«Иисус Младенец был вызван из Египта подобно юному израильскому народу, чтобы показать нам, что Он есть истинное семя Авраама». Мф.2:16 .  Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Указывается на злодеяние Ирода, проявленное им в избиении вифлеемских младенцев. Против подлинности этого места, равно как и исторического значения фактов, здесь изображаемых, возражают, что об избиении младенцев ничего не было известно Иосифу Флавию. По поводу этого можно сказать, что об избиении младенцев молчат и евангелисты, кроме Матфея. Почему так, на этот вопрос в настоящее время нельзя дать вполне удовлетворительного ответа. Однако факт, сообщаемый Матфеем, не теряет от этого своего исторического значения, потому что вполне согласуется с теми сведениями, какие мы имеем о выдающемся по своей жестокости и кровожадности характере Ирода. В настоящее время ученые согласны в том, что число убитых младенцев не было велико, так как Вифлеем никогда не был большим городом. Указания в богослужебных книгах на 14 тысяч и даже на 144 тысячи младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайне преувеличенными, возникшими, вероятно, из желания усилить вину Ирода. Но его преступление нисколько не уменьшается и не увеличивается вследствие того, убил ли он 20 или 14 000 младенцев, оставаясь одинаково позорным и бесчеловечным и в том, и в другом случае. Мф.2:17 .  Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: Мф.2:18 .  глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Приводятся слова пророка Иеремии ( Иер.31:15 ), имеющие отношение к переданному евангелистом ужасному поступку Ирода. Вопрос возникает о том, почему плачущей об убитых Иродом младенцах выводится именно Рахиль. В настоящем случае евангелист как бы олицетворяет современные избиению плач и вопль матерей и, вероятно, других лиц в одном лице – Рахили, любимой жены Иакова и праматери колен Иосифа и Вениамина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но как только настал этот уреченный день, как только Предтеча Господень уготовал своей громовой проповедью, громовым гласом в пустыне, несколько уравненный путь грядущему на землю Господу, час светения этого великого пустынного светоча прошел, а пробил час погаснуть для земли, чтоб загореться уже для горняго мира. Этот самый ничтожный Ирод Антипа скрыл этот небесный светильник сперва во мраке темницы. За чем, за что? За тоже, за свой собственный грех, за Иродиаду, жену Филиппа брата своего, – свидетельствует Евангелие, – потому что женился на ней, потому что Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего ( Мк. 6:17 ); за то, что над ропотом народа царил приговор пророка о беззаконии развратного сожительства Ирода с Иродиадой. По взгляду Ирода, такое мужество пророка равнялось преступлению, которое достойно было, по крайней мере, пожизненного заключения в темнице. По взгляду Ирода, пророк за это достоин был даже смертной казни, почему Ирод и хотел убить его; если же не убил, то только потому, что боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. Сама же Иродиада, злобясь на него, еще пламеннее, еще настойчивее желала убить его, но не могла потому, что не попускал Ирод, боясь не только народа, но и самого Иоанна, его мести, зная, что он муж праведный и святый; почему и берег его, берег в темнице от своей собственной беззаконной жены. Выходило такими образом, что Ирод, заключив Иоанна в темницу, был даже прав в своей лицемерной совести, потому что делал даже хорошее дело, видите, даже берег пророка от злобы своей жены. Этого мало. Этот великодушный Ирод удостоил Иоанна даже высокой чести сделать его своим собеседником, доставив этим и себе особого рода удовольствие. Между прочими качествами в характере Ирода была большая доля пока еще не потухшего, не совершенно охладевшего к запросам души любопытства, которое заставляло его жадно справляться с истинами религии, которые так явно нарушались им в его обыденной жизни. Он стал призывать к себе Иоанна для беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Мф.2:7–8 . Узнав о месте рождения Спасителя, Ирод призывает к себе волхвов и удовлетворяет желанию их. «Новый царь, – говорит он им, – родился в Вифлееме: ступайте туда, но только тщательно разведайте о Младенце, и, когда подробно узнаете все, приходите назад и известите меня, чтобы и мне прийти поклониться Ему». Но под этим смирением, побуждавшим будто бы Ирода воздать должное поклонение родившемуся Царю, скрывалась злоба и жестокие замыслы оскорбленного властолюбия. Ирод думал воспользоваться розысками волхвов, чтобы новым преступлением удержаться на несправедливо захваченном престоле: думал освободиться и от этого мнимого соперника, как привык он поступать со всеми, кто только встречался на дороге к ненасытному его властолюбию. Мф.2:9–11 . Волхвы же, узнав место рождения великого Иудейского Царя, с радостью отправляются на поклонение Ему в Вифлеем. Не успели они выйти из Иерусалима, как та же самая звезда, которую видели они на востоке, – звезда, необыкновенным явлением и положением возвестившая им рождение в Иудее великого Царя, явилась снова и шла перед ними, указывая им путь. Как только они пришли в Вифлеем, звезда остановилась над местом, где находился Божественный Младенец. Несказанный восторг и радость объяли их сердце, когда они увидели цель долгого своего странствования, – увидели место, куда так нетерпеливо стремились их души, – увидели Божественного Младенца с Его Матерью, и в поклонении своем этому великому Царю выразили всю полноту чувств, поднявших их в долгое странствование, постоянно подкреплявших их в продолжении оного. И падши, говорит святой евангелист, поклонились Ему и, открыв сокровища свои, поднесли Ему, как Царю, Помазаннику и Богу, дары: золото, ладан и смирну. Мф.2:12 . Исполнив искреннее желание своего сердца, воздав должное поклонение Божественному Младенцу, волхвы, согласно приказанию Ирода, должны были на обратном пути возвестить ему о месте рождения великого Царя. Не проникая злых намерений Ирода, они хотели уже отправиться в Иерусалим, но бывшее им во сне откровение удержало их от этого намерения, – им повелено было отправиться в свое отечество иным путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 56. О призвании грешников. В субботу 3й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. ( Мк.2:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь наш Иисус Христос в слышанном нами сегодня Евангельском чтении (см. Мк.2:14–17 ) открывает главную цель Своего прихода на землю – призвать не праведников, но грешников к покаянию. Левий Алфеев, или Матфей, о котором сегодня повествует Святое Евангелие, был мытарем, то есть сборщиком налогов. Профессия эта была особо презираемой. Например, греческий писатель Лукиан ставил сборщиков налогов в один ряд с блудниками, сводниками, льстецами и подхалимами. Считалось, что мытари способны были обобрать любого, никого не щадя. Сумма налога устанавливалась произвольно, и сборщики намеренно во много раз увеличивали ее, чтобы положить разницу себе в карман. Палестина в те времена служила как бы мостом, соединявшим Европу и Африку, и здесь сходились многие торговые пути. Страна в то время была разделена: Иудеей, являвшейся римской провинцией, управлял римский наместник – прокуратор, а Галилеей правил царь Ирод Антипа, сын Ирода Великого. На востоке же главенствовал другой сын Ирода Великого – Филипп. И Капернаум – город, во многом связанный с именем Господа, являлся как бы пограничным постом между владениями Филиппа и Ирода Антипы. Здесь была таможня, проезжающие купцы платили вывозную и ввозную пошлины. На таможне, по всей видимости, и работал мытарь Левий Алфеев, или Матфей. И люди гнушались им и презирали его… Но вот мы слышали, как Господь отнесся к ненавистному и всеми презираемому мытарю: Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Евангелист Матфей описывает избиение младенцев довольно лаконично. Вся драматичная история умещается в одном предложении: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов  (Мф 2:16). Уже впоследствии в церковном предании это событие обросло подробностями, в том числе касающимися количества погибших. По одной из распространенных версий всего было убито 14 тысяч младенцев. Однако исследователям эта цифра представляется несколько преувеличенной. Вифлеем был небольшим городом, и число новорожденных младенцев, даже с учетом окрестной территории, было невелико и вряд ли могло достигать даже сотни, не говоря уже о тысячах. Избиение младенцев. Алессандро Турки Тот факт, что младенцев было значительно меньше, объясняет отсутствие сведений об этом событии в других источниках, в частности у Иосифа Флавия, который довольно подробно описывает жизнь и деяния Ирода Великого. Безусловно, даже учитывая пренебрежительное отношение к детству в античном мире (помимо того, что детская смертность была высока, жизнь беспомощного, не приносящего никакой пользы в хозяйстве ребенка не имела особой ценности), древний историк не мог обойти молчанием гибель 14 тысяч младенцев. Однако если их было не более нескольких десятков, то на фоне эпической жестокости Ирода Великого, буквально сеявшего смерть вокруг себя, эта цифра была чем-то вроде статистической погрешности. Несмотря на ужас, который охватывает нас, современных людей при мысли об убийстве невинных детей, в те древние времена об этом переживали разве что матери новорожденных. Не случайно евангелист Матфей в завершение своего краткого описания цитирует пророчество: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф 2:17–18). Также с евангельским эпизодом об избиении младенцев связана красивая легенда о появлении обычая украшать рождественские елки разноцветным дождем и мишурой. Она повествует, что во время бегства в Египет Святое семейство укрылось на ночлег в одной из пещер, находившихся по пути. В пещере было так холодно, что она была местами покрыта инеем. Обитавший там паук в стремлении согреть Богомладенца и Его родителей заткал вход паутиной, чтобы холодный воздух хотя бы не проникал внутрь. Ночью к этому месту подошли воины, посланные по следу Христа по приказу Ирода. Они хотели обследовать пещеру, но один из них, увидев паутину сказал: «Если бы в пещеру кто-то входил, то порвал бы паутину. Пойдемте скорее, чтобы не упустить младенца». И воины двинулись дальше. В воспоминание этого события, гласит легенда, мы и украшаем наши елки блестящими нитями, которые символизируют паутину, отливающую серебром в лунном свете.

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-ubityh-v...

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. К этому времени слухи об Иисусе распространились по всей Галилее. Известие о Нем дошло до царя Ирода. Его официальная резиденция в Галилее находилась в Тивериаде. В этом отрывке до нас дошли разные мнения об Иисусе. Но никто не говорил о Нем как о Мессии! Почему, собственно? Основной причиной, почему Иисус не признавался Его современниками Мессией, было поведение Самого Иисуса. Всё то, что Он делал – исцелял больных и одержимых, поучал толпы людей, не стремился к политической власти, заботился о презираемых в обществе людях – все это могли ожидать от пророка, но никак не от Мессии. Мессия должен был вести себя иначе. Например, так, как Симон или Афронг, выступившие на сцену истории после смерти Ирода Великого (4 г. до Р.Х.). Вот что о них сообщает Иосиф Флавий: «Существовал тогда также один из служителей царя Ирода, некий Симон, человек красивый, огромного роста и крайне сильный, пользовавшийся доверием царя. Основываясь на беспорядочном состоянии дел, этот человек осмелился возложить на себя царский венец. Он собрав себе толпу приверженцев, которые в своем безумии провозгласили его царем, и считал себя вполне достойным этого высокого сана... Вместе с тем даже некий Афронг, человек, не блиставший ни знатностью рода, ни личной доблестью, ни обилием денежных средств, всего-навсего простой пастух, отличавшийся, впрочем, огромным ростом и недюжинной физической силой, решился домогаться царской власти... Он надел на себя царский венец...» («Иудейские древности», 17:10, 6–7). Всякий, кто претендовал на мессианство, неизбежно должен был войти в политику, претендуя на царский трон или произведя перед глазами всего народа знамения своего мессианства. Читаем далее у Иосифа Флавия:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.    Прошло после этого около года. Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады (падчерица Ирода), Саломия и стала плясать; и угодила Ироду и пирующим с ним.    Ирод сказал ей: «проси у меня чего хочешь», и клялся, что отдаст ей даже до половины царства.    Она вышла и спросила у матери своей: «чего мне просить у него?»    Иродиада отвечала: «головы Иоанна Крестителя».    Саломия с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».    Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.    Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.14:1-12); от Марка (Мк.6:14-29); от Луки (Лк.9:7-9).    День мученической смерти св. Иоанна Предтечи воспоминается св. Православною Церковью 29 августа (11 сент. н. ст.) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост. Св. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери. Чудесное насыщение народа пятью хлебами...    Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Беда коснулась и семьи святого Иоанна Предтечи, ведь он был всего на полгода старше Иисуса Христа, а значит, солдаты Ирода должны были убить и его. Но мать Иоанна, праведная Елисавета, скрылась вместе с ним в пустынном месте. Тогда слуги Ирода начали выпытывать, где находится Иоанн, у его отца, священника Захарии. Но тот ничего им не рассказал. Захария поступил не только как любящий отец, но и как угодник Божий, ведь ему было открыто, какое великое дело Господь доверит его сыну, Иоанну. Слуги Ирода убили праведного Захарию прямо в Храме, рядом с жертвенником. Священник, приносивший жертвы, сам стал чистой жертвой Богу. А что же случилось с Младенцем Христом? Ночью незадолго до этих страшных событий Ангел Господень во сне явился праведному Иосифу и повелел ему вместе с Девой Марией и Богомладенцем срочно отправляться в Египет для того, чтобы переждать там, пока ни минует опасность. Ждать пришлось недолго — царь Ирод вскоре умер в страшных муках. Как гласит Писание, «смерть грешников люта» ( Пс.33.22 ). Дополнительное чтение Из службы на Сретение Господне Тропарь, глас 1:  Радуйся,благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Канон (перевод): Богоносец Симеон, приди и возьми на руки Христа, Которого родила Дева Чистая Мария. Принимает в объятия Старец Симеон Создателя Закона и Владыку всего мира. Не старец Меня держит, но Я держу его: ибо он у Меня отпущения просит. Чистая Голубица, чуждая скверны Агница Агнца и Пастыря во Храм приносит. О Христе — Царь всего! Победы над врагами верным служителям Твоим даруй. Сретение Господне По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Вот недавно обратила, наконец, внимание на эпизод страшной ночи – последней перед Распятием Христа – который почему-то есть только у евангелиста Луки: «Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему…» (Лк. 23: 6–8). Да, это тот самый Ирод Антипа Четвертовластник, сын Ирода Великого, который ради своего хмельного пустого слова велел отсечь голову Иоанну Крестителю. Таинственный Галилеянин волнует его давно. Одно время Ирод, слыша «молву об Иисусе», думал даже, что это Иоанн воскрес и творит чудо за чудом (см.: Мф. 14: 1–2). Потом он, видимо, понял, что это все-таки не Иоанн, и задал себе вопрос: а не лучше ли поступить с Ним так же, как с Иоанном? Во всяком случае, определенные люди из фарисеев предупредили Иисуса о замыслах властителя Галилеи. Но Он, как мы помним, ответил: «…пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу (Лк. 13: 32). А дальше мы слышим плач Сына Человеческого об Иерусалиме, который «избивает пророков и камнями побивает посланных к нему» (ср.: Лк. 13: 34–35) и на раскаяние, на обращение которого Он, несмотря ни на что, надеется… И вот у Ирода Антипы появляется возможность непосредственно увидеть этого необычного Человека и поговорить с Ним. Ирод не испытывает уже ни страха, ни ненависти: схваченный и связанный Иисус перестал быть опасным, и правителю Галилеи нет никакой нужды Его убивать. Четвертовластник по природе своей любопытен: он хочет видеть необычное, чудесное. Ему не терпится вступить в диалог с этим Галилеянином и узнать от Него нечто особенное. Живое любопытство Ирода, воспитанного в иудейской религиозной среде (хотя по отцу он был идумей, а по матери самарянин), контрастирует с холодным скепсисом римлянина Пилата – «Что есть истина?» (Ин. 18: 38). Ирод вообще человек неоднозначный: вспомним, что и Иоанна, посаженного уже в темницу, он, пока мог, берег , «зная, что он муж праведный и святой, и (…) многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6: 20). Он и Этого своего подданного послушал бы с тем же удовольствием, может быть. Но Галилеянин молчит. И вот это уже обидно.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/11/ne_dru...

Гаспар — безбородый, румяный юноша принес ливан (ладан), а Валтасар — смуглый лицом муж средних лет принес смирну. По тому же преданию, родом они были из Персии или древней Вавилонии, где за пятьсот лет до них жил святой пророк Даниил. Этот великий пророк в свое время был начальником над всеми вавилонскими мудрецами; он, конечно, передал своим подчиненным истинные понятия о Боге; очень вероятно, что он показал волхвам пророчество древнего их предка, волхва Валаама, который еще во времена Моисея изрек о Спасителе такое слово: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля... и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17). Это ожидание особенно было распространено на Востоке: там, среди Персов, больше, чем у других народов, сохранилось библейских преданий; там, после плена вавилонского много осталось Евреев, которые распространяли среди жителей Востока свои верования, свои надежды и ожидания. Евреи, а за ними и другие народы ожидали появления великого Царя, Который должен был родиться в Иудее и покорить Себе весь мир. И вот, как только Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, — среди тьмы идолопоклонства, в стране неверия, — нашлись люди, которые так усердно чаяли Утехи Израилевой, Христа, что при первом знамении с неба, при появлении необыкновенной звезды, пошли издалека на поклонение родившемуся Спасителю. КОГДА ЖЕ ИИСУС РОДИЛСЯ, — повествует евангелист Матфей, — В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ (был еще другой Вифлеем — Галилейский) ВО ДНИ ЦАРЯ ИРОДА (евангелист упоминает об Ироде, дабы показать, что у Иудеев в то время уже не было царя от колена Иудина, а царствовал иноплеменник Ирод, и значит настало время пришествия Христова, согласно пророчеству праотца Иакова, — и называет Ирода царем в отличие от другого Ирода, который был сыном первого и титула царского не имел), ПРИШЛИ В ИЕРУСАЛИМ ВОЛХВЫ С ВОСТОКА. Волхвы, направлявшиеся в Иерусалим из дальней страны, могли прийти прежде события, могли прийти и после него; но они пришли именно в то время, когда родился Сын Божий, дабы это чрезвычайное событие не осталось надолго неизвестным для Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010