915 Всуе вам и проч. очень трудно для изъяснения. У многих толковников οταν δω и проч. относится к ст.3, как это и в Вульгате; но более простой смысл получается, если ОШУ и проч. относить ко 2 ст., и принимать его в значении «так как», и новое предложение начинать словами: ιδου η κληρονομα и проч. εγειρειθε и проч. употреблено может быть иронически: перестанете вы только что работать и тотчас снова встаете (чтобы идти на работу), едва успевши отдохнуть, это вам, конечно, не приносит пользы, если Бог не с вами. – Хлеб печали – хлеб, который с неприятностями приобретается и не спокойно, но с печалью и заботами съедается, след., разумеются люди, которые много должны терпеть. Сон ­­ спокойные, счастливые времена; по Златоусту: σωη κινδνων απηλλα μενη και ασφαλεας γεμουσα. К ιδου вот нужно присовокупить тогда: «вот тогда, как наступят обещанные спокойные времена, дети будут как наследники Господа, тогда плод чрева будет наградою, возмездием за теперешние страдания»; этим обещается возвратившимся пленникам особенное многочадие в ближайшем и будущем. Κλυπονομα Κυρου ­ наследство, которое Господь доставляет, и которое состоит в сыновьях, в чадородии. Плод по евр. именительный падеж: плод чрева есть награда от Бога; у LXX же родительный – καρπου; латинские отцы, которые это место относят ко Христу (крещеные, чада Божий, суть награда за плод чрева Марии, т.е. за Христа), также принимают fructus за родительный; μισθοσ του καρπου конечно ­­ награда, состоящая в плоде чрева; ср. Зигабена. Масоретский текст лучше всего перевесть так: «напрасно вам рано утром вставать, поздно вечером сидеть (до успокоения), питаясь скудным хлебом: столько же (т.е. равно тому, что вы достигаете с чрезвычайными усилиями) даст Он (Бог) возлюбленному своему во сне (без усилий его). Вот наследство Иеговы – сыновья, награда – чрева плод!». 916 Οι υιο εκτ ετιναγμενων – сыны стрясенных, с евр. сыны юности, и потому крепкие, сильные; LXX разумели возвратившихся из плена, которые были изгнаны (стрясены) из отечества, и которых и после возвращения угнетали и старались изгнать; для них особенно важно было богатое благословение детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В последнем смысле некоторые отцы и латинские Псалтири читают in suffocationes, или in strangulatiomem; поэтому уклонение было бы такое действие для причинения хитростию или насилием ближнему, что совершенно соответствовало бы ст.3. – Перевод στραγγαλαι в Вульгате чрез obligationes имеет в основании сначала указанный смысл: уклоняющиеся от Бога и предающиеся состоянию быть связанными – именно веревками греха; obligatio, quae nos vinculis pravitatis innectit, говорит Кассиодор; и многие лат. псалтири читают declinantes in pravitatibus. Симмах употребляет σκολιοτητας. Уведет – απξει, т.е. истребит их, уничтожит. В Вульгате aducet – приведет на суд как нечестивцев. 911 Возвратити плен – здесь, конечно, абстрактное вместо конкретного ­­ поворотить пленников, возвратить домой, так что они теперь подобно возвращающимся домой, обратились спиною к чужой земле. Яко утешены, как утешенные, подобны были получившим утешение, т.е. были обрадованы, ожили. С евр. это переводят: «мы были как видящие во сне», т.е. мы едва могли от радости верить, что действительно стали свободны, мы думали, что это только сон. 913 Яко потоки югом εν τω ντω мысль: возврати находящихся еще в плену – израильтян в Палестину, которая сильно желает их, как засохнувшая южная страна ( νοτος) ожидает ежегодного (следующего ко времени жатвы) возвращения потоков, которыми она снова оплодотворяется; – возвратившимися пленниками остающаяся еще в запустении и не возделываемая страна снова будет оплодотворена. Если же εν τω ντο ­ южным ветром, то смысл: возврати пленников как приводишь южным ветром дождь, производящий водные потоки. 914 Ст.5 и 6 имеют характер аксиом, но поставлены они в отношении к обстоятельствам Израиля (неудачная жатва, и вследствие того плач при следующем печальном посеве; Агг.2и д.). Образ заимствован от земледельца, который при посеве заботится, будет ли ему плод; а когда наступает жатва и он возвращается с поля со множеством снопов, радуется, обильно вознагражденный за труд и заботы. Πορευμενοι επαρευοντο (гебраизм) – для обозначения продолжительного, медленного хождения при сеянии: ερκμενοι υξουσιν – идти быстрым шагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

837 Воззрит с удовольствием, с радостью посмотрит на погибающих врагов. Рог – власть; она возрастает, вырабатывается в борьбе с врагами и одолевает их, блистательно (в славе) побеждает их. 838 Отроцы и в классическом словоупотреблении – слуги; здесь разумеются служители единого Бога, в противоположность к идолопоклонникам. Имя ­­ Бог, как открывающий Себя, делающий Себе имя; в этом откровении Своем Он представляет Себя везде (и в мире язычников; откровение в природе) достойным прославления, потому Он везде и всегда должен быть прославляем. – Хвально -, достойно хвалы. 839 Высок над всеми языки – может быть, Бог не задолго пред сим показал Свою власть над язычниками в пользу Своего по-видимому слабого народа, который они хотели уничтожить. Над небесы, потому что Он, как Творец, выше неба, всего, самого высокого. ст.7–9 представляет частное развитие на смиренныя призираяй; действие милосердного снисхождения Божия к находившимся в бедствиях (ст.7–8) и на тех, которые за свое неплодство подвергались презрению и не имели прочной опоры в доме своего мужа. – Иметь свое местопребывание во прахе (от земли) и на навозной куче (на гноище) – знак величайшей бедности и беспомощности. Неплодов в доме легче может быть выслана из дому (по разводу), чем имеющая детей дать бесплодной детей ­­ вселить ее в доме, в семействе – такому благословению Божию она очень радуется; ср. 1Цар.1 и 2. 840 Впрочем, больше, чем в семидесяти еврейских рукописях два эти псалма составляют один. Этот псалом принадлежит к числу галлел, которые, как уже было замечено, были употребляемы во время иудейской пасхальной вечери в двух отделениях, первое Пс.113 (по евр. счислению) и пс.113:1–8 (по счислению LXX) при начале пасх, вечери, а 115 (по LXX 114и д.) до 118 (117) включительно при конце ее. 841 Указывают некоторые на время после плена, когда возвратившиеся много терпели от враждебных соседей; но подобное часто было и до плена. 842 Во исходе и проч. Изведение из Египта первее всего имело целию сделать Израиля самостоятельным народом и носителем откровения (язык свят). Варвар – говорящий другим языком, вообще чужеземец. Иудея – земля ханаанская – поставлено вместо жителей ее; потомкам Иуды было вверено откровение, они были (в сравнении с язычниками) святой народ ( Исх.19:6 ) святыня Божия; и так как сам Бог был Царем Израиля (теократия), то последний был Его жилищем, областью.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Он молит Господа, чтобы и впредь, когда будет нуждаться в помощи, услышал и укрепил его (ст.3) 944 . Пусть языческие цари (цари земстии) наглядно убедятся, что Бог со смиренным Давидом и подает ему часто обещанную (глаголы уст) помощь; пусть они чрез это придут к признанию Бога Израилева и прославят за великия и чудные действия (в путех Господнех) высокого Бога, видящего приниженного (каким был Давид), но знающего высящееся и за это наказывающего оное, как Он сделал с гордыми соседними царями (ст.4–6) 945 . Так как Господь доселе так славно помогал Давиду, которому (со стороны языческих соседей) угрожает еще так много опасностей, то он выражает уверенность, что Господь и впредь поможет ему; Господь подле него с простертыми руками на врагов, отмстит им и не оставит его Своею милостью (ст.7–8) 946 . Псалом 138. Всевидящий и Вездесущий, как Свидетель священной ревности Давида Этот довольно трудный для изъяснения псалом, по надписанию, принадлежит Давиду. Происхождение его (по LXX и Вульгате) можно предполагать следующее: при вступлении своем на престол, Давид особенно заботился о том, чтобы уничтожить идолопоклонство и другие господствовавшие пороки, вкоренившиеся в Израиле в период Судей, привязать народ к служению единому Богу и возбудить его ревность к закону. Большинство сочувствовало его планам; добро и добрые люди стали господствовать в Израиле, чему Давид сердечно радовался (ст.17–18). Но оставалось много и нечестивцев, которые косо смотрели на религиозное возбуждение и надеялись, что скоро снова возьмут перевес (ст.19–20). Давид и заявляет в этом псалме пред Господом, что он не виновен в том, что есть еще нечестивые во Израиле, что он не обращается с ними, сердечно ненавидит их, как врагов Божиих и ничего так сильно не желает, как чтобы Бог вступился в это дело, так как его меры против нечестивцев не достигают своих целей. Сначала псалмопевец изображает Того, пред Кем он хочет засвидетельствовать свою невинность, – это Всеведущий, вполне точно знающий внешние обстоятельства жизни (седание и востание) псалмопевца, а также и все его мысли и его нравственное состояние 947 , как Творец и Господь человека он имеет о нем полнейшее знание 948 знание, непонятное для человека (ст.6) 949 , имеющее глубочайшее основание в вездеприсутствии Божием, так как пред взором Божиим и властью Его (ст.10) все, куда ни обратиться (ст.7–10) 950 ; Он видит и в глубочайшем мраке совершенное зло (ст.11), ибо для очей Его совершенно равны день и нощь (ст.12) 951 Так и должно быть; Бог должен знать самые сокровенные людские действия, потому что (яко, ст.13) человек с детства в глубине существа своего поддерживается Богом, и за эти благодатные и чудесные отношения Его к человеку Ему принадлежит хвала (ст.14) 952 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

940 Забвена буди десница, пусть усохнет правая рука моя, которою я в Иерусалиме на удивление многих ударял по струнам; или – «пусть забудут, что я когда-то был искусным музыкантом»; или – «пусть забудет меня моя десница» (Амвросий, Августин и др.). – Аще не предложу, если я не поставлю Иерусалим во главе, на первом месте (в начале) моих радостей, т.е. если Иерусалим и счастие его не будут высочайшею моею радостию. Можно также объяснять: если я не начну снова тогда только радоваться, когда Иерусалим будет восстановлен. С евр. «если не вознесу Иерусалима на верх веселия моего», т.е. выше всякой радости. 941 В день Иерусалимль, с евр. «припомни сынам эдомс-ким день иерусалимский» и проч.; по LXX: напомни сынам Эдома касательно ( την ημεραν) дня Иерусалима, т.е. вспомни о них, как о злорадостных врагах и накажи их за это; по Вульгате смысл: напомни им, как они злорадовались ( Abд. II ст.). – Дщи Вавилона – город Вавилон. – Окаянная – ταλαπορος – несчастная – приносящая нам погибель, несчастие. С евр. опустошенная, разгромленная; Вавилон называется здесь опустошенным не в том смысле, как бы опустошение его уже последовало от Дария Истаспа (тогда к чему же было бы желание псалмопевца!), но в живом предвидении того, что в будущем несомненно имело последовать. 942 В LXX стоит еще: Аггея и Захарии, вероятно, потому, что эти пророки внушали возвращенным из плена петь этот псалом, как благодарственную песнь Господу. 943 Яко услышал еси глаголы уст моих нет в евр., в LXX, Код. Алекс., у Иеронима и в Халд., а есть только у LXX, Ватикан. Пред ангелы – в евр. элогим (вельможи? или боги народов?) LXX перевели αγγελοι. Псалмопевец представляет Господа восседающим на Сионе, окруженным множеством невидимых существ; поклоняясь жилищу Божию (ко храму), он молится пред лицем этих невидимых существ – ангелов. – Яко возвеличил еси на всем имя Твое святое – значит: Ты следовательно беспредельно велик. С евр. «ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени», т.е. в данном мне Тобою обетовании ( 2Цар.7 ). Ты превзошел все, что доселе давало веселие имени Твоему. – Очень вероятно, что LXX первоначально читали το λγιν σου вместо ταγιον σου.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Такой ропот был бы грехом, поэтому Давид молится далее, чтобы Господь не допустил его до ропота на Бога и извинения себя в этом, как делают грешники, тяжестию испытываемых бедствий; при этом он заверяет, что совсем не желает принимать участия в кажущемся счастии своих врагов, в счастии грешников, он не завидует им в этом (ст.3–4) 964 . Для него праведное и спасительное наказание лучше счастия грешников и он просит избавить его от того, в чем они видят свою радость (ст.5) 965 . Во время молитвы псалмопевец получает уверенность, что главнейшие из его врагов (судии) бедственно погибнут и соучастники их переменять свои мысли (ст.6) 966 . Правда, теперь он еще с своими приверженцами находится в бедственном положении, даже в опасности смерти (ст.7) 967 ; но это не к гибели его, а к спасению, ибо он надеется на Господа, который защитит его, а врагов посрамит (ст.8–10) 968 . Псалом 141. Молитва о помощи в великой нужде В этом псалме выражаются чувства Давида, наполнявшие его душу, когда он во время своего бегства прибыл в пещеру Одолламскую (1Цар.22:1). Там они молился Богу о помощи (ст.2,3), и находясь в опасности смерти, обрел утешение в мысли, что Господь знает его положение (стези). Оно было печальное; везде ему угрожали опасности; он был без помощи и даже отрезан был ему путь к дальнейшему бегству (ст.4–5) 969 . Но он надеется на Бога и молится ему о помощи против врагов, за что он, со всеми сзиравшими на его спасение, прославит Его (ст.6–8) 970 . По надписанию, псалом этот Давид написал во время гонения от Авессалома. – Указывая на верность обетований Божиих и правду, угнетенный псалмопевец молится о помощи (ст.1). Конечно, если Бог поступит по строжайшей правде, то не поможет Он псалмопевцу, так как всякий человек грешен и достоин наказания; поэтому он молится, чтобы Бог наказал его не по строгой правде, и не заводил суда с рабом своим. Молящийся находится в смертельной опасности и потому сильно горюет (ст.2–4) 971 ; в таком его положении ободряет его только воспоминание о чудесах помогающей благодати Божией в древние времена (ст.5); с уверенностию он обращается поэтому к Богу, помощи Коего он страстно желает (ст.6) 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

– На небеси ­­ Твое слово имеет свое отечество на небе и на земле также неизменно. Слово (ст.89), закон (ст.92) и оправдание (ст.93) означают, как показывает связь речи, обетования ­­ закон (Пятикнижие), в котором вместе с заповедями заключаются и обетования; как неизменны законы природы, так неизменны и обетования. Яко аще буквальный перевод LXX ­­ еси. В них живил мя еси в обетовании основывается сохранение моей жизни. 883 Тринадцатое восьмистишие. Закон Твой составляет для меня предмет самой горячей любви и всегдашнего размышления (ст.97); чрез него я стал мудрее моих врагов, которых часто оставляет их плотская мудрость, между тем как Твой закон и его мудрость, как неизменная, всегда подле меня (ст.98); мудрее тех, которые хотят учить меня своей плотской мудрости, считают меня недальновидным и потому показывают себя моими просветителями (ст.90); мудрее наконец самых опытных стариков, которые приобрели опытность только в мирских делах (ст.100). Моя мудрость – из привязанности к закону Твоему – избегать зла (ст.101–102); практическая мудрость учит меня (ст.104), как бесконечно должен быть дорог для меня закон Твой (ст.103). 884 Четырнадцатое восьмистишие. Я просветился заповедями Твоими (ст.104), ибо они для меня свет на мрачных путях моей жизни (ст.105) и потому я твердо решился исполнять их (ст.106). Но чтобы это было легче для меня, избавь меня от бедственного моего теперешнею положения (ст.107), услышь мою молитву и научи меня посредством внутреннего просвещения и укрепления правильно понимать закон Твой (ст.108). Жизнь моя каждую минуту в опасности, мне подставляют смертные сети, но я твердо держусь закона Твоего (ст.109–110); я считаю его драгоценным для себя наследством, и он составляет предмет моей сердечной радости (ст.111). В убеждении, что за это я получу воздаяние, я решился сохранить Твои заповеди (ст.112). – Вольная, т.е. жертвоприношения, приносимые добровольно: здесь жертвы уст ­­ молитва . Душа моя в руках моих ­­ душа, жизнь лежит открыто, лежит в руке, поэтому каждую минуту может быть взята врагом, находится в великой опасности; ср. Суд.12:3,1 . Цар.19:5, Иов.13:14 . 885 Пятнадцатое восьмистишие. Я ненавижу зло, люблю только закон Твой (ст.119); даруй мне, чтобы и противодействующая плоть моя еще больше была умерщвлена страхом Твоим; потому что в том состоянии, в каком нахожусь теперь (в неукрощенной плоти), я имею причину трепетать пред Твоими судами; это должно быть иначе. – Пригвозди – καφηλωσον ­ распни мою (обладаемую грехом) плоть. Он молится об этом распятии, потому что боится Божественного наказания, которое его постигнет, если плоть его не будет умерщвлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Не подлежит сомнению, что этот псалом составляет благодарственную песнь после счастливо прошедшей великой опасности. Древние толковники большею частью приписывают его Давиду, который воспел или после того, как признан был царем всеми коленами (глава угла), или же после подчинения себе языческих соседних народов (ст.10–12). Уже бл. Феодорит и за ним многие древние экзегеты относят этот псалом к после-пленному времени, и теперь большинством признается, что он воспет при закладке Зоровавелева храма ( 1Ездр.3:10–11 ; ср. ст.1–4 и ст.22 этого Пс.) или при освящении его; ст.19 указывает на праздник освящения (при закладке не было врат). Псалом начинается обращением к священникам и народу (2–4) прославлять милость Господа 1–4) 861 . С ст.5–18 указывается основание такому прославлению величественной помощи Божией. Псалмопевец говорит в первом лице, но, конечно, говорит как представитель всего народа. Народ в бедствиях плена взывал о помощи и был освобожден (ст.5) 862 ; ввиду этой Божественной помощи он исполнен надежды и на будущее (6–7), и ему ясно, что надежда на Бога превосходит все, что Бог один может помочь (8–9), и, конечно, поможет. Пусть все языческие народы угрожают нам, они ничего не в состоянии сделать против нас (10–12) 863 Если они нас (в плену) довели до близкой погибели (13) 864 ; но могущественный, прославленный Господь защитил и спас Свой народ (ст.14), возвратил в Свое отечество, и поэтому прославление Господа слышится по всей стране (ст.15). Могущественною Своею рукою Господь снова поднял поколебавшийся Свой народ (в освобождении из плена); его считали (национальность его) уже уничтоженным; но он будет существовать, и за это прославлять Господа, который только наказал его, но не предал погибели (16–18). С такими воспоминаниями псалмопевец, (празднующий народ в процессии) достиг до ворот (еще затворенных) воссозданного храма, и взывает к находящимся во храме (священникам), чтобы они теперь отворили врата, дабы нация праведников вошла чрез них и прославила во храме Господа (19–20) за полученное спасение (21) 865 Израиль будет хвалить Господа, потому что Он Свой народ, который язычники (зиждущие) уже отвергли, сделал важнейшим и замечательнейшим народом, спасением из плена снова утвердил его в этом его достоинстве, которое он, казалось, уже было потерял (ст.22) 866 . Такое столь чудное дело Бог сделал нам (23); будем радоваться в этот дарованный нам Господом день (24) и молиться о милости дня будущего (25) 867 . – Священники из отворенного храма (дому Господа) высказывают входящему народу благожелания (26) 868 и возбуждают, указанием на полученное от Бога спасение (явися нам), к достойному праздничному торжеству (27) 869 . Сам народ (псалмопевец как представитель его) вновь объявляет, что он будет хвалить Бога, возвысившего его, за полученную милость (28–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

822 Начало – Αρχη ­ господство, здесь над мятущимися врагами, поэтому в сущности ­­ победа; но начало также (редко впрочем) ­­ господство, начальствование, верх над врагами. – День силы, день, в который Мессия обнаружит Свою победительную силу над врагами поражением их; этот день есть великий день всемирной истории и в тесном смысле – последний день, в котором, так сказать, сконцентрируется в течение столетий совершающийся суд миру. – Светлость святых в отношении к последнему дню слава святых, которые со Христом придут на суд над врагами; в этой славе, участниками которой могли бы и должны бы быть и враги, будет заключаться для них нечто судящее, осуждающее; она есть фактическое доказательство, что ожесточенные враги не извинительны, и тем оканчивает победу Христа над ними; святые на суде примут и активное участие ( 1Кор.6:2 ). В великий день всемирной истории святые явятся в своих светлых примерах добродетели и т.д., как сильные советники Христа против врагов Его дня; и в них самих, в победах, которые они одержали над внутренними и внешними врагами, открылось начало Христа над Его противниками; Христос победил в них. 823 Из чрева и т.д. – Это слова Иеговы к Мессии и очевидно указывают основание, почему Он имеет такую великую власть, ибо Он не простой человек, но Богочеловек, Сын Божий, и как таковой от вечности (прежде денницы, προ χρνων κι αινων, Феодорит) из существа Божия (чрево ­­ внутреннее существо) рожден. В свидетельство о таковом вечном рождении большинство св. отцов приводили это место. Некоторые отцы и толковники разумеют девственную утробу Марии, и говорят, что уже прежде творения мира (прежде денницы) Отец определил рождение Мессии из чрева Марии, или же объясняют этот стих о земном рождении Христа, которое было делом Бога Отца (родих Тя), и последовало в тихую ночь (прежде денницы), при светлом сиянии явившихся ангелов (во светлостях святых). – Как большинство авторитетов, так и связь речи решительно говорят за толкование о вечном рождении из существа Отца и поэтому справедливо этот текст всегда приводили как главное доказательство единосущия Логоса с Отцом. – Масоретское чтение ст.3-го считается критиками за искаженное; это уже доказывается и тем, что, несмотря на многочисленные объяснения его, ни одного нет удовлетворительного. Наиболее распространенный перевод его и соответственное объяснение следующее: народ Твой есть добровольная жертва (т.е. радостно идет с тобой на войну) во время войны Твоей (т.е. когда Ты ведешь свои военные силы); в священном облачении (в белых одеждах, как освященные, как священнический род) из недра зари (идет) Тебе роса Твоей юности, т.е. юношество, которое радостно отдается Тебе как предводителю, будет так многочисленно и светло, как утренняя роса.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Псалмопевец говорит, конечно, как представитель всех возвратившихся, которые с благодарным взором к Богу, своему Спасителю, часто (особенно при новоустроенном, хотя и бедно обставленном богослужении) могли вспоминать о бедствиях, перенесенных в Вавилоне. Сначала псалмопевец изображает печаль пленников, у которых мысль, что Сион лежит в развалинах и они разлучены с ним, выжимала слезы (ст.1) 938 . Среди благочестивых пленников замолкли все радостные песни (ст.2) 939 , хотя вавилоняне часто требовали от них пения хвалебных, богослужебных песней (песни сионския), которые пели в храме Иерусалимском (ст.3). Но пленники не позволили себе этого, так как думали, что песни во славу Господа (песни Господни) можно петь только в Его земле и на месте Его жилища, в Иерусалиме, а не в земле язычников (гоимов), где место одним покаянным песням (ст.4). Петь радостные песни показывало бы их равнодушие (забвена буди) к своей земле и к единственному месту своего богослужения, было бы преступлением; поэтому пленники просили Бога строго наказать их, если они позволят себе это и покажут свое равнодушие к Иерусалиму (ст.5–6) 940 . – Показавши таким образом страдания плена, псалмопевец (народ) в заключение призывает Господа воздать эдомлянам, которые, несмотря на свое родство с евреями, подстрекали халдеев на разрушение Иерусалима и выражали свое злорадствование (ст.7); город Вавилон (ст.8) и народ халдейский должно также постигнуть мщение, страшное мщение и таким образом отдано будет возмездие за все, что претерпел Израиль в плену (ст.8–9) 941 . Псалом 137. Благодарение за чудесную помощь и молитва о продолжении милости По надписанию псалом этот принадлежит Давиду 942 . Он мог быть написан Давидом после подчинения им всех языческих соседних народов и побед над ними, а также после получения величественных доказательств Божественной милости в известном обетовании 2Цар.7и д. Он хочет хвалить Господа, Который так часто внимал Ему, хочет прославлять Его пред всеми на месте богослужебных собраний за милость и верность обетованиям, полученным от Него, за величие имени Его, открытое пред всеми (ст.1–2) 943 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010