Ирод видя, что волхвы не возвращаются в Иерусалим, понял, что они осмеяли его, а потому послал в Вифлеем и все окрестности его избить там всех младенцев от двух лет 40 и ниже по времени, соответствовавшему тем сведениям, которые выведал от волхвов 41 Тогда исполнилось пророчество Иеремии: «Глас в Риме слышан, плачь и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет» 42 1-й год. Возвращение из Египта; поселяются в Назарете По смерти же Ирода 43 Ангел Господень снова во сне явился Иосифу в Египте и сказал: «Восстань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие 44 души Младенца». Иосиф встал и с Младенцем и с Матерью Его пришел в землю Израилеву; но услышав, что Архелай царствует в Иудеи вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и поселился в Назарете. Так исполнилось прообразовательное пророчество об Иисусе: «Он Назореем наречется». 45 Иисус прозван так потому, что воспитывался в Назарете. 46 12-й год. Иисус во храме среди учителей Божественная премудрость проявлялась в Нем по мере того, как развивался телом и был исполнен благодати Божией. Родители Его ходили ежегодно в Иерусалим на праздник Пасхи. Иисус был двенадцати лет, 47 когда они пошли туда, по обыкновению. По окончании дней праздника они возвращались, а отрок Иисус остался в Иерусалиме они же того не заметили, и полагая что Он идет с другими путниками, они прошли целый день. Но вечером стали искать его между родственниками и знакомыми, и не найдя возвратились в Иерусалим. Через три уже дня нашли Его в храме посреди учителей, рассуждающего с такой премудростью, что всех приводил в удивление. Иосиф и Мария сами изумились этому обстоятельству; так оно было противоположно тихой и безвестной жизни, какую Иисус вел до того. «Чадо, что Ты сделал с нами?» сказала Ему Мария. Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя». Иисус же отвечал: «Зачем было вам искать Меня, или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»? Таким образом Он напомнил Иосифу и Марии, что истинный Отец Его – Бог и что для совершения божественного Своего послания, Ему следует быть превыше мирских забот; Иосиф и Мария знали о сверхестественном зачатии Того, кто считался их сыном, но о послании Его они еще не имели надлежащего понятия. 48 Мария сохраняла в сердце своем все получаемые ей наставления. Иисус возвратился с родителями в Назарет и был им послушен. По мере того, как Иисус преуспевал возрастом, премудрость и благодать все более и более в Нем обнаруживались и приводили всех в изумление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак, пророческая характеристика Иуде, потому что он (Иаков) сказал: « И я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни» ( Быт.49:8 ). И мы читаем: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего » ( Быт.49:8 ). Это пророчество о царях: о псалмопевце и пророке царе Давиде, прежде всего, который крепкой рукою остановит филистимлян, это пророчество о царских домах пророка Давида. Далее очень интересно: « Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » ( Быт.49:9 ). Здесь говорится о духовной мощи этого колена, потому что « лев » в некоторых текстах Ветхого Завета – это символ Мессии, один из символов Христа. И далее – этот текст был написан Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Кумранские рукописи этого текста датируются II-м и даже VI-м веком до Рождества Христова! И вот смотрите, что было сказано о времени, когда придет Мессия из колена Иудина, Иаков пророчествует, он говорит: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » ( Быт.49:10 ). Какой смысл этих слов? Скипетр – это символ царской власти! И когда умирающий Иаков пророчествует: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе (то есть: пока. – О. С.) не придет Примиритель »! Иными словами, он говорит: «Христос-Примиритель придет тогда, когда царем евреев будет не еврей и не из дома Давида». « Когда скипетр отнимется от дома Иуды », то есть от дома царя Давида! А когда рождается наш Господь Иисус Христос? Во дни Ирода Великого. А Ирод Великий кто по нации? Идумеянин! Скипетр был отнят из дома царя Давида, потому что даже хасмонеи – предшествующая династия – имели какое-то отношение к дому царя Давида. А Христос-Примиритель приходит именно тогда, когда скипетр отнят, когда будет царь над евреями – сам не еврей, Идумеянин. И известен случай, который описывается в Талмуде, когда один из сыновей Ирода, который тоже стал царем иудеев, читал как-то в Храме Иерусалимском законы о царях. Он читает эти законы о царях (это в Пятикнижии такие законы), а там сказано: «то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» ( Втор.17:15 ). Ну, то есть из еврейского народа. А он читает, читает… – так он же не еврей!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Какое превратное понятие о честном и бесчестном! Но чего иного ожидать от человека, помрачившего совесть и здравый смысл вином и сладострастием? Люди в этом состоянии большею частию так поступают. Они теряют чувство чести и предпочитают ей позор. Бесчестным делом, например, иной почитает не платить карточного проигрыша, сделанного им в нетрезвом состоянии, а что семья его чрез это обрекается на нищету, того не признает бесчестным и тем не смущается. Пир Ирода заключился страшным зрелищем. Много блюд с разнообразными и изысканными кушаньями стояло на гостеприимной царской трапезе. Но вот пред очами всех пирующих появилось новое блюдо, с окровавленною главой не животного, а человека, и какого человека? Такого, знаменитее которого по своему служению не являлось человека среди рожденных женами. Пьянственный разгул кончился убийством великого праведника! – Таковы обыкновенно последствия пьянства: если не убийством, то буйством, драками, искалечением оно весьма часто сопровождается. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые (подбитые) глаза? У тех, которые долго сидят за вином» ( Притч.23:29–30 ). Опьяневшие и сами наносят другим побои, часто смертельные, и от других принимают их, не вразумляясь ими однако же. " Били меня, – говорит пьяница, – мне не было больно, толкали меня, не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» ( Притч.23:35 ). В виду указанных нами плачевных последствий пьянства на пиру Ирода царя, этот грех должен быть ненавистен для каждого из нас. Впадающие в него, или искушаемые к совершению его, пусть вспомнят, кому они подражают: они подражают беззаконному Ироду. Если не другие побуждения, по крайней мере страх походить на человека, опозорившего себя; пьянством и соединенными с ним преступлениями, да удержит всякого от этого греха. Цель земной жизни – Поучение в праздник Рождества Богородицы, 8-го сентября Празднуемое нами Рождество Девы Марии от неплодных родителей по закону смежности представлений возводит мысль к собственному нашему рождению и располагает к размышлению о том, зачем мы рождаемся на свет Божий? Зачем дана нам земная жизнь? Такое или другое решение этого вопроса нужно для того, чтоб знать, как нужно пользоваться жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. [греч. μγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом , пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания прор. Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от В. о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. лит-ры, т. к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской лит-ре только евангелист Матфей употребляет термин μγοι в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. терминами  ,   (заклинатели мертвых (Лев 20. 6; 2 Пар 33. 6),   (прорицатели при егип. (Быт 41. 8, 24; Исх 7. 11, 22; 9. 11) и вавилонском (Дан 1. 20; 2. 2; 4. 4; 5. 7, 11, 15) дворах); дважды словом μγοι в Деяниях святых апостолов (8. 9 и 13. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

http://pravenc.ru/text/155183.html

( Мих. 5,2 ). 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. 8 И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце; и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась нам местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду они возрадовались радостью весьма великою. 11 И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему, и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладон и смирну. 12 И получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Ст. 1–2. Кто такие восточные мудрецы, приходившие на поклонение родившемуся Спасителю? Что такая за звезда, их приводившая? Почему именно по явлению звезды мудрецы узнали о рождении Спасителя? Волхвы, или мудрецы – это ученые люди, особенно те, которые занимались наукою о звездах (Астрономией), по их мнению, всякий человек, живущий на земле, имеет свою звезду на небе, – великий человек большую звезду, незначительный человек малую. Сообразно их мнению, Господь и указал им рождение Спасителя явлением звезды на небе. Мудрецы эти были из Аравии или Персии. Знали они о пришествии Мессии, царя иудейского, по предсказаниям о том пророков, на пр. пророчествовавшего в тех странах некогда Валаама ( Числ. 24,17 ), и по ожиданию Мессии иудеями. Звезда, явившаяся мудрецам, была неестественная: это было особое явление по повелению Божию. Евангелие недели по Рождестве Христове Какое воспоминание соединяется с неделею по Рождестве? В неделю по Рождестве совершается память св. Богоотец, т. е. в сию неделю благодарно прославляются церковью пресв. Богородица и св. праведные Иосиф обрученник, Давид царь и Иаков, брат Господень по плоти , сын Иосифа от умершей жены его. Прославляются: пресв. Богородица, она была орудием воплощения Бога Слова; поименованные святые, они были ближайшими свидетелями воплощения. Какое евангелие сей недели? В нем благовествуется об удалении Иосифа, по повелению ангела, с Богомладенцем Иисусом Христом и Мариею Матерью Его во Египет, – от Ирода, искавшего погубить Богомладенца. Матф. 2, 13–23 , Зач. 4. Мф.2:13 . Когда волхвы отошли: се, Ангел Господень является во сне Иосифу, и говорит: встань возьми Младенца и матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Мф.2:14 . Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью, и пошел в Египет. Мф.2:15 . И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. ( Осии 11,1 ). Мф.2:16 . Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Мф.2:17 . Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Не могли священники даже брать деньги в руки, ибо был закон о церковных кружках и старостах, которые должны были ими распоряжаться, только священники-привратники могли брать деньги, которые тут же и опускали в кружку. Сказано: «И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень. И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем» ( 4Цар.12:9–10 ). Все эти древние законы тяготили архиереев и иереев, и в I веке до Р.Х. они осуществили буржуазную революцию в своей среде и, игнорируя древние библейские принципы, стали сами заниматься всеми коммерческими делами, таким образом развратились и стали « вертепом разбойников ». Осуществить свой буржуазный переворот иудейское духовенство смогло в результате династического переворота Ирода I Великого, когда он совершенно нелегитимно захватил власть в стране, умертвив Гиркана II в 29-м году до Р.Х. Еврейский историк Луи Финкелстайн в книге «Рабби Акива» 186 показывает, что высшее духовенство, считая себя «патрициями», обирали низшее духовенство («плебеев») поборами и грабежами. Так что иудейские архиереи делали даже вооруженные набеги на иудейских иереев и левитов (певчих), грабили их наделы и разоряли их хозяйства. Христос, дважды бросивший вызов их коммерческой пирамиде, оказался совсем не желательным для них лицом, и они, используя свои мафиозные связи с римскими властями и домом царя Ирода II Агриппы, составили против Него заговор. Действительно, любое преступление, имеет свой экономический след… О том, что Христос уже дважды бросал вызов их мафиозной пирамиде – в начале и в конце своего служения, – святитель Иоанн Златоуст пишет: «Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не одним голодом страдали верные в Иудее; против них возникло новое гонение, уже не от лица первосвященников, но от внука Ирода Великого, царя Ирода Агриппы, который поднял руки на некоторых из членов Церкви и убил мечом Иакова Зеведея, брата Иоаннова. Свидетель Преображения Господня, прежде всех Апостолов, сделался мучеником и прешел созерцать лицем к лицу ту славу, какую видел некогда на Фаворе, еще как бы в зеркале. Человек, представивший к суду Иакова, пораженный его твердостью, сам исповедал Христа; на пути к месту казни, испросил он у Апостола прощение и, получив мир, вместе с ним был усечен мечом. Ирод видя, что смерть Иакова приятна Иудеям, заключил в темницу и Петра, дабы умертвить его после Пасхи, но Церковь прилежно молилась о нем Богу и услышана была соборная молитва . Накануне определенного для казни дня Апостол спал ночью между двумя воинами, окованный двумя цепями, и стража стерегла двери темницы. Внезапно объял ее свет, и Ангел Господень, коснувшись Петра, пробудил спящего; с рук его спали узы железные; он оделся по глаголу Ангела, и вышел вслед за ним, думая быть в видении. Когда же прошли вторую и третью стражу, и железные врата града сами собою отверзлись пред ними, и стал невидим Ангел, тогда лишь пришел в себя Петр и уверовал бывшему избавлению. Он поспешил к скорбящей о нем Церкви, в дом ученика Марка, и, укрепив ее своим присутствием, удалился на время из Иерусалима. На другой день Ирод, разгневанный утратою Апостола, предал воинов казни и отошел в Кесарию, где скоро постигла его, за надменность, горькая кончина, ибо когда народ превозносил его как Бога, черви, точившие внутренность царя, напомнили ему о тлении еще до гроба. Глава 2. СТРАНСТВИЯ ПАВЛОВЫ В это время начались апостольские странствия Савла по пределам языческим, ибо ему вверено было от Бога Евангелие для необрезанных, как Петру для обрезанных. Дух Святой сказал пророкам и учителям Антиохийским, пребывавшим в служении Господу: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их», и, повинуясь внушению Духа, они с молитвою и постом возложили на них руки, потому что рукоположение было от начала Церкви единственным образом посвящения в должности и степени служения церковного. Варнава и Савл из пристани Селевкийской отплыли в Кипр и проповедали слово Божие сперва в синагогах Иудейских. Пройдя весь остров до Пафоса, нашли некоего волхва Иудейского, именем Вар-Иисуса, который будучи с проконсулом Сергием Павлом, препятствовал ему слышать слово Божие; но Савл, с той поры нарицаемый в Писаниях и Павлом, одним взглядом своим ослепил волхва, дабы не совращал других от света к тьме, и уверовал проконсул, дивясь учению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Около этого же времени, некоторые Кипряне и Киринейцы, пришедши в Антиохию, проповедовали о Господе Иисусе язычникам Еллинам. И Бог помог: многие уверовали и обратились ко Господу. Дошел об этом слух до Иерусалимской церкви; и послали в Антиохию Варнаву. Он, прибывши туда, и увидавши благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Так как немалое число людей приняли веру Христову: то Варнава, чтобы иметь помощника, отправился в Тарс к Савлу, и привел его с собою в Антиохию. Целый год оба они учили в тамошней церкви, и обратили весьма многих. И ученики в Антиохии первые стали называться именем Христиан. В это время, один из пророков, пришедших из Иерусалима, именем Агав, стал предвещать, что по всей земле будет великий голод. Тогда ученики положили, каждый по достатку, послать пособие братьям, живущим в Иудее: что и сделали, пославши собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. Г. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову убиение Иродом Иакова Зеведеева; взятие под стражу Петра, и освобождение его Ангелом; и казнь, постигшая гонителя (Деян. 12) В то время, внук Ирода Великого, царь Ирод Агриппа, по особенному благоволению Клавдия, владевший всем царством своего деда, стал преследовать принадлежавших к Церкви. Он убил мечом Иакова, брата Иоаннова. А, заметивши, что это приятно Иудеям, схватил и Петра. Но, так как были дни Пасхи, то он шестнадцати воинам велел пока стеречь его в темнице, чтобы после праздника опресноков вывести его перед народом. Между тем, Церковь прилежно молилась о нем Богу. Наступила уже последняя ночь пребывания Петра в темнице. Он спал между двумя воинами, скованный двумя цепями; и стражи у дверей стерегли темницу. Вдруг, свет осиял темницу; явился Ангел Господень; толкнувши Петра в бок, пробудил его, и сказал: «встань скорее». Тотчас, цепи упали с рук его. Ангел сказал ему: «опояшься и обуйся». Он сделал и это. Потом говорит ему: «надень свою одежду, и иди за мною». Петр вышел за ним. Впрочем, все это казалось ему не более, как сновидением. Миновавши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вошли, прошли одну улицу; и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда-то Петр, пришедши в себя, сказал: «да, теперь я вижу, что Господь послал Ангела Своего избавить меня из руки Ирода; и напрасными останутся ожидания народа Иудейского».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

По северному течению Иордана проходил рубеж другой «тетрархии» (после смерти Ирода Великого Иудейское царство было поделено на четыре части). Там правил Филипп, брат Ирода Антипы, человек, как говорили, ни в чем не похожий на него, скромный и респектабельный. Он придал Вифсаиде, рыбачьему поселку, статус города, назвав его Юлиадой в честь дочери императора Августа. ... Все сказанное выше можно узнать лишь из книг и отчетов археологов. В отличие от Капернаума или Хоразина, от Вифсаиды осталось мало следов. Здесь Господь исцелил слепого. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении ( Мк. 8, 22–26 ). Неправда ли, выразительно? Чудо, сотворенное в Вифсаиде, должно было совершиться тайком, чтобы не вызвать ожесточения и конфликта. Неслучайно от трех заклятых Господом городов ничего не осталось. Поистине, как сказано: «если придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах от вашего города отрясаем...» Гамала (Гамла), соседний город, к востоку от Вифсаиды, – от нее тоже остались лишь развалины синагоги, – представляла в спектре духовных движений Израиля «революционную», мессианскую линию. Подобно орлиному гнезду, возвышалась Гамала на скалистом гребне, защищенная со всех сторон глубокими лощинами. Отсюда выходили не апостолы – лжемессии. ...В год Рождества Христова, перед самым воцарением Иродова сына Архелая, вспыхнуло по всей Иудее, Галилее и Идумее восстание против римлян. Поднял его уроженец Гамалы, Иуда Галилеянин, – полумессия- полуразбойник, фарисей-книжник, сын казненного Иродом в 47 г. до Р.Х. Езекии, такого же не то главаря шайки, не то «полевого командира». Главное гнездо мятежа было в соседней с Назаретом столице Нижней Галилеи, Сепфорисе, где, ограбив царскую казну и овладев оружейными складами, засел Иуда и откуда, делая вылазки, грабил, жег, убивал своих и чужих, воспевая Осанну Господу и проповедуя наступающее царство Мессии. Римский проконсул Публий Квинтилий Вар, во главе сирийских легионов, жестоко подавил восстание, разрушил и сжег дотла Сепфорис, продал жителей в рабство и, преследуя по всей Святой Земле рассеянные шайки мятежников, две тысячи их распял на крестах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пророчество Захарии Захария же в пророческом воодушевлении видит, подобно Деве Марии, Мессию как бы пришедшим уже и совершившим великое дело искупления человечества; обращаясь же к сыну своему, он повторяет предсказание ангела о том, что Иоанн будет велик пред Господом (наречется Пророком Всевышнего), предъидет пред Ним (предъидешь пред Лицом Господа), дабы представить Господу народ приготовленный (приготовить путь Ему), и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их (Лк. 1, 15—17) (дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, просветить сидящих во тьме и тени смертной). О детстве и дальнейшей жизни Иоанна до явления его на проповедь покаяния Евангелист Лука говорит очень кратко: возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях (Лк. 1, 80). По преданию, слух о необыкновенных обстоятельствах, окружавших зачатие и рождение сына Захарии, Иоанна, дошел до царя Ирода. Подозрительный Ирод тогда как будто не обратил на это никакого внимания; но вот, являются в Иерусалим восточные мудрецы и спрашивают: «Где родившийся Царь Иудейский?» Трепетавший за свой царский престол Ирод решился избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев, а потом, вспомнив о сыне Захарии, послал убийц и в Иутту. Захария в то время отправлял служение при храме, а Елисавета, узнав о замысле Ирода, скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный неудачей, Ирод послал к Захарии в храм спросить, где скрыл он своего сына? Старец ответил: «Я теперь служу Господу Богу Израилеву и не знаю, где сын мой». После угроз лишить жизни Захария повторил, что не знает, где сын его, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником (Вишняков. Святой Великий Пророк и Предтеча Господень Иоанн. С. 54—55 4 ). Когда скончалась и Елисавета, то Предтеча Христов остался сиротой и жил в пустыне. Рождение Иоанна Предтечи празднуется 24 июня. 3. Православная Церковь учит, что Ангелы созданы Богом ранее создания Им видимого мира. Поэтому мое выражение «строгая последовательность в сотворении живых существ, начиная от растительной клеточки и доходя до человека, должна была продолжаться далее и остановиться на создании мира духов», — может показаться некоторым читателям как будто противоречащим учению Церкви. На самом же деле никакого противоречия тут нет. Бог, по всеведению Своему, наперед знал, что и в каком порядке Он создаст; по всемогуществу же Своему, Он мог создать мир и не в той последовательности, которая представляется нашему воображению; следовательно, Он мог сотворить мир духов ранее мира материального. Создал ли Господь духов вначале или в конце Своей творческой деятельности (хотя конца этой деятельности нет: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17)), — это, для доказательства бытия ангелов безразлично. Но, если рассматривать все, уже сотворенное Богом, то нельзя умолчать о требованиях разума, чтобы между Богом и человеком были существа, более близкие к своему Творцу, чем человек. Далее этого требования разума я не иду в желании своем доказать существование ангелов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010