– А что те Евангелия суть истинные и достоверные, святой Ириней доказывает следующим образом. Евангелий должно быть четыре, уже по тому одному, что существует лишь четыре страны земли; затем четверичное число Евангелий должно было соответствовать, по рассуждению святого Иринея, четырем заветам, которые даны были Богом человечеству, – завету, данному при Адаме до потопа, завету, данному после потопа при Ное, – законодательству при Моисее и, наконец, четвертому и последнему завету – христианскому, содержащему в себе все остальные заветы 5192 . наконец, самое главное доказательство именно четверичного числа Евангелий, а не большего или меньшего, святой Ириней видит в соответствии Евангелий четырем апокалипсическим животным, – херувимам, на которых от вечности восседает «всё устрояющее и всё содержащее Слово» 5193 . Сила этого доказательства состоит в том, что Евангелие должно служить выражением четырех видов или образов деятельности Сына Божия, на которые указывается в Апокалипсисе 5194 под символом четырех животных – херувимов. Первое животное, как повествуется в Апокалипсисе, – подобно льву и указывает на предвечное господство и царскую власть бога Слова; это же самое выражает собою и Евангелие Иоанна, описывая вечное и славное рождение Сына от Отца, как Бога от Бога: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан.1:1–2 ). Второе животное подобно тельцу и означает первосвященническое служение Господа нашего Иисуса Христа; на это же самое служение, по рассуждению святого Иринея, указывает и Евангелие Луки; оно начинается рассказом о священнике Захарии, приносящем Богу жертву; это значит, что Агнец, предопределенный от вечности для заклания за грехи мира, явился в мир, дабы принести Богу искупительную жертву за грехи людские. Третье животное, на котором восседало Слово, имело лицо человека и указывало на явление Сына Божия в образе и виде человеческом; и Евангелие Матфея тоже главным образом возвещает о человечестве Иисуса Христа, представляя Его Сыном Иосифа и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

57. Возражения против подлинности сочинений, подписанных именем обращенного в христианство проповедью ап. Павла (Деян.17:34) первого афинского епископа Дионисия Ареопагита, были высказаны уже в XV в. (Валла, Эразм Роттердамский и др.). В России ареопагитские споры велись во 2-й половине XIX в., в частности, между проф. Киев. Дух. Акад. К.И. Скворцовым, опубликовавшим в 1871 г. книгу " Исследование вопроса об авторе сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита " , и еп. Порфирием (Успенским). В настоящее время можно считать твердо установленным, что эти сочинения ( " Ареопагитики " ) написаны не ранее 2-й половины V в. 58. Писания мужей апостольских. М., 1862. С.374-430. 59. Там же. С.417. 60. Главный труд св. Иринея, полное название которого " Опровержение и низложение лжеименного знания " , посвящен критике гностицизма (см. прим. V,9). 61. Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С.225-226. 62. Дан.13:20. 63. Ириней Лионский. Цит. соч. С.389. 64. Древний Патерик. С.367. 65. Арианство - рационалистическая ересь IV в., отвергавшая несотворенность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; по учению Ария Христос сотворен Отцом и лишь по благодати сделался Богом. 66. См. прим. XIV,a. 67. Движение против почитания икон (объявленного идолопоклонством), начатое византийским императором Львом Исавром (716-741), продолжалось до правления царицы Ирины (775-802), восстановившей иконопочитание; иконоборческое гонение вновь было воздвигнуто Львом Армянином (813-820); окончательно иконопочитание было утверждено при Феодоре (843). 68. " Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада " (Деян.20:29). " Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси " (2Пет.2:1). " Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1Ин.4:1). " Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их " (2Кор.11:13-15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

848 Святого Феофила, епископа Антиохийского († 181 г.): «когда брошено в землю зерно пшеницы или других семян, то прежде оно умирает и разлагается, потом же поднимается и встает колосом. И деревья не производят ли по велению Божию в определенные времена плоды, прежде скрытые и невидимые..? Все это производит премудрость Божия для того, чтобы и посредством сего доказать, что Бог может совершить общее воскресение всех людей». 849 Афинагора, христианского философа († 2 в.): «надлежит, по апостолу, тленному сему и рассыпавшемуся облечься в нетление, дабы, когда умершие оживут через воскресение, и опять соединится разделившееся или совершенно разрушившееся, каждый получил должное за то, что он делал, живя в теле, доброе или злое». 850 ( 2Кор.5:10 ). Святого Иринея, епископа Лионского : «в конце, когда Господь воззовет последнею трубою, восстанут мертвые, как Он говорит: настанет час, в который все мертвые, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Человеческого и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». 851 Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского : «всем людям должно будет воскреснуть, но не для всех одинаково будет воскресение. 852 Все будем иметь вечные тела, но не все – подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться». 853 Святого Иоанна Златоуста : «смерть не тело губит, а истребляет тление, сущность же остается вовеки, чтобы воскреснуть в большей славе, – впрочем не у всех, потому что, хотя воскресение будет общим для всех, но воскресение во славе только для живших праведно». 854 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) воскресение праведных и воскресение грешных людей произойдет не в одно время: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец – Христос, потом – Христовы в пришествии Его. Α затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу ( 1Кор.15:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

За что же ублажат? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. Наименовала Его Сильным, чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. Имя Его назвала святым, чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь во утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят». 440 – «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). «Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41–42 ). «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк.11:27 ). Свидетельства древне-христианских отцов Святого Игнатия Богоносца : «Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого... от князя века сего сокрыто было девство Марии и ее деторождение». 441 Святого Иустина, философа и мучен .: «мы признаем Его (Иисуса Христа) Первородным Бога, сущим прежде всех тварей, и Сыном патриархов, потому что Он воплотился от Девы из их рода и благоволил сделаться человеком». 442 Святого Иринея, епископа Лионского : «Бог сделался человеком... Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была Девою». 443 Святого Мефодия, епископа Патарского († 312): «какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сделавшейся поистине вместительным небом для невместимого Бога..? С отеческими хвалебными песнями я обращаюсь к Тебе, дщерь Давидова и Матерь Господа и Бога Давидова... Итак, прими благосклонные дары, драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей... Молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Почтить память Вифлеемских младенцев Церковь предлагает нам через несколько дней после празднования Рождества Христова. Это почитание имеет древние корни. Из сочинений священномучеников Иринея, епископа Лионского (†202) и Киприана, епископа Карфагенского (†258), следует, что уже при их жизни Вифлеемские младенцы повсеместно почитались святыми. Устное предание о казни младенцев запечатлено в Евангелии от Матфея: « Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов » ( Мф.2.16 ). Как видим, евангелист не ставит своей целью донести до слушателей точное количество младенцев, которые были принесены в жертву алчности и властолюбию царя Ирода. Это невозможно. Хотя в Евангелии и акцентируется внимание на избиении «всех младенцев» – и не только в Вифлееме, но и «во всех пределах его». Роспись монастыря Симона Петра на Афоне Помочь увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Мессию Христа Блаженный Иероним Стридонский, подвизавшийся в Вифлееме и занимавшийся там научной деятельностью во второй половине IV века, пишет, что по указу Ирода было убито «много тысяч» младенцев. Евангелист Матфей связывает это убийство, которое произошло уже после Рождества Христова, с длинной чредой попыток уничтожить богоизбранный народ на протяжении всей ветхозаветной истории. Напомню, что Матфей поставил своей целью помочь иудеям увидеть, в непринятом ими Иисусе из Назарета, обещанного Мессию Христа. Апостол еврейского народа постоянно ссылается на авторитет ветхозаветных пророчеств о Христе. Он связывает в одно целое известные древние пророчества с теми событиями, которым свидетелем был не только он, но и его соплеменники. Вот и здесь, сразу после повествования об избиении младенцев в Вифлееме, он говорит: « Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Мф.2:16-18).

http://pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-...

А, что действительно и Ангелы, и Архангелы, и Престолы, и Господства сотворены Тем, который есть Господь, превыше всех и созданы Словом Его; сие подтверждает святой Иоанн. Ибо он, сказавши о Слове Божием, что Оно было у Отца, присовокупил: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). И Давид, восписав Богу все похвалы, и упомянув, также, о небе и о всех Силах небесных, прибавляет: ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Кому же Он повелел? – Слову 24 Которым, говорит он же, небеса утвердишися и Духом уст Его вся Сила их ( Пс.32:6 ). Поскольку же Он все сотворил свободно и по своему произволению, то Давид опять говорит: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс.113:11 ). Но сотворенное – совершенно отлично от Сотворившего, и создание – от Создателя. Ибо Сей не сотворен, не имеет ни начала, ни конца, ни в чем не имеет нужды, но есть Существо самодовольное, и, притом, Сам же подает всем прочим тварям все, необходимое для продолжения их существования; между тем, как сотворенное Им – имеет начало; а что имеет начало, то может подвергнуться и разрушению, то подчинено и покорно Тому, Кто создал оное. А потому, совершенно необходимо, чтобы люди, хотя сколько-нибудь имеющие смысла для различения сих предметов, употребляли и различные слова, так, чтобы только Создатель всего, вместе со Словом своим, Один, по всей справедливости назывался Богом и Господом; а что сотворено Им, то не имело бы права на такое название, и не усвояло бы себе того имени, которое прилично только Творцу 25 . Святого Иринея, Епископа Лионского о церкви Хотя Церковь рассеяна по всему миру, по всем странам земли; но от Апостолов и учеников их она приняла одну веру во Единого Бога, Всемогущего Отца, который сотворил небо и землю, море, и вся, яже в них ( Пс.145:6 ); и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения; и в Духа Святого, который проповедовал через Пророков о Божественном домостроительстве, – о пришествии и рождении от Девы возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, – о Его страдании, воскресении из мертвых и о вознесении с плотию на небо; также, о пришествии Его с неба во славе Отца, чтобы возглавить всяческая ( Еф.1:10 ) и обновить всякую плоть человеческую, дабы Иисусу Христу, Господу нашему и Богу, Спасителю и Царю, по заповеди Невидимого Отца, поклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал Его ( Флп.2:10 ), и, чтобы сотворить праведный суд над всеми, т, с. духов злобы, преступивших и отпадших ангелов, и нечестивых, неправедных, беззаконных и хульных человеков, осудить во огнь вечный, а праведным и преподобным, соблюдающим Его заповеди и пребывающим в любви Его (из коих некоторые пребыли такими с самого начала, а другие сделались такими посредством покаяния), даровать жизнь, сообщить нетление и украсить их вечною славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Ближайший друг и сподвижник святого Игнатия Богоносца , учитель святого Иринея Лионского , святой Поликарп, епископ Смирнский, написал несколько посланий, но до нас дошло только одно – послание к Филиппийцам, написанное вскоре после мученической кончины святого Игнатия Богоносца . Святой Поликарп был совершенно единомыслен со своим другом в воззрениях христологических и тесно с ними связанных – сотериологических. В противоположность докетам святой Поликарп говорил словами святого Иоанна Богослова: «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист» 59 . Не признание во Христе истинного человечества святой Поликарп, подобно святому Игнатию, считал равносильным отрицанию самого христианства, отвержению его основ; залог нашего оправдания он полагал именно в принятии Иисусом Христом истинного человеческого тела 60 . По его воззрению, Иисус Христос есть Первосвященник, Который умер за нас 61 , за наши грехи 62 , «Который грехи наши вознес на Своем теле не древо, Который не сделал греха и во устах у Которого не обрелось лжи, и Который все претерпел ради нас, чтобы жить в Нем» 63 . «Вы, – говорит филиппийским христианам святой Поликарп, – спасены... по воле Божией чрез Иисуса Христа» 64 , так будьте же подражателями Его терпения 65 , стойте в добродетелях, «следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти ( Тов. 4, 10; 12, 9 ). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы «поведение ваше было безупречно среди язычников» ( 1Петр. 2, 12 ), и таким образом и вы получите похвалу за свои добрые дела и имя Господне не подвергнется из-за вас хулению. Горе не тому, кем хулится имя Господне» 66 . «Препоясавши чресла ваши, служите Богу в страхе и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу ( 1Петр. 1,12 ) и престол одесную Себя, Которому всё покорено небесное и земное, Которому всё дышущее служит, Который придет судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицания за порицание, удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтоб не быть вам судимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вот последние слова его Евангелия: „много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг“ 696 . Таким образом, из свидетельства самого Апостола мы видим, что он усвоил все, что когда-либо сотворил его Наставник. Но к этому заключению мы пришли бы и тогда, если бы Иоанн не оставил нам подобного свидетельства о себе. Такие созерцательные, сосредоточенные и вдумчивые люди всегда способны к самому точному усвоению всего, что они видят и слышат. Как в чистой, прозрачно-зеркальной воде отражается голубое небо с облаками самой причудливой формы, окружающие его горы со всеми мельчайшими очертаниями, прибрежные деревья и небольшие растения, так и в сознании, подобных Иоанну, людей все отпечатлевается фотографически точно, ясно и отчетливо. Все, что когда-либо особенно поражало человека, то всегда он воспринимает со всеми мельчайшими подробностями и долго, долго хранит в своей памяти. Вспомним в данном случае одно прекрасное и замечательное письмо св. Иринея, епископа Лионского, к своему бывшему товарищу другу, – письмо в котором он описывает время своего обучения в школе св. Поликарпа. „Быв еще отроком, пишет он, я видел тебя в нижней Азии у Поликарпа: тогда ты был знаменит при дворе царя и домогался его благоволения. Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее; потому что познания детского возраста, укрепляясь вместе с душою, укореняются в ней. Так я могу наименовать даже места, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп. Могу указать все входы и исходы его, начертать образ его жизни и внешний вид, изложить его беседы с народом, описать его обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, изобразить, как он припоминал слова их, как и что слышал от них о Господе, как он пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни, – и все его сказания согласовались с писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

День схождения Святого Духа стал подлинным днем рождения Христовой Церкви: в этот день апостолы впервые отбросили опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на проповедь Распятого и Воскресшего Спасителя мира. Согласно книге Деяний, в первый же день этой дерзновенной проповеди около трех тысяч человек приняли Крещение во имя Иисуса Христа ( Деян.2:41 ). С этого дня Церковь Христова непрерывно росла и утверждалась, в первую очередь укрепляемая благодатью Святого Духа. Учение Церкви о Христе приобрело прочное благодатное основание, по словам Спасителя: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). Праздник Пятидесятницы высоко чтился апостолами и другими учениками, но скорее как праздник иудейский, праздник жатвы. Апостол Павел во время своих путешествий не забывал о празднике и старался быть в Иерусалиме в этот день ( Деян.20:16 ; 1Кор.16:8 ; некоторые церковные писатели — святитель Епифаний Кипрский , блаженный Августин — видели здесь указание на христианское празднование Пятидесятницы). В христианских источниках до IV в. термин «Пятидесятница» обычно употребляется в одном из двух значений — 50-дневного праздничного периода после Пасхи или праздника последнего дня этого периода. К сожалению, подлинность многих источников с такими указаниями сомнительна; несомненных свидетельств о праздновании Пятидесятницы в древней Церкви насчитывается не так много. Так, в сочинении «Вопросы и ответы о Церкви» Псевдо-Иустина есть цитата из неизвестного творения церковного автора II в. блаженного Иринея Лионского : «От времен апостолов ведет начало этот обычай [непреклонения колен в день воскресный], как говорит блаженный Ириней, мученик и епископ Лионский, в книге о Пасхе, где он упоминает также о Пятидесятнице, в которую не преклоняем колен, так как она одного значения с днем воскресным» 4 . Подлинность цитаты справедливо подвергается сомнениям, в частности, по причине неясности ее окончания (принадлежат ли епископу Лионскому слова об одинаковом значении Пятидесятницы и воскресного дня).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

И в Церкви также существует передаваемое из поколения в поколение Священное Предание, восходящее к апостолам. Святые апостолы общались с Самим воплощенным Богом и от Него узнали истину непосредственно. Эту истину они передавали другим людям, в которых была любовь к истине. Что-то апостолы записали, и это стало Священным Писанием, но что-то передавали не записывая, а устно либо самим примером своей жизни – как раз это и сохраняется в церковном Священном Предании. И об этом говорит в Библии Дух Святой через апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11: 2, 23). В Священном Писании апостол Иоанн пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 12). И вот у православных христиан эта радость полна, потому что в церковном Предании мы слышим живой и вечный голос апостолов, «устами к устам». Православная Церковь сохраняет истинное предание блаженного учения, которое прямо, как сын от отца, приняла от святых апостолов. Для примера можно привести слова древнего православного святого Иринея, епископа Лионского. Он писал уже в конце II века после Рождества Христова, но в юности был учеником святого Поликарпа Смирнского, который лично знал апостола Иоанна и других учеников и свидетелей жизни Иисуса Христа. Вот как об этом пишет святой Ириней: «Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее; ибо что мы узнали в детстве, то укрепляется вместе с душой и укореняется в ней. Так, я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с апостолом Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал все от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце – и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

http://pravoslavie.ru/30169.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010