На 20 марта 1957 г. в Омской епархии служили 33 священника, 4 диакона, зарегистрировано 5 приходов в Омской обл. и 15 - в Тюменской. За краткое время служения на Омской и Тюменской кафедре еп. Вениамин посетил все приходы обеих областей. 20 февр. 1958 г. еп. Вениамин был возведен в сан архиепископа, 21 февр. переведен на Иркутскую кафедру, а на его место назначен еп. Мстислав (Волонсевич; впосл. архиепископ). Новый архиерей прибыл в Омск в начале марта 1958 г.; 13 апр. того же года, на Пасху, он служил в Крестовоздвиженском соборе. В сводке уполномоченного Совета по делам РПЦ по Омской обл. Л. Л. Серебрянникова (1958-1960) отмечалось, что задолго до начала пасхальной заутрени омские храмы были переполнены прихожанами, в ограде Крестовоздвиженского собора в богослужении участвовали ок. 1000 чел., не вместившихся в собор, а среди пришедших на богослужение было много молодежи. По сообщению уполномоченного, «такая же обстановка сложилась и в Никольской церкви г. Омска… а также в храмах и молитвенных домах сельской местности области…». 13 мая 1958 г. еп. Мстислав получил отпуск и отбыл на лечение в Кисловодск. С этого времени и до его возвращения 16 июля епархией временно управлял еп. Венедикт (Пляскин). Он совершил архипастырскую поездку в Тобольск, произвел кадровые перемены в епархии. Еп. Мстиславу удалось посетить все приходы обширной епархии. В связи с ужесточением гос. антирелиг. политики в кон. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XX в. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) в 1958 г. в Омской обл. местными властями были распаханы и засыпаны землей почитаемые верующими источники в с. Кутырлы совр. Колосовского р-на и в урочище Криванково Юргинского р-на Тюменской обл. Под давлением властей еп. Мстислав издал циркуляр о прекращении паломничеств. В кон. 50-х гг. снесен омский Воскресенский собор; его имущество и часть б-ки переданы в краеведческий музей, оставшиеся книги - в Исторический архив Омской обл. и в б-ку им. А. С. Пушкина. 27 июля 1959 г. еп. Мстислав перемещен на Вологодскую кафедру, Омскую епархию возглавил еп.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

В ответ на эти действия обновленцы донесли в местное отд-ние ГПУ о существовании в Архангельске орг-ции «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих». Практически все правосл. духовенство города во главе с В. было арестовано. В местной печати началась клеветническая кампания против епископа. Было опубликовано «заявление» В. следствию, в к-ром архиерей якобы назвал своих «сопроцессников» контрреволюционерами», писал о «несогласии» с ними и о своем будто бы добровольном отъезде из епархии. Епископ был увезен в Каргополь, привлечен в качестве свидетеля к следствию по делу его брата Петра, являвшегося настоятелем каргопольского Успенского мон-ря. Во время пребывания В. в Каргополе дело по обвинению архангельского духовенства было производством окончено, дело самого В. было выделено в отдельное производство и направлено в Москву. В сент. 1924 г. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ епископ был выслан на 3 года в Нарымский край, в июле 1926 г. срок был продлен, В. перевели в Иркутскую губ., в марте 1929 г.- в Вологодскую обл. Летом 1929 г. В. объявил о своем несогласии с «Декларацией» 1927 г. и отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Осенью того же года переехал в Ленинград, сблизился с возглавлявшим иосифлянское движение (см. Иосифлянство ) архиеп. Димитрием (Любимовым) . В 1930 г. В. был арестован в Ленинграде, выслан на 3 года в Северный край, жил в Вологодской обл. По др. сведениям, В. был арестован в 1931 г. в Челмском мон-ре (в окрестностях Каргополя, не сохр.) вместе с его последними насельниками: настоятелем схиархим. Трифоном (Пилюгой) и 5 иеромонахами. Районное отд-ние ОГПУ рапортовало «о ликвидации контрреволюционной группировки духовенства иосифлянского толка под руководством Вихвелина, занимавшейся антисоветской агитацией» (Правда Севера: Арханг. обл. газ. 2001. 5. 11 янв.). В. скончался в ссылке, похоронен в Вологде. Арх.: Архив Управления ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. д. П-78806; Архив Управления ФСБ РФ по Архангельской обл.

http://pravenc.ru/text/154351.html

Среди ее членов - архит. В. М. Борин, В. М. Васнецов (см. ст. Васнецовы ), диак. Виноградов, Глазунов, Гурьянов, прот. И. Ф. Мансветов, прот. Н. А. Скворцов. Члены комиссии продолжили работу по осмотру и систематическому описанию памятников церковной старины, хранившихся в приходских, соборных и монастырских храмах Москвы и Московской епархии. В 1904-1911 гг. опубликованы 4 т. «Трудов» комиссии. В 1870 г. возник Отдел распространения духовных нравственных книг, который находился под покровительством имп. Марии Александровны. Задача отдела состояла в распространении книг и брошюр духовного содержания в отдаленных от столиц местах в больших объемах и по невысокой цене, а часто и бесплатно. В 1872 г. отдел распространял издания в Архангельске и Усть-Сысольске, Бессарабии, Кавказском крае и Кубанской обл., в губерниях Сибири и Забайкальской обл. В 1878 г. рассылка книг осуществлялась в Акмолинскую и Амурскую области, Бакинскую, Бессарабскую, Варшавскую губернии, Дагестанскую обл., Енисейскую губ., Забайкальскую обл., Иркутскую, Олонецкую, Тифлисскую губернии, Сыр-Дарьинскую обл. и др. (всего в 219 мест). К 1894 г. лит-ра распространялась уже по 261 адресу. Отдел не только высылал лит-ру правосл. населению, но и распространял ее по различным духовным миссиям РПЦ. По просьбе игум. (впосл. митрополит, свт.) Макария (Невского) книги были отправлены в Улалинский стан, издания высылались рус. миссионерам в Китай, Америку, на Сахалин, в Японию. Среди председателей отдела - свящ. В. П. Рождественский (с 1870), свящ. С. С. Гречанинов, прот. С. В. Страхов ( Извеков. 1913. С. 226. Примеч. 1). Среди действительных членов отдела - архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), князья Н. П. и С. М. Голицыны, И. С. Аксаков , К. П. Победоносцев , Н. Ф. Самарин. Почетными членами отдела в разное время состояли вел. кн. Константин Николаевич, вел. кнг. Александра Петровна, вел. кнг. Мария Александровна, митр. Платон (Городецкий) и др. В 1872-1880 гг. существовал Санкт-Петербургский отдел, учредителем к-рого стал вел.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

На следствии Е. отказался признать свою вину. Однако под давлением обвинения, а также из-за ложных показаний против него и ряда клириков Забайкальской епархии, в т. ч. и во время очной ставки архиерея с завербованным ОГПУ сыном казненного прот. Николая Любомудрова Серафимом, Е. посчитал нужным «признать», что о существовании «контрреволюционной организации» знал, но в деятельности ее участия не принимал. 17 нояб. 1931 г. решением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю приговорен к 10 годам ИТЛ. С апр. 1932 г. отбывал срок заключения в Ахпунском отд-нии Сиблага (ныне на территории Кемеровской обл.). Был занят на строительстве Горно-Шорской железной дороги. В лагере служил молебны вместе с др. заключенными священнослужителями. 16 сент. 1937 г. арестован по обвинению в создании «офицерско-поповской контрреволюционной фашистско-повстанческой организации», которой он якобы руководил вместе с обновленческим «митрополитом» Александром Медведевым. Всего по делу проходило 16 священнослужителей. На допросе Е. отказался признать себя виновным, отверг предъявленные ему обвинения в организации «группировки служителей религиозного культа» и ведении «контрреволюционной агитации». 28 окт. решением Особой тройки УНКВД по Новосибирской обл. вместе с др. обвиняемыми приговорен к расстрелу. Соч.: Голгофа в жизни Иисуса Христа и Его учеников: (Слово в Пяток 1-й седмицы Великого поста при восп. страстей Христовых)//ПС. 1913. Апр. С. 9-12; О значении духовного опыта для богословской науки//Там же. Нояб. С. 565-570. Арх.: ГА Читинской обл. Ф. Р-422. Оп. 1. Д. 5, 12, 33-35, 37, 45, 48, 55, 66; Ф. Р-633. Оп. 1. Д. 5; Архив УФСБ по Читинской обл. Д. 621-630; Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. П-3615. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 110-112; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 137-138; ЖМП, 1931-1935. С. 14; Василевский В. И. «Главный обвиняемый - епископ забайкальской епархии Евсевий»//Иннокентьевские чт., 5-е: Забайкалье и Православие. Чита, 2002. С. 147-152; Мученики и исповедники Рус. Правосл. Церкви земли Иркутской//Верую!: Газ. Иркутск, 2004. 1. С. 4; Саввин Д. В. Читинско-Забайкальская епархия в 1917-1936 гг.//Православие в Забайкалье: История и современность: Сб. ст. Чита, 2004. С. 28-36; он же. Гонения на Православие и раскольничество в Читинско-Забайкальской епархии (1920-е - нач. 1930-х гг.)//Православное Забайкалье: Учеб. пособие. Чита, 2004. С. 227-241.

http://pravenc.ru/text/187372.html

В 1938 г. Л. вернулся в Суздаль. Жил то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных чад, совершая в их домах богослужения. В июне 1947 г. был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в с. Воронцове Пучежского р-на Ивановской обл. Спустя нек-рое время стал благочинным храмов Пучежского р-на. Несмотря на давление властей, в Воронцове был отремонтирован храм, вокруг которого сложился приход, собравший многих ревнителей благочестия, т. к. это был единственный в области храм, где ежедневно совершались богослужения. Л. исполнял в Троицком храме службы по монастырскому уставу. 2 мая 1950 г., после литургии, он вновь был арестован. Заключен во внутреннюю тюрьму МГБ в Иванове. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. 25 окт. 1950 г. приговорен особым совещанием при МГБ к 10 годам заключения. Отбывал срок в Ангарском ИТЛ близ Братска Иркутской обл. (по др. данным, в Озёрном ИТЛ близ г. Тайшет Иркутской обл.). 28 марта 1955 г. комиссия по пересмотру дел осужденных по политическим статьям снизила Л. меру наказания до 5 лет и освободила его как уже отбывшего этот срок. 20 июля 1955 г. Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков) назначил Л. настоятелем храма во имя арх. Михаила в с. Михайловском. В Михайловском Л. стойко нес все трудности пастырского служения; приход был большой: в него входило 24 села и г. Фурманов. Населенные пункты располагались на расстоянии до 10 км друг от друга, и настоятель должен был их обходить пешком. В храме он служил ежедневно, а в промежутках между службами посещал с требами многочисленных прихожан. В 1960 г. Л. был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 г. 2 священника, служившие с Л., в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Ивановский и Кинешемский архиеп. Иларион (Прохоров) запретил Л. на месяц в священнослужении. По истечении месяца Л. был назначен в Свято-Введенский храм в с. Елховке Тейковского р-на Ивановской обл. Однако прихожане из с. Михайловского написали прошение архиеп. Илариону о возвращении Л. на прежнее место служения. Архиеп. Иларион не внял просьбам верующих, но в 1963 г. сам был переведен на др. кафедру. На его место был назначен еп. Леонид (Лобачёв) . Ознакомившись с существом дела, он вернул Л. в с. Михайловское. Несмотря на физическую немощь, Л. принимал приходивших к нему верующих, исповедовал, беседовал, молился за них. На Пасху 1969 г. патриарх Алексий I наградил его 2-м наперсным крестом с украшениями. Прихожане обратились к Ивановскому и Кинешемскому архиеп. Феодосию (Погорскому) с просьбой оставить Л. до его смерти в Михайловском. Архиеп. Феодосий оставил его при храме, но благословил, чтобы службу он совершал со 2-м священником.

http://pravenc.ru/text/2463501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Никифор Петрович Зайцев с семьей. Фотография. 20-е гг. XX в. Петрович Зайцев (23.03.1884, дер. Пупки Рузского у. Московской губ.- 21.05.1942, Каргопольский р-н Архангельской обл.), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. После окончания сельской школы вел свое хозяйство. Во время первой мировой войны Н. был призван в армию, служил в обозе. Вернувшись в родную деревню, снова занялся крестьянским хозяйством. Состоял в приходском совете, пел на клиросе, призывал односельчан ходить в церковь, не обращая внимания на гонения со стороны советских властей. Знавшие Н. свидетельствовали о том, что он был человеком безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. В нач. 30-х гг. вступил в колхоз, хотя и не был согласен с тем, как проводилась коллективизация. 23 сент. 1937 г. Н. был арестован и заключен в тюрьму в г. Волоколамске Московской обл. На допросе Н. не признал себя виновным в контрреволюционной и антисоветской агитации. После окончания следствия Н. перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 11 нояб. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Московской обл. приговорила его к 8 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Беломорско-Балтийском ИТЛ в Карельской АССР. В июле 1941 г. был переведен в Каргопольский ИТЛ в Архангельской обл. В лагере занимался плетением рыболовных сетей. Скончался в заключении, был погребен в безвестной могиле. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2006 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-17960; УФСИН России по Архангельской обл. Ф. 22. Д. 3-998; ЦГА Москвы. Ф. 2337. Оп. 11. Д. 21. Лит.: ЖНИР. Май. С. 52-56. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИНА Брянских (10 июня 1891, Иркутск – 9 января 1938, Архангельск), мученица (пам. 27 декабря, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедиков Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565478.html

На портрете из ИркОХМ, на гравированных эстампах и мн. написанных в Иркутске иконах подчеркивается горбинка на носу И.- следствие травмы, полученной им во время служения священником на флоте. Важным памятником в иконографии И. является большой ростовой образ нач. XIX в. с частицей мощей (собор Знаменского мон-ря в Иркутске), стилистически близкий к портретам (святитель показан в интерьере вполоборота вправо, облачен в светлый с орнаментами саккос, омофор и митру, в руке жезл). Написанная на холсте икона 1-й пол. XIX в. (Кяхтинский краевед. музей им. В. А. Обручева) представляет святителя с яркими индивидуальными чертами, в мантии и расшитом орнаментами омофоре, с благословляющей десницей, с высоким жезлом в левой руке. О широте распространения икон И. свидетельствуют овальный образ ок. 1833 г. из иконостаса придела Всех святых в Воскресенском соборе Арзамаса (И. с четками в правой и с крестом в левой руке), иконы-пядницы кон. XIX - нач. XX в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), из домовой ц. мц. Александры царицы в РДМ и Вознесенского мон-ря на Елеонской горе в Иерусалиме, большое полотно из Нововалаамского мон-ря в Финляндии (после 1911; И. вместе со свт. Иоасафом Белгородским). Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Фрагмент иконы. 1-я пол. XIX в. (Кяхтинский краеведческий музей им. В. А. Обручева) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Фрагмент иконы. 1-я пол. XIX в. (Кяхтинский краеведческий музей им. В. А. Обручева) Известны 2 иконы И. с клеймами жития и чудес. Первая написана в окт. 1831 г. в г. Киренске Иркутской губ., о чем свидетельствует подпись (образ хранится в Лит.-краевед. музее им. В. Я. Шишкова в пос. Ербогачен Катангского р-на Иркутской обл.). В центре изображен благословляющий И., в рост, в белом богослужебном облачении, с жезлом в левой руке. На фоне вверху - образ Новозаветной Троицы и редкая композиция с группой трубящих ангелов, протягивающих И. лавровый венок. По сторонам иконы расположены 8 овальных клейм со сценами чудес и исцелений по молитвам к И., с надписями по контурам. Вторая житийная икона (ц. Воздвижения Креста в Иркутске) написана в 1888 г. М. И. Зязиным (1846-1900), к-рый с 1881 г. жил в Иркутске и преподавал рисование в учительской семинарии и техническом уч-ще. Средник иконы, представляющий Иркутского чудотворца в рост, в мантии, омофоре и митре, с крестом и жезлом в руках, и 8 клейм (перенесение мощей И., поставление его во епископа, проповедь И. среди язычников и 5 его чудес) выполнены в реалистической манере. Этим же художником создана литография «Чудеса свт. Иннокентия», отпечатанная в 1888 г. в Иркутске в литографской мастерской Мишалева (хранится в редком фонде Науч. б-ки Иркутского гос. ун-та): в среднике И. показан в храме во время богослужения, с дикирием и крестом в руках. Зязиным также были выполнены настенные изображения чудес И. в Вознесенском соборе мон-ря (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/389621.html

Предстоятель Русской Церкви прибыл в Иркутск Иркутск, 2 сентября 2011 г. 2 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Иркутск, информирует пресс-служба Патриарх Московского и всея Руси. В аэропорту города Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Иркутской области Д.Ф. Мезенцев, председатель Законодательного собрания Иркутской области Л.М. Берлина, главный федеральный инспектор по Иркутской обл. П.А. Огородников, мэр Иркутска В.И. Кондрашов, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, духовенство Иркутской епархии. Девушки в русских и бурятских национальных костюмах преподнесли Его Святейшеству хлеб-соль. Обращаясь к представителям средств массовой информации, Святейший Патриарх сказал: «Я очень рад вступить на Иркутскую землю, посетить Иркутскую епархию и Иркутскую область, потому что Иркутск со дня своего основания всегда играл в истории нашего Отечества очень значительную роль. И сегодня это не только научный и технический центр Сибири, но это и центр крупной епархии, перед которой стоят очень большие задачи. Последний раз я был в Иркутске в 1971 году, и мне, конечно, будет очень интересно увидеть, что произошло за эти 40 лет с городом, как он изменился. Но еще интереснее будет увидеть, как изменилась духовная жизнь людей после тех исторических перемен, которые произошли на излете XX века и которые дали возможность Русской Церкви постепенно восстановить многое из того, что было утрачено в годы лихолетья. Пользуясь случаем, хотел бы передать благословение всем жителям Иркутской области, Иркутской земле. Пусть Господь всем нам дает силы, чтобы, справляясь с трудностями и даже испытаниями, которые выпадают на нашу долю, делать всё для того, чтобы самим становиться лучше и чтобы лучше, счастливее, светлее становилась наша жизнь». Из аэропорта Предстоятель направился в Знаменский женский монастырь, где покоятся мощи святителя Иннокентия Иркутского. 2 сентября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48421.html

" На ритуальность убийства указывает следующее: удар острым шилом в сердце, в шею, а затем отделение головы складным ножом, обнесение ее в храме вокруг алтаря и положение на престол " , -- отмечалось в официальном сообщении Красноярской епархии, опубликованном 23 марта. Иеромонах Григорий (в миру Геннадий Михайлович Яковлев) родился 3 октября 1949 года в городе Бодайбо (Иркутская обл.). После окончания 8 классов средней школы учился в Ангарском политехникуме, а затем служил в Военно-морском флоте (демобилизовался в 1972 г.). В 1978 г. окончил исторический факультет Одесского государственного университета. В том же году принял крещение и стал прихожанином храма г. Барнаула, а затем алтарником Петропавловского храма г. Анжеро-Судженска (Кемеровская обл.). В 1981-82 гг. будущий о. Григорий нес послушание в Покровском соборе г. Тобольска (Тюменская обл.), а с января 1983 года стал псаломщиком в Успенском соборе г. Енисейска (Красноярский край). 12 декабря 1986 года Геннадий Яковлев рукоположен в Иркутске в сан диакона, а на следующий день - в сан иерея. С 5 июня 1987 года назначается настоятелем Свято-Никольского храма в селе Листвянки (Иркутская обл.), 1 мая 1988 года становится личным секретарем архиепископа Иркутского. С января 1995 года о. Геннадий служит в Красноярской епархии. 26 марта 1995 г. в Спасо-Преображенском монастыре г. Красноярска он принимает монашеский постриг с именем Григорий. 4 ноября 1997 года назначен настоятелем молитвенного дома в поселке Тура. Также сообщалось, что красноярская епархия расценила зверское убийство настоятеля храма в Туре " как следствие широкой рекламы в средствах массовой информации всякого рода псевдорелигиозности, возврата к диким языческим культам сатанизма и культивации идеи многобожия нового образца " . На самом деле Романа звали Руслан Любецкий. В 1993 году он дезертировал из армии и скитался в тайге. Еще до армии, в юности, прочёл шиваитский текст, в котором рассказывалось о йогических и медитационных практиках, с помощью которых человек якобы мог обрести «мистические способности». Под впечатлением от прочитанного, Любецкий с воодушевлением начал поклонялся Шиве, отыскивая для своей духовной практики уединённые места. Любецкий утверждал, что очень скоро к нему пришла способность «выходить из физического тела» и впадать в состояние транса, и что Шива лично явился ему, «познакомив» его с другим божеством индуистского пантеона — Кришной.  

http://pravoslavie.ru/87202.html

Бахаи религия ), «Церковь Божьей Матери Державная» (см. «Богородичный центр» ), «Культ Анастасии», «Радастея», «Искусство жизни», «Фалунь Дафа» («Фалуньгун»), «Церковь Виссариона» (см. Последнего завета церковь ), «Объединение Муна» (см. Мун Сан-Мён ). Часто такие общины регистрируются не как религиозные, а как образовательные, научные, нетрадиц. медицины, общественные объединения. Озабоченность вызывает деятельность рериховских об-в «Живая этика» . Активисты этого движения (как правило, это преподаватели гуманитарных дисциплин в гос. учебных заведениях) занимаются пропагандой своего учения среди молодежи. Прекратившие существование религиозные группы В 1938 г. в регионе было отмечено неск. религ. движений, ныне в области не существующих. В кон. 20-х гг. XX в. из Воронежской обл. в Сибирь были переселены фёдоровцы (течение истинно-православных христиан ), в 1938 г. в основном жившие в Тайшетском р-не. Были зафиксированы общины хлыстов (в Иркутском, Слюдянском и Тулунском р-нах), духоборцев и молокан (в Зиминском и Усольском р-нах, переселены в регион в кон. XIX в.), «иудействующих субботников» (в Зиминском р-не; см. Субботники ), иоаннитов (в Куйтунском р-не, до 1929 имели скит под Иркутском), дырников (в Зиминском р-не; см. Спасово согласие ), скопцов и прыгунов . Лит.: Астырев Н. В. В гостях у духоборцев Иркутской губ.//Сев. вестн. 1891. 4. Отд. 2. С. 52-65; Троицкий А. Баптизм: (История появления и распространения секты)//Иркутские ЕВ. Приб. 1913. 11. С. 322-330; 19. С. 598-600; 24. С. 811-816; Муратов М. В. Духоборцы в Вост. Сибири в 1-й пол. XIX в. Иркутск, 1923; он же. Духоборцы в Иркутской губ. Иркутск, 1923; он же. К изучению старообрядчества и сектантства в Сибири. Иркутск, 1923; Долотов А. С. Церковь и сектантство в Сибири. Новосиб., 1930; он же. Сектантство в Сибири//Критика религ. сектантства: (Опыт изучения религ. сектантства в 20-х - нач. 30-х гг.). М., 1974. С. 104-110; Козьмина А. А. О религ. сектах в Иркутской обл. Иркутск, 1939; Бадмаев А. А. Буддийские дацаны и буряты: Прошлое и настоящее//Сибирь в панораме тысячелетий: Мат-лы междунар.

http://pravenc.ru/text/674057.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010