Свт. Иннокентий (Кульчицкий) обратился в Святейший Синод с ходатайством о «приписке к Иркутской епархии дистриктов Ильминск и Якутск» (Иркутские ЕВ. 1896. 15. С. 353). 16 нояб. 1731 г. из С.-Петербурга в Иркутск были отправлены указы об упорядочении границ Тобольской и Иркутской епархий, в результате чего к Иркутской епархии были причислены мон-ри селенгинский Троицкий, киренский Троицкий, якутский Спасский и пустыни Братская (приписная к иркутскому Вознесенскому монастырю), Покровская и Успенская (приписные к якут. Спасскому мон-рю), а также храмы Балаганска (совр. Иркутская обл.), Илимска, Киренска и Якутска. В 1733 г. Синод присоединил к Иркутской епархии Охотск и Камчатку. В 1796 г. на севере Америки было учреждено Кадьякское вик-ство Иркутской епархии для окормления новоприсоединенных к Российской империи Алеутских о-вов и Аляски. 10 апр. 1799 г. во епископа Кадьякского был хиротонисан Иоасаф (Болотов) , погибший в пути к месту служения. Новый архиерей на Кадьякскую кафедру не был назначен, и она осталась под управлением Иркутских епископов. В это же время к Иркутской епархии были присоединены расположенный к западу от Иркутска г. Нижнеудинск (совр. Иркутская обл.) и его округа. В 1822 г. в состав Иркутской епархии вошла Енисейская губ. Т. о., территория Иркутской епархии в 1-й четв. XIX в. включала Енисейский край, Прибайкалье, Забайкалье, Якутию, Камчатку, Дальн. Восток и территорию Русской Америки, что делало расположенную на 2 континентах епархию самой большой церковной областью Российской империи с территорией ок. 10 млн кв. км. Церковь Богоявления в Верхоленске. 1718 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (ИркОХМ) Церковь Богоявления в Верхоленске. 1718 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (ИркОХМ) В 1832 г. начался процесс уменьшения размеров епархии, части ее территории отходили новоучреждавшимся кафедрам. В 1834 г. была образована Томская и Енисейская епархия (см. Томская и Асиновская епархия ), в 1840 г.- Камчатская, Курильская и Алеутская (см. Петропавловская и Камчатская епархия ), в 1852 г. в состав последней вошла территория Якутии. В 1894 г. была учреждена Забайкальская и Нерчинская епархия (см. Читинская и Забайкальская епархия ). С этого времени границы Иркутской епархии совпадали с границами Иркутской губ.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Мощи святого хранятся в базилике св. Антония в Падуе, в отдельном реликварии находится его язык. В 1263 г., при перенесении мощей святого в этот собор, обнаружилось, что язык А. П. остался нетленным. В 1981 г. специальная комиссия, в состав к-рой входили медики, подтвердила нетленность его голосовых органов, установив при этом, что гробница не вскрывалась с сер. XIII в. (Ricognizione del corpo di S. Antonio di Padova: Studi storici e medico-antropologici. Padova, 1981). Почитание А. П. распространилось и за пределами канонических территорий католич. Церкви. В XIV-XV вв. в генуэзской фактории Тана (близ совр. с. Недвиговка в Ростовской обл.) существовал храм св. Антония Падуанского, действовало братство св. Антония Падуанского. В его честь на территории совр. Белоруссии и Украины было возведено неск. католич. храмов: в Полосне под Слуцком (1598), в Мирополе на Волыни (1600), во Львове (1617), в Витебске (1685); в XIX в. были построены еще 6 храмов. В нач. XX в. сосланными в Сибирь поляками были построены деревянные храмы в честь А. П.: в Мариинске (Томская губ., 1904), в пос. Белостоцкий (Томская губ., 1908) и в пос. Креславский (Иркутская губ., 1908). В наст. время в России существуют приходы св. Антония Падуанского в Городовиковске (Калмыкия), Краснознаменске (Калининградская обл.) и мон-рь в С.-Петербурге. В Служебнике кон. XVII в., находившемся в собрании КДА, имелась служба А. П. на церковнослав. языке ( Лебедев А. Рукописи церк.-археол. музея Имп. Киевской Духовной Академии. Саратов, 1916. Т. 1. С. 27-28). Лит. наследие А. П. составляют 2 собрания проповедей, Sermones Dominicales (Воскресные проповеди) и Sermones festivi (Проповеди на праздники), написанные с целью создать образец - «модель» церковной проповеди для обучения проповедников-францисканцев: проповедь раскрывает смысл евангельского чтения, соответствующего данному празднику литургического года, будучи тесно связанной с интроитом (входным стихом), апостольским посланием и чтением на утрене того же дня.

http://pravenc.ru/text/116094.html

Известны иконы И. вместе с избранными святыми (1847, частное собрание; ц. Воздвижения Креста в Иркутске) в минейных циклах под 26 нояб., напр. на святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 219, 320). Хромолитография Е. И. Фесенко, изданная в Одессе, с фигурами свт. Николая Чудотворца и И. на фоне храма воспроизводит также образ Св. Троицы Ветхозаветной, написанный на срезе Мамврийского дуба, из приамурского Троицко-Николаевского мон-ря (1907, мон-рь прп. Герасима Иорданского в Иорданской долине в Палестине). Вместе со свт. Митрофаном Воронежским И. показан в одном из клейм иконы «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с 8 клеймами чудес. Икона. 1831 г. (Литературно-краеведческий музей им. В. Я. Шишкова, пос. Ербогачен Катанского р-на Иркутской обл.) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с 8 клеймами чудес. Икона. 1831 г. (Литературно-краеведческий музей им. В. Я. Шишкова, пос. Ербогачен Катанского р-на Иркутской обл.) Изображения И. встречаются на шитой иконе 1-й пол. XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей), на дробнице 1-й трети XIX в. (частное собрание, Иркутск), на стеклянной бутылочке для лампадного масла (2-я пол. XIX в., Архит.-этногр. музей «Тальцы») - прямолично, в рост, в мантии, с благословляющей десницей и с жезлом в левой руке. В ризнице иркутской Крестовоздвиженской ц. хранится икона И. 2-й пол. XIX в. из фарфора, возможно изготовленная на Переваловском фарфоровом заводе. На финифтяном образке 2-й пол. XIX в. (ИркОХМ) И. в мантии, омофоре и митре изображен вместе с Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в. Иконописец М. Б. Лутаенко (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в. Иконописец М. Б. Лутаенко (собор Знаменского мон-ря в Иркутске)

http://pravenc.ru/text/389621.html

в ней насчитывалось 25 церквей и 37 клириков (Там же. 1926. 7. С. 2). Указом обновленческого синода от 23 января 1925 г. «архиепископ Каинский и Каргатский» Геронтий Шевлягин переведен в Калугу (Там же. 1925. 1. С. 9). С его переводом Каинская обновленческая епархия прекратила существование. В противовес обновленцам местное духовенство патриаршей Церкви во главе с благочинным Каинского округа прот. Николаем Сырневым организовало окружное церковное управление, вызвав в свой адрес шквал критики в обновленческой печати (Церк. вестн. Иркутск, 1928. 5/6 (41/42). С. 6). В 1923-1925 гг. в Зап. Сибири были восстановлены все церковно-административные структуры патриаршей Церкви. Произошла активизация миссионерской антиобновленческой деятельности, число раскольнических приходов Сибирской митрополии уменьшилось приблизительно на 20% ( Коголь Т. Н. Взаимоотношения РПЦ и государства в первое десятилетие Советской власти. Томск, 2005. С. 108). Упадку обновленцев немало способствовали и оказавшиеся в Зап. Сибири ссыльные правосл. священники. В период с 1926 по 1930 г. в с. Ургуль Барабинского округа (ныне на территории Северного р-на Новосибирской обл.) находился в адм. ссылке прот. Сергий Городцов, впосл. митр. Новосибирский Варфоломей . Приезжая в Каинск, о. Сергий молился в Иоанно-Предтеченской ц. (ныне кафедральный собор К. и Б. е.), т. к. остальные храмы города принадлежали обновленцам. Это подтверждается и документальными данными; в списке храмов Новосибирской епархии, составленном ок. 1926-1927 гг., центром Каинского благочиния «тихоновской ориентации» значилась именно Иоанно-Предтеченская ц. Каинска (собор Нерукотворного образа Господня Каинска к тому времени отошел обновленцам). 4 апр. 1928 г. обновленческий съезд Каинского округа постановил открыть Каинское вик-ство в составе Сибирской обновленческой митрополии и избрал «епископом» прот. Максима Свитича, поставление которого было согласовано с обновленческим синодом (Церк. вестн. Иркутск, 1928. 5/6 (41/42). С. 6). В ведение Свитича перешел отнятый властями у патриаршей Церкви соборный храм Нерукотворного образа Господня в Каинске (разрушен в 1939).

http://pravenc.ru/text/1319895.html

26 авг. 1785 г. имп. Екатерина II подписала указ, по которому старообрядцам разрешалось селиться между левым берегом Днепра и Перекопом. Согласно ордеру кн. Потёмкина 27 авг. того же года поселенцы получали материальные выгоды и в числе прочего - право на строительство каменных церквей, мон-рей, отправление богослужений по старопечатным книгам. Общину старообрядцев возглавил архим. Иоасаф (Там же. С. 1; Моисеенкова. 1996. С. 199; Бельский. 1999. С. 78). Он род. в 1743 г. в Стародубе Северском, в 1769 г. в Покровском старообрядческом монастыре Новгорода-Северского пострижен в монашество, подвизался на Афоне, в 1781 г. рукоположен во диакона и иерея, в 1782 г. в Иерусалиме патриархом Антиохийским Даниилом возведен в сан архимандрита и направлен в Россию для сбора пожертвований. Синод РПЦ признал Иоасафа в сане архимандрита, наделил его св. миром и Св. Дарами и разрешил к священнослужению для старообрядцев по старопечатным книгам (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5385). Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г. Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г. В 1787 г. архим. Иоасаф прибыл в Екатеринославскую епархию, где представился новому архиерею, архиеп. Екатеринославскому и Славянскому Амвросию (Серебренникову) . Поскольку земля под мон-рь уже была выделена близ с. Б. Знаменка, архиеп. Амвросий направил строителя в С.-Петербург для утверждения в настоятельской должности. По возвращении из столицы в том же году архим. Иоасаф подал архиеп. Амвросию прошение на строительство для мон-ря деревянной церкви и келий для братии, на что 31 дек. получил грамоту (Там же. С. 3; Бельский. 1999. С. 79). 18 окт. 1791 г. указом Екатеринославской духовной консистории в С.-Петербурге архим. Иоасаф был утвержден настоятелем в сане игумена, мон. Дорофей возведен в сан иерея, мон. Серапион - в сан диакона для служения в старообрядческом мон-ре. Первоначально монашествующие обосновались в урочище Карай-Дубина (ныне с. Бережанка Верхнерогачикского р-на Херсонской обл.), но в 1788 г. выяснилось, что эти земли принадлежат кн. Вяземскому. Игум. Иоасаф обратился к большезнаменским поселянам, и те неохотно выделили под строительство мон-ря урочище Мамай-Сурка. В 1790 г. деревянный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен, но в 1792 г. он сгорел. В 1795 г. была возведена новая Корсунская ц. с приделом свт. Иоанна Златоуста, а монастырская часовня обращена в церковь и освящена во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

27 сентября 1919 г., в день Воздвижения Креста Господня, по благословению епископа Анатолия, в церквах Томской епархии перед Литургией служили панихиды " о всех погибших в борьбе с большевиками архипастырях, пастырях, вождях и воинов и прочих православных христианах " . После этой Литургии и в последующие дни служили молебны о " даровании победы христолюбивому воинству " , а на проповедях призывали записываться в члены Братства и дружины Святого Креста. Осенью 1919 г. началось отступление армии Колчака . Вместе с ней уходили и многие священнослужители. Вынужден был уехать и епископ Анатолий, известный своими призывами против большевиков. Из Томской газеты " Красное Знамя " : " ...Епископ Анатолий (Каменский), отбывая эвакуацию в Иркутск , перевозил с собой святые мощи Святителя Иоанна Тобольского , эвакуированные из Тобольска... " В деле П-11292 архива УФСБ по Томской обл. брат епископа Анатолия, псаломщик Каменский Михаил Васильевич показал, что " ...Епископ Анатолий перед приходом Красной Армии увез мощи в Иркутск, но, по частным слухам, заболел тифом в Красноярске... " . С 12 июля 1920 года - епископ Иркутский и Верхоленский . Архиеп. Анатолий (Каменский) 23 апреля 1920 года возведен в сан архиепископа . 22 апреля 1922 года был арестован, обвинение гласило: " Будучи в Царское время епархиальным епископом в Петрограде, Одессе и других городах России, товарищем председателя Главного Совета " Союза Русского Народа " , членом IV Государственной Думы, проводил активную борьбу против революционного движения, имел связь с бандитами Иркутской губернии, пособничал им. Оказывал приют посланцев от банд, информировал через последних бандитов. Вел организационную работу по подготовке вооруженной борьбы с Советской властью. Участвовал в расхищении народного достояния и сокрытии церковных предметов и ценностей от изъятия их органами Советской власти в пользу голодающих " . Ни в одном из предъявленных обвинений виновным себя не признал. В июле того же года Иркутским губернским ревтрибуналом был приговорен к расстрелу. Определением кассационной Коллегии Сибирского отделения Верховного Трибунала ВЦИК от 21 августа приговор был оставлен в силе. Постановлением Президиума ВЦИК от 12 января 1923 года приговор Томского трибунала от 14 июля 1922 года о расстреле был заменен ему на 10 лет тюремного заключения со строгой изоляцией.

http://drevo-info.ru/articles/16073.html

Было решено на том же самом месте построить новый храм. В первой половине 2001 г. авторским коллективом института «Иркутскжелдорпроект» выполнен проект воссоздания церкви. Полуразрушенный остов старого каменного здания был снесён. Осенью был заложен фундамент нового храма и начато строительство цокольного этажа. С ноября возводился основной объём церкви с колокольней, в первой половине 2002 г. завершено их строительство, а отделочные работы – в сентябре 2003 г. Новое здание в целом соответствует оригиналу. Основными отличиями от первоначальной планировки храма являются появление цокольного этажа и замена ложной главки над Никольским приделом световой. Колокольню украсили новые колокола, специально заказанные Восточно-Сибирской железной дорогой на воронежском колокололитейном заводе. Самый большой колокол весом в 25 пудов (400 кг) отлит на личное пожертвование начальника ВСЖД А. И. Касьянова. Здание обладает повышенной сейсмостойкостью, к нему подведены все коммуникации. С учётом новейших технологий решён вопрос теплоснабжения – в храме установлены полы из керамогранита с подогревом и тепловые завесы. Частично решён вопрос внутреннего убранства храма: в производственном объединении Московской патриархии «Софрино» приобретены паникадила, иркутскими художниками изготовлены временные иконостасы. Иконостас придела Св. Иннокентия I Епископа Иркутского, перенесённый из деревянного здания, размещён в цокольном этаже. 28 сентября 2003 г. при большом стечении народа, в присутствии строителей и благотворителей состоялось освящение всех трёх приделов вновь созданного храма, которое провёл архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим в сослужении настоятелей иркутских церквей. Первоначально в храме было два придела – Николо-Иннокентьевский и Успенский. В процессе воссоздания появился третий придел, расположенный в цоколе здания. Его освятили во имя Св. Иннокентия, а существовавший прежде Николо-Иннокентьевский придел был освящён как Никольский. Перед входом в храм укреплена табличка: «Николо-Иннокентьевский храм воссоздан во Славу Божию в 2002–2003 гг. работниками Дорожного строительно-монтажного треста строительно-монтажных поездов 624, 753, деревообрабатывающего комбината, завода железобетонных конструкций, электромонтажного поезда на средства коллектива Восточно-Сибирской железной дороги». А.Ю. Исаев. Источники: Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2008 г./сост. С.В. Горькова; ред. Л. А. Казанцева, С. А. Рудых. – Иркутск: изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2007 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19813

Иркутск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы бывшего Вознесенского монастыря. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1780 и 1783. Адрес: Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Полярная, д. 98 Координаты: 52.327663, 104.267683 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построили в 1780-1783 гг. вместо прежней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Церковь имела два престола: во имя Успения Божьей Матери и во имя Преподобного Сергея Радонежского. В 1874-1875 гг. с западной стороны церкви пристроили каменную трапезную с братской кухней. В 1910 г. вокруг монастыря возводится новая ограда, включившая в себя южную стену Успенской церкви. В годы советской власти в храме размещался клуб. Сейчас церковь передана в Иркутскую епархию; здание реставрируется. Источник: http://irkipedia.ru/content/voznesenskiy_monastyr Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19650

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010