“Theologia” – система, читанная в александроневской семинарии или академии. В данной системе исследуемое догматическое учение излагается в двух книгах первой части, из которых в первой говорится о сущности, бытии и свойствах Божих безотносительно к Лицам, а во второй – о Божеских Лицах. План первой части (liber primus) 865 весь взят из системы Феофана; план же второй книги (liber secundus) 866 отличен от плана второй книги последнего. Вся первая книга данной системы есть компиляция из буквальных выписок, сделанных из системы Феофана. Эта книга не похожа на compendium Фальковского, в котором вс части Феофанова богословия пропорционально сокращены и изложены своим языком. Это есть собрание буквальных выдержек из некоторых частей Феофановой системы, извлеченных большей частью без всякой перемены в изложении. Автор сделал здесь только небольие добавления 867 и изменения 868 . Вторая книга составлена более независимо от Феофана. Зависимость от последнего здесь обнаруживается только в употреблении Феофановых рубрик – из имен, свойств, дел и почитания при изложении доказательств божества Сына и Духа Св. 869 и еще в некоторых других местах 870 . Желающему наиболее подробно ознакомиться с учением об исхождении Св. Духа, за трудностью иметь под руками сочинение Зерникава, автор рекомендует обратиться к богословию Феофана Прокоповича (“viri ad invidiam docti quondam archiepiscopi novgorodiensis Theophani Procopovicz” 871 . Система Феофилакта Горского. Так как эта система представляет собой compendium, а не подробное изложение богословского учения, то, естественно, план подробных трактатов Феофана для нее не годился, и поэтому мы видим в ней свой план изложения догматического учения, отличный от Феофанова плана. Тем не менее и здесь мы находим значительные следы зависимости от Феофана, доходящей иногда до буквального заимствования из последнего. Это влияние знаменитого отечественного богослова сказалось в следующих местах: в учении о единстве Божием (de credendis § 27) 872 , в scholion I § 28-го 873 , в учении о некоторых свойствах Божиих – простоте (р. 79 nota I) 874 , неизменяемости (рр. 80–81 nota 2) 875 , всеведении (рр. 82–84 notae 2–4) 876 и свободе (рр. 85–86 nota 2) 877 , в употреблении рубрик из имен, свойств, дел и почитания при изложении доказательств божества Сына (§ 32 scholion) и божества Св. Духа (§ 33) и в учении об исхождении Св. Духа – в объяснении текста Ин. 15:26 (рр. 103–104) 878 , изложении шести главных доказательств папистов, приводимых ими в пользу своего учения Filioque из св. Писания, и опровержении оных (рр. 105–107) 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Правительство Испании пока не планирует направлять Украине тяжелое вооружение, заявила министр обороны королевства Маргарита Роблес. Правящая в Германии коалиция (Социал-демократическая партия Германии, «зеленые» и Свободная демократическая партия) договорилась о поставках тяжелых вооружений Украине, сообщил эксперт фракции СвДП по вопросам обороны Маркус Фабер. Чеченские спецподразделения, принимающие участие в специальной операции РФ на Украине, начали работу по ликвидации наемнических групп в ЛНР. Федеральная полиция Германии с начала специальной военной операции России на Украине официально зарегистрировала в стране 339 655 украинских беженцев, однако их реальное число, скорее всего, значительно выше, сообщило МВД ФРГ. Православные верующие в Москве и Московской области собрали 65 тонн гуманитарной помощи для эвакуированных с Донбасса и пострадавших мирных жителей в зоне конфликта на Украине, сообщается на сайте Русской православной церкви. Свыше 2 тыс. детей-сирот прибыли на территорию России из Донецкой и Луганской народных республик и Украины, заявила директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Лариса Фальковская. Вооруженные силы Украины выпустили 40 ракет из реактивной системы залпового огня «Град» по столице Донецкой Народной Республики Донецку, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Минпросвещения готовит международные соглашения, которые позволят передавать прибывших из ДНР, ЛНР и Украины детей-сирот в российские семьи. МВД Украины предлагает использовать британскую схему в отношении главы политического совета партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» Виктора Медведчука с быстрым судом и выбиванием показаний, написала в Telegram-kahaлe официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. В частности, она процитировала заявления украинского ведомства, предложившего «провести максимально быстрый судебный процесс» над Медведчуком, «дать соответствующий срок ему, выбить показания и после этого обменять». «Ясно? Британская схема: провести быстрый суд, дать срок, а затем выбить показания. Работает безотказно», - отметила дипломат.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/os...

Из опытов догматического Богословия, написанных в виде отдельных трактатов, методом умеренно-схоластическим и дидактико-полемическим, замечательнейшие: а) Богословские уроки архимандрита Сильвестра Кулябки, читанные в киевской Академии с 1741 по 1745 год, хотя неоконченные; б) Краткое Догматико-полемическое Богословие архимандрита Иакинфа Карпинского, преподанное в коломенской Семинарии в 1771—1772 г., и расположенное в одиннадцати главах; в) наконец Догматико-полемическое Богословие архимандрита Сильвестра Лебединского, преподанное в казанской Академии в 1797—1799 г., и расположенное в шестидесяти восьми главах. Следует, однако, заметить, что хотя в двух последних опытах трактаты и главы не связаны между собой никакой нарочитой системой, но они следуют одни за другими в самом естественном порядке, почти в том самом, в каком обыкновенно располагаются и в системах. Из опытов догматического Богословия, написанных в виде системы — а) методом дидактико-полемическим и схоластическим — известны: Христианское православное Богословие преосвящ. Георгия Конисского и Догматико-полемическое Богословие преосвящ. Иринея Фальковского: оба эти руководства читаны в киевской Академии, первое в половине (с 1751 по 1755 г.), последнее к концу прошлого и в начале нынешнего столетия (1795—1804), и оба составлены по плану, предначертанному Феофаном Прокоповичем; б) методом только положительным, без полемики и схоластики — Догматическое Богословие преосвящ. Феофилакта Горского — читано в московской Академии (с 1769 по 1774) по плану, начертанному самим автором и не отличающемуся строгостью. Наконец, просто, общенародно и на отечественном языке, без строгой системы, но с довольной последовательностью написаны: а) Сокращенная христианская Богословия - преосвящ. митрополита московского Платона, преподанная им наследнику Всероссийского престола Павлу Петровичу (1763 — 1765): она состоит из трех частей, и Догматика изложена собственно во второй; б) Догматическая Богословия - архимандрита Макария, читанная в тверской Семинарии в 1764—1766 г. и — в) Христианская Богословия - иеромонаха Ювеналия Медведского, в которой Догматика занимает одну первую часть, составленная в 1797 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И в то время, как мы это пишем, Ф. Мельников находится в Москве. 30 В показаниях г. исправника, особенно на допросы защитника, было много любопытного, о чем мы думали рассказать. Отметим здесь только одно. г. исправник прямо объявил, что раскольническую заграничную газету «Слово Правды» он знает и читывал, знает и то, что её издают Мельниковы, за что даже делал-де упрёки старику Мельникову. Для нас, людей, не искушенных в судейской? казуистике, казалось удивительным, что чиновник, состоящий в должности исправника, свободно изъясняет пред судом, что он звал и читал подпольную заграничную газету, знал её издателей, и не принял зависящих от него мер к пресечению распространения этой газеты в подведомственном ему городе, особенно против известных ему редакторов газеты, а ограничился тем, что пожурил отца их. Мы удивлялись тогда, как же суд не обратил внимания на такое беззастенчивое объявление г. исправника о своем пренебрежении к обязанностям службы, и уже в этом одном не усмотрел явного с его стороны покровительства расколу; но теперь нимало этому не удивляемся, когда сами гг. сенаторы Уголовного Кассационного Департамента признали обоих Мельниковых невиновными за издание и распространение их газеты и выпустили на полную свободу. 31 Достаточно указать, что здесь г. исправник Фальковский позволил себе презрительно относиться к званию, которого удостоил меня Всемилостивейший Государь Император. Начав свое официальное письмо таким обращением: «Милостивый государь г-н Субботин!», – он далее насмешливо называет меня «тайным советником». Нам и желательно было услышать на суде, имеет ли право какой-нибудь исправник, в официальных, за и казённой печатью посылаемых, бумагах так презрительно относиться к наградам, каких Государь Император удостаивает верных слуг своих. На суде мы этого разъяснения не могли получить; не даст ли его по крайней мере г. черниговский губернатор, которому не излишне знать, какие письма рассыхаются за казенной печатью некоторыми г. исправниками его ведомства. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Плевелы зла в последние полтора века дали сильный рост в самом опасном проявлении зла – в безбожии, и потому это время можно признать одною из эпох, подготовляющих ««отступление»» и пришествие антихриста. «Но религиозно-нравственный упадок настоящей эпохи имеет пока ограниченное распространение в человеческом роде, и находить сильное и небесплодное противодействие; сила добра еще очень велика и жизненна даже в среде народов пораженных недугом безбожия; нет страшных бедствий, которые настигнут человечество в последние времена; Евангелие проповедано еще не всем народам. Поэтому новейшую эпоху едва ли можно признать очень похожею даже на самую раннюю эпоху последних времен. «Сравнивая настоящую эпоху с временами пред пришествием, можно, кажется, относиться осторожно и даже с недоверием к предсказаниям о близости кончины мира и не спешить колебаться умом и смущаться от слухов, будто уже наступает день Христов (2Фесс.2:2) " 2 Как видим, это совершенно иная прогностика, чем у г. Мережковского, хотя и автор только что приведенных строк видит то, что видит г. Мережковский: очевидно, он смотрит другими глазами. Заметим еще, что мы привели лишь тезисы, которые у автора подробно мотивированы. Оставим, однако, эти шаткие гадания. Ведь дело, как мы и выше сказали, во всяком случае, не в этой внешне-хронологической близости или отдаленности от нас эпохи мирового конца, а в том, как мы его мыслим, какой находим в нем смысл и какой извлекаем из него урок. Всмотримся же ближе в миросозерцание «обновителей» именно с этой стороны. II Здесь мы стоим пред очень важною, но вместе и очень темною, по преимуществу символическою, подробностью системы. Дело в том, что, хотя о «Религии Конца» г. Мережковский говорит очень много и очень часто, однако, в чем именно она будет состоять, – это у него чрезвычайно неясно. Насколько мы понимаем его смутные идеи об этом предмете в связи и в целом, они представляются нам в следующей форме. Начнем немного издалека и – сравнением. В начале текущего года, на одной из московских сцен была поставлена в своем роде замечательная пьеса г. Фальковского «В огне».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

337 Консисторское Архивное Дело 1797 г. 49. Доношение в Святейшей Синод от 15 мая 1797 г. за 106. 339 Так как сохранившиеся подлинные акты этого инцидента (Акты Аскоченского т. III, 112) не раз уже служили предметом описания (Аскоченский «Киев», т. II, стр. 404–406; проф. С.Т. Голубев «Дело, возникшее вследствие оскорбительного письма Иринея Фальковского к митрополиту Иерофею» Киевские Епархиальные Ведомости, 1870 г 10, 235–245; Г.О. Булашев «Преосвященный Ириней», стр. 106–118); то мы в своем изложении не будем касаться подробностей; большее внимание мы уделим той стороне инцидента, которая является подтверждением заботливости митрополита Иерофея о процветании науки в Академии (к тому же факты, относящиеся к этой стороне, или совсем игнорируются в прежних описаниях, или если и упоминаются, то весьма кратко). 341 Об этих репетиторах читаем в «Истории Киевской Академии» Серебренникова: «на квартирах у богатых учеников жили бедные из студентов высших классов, в качестве репетиторов, – так называемых «инспекторов». За свои труды инспектора получали жалованье, а иногда только квартиру и стол». Может быть неудовольствие Романовского и объясняется тем, что он, с поступлением репетируемого им мальчика в митрополичий хор лишался доходной статьи?! 342 Так, он, между прочим, предъявлял здесь митрополиту следующие чрезмерные «предложения»: 1) «указом из дикастерии все исследования ученических проступков и следующие по оным указные наказания от сего священного класса (богословии) навсегда отдалить, поскольку чрез оные и время от священного учения отниматься и внимание студентов к Божиему Слову бесполезно расстраиваться будет: а напротив того все оные исследования и наказания приказать делать или в академическом правлении, или в особом каком публичном собрании всей Академии, либо некоторой части, смотря по важности вины»; 2) «в случае других каких-нибудь нужных по классам объявлений, если не угодно будет Вашему Высокопреосвященству одному мне в точном исполнении оных учинить доверенность, приказать приходить со мною в класс ректору Академии для свидетельства, а не префекту, коему в класс мой для смотрения ходить не следует». Это «предложение» Иринея было нарушением § 13 префектовской должности (Духовный регламент – «о домах училищных»), по которому префект обязан был посещать все классы без исключения. 3) «Дело студента Романовского прошу приказать разобрать либо в Академическом правлении (в котором по сим и другим причинам следовало бы и мне присутствовать), либо в другом месте». Желание присутствовать в правлении является еще более странным домогательством, так как в указе Святейшего Синода от 31 октября 1798 года прямо сказано: «при Академии быть правлению, в коем присутствовать ректору с префектом» (Указ. кн. 1798 г. 177, § 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18.05(01.06)1930 Вениамин Фальковский (нареченный) ВЛАДИМИРСКАЯ СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ 28.01(10.02)1919 11.1920 АМЕРИКАНСКАЯ 22.03(04.04)1933 08(21)08.1947 РИЖСКАЯ 08(21)08.1947 14(27)03.1951 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 14(27)03.1951 15(28)11.1955 САРАТОВСКАЯ 15(28)11.1955 07(20)02.1958 Вениамин Фролов БАЙКИНСКАЯ 17.02(02.03)1923 01(14)11.1929 Весвасиан (Вассиан, Васьва) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (XV в.) Викентий Морарь в/у БЕНДЕРСКАЯ 07(20)07.1990 19.08(01.09)1990 БЕНДЕРСКАЯ 20.08(02.09)1990 05(18)07.1995 АБАКАНСКАЯ 04(17)07.1995 06(19)07.1999 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 06(19)07.1999 Викентий Никипорчук НИЖНЕЛОМОВСКАЯ, обн. 03(16)02.1930 19.06(02.07)1931 БЕЛГОРОДСКАЯ, обн. 19.06(02.07)1931 21.01(03.02)1932 ОСТРОГОЖСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1932 17(30)03.1932 АЛАТЫРСКАЯ, обн. 11.1934 10(23)01.1935 Виктор КАМЕНСКАЯ, обн. Виктор Богоявленский БАРНАУЛЬСКАЯ НИЖНЕУДИНСКАЯ ОМСКАЯ 03.1925 20.10(02.11)1928 Виктор Ельцов СЕМИПАЛАТИНСКАЯ, обн. 11(24)10.1934 25.05(07.06)1938 Виктор Олейник в/у ТВЕРСКАЯ 17(30)11.1988 20.11(03.12)1988 ТВЕРСКАЯ 21.11(04.12)1988 Виктор Онисимов ЛАДОЖСКАЯ 03.07.1782 22.09.1783 ВЛАДИМИРСКАЯ и ЯРОПОЛЬСКАЯ 22.09.1783 06.05.1788 ВЛАДИМИРСКАЯ и СУЗДАЛЬСКАЯ 06.05.1788 24.02.1800 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 12.01.1794 06.02.1794 Сщмч. Виктор Островидов УРЖУМСКАЯ 13(26)12.1919 СЛОБОДСКАЯ 01(14)08.1921 в/у ТОМСКАЯ 04.1921 09.1921 ГЛАЗОВСКАЯ 01(14)08.1921 30.07(12.08)1922 в/у ГЛАЗОВСКАЯ 30.07(12.08)1922 в/у ВЯТСКАЯ ИЖЕВСКАЯ 08.1926 07.1927 в/у ВЯТСКАЯ 08.1926 07.1927 ШАДРИНСКАЯ 07.1927 10(23)12.1927 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 07.1927 10(23)12.1927 Виктор Путята ЮХНОВСКАЯ, обн. 22.11(05.12)1926 17(30)03.1927 ПЕТРОВСКАЯ, обн. 17(30)03.1927 04.1928 УРАЛЬСКАЯ, обн. 04.1928 19.08(01.09)1929 КОСТРОМСКАЯ, обн. 19.08(01.09)1929 04(17)03.1930 ВОЛЬСКАЯ, обн. 04(17)03.1930 09.1930 ПАВЛОДАРСКАЯ, обн. 11.1930 12.1930 СЕМИПАЛАТИНСКАЯ, обн. 12.1930 16(29)04.1931 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 16(29)04.1931 16(29)07.1931 КОРЕЛЬСКАЯ, обн. 09.1931 10.1931 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн. 10.1931 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн., паки 21.06(04.07)1936 ТАМБОВСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таком виде богословие оставалось до Феофана Прокоповича . Феофан, выслушав несколько католических систем у знаменитейших богословов католических, во Львове, Риме и Италии, и получив к ним отвращение, привязался к славным тогдашним протестантским богословам. Это дало новое направление нашему богословию и привнесло некоторые новые понятия или не совсем согласные с нашей верой, или для нас ненужныет как принадлежащие иному вероисповеданию; напр., у Феофана Прокоповича – мнение об источниках богословия (единственный источник богословия есть verbum Doi); даже в учении есть у него неправильности, напр., относительно пресуществления даров. Но, главное, все отвергнутое протестантами и потому выпущенное из их богословия не вошло и в наши системы, писанные в этом духе, напр. учение седьмого Вселенского собора о поклонении иконам; не совсем верное понятие о Вселенских соборах встречаем также в системе Феофилактовой того же направления. Католическое и протестантское направления пришли у нас в некоторе неприязненное столкновение в лице Стефана Яворского и Феофана Прокоповича ; впрочем, распри эти, к нашему счастью, не были в собственном смысле учеными прениями, а были распрями личными. Памятниками католического направления осталось у нас сочинение Стефана Яворского «Камень веры», а протестантского – все сочинения Прокоповича. Его богословие есть сокращение Герардовой системы; собственно ему принадлежит трактат об исхождении Святого Духа, главным образом – история этого догмата, а также замечания против Беллярмина. С распространением училищ в XVIII в. являются системы, которые суть более, как сокращение прежних, лучшая из них – богословие Иринея Фальковского 37 . От конца этого века остались, впрочем, два замечательных чисто русских произведения: 1) догматика Макария 38 , читанная в тверской семинарии на русском языке и замечательная независимостью и отрешенностью от всех образцов, и 2) практическое богословие об истинном христианстве Тихона воронежского, предместника Макариева по преподаванию богословия в той же семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Указы, рескрипты, резолюции публикуются в газетах, вот некоторые из них. «Купцу Ершову, пославшему через почту к государю императору книгу, им сочиненную, объявляется, что она удостоена высочайшего благоволения, и чтоб он доставил и следующие сего сочинения части». «Отставного корнета Фальковского, двухкратно утруждавшего государя императора доносом на помещиков Фащей в пропуске ими в бывшую перепись крестьян, в чем он, по показанию и улике крестьян, сам был виною, быв обличен во взятках и злонамеренной утайке ревизских душ, его императорское величество повелел посадить в смирительный дом на месяц, содержа на хлебе и воде». «Девице Карловой, просившей заплатить за нее 40 рублей долгу, отказано, потому что от трудов своих сама может уплатить столь маловажный долг». «Графу Морсану, просившему о дозволении приехать ему в Россию, отказывается по неимении в нем надобности». «Генерал-адъютант князь Щербатов за битье почтальонов и взятие 12 лошадей вместо 6 отставлен от службы». «Мушкетерского Ротгаера полку штабс-капитан Савицкий за особливое попечение о препорученной ему роте, в которой вовсе несколько месяцев не было больных, в пример другим, произведен в капитаны». Император входит в мелочи и строит глобальные проекты, о нем рассказывают анекдоты и высмеивают, однако он стремится заложить нечто прочное, он сам - непрочный, легкий, курносый, маленький. Он совсем непохож на статных Романовых, прошлых и грядущих, этих солидных, сдержанных людей. В нем уживаются совсем разные, но другие черты - скорее уж он приходится родственником блаженному царю Федору Иоанновичу с его колокольными звонами в преддверии Смутного времени, королю Фридриху Великому, неутомимому работнику, чье тело по смерти было мало, как у ребенка, и в гардеробе не нашлось ни одной нечиненой рубашки, чтобы облачить его в гроб. Он тоже чувствует это смутное время, ищет, на что бы опереться, как откреститься. Там, на другой стороне - быстрый, сухонький Максимилиан Робеспьер, так похожий на самого Павла, его близнец-противоположность, там умирает от истощения и побоев малолетний король Франции Людовик XVII, а английские корабли бороздят океаны и горе тем, кто не купит их товары.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

В пресечение такого беспорядка и для соблюдения единообразия во всех училищах духовных, Комиссия признала необходимым положить известные пределы, из которых не должны выходить наставники и подтвердить им, чтобы, до составления впредь от Комиссии полнейшего круга учебных книг, более соответственных своей цели, учение преподавалось только по следующим книгам: a) в классе богословском: для Чтения свящ. Писания употреблять Руководство преосвящ. митрополита Амвросия; для богословия и толковательного – Рамбахия; для богословия догматического и деятельного – преосвящ. Феофилакта Переяславского; для богословия обличительного – Иринея Фальковского; для богословия беседовательного – Руководство к церковному красноречию. b) В классе философском. держаться Винклера и Бруккера, – Карпе исключается. c) Для изучения языков, равно и по прочим наукам, оставить прежние учебные книги. Следуя такому указанию, Киевская академия повела науки тем путём, который призван лучшим от высшего начальства. Но обстоятельства и особенный характер предписанных руководств неизбежно требовали от наставников самобытной разработки своего предмета, и потому-то, придерживаясь данной книги, каждый из них, по мере сил и возможности, подвигал вперёд свою науку. За всем тем богословие догматическое в этом курсе явилось теснее сжатым; особенностью преподавания этого предмета было то, что оно читалось на русском языке. Нравственное богословие отличилось замечательною обширностью, и обязанности христианина, во всех отношениях его духовного возраста, раскрыты с большею отчётливостью в так называемом Божественном правоведении ( jurisprudentia divina ). Герменевтика шла по указанию Рамбахия, Чтение свящ. Писания также не отступало от данного руководства: но Церковное красноречие не могло оставаться в тех границах, какие предписаны были ему классическою книгою. Профессор, не отступая от программы своего предшественника, и раскрыв, по указанию Руководства, общую часть Риторики, обратился за тем к церковному уставу; от этого у него явились трактаты о новых родах и видах собеседования, соответственно разным обстоятельствам членов Церкви и потребностям их домашнего, общественного и служебного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010