02.11.1896 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 02.11.1896 29.03.1900 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 29.03.1900 28.03.1902 ОРЛОВСКАЯ 28.03.1902 10.04.1904 Ириней Середний в/у УФИМСКАЯ 12(25)07.1975 13(26)07.1975 УФИМСКАЯ 14(27)07.1975 06(19)07.1976 СЕРПУХОВСКАЯ 06(19)07.1976 03(16)07.1982 Упр. ПАТР. ПРИХОДАМИ В КАНАДЕ 06(19)07.1976 03(16)07.1982 АСТАНАЙСКАЯ 03(16)07.1982 19.01(01.02)1984 ХАРЬКОВСКАЯ 19.01(01.02)1984 31.08(13.09)1989 ЛЬВОВСКАЯ 31.08(13.09)1989 28.03(10.04)1990 РОВЕНСКАЯ и ВОЛЫНСКАЯ 28.03(10.04)1990 06(19)10.1993 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06(19)10.1993 Ириней Фальковский ЧИГИРИНСКАЯ 24.02.1807 07.02.1812 СМОЛЕНСКАЯ 07.02.1812 06.07.1813 в/у МОГИЛЕВСКАЯ 01.05.1813 06.07.1813 ЧИГИРИНСКАЯ, паки 06.07.1813 29.04.1823 Ириней Шульмин КУШВИНСКАЯ 27.01(09.02)1923 19.09(02)10.1923 МЕНЗЕЛИНСКАЯ 19.09(02.10)1923 20.10(02.11)1923 МАЛМЫЖСКАЯ 13(26)05.1924 06(19)02.1925 ЕЛАБУЖСКАЯ 06(19)02.1925 09(22)12.1925 ЕЛАБУЖСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 17(30)01.1926 в/у ЧЕЛНИНСКАЯ в/у МЕНЗЕЛИНСКАЯ в/у ЧЕЛНИНСКАЯ, паки МЕНЗЕЛИНСКАЯ, паки ЕЛАБУЖСКАЯ, паки 19.06(02.07)1930 БУГУРУСЛАНСКАЯ 19.06(02.07)1930 02(15)12.1930 в/у КАЗАНСКАЯ МАМАДЫШСКАЯ 02(15)12.1930 13(26)04.1934 в/у КАЗАНСКАЯ, паки 10(23)03.1933 29.07(11.08)1933 ПЕНЗЕНСКАЯ 13(26)04.1934 08(21)05.1935 САМАРСКАЯ 08(21)05.1935 10(23)10.1937 Иродион Жураковский (Жураховский) ЧЕРНИГОВСКАЯ 06.05.1722 23.07.1734 Исаакий КРУТИЦКАЯ Исаакий ПЕРМСКАЯ 20.01.1397 (22.03.1416) Исаакий (Исаия) ЧЕРНИГОВСКАЯ до 1389 после 1416 Исаакий Борискович ЛУЦКАЯ 11.01.1621 Исаакий (Иоаким, «Яцко») Гдашицкий в/у ЛЬВОВСКАЯ Исаакий Положенский МОЗДОКСКАЯ 09.05.1871 14.05.1881 КРАСНОЯРСКАЯ 14.05.1881 08.03.1886 ТОМСКАЯ 08.03.1886 12.01.1891 КИШИНЕВСКАЯ 12.01.1891 21.11.1892 АСТРАХАНСКАЯ 21.11.1892 19.12.1892 НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.07.1699 02.09.1708 Св. Исаия ЯРОСЛАВСКАЯ 15.05.1089 Исаия (Исаакий) Борисович Копинский (Копыстенский) ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 06.10.1620 08.1628 СМОЛЕНСКАЯ 08.1628 29.10.1631 КИЕВСКАЯ 29.10.1631 Исаия Ковалев УГЛИЧСКАЯ 15(28)11.1954 08(21)10.1960 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 15(28)11.1954 08(21)10.1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 25 лет от начала унии православные вовсе не имели у себя митрополита и епископов, кроме двух и, наконец, одного, и польское правительство старалось навязать им униатского митрополита и епископов, которых одних признавало законными. Потом около 12 лет православные имели уже у себя своего митрополита и епископов, поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном. Но польское правительство не признавало их, называло их лжемитрополитом и лжеепископами и по-прежнему усиливалось подчинить православных власти униатского митрополита и епископов. Теперь сам польский король своим письменным актом и присягою даровал православным право иметь своего митрополита и четырех епископов. И этот акт, хотя встречал постоянное сопротивление со стороны униатов и латинян, не был уже отменен никогда во всей целости; напротив, не раз подтверждался и впоследствии королями и сеймами. Но с другой стороны, этим же актом навсегда прекращалась прежняя высшая иерархия, которую дал православным патриарх Феофан. Польское правительство, оставаясь верным себе, как прежде не признавало этой иерархии, так и теперь не хотело признать. У православных были налицо митрополит и четыре епископа, ровно столько, сколько назначено для православных епархий,— и, однако ж, об этих митрополите и епископах в «Статьях» короля Владислава даже не упомянуто и никто из этих иерархов не утвержден на какой-либо кафедре; напротив, православным предоставлено вновь избрать себе митрополита и епископов. И они, как увидим, действительно избрали двух кандидатов на митрополию и представили на утверждение короля, хотя был у них митрополит Исаия Копинский; избрали кандидата на кафедру Луцкую, хотя был у них епископ Луцкий Исаакий Борискович; избрали кандидатов на кафедры Перемышльскую и вновь учрежденную Мстиславскую, хотя у них были еще два епископа — Холмский Паисий Ипполитович и Пинский, или Туровский, Авраамий Стагонский, которые всего естественнее могли бы быть перемещены на эти кафедры, так как прежние их кафедры утверждены теперь за униатами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

В 1624 г. в Москву прибыл с письмами от митрополита Иова к царю и патриарху епископ Луцкий Исаакий Борискович. Однако на сей раз он привез государю не только просьбу о материальной помощи, но и предложение принять Малороссию в свое подданство, дабы охранить православных от гонений со стороны католиков. Исаакия вновь щедро одарили дорогими подарками и выделили ему " милостыню " для Киевской митрополии, но принять его предложение не могли: Москва была еще слишком слаба после недавно пережитой смуты, чтобы затевать с Польшей новую войну. Истощенной России это было пока что не по силам. В обстановке вновь возникшей острой конфронтации некоторые представители как православных, так и униатов, стали искать пути к достижению взаимного примирения и согласия. Некоторые униаты не могли не сознавать, что уния обманула их ожидания, так и не уравняв их в правах с римо-католиками, но став орудием латинизации. На Рим и Варшаву роптали даже униатские епископы, не получившие обещанных привилегий и ощущавшие себя католиками второго сорта. В то же время и некоторые православные деятели готовы были пойти на определенный компромисс с униатами, дабы положить конец насилию и гонениям, нормализовать церковную жизнь. Это дало основание для переговоров между обеими сторонами, которые имели место в 1620-х гг., но так и не принесли никаких результатов, что было целиком закономерно: униаты не могли отказаться от идеи подчинения папскому Риму, чего не принимали православные, а последние, в свою очередь, не могли не сознавать, что уния рано или поздно трансформируется в чистое латинство. Все переговоры, таким образом, были изначально обречены на провал. К сожалению, некоторые из числа тех православных, кто был наиболее склонен к компромиссу с греко-католиками, зашли слишком далеко, идя по этому пути. Так, не выдержав гонений и испытаний, в конце концов совратился в унию ректор Киево-братской школы Кассиан Сакович, которого католики соблазнили саном архимандрита и передачей под его управление богатых монастырей города Дубно.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav4...

На нач. 1625 г. было назначено заседание очередного сейма. На него послы войска Запорожского снова направили требования признать законность поставления правосл. епископов, наделить их «добрами церковными», прекратить преследования со стороны униатов. Однако положительного ответа не ожидали. В Варшаве не нуждались в помощи Запорожского войска. Напротив, было принято решение направить на Украину армию и сломить сопротивление казачества. В Киеве опасались, что эта армия станет одновременно силой насаждать католичество. В этих условиях И. пытался найти поддержку в России и побудить войско Запорожское к сближению с Русским гос-вом. 24 авг. 1624 г. И. обратился с посланием к царю Михаилу Феодоровичу . Описывая тяжелое положение и мирян, подвергавшихся насилию со стороны униатов, и епископов, скрывавшихся в Киеве под защитой казацкого войска, И. просил царя помочь «российского ти племени единоутробным людем» как «щедротами», так и «промыслом о свободе» (Воссоединение Украины с Россией. 22. С. 47). С этой грамотой в Москву поехал Луцкий еп. Исаакий (Борискович) . 1 сент. И. направил грамоту патриарху Филарету с просьбой принять направлявшегося в Москву Памву (Берынду). В грамоте И. обращался к Филарету как «господину отцу и пастыру своему» и называл его «пастырем всея России» (Там же. 23. С. 49). Когда еп. Исаакий (Борискович) находился на пути в Москву, И. в дек. 1624 г. обратился к гетману Каленику Андрееву с просьбой о помощи в борьбе против униатов, и гетман прислал 2 полковников, которые расправились со сторонниками унии в Киеве: были убиты киевский войт Ходыка и один из униат. священников. Вскоре после этого гетман Каленик также направил в Москву посольство во главе с И. Гирей, и в февр. 1625 г. казацкое войско было принято на рус. службу с обязательством защищать юж. границы России от набегов татар. На переговорах, к-рые еп. Исаакий (Борискович) вел в Москве, затрагивались вопросы о переходе укр. и белорус. земель под рус. власть, о помощи казачеству в войне с поляками, о предоставлении убежища правосл. епископам и войску Запорожскому на рус. территории. Еп. Исаакий получил ответ, что даже в самой Речи Посполитой почва для борьбы за присоединение укр. и белорус. земель к Русскому гос-ву не подготовлена, но, если притеснения православных будут продолжаться, царь и патриарх будут думать о том, как освободить православную веру и Церковь от еретиков. Посольство еп. Исаакия положило начало постоянным контактам И. с рус. правительством и Московским патриархом.

http://pravenc.ru/text/578176.html

Исаакий, епископ Перемышльский (Борискович) Был послушником Киево-Печерской лавры. Затем перешел на служение к Александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем в качестве ученика и синкелла 12 в течение семи лет, до кончины патриарха. Многие годы подвязавшийся на Востоке и Афоне, по возвращении в Южную Россию он был назначен настоятелем Дерманского Троицкого монастыря, открытого князем Константином Острожским при содействии патриаршего экзарха Литовской митрополии. Князь Константин Острожский учредил в монастыре также типографию для православных. В 1614 году вторично путешествовал на Восток. С 1617 года – игумен Чернчицкого Спасского монастыря под Луцком. 11 января 1621 года Иерусалимским патриархом Феофаном, находившемся в Киеве, хиротонисан во епископа Луцкого. Вскоре был вытеснен униатами из епархии и жил сначала в Степанском, а потом в Киево-Михайловском монастыре. Делами своей епархии управлял из Киева. В 1625 году был в Москве на личном представлении государю Михаилу Федоровичу с письмами от Киевского митрополита Иова (Борецкого, † 1631) о принятии Малороссии в московское подданство. Но тогда эти просьбы были найдены несвоевременными. Принимал участие в киевском Соборе 1628 года, осудившем прокатолическое сочинение Полоцкого архиепископа Мелетия (Смотрицкого, † 1633) «Апология». 8 апреля 1633 года участвовал в хиротонии митрополита Киевского Петра (Могилы , † 1646). Оказал ему поддержку при учреждении им в Киеве высшего духовного училища. В 1633 году был насильно сведен униатами с кафедры. С 1633 по 1636 годы – епископ Перемышльский. Скончался в 1641 году в Киеве. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. кн. 2. – С. 315–318, 320, 405. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. ч. 2. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание/Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1473.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иерархия, восстановленная п. Феофаном, но не утвержденная королем, жившая и теснившаяся в маленьком куту, вдали от своих кафедр, не могла иметь того влияния и значения для православной паствы, какое имели епископы униаты для униатов. Поэтому восстановленные православные кафедры и епархии в действительности оставались в прежнем безотрадном состоянии. Мелетий Смотрицкий бывал в своей епархии, но он доставлял одно горе православию; владимирский епископ Иосиф Курцевич уехал в Москву; Исаакий луцкий хлопотал о постройке своего монастырька; Исаия Копинский с перемененным титулом (вм. перемышльского – архиепископ смоленский и черниговский) после 1632 г. вел упорную борьбу с м. Петрорм Могилой и ему некогда было управлять двумя, даже тремя старыми епархиями 971 . Только м. Иов Борецкий и Иеремия Тиссаровский, находясь при своих кафедрах, действовали с пользой для юго-западного православия. Об остальных владыках известно слишком мало. Через год одна за другой последовали две смерти. Одну из них православные оплакивали, другой могли порадоваться. 2 марта 1631 года скончался м. Иов Борецкий, 30 апр. 1632 г. умер Сигизмунд III. Первый 12 лет ратовал за православие, второй, царствовавший 45 лет, 45 лет угнетал греческую веру для унии 972 . На место Борецкого единогласно избран Исаия Копинский, архиепископ смоленский и черниговский 973 , принявший титул митрополита киевского, галицкого и всея Русии, архиепископа всего Сивера 974 . Новый митрополит объединил своим титулом митрополичью епархию с порученным ему чернигово-северским краем. Имел ли какое-нибудь значение при нем прежний блюститель митрополии Исаакий Борискович епископ луцкий, не известно. Едва ли не его содействию обязано право существования луцкой првославной кафедры после сейма 1632 года, хотя Исаакий не занял её. Сейм 1632 года, на котором польским королем избран шведский королевич Владислав, не прошел безследно для православных, в частности для западнорусских епархий и иерархов. Православные не упустили случая воспользоваться смертью Сигизмунда и при избрании нового короля постарались отстоять свои права.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Племянник еп. Гедеона Адам Евстафиевич Балабан попросил И. устроить в его имении при приходской ц. св. Михаила близ с. Угорники скит, чтобы святой мог «пожити в безмолвии» и молиться за владельца имения и его близких. Балабан обязался помочь И., если тот захочет создать при церкви общежительный мон-рь. И. «нача скитствовати сам», слава о нем разнеслась по округе, и к нему стали приходить иноки и миряне. И. принимал в скит только тех, кто проявляли терпение и послушание; прочих, «научив и наказав, вспять отсылаше». В Галичине имелось 2 села с названием Угорники: близ мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл.) и в пригороде Ивано-Франковска. Обнаруженный Петрушевичем «Помянник Угорницкого Михайловского общежительного монастыря» (1683) с кратким изложением истории обители позволяет точно локализовать Угорницкий скит. Основываясь на «Помяннике...», Петрушевич пишет о том, что в 1603 г. И. «собрал при церкви приходской в Угорниках монахов, для которых Адам Балабан построил обитель там же, над рекою Напрошиною» ( Петрушевич. 1874. С. 17-18). Река с таким названием протекает рядом с Угорниками близ мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл.; в 2004 здесь при старинной деревянной часовне был открыт Преображенский мон-рь в юрисдикции неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). 27 нояб. 1612 г. А. Е. Балабан и его супруга Мария Василовна Гулевичевна дали грамоту, к-рой заповедали мон-рю быть под властью К-польского патриарха и пожаловали ему земли при р. Напрошине. Эту грамоту подтвердил 4 февр. 1629 г. младший брат и наследник Адама Александр Балабан, староста теребовлянский и рогатинский, к-рый отмечал, что его брат заложил ц. св. Михаила и основал мон-рь устава св. Василия Великого. По мнению одного из исследователей, Балабаны добивались от К-польского патриарха ставропигиального статуса для Угорницкого мон-ря ( Хавлюк. 1996. С. 15). Ок. 1604 г. И. находился в дерманском Свято-Троицком мон-ре, где ввел афонский общежительный устав по просьбе игум. обители Исаака Святогорца. (По-видимому, речь идет об Исаакии (Борисковиче) , в 1602 по желанию кн. Константина Острожского назначенном настоятелем Дерманского мон-ря и превратившем обитель в важный духовно-просветительский центр; ранее Исаакий был связан с Афоном.) Направившись в Дермань, И. оставил в Угорницком скиту старшего - «дикея». В Дерманском мон-ре И. помогал Исаакию при издании Октоиха (книга печаталась в обители с апр. 1603 по сент. 1604). На рубеже 1604 и 1605 гг. типография была возвращена из Дермани в Острог, и именно тогда, по мнению Я. Д. Исаевича, И. и Исаакий (Борискович) покинули Дерманский мон-рь ( Исаевич Я. Д. Преемники первопечатника. М., 1981. С. 50).

http://pravenc.ru/text/578152.html

После смерти в мае 1607 г. Кирилла (Терлецкого) активизировалась борьба за Л. е. Король и папский нунций поддерживали кандидатуру волынского шляхтича-униата Остафия Еловича-Малинского. Против этой кандидатуры выступали кн. Януш Острожский и депутаты Волынского воеводства во главе с кн. Андреем Козикой. Несмотря на это, Елович-Малинский стал Луцким епископом. На луцком сеймике в сент. 1607 г. разгорелась острая дискуссия между противниками и сторонниками нового епископа. Часть шляхты во главе с волынским воеводой кн. Янушем Заславским, католиком, выступила против Еловича-Малинского, другие заявили о доверии этому кандидату. После утверждения на Луцкой кафедре униата Еловича-Малинского в истории епархии начался затяжной кризис. В марте 1621 г. Луцкую кафедру занял униат Иеремия Почаповский. Местная шляхта составила протест против этого ставленника короля, поскольку он не был уроженцем Волынского воеводства и не имел там имения. Восстановление правосл. иерархии в 1620-1621 гг. изменило расстановку религиозно-политических сил на укр. землях. 11 янв. 1621 г. в Белой Церкви во епископа Луцкого и Острожского был хиротонисан Исаакий (Борискович) . Еп. Исаакий являлся игуменом Дерманского и Чернчицкого мон-рей, его резиденцией считался Степанский мон-рь, но почти все время своего епископства он находился в Киеве под защитой казаков. В нач. 20-х гг. XVII в. существовал план образования из юго-зап. приходов и мон-рей Л. е. Острожской и Дубенской епископии: в 1623-1624 гг. настоятель Преображенского мон-ря в Дубно Мукачевский еп. Сергий (Тисмянский) имел титул «прономий епископии Острожской и Дубенской». Вероятно, этот план не был реализован из-за смерти еп. Сергия в 1624 г. В сер. 20-х гг. XVII в. активизировалось преследование православных со стороны униат. Луцкого еп. И. Почаповского. В нояб. 1629 г. жители Степани совершили нападение на униатского митр. Иосифа Вельямина Рутского , к-рый ехал из Львова в Киев. Только благодаря заступничеству князей Заславских город не был подвергнут наказанию. Через год Почаповский жаловался, что степанский староста Рафаил Збожек вместе с горожанами арестовал назначенного им свящ. Афанасия.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

С.В. Шумило Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники После нескольких лет интенсивной переписки с соотечественниками старец Иоанн Вишенский таки решается покинуть затвор и около 1604 года приезжает в Украину. Он встречается со своими единомышленниками, посещает ряд православных монастырей в Галиции и на Волыни. Судя по косвенным сведениям из Жития преподобного Иова (Княгиницкого), одним из первых старец Иоанн посещает Дерманский Свято-Троицкий монастырь неподалеку от Острога, 118 попечителем которого являлся князь Василий-Константин Острожский. 119 Игуменом обители в это время был давний приятель и сподвижник отцов Иоанна Вишенского и Иова (Княгиницкого) – отец Исаакий (Борискович) Святогорец, который, Надвратная башня Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Реконструкция Е. Годованюк Дерманский Свято-Троицкий монастырь. Современный вид как уже отмечалось ранее, и был одним из главных инициаторов приглашения старца Иоанна. Именно на момент приезда Иоанна Вишенского в Украину князь Константин и игумен Исаакий пригласили преподобного Иова (Княгиницкого) в Дермань для оказания помощи в устроении в монастыре афонского общежительного устава. 120 Во всяком случае, Житие преподобного Иова (Княгиницкого) впервые упоминает о приезде в Украину старца Иоанна Вишенского именно в контексте проводимых отцом Иовом реформ в Дерманском и Угорницком монастырях, отмечая, что «в том часе отец Иоанн, Вышенский друг его, от Святы Горы прийде и пожи с ним неколикое время» . 121 По всей видимости, приезд в это время старца Иоанна Вишенского вызван был не столько соображениями полемической деятельности, и уж тем более не инициативами Львовского братства, сколько необходимостью оказать помощь преподобному Иову (Княгиницкому) и игумену Исаакию (Борисковичу) в осуществлении затеянной ими при поддержке князя Острожского масштабной монастырской реформы. Ее целью был перевод ряда украинских монастырей на афонский устав, с тем чтобы они были не церковно-феодальными хозяйственными корпорациями, но подлинными духовными центрами православия и мистико-исихастской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ (Борискович; † 30.12. 1643, Межигорский Преображенский мон-рь (находился близ совр. с. Нов. Петровцы Киевской обл., Украина)), еп. Луцкий и Острожский Западнорусской митрополии (1621-1633). О ранних этапах биографии И. сохранилось его свидетельство в письме патриарху Московскому и всея Руси Филарету от 22 авг. 1622 г. И. писал, что в течение 7 лет он был учеником Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса (занимал кафедру в 1590-1601, в 1597-1598 также являлся местоблюстителем К-польского престола) и был рукоположен последним во диакона. В 1600 г. из Александрии И. совершил путешествия в Иерусалим, где встречался с патриархом Софронием V , и в Антиохию, где был принят патриархом Иоакимом VI , присутствовал при кончине патриарха Мелетия в сент. 1601 г. И. был рукоположен во иерея ближайшим учеником и преемником Мелетия на Александрийской кафедре Кириллом I Лукарисом . И. также писал патриарху Филарету о том, что провел 15 лет на Афоне . Исследователи отождествляют И. с Исаакием, степанским архимандритом, принявшим участие в Брестском правосл. Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ). Такое отождествление представляется обоснованным, поскольку известно о более поздних тесных связях И. со Степанским Михаило-Архангельским мон-рем (существовал в окрестностях пос. Степань Ровненской обл., Украина). Возможно, И. вернулся в Речь Посполиту в 1594 г., когда Мелетий Пигас отправил туда со своим посланием Кирилла Лукариса. Степанский мон-рь принадлежал к числу обителей, находившихся под патронатом кн. Константина Константиновича Острожского и предназначенных для проживания в них правосл. вост. иерархов, приезжавших по приглашению князя из Османской империи и др. стран. Настоятелем Степанского мон-ря И. являлся до 1599 г., т. к. 30 сент. 1599 г. по распоряжению князя Острожского обитель была передана прибывшему в его владения в 1596 г. и оставшемуся на Волыни Белградскому митр. Луке Сербину.

http://pravenc.ru/text/674778.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010