К 180 г. по Р.Х. относится VII отрывок из утраченных сочинений Иринея епископа Лионского, упоминающий о Пасхе и Пятидесятнице: «Не преклонение колен в (день) Господний есть символ воскресения, чрез которое мы по благодати Христовой освободились от грехов и от смерти, Им умерщвленной. Этот обычай получил начало от времен апостольских… упоминает и о пятидесятнице, в которую также не преклоняем колен, потому что она равняется дню Господнему…» 412 Пятидесятница, упоминаемая Священномучеником Иринеем, еще один праздник, полностью изменивший смысл в Новозаветном Откровении. Прежде она называлась праздником седмиц или жатвы. При появлении первых плодов начатки их приносились Господу в собрание ( Лев. 23:21 ; Чис. 28:26 ). В Новом Завете Апостолы «При наступлении дня пятидесятницы (τν μραν τς πεντηκοστς)… были единодушно вместе» ( Деян. 2:1 ). (Пятидесятница пришлась на Воскресный день Ин. 19:31 , Лев. 23:15 ). Тогда произошло явление Духа Святого – Третий Ипостаси Пресвятой Троицы. Это событие апостолы праздновали, начиная с первых лет своего служения. Святой Апостол Павел старался всегда быть в Иерусалиме на Пятидесятницу и прочие праздники, которые отмечала местная христианская община, и временное исчисление у него базировалось на праздничном круге. «…ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы (μραν τς πεντηκοστς ) быть в Иерусалиме» ( Деян. 20:16 ). Своим ученикам, находящимся в Коринфе, Апостол писал о будущих планах: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы…» ( 1Кор16:8 ) Поэтому на слова сектантов о ненужности церковных праздников можно ответить его словами: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» ( Кол. 2:16–17 ) Апостол учит нас не осуждать тех, которые лишают себя плодов духовных торжеств: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней для Господа не различает» ( Рим. 14:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Это тот же основной член веры, который Иоанн так кратко, точно и сильно выразил в начале своего Евангелия: и Слово стало плотию... и мы видели славу Его ( Ин. 1:14 ). – А всякий дух и проч.: указав этот основной признак, отличающий учителя от лжеучителя положительно, апостол указывает его еще и отрицательно, усиливая тем речь свою, придавая особенное значение этому члену исповедания веры и направляя его особенно к обличению обольстителей. Учитель, не исповедующий Спасителя мира Иисуса Христа Сыном Божиим, истинным Богом и истинным Человеком, всякий таковой учитель – не от Бога и не истинный учитель веры и ведения, а от антихриста, или, что то же, – от диавола ( 1Ин. 2:18, 3:8,10 ); это – лжеучитель, говорящий по внушению противника Христа, диавола, по внушению духа обольстителя. – По свидетельству святого Иринея Лионского (Против ересей III, 16, 8), оба эти стиха направлены апостолом против лжеучителей-докетов, неправильно учивших о лице Господа Иисуса Христа (см. Предисловие к 1-му посланию Иоанна, пункт 3), а вероятно, и против некоторых других лжеучителей.– Это дух антихриста, о котором и проч.: см. прим. к 1Ин. 2:18, 22 . – И теперь уже в мире: антихрист придет в свое время, как знали уже или слышали читатели послания; но дух его уже и теперь в мире. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире; разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие. А сам антихрист будет человек, носящий в себе сатану, превозносящийся выше всего, называемого богом или святынею ( 2Сол. 2:4 ). Почему и запретит служить идолам (их разумел апостол под богом называемым, а под святынею – христианство), а себя одного будет выдавать за Бога» (Феофилакт). Этим духом антихриста одушевлены все дети диавола, обольстители, лжеучители и еретики, отвергающие и искажающие учение Христа и о Христе (см. прим. к ст. 1). 4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сущность таинства. – Таинство елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего Божия благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные (Прав. Катехизис). Оно именуется также соборованием, так как совершается собором пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем. Божественное установление таинства. – Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка 6:13 : многих больных мазали маслом и исцеляли. Наиболее ясное свидетельство о таинстве елеосвящения находится у апостола Иакова (5:14–15): Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи – простятся ему. Апостол говорит здесь не об особом «даре» исцелений; он предписывает определенную форму священнодействия, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание ап. Иакова на помазание елеем, как на обычное (хотя бы для того времени) врачебное средство, так как елей, при своем благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святой. Они называли себя не установителями таин Божиих, а только строителями таин и слугами Христовыми. Следовательно, и елеосвящение, заповедуемое св. апостолом Иаковом, имеет Божественное установление. В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о таинстве елеосвящения у св. Иринея Лионского и у Оригена . Позднее более ясные свидетельства о нем есть у свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста , от которых остались молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чин елеосвящения, – а также у св. Кирилла Александрийского . В пятом веке папа Иннокентий 1-й отвечает на ряд вопросов касающихся этого таинства. Он указывает, что совершать его следует над верующими больными и совершать его может и епископ, так как в словах апостола: да призовет пресвитеры – нельзя видеть запрещения епископу участвовать е священнодействии; только проходящим церковное покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть «таинство»; а кому запрещены прочие таинства, нельзя дозволить и это одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мы просим всех наших братьев, по неведению вовлеченных в сети тоталитарных сект, отказаться от гибельных заблуждений. Мы молим Всемогущего Бога о вашем прозрении, чтобы он дал вам силы познать истину, «и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Вернитесь в спасительную ограду Церкви! Помните, двери Церкви Христовой всегда открыты для вас! Ведь и к вам относятся слова апостола: Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их… Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос " . (Еф. 5:6–7, 10–14) Принято 13 января 1999 г. единогласно 72 участниками Конференции, представляющими: 10 епархий Русской Православной Церкви, в лице священнослужителей и мирян, во главе с Преосвященнейшим Антонием, епископом Барнаульским и Алтайским. Администрацию Алтайского края в лице А.В. Бронникова, советника по делам религий при главе администрации. АГУ, в лице кандидата историч. наук Баркалова В.Я., зав. кафедрой политологии; канд. философских наук Волобцовой М.М., зав. отделением теологии. УФСБ Алтайского края. МВД по Алтайскому краю, в лице ответственного по связям с религиозными организациями. Центры по противодействию тоталитарным сектам: 1. Центр св. Иринея Лионского, г. Москва, во главе с зав. Центром, докт. философии, канд. богословия А.Л. Дворкиным; 2. Центр св. Александра Невского, г. Новосибирск, во главе с зав. Центром прот. Александром Новопашиным; 3. Международный Диалог-центр, в лице президента, проф. Йоханнеса Огорда, Дания; вице-президента Томаса Гандоу, Германия; вице-президента А.Л. Дворкина, Россия. Рекомендации конференции «Тоталитарные секты в Сибири» 1. Обратиться к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить создание при епархиальных управлениях центров по противодействию тоталитарным сектам или назначить епархиальных уполномоченных, ответственных за противосектантскую работу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Сущность таинства Таинство елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего Божия благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные (Прав. Катехизис). Оно именуется также соборованием, так как совершается собором пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем. Божественное установление таинства Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка ( Мк.6:13 ): многих больных мазали маслом и исцеляли. Наиболее ясное свидетельство о таинстве елеосвящения находится у апостола Иакова ( Иак.5:14–15 ): Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи – простятся ему. Апостол говорит здесь не об особом «даре» исцелений; он предписывает определенную форму священнодействия, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание ап. Иакова на помазание елеем, как на обычное (хотя бы для того времени) врачебное средство, так как елей, при своем благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святой. Они называли себя не установителями таин Божиих, а только строителями таин и слугами Христовыми. Следовательно, и елеосвящение, заповедуемое св. апостолом Иаковым, имеет Божественное установление. В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о таинстве елеосвящения у св. Иринея Лионского и у Оригена . Позднее более ясные свидетельства о нем есть у свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста , от которых остались молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чин елеосвящения, – а также у св. Кирилла Александрийского . В пятом веке папа Иннокентий 1-й отвечает на ряд вопросов касающихся этого таинства. Он указывает, что совершать его следует над верующими больными и совершать его может и епископ, так как в словах апостола: да призовет пресвитеры – нельзя видеть запрещения епископу участвовать е священнодействии; только проходящим церковное покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть «таинство»; а кому запрещены прочие таинства, нельзя дозволить и это одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Ближайший друг и сподвижник святого Игнатия Богоносца , учитель святого Иринея Лионского , святой Поликарп, епископ Смирнский, написал несколько посланий, но до нас дошло только одно – послание к Филиппийцам, написанное вскоре после мученической кончины святого Игнатия Богоносца . Святой Поликарп был совершенно единомыслен со своим другом в воззрениях христологических и тесно с ними связанных – сотериологических. В противоположность докетам святой Поликарп говорил словами святого Иоанна Богослова: «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист» 59 . Не признание во Христе истинного человечества святой Поликарп, подобно святому Игнатию, считал равносильным отрицанию самого христианства, отвержению его основ; залог нашего оправдания он полагал именно в принятии Иисусом Христом истинного человеческого тела 60 . По его воззрению, Иисус Христос есть Первосвященник, Который умер за нас 61 , за наши грехи 62 , «Который грехи наши вознес на Своем теле не древо, Который не сделал греха и во устах у Которого не обрелось лжи, и Который все претерпел ради нас, чтобы жить в Нем» 63 . «Вы, – говорит филиппийским христианам святой Поликарп, – спасены... по воле Божией чрез Иисуса Христа» 64 , так будьте же подражателями Его терпения 65 , стойте в добродетелях, «следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти ( Тов. 4, 10; 12, 9 ). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы «поведение ваше было безупречно среди язычников» ( 1Петр. 2, 12 ), и таким образом и вы получите похвалу за свои добрые дела и имя Господне не подвергнется из-за вас хулению. Горе не тому, кем хулится имя Господне» 66 . «Препоясавши чресла ваши, служите Богу в страхе и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу ( 1Петр. 1,12 ) и престол одесную Себя, Которому всё покорено небесное и земное, Которому всё дышущее служит, Который придет судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицания за порицание, удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтоб не быть вам судимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А, что действительно и Ангелы, и Архангелы, и Престолы, и Господства сотворены Тем, который есть Господь, превыше всех и созданы Словом Его; сие подтверждает святой Иоанн. Ибо он, сказавши о Слове Божием, что Оно было у Отца, присовокупил: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). И Давид, восписав Богу все похвалы, и упомянув, также, о небе и о всех Силах небесных, прибавляет: ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Кому же Он повелел? – Слову 24 Которым, говорит он же, небеса утвердишися и Духом уст Его вся Сила их ( Пс.32:6 ). Поскольку же Он все сотворил свободно и по своему произволению, то Давид опять говорит: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс.113:11 ). Но сотворенное – совершенно отлично от Сотворившего, и создание – от Создателя. Ибо Сей не сотворен, не имеет ни начала, ни конца, ни в чем не имеет нужды, но есть Существо самодовольное, и, притом, Сам же подает всем прочим тварям все, необходимое для продолжения их существования; между тем, как сотворенное Им – имеет начало; а что имеет начало, то может подвергнуться и разрушению, то подчинено и покорно Тому, Кто создал оное. А потому, совершенно необходимо, чтобы люди, хотя сколько-нибудь имеющие смысла для различения сих предметов, употребляли и различные слова, так, чтобы только Создатель всего, вместе со Словом своим, Один, по всей справедливости назывался Богом и Господом; а что сотворено Им, то не имело бы права на такое название, и не усвояло бы себе того имени, которое прилично только Творцу 25 . Святого Иринея, Епископа Лионского о церкви Хотя Церковь рассеяна по всему миру, по всем странам земли; но от Апостолов и учеников их она приняла одну веру во Единого Бога, Всемогущего Отца, который сотворил небо и землю, море, и вся, яже в них ( Пс.145:6 ); и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения; и в Духа Святого, который проповедовал через Пророков о Божественном домостроительстве, – о пришествии и рождении от Девы возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, – о Его страдании, воскресении из мертвых и о вознесении с плотию на небо; также, о пришествии Его с неба во славе Отца, чтобы возглавить всяческая ( Еф.1:10 ) и обновить всякую плоть человеческую, дабы Иисусу Христу, Господу нашему и Богу, Спасителю и Царю, по заповеди Невидимого Отца, поклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал Его ( Флп.2:10 ), и, чтобы сотворить праведный суд над всеми, т, с. духов злобы, преступивших и отпадших ангелов, и нечестивых, неправедных, беззаконных и хульных человеков, осудить во огнь вечный, а праведным и преподобным, соблюдающим Его заповеди и пребывающим в любви Его (из коих некоторые пребыли такими с самого начала, а другие сделались такими посредством покаяния), даровать жизнь, сообщить нетление и украсить их вечною славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их... Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос«. ( Еф. 5:6–7, 10–14 ) Принято 13 января 1999 г. единогласно 72 участниками Конференции, представляющими: 10 епархий Русской Православной Церкви, в лице священнослужителей и мирян, во главе с Преосвященнейшим Антонием, епископом Барнаульским и Алтайским. Администрацию Алтайского края в лице А.В. Бронникова, советника по делам религий при главе администрации. АГУ, в лице кандидата историч. наук Баркалова В.Я., зав. кафедрой политологии; канд. философских наук Волобцовой М.М., зав. отделением теологии. УФСБ Алтайского края. МВД по Алтайскому краю, в лице ответственного по связям с религиозными организациями. Центры по противодействию тоталитарным сектам: Центр св. Иринея Лионского , г. Москва, во главе с зав. Центром, докт. философии, канд. богословия А.Л. Дворкиным; Центр св. Александра Невского, г. Новосибирск, во главе с зав. Центром прот. Александром Новопашиным; Международный Диалог-центр, в лице президента, проф. Йоханнеса Огорда, Дания; вице-президента Томаса Гандоу, Германия; вице-президента А.Л. Дворкина, Россия. Рекомендации конференции «Тоталитарные секты в Сибири» Обратиться к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить создание при епархиальных управлениях центров по противодействию тоталитарным сектам или назначить епархиальных уполномоченных, ответственных за противосектантскую работу. Испросить благословения Его Святейшества на созыв в будущем следующей конференции (делегатами которой будут представители этих центров или уполномоченные), посвященной деятельности тоталитарных сект в Сибири и способам противодействия им. Возможным местом проведения такой конференции является Новосибирск.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Тимофей и Тит, по преданию церкви, бывшие епископами Ефеса и Крита, по посланиям ап. Павла являются уполномоченными апостола в церквах коринфской и фессалоникийской, не говоря уже о церквах ефесской и критской, в коих они в последние годы жизни ап. Павла представляются пребывающими неотлучно. О Тимофее, посылая его в Коринф для вразумления и благоустроения церкви, взволнованной образовавшимися там разделениями на партии, апостол пишет: у для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде, во всякой церкви 78 . В послании к фессалоникийцам ап. Павел называет Тимофея своим сотрудником в благовествовании и говорит, что он послан к фессалоникийцам для утверждения их и утешения в вере, что он послан узнать о вере их, чтобы как не искусил их искуситель и не сделался тщетным труд его 79 . О Тите апостол в послании к коринфянам свидетельствует: «это – мой товарищ и сотрудник у вас 80 . В приведенных местах не видно, какие в частности поручение возложены были на этих нарочитых посланников апостола и в чем состояли полномочия им дарованные. И то и другое раскрыто полно в пастырских посланиях. Если мы и не имеем достаточных оснований предполагать, что и в прежде упомянутых посольствах Тимофей и Тит осуществляли те же самые полномочие, какие изображены в пастырских посланиях, то для нас важно и то уже, что впоследствии, т.е. в самый поздний период апостольской истории никто иной, а именно эти сотрудники апостолов в благовествовании облечены были такими полномочиями. Это объяснение происхождения епископского звания противоречит и общему церковному преданию, и ходу развития церковного устройства, изображаемому в самом Свящ. Писании. Так, при таком объяснении происхождение епископского звания мы не знали бы, что сделать с следующими свидетельствами Св. Иринея Лионского : „(episcopis), quibus (apostoli) ipsas ecclesias committebant; valde enim perfectos et irreprehensibiles in omnibus eos volebant esse, quos et successores relinquebant, suum ipsorum locum magisterii tradentes 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Автор книг «Против ересей», толкуя слова Писания: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, которая за многих изливается во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от произрастения сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 27-29), пишет о том, что Сам Господь предсказывал наступление царства, носящего чувственный характер. С.А. Федченков так передает мысли святого: «По толкованию Иринея, Христос обещал пить от произрастения виноградного со Своими учениками, показывая и наследие земли, на которой пьётся новое произрастение виноградное, и плотское воскресение учеников Его» . Святитель описывает благословенные времена царства Христова: «В это время тварь, обновлённая и освобождённая, будет плодоносить множество всякой пищи от росы небесной и от тука земного» . После земного царства должно произойти всеобщее воскресение мертвых, а затем Господь будет судить каждого человека. Для праведников это воскресение будет вторым . Небо и земля будут обновлены по втором воскресении . Митр. Макарий (Оксиюк) описывает учение Лионского епископа о двух воскресениях в следующих словах: «Св. Ириней, как мы видели, учил о будущем воскресении как праведников, так и грешников. Но он не признавал их одновременного воскресения. Он допускал сначала воскресение одних праведников для вступления их в земное царство Христа, а затем, по окончании этого царства, – всеобщее воскресение» . С.А. Федченков высказывает следующую мысль: «Блаженство и муки святой Ириней понимал не столько в физическом, сколько в духовном, моральном смысле» . Такой вывод исследователь делает на основании следующих слов святого: «Общение же с Богом есть жизнь и свет, и наслаждение всеми благами, которые есть у Него… Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него… Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но сама слепота доставляет им несчастье» .

http://bogoslov.ru/article/3273647

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010