мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Последний настоятель старой Оптиной архимандрит отец Исаакий жил в Козельске на улице Малое Заречье. Оптинские монахи и шамординские монахини (а также белёвские из Крестовоздвиженского монастыря и другие) постоянно обращались к нему по всяким вопросам. Отец Никон даже из тюрьмы писал ему, прося благословения идти назначенным этапом на Соловки. С каждым годом монашеская община в Козельске уменьшалась. Власти старались... Из оптинцев в 1929 году оставалось тут лишь несколько человек. Все они теснились вокруг отца Исаакия и отца Досифея (Чучурюкина). В 1929 году после Преображения Господня в городе были закрыты семь церквей. Осталась одна – Благовещенская. Произошли массовые аресты священнослужителей и прихожан. Арестована была и мать Амвросия, и отцы Исаакий и Досифей. Всех держали в тюрьме, пока шло следствие – до января 1930 года. Архимандриту Исаакию было предложено покинуть Козельск, – он поселился в Белёве. Конечно, он знал, что отпустили его ненадолго и в покое не оставят. Но Белёв, как и Козельск, был для оптинцев «свой» город: здесь были два монастыря – мужской Спасо-Преображенский и женский Крестовоздвиженский, многие монашествующие которых были духовными чадами оптинских старцев. Здесь еще действовали храмы, но почти все они были обновленческими. Поселилась в Белёве и бывшая заведующая оптинского музея монахиня Августа (Л.В. Защук). Всех прибывших сюда козельских иноков и инокинь радушно принял владыка Никита (Прибытков), епископ Белёвский, Тульский викарий 636 . К 1930 году монастыри белёвские были закрыты. Но иноки жили в городе, кое-как зарабатывая себе на хлеб. Собирались тайно, завешивая окна... Здесь с осени 1929 года находился отец Кирилл (Зленко); в 1930 году власти приказали ему покинуть город, и он поселился в Козлове, в Тамбовской губернии. Отец Досифей до ареста 1929 года жил в Козельске и был духовником многих иноков и мирян. Его считали старцем, тем более что он был духовником отца Нектария, к которому ходил пешком в Холмищи. Чтобы не вызывать подозрения властей, одевался деревенской бабой, заматывая бороду платком. Его нередко сопровождала монахиня Анастасия. Власти так и не узнали, что он бывал у старца Нектария, исповедовал и причащал его 637 . Он был очень скромен. Вновь обращавшимся к нему он говорил: «Да вы найдите кого-нибудь поопытнее». Но слух о его рассудительности и прозорливости продолжал привлекать к нему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 8.01 Служба преподобномученику Исаакию, старцу Оптинскому На Г осподи воззвах стихиры гл. 6 Преславно совершив крестоношения путь/постнически подвизався/еже по образу прежде бывших отцев,/вся плотская мудрования духу повинул еси,/душу молитвою просветил,/образ был твоему стаду/юже не дал еси в снедь безбожным врагом,/и душу свою за овцы положил,/темже венчался еси победы венцем,/живоначальною Дланию,/преподобномучениче Исаакие. Днесь тобою хвалится собор Оптинский,/имуща тебя добля страдальца и исповедника,/Крестом бо гордыню диаволю посрамил/и щитом веры безбожных шатания низложил,/светолития Ангельского достигл еси,/отцем оптинским преславно сочетался/венченосче Исаакие,/новомученников Российских славо. Якоже звезда воссиял еси в нощи,/тьму безбожия прогоняя,/иноком облистал еси путь светозарнейший,/риз очервлением своея крови,/дерзновенно вшел еси во святая святых,/и Пресущественному поклонился,/дариносяще раны краснаго исповедания,/темже молися Христу/даровати вселенней мир и велию милость. Слава гл. 8 Велий день нынешнего торжества,/Оптина Пустынь в виссон святых одеяся,/и багряницею мученической крови украшается,/прославляя своего последняго архимандрита,/преподобномученика Исаакия,/законно подвизавшегося,/и власть безбожную мужественно обличившаго,/дары прнесши Христу всебогатыя, раны на теле огнепальныя, яко жертва всесожигаемая;/темже Тому молися отче прилежно/еже избавитися стаду твоему муки вечныя,/и мир глубоцый Церкви Русския испроси/и Отечеству на враги победы. И ныне: праздника На стиховне стихиры праздника Слава святому, гл. 5 Краснейшее прозябение Оптиной Пустыни,/новомученников благовонный цвете/страстотерпче Исаакий,/добропобедный мучениче,/ днесь приемлет венец нетленный от Богородицы,/и источает исцеления струи,/всем верно поющим его страдания,/яко дароцарственное приношение,/в яслех Лежащему и пеленами Повитому/нас ради Младенца зрак восприимша,/Единому Многомилостивому. И ныне: праздника Тропарь преподобному гл. 1 Венечник явился еси преподобномучениче Исаакие/яко враги Креста Господа твоего низложил еси,/старцем оптинским поревновал еси/и с новомученики Российскими прославился еси/темже мы тебе с любовию вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Герои нашего времени О чудесах на войне по молитвам Взбранной Воеводы Святой Руси 02.01.2023 2381 Время на чтение 24 минут Фото: Алексей и Юлия Мирины 1. Алексей Мирин: Мы воюем с нацизмом 27 декабря 2022 года Ксении Мириной исполнилось полгода. Она еще ни разу не видела своего папу – 29-летнего офицера Алексея Мирина, получившего звание лейтенанта на капитанской должности и Медаль за боевое отличие. 3 июня он получил ранение. Ждет другую медаль. Алексей уже год не был дома и мечтает о встрече с женой Юлией и новорожденной малышкой, которой по обоюдному согласию супруги дали имя святой блаженной Ксении Петербургской. Как только Алексея выпишут из госпиталя, он постарается побывать на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга – у мощей Небесной покровительницы своей доченьки. Он будет молиться и благодарить Господа, за то, что выжил, стал отцом, что скоро обнимет жену, родившую ему дочь 27 июня, в праздник Собора Дивеевских святых, почти через месяц после страшного ранения. Как хочется поскорее взять на руки и прижать к сердцу его ненаглядную Ксеньюшку, крестить ее в православном храме. Как соскучился он по своей малой родине, по своим родным, которые ждут его в Волгоградской области, где он родился 4 сентября 1993 года (в день Собора Московских святых и прп. Исаакия Оптинского). Родные гордятся им, ведь далеко не о каждом пишут стихи, а об их Алексее, выбравшем профессию военного, Венимамин Углёв написал стихотворение «Бугор». Оно посвящено разведчикам танкового полка, которые, успешно разгромив из засады небольшую колонну польских наёмников, попали под артиллерийский обстрел противника. «Бугор» – это позывной Мирина. Мы зарылись в посадке на сутки, Нас не видели дроны в упор, Были мы терпеливы и чутки, Не возьмёшь голяком на измор. Мы дождались колонну спокойно, И по флангу устроив замес, Превратили поляков в покойных, Им до ада устроив экспресс. Выгорали поляки в «шишиге», Те, кто выпал, не встанут с травы, Слышал я их безумные крики И проклятия в адрес Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/02/...

Москва. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Престолы храма: центральный - во имя св. апп. Петра и Павла; южный - в честь прп. Сергия Радонежского; северный - в честь святой вмц. Варвары. Приставной Престол – в честь иконы Божией Матери «Знамение». Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево по-прежнему оставалось дворцовым селом. Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1751-53 гг. В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции " храм-притвор-колокольня " , наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма. После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие в 1902г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г. В 1924 г. главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 1930-е гг. закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась. В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам. В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.  В храме находятся частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, свт. Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), прп. Амвросия Оптинского, прп. Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия " Старшего " , Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия " Младшего " , Нектария.

http://sobory.ru/article/?object=02931

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Жизнь и труды иеромонаха Алексия (из Оптинского Патерика) Богослужение еще совершается, и паломников много, даже из отдаленных мест, – из Орла, Тулы, Курска, из Москвы, из разных малых городов, сел и деревень разоряемой России. Старцы Анатолий и Нектарий, невзирая на трудности, принимают людей, которые приходят за духовной, а то и телесной помощью. Вот монахов в обители стало меньше – многих рясофорных и послушников взяли на военную службу, человек сто отправили в Калугу на какие-то общие работы. Гостиницы отобрали, – в одной приют для беспризорников, в другой красноармейцы, в третьей богадельня. Многие келлии заняты солдатами, и запах ладана заменился там зловонием самогона, табака… По территории расхаживает опоясанный ремнями, увешанный гранатами и с маузером на бедре «комендант» Оптиной из козельских милиционеров. Для него это уже не монастырь, а поселок «Оптино» с двумя «организациями» – племенным рассадником крупного рогатого скота и музеем «Оптина Пустынь» с библиотекой. Рассадник, бывший все-таки полезным для всей губернии, так как трудившиеся в нем монахи работали на совесть, разваливается, так как власти выживают оттуда именно монахов, заменяя их пролетариями, то есть бродягами и забулдыгами. Музей же, подчиненный с самого начала московскому учреждению «Главнаука», где еще держались у руля интеллигентные люди, только складывался, и, как казалось, прочно, всерьез. Объединенная библиотека обители и Скита в 30 тысяч томов стала по праву называться «научной» и потому строго охраняемой государством. Сохранялся при ней богатый архив. А прекрасную переплетную мастерскую со всеми замечательными станками и оборудованием все же успели разграбить козельские чиновники. Система музейных «павильонов» расположилась в братской трапезной, Владимирском храме, доме настоятеля и других помещениях. Сюда начали собирать все исторически и художественно «ценное» – старинное священническое облачение, утварь, мебель, иконы, картины. В ризницах оставалось только самое необходимое. Настоятеля, архимандрита Исаакия, то арестовывали, то выпускали, но от всякого руководства отстранили. Арестовывали и других монахов, выискивая всякие предлоги. В келлиях было холодно – все заготовленные дрова забрали оптинские «учреждения». Старец Анатолий, живший в домике близ Владимирской церкви, в эту морозную зиму 1919 года спал в полушубке и шапке, так как дров не хватало и почти все стекла в окнах были выбиты пьяными комсомольцами. Он говорил, однако: «Мы до конца потерпим с Божьей помощью».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Содержание Из духовного наследия Перед вратами вечности Литература о митрополите Трифоне (Туркестанове) От издателей Раздел первый. Проповеди, расположенные в порядке их произнесения …1891… При погребении оптинского старца иеросхимонаха Амвросия …1894… Поучение в день престольного праздника в тюремном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Сергиевом Посаде В 9-й день по кончине настоятеля Оптиной пустыни схиархимандрита Исаакия …1898… Об иноческих скорбях Об иноческом пути …1900-е… В Ксениинском приюте …1901… При наречении во епископа Дмитровского Ответ на приветствие братии Афонской Пантелеймоновой часовни в Москве по случаю недавнего возведения преосвященного Трифона в епископский сан Прощание с Московской духовной семинарией …1902… Перед присягой дворян по случаю дворянских выборов Освящение храма во имя преподобного Симеона Столпника при больнице-приюте для монашествующих в Даниловом монастыре …1903… О святом храме Речь при освящении здания для школы и библиотеки-читальни при Николаевской, в Толмачах, церкви Средство приобрести смирение О христианском воспитании детей Беседа, сказанная на пасхальном вечере При возведении в сан игумена наместника Богоявленского монастыря отца Ионы В Александре-Мариинском институте имени кавалерственной дамы Чертовой в день акта На торжествах в Иверской Выксунской обители 7–9 июля 1903 года Любите храм Божий (в праздник Казанской иконы Божией Матери) О памяти смертной (наставление новопостриженным сестрам обители) В день годовщины Братства святителя Петра, митрополита Московского, произнесенная на общем собрании Братства После молебна о даровании победы русскому воинству Приветствие почетного члена Военного Сергиево-Пантелеимоновского братства преосвященного Трифона, епископа Дмитровского, командующему Маньчжурской армией генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину На освящении храма во имя святого Феодосия Черниговского в Богоявленском монастыре Утешение веры обуреваемым своеволием неверия Перед присягой московского дворянства по случаю сессии Дворянского губернского собрания На открытие Государственной думы Памяти иеромонаха Варнавы († 17 февраля 1906 года) …1907… Священной памяти великого князя Сергия Александровича Слово в приюте для слепых ремесленников имени А.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

4 сентября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Исаакия Оптинского. Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила. И вот в 1847 году он покинул отчий дом и поступил послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. Послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе. Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха. В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Виктор Афанасьев Оптинский „дедушка“ После кончины Оптинского настоятеля архимандрита Моисея , последовавшей в 1862 году, выбран был на его место братией и утвержден начальством о. Исаакий, иеромонах. Он не желал этого, но попытки уклониться от настоятельства ему не удались. Его давно, еще при жизни о. Моисея прочили ему в преемники. Еще старец Макарий, незадолго до своей кончины, говорил ему: „Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись!“ Вступив в должность, о. Исаакий поехал в Калугу к владыке Григорию II за благословением и советами. Владыка, узнав хорошо о. Исаакия, стал относиться к нему с большим уважением. Но первое время о. Исаакий несколько скорбел о таком своем ответственном назначении. Однажды он сказал владыке: Я лучше бы, ваше преосвященство, согласился пойти в хлебню, чем быть настоятелем. Ну что ж, – добродушно ответил владыка, – пожалуй, пеки хлебы. А кто же настоятелем-то будет? Да ты же! Кто же еще. В Москве о. Исаакий представился владыке Филарету, митрополиту Московскому, всегда помогавшему Оптиной Пустыни в ее делах, особенно в издании духовных книг. После долгой беседы с ним о. Исаакий попросил у него на память четки. Владыка вынес ему из кабинета костяные четки, которые о. Исаакий свято хранил всю жизнь. Архимандрит Исаакий оказался мудрейшим начальником. Обладая даром духовного рассуждения, он вел дела весьма благополучно. Много строил в обители и перестраивал. Расширил Казанский собор. Во Введенском переделал иконостасы, в обоих храмах обновил стенопись. Построил новую больницу с церковью во имя св. Илариона Великого, которую расписали внутри свои живописцы под руководством о. Даниила (Болотова). Была устроена и книжная лавка. И многие другие труды о. Исаакия по расширению и обновлению обители можно еще перечислить (свечной завод, водопровод, гостиница, прачечная, хлебня, скотный двор, братский корпус...). Имел о. Исаакий и дар духовного рассуждения. Но он скрывал его, как и другие свои, данные ему от Господа, дары, – он старался ничем не выделяться из братской среды, нося простую одежду, постоянно бывая в трапезной.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

22. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафоника и иже с ним. Мч. Луппа (с 23 августа). Грузинской иконы Божией Матери. Прп. Исаакия Оптинского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мч. Агафоника (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Аще случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю, кроме праздника Нерукотвореннаго Образа») . Примечание. Служба мч. Луппа (с 23 августа) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, праздника, глас 8-й – 3 (см. в Минее 22 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и мч. Агафоника, глас 4-й – 3. «Слава» – мч. Агафоника, глас 1-й: «Тезоименне назвался еси…» , «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 22 августа, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси земнороднии…» (см. в Минее 22 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – мч. Агафоника, глас 8-й: «Тезоименно звание прием...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Уверяя Иисус…» (см. в Минее 22 августа, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – мч. Агафоника, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17) . «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и мч. Агафоника на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2022-09-04/

22. Понедельник. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафоника и иже с ним. Мч. Луппа (с 23 августа) . Грузинской иконы Божией Матери. Прп. Исаакия Оптинского . Служба попразднства Успения совершается в соединении со службами (без праздничного знака) мч. Агафоника и мч. Луппа (с 23 августа). На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мч. Агафоника, глас 4-й – 3, и мч. Луппа, глас тот же – 3. «Слава» – мч. Агафоника, глас 1-й: «Тезоименне назвался еси...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Подобаше самовидцем...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – мч. Агафоника, глас тот же: «Тезоименно звание прием...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Уверяя Иисус...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мч. Агафоника на 4 и мч. Луппа на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мч. Луппа). По 3-й песни – кондак и икос мч. Агафоника, глас 1-й; седален мч. Агафоника, глас 8-й: «Кровей твоих струями...». «Слава» – седален мч. Луппа, глас 1-й: «Страданием просветився...», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Лик Божественных апостол...». По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мч. Агафоника: «Яко благих тезоименит...». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Апостоли, соберитеся погребсти...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси земнороднии...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2023-09-04/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010