Раздел «Святая Русь» в альманахе традиционно связан с историей церкви и жизни её служителей, и открывается отрывками из путевых заметок архиепископа Нила (Николая Исааковича), родившегося 9 декабря 1796 (1798, 1799) г. в селе Орехи Оршанского уезда Могилёвской гу­бернии Российской империи, белоруса по происхождению. Статья называется «От Тюмени до Иркутска». Заметки, написаны прекрасным художественным слогом и позволяют в буквальном смысле воскресить образы людей того времени - начала 18 века: «Кстати о станции. Здесь хозяйничала благословенная че­та, давно отпраздновавшая золотую свою свадьбу. Муж - ве­ликан, седой как лунь; жена - дородная и слепая. Старушка, заслышав разговор мой с мужем её, вышла из конуры своей, вздохнула и начала витиеватую речь о худом своём житье-бытье. Речь лилась рекою, чувство воспламенялось и всё по­казывало, что для пифии нашей и летний день короток. Хозя­ин пощадил моё терпение и прервал беседу подруги своей. Тут начался другой акт. Оскорблённая вмешательством раз­разилась укорами мужу; муж взял слепую за плечи и указы­вал ей, как смог и умел, путь к двери». Неправда ли, весьма колоритно, буквально в нескольких словах выписаны портреты и характеры этой четы? А вот что пишет архиепископ Нил о Тобольске: «Не знаю почему, но только жаждал я видеть эту старинную столицу Сибири. Мне казалось, что в окрестностях её встретятся те самые орды, которые так славно поражал ви­тязь наш Ермак Тимофеевич; что я увижу останки твердынь, низпроверженных русским героем. [...] Со въезда от Москвы , город имеет величественный вид. Этому способствует возвышенная местность, которую зани­мают все лучшие в городе здания, за исключением вновь выстроенных на подоле». Но сам город архиепископу не понравился, хотя описал он его в своих путевых заметках довольно подробно и точно. Жаль, что время - штука быстротекущая и коварная, и архиепископу Нилу никогда не дано будет взглянуть даже и одним глазком на современный преобразившийся до неузнаваемости прекрасный город Тобольск, который великий Семён Ремезов уподобил мирному ангелу.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Образа в иконостасе довольно хорошей живописи, утвари весьма достаточно, также и ризницы, оставшейся по большей части от бывшей здесь миссии (с 1795 по 1820), но судя по тому, как была снабжена сия миссия в С.-Петербург, вещей, принадлежащих миссии очень немного; известно, что бывший здесь иеромонах Гедеон в 1802 году, уполномоченный Святейшим Синодом, много вещей увез с собой. В церковном архиве, состоящем почти только из нескольких циркуляров Святейшего Синода, на имя Преосвященного Иосафа, Иркутской епархии викария и Епископа Кадьякского и прочих прилежащих к нему в Америке островов в 1799 и 1800 годах; также нет никаких документов и даже записок о миссии. Нынешний храм Кадьякский есть третий от основания здесь церкви. Первый был освящен 1796 года, апреля 6, и существовал 25 лет. Второй построен был 1824 года и существовал до 1841 года. Нынешний священник есть четвертый от начала прибытия на остров Кадьяк. Причта здесь положено и находится на лицо: один священник, дьячок и пономарь; первые двое из России, и кончившие курс семинарского учения, а последний здешний креол. Содержание священника достаточно и причта не бедно. Причт помещается в особых домах, принадлежащих Российско-Американской Компании, от которой кроме жалованья, получает отопление и освещение, а священник еще и прислугу. Церковь здешняя по числу прихожан есть самая многолюднейшая, а по пространству мест самая обширнейшая из всех Американских церквей. До 1836 года, т. е. до бывшей во всей Америке оспы, которая в течение 1836 и 1837 годов унесла множество Американцев, в Кадьякском отделе считалось до 6450 душ, не включая тех из дикарей, которые не вписаны были в народную перепись. Но в настоящее время по переписи, составленной Компанией в 1841 году числится только 3628. В сем числе собственно Россиян 73, жен и детей их и Креолов вообще 482, Кадьякцев 1489, Кенайцев 794, Чугач 448, Аляксинцев 342; собственно же прихожан сей церкви в 1841 году было только 2650 душ, а прочие, как оказалось ныне, еще не крещены.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

– Варлаам , 1737, отставлен. – Флавиан определён 7 февр. 1738. – Досифей 1777 перев. в Раненбургскую пустынь. Архим. Никон , 1838–41. – Нифонт , 1853–66. Краснослободского Покровского: Иг-нья Евпраксия , в февр. 1707. – Евстолия арестована 7 мар. 1713. – Нимфодора 1739 отдана под начал. Троицкого острогу, Успенского иг-нья Евфимия определена 8 мар. 1727; упом. 1728, 1742. VI, 473. Верхнеломовского Успенского: Иг-нья Ираида (основательница), 1688–94. – Евдокия , 1712–23, уволена. – Александра Гаврилова определена 12 июля 1723. – Александра , 1742 и 43. V, 180. Нижеломовского Покровского иг-нья София , 1731–1742. Инсарского Спасо-Преображенского строит. Иоасаф , в февр. 1692. Один?      Инсарского Спасо-Преображенского Тумонской (Тумовской) пустыни: строит. Авраамий определён 18 дек. 1713. – Ефрем , в феврале 1721. Нижеломовского Троицкого строит. Герасим , в мар. 1727. Города Атемара, Воскресенского строит. Геннадий , 1650, 1658, 60. Саратовского Четверосвятского игум. Павел , 1704. VI, 13, 1046. Саратовского Преображенского (2-го класса): Архимандриты Савва , 1818–24. Арсений , 1824–32. Никодим Лебедев 30 нояб. 1832 перев. из Луховского Николаевского, а 23 июня 1833 – в Иркутский Вознесенский. Спиридон , 1833–55. Сергий , 1856–60. Никанор , 1861–69. III, 391; IV, 319. Пензенский Казанский. III, 576; IV, 864. Саратовского Вздвиженского (2-го класса): Иг-нья Анастасия , 1840. – Магдалина , 1857–9. – Олимпиада , 1860–2. IV, 296; VI, 12. Саранские три. IV, 299. Инсарский девичий. IV, 363. Керенские два: Одигитриевского (Тихвинской Богородицы): Иг-нья Анна Романова , 1712. – Таисия , 1724–33, † … – Ксанфиппа определена 21 мар. 1734. – Евпраксия , 1855–62. – Павла , 1863–66. IV, 531. Клинская пустынь. IV, 543. Ключевская. IV, 807; V, 577, 673. Краснослободские два: Спасской пустыни: Строит. Арсений , 1677, 84. –- Филарет , 1707. – Власий , 1721. Предтечева: Строит. Пахомий , 1734. Игум. Маркелл , 1746. – Исаакий , 1758, из Саровской пустыни, а 1761 – в Козловский Троицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий (Алексей) Рождественский, иеромонах, обучался в Кирилловской и здешней семинариях и по окончании курса определен учителем греческого языка; в 1798 г. пострижен, в монашество и переведен на класс красноречия; в 1800 г. произведен архимандритом и определен ректором Вологодской семинарии. Впоследствии был Вятским епископом. Александр Алексеев иеромонах из священников, обучал грамматике. Выбыл законоучителем в Академию Художеств, а оттуда в 1804 г. переведен архимандритом в Сковородский монастырь, где и скончался. Моисей (Михаил) Марзакевич, по окончании курса в Смоленской семинарии проходил разные гражданские должности и дошел до чина губернского секретаря; но в 1796 г. вновь вступил в духовное звание и определен в здешнюю академию учителем истории и географии; в 1797 году пострижен в монашество, а в 1800 г. 20 апр. произведен в архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря (Белорусской епархии) и от должности учителя уволен. Августин (Михаил) Сахаров, обучался в Ярославской и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г. определен учителем Ярославской семинарии; но в 1797 г. вызван был снова в С.-Петербург и определен в Александроневскую академию учителем церковного красноречия и греческого языка и экзаменатором ставленников по здешней и Новгородской епархиям; 19 сентября того же года пострижен в монашество, а в апреле 1798 г. определен архимандритом Толгского монастыря и ректором Ярославской семинарии. В 1806 г. 25 мая из законоучителей 2-го кадетского корпуса назначен епископом Оренбургским и управлял епархией до 1819 г. Скончался на покое 1 января 1821 года. Воспитанники Число воспитанников простиралось от 150 до 200, включая в это число 1) Новгородских семинаристов–от 50 до 85; 2) воспитанников, поступавших сюда из епархиальных семинарий, для высшего образования в богословии и философии и приготовления к учительской должности. Первый прием их был в 1788 году, второй в 1790 и так далее, повторяясь через каждые два года. По студенческим спискам видно, что в Главную семинарию присылаемы были лучшие воспитанники из семинарий не только близких, но и отдаленных, именно – Псковской, Олонецкой, Тверской, Вологодской, Белорусской, Владимирской, Воронежской, Казанской, Астраханской, Тобольской, Иркутской и из Харьковского коллегиума.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Однако ж Св. Синод и еще предоставил времени дать новые уверения несомненности чудесного события. Не ранее как чрез два года, по получении донесений от епископов Иустина и Вениамина, приступил он к дальнейшему рассуждению о совершающемся в Иркутске, именно 5 марта 147 1803 г., и признал нужным еще спросить Иркутского епископа Вениамина; не было ли в течение сих последних двух лет каких-либо новых достопамятных происшествий, кои бы могли служить вящим подтверждением прежде представленным? Какое ныне народное мнение о нетленном теле Святителя? и не примечено ли в нем какого изменения? К сим сведениям требовалось личное мнение самого Преосвященного Вениамина по долгу архипастырскому и по самой сущей справедливости, дабы можно было судить Св. Синоду с твердым основанием яко о важнейшем обстоятельстве. Преосвященный Вениамин от 28 августа того 1803 г. донес Св. Синоду, что в нетленном теле Святителя Иннокентия никакой измены не усматривается, усердие здешних стран жителей к Угоднику не только не ослабевает, но все более увеличивается, чему служит доказательством частое требование видеть Его мощи и им воздавать поклонение, исцеления и чудотворения продолжаются, и что сам он епископ Вениамин, убеждаемый совестию, не может не почитать Святительского ходатайства Иннокентия у милосердия Божия уважаемым. К сему донесению епископ Вениамин приложил выписку чудесных исцелений, последовавших от Угодника и заявленных после произведенного над ним свидетельства. Объявления были следующие: 77. Балаганского священника Николая Преловского сын Константин в первых числах октября 1796 г. весь опух, лежал, ничего не чувствуя и не говоря, и даже редко переводил дыхание. Все пособия оказывались бесполезными. Тогда отец его, призвав в помощь Святителя Иннокентия, имевшимся в доме от лампады Его елеем помазал тело больного, и потекла из тела гнойная жидкость, опухоль спала, и в недолгое время больной выздоровел; потом ездил с матерью в Вознесенский монастырь к Угоднику и служил над ним панихиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Апсиды главного и боковых приделов, а также колокольня были изначально увенчаны главками на глухих барабанах; в 1789 г. вместо барабана с главкой над колокольней был сооружен шпиль. Восьмерик колокольни, завершенный ярусом звона, стоит на относительно невысоком четверике притвора. Декор собора нарышкинский: карнизы из кронштейнов-кубиков, завитковые наличники. Зап. вход оформлен многопрофильным перспективным порталом, с поясами зубцов, кубышек и парных балясин; его фланкируют 2 массивные 3/4-ные колонны, увенчанные расходящимися в стороны завитками с 2-скатной полочкой над ними; на карнизе, раскрепованном колоннами, установлен киот. Это оформление зап. портала почти точно повторяет формы ворот верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1752). Архитектура собора может быть отнесена к уральскому варианту нарышкинского стиля; при этом нешатровое завершение колокольни отражает воздействие иркутских и тобольских образцов. В возведении собора могли участвовать каменщики артели Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря во главе с Иакинфом Денисовым Стахиевым, построившие в Енисейске собор (1755-1758; не сохр.) Христорождественской обители (см. Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь ). Вид на Спасский собор Енисейского Спасского мон-ря. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. (ГПИБ) Вид на Спасский собор Енисейского Спасского мон-ря. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. (ГПИБ) Ворота с ц. во имя святых Захарии и Елисаветы и 2-этажными палатками по сторонам возведены в 1785-1796 гг. иждивением архангельского купца Дмитрия Лобанова. С 1817 г. палатки занимало Енисейское духовное правление, в 1822 г. храм был наконец освящен. Первоначально в церковь вело открытое деревянное крыльцо, в 1855-1859 гг. оно было заменено зап. каменной пристройкой, включавшей лестницы по обеим сторонам ворот. Одновременно были сооружены галереи с 3 сторон храма, в восточной части которых разместились освященные в 1860 г. приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя свт.

http://pravenc.ru/text/189971.html

Иоасаф, епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии (Болотов Иван Ильич) Родился 22 января 1761 года в семье священника села Стражново Кашинского уезда. С 1777 года обучался в Тверской и затем в Ярославской духовной семинарии. По окончании курса последней состоял учителем Угличского духовного училища. В 1786 году пострижен в монашество в Толгском монастыре и вскоре же рукоположен во иеромонаха. Затем перешел в Дорофееву Южную пустынь, а оттуда в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В 1783–1786 годах Г. И. Шелеховым, русским мореходом, были открыты новые острова в Охотском море, населенные туземными племенами. В 1793 году по ходатайству Г. И. Шелехова на остров Кадьяк была отправлена духовная миссия в составе архимандрита Иоасафа и трех монахов из Валаамского монастыря для обращения туземцев в христианство . Благополучно добравшись до острова Кадьяк, миссионеры построили церковь , открыли школу для обучения туземных детей. 19 июля 1796 года с учреждением Кадьякского викариатства архимандрит Иоасаф избран кандидатом во епископа. 10 апреля 1799 года хиротонисан в Иркутске во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, одним епископом Вениамином (Благонравовым , † 1892). Это редчайший случай в истории Русской Церкви. Преосвященный Иоасаф явился первым православным архиереем для Америки. Его назначение имело своей целью укрепить Православие на американской земле. Но послужить делу Православия в архиерейском сане преосвященному Иоасафу не пришлось. Он не добрался до места своего назначения. 10 мая 1799 года, при возвращении из Охотска на остров Кадьяк, судно «Феникс», на котором плыл преосвященный Иоасаф, во время сильной бури потерпело крушение, и он утонул вместе со всеми пассажирами. Труды: Топографическое, климатерическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка//Друг просвещения. – М., 1805, октябрь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – М., 1888. – Пер. 5. – С. 55–56. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 379.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12 Воспитывавшийся в Черниговской Семинарии и Невской Академии с 1797 г.; по окончании учения 1802 Инспектор Тихвинского Духовного Училища; 1805 Архимандрит и Настоятель Китайской в Пекине миссии, но остался в Иркутске и сделан Ректором Семинарии; 1821 Настоятель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; 1837 Новоспасского; скончался в Ростове, куда был переведен 1857 г. О. Б. Архимандрит Аполлос (в мире Алексей Максимович Алексеевский). 13 Первоначально напечатанного в «Христианском Чтении», потом изд. 2 в Москве, в Университетской типографии 1828 г., в 8 д. О. Б. 14 То есть, «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», сперва появившегося в «Христианском Чтении» 1828 и оконченные в 1830 г. Как это, так и «Жизнь Св. Апостола Павла» обратили на себя в то время всеобщее внимание, и журнал на расхват раскупался. Это было лучшее время сего Журнала. Некоторые, впрочем, неточности в объяснении слов Евангельских в последнем сочинении вызвали распоряжение о неперепечатании «Христианского Чтения» за 1828–1830 г. Уже только после смерти сочинителя «Последние дни», пересмотренные им, вышли в Одессе 1838 г. См. «Обзор Духовной Литературы» Филарета, Архиепископа Черниговского. Чернигов, 1843, кн. 2, стр. 282. О. Б. 15 Палладий Городков, Иеродиакон, после Кандидат Петербургской Академии 7-го выпуска 1827 г., помышлявший в это время о высшей ученой степени. Умер Архимандритом при брате в 1842 г. О. Б. 16 Евгений, в свете Евфимий (в «Обзоре Духовной Литературы» Филарета, Архиепископа Черниговского, II, стр. 225, Епифаний, но по чему?) Болховитинов, род. 1767 г., Декабря 18, в Воронеже, от Священника Вход Иерусалимской церкви Алексия, учился сперва в Воронежской Семинарии до половины Философского курса, а потом послан был в Московскую Академию и в Университет; с Генваря 1789 Учитель Риторики и Франц. языка Воронежской Семинарии; с Июля 1790 Философии; с Сентября Префект Семинарии, Учитель Богословия, с Августа 1797 Церковной Истории, Герменевтики, Еврейского, Ново-Греч. и Франц. языков; 1796 г. Протоиерей города Павловска, с оставлением при Семинарии; по овдовении 1799 г. вызван Новгородским Митрополитом Амвросием в Петербург, и с Марта 1800 монах, Префект Академии, Учитель Философии и Красноречия, Архимандрит и Настоятель Зеленецкого монастыря, тогда же (1800 г.) с Апреля Учитель Богословия; с Генваря 1804 г. Епископ Старорусский и Викарий Новгородский; с Генваря 1808 Вологодский: с Июля 1813 Калужский, с Февраля 1816 Архиепископ Псковский; в Генваре 1822 Митрополит Киевский и Член Св. Синода; с Февраля 1825 и Комиссии Духовных Училищ; умер 23 Февраля 1837 г., и погребен в Софийском Соборе. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В начале тридцатых годов приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы. В 1993 г. храм был возвращен РПЦ, и в нем возобновились богослужения. 263 Андрей Григорьевич Непенин (1782–1845), сын Непенина Григория Ефимовича, бывшего солдата, который, дослужившись до прапорщика, перешел в статскую службу и в 1796 г. получил чин коллежского асессора, дающий право на потомственное дворянство. Андрей Григорьевич родился в Архангельске, в службу вступил унтер-офицером в Архангельский гарнизонный полк. Участник всех войн начала века и заграничных походов. Член Союза Благоденствия. В 1825 г. он был полковником, командиром 32 егерского полка. По Высочайшему повелению провел в Петропавловской крепости 6 месяцев, затем получил отставку от службы. В 1826 был выслан из Петербурга с установлением секретного надзора, жил в имении шурина В. Ф. Чаадаева в д. Локне Крапивенского уезда Тульской губернии. Затем вернулся в Москву. Похоронен вместе с женой Екатериной Федоровной Чаадаевой (1793–1869) в Москве в Покровском монастыре. Елизавета Петровна, очевидно, была родственницей Екатерины Федоровны, однако она, несмотря на свое отчество, не могла быть дочерью Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856), так как тот умер бездетным. Автор и содержание письма нами не установлены. Возможно, оно было передано кем-то из декабристов. Известно, что сам о. Георгий Добросердов в 1840 г. находился под следствием за чтение писем декабриста Лунина. Добросердов мог иметь самый непосредственный контакт с декабристами, так как с 1836 г. в селе Бельском, на родине Добросердова, жил на поселении П. Ф. Громницкий, ближайший сотрудник М. С. Лунина в деле распространения его политических сочинений. В 1841 г. Громницкий был арестован, несколько месяцев содержался на гауптвахте в Иркутске, затем был возвращен в Бельск. Нужно отметить, что в Санкт-Петербург Добросердов выехал, как отмечает его биограф монахиня Евсевия, еще будучи под следствием, но затем все подозрения с него были сняты.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010