— Ну куда ты загнул — какой еще Авраам, Исаак, кто это здесь поймет? — Я даже отложила тетрадь и ручку. Но он уже не слушал меня, продолжал, вдохновляясь: — Ну все равно. Если слова не поймут, то поймут смысл. Если не поймут смысл, почувствуют энергию смысла. Если не поймут головой, поймут душой… Потом Бог раскрывает человеку супружескую, материнскую, братскую любовь. Исаак возлюбил Ревекку, жену свою. Ревекка любила Иакова, своего сына, и Иосиф любил Вениамина, который был его брат: «Удалился Иосиф, потому что вскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату, и плакал там». Но я уже и не пыталась переводить — так вдохновенно он говорил, да и текст был сложен, я просто сидела и слушала. — И вот, лишь когда люди вкушают этой братской любви, Господь начинает им говорить о любви к Богу. Но братская любовь появляется у человека раньше — любящий Господа прежде возлюбил своего брата, и эта — вторая — любовь, любовь к Богу — служит доказательством первой. Только тогда и звучит это: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим». И тут же — неразрывно: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Он посмотрел восторженно и отчужденно — словно заглядывал к себе внутрь. — И далее — заповедь новую даю вам: «Да любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Вздохнул, переводя дух: — И вот я хочу сказать им, именно это переведи, это очень важно: это все одна и та же любовь, заповеданная еще Моисею на горе Синай. Это — АХАВА. Это — любовь к Богу и ближним. Да, это одна и та же любовь! И тот, кто любит Бога, тот любит и тебя, моя дорогая маленькая бабулья на кривых ногах. И тут он взглянул на меня и даже сделал жест в мою сторону, но, видимо, нечто промелькнуло в этот момент в моих глазах. И он засмеялся: — Да не ты, не ты! То есть и ты, конечно, и ты… Но это одна и та же любовь! Одно и то же! C’est la m?me chose! На этом проповедь кончилась, и мы выпили еще по стаканчику. — Но разве это одна и та же любовь? — спросила я. — То — Бог, а то — человек.

http://azbyka.ru/fiction/mene-tekel-fare...

По смерти Авраама Исаак получил в наследство, кроме имущества, и обетование Божие, что из его потомства произойдет Спаситель мира. У Исаака было два сына: Исав и Иаков, близнецы. Исаак перед своей смертью , по особому внушению Божию, благословил Иакова, как первенца, и объявил ему, что он будет родоначальником народа Божия, и что из его потомства произойдет Спаситель мира. Тогда Исав из зависти возненавидел брата своего и готов был убить его. Иаков принужден был уйти на время из родительского дома в соседнюю страну (Месопотамию) к родственникам своей матери. Дорогой он заснул, положив камень под голову, со страхом, что брат догонит и убьет его, и с мыслью, что у него нет защитника на земле. И вот, видит он во сне: стоит на земле лестница и верхом своим касается небес; Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху стоит Господь. И слышит он голос Господа: «Я Бог Авраама и Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и в семени твоем благословятся все племена земные». Иаков проснулся, принес Господу благодарственную жертву, назвал место это Вефиль, что значит Дом Божий, и спокойно отправился в дальнейший путь, уверенный в помощи Божией. Обетование Господа, данное ему во сне, исполнилось: через несколько лет Иаков возвратился домой не одиноким и бедным странником, а с большой семьей и имуществом, был встречен Исавом дружелюбно и по смерти отца своего, Исаака, наследовал ему. 9. История Иосифа. Переселение Иакова в Египет У Иакова было двенадцать сыновей. Любимым сыном его был младший Иосиф, которому он оказывал предпочтение перед братьями за его кротость и чистосердечие. Видя это предпочтение, братья начали завидовать Иосифу. Когда же Иосиф рассказал им свои сны, что его сноп стал прямо, а снопы братьев стали кругом и поклонились его снопу, – и что, солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему, тогда они сказали брату: «неужели ты будешь царствовать над нами»? – и порешили между собою погубить его. Сначала они задумали убить Иосифа, но, по совету брата своего Иуды, продали его проходившим мимо купцам за 20 сребренников, а отцу оказали, что, вероятно, хищный зверь растерзал Иосифа, и при этом отдали ему окровавленную одежду своего брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры Но откуда взялись 400 лет? Они же в рабстве, если внимательно всё подсчитывать, оказались на 210 лет, мы с вами об этом уже говорили – я напомню для тех, кто не слышал. Именно потому, что Исаак не пошел путем отца, который спустился в Египет, а подражал отцу в лучшем, а не в худшем, Бог сократил время пребывания их потомков в рабстве почти наполовину: вместо 400 лет они получили 210. Но в действительности они были в порабощении даже менее 210 лет, ибо это число означает все время их пребывания в Египте, а поработили их лишь тогда, когда умер Иосиф и все пришедшие с ним в Египет. И умер Иосиф и все братья его и весь род их ; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа… И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь] (Исх. 1, 6–8, 11). Но почему же мы прочитали: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13)? Ответ очевиден: жить под властью хананеян и египтян – означает как бы находиться в плену у язычников (безбожников). И хотя внутренне они – Авраам, Исаак и Иаков – были свободны, окруженные языческими капищами, они чувствовали себя находящимися под гнетом дьявола и его слуг. Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры, а пока мы не освобождены Богом от власти безбожников и иноверцев, мы должны осознавать себя находящимися на оккупированной территории. В 4м стихе обращает на себя внимание следующее: Умножу потомство твое … Потомство – это многие! Умножу потомство твое , – опять потомство: многие,– как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные . Не сказано: «в потомстве твоем благословятся все народы земные», но – в семени твоем ! Как об ОДНОМ сказано, в единственном числе. Это – о Христе! И апостолы обращали внимание на этот текст, подмечая, что когда говорится о потомстве – это о многих, а когда говорится, что в семени твоем все народы земли получат благословение, – это об Иисусе Христе, Который и повелел апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). И только во Христе и со Христом благословение пришло ко многим.

http://pravoslavie.ru/111168.html

Библия учит, что внешний вид может являться отражением внутреннего. Сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто… » ( Ис.3:9 ). То есть, своим видом грешник может свидетельствовать о своем грехе, более чем сотня обвинителей. « И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною » ( Быт.39:7 ). Жена Потифара говорит: « спи со мною »! « Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? » ( Быт.39:8–9 ). Она говорит: «Спи со мной, ложись со мной!» – «Как я буду грешить пред Богом?» Помните, в житии Исаака Сирина рассказывается, как к нему в гостиницу пришла блудница? Она увидела красивого монаха, Исаака Сирина и узнала, в каком номере он остановился, пришла к нему и говорит: «Ляг со мной!» А он говорит: «Хорошо, я с тобой лягу, только не здесь». Она говорит: «А где?» – «Пойдем!» – он взял ее за руку, вывел на городскую площадь, где много народа ходило, и говорит: «Давай здесь ляжем!» Она говорит: «Да ты что? Тут народу-то сколько!?» А Исаак Сирин отвечает: «Ты народа боишься, а я Бога боюсь, Который Вездесущий! Ты каких-то людей стыдишься – они такие же блудники, эти люди все! Вон, смотри, выражение лиц их свидетельствует об их грехах! А я Бога боюсь!» И вот Иосиф Прекрасный был богобоязненным юношей, он понимал, что он не может сделать великое зло и согрешить пред Богом. Он, прежде всего, о Боге думает! И о Потифаре, конечно, он имеет рассуждение, потому что этот человек все ему отдал, кроме жены. « Когда так она ежедневно говорила Иосифу (она каждый день приставала к нему! – О. С.) , а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было » ( Быт.39:10–11 ). Куда же они все делись-то? Это же крупный царедворец, у него много слуг! Есть истолкование, что был религиозный праздник, и все пошли на реку Нил – египтяне обожествляли реку Нил, – а она осталась дома, сказалась больной. Иосиф же не пошел, потому что это языческий праздник! Как это река может быть «божественной»? Есть на Небе Тот, Который создал все водоемы, все реки, все озера, все колодцы, всё создал, все источники вод. Это Бог ! Ему надо служить!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(Быт 50:20–24).   Еще одно особое пророчество. Иосиф умирая, говорит, что будет время, когда Господь посетит народ Израильский и выведет его из этой земли. И это завещание Иосифа свято хранилось в сердце, может не у всех, но у многих потомков Израиля.   «И вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт 50:25–26).   Но не захоронили, только положили в ковчег, ожидая, когда его кости будут перенесены в землю Ханаанскую, туда, где покоятся Авраам, Исаак, Иаков. Вторая книга Моисеева. ИСХОД ЛЕКЦИЯ 11 Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов — «елле шемот», в славянском переводе «сии суть имена», т. е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т. к. основная тема этой книги — исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие».   Книга начинается со смерти Иосифа: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» , (Исх 1:6) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт 46:27).   В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Т. е. если мы предположим, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то получим примерно 3–4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Быт., гл. 41). А когда настал голод, стали отовсюду приезжать в Египет за хлебом. Приехали в Египет за хлебом и сыновья Иакова, из земли Ханаанской. Иосиф испытал их и, убедившись в том, что они сожалеют о своем поступке и изменились, открылся братьям. Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет (см. Быт., гл. 42–46). Перед отходом в Египет Иаков пришел в Вирсавию и принес жертвы Богу. И Господь явился ему ночью и сказал: « Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно » (Быт.46:3,4). Благословение Иакова. Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая — на голову Манассии. И благословил их: Ефрема, как старшего, а Манассию, как младшего. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то время, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам и заслугам. Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, Израиль каждому из них дал благословение. Наиболее важным является благословение Иуде (к которому перешло первородство от первых трех братьев из-за их грехов), т.к. оно заключает в себе пророчество о пришествии Спасителя: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » (Быт.49:10) – т.е. из потомства Иуды будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель – Христос Спаситель. Слова же « Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » (Быт.49:9) указывают на Его воскресение. После этого Иаков заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там же, где похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Евангелие от Матфея было написано прежде всего для иудеев – в нем больше, чем в других Евангелиях, цитат из Ветхого Завета, которые возвещают о конце мира, о Царстве Божием. Через эту родословную святой Евангелист Матфей как бы взывает к богоизбранному народу. Он от нас, но мы – входим ли в Его родословную, принадлежим ли мы Его роду, оттого что Ему надлежало так прийти в мир? Эта родословная заканчивается именем праведного Иосифа, «мужа Марии», – как сказано в Евангелии, – «от Которой родился Иисус, называемый Христос». И далее мы слышим, какое место занимает праведный Иосиф в родословной Христа. «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее, но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, Жену твою, ибо Родившееся в Ней есть от Духа Святого». Так просто и чудесно нам показано, что эта родословная праведного Иосифа не есть в полном смысле родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков. Тем более мы не являемся Его наследством по крови. Однако Он называет нас Своими родными и Своими чадами. Это совершается по дару Его благодати. Как избрание Избранной от всех родов Пречистой Его Матери и как избрание праведного Иосифа быть Ее обручником. Мы не можем сравнивать себя с кем-либо из великих избранников Божиих, но Рождеством Христовым мы все вступаем с Богом в родство. Эти имена родословной свидетельствуют, что Христос восхотел воспринять всех предков праведного Иосифа, тех, от кого Он не родился, но которых Своей Божественной благодатью Он возводит в достоинство Своих предков, предков Христа Мессии. В этой родословной мы встречаем имена достойнейших святых людей, возлюбивших более всего Бога, Божие добро. Таких как Авраам, Исаак, Иаков, Вооз, Езекия и Иосия. И имена людей, о которых, по существу, ничего не сказано, потому что о них ничего не известно. Людей, которые не оставили в истории никакого яркого следа – ни плохого, ни хорошего. Таких большинство. Большинство таких людей в истории рода человеческого. И в этой родословной большинство таких. Следует череда неизвестных людей, о которых Священное Писание ничего не сообщает, кроме их имен. Мы знаем, что эти Елиаким, Азор, Садок, Аким, Елеазар, Матфан – люди из какой угодно среды и какого угодно происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евангелие от Матфея было написано прежде всего для иудеев — в нем больше, чем в других Евангелиях, цитат из Ветхого Завета, которые возвещают о конце мира, о Царстве Божием. Через эту родословную святой Евангелист Матфей как бы взывает к богоизбранному народу. Он от нас, но мы — входим ли в Его родословную, принадлежим ли мы Его роду, оттого что Ему надлежало так прийти в мир? Эта родословная заканчивается именем праведного Иосифа, «мужа Марии», — как сказано в Евангелии, — «от Которой родился Иисус, называемый Христос». И далее мы слышим, какое место занимает праведный Иосиф в родословной Христа. «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее, но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, Жену твою, ибо Родившееся в Ней есть от Духа Святого». Так просто и чудесно нам показано, что эта родословная праведного Иосифа не есть в полном смысле родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков. Тем более мы не являемся Его наследством по крови. Однако Он называет нас Своими родными и Своими чадами. Это совершается по дару Его благодати. Как избрание Избранной от всех родов Пречистой Его Матери и как избрание праведного Иосифа быть Ее обручником. Мы не можем сравнивать себя с кем-либо из великих избранников Божиих, но Рождеством Христовым мы все вступаем с Богом в родство. Эти имена родословной свидетельствуют, что Христос восхотел воспринять всех предков праведного Иосифа, тех, от кого Он не родился, но которых Своей Божественной благодатью Он возводит в достоинство Своих предков, предков Христа Мессии. В этой родословной мы встречаем имена достойнейших святых людей, возлюбивших более всего Бога, Божие добро. Таких как Авраам, Исаак, Иаков, Вооз, Езекия и Иосия. И имена людей, о которых, по существу, ничего не сказано, потому что о них ничего не известно. Людей, которые не оставили в истории никакого яркого следа — ни плохого, ни хорошего. Таких большинство. Большинство таких людей в истории рода человеческого. И в этой родословной большинство таких. Следует череда неизвестных людей, о которых Священное Писание ничего не сообщает, кроме их имен. Мы знаем, что эти Елиаким, Азор, Садок, Аким, Елеазар, Матфан — люди из какой угодно среды и какого угодно происхождения.

http://pravoslavie.ru/3895.html

Книга Рождества Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама. Авраам родил Исаака. Исаак же родил Иакова. Иаков же родил Иуду и братьев его. Иуда же родил Фареса и Зару от Фамари. Фарес же родил Эсрона. Эсрон же родил Арама. Арам же родил Аминадава. Аминадав же родил Наассона. Наассон же родил Салмона. Салмон же родил Вооза от Рахавы. Вооз же родил Овида от Руфи. Овид же родил Иессея. Иессей же родил Давида царя. Давид же царь родил Соломона от той, что принадлежала Урии. Соломон же родил Ровоама. Ровоам же родил Авиама. Авиам же родил Асу. Аса же родил Иосафата. Иосафат же родил Иорама. Иорам же родил Озию. Озия же родил Иоафама. Иоафам же родил Ахаза. Ахаз же родил Иезекиию. Иезекиия же родил Манассию. Манассия же родил Амона, Амон же родил Иосию. Иосия же родил Иехонию и братьев его в переселении Вавилонском. И после переселения Вавилонского Иехония родил Салафииля. Салафииль же родил Зоровавеля. Зоровавель же родил Авиуда. Авиуд же родил Элиакима. Элиаким же родил Азора. Азор же родил Элиуда. Элиуд же родил Элеазара. Элеазар же родил Мафана. Мафан же родил Иакова. Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом. Итак, всего рождений: от Авраама до Давида – четырнадцать рождений; и от Давида до переселения Вавилонского – четырнадцать рождений; и от переселения Вавилонского до Христа – четырнадцать рождений. Рождение же Христа было так: когда была обручена Мать Его Мария Иосифу, прежде, чем Она вошла в дом его, обнаружилось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, поскольку был праведен, и не желал Ее выдать, пожелал Ее тайно отпустить. Когда же он сие помыслил, – се, явился во сне его Ангел Господень, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, супругу твою. Ибо то, что в Ней рождено, рождено от Духа Святого. Родит же Она Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус. Ибо Он принесет спасение народу Своему от грехов их». Все же сие соделалось, дабы исполнилось сказанное от Господа чрез пророка, сказавшего: «Се, Дева во чреве будет иметь и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что переводится: «С нами Бог». Иосиф же, пробудившись ото сна, сделал, как предписал ему Ангел Господень, и принял супругу свою, и не познавал Ее, пока Она не родила Сына Своего, первенца, и нарек Ему имя Иисус. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но оставалось сделать еще одно важное дело. Сыновья Иосифа не были еще формально приняты в семейство Иакова. Двое старших из них, Манасия и Ефрем, должны были сделаться главами отдельных колен, потому что Иосифу, по его значении в судьбе избранного рода, должно было принадлежать право первородного, именно право на две части в Израиле. Поэтому, когда вскоре после своего свидания с своим отцом, Иосиф был извещен, что престарелого Иакова постигла и последняя роковая болезнь, он поспешил привести к нему своих двух сыновей, чтобы они могли быть утверждены сонаследниками вместе с другими сыновьями Иакова. В этом случае Иосиф явно показал свою веру. Вместо того, чтобы добиваться для своих сыновей почестей при дворе Египетском, он открыто отказался от всех подобных почестей, чтобы разделять долю своего презренного пастушеского рода. В первый раз здесь мы встречаемся с благословением, сопровождаемым возложением рук 282 . Старец любовно поцеловал своих внуков и, обняв их, заметил Иосифу: «не надеялся я видеть твое лицо; но вот Бог показал мне и детей твоих». Но глаза Иакова были слабы, и когда Иосиф подвел двух своих сыновей близко к своему престарелому отцу, поставив Манассию, как старшего, по правую руку старца, а Ефрема, как младшего, по его левую, он приписал слабости его зрения то обстоятельство, что Израиль скрестил свои руки, полагая правую на Ефрема, а левую – на Манассию. Но Иаков действовал так с намерением, и поступал при этом пророчески. События впоследствии доказали истинность его пророчества. Во времена Моисея, правда, в Манассиином колене считалось еще на 20,000 человек более, чем в Ефремовом ( Числ. 26:34, 37 ). Но эта сравнительная многочисленность находилась уже совершенно в обратном отношении во времена Судей; и всегда после того Ефремово колено было, вслед за Иудиным, самым могущественным коленом в Израиле. Но что более всего поражает нас в этом событии, так это именно то, насколько все чувства, воспоминания и взгляды умирающего старца были проникнуты его верою. Он уже не останавливается более на тяжелых мыслях касательно своих «злых» дней в прошедшей жизни. Все его воспоминание о прежних днях теперь ограничивается только воспоминанием о любви и благости Бога, который руководил его во всех его «странствованиях». Эти его чувства вполне выразились в словах благословения, когда он говорил: «Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли». В этом трояком указании на Бога, как Установителя завета, как Пастыря и как Ангела Искупителя, нельзя не видеть ясного предвосхищения Израилем истины касательно Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010