103 Список особ, составлявших Духовную миссию: 1) Архимандрит Иоасвф. – В 1797 году выехал в Иркутск для посвящения в сан Архиерея, и, возвращаясь оттуда в Кадьмк Архиереем, потонул со всеми, бывшими на судне Феникс. 2) Иеромонах Юненалий, – (из горных офицеров) в 1700 году убит американцами подле озера Илямны ((Шелехова). 3) Иеромонах Макарий, – креститель алеутов – в 1796 году выбыл в Иркутск и, оттуда возвращаясь в свите архиерея, потонул вместе с ним. 4) Иеромонах Афанасий, до 1825 года исправлявшей должность священника в Ккдьяке, – в 1825 году выбыл в Иркутск. 5) Иеродиакон Стефан (из офицеров) потонул в свить архиерея. 6) Иеродиакон Нектарий – в 1806 году выбыл в Иркутск и, в 1814 году будучи иеромонахом – скончался в Киренском монастыре. 7) Монах Иоасаф – помер в Кадьяке в 1823 году. 8) Монах Герман – помер в Кадьяке в 1837 году и – им кончились члены миссии Кадьякской. Из двух церковнослужителей, бывших при миссии, один потонул в Кадьяке, а другой – в свите архиерея. Примеч. Автора. 104 В числе оной погиб мой двоюродный брать Димитрий Попов, будучи в числе певчих. (Это для себя). Примеч. Автора. 106 Достойный пастырь, который как примерно благочестивою жизнью своею, так и словом своим весьма много сделал для блага церкви. В последнее время он, пересматривая мои переводы Евангелия и Катехизиса на алеутском языке, сделал пояснения для Атхинцев и перевел еще нисколько из Нового Завета с пояснением для Уналашкинцев. – Было предположено иметь церковь в Курильском отделе, но за малолюдством туземцев оставлено, и отдел этот причислен к Атхинской церкви. Примеч. Автора. 109 Здесь стоить заметить, что 1824 года Августа 1-го была отправлена первая литургия в Уналашке; в воспоминание этого в Уналашке бывает крестный ход вокруг селения. Примеч. Автора. 110 До тех пор, пока не было церкви в Уналашке, там была часовня деревянная и очень тщательно выстроенная, которая построена около 1808 года и сломана в 1826 году. Примеч. Автора. 111 ) Все ати книги переведены самим Иннокентием, Митрополитом Московским, бывшим тогда еще в сане священника. (Смотр. в книге «Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмами и рассказам современников» стр. 45–46). Ив. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Викариатство Иркутской епархии – епископство Кадьякское (1796 г.). Христианство на Компанейских островах в Великом океане близ берегов Северной Америки. Русские деятели там: Степан Глотов и Ив. Гр. Шелехов. Открытие Кадьякского викариатства (1796 г.). Трагическая кончина посвященного на кадьякскую кафедру епископа Иоасафа (Болотова) 1799 г. Присоединение Кадьякской области и паствы к Иркутской епархии (1799 г.). В необъятной Сибири остаются, по-прежнему, два епископа. Малочисленность русских епархий и состав их по смерти Екатерины II и при вступлении на престол Павла Петровича. VI В 1792 году 8 декабря состоялся второй раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 27 марта 1793 года главнокомандующий русскими войсками в Польше генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников, назначенный генерал-губернатором новоприсоединенных областей, всенародно объявил манифест о присоединении к России от Польши навсегда «всех замыкающихся в нижеописанной черте земель и жителей их, а именно: начиная черту сию от селения Друи, лежащего на левом берегу р. Двины, при угле границы Семигалии, откуда, простирайся на Нороч и Дуброву и следуя по частному рубежу воеводства Виленского на Столпцы, проводя на Несвиж, потом на Пинск, а оттоль проходя через Кунев между Вышегорода и Награблы близ границы Галиции, с коей смыкаясь простирается по оной до реки Днестра, наконец, спускался всегда по течению сей реки, примыкает к реке Егорлыку – пункту прежней границы в той стороне между Россией и Польшей. 1024 Из огромного пространства новоприсоединенной земли некоторые уезды-поветы и др. земли, по смежности и способности, предположено было присоединить к пограничным с ними русским губерниям – Полоцкой (остаток воеводства Полоцкого, не присоединенный при первом разделе Польши), Могилевской – от новой границы Полоцкой губернии до р. Березины (только без города Бобруйска), Киевской и Черниговской (Мозырский округ и часть воеводства Киевского) и к Екатеринославской (часть Киевского и Брацлавского воеводств).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

67 На лицо же в настоящее время находится 39 (и из них трое больных), затем недостает по штату 16. Церкви: Устьянская, Ожогинская и Ойменовская, по причине отдаленности и трудности прожития там, находятся без священников уже не один год. Прим. Автора. 68 В настоящее же время при всех сих пяти церквах находятся 9 священников и из них один больной, а другой стар. Прим. Автора. 69 На содержание причта построенной Кладбищенской церкви имеется капитал, внесенный в банк, а кроме того несколько акций на Якутский Гостиный двор, приносящий каждогодного дохода от 150 до 200 р. сер., а всего каждогодно может быть получаемо до 500 р., но так как из числа сих денег, почти более половины по своему источнику должны быть употреблены на поддержание и нужды церкви, то собственно на содержание причта остается не более 250 р. сер. каждогодно, и всю сумму можно принять за постоянный и верный оклад. Прим. Автора. 70 Очень часто случается, как говорят священники, что даже и в теплое время, члены одного семейства приходят к священнику из-за нескольких верст каждый порознь, и именно потому, что у всех их одна только одежда, в которой они могут явиться в собрание. Прим. Автора. 3 Список особ, составляющих Духовную Миссию: 1) Архимандрит Иоасаф. – В 1799 году выехал в Иркутск для посвящения в сан Архиерея и, возвращаясь оттуда в Кадьяк, потонул на пути со всеми бывшими на судне «Феникс». 2) Иеромонах Ювеналий (из Горных Офицеров), в 1796 году, убит Американцами, живущими подле озера Илимны или Шелехова. 3) Иеромонах Макарий, в 1796 году, выбыл в Иркутск и, оттуда возвращаясь в свите Архиерея, потонул вместе с ним. 4) Иеромонах Афанасий, до 1825 года исправлявший должность Священника в Кадьяке, в 1825 году выбыл в Россию. 5) Иеродиакон Стефан (из Офицеров) потонул в свите Архиерея. 6) Иеродиакон Нектарий, в 1806 году, выбыл в Ирутск и в 1814 году, будучи Иеромонахом, скончался в Киренском монастыре. 7) Монах Герман, умер там же, в 1837 году. Из двух Церковнослужителей, бывших при Миссии, один потонул в Кадьяке, а другой в свите Архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Иркутск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещенская церковь строилась, в отличие от многих других иркутских храмов XVIII века, сразу в камне. Построена в стиле классицизма. Освящена в 1785 г. В пожаре 1879 пострадала настолько, что ее пришлось почти полностью перестраивать. Деньги на воссоздание храма пожертвованы богатыми прихожанами И.С. Котельниковым, С.И. Тельных и А.Ф. Дунаевым. Возведенную в русско-византийском стиле церковь освятили в 1891. После закрытия церкви на ее территории был устроен стадион, а в самом храме – спортивный зал. Находилась на углу Большой и Благовещенской улиц. Перед войной здесь построен большой жилой дом для железнодорожников. Автор: Сергей Иванович Медведев ____________ Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (каменная), 1785–1804; 1888–1890. Построена на средства купца И. Баушева. Сильно пострадала в пожар 1879 г. и была основательно перестроена на средства И.С. Котельникова, С.И. Тельных и А.Ф. Дунаева. В 1821–1823 гг. здесь служил священником будущий епископ Камчатский, Курильский и Алеутский митрополит Московский и Коломенский Св. Иннокентий (И.Е. Попов-Вениаминов). Разобрана в 1931 г. Находилась на месте углу улиц Благовещенской и Большой (ул. Володарского и К. Маркса). Первую каменную Благовещенскую церковь заложили в период управления епархией иркутским епископом Софронием – в 1758 г., на средства купца И. Бичевина. Были выложены фундаменты, но из-за пожара строительство остановилось. Возобновили его в 1785 г., на средства иркутского купца И. Баушева. Церковь имела четыре престола: главный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен 29 октября 1804 г.; боковые – во имя Трех Святителей – 16 ноября 1785 г. (повторно 26 июля 1796 г.), великомучениц Варвары и Екатерины – 26 июля 1789 г.  (1796 г.); последний холодный придел, устроенный под колокольней, освятили 4 (7?) августа 1821 г. во имя св. Сергия Радонежского и Макария Унженского Чудотворца. Каменная ограда была построена в 1852 г.

http://sobory.ru/article/?object=35461

2 О подробностях усмирения будет сказано в моих «Записках об островах Уналашкинского отдела». Прим. Автора. 3 Список особ, составляющих Духовную Миссию: 1) Архимандрит Иоасаф. – В 1799 году выехал в Иркутск для посвящения в сан Архиерея и, возвращаясь оттуда в Кадьяк, потонул на пути со всеми бывшими на судне «Феникс». 2) Иеромонах Ювеналий (из Горных Офицеров), в 1796 году, убит Американцами, живущими подле озера Илимны или Шелехова. 3) Иеромонах Макарий, в 1796 году, выбыл в Иркутск и, оттуда возвращаясь в свите Архиерея, потонул вместе с ним. 4) Иеромонах Афанасий, до 1825 года исправлявший должность Священника в Кадьяке, в 1825 году выбыл в Россию. 5) Иеродиакон Стефан (из Офицеров) потонул в свите Архиерея. 6) Иеродиакон Нектарий, в 1806 году, выбыл в Ирутск и в 1814 году, будучи Иеромонахом, скончался в Киренском монастыре. 7) Монах Герман, умер там же, в 1837 году. Из двух Церковнослужителей, бывших при Миссии, один потонул в Кадьяке, а другой в свите Архиерея. 5 Храмы в Кадьяке и Ситхе были вновь построены, первый в 1824 (при г. Муравьеве), последний в 1831 году (при г. Врангеле). 6 Здесь нет ясака; следовательно нет сборщиков ясака, понудителей и проч. Алеуты – народ терпеливый и кроткий; следовательно нет у них суда и следствий, с тем вместе ни судей, ни следователей, содержание и перевоз которых от одного винимого к другому нередко падает на невинных, и проч. Прим. Автора. 7 И этот самый Тоэн Куатхе, впоследствии, когда ему, по вере и обычаям их, надобно было убить двух колгов (рабов) своих, для прислуги поминаемому покойнику на том свете, вместо того, чтобы убить их, отдал одного мальчика Русским с тем, чтобы он был Русский, а другого для прислуги больному и бедному старику из Колош, с тем, чтобы по смерти старика он был свободен. Конечно, отпускать на волю колгов при поминке не есть обыкновенное дело между Колошами; но отпускать с таким намерением есть первый поступок между ними. За это Тоэн, по представлению г. Министра Финансов, удостоился получить подарок от Государя Императора, состоящий в жалованном кафтане и шляпе. Примечание Автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Еще ранее, в 1796 г., мученически окончил свою жизнь миссионер иеромонах Ювеналий: он был убит на Аляске язычниками. Таким образом, из оставшихся сотрудников миссии продолжали свое служение на о-ве Кадьяк иеродиакон Нектарий (до 1806 г.), монах Иоасаф (до 1823 г.), иеромонах Афанасий (до 1825 г.). С 1804 по 1807 г. на Кадьяке трудился прибывший из Александро-Невской Лавры иеромонах Гедеон. В течение 44 лет нес миссионерское служение в Америке валаамский инок Герман. Сначала блаженный старец жил возле храма миссии на о-ве Кадьяк, а впоследствии переселился на близлежащий о-в Еловый, который он называл «Новым Валаамом». После отъезда иеромонаха Гедеона отец Герман до самой своей кончины (13 декабря 1837) оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Кадьякской миссии. 9 августа 1970 г., в день памяти святого великомученика Пантелеймона, на о-ве Кадьяк состоялось торжественное прославление преподобного Германа в лике святых. В 1840 г. указом Святейшего Синода была открыта Камчатская епархия с подчинением ей Охотских и Американских приходов. По настоянию митрополита Московского Филарета туда был направлен епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов) (в 1977 г. причислен к лику святых Русской Православной Церкви), прославленный алеутский миссионер, при котором происходит возрождение миссионерской деятельности на Камчатке. Сын бедного пономаря Ильинского храма в с. Анге Иркутской губернии, Иоанн Вениаминов родился в 1796 г., получил образование в Иркутской Духовной Семинарии и в 1823 г. сам изъявил желание поехать на Алеутские острова. Десять лет трудился отец Иоанн Вениаминов на о-ве Уналашка; крестил всех жителей острова, построил храм и несколько часовен. В течение пяти лет самоотверженный миссионер проповедовал среди воинственных индейцев Северной Америки. За время пребывания на островах Уналашка (1824—1834) и Ситка (1834—1838) отец Иоанн изучил алеутский и колошский языки, быт и нравы населения и природу края. Свои географические и этнографические наблюдения он изложил в труде «Записки об островах Уналашскинского отдела» (СПб., 1840, ч. 1—3), доныне сохраняющем свою научную ценность.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Вместе с тем, упомянув о Православной Церкви в Америке, важно подчеркнуть, что если ее автокефалию и не признала значительная часть Церквей, то, тем не менее, какие-либо аналогии с украинским расколом «ПЦУ» неуместны. В случае с ПЦА все (без исключений) Православные Церкви признают ее Таинства, ее епископат и священство, имея с ней евхаристическое общение и совместное сослужение. Причем, все Церкви, включая Константинопольскую. Просто при этом одни считают ПЦА автокефальной, а другие – частью РПЦ. В случае же с украинскими раскольниками их «хиротонии» и «таинства» вместе с «епископами» и «священниками» отвергаются десятью Церквями, а в даже признавших их под давлением Церквях многие епископы и священники категорически отказываются служить с ними вместе, считая их самосвятами. Православное открытие Америки Как известно, освоение Америки европейцами продвигалось с двух сторон: с восточного побережья ее осваивали испанцы, португальцы, голландцы, французы и англичане, а с северо-запада ее осваивали русские, пробывшие на американский континент из Сибири. Освоение русскими Америки началось с Алеутских островов и Аляски и продолжилось в Калифорнии. Аляска была открыта русской экспедицией Семена Дежнева в 1648 году. Первое поселение русских колонистов возникло на Алеутских островах в 1784 году. В 1794 году там была основана первая на континенте православная миссия из 8 монахов и иеромонахов, направленных из российских монастырей: 6 человек из Валаамского Свято-Преображенского монастыря и двое из Коневского Рождественско-Богородичного монастыря. Миссию возглавил архимандрит Иоасаф (Болотов) (будущий епископ Кадьякский). Все клирики, а также новые территории, были причислены к Иркутской епархии Русской Церкви, в ведении которой тогда была вся центральная и восточная Сибирь. На острове Кодьяк была построена первая церковь и на Алеутских островах была начата проповедь среди местного населения. За первые полтора года своего существования миссия крестила 6740 человек и сочетала браком 1573 человека. Помимо этого, на двадцати пяти островах, имевших до 50 селений, было крещено 2472 человек. Уже к концу 1796 года число крещенных православных в Америке достигло двенадцати тысяч. В 1796 году Православие на Аляске обрело первого мученика: иеромонах Ювеналий был убит возле озера Илиамна (континентальная Аляска) язычниками. Впоследствии прославлен как священномученик. В 1799 году русскими был основан на Аляске город Ново-Архангельск (ныне Ситка), в котором также была построена церковь. В 1802 город был сожжен индейцами и восстановлен в 1804 году, став столицей Русской Америки с 1808 года. В 1848 году в нем был построен первый большой православный собор Святого Михаила.

http://pravoslavie.ru/136993.html

Волнующие известия об успехах христианства в этой стране побудили Святейший Синод Российской Церкви в июле 1796 г. объявить миссионерский район Аляски викариатством Иркутской епархии и назначить викарным епископом Иоасафа. Его хиротония состоялась в апреле 1797 г. К несчастью, парусник «Феникс», который перевозил его и его спутников Макария и Стефана, потерпел кораблекрушение близ Кадьяка и потерял всю команду и пассажиров. Иеромонах Афанасий, остававшийся в Кадьяке, имел попечение о церкви и школе до 1825 г. Затем он вернулся на Валаам, где скончался в 1831 г. Около 1806 г. ему стал помогать иеродиакон Нектарий, но затем он был рукоположен во иеромонахи в Иркутске, где оставался до самой смерти в 1814 г. 3) Тяжелые времена. Пустынник Между тем жажда наживы русских поселенцев начала страшно давить на местное население. «Коммерсанты думали только о своей выгоде и чинили несправедливости нищим американцам», – писали с горечью первые миссионеры. С 1790 г. Шелехов поручил управление подразделениями Русско-Американской компании некоему капитану Баранову, человеку деятельному, но жестокому. Вначале, зная о благочестии своего предшественника, он был достаточно сдержан. Но после смерти Шелехова в 1796 г., когда Компания стала государственной и ее директором стал Баранов, для страны начался режим тяжелого угнетения. Как пишет иеромонах Гедеон, посетивший по заданию митрополита Новгородского Амвросия российские владения, сопровождая в качестве духовника исследовательскую экспедицию, местные жители ударами плетки отправлялись на работу; в дождь и в бурю их заставляли выходить в море, оставаясь безразличными к тому, что многие умирали от мороза, голода и изнурения. Он замечает: «Женщины убивали своих детей прежде, чем они родятся на свет, а иногда и после родов, чтобы защитить их от мучений Компании» 424 . Кроме русских, как представляется, различные авантюристы из других народов также посещали берега Аляски и обменивали спиртные напитки, дешевую обувь и одежду на шкуры или овладевали ими насильно при помощи оружия 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Осиротела иркутская паства. Вместе со всей Русской Православной Церковью рыдала она над своими грехами, смиренно принимая Божие попущение. Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными, но только Господь «не до конца прогневается, не век враждует». В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. На кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена их идентификация. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, неотапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости. Житие священномученика Ювеналия Аляскинского Священномученик Ювеналий Аляскинский († 1796) был канонизирован в 1980 году. 113 Начал он свою деятельность на военной службе. После принятия монашества и рукоположения в чин иеромонаха он вошел в число восьми духовных лиц, отправившихся в 1793 году под начальством архимандрита Иоасафа (с 1799 года– епископ Кадьякский) для проповеди христианства североамериканским народам, оказавшимся в российском подданстве. Прибыв в 1794 году на остров Кадьяк, Ювеналий вместе с иеромонахом Макарием в течение двух месяцев объехал весь остров и окрестил всех его жителей. Почетные люди Кадьяка под воздействием проповеди Ювеналия отдавали ему своих детей для обучения. Всего иеромонахи Ювеналий и Макарий окрестили более 5000 американцев. В 1795 году Ювеналий отправился в Нучен, где обратил в христианскую веру более 400 чугачей. В 1796 году география поездок миссионеров стала расширяться, захватывая не только острова, но и Аляскинский материк. Священномученик Ювеналий был в первой группе православных миссионеров на Аляске. В 1797 году русский иеромонах отец Ювеналий покинул остров Кадьяк. Он путешествовал вдоль залива Кука через районы, ныне известные, как Конай и Анкорндж, и пересек горы к озеру Илиамна, после чего след его затерялся. Именно там он был зверски убит племенем юпиков, вероятно, только потому, что они враждебно относились к незнакомцам. Это произошло около озера Илиамна. Когда шаман этого племени после убийства священномученика надел на себя его крест, то не смог совершить языческий обряд. Тогда он сказал своему племени, что следует с уважением относиться и слушать тех, кто носит такой знак – крест. Впоследствии племя юпиков приняло христианство и стало одним из наиболее глубоко верующих среди обращенных племен. В 1980 году отец Ювеналий был прославлен в лике священномучеников. Житие Преподобного Германа Аляскинского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вениамин II-й (Багрянский) с 1782 по 1783 год. Москвич, священнический сын, обучался в московской духовной академии до класса философии; в 1776 году, по Высочайшему соизволению, отправлен был в Лейденский университет, где слушал философию, математику, историю и изучал языки: еврейский, греческий и французский. По возвращении, в 1776 году, в Россию пострижен в монашество (мирское имя Василий) и определен префектом и учителем философии новгородской семинарии; откуда с архимандритством в Зеленецкий монастырь назначен ректором Александро-Невской семинарии; с 1784 года состоял ректором новгородской семинарии; после был епископом Иркутским, 1814 года. Иннокентий I-й (Полянский), с 1 января 1784 по 1785 год, священнический сын, Рязанской губернии и уезда, села Полян, родился в 1751 году; обучался в рязанской семинарии, а по окончании курса в 1773 году принял монашество и был сперва учителем, потом префектом; в 1778 году состоял префектом в Александро-Невской семинарии (22 июля), и с 28 августа 1782 года в Московской, по тогдашнему названию славяно-греко-латинской академии; 14 сентября того же года произведен игуменом Знаменского монастыря. С получением ректорства Александро-Невской семинарии, в декабре 1783 года, он посвящен в архимандрита Зеленецкого монастыря 1 января 1784 года. Антоний, с 14 января 1786 по 25 июля 1788 года, произведен из иеромонахов, при академии наук; потом из Зеленецкого монастыря переведен в Сергиеву пустынь. Иоасаф (Клоков), с 23 декабря 1788 по 11 августа 1792 года, из игуменов новгородского Деревяницкого монастыря. Анастасий (Братановский), с 8 сентября 1792 по 13 марта 1795 года, из иеромонахов, – законоучителей при сухопутном кадетском корпусе; принял монашество в 1790 году. Феофилакт (Русанов), с 13 марта 1795 по 29 мая 1796 года, из иеромонахов; законоучитель корпуса чужестранных единоверцев. Ксенофонт (Троепольский), с 16 июля 1796 по 1798 год, из иеромонахов, префект Севской семинарии. С назначением в Зеленецкий монастырь он определен законоучителем в Морской Шляхетский корпус.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010