87 В 1829 г. архиепископом Михаилом была освящена каменная Николаевская церковь , строившаяся с 1820 г. Михаил II (Матфей Герасимович Бурдуков), епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Управлял епархией с 1814 по 1830 гг. Был первым из Иркутских епископов удостоен сана архиепископа в 1826 г. Один из немногих архиепископов, коренных сибиряков: уроженец Тобольской губернии (род. в 1770 г.) и выпускник Тобольской семинарии. Преосвященный Михаил был человек хорошо образованный, отличавшийся апостольской ревностью к просвещению язычников и присоединению раскольников к Православию. Им было возобновлено миссионерское дело (в Забайкалье и на Алеутских островах). Сам архиепископ часто совершал поездки по епархии, добирался до самых отдаленных районов. При нем началась миссионерская деятельность о. Иоанна (Вениаминова), будущего свят. Иннокентия. Преосв. Михаил возглавлял Иркутское отделение Российского Библейского общества, вел постоянную переписку с великим старцем Зосимой (Верховским) . Скончался архиепископ Михаил в одной из своих поездок по епархии. Был похоронен в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора. 88 Священник Михаил Осипович Копылов, священнический сын. По исключении из синтаксического класса Иркутской духовной семинарии в 1790 г. был определен пономарем к Градо-Иркутской Архангельской церкви, а в 1796 г. определен дьячком. В том же году преосв. Вениамином был рукоположен в священника к Голуметской Николаевской церкви. Служил там вместе с Евфимием Амвросовым. Жена Меланья Михайловна. Дети: дьячок Прокопий Копылов, в 1829 г. исключен из приходского училища и определен к Троицкой церкви (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 3941, л. 51). 89 Этнотерриториальная группа тункинских бурят относится к так называемым «западным», или «иркутским» бурятам, т. е. живущим в Иркутской области сейчас и жившим в Иркутской губернии до революции. Селились по берегам Иркута и его притокам, находившимся в горных массивах Восточного Саяна, занимались преимущественно скотоводством. В XIX в. существовала Тункинская Степная дума. Однако сейчас тункинские буряты не входят в состав Иркутской области, а территориально находятся на западной стороне Байкала.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

По представлению Шелихова и близкого к нему человека, тоже купца, жителя г. Иркутска, Ивана Аарионовича Голикова, Святейший Синод назначил в 1793г. в Аляску первую православную миссию, составленную из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Согласно «Наставлению», полученному начальником миссии от Петербургского митрополита Гавриила, главная цель миссии заключалась в распространении света Христова среди местного американского населения, в создании Православной Церкви на чужбине. В инструкции отмечалась высота предстоящего служения миссионеров; указывалось на необходимость быть всегда готовыми внушать путь истины туземному населению и никогда не уклоняться от возложенного на них ответственного послушания; при научении туземцев истинам православной веры быть терпеливыми, снисходи тельными и кроткими, соблюдая строгую постепенность в переходе от усвоения новообращенными одной истины к другой; среди новообращенных творить справедливый суд; оказывать помощь им в удовлетворении их материальных нужд; перед лицом, не знающим Закона Божьего, самим быть примером доброделания, соблюдать полное бескорыстие. К месту своего назначения—на о. Кадьяк—миссия прибыла в сентябре 1794 г., спустя девять месяцев после отбытия из Петербурга. Жители этого острова, как и других североамериканских земель, были язычниками, обоготворявшими силы природы. Вывести их, сидевших «во тме и сени смертней» (Пс. 106,10), к свету Христовой спасительной истины и предстояло прибывшим православным русским миссионерам. Валаамские иноки с истинно апостольской ревностью несли возложенное на них Святой Русской Православной Церковью послушание. Один из них—иеромонах Ювеналий—в 1795 г. запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — старец Герман — в течение сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке и ныне почитается православными христианами Аляски и Америки, как и России, как святой подвижник и великий заступник перед Богом. Самоотверженные труды валаамских монахов среди алеутов, кадьякцев и других местных народов дали добрые плоды. Уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. «Американцы, — свидетельствует в одном из своих писем старец Герман, — к крещению идут весьма охотно; крестилось без мала тысяч семь, а на Уналашке, во время проезда сквозь Алеутские острова, неволею в одну бухту противным ветром нас загнанных, алеуты своей ловкостью и желанием крещения весьма нас удивили» . Следует сказать, что валаамские подвижники не ограничивались одним только обращением туземцев в христианскую веру, но также обучали их огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям.

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

Вскоре встал вопрос о необходимости миссии иметь на месте своего епископа, что должно было расширить ее возможности и придать ей больший авторитет. В связи с этим в мае 1796 г. Голиков, компаньон Шелихова, обратился к Петербургскому митрополиту Гавриилу с особым ходатайством. Святейший Синод рассмотрел это ходатайство и, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил быть в Америке особому архиерею с титулом Кадьякского, викария Иркутской епархии. Естественно, что таковым был избран архимандрит Иоасаф, уже зарекомендовавший себя в должности начальника миссии ревностью в насаждении и утверждении Православия в Америке. 10 апреля 1799 г. в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не пришлось. Корабль «Феникс», на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякекий и его спутники, разбился недалеко от американских берегов. Все пассажиры погибли в волнах океана. Трагические события несколько ослабили дух миссионеров, и деятельность их на время затихла. К совершенному прекращению деятельности миссии повели неблагоприятно сложившиеся отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании. Возглавлял компанию А. Баранов, человек энергичный и настойчивый, но предельно гордый. Конфликт настолько обострился, что Святейший Синод вынужден был в 1811 г. закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии. В 1824 г. на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий) (1879), который с полным правом именуется апостолом «Русской Америки» . Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги, изучил нравы своей паствы. Он несколько раз посетил материк Америки, где совершил немало крещений. На о. Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. После 16-летнего его труда в 1840 г. была восстановлена епископская кафедра в Америке уже на острове Ситхе в г. Новоархангельске (административный центр русских владений, основан в 1804 г.), и отец Иннокентий был посвящен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского . Известный русский исследователь Северо-Западной Америки того времени Лаврентий Алексеевич Загоскин (1807 —1890) отзывается о Преосвященном Иннокентии с большой любовью. Называя его мудрым, неутомимым вертоградарем и отмечая его апостольские труды, Загоскин одновременно говорит о широте интересов и познаний миссионера. В своем дневнике он пишет: «При заводке хронометра лопнула цепочка. На переходе нашем из Новоархангельска та же беда случилась с судовым, и повреждение было исправлено Преосвященным Иннокентием, оставившим память священнического своего служения в Ситхе постройкою часов в куполе тамошней церкви» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

Завершает канонизации XVIII века прославление преподобного Феодосия Тотемского (†1568; пам. 28 янв.). Его святые мощи были обретены 2 сентября 1796 года при перестройке Вознесенского храма в Спасо-Суморийском монастыре близ Тотьмы в Вологодском крае. Прославление его состоялось в 1798 году при императоре Павле I и празднование ему было установлено в день его блаженной кончины – 28 января. Посылая в Тотемскую обитель облачения в связи с обретением мощей Преподобного, император писал: «Духовное принося благодарение Промыслу Творца Всевышнего за озарение начала царствования моего явлением и многими чудотворениями святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, в изъявление благоговения моего к оным, посылаю в обитель Преподобного полную бархатную ризницу для соборного священного служения. Приемля сердцем чистым и благодарным сие на дни наши излияние Божия благодати, духовно молю, да всегда она на мне и на царстве моем пребывает» 1275 . Архиепископ Филарет (Гумилевский) называет автором службы преподобному Феодосию князя Гавриила Гагарина, бывшего министром коммерции и другом императора Павла I 1276 . Буквенный акростих службы имеет некоторые особенности, присущие гимнографу XVI века игумену Маркеллу Безбородому, с характерным удалением гласных 1277 . «Акростих читается следующим образом: ПОСЛи ТВОЕМУ СПаСЕ ПОМОЩ РАБУ ДА ПОЮ НеБеСНоГо ЧеЛоВеКА... Заглавные буквы стоят в акростихе, малые добавлены нами», – пишет Ф. Спасский 1278 . Открывает канонизации XIX века прославление сибирского иерарха. Обретение его святых мощей произошло ранее, в середине XVIII века, в связи со строительными работами в Вознесенском монастыре, где он был погребен. В 1801 году состоялось свидетельствование честных мощей первого Иркутского епископа, святителя Иннокентия, почившего 27 ноября 1279 1731 года. Были рассмотрены также чудеса, происходящие от его святых мощей. В 1804 году, при императоре Александре I, он был причислен к лику святых. Святитель Иннокентий прославился своей миссионерской деятельностью в Сибирском крае. «Святитель любил уединение и молитву. Он часто уходил в пещеру и там проводил время в молитве» 1280 . Первоначально он приложил свои труды на поприще духовного образования, будучи с 1710 года по 1714 год преподавателем Славяно-греко-латинской академии, а затем ее префектом 1281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В мае 1796 года Святейший Синод, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил архимандриту Иоасафу быть епископом Кадьякским, викарием Иркутской епархии. 10 апреля 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не довелось — корабль «Феникс», на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякский и его спутники, затонул недалеко от американских берегов. Отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании складывались неблагоприятно, и в 1811 году Святейший Синод вынужден был закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии. В 1824 году на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, прославленный в святительском сане), который с полным правом именуется апостолом «Русской Америки». Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги. Он несколько раз посетил американский материк, где крестил многих туземцев. На Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. В 1840 году была восстановлена епископская кафедра в Америке — в г. Новоархангельске, административном центре русских владений, и отец Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1867 году Аляска была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. Святитель Иннокентий настоял на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 года прежних, сравнительно благоприятных, условий для миссионерской работы уже не было. Своими распоряжениями американская администрация часто нарушала интересы православного русского духовенства и православных жителей. Тем не менее русские миссионеры не останавливались перед возникавшими трудностями и с апостольской ревностью служили делу спасения туземного населения.

http://patriarchia.ru/db/text/632237.htm...

В центре Тюмени на улице Ленина стоит прекрасное здание Спасской церкви. Украшение города, из всех городских церквей наиболее декоративная, двухэтажная, с 13 куполами. Улица Ленина до 1917 г. именовалась Спасской. Раньше она начиналась от ворот Спасской башни. Ремезовская (Кунгурская летопись) сообщает: «Поставиша град Тюмень, июля 29 день, еже Чинги слых, и церковь воздвигоша Всемилостивого Спаса, первую в Сибири…». В сложной обстановке освоения новых земель, когда острог ставился спешно – «днем и ночью наскоре», доступнее было пристроить к сторожевой (смотровой) башне «предел» для иконы, чем ставить отдельное здание. В тюменской остроге устроили башни глухие и проезжие. Над проезжей Спасской башней устроили «предел» или часовню для своей святыни – иконы Спасителя, которая во всех походах находилась рядом. Подтверждение – та же летопись. В 53 ст. читаем: «…усердно прося Бога, чтобы сохранил живыми… да возвысится с Ним и прославлена будет христианская твердыня и Божия десница к царю праведному прострется». Устанавливая на воротах башни икону, строители передавали свой город под покровительство Всевышнего. С тех давних времен с верой и надеждой приносили тюменцы молитвы к Господу перед любимым Образом. Город расширял границы, увеличивалось число жителей. Частыми были пожары. Безжалостный огонь уничтожал деревянные постройки. Горели и церкви. Спасская горела чаще других. Православные сокрушались, плакали: «Святыня сгорела!» И вновь сооружали храм Божий. В 1753 г. у южной границы посада, проходившей по нынешней улице Челюскинцев (бывшей Иркутской), срубили Спасский храм с приделом Тихвинской иконы Божией Матери. Очередной пожар истребил почти всю центральную часть города, не пощадив и церковь. Решено было поставить каменный храм. Строительство, задуманное в 1794 и начатое 26 июня 1796 г., по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова), было окончено к 1819 г. на средства прихожан. Церковь была с двумя престолами: в нижнем этаже – во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в верхнем – «во имя Нерукотворенного Образа Господа Спасителя». 31 мая 1837 г. в Спасской церкви молился наследник престола царевич Александр Николаевич, впоследствии царь Александр II. У входа в церковь он поцеловал крест, поданный священником, вошел внутрь и молился «при возглашении малой ектиньи многолетия царствующему дому».

http://sobory.ru/article/?object=00960

Глубоко православным был убитый масонами Император Павел I, память коего, как и Царя Иоанна Грозного, доселе чтится народом, прибегающим к их молитвенному заступничеству в случаях страданий от вопиющих неправд. Император Павел Петрович (1796–1801 гг.) отечески заботился о духовенстве, высказывая желание, «чтобы более священство имело образ и состояние, важности сана своего соответственные»; им улучшено было положение белого духовенства. В его царствование причислен был к лику святых преподобный Феодосий Тотемский († 1568. 26 января). В 1800 г. по его повелению был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, основанный в 1242 г. чудесно спасшимся от бури князем Глебом Васильевичем Белозерским. Император Александр I (1801–1825), долго ходивший по опасным путям, испробовавший яды – масонские и сектантские, – нашел, наконец, в истинной святоотеческой вере успокоение своей подавленной событием 11 марта 1801 г. душе. И, по народному поверию, жизнь свою он закончил таинственно, покаянно под именем прославленного старца Феодора Кузьмича, умершего в 1864 г. и похороненного в Томском Богородице-Алексеевском женском монастыре. В царствование Александра I прославлены были в 1804 г. мощи святителя Иннокентия Иркутского. Духом русской, проникнутой церковностью старины веет от следующего письма Государыни Императрицы Марии Феодоровны к сыну Ее, Великому Князю Константину Павловичу, которому Она в течение 19 лет отказывала в согласии на развод с его супругой – Великой Княгиней Анной Феодоровной: «При самом начале приведу Вам на память пагубные последствия для общественных нравов, также огорчительный для всей нации опасный соблазн, произойти от этого долженствующий; ибо по разрушении брака Вашего последний крестьянин отдаленнейшей губернии, не слыша больше имени Великой Княгини при церковных молитвах возглашаемым, известится о разводе Вашем, с почтением к таинству брака и к самой вере поколеблется... Он предположит, что вера для Императорской Фамилии менее священна, нежели для него, а такового довольно, чтобы отщетить сердце и умы подданных от Государя и всего Царского Дома. Сколь ужасно вымолвить, что соблазн сей производится от Императорского брата, обязанного быть для подданных образцом добродетели! Поверьте мне, любезный Константин Павлович, единою прелестью неизменяющейся добродетели можем мы внушить народам сие о нашем превосходстве уверение, которое обще с чувством благоговейного почитания утверждает спокойствие Империи. При малейшем же хотя в одной черте сей добродетели нарушении общее мнение ниспровергается, почтение к Государю и Его Роду погибает».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Никандр (Падерин) Сан-Паульский и Бразильский. Рукоположен 23 сентября 1967 года. Скончался 19 ноября 1987 года Иннокентий (Петров) Буэнос-Айресский. Рукоположен 29 августа 1983 года. Скончался 10 декабря 1987 года Ныне здравствующие иерархи Антоний (Синкевич) архиепископ Лос-Анжелосский и Южно- Калифорнийский. Рукоположен 6 августа 1951 года Антоний (Медведев) архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Рукоположен 5 ноября 1956 года Антоний (Бартошевич) архиепископ Женевский и Западно- Европейский. Рукоположен 22 апреля 1957 года Серафим (Свежевский) архиепископ б. Каракасский. На покое. Рукоположен 4 марта 1957 года Павел (Павлов) архиепископ Сиднейский и Австралийско- Новозеландский. На покое. Рукоположен 3 июля 1967 года Лавр (Шкурла) архиепископ Сиракузский и Троицкий. Рукоположен 30 июля 1967 года Константин (Ессенский) епископ б. Ричмондский и Британский. На покое. Рукоположен 27 ноября 1967 года Алипий (Гаманович) епископ Чикагский и Детройтский. Рукоположен 7 октября 1974 года Григорий (Граббе) епископ, б. секретарь Архиерейского Синода. На покое. Рукоположен 29 апреля 1979 года Марк (Арндт) епископ Берлинский и Германский, Управляющий Британской епархией. Рукоположен 17 ноября 1980 года Иларион (Капрал) епископ Манхеттенский, викарий Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии. Рукоположен 27 декабря 1984 года Варнава епископ Каннский, Викарий Западно-Европейской епархии Епископы Свободной Российской Церкви Лазарь архиепископ Тамбовский и Обоянский Вениамин епископ Краснодарский и Черноморский Валентин епископ Суздальский 10 С 1796 года – Кадьякское викариатство Иркутской епархии, с 1799 – упразднено, с 1840 – присоединено к Камчатской епархии, с 1858 – викариатство Камчатской епархии в Новоархангельске, с 1870 года – епархия Алеутская и Аляскинская. 15 С 1875 года викариатство Карталинской епархии. С 1885 года самостоятельная епархия. В 1894 году выделена из состава Грузинского Экзархата. 17 В 1213 году в Суздале учреждена епархия Суздальская и Владимирская. В 1239 году упразднена. В 1274 году восстановлена во Владимире. В 1299 году закрылась и вошла (после перенесения престола Всероссийской митрополии во Владимир) в состав митрополичьей области. В 1744 году восстановлена с кафедрой во Владимире. В 1786 году соединена с Суздальской, вновь открытой, кафедра которой в 1798 году перенесена во Владимир. В 1788 году присоединена епархия Переславская (1744–1788)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агапит , 1829–34, в Лужецкий? Феофил 1835 перев. из Дмитровского Борисоглебского; до 1856. Иероним , 1857–65. Даниил , 1866–69. 6 Архангельский, в городе Юрьеве Польском, упом. в 1269 г.; потом до XV века нет о нём известий. Ныне третьеклассный. [III, 332.] Игум. Парфений , 4 авг. 1462. Тихон , Юрьевский архим., упом. 4 июня 1476. Строит. Иона , 1557. Архимандриты Герасим , 1596–1605, перев. в Спасо-Евфимиев. Феодосий , 1606–1615. Макарий , 1620–80. Варсонофий , 1630–34, 16 сент. перев. в Шартомский. Авраамий определён 20 окт. 1634, и в 1636. Ферапонт , 1639–41. Дионисий , 1641–44, 26 апр. определён в Угрешский. Сергий Бешенцов перев. из Угрешского 19 апр. 1644–56, уволен. Горнан , 1656–64, уволен. Авраамий , в сент. 1666, 1668. Иоасаф , 1669 и 70, сент. Иаков , 1671–99, нояб. Иларион , 1701. Кириак , из Суздальского Васильевского? 1703–10, перев. в Спасо-Евфимиев. Арсений , 1710. Кир , 1711–19, окт. Сильвестр , 1722–26. Тихон , 1730 и 31. (Не в Спасо-Евфимиев-ли?) Леонтий , 1733–38. Лев , из Шартомского? 1740–54. Макарий , 1754–56. Феодосий , 1758–60, 12 февр. – в Спасо Евфимиев. Варлаам , 1760–62. Димитрий Грозинский , 1762–67, в мар. перев. в Печерскую Сергиеву пустынь. Игумены Иосиф Быков , 1767–69. 16 апр. перев. в Переяславский Даниилов. Кирилл , 1769–89. Евгений , 1789 и 90. Макарий , 1790 и 91. Архимандриты Антоний , с 1792 игум., а с 1799 архим; † в янв. 1806 ... Никон Боевский 20 мар. 1806 перев. из Переяславского Никитского; † 30 авг. 1815. Иосиф Березин в 1815 перев. из Козмина; † 27 мая 1817. Павел Подлипский произведён 1 окт. 1817, а 15 нояб. 1819 перев. в Цареконстантинов. Нафанаил , 1819–21. Иоанн Доброзраков , 16 авг. 1821, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., а 14 нояб. 1824 – в Лужецкий. Гедеон , 1825–1833. Прокопий , 1833–1845. Варлаам , 1845–55. Виталий , 1856. Иларион . игум., 1857 и 8, перев. из наместников Петергофской Троицкой пустыни; архим. 1859–61, перев. в Спасо-Евфимиев. Гавриил Воскресенский 1861 перев. из Киренского Троицкого (Иркутской епархии), а 1867 – в Муромский Спасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь здешняя по нынешнему числу Христиан есть самая меньшая; но она должна и, может быть, очень скоро увеличится и по числу будет самая обширнейшая из всех Церквей, так что из нее могут составиться более 10 приходов. П потому начало основания здешней Церкви должно быть изложено во всей подробности. Иеромонах Ювеналий (крестивший в 1796 году) Чугач и Кенайцев, имел намерение прийти благовествовать и на берегах Берингова моря: но смерть, которую он принял от дикарей, живущих подле озера Илямны или Шелехова, остановила его намерение и положила конец его трудам. Но не смотря на то кровь проповедника, пролитая за слово благовестия, говорила и говорить внятнее убийцам его и единоплеменникам их, нежели обыкновенное слово Проповедников, говорящих чрез толмачей. Чудо, случившееся по смерти отца Ювеналия и о котором рассказывают сами дикари, вероятно много убедило будет убеждать их более, нежели обыкновенные убеждения. После отца Ювеналия чрез целое двадцатилетие никто и не думал посетить этого края; только около 1819 года начали делать предприятия для заселения тамошних мест и для распространения торговли; и некто Русский Федор Колмаков с товарищами первый поселился на реке Нушегак, а с ними впервые перенесено Христианство на берега Берингова моря; но Христианство хранилось почти только в одних пришельцах; ибо со времени начала заселения и даже до 1829 года было окрещено туземцев не более 8 или 7 человек, бывших в услужении Компании: крестить более Русские и не думали и не смели. Здесь надобно сказать, что с первого прибытия моего в Америку во мне родилась мысль сделать опыт в сеянии Слова Божия и на Севере, по крайней мере для того, чтобы узнать почву Тамошнюю. И потому я просил на то позволения у Иркутского Преосвященного и получил оное. В 1829 году случилось мне первому быть в Нушегаке (Колмаковском заселении) для посещения живущих там Христиан; и в то время я нашел там 14 человек дикарей, приехавших из разных селений со своими товарами. Потому я, не надеясь видеть более дикарей, решился предложить мое слово тем, кому случилось быть тогда в Нушегаке, показав им наше служение; и Господу угодно было моей, по истине, скудной проповедью обратить к нему 13 человек, которых я, по приличным испытании и увещании, и окрестил: и река Нушегак была тогда для них Иорданом. По крещении их, вместо рубашек или белой одежды, надел я на них те же самые одежды, в которых они явились ко мне и сверху их обыкновенные небольшие медные крестики. Это я сделал с тем намерением, чтобы рубашки, которые хотели им дать восприемники, не были для прочих диких приманкой к принятию крещения, и может быть такому же ухищрению, какое делали некогда Чукчи, которым обыкновенно по крещении давалось несколько подарков, для них очень шикарных, и они, окрестившись и получив положенные им подарки от одного Священника, на будущий год приходили к другому, иди спустя несколько времени опять приходили к тому же. Рубашки же для здешних дикарей есть вещь весьма ценная и важная.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010