. Видеть Бога как Он есть, 58: «Когда выпадаем из Света в нашу прежнюю тьму, тогда живем ее, эту тьму, с умноженным страданием». См. также 212. 589 «Христианину как-то следует приблизиться к этому состоянию, чтобы удостоиться принять соответствующее глубине его личного истощания – спасение». Видеть Бога как Он есть. 125; «полнота истощания предваряет полноту совершенства», там же, 50. 595 «Искушение не приходит, если душа вначале втайне не приобретет широты, превосходящей ее меру, а также духа благодати, принятого ею в начале... Ощущение искушения всегда предшествует ощущению благодати – ради испытания свободы. Ибо благодать никогда не дается прежде вкушения искушений. Благодать предшествует в уме, в чувстве же – запаздывает», Исаак Сирин , Слово 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский (Против ересей. IV 5. 4) сравнивает А., готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, к-рый посылает Христа для искупления человечества. Это толкование Исаака как прообраза Христа становится общим мнением отцов (см. Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке//Творения. Ч. 4. С. 342; Песнопение на Рождество Христово. 6//Творения. Ч. 8. С. 350; Толкование на Книгу Бытия. 22//Творения. Ч. 8; Августин, блж. О Граде Божием. XVI 32; Григорий Нисский, свт. Слово на день Светов//Творения. Ч. 8. С. 27-28; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 47 и др.//Творения. Ч. 3. С. 122; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 74//Творения. Ч. 1. и др.). По мнению святых отцов, Сам Господь засвидетельствовал прообразовательное значение жертвоприношения Исаака в отношении к голгофской Жертве, когда сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 5-6) ( Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 5; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII 56//Творения. Ч. 2. С. 258; Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке; Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. Толкование на св. Евангелие от Иоанна. VIII 56. Ч. 4. С. 229). О прообразовательном значении этой жертвы свидетельствуют песнопения правосл. богослужения: «                              » (Икос кондака сщмч. Игнатия Богоносца, 20 дек.//Минея (СТ). Декабрь. Л. 144об.), «                                                              » (Тропарь 8-й песни канона в Неделю св. отец//Минея (СТ). Декабрь. Л. 132об.), «                          » (Тропарь 6-й песни канона в Неделю св. праотец//Минея (СТ). Декабрь. Л. 80). Жертва А. часто трактуется как прообраз Евхаристической жертвы в анафорах литургий Востока и Запада - напр., литургии апостола Марка ( Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. P. 31-32. (OCA; 234); СДЛ. Т. 3. С. 35), римской мессе (Чин мессы. Пессано, 1993. С.

http://pravenc.ru/text/62850.html

489 Иоанн Златоуст, Eclogae ex diversis homiliis [Sp.], 21, PG 63, 700A 490 Вариант: «овладением» 491 Максим Исповедник, Главы различные, 1, 7, PG 90, 1180С 492 Схолия 18 на Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 644D — 645А 493 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22, PG 90, 321А; Главы различные, 1, 76, PG 90, 1212А 494 Он же, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 1, PG 90, 1083А 495 Василий Великий, Послание 234, 1, Courtonne 3, 42 PG 32, 868С 496 Максим Исповедник, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 1 — PG 90, 1083А 497 Цитата не идентифицируется 498 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1268D-1269A 499 2, 12, 45—54 500 Письмо к Афанасию Кизическому 36—38; Письмо к Иоанну Гавре 4—5 501 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 58 (5, 54), PG 91, 1188АВ 502 Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317С; Слово 45, 3, PG36, 628А 503 Там же, PG 36, 320А; 628В 504 См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 14, op. cit., 58, 24—25 505 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D 506 Григорий Богослов, Слово 30, 9, Barbel, 188 « PG 36, 113C 507 Василий Великий, О Святом Духе 19, 48 — Bruche 199 PG 32, 156В 508 Он же, Беседа 15 о вере, 3 — PG 31, 468CD 509 Цитата не идентифицируется 510 Канон Троичный в неделю на полунощнице, гл. 2., песнь 5 511 Ср.: Исаак Сирин, Слово 72 512 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну 58 (5, 54), PG 91, 1188А 513 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 4, op. cit., 4, 33—36 514 Там, же, 1, 9, op. cit., 9, 25—26 515 Т. е. с Григорием Богословом (См.: 4, 11, 24) 516 Там же, 11, 6, с. 540 517 Там же, 12, 4, с. 546 518 Максим Исповедник, Главы о любви, 4, 11 Ceresa Gastaldo, ?., Massimo confessore. Capitoli sulla carita, Rome, 1963 519 Вся целиком цитата не идентифицируется 520 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, PG 94, 813А, ор. cit., 8, 67—72. Ср.: Кирилл Александрийский. О Троице 7 — PG 77, 1133С

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D. 720 Григорий Богослов, Слово 30, 9, Barbel, 188/PG 36, 113C. 721 Василий Великий, О Святом Духе 19, 48 — Bruche 199/PG 32, 156В. 722 Он же, Беседа 15 о вере, 3 — PG 31, 468CD. 723 Цитата не идентифицируется. 724 Канон Троичный в неделю на полунощнице, гл. 2., песнь 5. 725 Ср.: Исаак Сирин, Слово 72. 726 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну 58 (5, 54), PG 91, 1188А. 727 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 4, op. cit., 4, 33–36. 728 Там, же, 1, 9, op. cit., 9, 25–26. 729 Т. е. с Григорием Богословом (См.: 4, 11, 24). 730 Там же, 11, 6, с. 540. 731 Там же, 12, 4, с. 546. 732 Максим Исповедник, Главы о любви, 4, 11//Ceresa Gastaldo, Α., Massimo confessore. Capitoli sulla carita, Rome, 1963. 733 Вся целиком цитата не идентифицируется. 734 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, PG 94, 813А, ор. cit., 8, 67–72. Ср.: Кирилл Александрийский. О Троице 7 — PG 77,1133С. 735 Ср.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 9, PG 94, 837В, op. cit., 9, 2–6. 736 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 57 (5, 55), PG 91, 1188А. 737 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 738 См.: Евномий. Απολογητικν, 28 — PG 30, 868; Василий Великий. Против Евномия 2, 32 — PG 29, 645 слл. Ср. также: Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление 7; Слово 45 на Святую Пасху 3 — PG 36, 317D; 628А. 739 Максим Исповедник, Главы о любви 1, 100, PG 90, 981D–984A. 740 Григорий Богослов, Слово 38, 7; Слово 45, 3 — PG 36, 317С; 628А. 741 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 3, 4, PC 3, 429D. 742 Иоанн Синаит, Лествица, 7, PG 88, 813В. 743 Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 3 — PG 36, 324А; 632В. 744 Ин. 14:15, 21, 23. 745 Григорий Богослов. Слово 39, 8 — PG 36, 344А. 746 Ин. 14:23. 747 Ин. 14:21. 748 Цитата полностью не идентифицируется. Слова «делает их другими солнцами» принадлежат Григорию Нисскому. См.: его In sextum Psalmum, McDonough (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189. 749

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Там же 14: 865D (но в других выражениях: «Ум постящегося молится трезвенно). 271 Там же 6; 796В. 272 Там же 28: 1129А. 273 Там же 7: 804А. 274 Ср. выше II 2, 4 формулировку Варлаама. 275 Св. Марк Пустынник. О духовном законе 12: PG 65, 908. 276 О таинственном богословии 1, 3: PG 3, 1000С. 277 Ср. ниже II 2, 30. 278 Св. Исаак Сирин. Беседа 31: Σπετσιερη, 134 =Θεοτοκις, 197. 279 Св. Диадох Фотикийский. Главы, 25: des Places, 97. 280 О небесной иерархии IV 2: PG 3, 180A. 281 В текст Варлаама, уже цитировавшийся в предыдущем параграфе, Палама подставляет теперь выражение, развертывающее, какие именно энергии действуют в исихастах во время молитвы («…то есть эти чудеса и дарования…»), и смысл текста оказывается явно нелепым: выходит, что в истинной молитве надо избегать благодатных дарований. Подобный эксперимент со словами Варлаама производился выше в II 1, 7, а также, возможно, в других местах, хотя обо всех случаях пародирующего цитирования трудно судить, поскольку сожженные сочинения Варлаама не дошли до нас. Общие замечания об эксперименте с текстом в Средние века см. в книге: А. В. Ахутин. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М., 1976, с. 106–123. 282 Деян. 2, 1–4 в смешении с 1, 14. 283 О таинственном богословии 1, 1: PG 3, 997В. 284 Св. Диадах Фотикийский. Главы, 16: des Places, 92–93. 285 См. там же, 70: 190. 286 См. выше II 1, 31. 287 Св. Григорий Палама снова доводит до абсурда мысль Варлаама, перестроив весь его текст (см. II 2, 8) так, чтобы он относился к умной молитве в только что изложенном смысле. 288 См. выше I 3, 32. 289 Св. Максим Исповедник. Главы о любви I 10: PG 90, 964А, ср. II 6: PG 90, 985В. 290 Там же II 61: PG 90, 1004D (Творения…, с. 116). 291 Св. Иоанн Синаит. Лествица, 28: PG 88, 1132С. О скорби вообще см. там же ступень 7 («О скорби, создающей радость»): 801D–815D. 292 Св. Григорий Богослов. Слово 40, 31: PG 36 401D–404A. 293 Св. Иоанн Синаит. Лествица, 7: PG 88, 804АВ. «Выше крещения — открывающийся после крещения источник слез, пусть это немного смело сказано; потому что крещение есть очищение наших прежних пороков, а слезы — теперешних, и крещение, принятое в младенчестве, мы все запятнали, а через слезы мы и его восстанавливаем в первой чистоте, и если бы Бог не подарил их человеколюбиво людям, поистине редкими были бы спасенные и трудно было бы их найти». 294

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010