Так, и Исаакий, «…приходя на заутреню раньше всех, стоял твердо и неподвижно. Когда же наступала зима и морозы лютые, стоял в башмаках с протоптанными подошвами, так, что примерзали ноги его к камню, и не двигал ногами, пока не отпоют заутреню. И после шел в поварню и приготовлял огонь, воду, дрова…» . Первые юродивые появились ещё в Византии, но по-настоящему раскрылся и расцвёл этот вид святости на Руси, где юродивых особенно любили. Такой человек мог говорить всё что угодно даже Царю. Именно Исаакию Торопецкому выпало стать первым русским юродивым Именно Исаакию Торопецкому выпало стать первым русским юродивым! Описывая чудесные случаи, происходившие с Исаакием, Нестор Летописец свидетельствует: «Иному я сам был очевидцем» . Об отношении Нестора к Исаакию говорит тот факт, что в «Повести временных лет» Исаакию Торопецкому отведено 4 главы, в то время как многие, даже Великие князья, удостоились лишь пары строчек! Погребение Исакия игуменом Иоанном и братией. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века Преподобный, затворник, юродивый – столько видов святости смог понести Исаакий. За смирение и подвиги Господь наделил своего избранника особыми дарами: в акафисте святой Исаакий не просто так назван «скорым помощником и преславным чудотворцем» . По молитве к Исаакию Торопецкому разрешались сложные жизненные обстоятельства, подавалось просимое, приходила неожиданная помощь В 2015-м году в посёлке Старая Торопа (близ Торопца) был освящён храм в честь Преподобного Исаакия, затворника Печерского. Прихожане поведают немало случаев, когда по молитве к Исаакию Торопецкому разрешались сложные жизненные обстоятельства, подавалось просимое, приходила неожиданная помощь. По свидетельству человека, пережившего критическую ситуацию, когда была спасена человеческая жизнь: «помощь пришла совершенно неожиданным образом, сразу после горячей просьбы: Святой Исаакий, помоги!» Храм в честь Преподобного Исаакия, затворника Печерского в посёлке Старая Торопа В Старой Торопе, в храмовой иконе, находится частица мощей святого.

http://pravoslavie.ru/158855.html

Однажды вечером преподобный Исаакий Печерский стал по обычаю на молитву и пел псалмы до полуночи. В полночь же, утрудившись, погасил свечу и сел на обычном месте своем. И вот, внезапно воссиял в пещере великий свет, как бы от солнца; явились Исаакию два беса в образе юношей прекрасных, которых лица блистали так же, как солнце, и сказали Исаакию: «Исаакий, мы Ангелы; а вот идет к тебе и Сам Христос и еще со многими Ангелами». Исаакий, встав, увидел множество бесов, тоже блиставших, как солнце; а один бывший посреди их паче всех сиял, и от лица его лучи исходили. И сказали бесы святому: «Исаакий, вот и Христос, поклонись же Ему». Исаакий, не уразумев бесовской прелести и забыв осенить себя крестным знамением, встал и поклонился сатане, как Христу. И что же? Тотчас же все бесы подняли великий вопль, крича: «Наш, наш ты Исаакий!» И, посадив его, сами начали садиться вокруг него, и наполнилась келья бесами. И мнимый Христос сказал бесам: «Возьмите бубны, тимпаны и гусли и ударяйте в них; пусть и Исаакий с нами пляшет». И тотчас бесы ударили в бубны и тимпаны и гусли и, взяв насильно Исаакия, стали наругаться над ним, и наругались, сказано, на мног час! Затем, оставив преподобного едва живым, исчезли. Наутро преподобный Антоний, принесший по обычаю Исаакию пищу, так же по обычаю сказал: «Благослови, отче Исаакий!» Ответа не было. Антоний еще неоднократно повторил свои слова, но опять не было ни гласа, ни послушания. Тут Антоний, подумав, что Исаакий умер, послал за игуменом и братией. И собрались братия в пещере во главе с преподобным Феодосием, откопали загражденный вход в пещеру и вынесли из нее Исаакия, считая его умершим. Но когда заметили в нем спустя некоторое время признаки жизни, то положили его в келье на одре; и сначала стал ухаживать за ним преподобный Антоний, а по отсутствии его и сам игумен Феодосий, перенесший Исаакия уже в свою келью. И ходил за ним Феодосий два года, день и ночь молился об исцелении его. А нужно заметить, что в эти два года Исаакий был нем и глух, расслаблен всеми членами и без посторонней помощи не мог даже и поворотиться на постели. Только на третий год по молитве отцов печерских он начал мало-помалу укрепляться силами и приходить в себя. Но и тут еще сила действа дьявольского отражалась на нем; ибо, по выздоровлении, Исаакий не хотел ходить в церковь и вкушать пищи. И только усиленные, наконец, заботы и попечения о нем преподобного Феодосия через немалое время сделали его уже окончательно здравым и душою и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Заявил также, что польский король собирает много войска, чтобы побить запорожских казаков и разорить православную веру, и что он, Исаакий, везет в Москву от своего митрополита Иова Борецкого три письма и имеет еще словесные духовные дела к патриарху Филарету. Воеводы дали о всем знать государю и послали к нему письма митрополита Иова вместе с письмом самого Исаакия. Во всех своих письмах (от 24 августа) митрополит просил, чтобы Исаакия свободно пропустили в Москву, дали ему милостыни и верили ему во всем, что будет говорить, как «мужу, тайну царскую могущему сохранити». О том же просил в своем письме и Исаакий. Царь дал приказ отпустить из Путивля в Москву епископа Исаакия с его спутниками. В генваре 1625 г., 4-го числа Исаакий представлялся царю Михаилу Федоровичуи поднес ему деревянный крест с мощами от Святой горы да мощи святой великомученицы Варвары и получил государева жалованья: сребропозлащенный кубок с крышкою, 12 аршин камки, 13 аршин обьяри багровой, 40 соболей и 35 рублей деньгами. В феврале, 10-го числа представлялся патриарху Филарету и поднес ему святое миро и греческую книгу — жития святых, а от него получил образ, обложенный серебром, сребропозлащенный кубок, 12 аршин камки, 40 соболей и 25 рублей деньгами. Да кроме того, выпросил для своего будущего монастыря богослужебные книги: напрестольное Евангелие, Апостол, Служебник, Октоих и Триоди, постную и цветную. По другому, более важному делу, о котором поручено было Исаакию доложить царю и патриарху только на словах, Исаакий имел беседу 14 генваря на Казенном дворе по указу государеву с князем Иваном Борисовичем Черкасским да с думным дьяком Грамотиным. Исаакию было поручено, как объяснял он боярам, бить челом великому государю, чтобы он принял Малороссию под свою высокую руку и защитил ее от поляков. Но бояре отвечали Исаакию: «Из твоих речей видно, что мысль эта в вас самих еще не утвердилась и не окрепла между вами и что казаков не будет столько, чтобы они одни могли стоять против поляков, да к тому ж весною казацкое войско собирается идти морем на турок, так теперь царскому величеству этого дела начать нельзя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Депутаты Петербурга рассмотрят вопрос о референдуме по Исаакию 28.06.2017 11:50 Версия для печати С.-Петербург, 28 июня. Законодательное собрание Петербурга в среду рассмотрит вопрос о проведении референдума о статусе Исаакиевского собора, сообщает РИА Новости . Ранее комитет по законодательству городского парламента рекомендовал внести вопрос о референдуме в повестку пленарного заседания ЗС 17 мая. Вопрос был включен в повестку заседания, однако перед его началом парламентарий Ивченко предложил снять обсуждение референдума. Его предложение поддержало большинство депутатов, и этот вопрос был исключен из повестки. Юридическое управление ЗС определило, что вынесенный на обсуждение вопрос не соответствует федеральному и местному законам, и подготовило проект об отклонении вопроса о референдуме. Рассмотрение этого вопроса намечено в конце повестки дня последнего заседания весенней сессии городского парламента. За предложение рассмотреть документы по данному вопросу депутаты проголосовали единогласно. Ситуация вокруг Исаакиевского собора вызвала общественный резонанс, когда власти Петербурга решили передать собор на 49 лет РПЦ в безвозмездное пользование с сохранением музейно-просветительских функций. Позже они уточнили, что собор передается без смены юридического статуса — его владельцем остается город. Общественность обеспокоена судьбой Исаакия, несмотря на заявление представителей РПЦ, что музейные функции будут расширены, а вход в собор станет бесплатным.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Горизбирком Петербурга зарегистрировал инициативную группу референдума по Исаакию 28.03.2017 16:41 Версия для печати Санкт-Петербург, 28 марта. Избирательная комиссия Петербурга на заседании во вторник зарегистрировала инициативную группу по организации референдума по вопросу принадлежности Исаакиевского собора, сообщает «Интерфакс-религия» . 14 марта избирательная комиссия отказала в регистрации инициативной группы референдума, поскольку ходатайство не соответствовало требованиям закона. Однако прямо на заседании комиссии депутат заксобрания Петербурга Борис Вишневский передал председателю горизбиркома Виктору Панкевичу новую заявку, в которой были исправлены ошибки. Как сообщалось, инициативная группа граждан подала заявку на проведение референдума по вопросу принадлежности Исаакиевского собора, Петропавловского собора и Спаса-на-Крови. В инициативную группу вошли 22 человека, в том числе шесть депутатов законодательного собрания от «Яблока», «Справедливой России» и «Партии роста», представители Санкт-Петербургского союза ученых, Российского союза работников культуры и градозащитники. Горожанам предлагается ответить на следующий вопрос: «Согласны ли вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, Спас-на-Крови и Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями, при обеспечении возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Заксобрание Петербурга сняло с повестки вопрос о референдуме по Исаакию 24.05.2017 12:31 Версия для печати Санкт-Петербург, 24 мая . Законодательное собрание Петербурга снова сняло с повестки дня вопрос о референдуме по Исаакиевскому собору по предложению депутата Бориса Ивченко, передает корреспондент РИА Новости . Ранее комитет по законодательству городского парламента рекомендовал внести вопрос о референдуме в повестку пленарного заседания Заксобрания 17 мая. Вопрос был включен в повестку заседания, однако перед его началом парламентарий Ивченко предложил снять обсуждение референдума. Его предложение поддержало большинство депутатов, и этот вопрос был исключен из повестки. Юридическое управление ЗакСа определило, что вынесенный на обсуждение вопрос не соответствует федеральному и местному законам, и подготовило проект об отклонении вопроса о референдуме. До этого депутаты дважды отказались включать в повестку заседаний вопрос о референдуме, который пытались внести «с голоса» инициаторы идеи референдума. Пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга Андрей Кибитов пообещал, что Исаакиевский собор в любом случае сохранит музейно-просветительские функции.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Приведенный рассказ отца Исаакия записал отец Гермоген за несколько дней до кончины старца. Скончался отец Исаакий истинною христианскою кончиною и был погребен на общем братском кладбище в Боголюбской киновии. Царство ему Небесное и вечный покой. Схимонах Исаакий и невидимые противники Иисусовой молитвы Бесы являлись схимонаху Исаакию целыми полкáми, крича: «Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу – Его нет!» В 1906 году в больнице Троице-Сергиевой Лавры отошел ко Господу старец 96 лет, схимонах Исаакий. Перед своей кончиной он подвергся явному бесовскому нападению за свои великие подвиги в совершении Иисусовой молитвы, которую он, будучи совершенно слепым, непрерывно умно творил. А это, видимо, диаволу крепко не нравилось. Незадолго до своей кончины отец Исаакий стал жаловаться своему духовному отцу, иеромонаху Нифонту, и иеромонаху Диомиду, что бесы угрожающе кричат на него и, появляясь перед ним в страшном обличии, неистово требуют, чтобы он перестал совершать Иисусову молитву, грозя иначе уничтожить его. Духовно опытный иеромонах Нифонт ободрял старца, уверяя, что угрозы бесов бессильны, и в подкрепление его души часто приобщал его Святых Христовых Таин. Бесы продолжали бушевать и являлись отцу Исаакию целыми полками, крича: «Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу – Его нет! Мы одни во всем мире царствуем. Бога нет, покорись нам, и ты будешь покоен и будешь пользоваться от нас великой честью. Если ты не покоришься нам, все равно погибнешь». Слепой смиренный старец продолжал с кротостью слезно призывать Бога, как учил его отец Нифонт: «Господи! Ради страданий Твоих, помилуй мя, ради Воскресения Твоего, воскреси падшую душу мою. Благодатью Духа Святого просвети мой ум к исполнению Животворящих Твоих заповедей». За три дня до своей кончины старец Исаакий, по милости Божией, получил полный душевный покой. Перед самой кончиной он сподобился утешительного видения, ободряющего надеждой на Божие помилование, и почил как истинный праведник. Долготерпение лаврского иеромонаха Артемия

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Оборотная сторона фотографии подписана лично архимандритом Исаакием Архимандрит Исаакий. 1952 г. «Всеми силами, – вспоминал впоследствии архимандрит Исаакий, – старался я впитать в себя как можно больше того драгоценного мира, который так необходим моей душе. Ездили в Чебоксары – столицу Чувашской республики, были на богослужении. Служба в храме шла на чувашском языке. Присутствовал я и при деловой беседе Владыки Сергия с главным муллой Казани, интересовавшимся, как мы, духовные отцы, со свой паствой говорим о борьбе за мир, о взаимопонимании». Боль утраты Это был первый и последний отпуск отца Исаакия за все его священническое служение. Правда, осенью он неожиданно был вызван в Казань телеграммой в связи с плохим самочувствием Владыки Сергия. А через три месяца, 18 декабря 1952 года, Владыка Сергий скончался. Он был одним из самых замечательных русских иерархов, в течение 25 лет возглавлял православные приходы в Чехии, Австрии и Германии. Ежегодно в день кончины своего друга, наставника и учителя архимандрит Исаакий молился и призывал верующих к молитве об усопшем, с которым имел утешение и великую радость служить вместе в продолжение 17-ти лет. «И боль этой утраты с новой силой вонзается в мое сердце. Это был замечательный светильник на свещнице нашей Церкви, которого и чтил, и уважал сам ныне здравствующий Святейший Патриарх Алексий, вместе с ним учившийся в Московской академии. Мне же Владыка Сергий, скажу прямо, был вторым отцом. Крест, подаренный архимандриту Исаакию, с надписью на обратной стороне: «Дорогому моему чаду и нареченному «братику " и другу Архимандриту Исаакию...». Казань. 1952 г. Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий и архимандрит Исаакий. Казань. 26 августа 1952 г. Я был ему не только сыном (что было естественно), не только послушником (что было сладостно), но больше того – он почтил меня названием «братика», т.к. постригал нас в монашество и рукополагал во священство один и тот же митрополит Евлогий, только Владыку Сергия на 20 лет раньше, чем меня. И вы можете мне поверить, что если есть во мне что-либо хорошее, если делаю я вам что-либо по душе, то это исключительно потому, что я был учеником таких выдающихся архиереев, какими были и Владыка Сергий Казанский, и наш незабвенный митрополит Николай», – из проповеди архимандрита Исаакия 1957 года. Трудные времена

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда архимандрит Исаакий подошел к Святой Чаше и назвал свой сан и имя, то служивший Литургию настоятель храма отец Игнатий попросил его подождать окончания службы. Сам отец Игнатий недавно вернулся из ссылки. Побеседовав с ним и выпив чаю, отец Исаакий продолжил свое путешествие. В Чкалове он тотчас же отправился на поиски храма. Церквушка стояла на прекрасном месте и вся утопала в распускающейся зелени. Когда отец Исаакий подходил к ней, ударили в колокол. Невольно на глаза навернулись слезы, он перекрестился: впервые после долгих лет разлуки с родной русской землей, он услыхал церковный звон. Сердце преисполнилось вновь тихой радости и бесконечной благодарности Богу. Встречали архиерея – епископа Мануила. 21 Служба была великолепная, пели верхний и нижний хоры, служили шесть священников. Отец Исаакий простоял коленопреклоненным всю службу. Подойдя под благословение к Владыке Мануилу, он попросил помолиться за архимандрита Исаакия. Архиерей быстро вынул из кармана большой платок и завязал на нем узелок. Сострадательные бабушки-богомолки сразу стали собирать сильно истощенному незнакомому священнику кто что мог... Благодаря им от города Чкалова до Актюбинска отец Исаакий ехал уже не в товарном вагоне, а в пассажирском общем вагоне. «В вагоне со мной ехала одна семья, – вспоминал он впоследствии. – Когда сели обедать, хозяин достал хлеб и стал резать так, как когда-то его резали простые русские люди. Хозяйка копошилась, что-то доставала из корзины. Они переглянулись друг с другом, и вдруг хозяин вытащил из тряпки хлеб, который было уложил на свое место, отрезал большой ломоть, намазал его сыром и подал мне. Я, правда, не мог сдержаться – заплакал». Актюбинск. Встреча с архиепископом Николаем Алма-Атинским и Казахстанским Надпись: «Ощущение свободы. Лунная ночь в Актюбинске. Весна 1946 г.» В Актюбинске отец Исаакий снова пошел в город искать церковь и встретил пожилого человека, с виду похожего на батюшку. Действительно, это был священнослужитель – отец Сергий. 22 Разговорились, оказались земляками. Актюбинский батюшка помог отцу Исаакию найти квартиру и посоветовал насчет работы обратиться в горисполком, однако там отцу Исаакию заявили, что работы в городе нет, а есть только в колхозе. Отец Исаакий пояснил, что просит разрешения работать при церкви в любом качестве: топить печь, рубить дрова, сторожить. Ответ был краток: «Мы не возражаем, если вас там возьмут».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При выборе нового настоятеля голоса разделились: часть иеромонахов отдала предпочтение иеромонаху Пафнутию. Однако было оглашено мнение митрополита Филарета и покойного отца Макария, а к этому присоединились голоса отца Амвросия и преосвященного Григория. Игумену Антонию, брату покойного настоятеля, было поручено возвести отца Исаакия на настоятельское место в оптинском Казанском соборе. Первыми распоряжениями отца Исаакия были перемены в должностях. Иеромонах Савва, казначей, по старости попросился на покой. Он был заменен иеромонахом Флавианом. А на место иеромонаха Пафнутия, перемещенного в Малоярославецкий Николаевский монастырь, скитоначальником назначен был иеромонах Иларион. Через год отец Исаакий в Москве нанес визит митрополиту Филарету, – тот принял его весьма милостиво, о многом расспрашивал и дал полезные наставления. На прощание владыка подарил отцу Исаакию четки, которые тот бережно хранил всю жизнь. В 1864 году, в сентябре, отец Исаакий возведен был преосвященным Григорием в сан игумена. Как и покойный отец Моисей, отец Исаакий в настоятельских делах, хлопотливых и разнообразных, во всем полагался на Господа. Когда он принял монастырскую казну, в ней наличными было всего 10 копеек. Но к этому времени Оптина пустынь имела весьма большое хозяйство: земли, покосы, огороды, лесные дачи, мельницы, скот и другое, – все это требовало хозяйского глаза. И обитель при отце Моисее стала больше, и все, что тут было, требовало ухода, присмотра, ремонта... Мастерские... скотный двор... И главное, конечно, братия, для которой требовались не только одежда и трапеза, но и молитвенная келейная и церковная жизнь. Пришлось отцу Исаакию привыкать к деловой переписке, документам, общению с многими мирскими людьми... Новый настоятель не потерялся. Он не утратил своего строго духовного настроя и ничего не предпринимал без благословения старца Амвросия. Благодаря этому хозяйственные заботы не разорили души отца Исаакия, наоборот, он даже приобретал новые духовные достоинства, из которых главным и, так сказать, вечно приобретаемым было смирение. Если, например, ему случалось нечаянно обидеть брата, он, недолго думая, шел к нему, становился на колени и просил прощения. При исповедании помыслов старцу он не стремился вперед, а смиренно становился в очередь. И братии говорил при случае: «Смирение – высота!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010