Александро-Невская Зеленчукская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм обители Александро-Невская Зеленчукская пустынь (Александро-Афонская мужская пустынь) основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман. Содержание История [ править править код ] Основание пустыни [ править править код ] История становления пустыни продолжительна. Сначала, послушник Святогорского монастыря Успенской пустыни Харьковской губернии Изюмского уезда Афанасий Канципа узнал о том, что на Кавказе " в местности Баталпашинского уезда, повыше станицы Зеленчукской… есть три сооруженных храма " . Хотя храмы были разорены, стены и своды остались неповрежденными. 23 мая 1873 года послушник обратился с прошением к епископу Моздокскому Исаакию (Положенскому), викарию Кавказской епархии, разрешить ему " со братиею моею перейти из Святогорского монастыря " и " исправить все три храма " . Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий) предписал благочинному XI-ro округа Кубанской области священнику Иоанну Курдюмову осмотреть " означенную местность с развалинами, донести Его священству, удобна ли она для устройства на ней монастыря, какой вид имеют развалины, какие предания о них сохранились в народе, годны ли они для перестройки в храмы Божии " . Епископ хотел получить информацию о том, какие есть исследования о сказанных христианских древностях и, если есть, то " доставить оные в Консисторию или, по крайней мере, указать, где о них и что прочесть " . 30 января 1874 года священник Курдюмов представил свой отчет с ответами на поставленные вопросы и характеристикой местности, как удобной для организации монастыря. Преосвященный Герман поручил всем благочинным Закубанского края сообщать о церковных древностях и потребовал следить за ними и охранять их от дальнейшего разрушения.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗЕЛЕНЧУКСКАЯ АЛЕКСАНДРО-АФОНСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александро-Афонская пустынь, 18 октября 2012. Фото Золотухиной О.М. с сайта sobory.ru Александро-Афонская Зеленчукская мужская пустынь (недейств.) Монастырь расположен на правом берегу реки Большой Зеленчук, в среднем ее течении, близ поселка Нижний Архыз , в 22 км к югу от станицы Зеленчукской (Карачаево-Черкесия). В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии , в 1590 году вошла в состав Астраханской , затем Донской , Кавказской епархий, с 1885 года - Ставропольской епархии . Ныне находится в пределах Пятигорской епархии . Александро-Афонская мужская пустынь основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова) , настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман. История основания пустыни История становления пустыни продолжительна. Сначала, послушник Святогорского монастыря Успенской пустыни Харьковской губернии Изюмского уезда Афанасий Канципа узнал о том, что на Кавказе " в местности Баталпашинского уезда, повыше станицы Зеленчукской… есть три сооруженных храма " . Хотя храмы были разорены, стены и своды остались неповрежденными. 23 мая 1873 года послушник обратился с прошением к епископу Моздокскому Исаакию (Положенскому) , викарию Кавказской епархии, разрешить ему " со братиею моею перейти из Святогорского монастыря " и " исправить все три храма " . Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий) предписал благочинному XI-ro округа Кубанской области священнику Иоанну Курдюмову осмотреть " означенную местность с развалинами, донести Его священству, удобна ли она для устройства на ней монастыря, какой вид имеют развалины, какие предания о них сохранились в народе, годны ли они для перестройки в храмы Божии " . Епископ хотел получить информацию о том, какие есть исследования о сказанных христианских древностях и, если есть, то " доставить оные в Консисторию или, по крайней мере, указать, где о них и что прочесть " .

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц (в нек-рые годы от 1 до 4 номеров были сдвоенными). До этого материалы о жизни епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» (1863-1879) и «Томских епархиальных ведомостях» (1880-1883). Инициатива издания «Е. е. в.» принадлежала Енисейскому еп. Исаакию (Положенскому) , к-рый 14 окт. 1883 г. направил представление в Святейший Синод. Издание было одобрено указом Синода от 23 дек. того же года. В отличие от большинства др. епархиальных изданий офиц. и неофиц. отделы «Е. е. в.» подписывались одним редактором; хотя до 1900 г. они имели раздельную пагинацию, их объединяли общие тетради и даже листы (заглавие неофиц. отдела часто помещалось на обороте последней страницы офиц. отдела), что не позволяло разделить их и переплести отдельно. Редакторами были смотритель Красноярского ДУ К. А. Успенский (с 1884 по 2 за 1894), помощник смотрителя Н. А. Бобылёв (с 3 за 1894 по 1896), Н. В. Владимиров 1-7 за 1897), А. В. Касаткин (с 8 за 1897 по 1906), А. С. Богданов (с 1908 по 2 за 1914), Х. П. Соболев (с 3 за 1914 по 1919). Издание отличалось небольшим объемом. В течение первого 10-летия редакция считала своей обязанностью «освещать местную жизнь, текущую и прошедшую, и давать посильные ответы на запросы дня, какие выдвигало духовное ведомство», стараясь «избегать перепечаток». После ухода Успенского штат журнала сократился, стали часто появляться перепечатки из др. изданий. Избранная на епархиальном съезде 1905 г. редакционная комиссия, «желая порвать связь с обнищавшим духовно прежним органом», постановила издавать новый журнал. С нач. 1907 по июль 1908 г. вместо «Е. е. в.» в увеличенном формате выходил «Енисейский церковный вестник» с подзаголовком «Еженедельный церковно-общественный журнал», в нем помимо церковных проблем поднимались политические. Первые 3 номера редактировал свящ. Петр Никольский, после него временно исполняли должность редактора священники Варсонофий Захаров 4-15, 26-52 за 1907, 1-29 за 1908) и Илия Фокин (впосл. обновленческий архиепископ Сталинградский) 16-25 за 1907). Однако очередной епархиальный съезд в 1908 г. признал, что «самая попытка сделать журнал политическим органом… была очень неудачным явлением» и «за новой вывеской часто скрывалась прежняя скудость содержания». С авг. 1908 г. издание «Е. е. в.» возобновилось «со старым девизом: освещать… церковные вопросы в духе строгой беспартийности».

http://pravenc.ru/text/189967.html

11 июля 1888 г. Н. совершил освящение нового ташкентского собора в честь Преображения Господня, средства на создание которого собирали в течение 17 лет. Именно Н. издал указ, к-рым предписывалось сооружать храмы епархии только из жженого кирпича или дерева, по утвержденным архитектурным проектам, с ведома и по благословению правящего архиерея. Это решение оказало благоприятное воздействие на дальнейшее церковное строительство в Туркестанском крае. С 1885 по 1889 г. различные области современных Казахстана и Кыргызстана, входившие в состав Туркестанского края, подвергались сильнейшим землетрясениям. В опасных ситуациях Н. подавал пример твердости духа, призывал вверенную ему паству к молитве, возлагал надежду на милосердие Божие. Сам Н. во время крупного землетрясения 28 мая 1887 г. чудом спасся от гибели. Несмотря на полученные травмы, он в течение неск. дней помогал пострадавшим от стихийного бедствия, отпевал погибших, восстанавливал разрушенные храмы. Не прибегая к казенным средствам, устроил в г. Верном т. н. временный кафедральный собор. За проявленное мужество архиерей получил благодарность от имп. Александра III Александровича . В результате землетрясения 1889 г. были разрушены все постройки Иссык-Кульского мон-ря. «Напуганный игумен Михаил бежал в Россию и увлек за собой большинство братии», осталось всего 2 монаха из местных жителей. По инициативе Н. обитель стала возрождаться. Туркестанская администрация помогла стройматериалами, Синод выделил 2 тыс. р., миссионерское об-во - 6 тыс. р., св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) пожертвовал 5 тыс. р. В 1891 г. Н. принял в Туркестанскую епархию и назначил псаломщиком в храм в ст-це Зайцевской и законоучителем церковноприходской школы буд. священника Никольской ц. г. Верного сщмч. Александра Скальского . 21 нояб. 1892 г. Н. был переведен на Кишинёвскую кафедру с возведением в сан архиепископа. 19 февр. 1893 г. прибыл в Кишинёв, совершил богослужение в кафедральном соборе; нового архипастыря приветствовал еп. Аккерманский, вик. Кишинёвской епархии, Аркадий (Филонов). Несмотря на слабое здоровье, Н. совершал объезды епархии (см., напр.: Орлов П. Пребывание высокопреосв. Неофита, архиеп. Кишинёвского и Хотинского, в м. Единцах//Кишинёвские ЕВ. 1893. Отд. неофиц. 13. С. 456-462). 13 мая 1894 г. в кишинёвском кафедральном соборе Н. в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова) и городского духовенства совершил заупокойную литургию, а затем отслужил панихиду по Исаакию (Положенскому) , бывш. еп. Кишинёвскому и Хотинскому.

http://pravenc.ru/text/2564994.html

— Зачем он здесь? — закричал предводитель одной из сторон и ударил о. Макария. — Вот тебе, — крикнул он. О. Макарий упал, но быстро поднялся и продолжал говорить. Смелые, ясные глаза миссионера и его бесстрашная проповедь покорила обе враждующие стороны… За минуту дикие и полные гнева алтайцы теперь окружили его, целовали его руки и просили у него прощения» . Другой современник его, иеромонах (будущий митрополит) Нестор (Анисимов), замечательный миссионер, в историческом очерке, посвященном просвещению Сибири, писал: «Сподвижник епископа Владимира по Алтайской миссии игумен Макарий снискал среди населения Алтая такую любовь, что был у них не только пастырем-учителем, но и судьею совести. А его духовные стихи знали там и до сих пор знают наизусть почти все дети. Этот неутомимый труженик 28 лет обогревал ниву православного просвещения на Алтае своею поэтическою душою, исполненною чувством глубокого благожелания. Он был преемником епископа Владимира на Бийской кафедре, а затем, после Исаакия Положенского, и на епархии Томской с 26 мая 1891г., где до сих пор пользуется пламенною сыновнею привязанностью всего православного населения» . Николай Иванович Ильминский (1822-1891), профессор Казанского Университета Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая деятельность Владыки Макария. Освоив еще в начале служения язык местных жителей, он довел знание его до совершенства. В 1864г. иеромонах Макарий прибыл в Санкт-Петербург для печатания в синодальной типографии богослужебных переводов на алтайский язык. Прожил в столице он два года. Живя в Духовной Академии, каждый день ходил пешком в синодальную типографию, находившуюся в здании Святейшего Синода, и, проведя в работе весь день, возвращался пешком домой, неся новые корректуры. Вся работа по правке корректур и сношениям с цензором алтайских изданий лежала на нем. Здесь он познакомился с профессором Н. И. Ильминским. Сотрудничество с этим выдающимся ученым и подвижником было очень плодотворным (особенно в Казани в 1868-69 гг.). В 1867 г. отец Макарий вновь прибыл в столицу и трудился там до июля 1868 года. За оба срока пребывания в Санкт-Петербурге были напечатаны на алтайском наречии:

http://pravoslavie.ru/2632.html

в) Сообщение Владыки Митрополита о сообщенных ему по телефону последних событиях в деле Тегельского прихода. Священник С. Положенский сообщает благоприятные результаты голосования общего собрания Тегельского прихода 23-го октября, что было уже известно из донесения и личного доклада Благочинного архимандрита Иоанна на заседании Епархиального совета 7-го сего ноября. Н. Ф. Васильев сообщает, что правление Владимирского братства сообщило Тегельскому приходскому совету о расторжении арендного договора с приходом к 10-му февраля 1939 года. Н. Ф. Васильев заготовил заявление об отвержении указанного постановления как незаконного. Тегельский приходский совет в заседании 15-го ноября 1938 года постановил всеми голосами, кроме священника С. Положенского и еще одного члена, указанное постановление правления Владимирского братства принять к сведению и вывесить объявление о прекращении договора на церковных дверях, а настоятеля священника С. Положенского, как сопротивляющегося члена Ферейна исключить из списков членов за непристойное поведение и затребовать от него все дела прихода и Ферейна. Слушали: Н. Ф. Васильев полагает целесообразным Тегельский приход закрыть, а священника С. Положенского переместить на должность помощника настоятеля Берлинского князь Владимирского прихода. Предположение о созыве нового общего приходского собрания для переизбрания Тегельского приходского совета едва ли будет разрешено, а если и будет, то общий исход дела, несмотря ни на какие резолюции – предопределен. Такое собрание только затруднит или сделает невозможным перевод отца С. Положенского в Берлин, Постановили: 1. Тегельский приход закрыть и присоединить к приходу св. Равноапостольного князя Владимира в Берлине. 2. Принять к сведению и исполнению предложение Его Высокопреосвященства епархиальному совету от 8/21-го ноября 1938 года: «Вследствие закрытия Тегельского прихода в Берлине, настоятель этого прихода, священник Сергий Положенский перемешается помощником настоятеля прихода св. Равноапостольного князя Владимира в Берлине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дана грамота лета 7051/1543». У подлинной грамоты печать воска красного. У подлинной грамоты сзади написано посредине: Князь Великий Иван Васильевич всея Руссии. Да пониже той строки, писано от края: «Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руссии по сей грамоте пожаловал Строителя Герасима, что на Комельском лесу с братией честной обители Пречистой Риз Положения или в том монастыре кто Игумен или Строитель будет, сей у них грамоты рушить не велел никому ничем; а велел у них ходить Наместникам Вологодским и волостелям Комельским и Архиепископским Наместникам и их тиунам о всём по тому, как в сей грамоте писано. А кому будет чего искать на самом Строителе Герасиме или на его приказчике, ино их сужу Аз, Царь и Великий Князь или Мой дворецкий, которого будет дворецкого Рязанский Дворец в Приказе. Лета 7058/1550 Июня 23. А подписал Царя и Великого Князя Дьяк Роман Казаков. Да под тем же письмом написано посредине: «Приказ Боярина и дворецкого Данила Романовича». Да на той же грамоте подписи разных годов на имена Великих Князей подписаны: В 1-й: лета 7059/1551 Мая в 31 день Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руссии сей грамоты слушал, и выслушав сию грамоту Риз-Положенского монастыря, что на Комельском лесу Строителя Герасима с братией или кто по нём иной Строитель или Игумен будет, пожаловал велел им сию грамоту подписать на Своё Царёво и Великого Князя имя. А кому будет чего искать на самом Строителе или на Игумене, ино его судит богомолец Наш Пермский и Вологодской с тиунами; а монастырских людей и крестьян сужу Аз, Царь и Великий Князь, или Мой Дворецкий, а кроме сей подписи сей у них грамоты рушить не велел никому ничем. А подписал Царя и Великого Князя Дьяк Юрий Кубров. Во 2-й: Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руссии сей грамоты слушал и выслушав, Вологодского уезда Риз-Положенского монастыря, что на Комельском лесу Сахарусовой Пустыни Игумена Васьяна с братией пожаловал велел им сию грамоту подписать на Своё Царёво и Великого Князя имя и сей у них грамоты рушить не велел никому ничем; а велел ходить о всём по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7100/1592 Марта в 31. А подписал Государя Царя и Великого Князя Дьяк Никита Румянной.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

10, л.407–408; д. 13, л. 78. 120 Никитин А.К. Указ. соч. С. 206–207; Metzger К.-Н. Kirchen, Moschee und Synagogen in Wilmersdorf. Berlin, 1986. S. 88–91. 127 Православная Русь. 1947. 12. С. 1–2; Зализецкий И. Сотрудники вымышленные и явные/Православная Русь. 1993. 11. С. 4; Граббе Г. Указ. соч. С. 163; Церковная жизнь. 1938. 5–6; ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 230, л. 1–4. 136 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 592–593. 141 Архив Среднеевропейского экзархата Московской Патриархии в Берлине (АСЭ), ф. свящ. Сергия Положенского. б/л. 142 Архив Среднеевропейского экзархата Московской Патриархии в Берлине (АСЭ), ф. свящ. Сергия Положенского, б/л. 151 ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 228, л. 120, 125: Haugg W. Materialen zur Geschichte der östlich-orthodoxen Kirche in Deutschland/in: Kyrios, 6 Band. 1942/43. S. 131–132. 164 Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Средне-Европейского митрополичьего округа. Мюнхен, август 1946. С. 2. 172 Граббе Г. Фантастическая история/ Церковь и ее учение в жизни. Т. 2. Монреаль, 1970. С. 167–168: Григорий (Граббе), епископ. Архиерейский Синод во Вторую мировую войну/Завет святого Патриарха. М., 1996. С. 322–323. 181 Незаконность польской автокефалии оспаривается некоторыми западными историками, считающими, что отрыв Польской Православной Церкви от Константинополя, совершившийся в XVII веке, был осуществлен вразрез с волей польского епископата, т. е. противоречил соборности Церкви. 230 Stehle H. Der Lemberger Metropolit Scheptyckyj und die nationalsozialistisch Politik in der Ukraine: Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte 34/1986.3. Heft, München, 1986. S. 410. 415; Das Diensttagebuch des deutschen Generalgouverneurs in Polen 1939–1945. Stuttgart, 1975. S. 458. Читать далее Источник: Крест и свастика. Нацистская Германия и православная церковь/М. В. Шкаровский. - Москва : Вече, 2007. - 505 с. - (Военные тайны XX века).; ISBN 978-5-9533-2083-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди важнейших резолюций, принятых собранием, следуем указать и решение обратиться «в соответствующие органы с ходатайством об организации Среднеевропейского митрополичьего округа и назначении архиепископа Серафима его главой», а также резолюцию 3: «Архиерейскому совету православной епархии Германии поручается безотлагательно организовать Епархиальный Миссионерский комитет. В обязанности Епархиального Миссионерского комитета будут входить следующие задачи: издание религиозной литературы, в особенности апологетического содержания, и ее распространение среди населения освобожденных от советской власти районов; изготовление нательных крестиков, сбор богослужебных сосудов и т. д. для нуждающихся православных приходов на освобожденных восточных территориях…». Кроме того, архиеп. Серафима просили «организовать православное окормление русских и украинских военнопленных и обратиться по этому поводу с очередным обоснованным прошением в соответствующие ведомства». Эта резолюция, как и решение о создании религиозно-философского кружка, «для того чтобы участники этого кружка позднее могли успешно трудиться у себя на родине на поприще религиозного и морального просвещения», из-за сопротивления немецких властей в основном выполнены не были. Для умиротворяющей деятельности архиеп. Серафима было характерно, что он откорректировал список из 8 кандидатов в члены архиерейского совета, избранных на собрании, исключительно по своей инициативе включив в него двух активных представителей евлогианской общины – священника Сергия Положенского и старосту храма Св. Владимира в Берлине Н. Васильева. В марте 1942 г. все кандидаты были утверждены РКМ – такое санкционирование со стороны властей являлось в нацистской Германии обязательным актом 488 . В соответствии с резолюцией епархиального собрания карловацкий синод 26 мая 1942 г. принял решение о преобразовании Германской епархии в Среднеевропейский митрополичий округ, в состав которого вошли церкви в Германии, протекторате, Бельгии, Словакии и Люксембурге. Митрополитом был назначен архиеп. Серафим. Об этом решении 27 мая митр. Анастасий написал в РКМ, и 4 июня министерство отправило архиеп. Серафиму ответ о своем полном согласии. Такой быстрый ответ объясняется тем, что РКМ, действуя в соответствии со своей концепцией, сумело еще раньше получить согласие на утверждение архиеп. Серафима в качестве митрополита у уполномоченного фюрера по делам всеобщего духовного и мировоззренческого обучения и воспитания НСДАП А. Розенберга и у начальника полиции безопасности и СД. Об этом 24 апреля 1942 г. министерство известило МИД 489 . Вероятно, получить такое согласие было непросто, так как Розенберг относился враждебно к РПЦЗ и митр. Серафиму лично.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель собрания архимандрит Иоанн Секретарь Виктор Леонтович 16 63 . Заявление Братства во имя святого равноапостольного князя Владимира в совет второго русского греко-православного прихода в Берлине – Борзигвальде Берлин, 9 ноября 1938 г. Принимая во внимание новый порядок русских православных церковных отношений в Германии (изменение основы договора), как и негативное отношение некоторых членов правления к стараниям по унифицированию, мы расторгаем арендный договор от 10 ноября 1932 г. со вторым русским греко-православным приходом в Берлин – Борзигвальде к 10 февраля 1939 г. Исполняющий обязанности председателя правления русский генерал-майор Н. Глобачев Секретарь барон А. Крюденер Струве 17 64 . Проект ответа приходского совета общины свв. Константина и Елены Братству св. кн. Владимира Берлин. 15 ноября 1938 г. На заявление Ваше от 9-го сего ноября о прекращении нашего арендного договора с 10 февраля 1939 года долг имеем разъяснить, что мы не можем признать это Ваше заявление законным. Доводы, приводимые Вами, не имеют никакой юридической силы. По пункту первому ясно, что никакие изменения существующего законодательства не могут явиться поводом к разрыву договора, ибо закон не имеет обратной силы. По пункту второму также совершенно ясно, что то или иное поведение членов нашего приходского совета есть внутреннее дело прихода, никак Вас не касающееся. Поводы к разрыву договора предусмотрены в самом договоре, и ни того, ни другого из указанных Вами пунктов там нет. Впредь до того момента, когда Вами будут указаны какие-нибудь конкретные с нашей стороны нарушения договора, мы считаем этот договор – с законными продлениями – действующим по 31.ХП.1943 года. 18 65 . Выписка из журнала заседания Епархиального совета Управления православных русских церквей в Европе в юрисдикции митр, Евлогия 66 Париж, 21 ноября 1938 г. Слушали: а) Донесение настоятеля Тегельского прихода священника С. Положенского от 24 ноября 1938 года, на имя Его Высокопреосвященства. б) Донесение Н. Ф. Васильева от 16 ноября 1938 года на имя Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010