Отец К. Степан Онуфриевич 30 лет служил диаконом и регентом в Чигиринском девичьем мон-ре, в Николаевском соборе г. Черкассы ( Беляков. 1997), мать Стефанида Овсеевна происходила из нем. рода фон Эрнст (Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии (ИИФЭ) НАНУ. Ф. 36-3. 562). К. провел детство на Черкасщине. У него рано проявилась любовь к церковному пению, и мальчик быстро освоил нотную грамоту. С 9 лет учился в Черкасской духовной школе, где вскоре был назначен субрегентом школьного хора, к-рым руководил регент Троицкий. Прекрасный голос (дискант) К. стал поводом для перевода его в Киево-Подольское ДУ. Окончив его, К. стал солистом хора КДА, певшего на богослужении в Богоявленском соборе киевского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . К. учился в семинарии, к-рую, вероятно, не окончил ( Вишницький. 2016. С. 146). Вскоре К. был исключен из хора КДА либо по причине мутации голоса, либо из-за частого отсутствия на службах, поскольку постоянно ходил слушать хоры в др. церквах (см.: Козицький, Kpubycib. [ок. 1920]). В поисках работы и жилья он пришел в хор Крестовоздвиженской ц. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры и стал там певцом и регентом (1871-1872). Древняя монашеская певч. традиция этой церкви (и др. церквей лавры, где пели певчие этого хора) была самобытной и отличалась от пения в лаврской Успенской церкви. В то время лишь часть напевов лавры была записана в нотах, и по поручению священноначалия, в частности экклисиарха архим. Валентина, К. полгода (согласно прот. Михаилу Лисицыну , 4 года) занимался записью на слух напевов, исполняемых старыми певцами, и делал переложения распевов для 3-4-голосного хора. Однако комиссия приняла решение не публиковать лаврский распев. Через нек-рое время, по данным прот. Михаила Лисицына, при посредничестве архим. Иринея (Орды) , ректора КДС в 1883-1888 гг. (с 1902 епископ Орловский и Севский), этими записями воспользовался Л. Д. Малашкин , отредактировавший и издавший их под своим именем без упоминания К. ( Лисицын. 1903. С. 1). Впрочем, обработки Малашкина не были признаны братией лавры из-за нетипичных для киево-печерского напева муз. оборотов, хотя иногда звучали в исполнении лаврского митрополичьего хора ( Шнуренко. 2011. С. 7).

http://pravenc.ru/text/1319993.html

Скачать epub pdf Псалом 151 Сверх известного числа ста пятидесяти псалмов, в нашей церковно-славянской Псалтири и в полном составе Библии есть еще особый псалом, который имеет и свое особое надписание в таких словах: Сей псалом особ писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа. По свидетельству книги X. Орды (впоследствии епископа Иринея), «в еврейском, в халдейском списках, в Вульгате и даже во многих греческих рукописях сего псалма нет, и потому он не принят в канон священных книг. Но он есть во многих списках LXX, в сирском, арабском, во многих древних латинских рукописях и у многих церковных писателей. Древность его не подлежит сомнению. Содержание не заключает в себе ничего особого и также ничего противоречащего духу и содержанию Псалтири». Содержание это можно назвать краткой автобиографией самого Давида, и потому, может быть, некоторые считают псалом сей эпитафией Давиду, изложенной от его имени. Хотя в изложении его нет ничего неудобопонятного, тем не менее, будет не лишне изложить его здесь с некоторыми дополнениями и пояснениями. И так как псалом сей не имеет, подобно всем другим, разделения по стихам, то разделим его, для более удобного расположения всего содержания его, на три части. Часть 1. Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего: пасох овцы отца моего. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь. Сам Давид рассказывает здесь о себе, что он самый младший из всех братьев, которых в доме отца его Иессея было всего восемь ( 1Цар.17:12 ). Занимался я, говорит, пастьбой овец у отца моего. Это пастушеское занятие расположило меня к тому, чтобы придумать и устроить музыкальные орудия, и я своими руками устроил орган, и своими перстами натягивал струны на псалтири. Слова: персты мои составиша псалтирь, – дают основание к тому предположению, что это музыкальное орудие (псалтирь), не только устроено, но и придумано, или изобретено, самим Давидом, который, по свидетельству истории, был не только человеком острого ума, но и поэтом в душе, а потом и пророком Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Насельницами и паломниками почитались пожертвованные С. Русановой Владимирская икона Божией Матери в киоте и серебряной вызолоченной ризе и образ Божией Матери «Умиление», а также переданные Голиковой иконы Св. Троицы, свт. Тихона Задонского и Ахтырский образ Божией Матери. В мае 1897 г. из Задонска в обитель крестным ходом были принесены Иверская икона Божией Матери и образ вмч. Пантелеимона. По благословению Тульского еп. Иринея (Орды) от 12 окт. 1896 г. при Л. п. была учреждена одноклассная церковноприходская школа. 20 янв. 1898 г. решением Тульского епархиального училищного совета школа стала 2-классной «с ежегодным ассигнованием на содержание со времени открытия в оной учебных занятий по 1500 р.» (Там же. С. 26). С 1898 г. школа размещалась в отдельном 2-этажном деревянном здании; имелось общежитие для учениц. Первоначально в школе обучались 10 девочек, в т. ч. сирот «на полном призрении общины», в 1899 г. были приняты 30 учениц. К 1917 г. школа была преобразована в 2-классное училище. Учителя пользовались помещением при школе, получали жалованье по 400-480 р., старшая учительница - 627 р. С 1899 г. попечительницей школы являлась жена действительного статского советника В. Константинова. Известно, что среди учителей были священники: в 1881-1886 гг.- М. И. Зайцев (1855-1912), в 1882 г.- А. М. Мещерский (1855 - ?), ок. 1887 г.- М. В. Мерцалов (1840 - ?), в 1888-1894 гг.- П. К. Крючков (1862 - ?), в 1908-1910 гг.- сын священника Ф. А. Благовещенский (1887 - ?), а также в 1897-1900 гг.- дочь дьячка Н. Н. Казанская (1876 - ?), в 1898 г.- дочь священника Л. А. Благовещенская (1874 - ?), Л. Козлова (1878 - ?), дочь надворного советника Н. Н. Воскобойникова (1886 - ?), П. А. Головина (1890 - ?), М. Г. Богданова (1896 - ?), в 1899-1900 гг.- В. М. Руднева, в 1906-1916 гг.- К. И. Руднева, в 1913-1916 гг.- Н. Н. Николаева (1893 - ?) и др. Ок. 1921 г. сестры Л. п. зарегистрировались как Владимирская монастырская сельскохозяйственная артель, в 1922 г.- как сельскохозяйственное кооперативное об-во, к-рое Комиссия ВЦИК признала образцовым. В 1929 г. Л. п. была окончательно закрыта, насельницы изгнаны. По нек-рым сведениям, последняя игум. Ольга проживала в г. Белёве; несколько сестер прислуживали в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского г. Тулы, 2 монахини и 5 послушниц - в Успенском храме г. Богородицка. В 1930 г. на территории обители был учрежден населенный пункт «Коммуна», в корпусах располагались молокозавод, клуб, школа для детей из ближайших деревень. В 40-60-х гг. XX в. большая часть монастырских построек была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=10526

на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Железнов получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства, его последователь Я. Е. Семёнов в 1913 г. пожалован серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее. Особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам. Они могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса всенощное бдение и Божественную литургию. Регенты монастырского хора А. Егорова и А. Курочкина обучались нотной грамоте именно в школе, поступив в богадельню в 7-летнем возрасте. Хор мон-ря являлся лучшим в Нижнетагильском Заводе и принимал участие в торжественных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях. 10 нояб. 1900 г. на имя еп. Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Орды) поступило прошение от старших сестер богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в жен. общину. Согласно собранным духовной консисторией сведениям и документам (крепостным актам, приговорам и др.), к 1901 г. в богадельне проживало 65 насельниц, к-рыми управлял совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенского храма. Сестры занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, рукоделием, переплетом книг, а также читали Псалтирь по усопшим. На территории богадельни, расположенной в ограде Скорбященской ц., имелись 4 дома, в т. ч. каменный, деревянные баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник, кладовая, кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 р. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер «весьма достаточны». 30 окт. 1901 г. еп. Ириней представил в Синод прошение о преобразовании богадельни в жен. общину. Указ Синода от 14/31 марта 1902 г. определил: «Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства».

http://pravenc.ru/text/2565228.html

В Екатеринбурге открылись 2 церковноприходские школы - при Свято-Духовском и Вознесенском храмах. Благодаря усилиям архиерея верхотурский во имя святителя Николая мужской монастырь в 1894 г. стал общежительным. Еп. Афанасий (Пархомович) организовал систематические беседы со старообрядцами, присутствовал на некоторых и произносил наставления. Еп. Симеон (Покровский) способствовал устройству в Екатеринбурге Дома трудолюбия. При еп. Христофоре (Смирнове) открылся причетнический класс при архиерейском доме, положивший начало школе псаломщиков. Архиерей ходатайствовал перед Синодом об учреждении в Екатеринбурге ДС, при нем сформировалась противораскольническая миссия. Екатеринбургские архиереи проявляли интерес к церковной истории. По инициативе и под рук. еп. Иринея (Орды) в 1902 г. был составлен и издан справочник «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Архиерей обращал особое внимание на постановку преподавания в духовно-учебных заведениях церковного пения, на изучение устава, под его рук. достигли расцвета «Екатеринбургские ЕВ». Известным церковным писателем был Екатеринбургский еп. Никанор (Каменский) . Он проводил религиозно-нравственные чтения в кафедральном соборе, издавал и распространял свои нравоучительные сочинения. Для просвещения проживавших в пределах епархии кочевых манси (вогул) архиерей благословил составить вогульскую азбуку и вогульско-рус. словарь. Все Екатеринбургские епископы являлись почетными членами Уральского об-ва любителей естествознания (УОЛЕ). Среди священников, входивших в разные годы в УОЛЕ, а их было ок. 50, оказалось немало выдающихся исследователей. Так, корабельный свящ. Георгий Левитский в 1894-1896 гг. побывал в неск. кругосветных путешествиях, откуда привез большую коллекцию бытовых и культовых вещей, которую подарил Екатеринбургскому городскому музею. Выдающимся математиком был свящ. с. Мехонского Шадринского у. Иоанн Первушин, являвшийся членом-корреспондентом С.-Петербургской, Парижской, Неаполитанской академий наук; открытое им простое число вошло в историю математики как «первушинское».

http://pravenc.ru/text/189617.html

На сцене Русской оперы в Киеве была поставлена опера М. «Илья Муромец», прозвучала его симфония ми бемоль мажор. М. также занимался записью, обработками и изданием песнопений Киево-Печерской лавры. В 1886 г. в С.-Петербурге организовал ряд концертов из своих духовно-музыкальных переложений, впервые стал знакомить публику с киево-печерским напевом . С 1888 г. жил в Москве, издавал сборники обработок народных песен с собственным фортепианным сопровождением (50 украинських писень. К., 1888, 19002; 40 русских народных песен. М., 1901), в 1888-1889 гг. с хором С. В. Васильева давал концерты из своих переложений киево-печерского напева. Пожизненный член Кирилло-Мефодиевского братства, почетный член Об-ва любителей церковного пения, почетный гражданин Москвы. Последние годы жизни провел в Новоспасском московском в честь Преображения Господня мужском монастыре . Имя М. наиболее известно в связи с изданием 10 выпусков его 4-голосных обработок киево-печерского напева (op. 40, 42-50). В 70-х гг. XIX в. назрела необходимость печатного издания полного многоголосного Обихода Киево-Печерской лавры, поскольку лаврские рукописи 3-й четв. XIX в. (и одноголосные Ирмологионы, и многоголосные сборники) не отражали во всей полноте певч. традиции обители того времени. Оценка исследователями этого труда М. неоднозначна. Достоверно неизвестно, был ли он в действительности автором записей на слух всего свода опубликованных им лаврских напевов. Исследователи, изучившие ряд источников кон. XIX - нач. ХХ в., считают, что эту работу выполнил в нач. 70-х гг. XIX в. по поручению священноначалия Я. С. Калишевский (в то время регент и певчий в церкви в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры). Через некоторое время, согласно прот. М. А. Лисицыну и нек-рым др. источникам, при посредничестве архим. Иринея (Орды) , ректора КДС в 1883-1888 гг. (с 1902 епископ Орловский и Севский), записями Калишевского воспользовался М., отредактировавший и издавший их под своим именем ( Лисицын. 1903; Пархоменко. 2005. C. 36; Шнуренко. 2011. С. 7). Скорее всего, М. расширил свод Калишевского, сделав дополнительную работу по фиксации и гармонизации лаврских песнопений. Гармонизации, сделанные М., также оценивались по-разному.

http://pravenc.ru/text/2561716.html

Merx. Die Prophetie des Ioel und ihre Ausleger von den ältesten Zeiten bis zu den Reformatoren. Halle 1879. Ружемонт. Объяснение 12 последних пророческих книг Ветхого Завета. Перевод с французского Ю.Д.З. Спб. 1880. Gesenius. Thesaurus philologicus criticus linguæ hebrææ; et chaldææ Veteris Testamenti. Tomi I-II. Lipsiæ. 1829–1840. Gesenius. Hebräisches und chaldäisches Handwörterbuch uber das Alte Testament. 9-te e Umgearbeitete Auflage von Mühlau und Volck. 1883. Leipzig. Гезениуса. Еврейская грамматика. Перевод Коссовича. Спб. 1874. Schleusner. Novus thesaurus philologico – criticus sive Lexicon in LXX. Partes 1–5. Lipsiæ. 1820–1821. Meier. Hebraisches Wurzelvörterbuch. Mannheim. 1845. Ewald. Ausführliches Lehrbuch der Hebraisches Sprache des Alt. Bund. 7-te Ausgabe Gotting. 1863. Bocharti. Hierozoicon sive de animalibus S. Scripturæ. Recensuit Rosenmüller. T. 3. Lipsiæ. 1796. De locustis p. 289 sqq. Winer. G. B. Biblisches Realworterbuch 2 Auflage. Bde 1–2. Leipzig. 1833–1838. При хронологических указаниях мы пользуемся сочинением Бунзена Bibelwerk. 1-er Bd. 1-te Abtheilung. 1-er Theil Biblische Jahrbucher. Lpz. 1858. 478 В русской богословской литературе написаны следующие сочинения и статьи о пророке Иоиле: Иринея, архиеп. Псковского. Толкование на дванадесять пророков. Часть 2-я. Толкование на пр. Иоиля. Спб. 1805. Палладия, еп. Сарапульского. Толкование на св. прор. Иоиля. Вятка. 1872. Смирнова Ив. Св. Пророк Иоиль. Рязань. 1875. Филарета, митрополита Московского. Пророческие книги. Иоиль. Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1873. Май. Св. пророк Иоиль. Воскр. Чтение. т. V. Стр. 245. Христофор, еп. Вологодский. Предисловие к книге пр. Иоиля и перевод её. Воскр. Чт. 1876, II, стр. 274. Покровский Ф. Время деятельности пр. Иоиля. Христ. Чт. 1876, I, стр. 3 и сл. Его же. Состав и объяснение книги пророка Иоиля. Хр. Чт. 1876, II, стр. 3 и сл. Некрасов Ал. Введение в книгу пророка Иоиля. Хр. Чт. 1884 г., сент.-окт., стр. 280 и сл., 1885 июль-август, стр. 82 и сл. Краткие замечания о кн. пр. Иоиля находятся также в учебниках для духовных семинарий: г. Херюзерского, «Обозрение пророческих книг Ветхого Завета», Спб. 1873, стр. 200 и сл. и Орды. «Руководство к последовательному чтению пр. книг Ветхого Завета». Издание 3-е. Киев. 1873, стр. 142 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

С. 628-636; 25. С. 667-674; 30. С. 797-803; 31/32. С. 825-842; П. В. Итоги епархиальной жизни за прошедший 1898 г.//Там же. 1899. 1. С. 16-25; Обозрение его преосвященством мон-рей епархии//Там же. 23. С. 543-551; 24. С. 566-574; Прощание преосв. Иринея с подольской паствою 30 апр.- 3 мая 1900 г. Каменец-Подольск, 1900; Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский и Ирбитский//Екатеринбургские ЕВ. 1900. 8/9. С. 214-223; Прибытие в Екатеринбург его преосвященства, преосв. Иринея//Там же. 11. С. 315-322; Прощание преосв. Иринея с подольской паствою//Там же. С. 322-347; Львов Е., свящ. Отъезд его высокопреосвященства из Екатеринбурга//Там же. 1901. 12. С. 549-558; Посещение его высокопреосвященством г. Камышлова//Там же. 13. С. 593-603; Из путешествия его преосвященства по епархии//Там же. 1901. 14. С. 649-652; 15. С. 695-705; 16. С. 739-747; 17. С. 767-773; 18. С. 799-808; 19. С. 849-854; 20. С. 861-873; 22. С. 952-965; Итоги епарх. жизни за время с 19 мая 1900 по 1901 г.//Там же. 1902. 5. С. 199; 6. С. 261-268; 7. С. 307-315; Из епарх. жизни//Там же. 9. С. 409-427; Преосв. Ириней, еп. Орловский и Севский//Орловские ЕВ. 1902. 16/17. С. 761; О прибытии в г. Орёл еп. Иринея//Там же. 18/19. С. 763; Прощание преосв. Иринея с екатеринбургскою паствою//Там же. 20/21. С. 848-864; С. М. А. Памяти преосв. Иринея, еп. Орловского и Севского: Кр. биогр. сведения о почившем архипастыре. Его кончина и погребение//Там же. 1904. 16. С. 383-391; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. Екатеринбург, 2001. С. 11, 112, 142; Перелыгин А. И. Церковное ист.-археол. об-во в правосл. жизни Орловского края//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. Орёл, 2001. Вып. 2(5). С. 14-17; Рус. писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Свящ. Писания: Биобиблиогр. указ. М., 2001. С. 304-309; Кайдалова М. А. Мысли еп. Иринея (Орды) о религ. воспитании в семье//Вестн. ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2007. 4(7). С. 64-79. Свящ. Александр Берташ, А. И. Перелыгин Иконография Портрет И. кон. XIX - нач. ХХ в. худож. Е. Проценко поступил в НКПИКЗ из киевских духовных школ (до недавнего времени считался портретом неизвестного). Погрудное фронтальное изображение архиерея в клобуке и черной рясе, с панагией и орденской звездой на груди близко к образу на сохранившейся фотографии этого времени. Существуют совр. портреты И., выполненные на основе фотоснимков. Е. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/674021.html

В статье рассматривается ситуация вокруг катехизации в России в XVIII–XIX вв. Автор анализирует различные катехизические тексты, существовавшие в синодальный период, отмечая, что важной чертой многих из них было соотнесение веры и жизни, призыв к читателям воплощать свои знания о вере в ежедневной практике. Ферапонт (Широков), иером . Динамика развития духовных семинарий после учебной реформы 1867 г. (по материалам отчетов о ревизии)//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 62–69. Статья посвящена анализу преобразований средних духовных учебных заведений после реформы духовной школы 1867 г. по материалам отчетов первых ревизий, проведенных в 1867 и 1868 г. в Костромской, Рязанской, Нижегородской, Самарской и Астраханской семинариях. Автор показывает, какое значение имели ревизии для развития духовного образования. Локальная церковная история Ливцов В. А . Орловские архипастыри – просветители и наставники и их посмертная судьба//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. 3 (24). С. 69–81. В статье описывается жизненный путь и служение епископов Никодима (Быстрицкого), Поликарпа (Радкевича), Ювеналия (Карюкова), Иринея (Орды) и Митрофана (Землянского). Автор отмечает, что эти архиереи внесли значительный вклад в духовную жизнь Орловской епархии и оставили после себя богатое пастырское наследие. Биографические материалы Дмитриев Г.С . Митрополит Никанор (Клементьевский). Биографический очерк//Христианское чтение. 2023. С.270–287. Статья представляет собой подробное исследование жизненного пути митрополита Новгородского и Петербургского Никанора (Клементьевского) (1787–1856), младшего современника свт. Филарета (Дроздова). Автор статьи предпринимает попытку существенно обогатить биографию (в особенности знания о генеалогии) митр. Никанора, привлекая документы Переславской и Владимирской духовной консисторий, исповедные ведомости и метрические книги, документацию Троицкой семинарии. Ферапонт (Широков), иером . Архиепископ Николай (Зиоров) в отчетах ревизоров Учебного комитета при Святейшем Синоде//Христианское чтение. 2023. С.319–326.

http://bogoslov.ru/article/6194203

1113 В комментариях к этим изречениям читаем: „человеческая природа Спасителя со всеми её духовными силами развивалась постепенно с тем только различием от общечеловеческого развития, что зло не коснулось Христа и ничто не омрачило чистоты души Его („Сборник ст.“ – Барсова ib. 205 стр.). 1114 По словам Орды (недавно скончавшегося Иринея, арх. Орловского) „даже религиозное человеческое познание Христа не было ещё окончено... Постоянным обращением с Своим небесным Отцом, углублением в Свящ. Писание своего народа, посещением в субботы синагог, умственным рассматриванием чудес Творения расширялось и углублялось Его познание, возрастала Его премудрость” (Сборн. ст. Барсова 203 стр.). 1116 Православный богослов, по словам прот. Т. Буткевича , „с одной стороны, должен допустить, что Христос был искушаем сатаной, с другой – он не должен переходить границы, указанной словами Павла: кроме греха. Но в этих пределах нельзя долго держаться, если приписать Христу абсолютную невозможность сближения со злом... Едва ли можно Иисусу отказать во всяком пункте соприкосновения со злом, потому что в этом случае мы впали бы в докетизм и человечество Иисуса нужно было бы считать только призрачным“. (Сборн. ст. Барсова, т. 1. 267–81 стр.). 1117 „Те три искушения, которыми было сделано нападение в пустыне на великого нашего Вождя, могут быть обозначены тремя словами: мир, плоть и диавол ( 1Ин.11:16 ). В попущении удовлетворить голод образом, не согласным с волей Божией, заключалось искушение плоти“ (Сборн. ст. Барсова 264 стр. 1 т.). 1122 Не только для семинарских библиотек, а также и для фундаментальных и ученических библиотек средних учебных заведений Министерство Нар. Просвещения и для библиотек военных училищ и кадетских корпусов вместе с перв. выпуском одобрен также и второй выпуск под заглавием: „В защиту христианской веры против неверия“. 1124 Приношу глубокую благодарность за указание мне этих рукописей и за содействие при пользовании ими г. библиотекарю нашей Академии К. М. Попову. 1128

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010