1Цар.24:12; 26:18 ); то пусть Бог накажет его пред врагами его самым постыдным образом (ст.5) 38 ; пусть умертвит его (в персть вселит) 39 . В твердом сознании свидетельствуемой невинности, Давид умоляет Господа произвесть суд над врагами, не оставить их не наказанными 40 , восстать против них, так как они уже до крайности дошли (в концах), – наказать соответственно заповеди ( εν προστγματι), которую Он дал Своим представителям на земле, именно судиям, – заповеди наказывать притеснителей и оправдывать угнетаемых; что Он поручил Своим представителям на земле пусть скорее исполнит Сам. – И в глазах моавитян, филистимлян, эдомлян и других, с таким ожесточением преследуемый Саулом Давид должен был показаться злодеем; поэтому он высказывает желание, чтобы народы, как свидетели, окружили (и сонм людей) престол Божий, где Он будет судить; иначе – пусть Бог так необычайно накажет гонителей его, чтобы и соседние народы и весь мир могли убедиться, что дело гонимого правое. Ради этих народов (и о том – сонме), т.е. чтобы явиться Ему всемогущим заступником правды, Он должен возвратиться на высоту 41 , т.е. на Свой высокий престол, который Он по-видимому оставил, так как неправда сильно уже распространилась на земле; – Господь есть Судия и язычников (судит людем) и поэтому Он должен теперь явиться пред ними, как Судия. Этим судом невинному псалмопевцу воздано будет по правде (суди ми); злоба врагов истребится и угнетенный праведник будет поставлен прямо (исправиши), т.е. как победитель (ст.10) 42 . После молитвы в сердце псалмопевца является теперь успокоительная надежда на праведную (праведно) помощь (ст.11); если Бог праведен, то и должен Он помогать праведнику; это и может Он, ибо Он всемогущ (крепок); а если Он на некоторое время гневается на праведника, т.е. если допускает ему бедствовать, то это продолжается не навсегда (не до конца прогневается); как долготерпеливый, Он только ожидает некоторое время, не отстанут ли нечестивцы сами по себе от преследования праведника 43 ; а если они этого не делают, то Бог приходит с судом на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Псалмопевец молится, чтобы Бог услышал его правду, т.е. его самого, как представителя правого дела; молитва его, замечает он, произносится не льстивыми и коварными устами, каковы уста его врагов (ст.1). – Он просит, чтобы всевидящий Господь (от лица Твоего) произвел суд, на котором решено будет дело псалмопевца против его врагов, и чтобы он фактически признан был правым (избавлением от преследователей (ст.23). Давиду нечего бояться этого суда; Сам Бог , несмотря на самое строгое 90 испытание, не нашел в нем неправды (ст.3). Он не только не сделал ничего злого, но даже ни разу не говорил о несправедливостях (дел человеческих) 91 , какие обыкновенно совершают люди, а особенно враги его; такое воздержание языка своего стоило ему, правда, тяжелой нравственной борьбы (пути жестоки); но из-за благоговения к Божественым заповедям (за словеса устен Твоих) он этого не устрашился (ст.4). – Да подаст только ему Господь свою милость, и в будущем несовратимо идти путем Его! (ст.4). – Указавши таким образом на свою невинность и давши этим твердое основание своей молитве, он снова и еще настоятельнее воссылает ее (ст.6–9), мотивируя ее изображением злобы врагов (ст.10–12). Бог часто внимал уже псалмопевцу (ст.6), но на этот раз псалмопевец просит, чтобы Бог необыкновенным каким-либо образом (удиви) показал на нем свою милость; так как дело идет о защите его против таких врагов, которые восстают против божественных прав, т.е. против власти и повелений Божиих 92 ; – властию Божиею Давид помазан на царство; не признавать его царем, и к тому еще преследовать, есть поэтому восстание против Бога. – Избранный предпочтительно пред всеми другими на царство, Давид является как бы зеницею ока Божия, как бы птенцом под крыльями Божьими ( Мф.23:37 ); – поэтому он просит, чтобы Бог на самом деле показал Свою нежную заботливость и защиту своему любимцу (ст.8–9) 93 . Жизнь его (душа моя) в опасности (одержаша) от врагов, которые крайне безчувственны 94 и высокомерны. Сначала они изгнали его из царского дворца (изгоняющий мя), а теперь они преследуют его, чтобы поймать его, высматривают (очи свои возложиша) только случай, чтобы совершенно покончить с ним (уклонити, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Сначала он напоминает милость Божию Аврааму, Исааку и Иакову, с которыми Бог заключил вечный завет (ст.8–10) 782 , обещая семени его обладание Ханаанскою землею и в то именно время, когда это семя совершенно было еще незначительно (11–12) 783 , и странствовало 784 по Ханаану. Затем псалмопевец указывает, как Бог защищал этих патриархов с их семействами во время их странствования 785 (ст.13–15) 786 и как мудро Он пролагал путь исполнению данного обетования. Чтобы семя Авраама под охранительным влиянием Египта возросло в великий самостоятельный народ, Он привел его в Египет, где Он уже чрез Иосифа, который приобрел величайшее влияние в египетских делах, приготовил для целей исполнения обетования весьма благоприятную почву (ст.16–23) 787 . Вследствие особого благословения Божия семя Авраамово в сравнительно короткое время возросло в Египте (земля Хамова) в великий народ (ст.24), который должен был переселиться из Египта, чтобы вступить в обладание обещанною землею. Но чтобы народ охотнее оставил землю египетскую и лучше оценил оказанные ему Богом милости, Бог допустил, чтобы египтяне жестоко угнетали их (ст.25). Затем Он послал Моисея и Аарона (ст.26), чтобы они чудесною силою освободили семя Авраамово от угнетения египтян, что им и удалось после многих казней над египтянами (ст.27-Зб) 788 . Обогатившись золотом и сребром египтян (ст.37) и к радости последних (ст.38), Израиль вышел из Египта, и под защитою (ст.39) и чудесным покровительством Божиим (ст.40–41), которое последнее свое основание имело в обетовании Аврааму (ст.42), достиг Ханаана, где задача его – из благодарности к милосердному Богу, верно исполнять закон Его (ст.45). Этот псалом первый из числа так называемых аллилуйных псалмов, т.е. таких, в надписании которых стоит аллилуйя (хвалите Господа); таких псалмов двадцать (104, 105, 106, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 134, 135, 145, 146, 147, 148, 149, 150). Псалом 105. Исповедание грехов народа и молитва о прощении и помощи. Стихи 47–48 этого псалма (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

также ст.1) почти буквально повторяются в 1Пар.16:34–36 . Невероятно, что эти стихи содержат обычно употребительную молитвенную формулу, и что поэтому писатель Паралипоменон и писатель этого псалма могли быть совершенно друг от друга независимы; напротив, пред писателем Паралипоменон находился наш псалом и при том, по-видимому, как составная часть литургической псалтири, что можно видеть из того, что он заимствовал и стих 48, составляющий литургическую заключительную формулу четвертой книги псалмов; впрочем из того, что ст.48 составляет литургическую заключительную формулу, отнюдь не следует уже, что он произошел не от Давида и что автор Паралипоменон несправедливо признает, что этот стих, равно как и ст.47 этого псалма, пели при перенесении кивота на Сион. Нужно однако сознаться, что встречаются большие затруднения и в том случае, если относить происхождение этого псалма ко времени Давида или до него; ср. особенно ст.47. Может быть, он был написан во времена Самуила, и в нем мы имеем подробное изложение исповедания грехов, о котором только вкоротке сообщается в 1Цар.78:6 ) 789 . В пользу столь раннего происхождения псалма говорит и то обстоятельство, что псалмопевец в своем обозрении истории не идет далее периода судей, но заканчивает грехами и наказаниями Израиля в это время. Пленившие их (ст.46) могли быть филистимляне и другие языческие соседи в период судей многократно поступавшие с Израильтянами как с пленниками, многие также могли быть и отводимы в плен, поэтому возвращение Израиля из рабства языческих соседей могло быть названо собранием от язык (ст.47, 1Пар.16так же нужно объяснять). Таким образом этот псалом составляет молитву (ст.4–5, 47–48) народа о помощи против врагов, основывающуюся на надежде на Бога (ст.1–3) и покаянном публичном исповедании грехов (ст.67). Ход мыслей псалма вкоротке следующий: Прославляйте Господа, потому что Он бесконечно благ (ст.1) и невыразимо могуществен (ст.2); а вследствие этого блаженны и все исполняющие волю Его, потому что им всегда помогает Его милость и могущество (ст.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

747 Пепел и пр. – образ печали, потом несчастия вызвавшего траур, посыпание головы пеплом, в знак печали; смысл: скорбь и несчастия – мой ежедневный хлеб, так для меня обыкновении, как есть хлеб. От лица ­­ чрез. Вознес низвергл мя еси; Бог высоко поставил Израиля, избравши его из народов, давши ему Откровение и т.п.; тем горче для него поэтому нынешнее поношение; ему кажется, что для того Бог и возвысил его так высоко, чтобы чувствительнее было поражение. Другие разумеют поднятие ветром, который подымает предметы, разрывает и бросает (буря – гнев Божий). 748 Уклонишася – назад подались, так быстро теряются, как тень, вечером внезапно исчезающая; с евр. «дни моя, как уклоняющаяся тень». 749 Вовек пребывавши – указание на неизменную верность завету. – Память – славное памятование, воспоминание в народе о великих делах Божиих. 750 ст.15 представляет основание, что близко назначенное время, Израиль теперь способен принять милость Божию, смягчился, научился ценить счастие – быть народом Божиим, иметь священный город и в нем жилище Божие; один камень из развалин этого св. города для него теперь дороже дворца в Вавилоне. Благоволиша – полюбили. Ущедрят ­­ пожалеют. 751 Да напишется – с евр. будущее, сие, – что Бог по ст.17–18 сделает (сделал) Израилю, запишется для потомства. – Сынов умерщвленных ­­ с евр. «сыны смерти» ­­ осужденные на смерть, народ близкий к уничтожению. 752 Известная, на пророческих обещаниях (ср. Пс.21:28, 67:33, 85:8–10, 86 и т.д.) основывающаяся надежда, что настанет время, когда и язычники обратятся к Богу на Сионе, именно время Мессии, в которое Бог так величественно откроет Себя, что и язычники не в состоянии будут долго противостоять. До пророчества Даниила о седминах, пленники могли соединять пришествие Мессии и избавление от плена; это мы видим на авторе сего псалма. 753 Отвеща ему на пути, с евр.: изнурил Он (Бог) на пути (страданий) его (народа) силы, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой, не восхить меня и проч. Приведенные в славянском тексте слова толкуют различно. Нам кажется: подлежащее к отвеща – не Бог, но народ, и отвечать, как часто в Новом Завете, значит, говорить, сказать; крепость может быть сила, которую Бог открывал в наказании народа во время плена (на пути); между тем как Бог так открывает свою карающую силу, псалмист и унывающий народ спрашивает Его, думает ли Он совершенно истребить его, или же он доживет до избавления.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

711 В евр. нет надписания; в поел, к Евр.4приводятся слова этого псалма (ст.7,8) с замечанием, что они сказаны «чрез Давида» – εν Δαβδ, что значит не только «в книге, т.е. в Псалтири Давида», но и указывает на автора приводимых слов. В новейшее время толковники, на основании ст.8–11, относят написание этого псалма то ко временам Маккавеев, то ко времени пред халдейскою катастрофою; раввины же думали, что он написан Моисеем по окончании странствования пред вступлением народа в Палестину. 712 Предварим лице – явимся так рано с своими молитвами, чтобы Он удивился; знак великой ревности ко славе Божией. – В руце Его – во власти Его, в зависимости от Него. Концы земли – с евр. «глубины земли»; концы – περατα нужно объяснять не в смысле измерения широты, но глубины; противоположность составляют высоты гор. Низ и верх земли, следовательно, вся земля в Его власти. ст.4 и 5 по LXX и Вульгате содержат основание сказанного в ст.3-м, что Бог Велий. Восплачемся пред Ним; здесь разумеются слезы благодарности, кто не восплачет слезами радости и горячей благодарности, припоминая, как всемогущий Бог (ст.3,5) снисходил к слабым людям (к Израилю ст.7)! Пажить – Палестина, богатое пастбище, которое Бог избрал для Своего особенного наследия, на которое Он потом чудесно привел его и на котором не переставал милостиво руководить и защищать (овцы руки Его). Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите и проч., т.е. Он и теперь такой же попечительный Пастырь, как и в древние времена. У преосв. Порфирия: хоть сегодня голоса Его послушайте: «не ожесточите сердец ваших» и проч. – В прогневании – εν τω παραπικρασμω, т.е. на месте преогорчения (Мерре); по дни искушения – κατα ­ по той мере, по роду, т.е. как в день искушения; намек на Исх.17:7 . – Негодовах – προσχθισα – был оскорбляем, и потому не любил их; с евр. «был раздражаем». Яко кляхся; они оставались слепы, как Я со своей стороны клялся. Аще внидут гебраизм ­­ не внидут. Покой – первее всего Палестина, где Израиль после сорокалетнего странствования нашел покой; но страна земного успокоения была образом небесного покоя (ср. Евр.4:1–4 ); о последнем главным образом речь и в псалме, как видно из послания к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

(ст.8) 677 , потому что иначе давно должно было бы перестать смертное наказание (ст.9). С заботами и беспокойствами трудится народ, но из-за семидесяти лет, которые Бог дает иному прожить, едва ли это стоит труда; редкий доживает до восьмидесяти; а что свыше то исполнено бывает болезней и скорбей (ст.10) 678 . Если бы все ясно познавали, что быстрое вымирание народа в пустыне было справедливым явлением Божественного гнева, если бы они со страхом и трепетом, а не с тайным нерасположением рассуждали (исчести) о силе наказующего гнева, то давно бы в искреннем раскаянии они обратились к Богу, и Бог помиловал бы их; в таком убеждении псалмопевец взывает (ст.11) 679 : кто весть и проч. и молит, чтобы Бог дал народу правильное понимание этого сильного наказания (десницу – поднятую для наказания руку Божию) и мудрых людей (окованные сердцем мудростию), которые помогли бы ему в правильном понимании и мудрости (ст.12) 680 . В заключение молится псалмопевец, молится народ о милости, об отвращении так долго продолжающегося наказания (ст.13) 681 , и очами веры видит уже исполнение своей молитвы; народ сильно радуется и обильно вознаграждается за прошедшие страдания (ст.14–15) 682 . В заключение повторяется молитва о милости и помощи (ст.16–17) 683 . Псалом 90. Бог защищает праведника во всякой опасности. Псалом 90-й принадлежит к самым изящным, к самым задушевным во всей Псалтири. Он представляет выражение спокойной уверенности, какую праведник может иметь, находясь под всемогущею защитою Божиею; и краткое содержание его таково: «если Бог за нас, то кто (или что) против нас?» LXX, конечно, на основании предания, приписывают этот псалом Давиду. Трудно указать определенный исторический повод к происхождению его. Особенность этого псалма составляет быстрая перемена лиц (ср. ст.2–3 с ст.4–8; потом в ст.9 первый член со вторым и с ст.10–13). Для надлежащего объяснения его нет надобности предполагать, что его пели по частям два или даже три различные хоры; достаточно взять только во внимание, что язык радостно возбужденного чувства по своей природе иной в сравнении с языком логического рассудка.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Признавая, по указанию LXX, что этот псалом действительно написан Давидом, происхождение его можно относить ко времени вскоре после перенесения Кивота Завета на Сион (ст.2). Давид не раз уже одерживал победы над филистимлянами, исконными врагами Израиля ( 2Цар.5:17 и д.), и Господь, помогавший ему в этих победах (там же ст.19,23,24), тем самым показал язычникам, что Он есть Царь (ст.1 ср. Пс.95 и 96). Некоторое время соседние языческие народы держали себя спокойно ( 2Цар.7:1 ) и Давид думал уже, что их с успехом можно призвать присоединиться к почитанию единого Бога на Сионе (ср. Пс.95и д.). Но они слишком скоро снова со всех сторон восстали против Давида ( 2Цар.8:1–14 ) и дали ему повод засвидетельствовать победную силу своего упования на Бога. Псалом наш мог быть выражением упования на Бога, которое Давид имел в борьбе с гордо восстававшими против него врагами и вместе призывом к своему народу, обратиться с молитвою к Царствующему на Сионе. Псалмопевец сначала выражает свою твердую надежду в угрожающих опасностях; Господь – Всемогущий (седяй на Херувимех) – есть Царь, и уже показал Себя таким в прежних поражениях врагов; пусть же они себе мятутся, пусть весь мир восстает против меня (ст.1) 729 . Бог, царствующий среди нас на Сионе, сильнее всех народов (ст.2). Да прославляет Его Израиль, потому что Бог для его пользы показал Себя Святым и праведным, так как Он смирил гордых врагов (особенно во времена судей столь страшных филистимлян) и доставил Своему народу победу над ними (ст.3–4) 730 . Прославляйте Его, прямо обращается Давид к народу, молитесь Ему, Святому Богу на месте жилища Его! (ст.5) 731 . Подражайте в этом великим мужам молитвы, чтобы подобно им Бог услышал вас и подал Свою милость (ст.б) 732 . Конечно, эти мужи самым точным образом соблюдали также заповеди Божий, и чрез это делались достойными таких милостей (ст.7). Это замечание очевидно псалмопевец сделал с целью показать народу, что и Его молитвы тогда только будут приятны Господу и только тогда действенны, когда они будут исполнять закон завета. Слушая тех великих мужей, Бог внимал народу, за который они молились; но однако молитвы их были действенны только тогда, когда народ раскаивался; иначе и прошения этих героев молитвы не могли удержать мщения Божия (ст.8) 733 . Внушив таким образом указанием на опыты услышания молитв в древние времена и указав также необходимые требования для услышания молитв, псалмопевец снова призывает народ с усердием идти к жилищу Божию и молиться Господу (ст.9) 734 . Псалом 99. Призыв к благодарственности за все милости завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

754 Та, т.е. небо и земля. Если здесь говорится о прехождении неба и земли, то это не есть противоречие с другим местом Писания, где говорится о новом небе и новой земле, которые будут вечно существовать; псалмопевец обращает внимание только на одну сторону в твари, по которой она каждую минуту переходит из бытия в небытие; постоянное в этом процессе изменения он выпускает из виду. Изменения в природе Бог совершает так легко, как человек переменяет свою одежду. Если же в ст.27 и 28 удерживать значение будущего времени, то здесь нужно разуметь изменение неба и земли при конце времен. 755 И вся внутренняя моя – все мое существо, в противоположность прославлению одними устами; ср. 6:5. 756 Недуги – по параллелизму – не телесные болезни, но вообще немощи и слабости, составляющие следствие и наказание греха. 758 Во благих – благами. Яко орля и проч. в евр. «обновляется, подобно орлу, юность твоя»; смысл здесь не тот, что в старости ты снова будешь так юн и крепок, как орел. Писатель, очевидно, разумел обновление по образу орла. Известно, что в древности было распространено мнение, что орел обновляется через каждые десять лет; древние до подробностей описывают самый образ обновления. Новейшие толковники под этим обновлением орла разумеют ежегодное линяние его; но такое обновление орел имеет, как и другие птицы, между тем как здесь разумеется нечто необыкновенное. Во всяком случае, обновление праведника нужно понимать как следствие насыщения благами (внешними и внутренними). 759 Указанная выше связь ст.7 с предыдущим представляется самою простою. Пути Божии – чудесное водительство Израиля Богом, но не закон; Бог показывал Моисею, какие чудные пути Он проложил, которыми можно вести верующих Его: хотения – также эти водительства, но рассматриваемые как действия Божией любви. Щедр и проч. слова Моисея, в которых он прославил Бога, делающего столь великое Своему народу; ср. Исх.34:6 ; Моисей вводится как свидетель. 760 Так как псалмопевец не имеет, как кажется, в виду никакого определенного факта милости Божией, то мы прошедшие времена принимаем в значении – обыкновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

688 Обаче (ст.8) с евр. «только». В ст.9 указывается основание, почему ничто не вредит праведнику; потому что он надеется на Бога, у Него ищет помощи. Вместо второго лица псалмопевец говорит в первом, потому что он и себя относит к числу таких праведников; но затем снова переходит во второе лицо. 691 Как общественная песнь, псалом этот характеризуется и общим своим изложением, и особенно ст.4-м (один не мог играть разом на нескольких инструментах); впрочем, он так составлен, что и каждый в частности мог употреблять его для выражения своих чувств в победе над своими личными врагами. 692 Благо ­­ в смысле – сладко, приятно. Заутра и на всяку нощь ­­ всегда, неустанно; может быть, этот псалом пел» в субботу не только при утреннем, но и при вечернем всесожжении. В десятоструннем псалтири – εν δεκαχρδω φαλτηρω – на десятиструнной арфе (ср. Пс.33:2 , 144в евр. тексте); в еврейском же и в Вульгате: «на десятиструн-нем и псалтири» (Иосиф Флавий знал двенадцатиструнную псалтирь; Древности 7:12,3). С песнию; песнь ­­ торжественная песнь, излияния высоконастроенного сердца. 693 Творения и дела, на основании ст.8,10–12, нужно понимать не в смысле творения мира, но в значении про-мыслителышх действий Божиих среди Его народа в истории его; это подтверждают милость и истина в ст.3; в истории народа завета эти свойства Божий открылись яснее всего. 694 Сих в ст.7 удобнее относить к ст.8, чем к ст.6; безумный не может правильно понять временного счастия нечестивцев и несчастия праведников. Внегда прозябóша – εν τφ ανατειλαι; прозябнуть здесь ­­ иметь успех, быть счастливым. Проникоша – διεκυφαν – в параллель с первым членом стиха можно понимать в значении выхождения травы из земли, или ­­ гордо, дерзко высматривать, являться с тщеславием ср. 1Мак.9:13 ; в Вульгате apparuerent, в евр. «цветут». Пред яко да потребятся нужно дополнить: «это бывает для того». Бог допускает возрастать злобе нечестивых, чтобы тем глубже поразить их; Бог ущедряет грешника милостями, злоупотреблением которых он становится достойнее тем большего наказания. – Все народы, высокомерно нечествовавшие над Израилем, были подвергнуты самым тяжелым наказаниям Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010