Важнейшими опорами против разливающегося и угрожающего зла собор признал очищение церкви от вкравшихся в нее беспорядков, соединение духовных сил для общего дела и возвышение духовного образования в крае, и в этих видах постановил: посвящать на иерейство достойных, разумных и несомненных ревнителей благочестия, даром, а не из корысти, к тому же и не детей, но возрастных; епископам заботиться о достойных и премудрых преемниках и иметь их в готовности; неучей и нетвердых в вере в архиерейский сан не поставлять; писать и печатать книги в защиту благочестия; учредить соборы, на которых исправлять все, что относится к духовному чину и мирянам; каждый воскресный день говорить проповеди ; учредить братства и по городам школы; вызвать с Афонской горы преподобных мужей русских, в том числе блаженных Киприана и Иоанна, прозванием Вишенского, и расположенных к доброй деятельной жизни посылать на Афон, как в школу духовную. На случай несогласий, подобных тем, которые были в Львове между епископом и братством, собор постановил: не гневаться на младших и низших степенью, если бы они архиереям и другим начальникам что нибудь напоминали или от чего предостерегали; напротив позволять им сие делать, помня, что и царей и патриархов предостерегали и обличали. В то же время постановлено было послать к константинопольскому патриарху за благословением, помощью и советом. 669 «Советование» это есть один из прекраснейших памятников благочестивой и просвещенной ревности западно-русских пастырей об ограждении веры и церкви православной. 670 В 1625 г. М. Иов посылал в Москву луцкого епископа Исаака Борисковича с ходатайством у царя и патриарха Филарета о принятии Малороссии и запорожских казаков в высокое покровительство Российской державы. В Москве ответили ему: «мысль эта в вас самих еще не утвердилась; укрепления об этом между вами еще нет: так теперь этого дела начать нельзя. А если будет соединение и укрепление, тогда царскому величеству и патриарху дайте знать». Униатский митрополит Рутский созывал свои соборы: таков был собор в Кобрине в 1626 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

К сер. 90-х гг. XVI в. И. находился на Афоне. По-видимому, он не состоял ни в одном из афонских мон-рей, но переходил из обители в обитель, останавливался в скитах, некоторое время подвизался в пещере. В соч. «Зачапка…» И. именует себя «Христофор инок, русин, во Святей Афонстей горе странствуяй» (Там же. С. 171). В заголовках др. сочинений И. называл себя «странствующим», «скитником», в письме Иову (Княгиницкому) писал о трудности скитания «от келия до келия и от монастыря до монастыря» (Там же. С. 209). Нек-рое время И. жил в Зографе , где с сер. XVI в. подвизалось значительное число иноков западнорус. происхождения. В этой обители ок. 1610 г. он написал послания Львовскому братству и Иову (Княгиницкому); вероятно, с И. связано появление в библиотеке Зографа каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником - Лукой, протопопом вишненским (см.: Турилов А. А. Критерии определения слав.-молдав. рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165). По сообщению Жития Иова (Княгиницкого), Иов на Афоне стал «другом» И. Иов жил в мон-ре Ватопед ; очевидно, И. также провел какое-то время в этой обители. В Житии Иова дана следующая характеристика И.: «Бяше бо и той зело любя бессловие, и свят бе муж и трудолюбен, якоже от многих слышится» ( Irhamiй з Любартова. 1860. С. 235). Писатель не стремился к принятию священного сана, считая, что на это нет Божия благословения; об этом свидетельствуют его слова, обращенные к униатам: «Якоже вы, на поповство без воле Божей не хощу» («Писание к утекшим от православное веры епископом...» - Соч. 1955. С. 92). В сер. 90-х гг. XVI в.- ок. 1604 г. на Афоне И. написал основные сочинения, представляющие собой послания на родину. Большая их часть была объединена в составленный ок. 1599-1601 гг. авторский сб. «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим, иноческаго чина общежителем, архимандритом, и священноиноком, и честным монахом, и инокиням всем, сестрам нашим, и прочим тщателем церковным». Главными темами 10 сочинений И., вошедших в «Книжку...», были апология правосл. Церкви, терпевшей притеснения в Польско-Литовском гос-ве, убеждение соотечественников в необходимости любой ценой сохранить веру отцов. Судя по всему, сборник был подготовлен И. для Острожской типографии, деятельность к-рой полемист знал и одобрял. И. П. Ерёмин высказал предположение, что «Книжка...» была отправлена И. для публикации Львовскому братству (Там же. С. 293). Однако у И. были серьезные разногласия с львовскими братчиками; кроме того, Львовская братская типография не выпускала книг полемического содержания. «Книжка...» могла быть подготовлена к приезду на Афон близко связанного с кн. Константином Острожским игум. Исаакия (Борисковича-Чернчицкого) , посетившего Св. Гору между 1600 и 1602 гг.

http://pravenc.ru/text/469466.html

Вскоре после ареста 24 марта 1950 г. архиеп. Даниила началось снятие с приходов наиболее активных священников. 18 июля 1950 г. указом архиеп. Питирима прот. Александр Романушко был уволен с должности благочинного Мозырского округа под предлогом неуплаты взносов в фонд ЕУ. Однако новый обл. уполномоченный нейтрально отнесся к конфликту между архиереем и благочинным. 26 июля того же года архиеп. Питирим отменил постановление об увольнении прот. Романушко и назначил его на должности благочинного Полесского округа и «представителя архиепископа Пинского и Полесского перед уполномоченным по Полесской обл.». 30 нояб. 1950 г. протоиерей был арестован. Основной причиной ареста стало противодействие священнослужителя закрытию храмов в Полесской обл. В кон. 40-х гг. XX в. были сняты с регистрации приходы в деревнях Алексеевка Брагинского р-на (1948), Борисковичи Мозырского р-на (1949), в с. Юровичи Калинковичского р-на (1950). В последнем случае причинами закрытия храма стали плохое состояние здания и несанкционированный крестный ход, проведенный в день Рождества Пресв. Богородицы в 1949 г. с местночтимой чудотворной иконой Божией Матери. Число действующих храмов в Полесской обл. уменьшилось с 24 до 20. В дер. Глушкевичи Лельчицкого р-на вместо приходского храма верующим в 1950 г. передали кладбищенскую часовню. В дер. Микуличи, где в 1950 г. предполагалось закрыть и снести приходскую церковь, верующие по совету прот. Романушко установили дежурство возле храма и не допустили туда представителей властей, в Москву и в Минск были посланы жалобы на действия местного уполномоченного Совета по делам РПЦ. Еп. Пинский и Полесский Паисий (Образцов) , назначенный 31 окт. 1950 г., также встал на защиту прихода. Приход не был упразднен, в 1951 г. община в селе снова получила регистрацию, опечатанный храм открыли. В нач. 50-х гг. XX в. в Полесской обл. состоял на регистрации 21 приход (11 типовых церквей и 10 молитвенных домов). Мозырь перестал быть кафедральным городом после фактического упразднения 15 нояб. 1952 г. Пинской и Полесской епархии, когда Пинский еп. Паисий (Образцов) был переведен в Ульяновск. Статус Мозыря как кафедрального города был восстановлен после возрождения 20 июля 1990 г. Гомельской и Мозырской епархии. В наст. время Мозырь является 2-м кафедральным городом (кафедральный собор - во имя арх. Михаила) Туровской и Мозырской епархии , возрожденной 17 июля 1992 г. (отделена от Гомельской епархии).

http://pravenc.ru/text/2563944.html

Границы Сурожской волости, к югу с Звенигородскими волостями (до Тростенского озера), к западу с Рузскою волостью Скирманово, к северу с Дмитровскою волостью Ижвою и с Московскими ж волостями Лучинскою и Мушковою третью, а к востоку с Горстовым станом (Московским же). Простиралась по течению реки Истры снизу, от нынешнего села Лушков, вверх, до деревни Раково, против которой, по ту сторону реки, был тогда (в XVI столетии) монастырек Св. Георгия, что составит, по прямой линии, около 25 верст протяжения. Судя по Писцовым и Поправочным Книгам конца XVI столетия, границы Сурожского и Горстова станов к этому времени изменились, а потому мы, для большей ясности, приведем исчисление поселов в обоих сих смежных станах, с обозначением, кому именно принадлежали эти поселы в конце XVI столетия. А) Сурожский стан По Писцовым Книгам конца XVI и начала XVII столетия. а) На реке Истре: Пуст. Санниково (ныне деревня) Колединского Гр. Гр. Сельцо Микулино (ныне село) Дьяка Григория Ларионова. Пуст. Головина (где ныне мон. Головинские пруды) Дьяка Ивана Грязева. Пуст. Котельникова (в последствии деревня) 128 Романа Федоровича Боборыкина. Деревня Кочабарова (и ныне дер.) Богдана Ивановича Полева старинная его вотчина. Село Лушенки (ныне село Лушки) Чудова монастыря. По Писцовым Книгам XVI столетия, церковь сожгли Крымские Татары в последнее свое нашествие на Москву. Погост Св. Илии Пророка, с деревянною церковью на городище (погост и ныне). Деревня Алюшкина (дер. и ныне) Боярина Бориса Ивановича Морозова. Деревня Сельцо (ныне не существует) Федора Пушкина. Сельцо Вельяминово (ныне деревня) Осипова монастыря. Деревня Рыболовль (деревня и ныне). Погост Флора и Лавра (место не известно). б) На Песочне: Пуст. Мокрушино (дер.) Романа Федор. Боборыкина. Дер. Трусово (дер.) Иосифова монастыря. Дер. Крячково (дер.) Князя Ивана Федоровича Волконского да В. И. Мусорского. Дер. Князщино, а Полево то ж (дер.) за В. П. Шереметевым. в) На Суходоле: Дер. Котырева (дер.) Подъячего Якова Ключарева. Пуст. Бункова (деревня) Льва Ивановича Шипова. Пуст. Борисково (деревня) Чудова монастыря. Пуст. Ильина (деревня). Дер. Избище (дер.). Сельцо Дубровское (дер) Аст. Мих. Пушкина. Сельцо Давыдовское. Дер. Павловское (дер). Пуст. Филатово (дер.). г) На Доренке: Село Ивановское (село) (Высокое то ж), Князя Ивана Федоровича Хованского, а потом сельцо Князя Лобанова-Ростовского. Пуст. Высокое (дер.) Богдана Ивановича Полева. Дер. Дорна (село) Федора Чеботова. Дер. Солтанова (дер.), за детьми Боярскими Корабановыми. д) На Истрице: Погост Рождественский (ныне церковь села Юркина), Окольничего Федора Бутурлина. Сельцо Юркино (село), 1/3 за Веригою Бельским и 2/3 за Голохвастовым. Сельцо Кострово (дер.), ½ за Чудовым монастырем, а другая половина за Грачовым. Сельцо, а потом село Телепнево (Воздвиженское то ж), Новинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Он основал и устроил по общежительному уставу до 5 монастырей во львовской епархии. Святостию жизни и страданием от униатов на Волыни особенно известен преп. Иов Железо († 1651), игумен сначала Дубенского, потом Почаевского монастырей. Благодаря такому духовному подъему в среде монашества, произошел заметный подъем и в среде самой иерархии. Среди них знаем Исаию Копинского, строгого аскета, устроителя нескольких монастырей, копавшего лично пещеры в бытность смоленским епископом, Исаакие Борисковича, долго жившего на Афоне, с 1620 г. епископа луцкого, и др. (Знаменский). Самым опасным для Православия было оскудение ея иерархии. Один за другим умерли оба епископа, Гедеон Балабан (в 1607) и Михаил Копыстенский (в 1612), в последнее время едва успевавшие посвящать священников на праздные места. Перемышльской епархией, после кончины владыки Михаила, овладели униаты. Во всей западной Руси за посвящением приходилось обращаться с требами к одному львовскому епископу Иеремии Тиссаровскому, успевшему добиться кафедры притворной присягой унии. Такое положение продолжалось до 1620 г. Тогда, на обратном пути из Москвы, прибыл в Киев патриарх иерусалимский Феофан, имевший полномочия от константинопольского патриарха заняться устройством западно-русской Церкви. Малороссийские казаки приняли первосвятителя под свою охрану «и обточиша его стражею, яко пчелы матицу свою». Киевскому братству он дал право ставропигии, остальным благословенные граматы. Патриарха просили поставить новых епископов. Он колебался сначала, опасаясь короля и ляхов. Но когда патриарха «взяли на рамена и опеку свою благочестивое войско и гетман Сагайдачный», то он согласился. Дабы придать крепость такому особенному восстановлению иерархии, к празднику Успения Пресвятые Богородицы в Киевской Лавре собрались по тайному сговору депутаты от разных областей Речи Посполитой. Патриарх ночью, в нижней подвальной церкви, при слабом освещении, под охраной казаков, совершил хиротонию семи епископов, из них одного как митрополита. Митрополитом был поставлен игумен киевского Михайловского мон. Иов Борецкий. Рукоположены были епископы в Полоцк, Владимир, Луцк, Перемышль, Холм и Пинск. Велико было негодование короля Сигизмунда III, когда он узнал об этих поставлениях. Иерархия была признана правительством незаконной, т. к. де она заняла кафедры еще живых епископов (униатских). Патр. Феофан был объявлен самозванцем и турецким шпионом. Ему грозила опасность. Казаки, во главе с Сагайдачным, провожали его до границы Валахии. Патриарх прощаясь убеждал всех стоять твердо за Православие, изрек анафему на епископов отступников и на мирян, упорно пребывающих в унии. Казакам он прочитал разрешительную грамату, сняв грех с тех, кто недавно ходил с Владиславом на единоверную Москву и убеждал их впредь этого не делать. Только митр. Иов мог действительно править, находясь в Киеве, под защитой казаков. Остальные епископы проживали тайно в разных монастырях, тоже преимущественно киевских, и секретно давали распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После двенадцати лет, проведенных в общем послушании Иезекиилем, братия послали его вместе с другими старцами в Великую Россию за милостынею, и он исполнил это послушание и возвратился с великою милостынею. Но когда вторично послали его за тем же, он, прибыв в Малую Россию и услышав, что в Московском государстве происходят большие нестроения, остановился на своей родине. Здесь Львовский епископ Гедеон и племянник его, уневский архимандрит Исаия Балабан, упросили старца Иезекииля, чтобы он пришел в Уневскую обитель и устроил в ней общежительное житие по обычаю Святой горы. Иезекииль послушался, завел в Уневском монастыре все общежительные порядки и помышлял уже возвратиться на Святую гору. Но тяжкая болезнь удержала его, и он, опасаясь смерти, принял пострижение в схиму с именем Иова. Гедеон хотел рукоположить старца в иеромонахи, когда он оправился, но Иов решительно отказался, желая уединенной и безмолвной жизни. Пан Адам Балабан предложил ему в 1603 г. с этою целию удобное место в своем имении Угорнике при церкви святого архистратига Михаила, и Иов с благодарностию принял предложение и начал скитствовать один при означенной церкви. Слух о его подвигах быстро распространился, к нему стали приходить многие иноки и миряне и просили, чтобы он принял их к себе в сожительство. Иов принимал благонадежных, ввел между ними общежитие и таким образом образовал монастырь в Угорнике. Слава Иова распространилась еще более. Настоятель Дерманского монастыря Исакий Борискович, хотя сам долго жил на Афоне, пригласил Иова в свою обитель для устроения в ней общего жития; Иов исполнил это и возвратился в свою угорницкую обитель. Здесь посетил его друг его, отец Иоанн Вишенский, автор известных уже нам сочинений, и прожил с ним несколько времени. Потом, поручив обитель свою ученику своему, иеродиакону Герасиму, Иов удалился в пустынь и поселился около Манева, при реке Баторсове. Но и здесь нашли подвижника иноки, и он, уступая их просьбам, устроил новый общежительный монастырь. Все это происходило до 1607 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

странноприимное, после обратившееся в бурсу академическую. Около года жил он в Киеве и когда к Киево-Печерскому храмовому празднику Успения Пресвятыя Богородицы по обыкновению съехалось множество православного из разных мест духовенства, народа, бояр и запорожских казаков с чиновниками и гетманом их Петром Конашевичем Сагайдачным; то все неотступно, а особливо казаки, начали просить патриарха поставить им православного митрополита и епархиальных епископов. Основанием сей просьбы представляли они сеймовые польские конституции 1607, 1609 и 1618 гг., определявшие свободу вероисповедания греко-российской Церкви, и пример прежних Константинопольских патриархов, присылавших в Киев самими ими избранных митрополитов. Патриарх склонился на их просьбу и в самый день Успения Богородицы посвятил Киево-Печерской Лавре Иова Борецкого, игумена Киевомихайловского монастыря в сан православного митрополита Киевского, а потом еще двух: Мелетия Смотрицкого, архимандрита Виленского и ректора тамошней школы, на архиепископию Полотскую, Витебскую и Мстиславскую, а Иосифа Курцевича на Владимирскую епископию. После того и на прочие епархии епископов: Исаакия Борисковича Черчицкого в Луцк, Исайю Копинского в Перемышль, Паисия Ипполитовича в Хелм, Авраамия Стагонского, грека, в Пинск. Все сие происходило в Киеве спокойно и без всякого помешательства. 7 января 1621 года патриарх Братскому монастырю дал еще поучительную грамоту, в коей увещевал остерегаться отступников еретиков, и потом выехал из Киева за границу 142 . Но возобновленное им учреждение православной Киевской иерархии встревожило униатских епископов. Вскоре по отъезде его подали они донос королю, что якобы Феофан, бывший в Киеве, самозванец патриарха, присланный от султана шпионом и подустителем малороссийского народа к измене, и что посвященные им митрополит Бореций и епископы Курцевич и Смотрицкий соумышленники его; что посвящение всех их незаконно; ибо без согласия и утверждения королевского, и прочее. Король Сигизмунд III, не исследовав сего доноса, немедленно из обеих своих канцелярий, коронной и литовской, издал универсалы или окружные указы с объявлением всех новопосвященных епископов изменниками и с повелением ловить их и представлять в суды; а униаты разглашали то же и о всем вообще православном русском народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Луцкие епископы, именовались: Луцкими и Острожскими прототрониями Киевской митрополии. 972 В 1595 г. луцкий епископ Кирилл Терлецкий принял унию. С этого времени до 1620 года луцкую кафедру занимали униатские епископы. Православные же обращались за рукоположением в церковные степени и по прочим духовным делам к галицким епископам. Преемником униата Терлецкого был униат ж Евстафий Малинский , с 1607 г. Сами униаты и католики считали его недостойным епископского сана. Митрополит Поцей писал о нем: «Малинского поставил тот, кто имеет более доступа ко двору, чем я; об этом я не знал, но примирился с его избранием, как с фактом совершившимся. Все же таки это лучше, чем если бы это место занял схизматик». (Археогр. сборн. VI, 77). Не лучше был и следующий епископ, Иеремия Почаповский , избранный на епископию в самых молодых летах, когда ему не было еще 20 лет. В 1620 году Древинский говорил на варшавском сейме: «да и ныне дан нам в Луцке, в противность прав и вольностей наших, некто Почаповский, коего шляхетской породы хотя и не отрицаем, но, в рассуждении лет его, не только недостоин он такого сана, ниже диаконского, не говоря о священстве, а потому называть его отцем не можем, ибо еще и двадесяти лет не имеет». Почаповский избран из светских лиц и именовался Иеронимом, а при посвящении принял имя Иеремии 973 . В то же время, как Почаповский избран был на луцкую кафедру с униатской стороны, иерусалимский патриарх Феофан, поставляя епископов для западно-русской церкви, посвятил в Луцк епископом Исаака Борисковича , из игуменов Чернчицкого монастыря (близ Луцка). 974 Но ему не довелось увидеть своей кафедры, занятой униатом Почаповским. Он остался жить в Киеве, помогая митрополиту в делах церковных. В 1625 году митрополит Иов Борецкий посылал его в Москву к царю Михаилу Федоровичу с ходатайством о принятии Малороссии в подданство и о прощении вины казаков пред московским государем, а также с донесением о бедствиях претерпеваемых православными от униатов. Государь щедро одарил епископа, митрополиту послал от родителя своего образ пресвятыя Богородицы и велел удостоверить малороссиан в своем покровительстве. Преосв. Исаак участвовал еще в посвящении м. Петра Могилы в 1633 г., но когда скончался – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Слух о видениях, бывших крестьянке Феодосье, и о исцелении ее быстро распространился по всем окрестным местам, и многие стали приходить в село Павловское для поклонения чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. Священник Павловской церкви донес о всем этом митрополиту Филарету; последний предписал ему: «Икону оставить до усмотрения в церкви, совершать перед нею молебствия не возбранять и из церкви ее не выносить до разрешения; благочинному и местным священникам наблюдать, не произойдет ли чего особенного, и о происходившем доносить еженедельно». Затем консистории было предписано рассмотреть это дело и сделать определение. На запросы консистории об исцелении Феодосьи священник села Павловского отвечал, что сведения о видениях, бывших ей, и об исцелении ее он записал с ее слов, домашних ее и жителей деревни Захаровой, которые были свидетелями ее припадков, и что она после исцеления при Тихвинской иконе Богоматери пользуется полным здоровьем. К этому он присоединил и описание всех обстоятельств видений Феодосьи и ее исцеления. Показания священника подтвердил и другой священник и весь причт села Павловского. Кроме того, священник еженедельно доносил консистории о том, что ежедневно на поклонение чудотворной иконе приходят богомольцы не только из соседних с Павловским селом мест, но даже из других губерний. При этом он представлял в консисторию записки тех лиц, которые получили исцеление при иконе Богоматери. Крестьянка деревни Покровской, Наталья Ефремова, прихода села Павловского, страдала долгое время припадками падучей болезни. К этой болезни у нее присоединилась тяжкая тоска, боль в сердце и костях и затем мучительные конвульсии. Слух о чудесах, совершавшихся при Тихвинской иконе Богоматери в селе Павловском, дошел и до нее, и она отправилась сюда. По ее просьбе был отслужен молебен; после молебна она выпила масла из лампадки от иконы, и все припадки ее прекратились. В скором времени она совершенно выздоровела. Павел Иванов, крестьянин деревни Борисково Звенигородского уезда, страдал падучей болезнью, вследствие чего не мог ходить в церковь, есть и креститься. Иногда во время припадков на него нападало буйство, и его приходилось связывать веревками. По совету богомольцев, посетивших село Павловское, родные решили отвезти больного в это село на поклонение чудотворной иконе Богоматери; связав его веревками, они доставили его в Павловское. Восемь человек держали больного в церкви; как безумный, он неистовствовал и кричал голосами разных животных. Затем был отслужен молебен, после которого он выпил немного св. воды; подошедши к чудотворной иконе, больной стал на колени и начал усердно молиться. В продолжение четырех дней своего пребывания в селе Павловском он ежедневно ходил в церковь и молился перед св. образом Богоматери. Домой он вернулся совершенно здоровым: усердные молитвы его были услышаны, и Господь по предстательству Царицы Небесной даровал ему исцеление.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Перед Пасхой 1628 г. в Гродке, имении Киево-Печерского мон-ря на Волыни, собрался съезд правосл. духовенства с участием И., Мелетия (Смотрицкого), Петра (Могилы) и епископов Луцкого Исаакия (Борисковича) и Холмского Паисия (Ипполитовича). О том, что происходило на Соборе, известно только со слов Мелетия. На Соборе последний представил записку о 6 различиях между правосл. и католич. учениями, постаравшись уменьшить значение этих расхождений, и, по его словам, епископы с ним согласились. Было принято постановление о созыве в Киеве поместного Собора, чтобы искать способ «без нарушения веры нашей, прав и привилеев... соединения Руси с Русью» ( Голубев. Т. 1. Прил. С. 324). Также было решено издать сочинение Мелетия с сопроводительной запиской о причинах, к-рые должны побудить православных приехать на Собор и обсуждать вопрос о возможном примирении с униатами. Собор был назначен на праздник Успения Пресв. Богородицы. В своих грамотах И. предлагал прислать на Собор не только духовных лиц, но также представителей шляхты и братств. О том, что должно обсуждаться на Соборе, в грамотах не говорилось. Мелетий (Смотрицкий) подготовил обширное сочинение, к-рое прислал И. и Петру (Могиле) с предложением срочно его напечатать, но оба лишь обещали со временем прислать свои замечания. Тогда, не ставя в известность о своем решении, Мелетий в Львове опубликовал соч. «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток), смысл к-рого состоял в том, что и Русская Церковь, и правосл. вост. Церкви утратили веру, заразившись ересями протестантизма; единственный выход для православных заключается в присоединении к Римской Церкви, которая одна сохранила истинную веру, что и нужно сделать на Соборе. Экземпляры «Апологии...» были привезены в Киев к Собору, на который прибыли все правосл. архиереи, кроме Львовского еп. Иеремии (Тиссаровского) . Перед открытием Собора И., Петр (Могила), а также вызванные ими в Киев корецкий протопоп Лаврентий Зизаний (см. Зизании ) и слуцкий протопоп Андрей Мужиловский внимательно изучили «Апологию...» и составили обширный акт ее осуждения. Он был зачитан на Соборе, И. от лица епископов, а Лаврентий Зизаний от лица пресвитеров подтвердили правильность обвинений. Когда Мелетий (Смотрицкий) приехал в Киев и остановился в Михайловском монастыре, туда прибыл И. с епископами и священниками и предложил ему покаяться и отказаться от «Апологии...», и тогда участники Собора приняли бы его в общение. После богослужения в день Успения Пресв. Богородицы Мелетий публично отрекся от «Апологии...». Вырванные из сочинения листы поджигали свечами и, бросив на пол, топтали ногами. Как видно из протестации, написанной позднее Мелетием, его сочинение резко осудили духовные и светские участники Собора, пришедшие на Собор казаки.

http://pravenc.ru/text/578176.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010