В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал  Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату. Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий. В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла. Читайте также — Владимирская икона Божией Матери Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Иконы

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

Ходатайство было вполне уважено. В присланном ответном указе Святейшего Синода читает, между прочим: «игумена Афанасия, в рассуждении необходимой надобности его при Киевской Академии, перевести настоятелем в Киево-Выдубицкий монастырь (с оставлением в прежней должности), а сего монастыря игумена Феодосия – в Козелецкий Георгиевский монастырь». 338 Еще более рельефным примером того, как дороги были митрополиту Иерофею интересы науки, может служить инцидент его с Иринеем Фальковским. Перипетии этого весьма интересного дела таковы. 339 По распоряжению митрополита Иерофея, из Киевской Академии взят обучавшийся в ней мальчик (из Брацлавской епархии) «к апробации, имеет ли он способность к певческой должности». Это было благодеяние со стороны митрополита, так как обычно все воспитанники, поступавшие в митрополичий хор, пользовались от митрополитанского дома всем необходимым содержанием. 340 Но в данном случае распоряжение митрополита вызвало сильное неудовольствие репетитора названного мальчика, студента богословия Семена Романовского. Явившись в домовую архиерейскую церковь , он «при собрании народа, пенял за то певческого регента и прочих; между же многими, с грубостью сопряженными, словами сказал и то, что митрополит не имеет права брать мальчиков другой епархии в певческую». Озлобление репетитора было так велико, что он порывался даже проникнуть в архиерейские покои и настоятельно требовал допустить его до самого митрополита. 341 Узнавши о таком поступке Романовского, митрополит Иерофей призвал к себе учителя богословия Иринея Фальковского и приказал ему «сделать оному Романовскому, вместо наказания, выговор в богословском классе, при бытности Академии префекта». Но Ириней не только не исполнил означенного приказания, но в тот же день (21 марта 1799 года) написал к Иерофею в высшей степени оскорбительное письмо – «послание», которое наполнил выражениями, «ни академическим положениям, ни образу заведенного в обществе порядка несоответственными». 342 По получении такого письма, митрополит не мог, конечно, в силу своего положения, оставить его без всяких последствий, не говоря уже о том, что он и лично должен был оскорбиться им в высшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонида; ректора С.-Петербургской семинарии иером. Анатолия и протоиереев:      Сергиевской церкви Иоанна Данкова и Владимирской Иоанна Голубова. Из этого числа протоиерею Колосову и бакалавру иером. Леониду поручено присутствовать во Внешнем акад. правлении, а ректору семинарии Анатолию и протоиереям Данкову и Голубову в Цензурном комитете… 145 Исправляющим должность конференц-секретаря назначен, вытребованный из Харьковского коллегиума, учитель Яков Толмачев, бывший после профессором словесности в С.-Петербургском университете. Постановление о методе преподавания наук в духовных академиях и конспекты уроков, одобренные комиссией духовных училищ для первого учебного курса С.-Петербургской духовной академии Добрая метода учения состоит в том – сказано в проекте устава дух. академии – чтобы способствовать к раскрытию собственных сил и деятельности разума в воспитанниках; а поэтому пространные изъяснения, где профессора тщатся более показывать свой ум, нежели возбуждать ум слушателей, доброй методе противны. По этой же самой причине противно доброй методе диктование уроков в классе. В добром учении необходимо нужно требовать в уроках самых строгих отчетов, и заставлять студентов самих изъяснять истины, им открытые, вызывая их к тому задачами и вопросами и исправляя тут же их погрешности. Собственное упражнение студентов в сочинениях есть одно из существенных правил доброй методы; но сочинения эти должны быть всегда сопровождаемы от профессоров здравой критикой. Указание лучших источников домашнего чтения и отчет по временам в этом чтении, принадлежит также к доброму учению 146 . Относительно преподавания наук постановлено правилом, чтобы авторы и учебные книги профессоров были в своем роде самые лучшие, и чтобы они всегда держались на одной линии с последними открытиями и успехами в каждой науке 147 . 1. Класс богословских наук По преподаванию богословских наук Комиссией утвержден был следующий конспект, составленный профессором этого класса и ректором академии, архимандритом Евграфом Музалевским: 1) Догматическое Богословие Учебная книга: Система православного богословия, Феофана Прокоповича , сокращенная бывшим ректором Киевской академии, Иринеем Фальковским; при ней: Animadversiones propriae ad methodum eclectica-syntheticam. Пособия: 1) Francisci Buddei, Institutiones Theologiae Dogmaticae; 2) Hollazii, Examen theologicum acroamaticum; 3) Turretini, Institutio Theologiae elenchicae; 4) Sardagni, opera theologica и 5) Auctores alii, quorum non tam numerus, quam usus et utilitas doctori perspectus est.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После литургии митрополит и прочие духовные столицы с крестным ходом, в сопровождении великого князя, детей его, бояр, войска и многочисленного народа проводили за город две версты до бывшего тогда в предместье Москвы Саввнна монастыря и, по совершении молебствия, со слезами отпустили икону Владычицы. На месте молебствия в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче построен Новодевичий монастырь в память взятия Смоленска и присоединения к Российской державе. В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную со Смоленской «Одигитрии», и 28 июля назначили празднование явлению Смоленской иконы Божией Матери с крестным ходом, который и доныне отправляется в Москве в Новодевичий монастырь 639 в возблагодарение за возвращение Смоленска из Литвы. В 1812 году Смоленская икона «Одигитрия» взята была из Смоленска и препровождена в Ярославль Смоленским епископом Иринеем (Фальковским). В Смоленске пребывает и другая Смоленская икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска. В 1728 году она поставлена была в деревянной церкви, построенной на башне, а потом в 1800 году – в новоустроенной каменной, что над проезжими воротами 640 . Эта Смоленская икона Божией Матери в 1812 г. 5 августа, при оставлении Смоленска нашими войсками взята была воинами и постоянно находилась при войске, которое во всех делах против неприятеля хранило ее в рядах своих 641 . Войска с благоговением видели среди себя образ Богоматери и почитали его великим залогом помощи от Всевышнего. Накануне достопамятного дня Бородинской битвы чудотворную икону носили среди воинов для благословения и ободрения их на предстоящий великий подвиг борьбы за веру и Отечество. По одержании каждой победы над неприятелем прав. воины приносили пред иконою благодарственные молебствия. Когда Всемогущий благословил российское оружие и с покорением врагов город Смоленск очищен был от них, чудотворная Смоленская икона Богоматери по воле военачальника 642 обратно препровождена в Смоленск, для поставления на прежнем месте и прославления Господа сил, дивно карающего кичливых врагов народного спокойствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Академии Евграфом (Мозулевским). Конспект этот рекомендовал следовать руководству, составленному Иринеем Фальковским. По уставу назначено было пользоваться, как пособием системами Буддея, Голлазия, Турретина, Сарданьи и др. авторов, но под условием строгой разборчивости и утверждения чтений на свидетельствах св. Отцов Восточной Церкви. 226 Экземпляр их был получен мною на время (в 1866 г. от бывшего тогда Профессора МДА Сергия Констант. г. Смирнова, а ему доставлен был от Вятского Кафедрального Протоиерея Азар. Шиллегодского. 227 Usus и glorificatio не составляют достояния, пресловутой и преследуемой ныне, схоластики; это – необходимый и самый естественный атрибут истинного изложения вероучения, – так как последнее не есть какая-либо отвлечённая теория, философема и т. п. Учение Христово дух и живот, – или иначе – глаголы живота, – следовательно, духовно-нравственное воздействие здесь весьма уместно и необходимо. В позднейших Богословиях Догматических Макария и Антония так же есть по местам и usus и glorificatio. Авт. 228 Эти два слова (2-е и 3-е) мы нашли в 1866 г. в собраниях слов разных авторов, находившихся в библиотеке бывшего экстраординарного проф. МДА Протоиерея Филарета Александровича Сергиевского, доставшиеся ему по наследству от отца его – Бакалавра той же Академии Алекс. Иродионовича Сергиевского. 229 См. Московские Епархиальные Ведомости 1870 г. 11 Октября в статье под заглавием: «Библиографическое Недоумение». Покойный Высокопр. Антоний по этому поводу сказал, что у него есть печатный экземпляр этого слова, принадлежащего Филарету (Митрополиту Киевскому), – но к несчастию не мог отыскать его в своей библиотеке. 230 Разуметь должно здесь выпуск воспитанников 1 курса, при котором присутствовал Высокопр. Августин на экзаменах. 231 Архиепископ Августин скончался в Москве и был отпеваем в Чудове монастыре, где говорено было слово 8 Марта Ректором Московской Духовной Семинарии, настоятелем Ставропигиального Заиконоспасского монастыря, Архимандритом Парфением, – затем тело его было перевезено в Лавру и погребено в Успенском соборе. 233 Настоящее сведение сообщено мне – пишущему Преосв. Антонием, Архиепископом Казанским, которому рассказывал о настоящем факте сам Высокопр. Филарет. 237 Лицо это – магистр 1 курса Московской Академии Никита Григорьев. Троицкий, бывший кафедральный Протоиерей г. Смоленска и законоучитель Смоленской Гимназии, скончавшийся на 84 году своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вот так прославил Господь Бог сей монастырь не только образом Своей Пречистой Богоматери, но человеческими воинскими подвигами защитников Отечества 1812 года. Оказавшийся в центре военных событий Колоцкий монастырь претерпел сильное разрушение. Как же в таких условиях могла сохраниться чудотворная Колочская икона Божией Матери? Летом 1812 года по мере продвижения французской армии вглубь России встал вопрос о вывозе и сохранении церковных ценностей. Святейший Синод предписал епископам вывозить церковное имущество и выезжать самим после получения от генерал-губернаторов уведомления о необходимости подобных мер. «Смоленский епископ Ириней, получив от гражданского начальства сообщение о близком наступлении неприятеля, 4 августа отправился по Московскому тракту в Дорогобуж – Вязьму – Гжатск – Колоцкий монастырь – Москву – Ярославль, забрав с собой, по его словам, “сколько мог” церковных и ризничных вещей, денег и консисторских дел» . Очевидно, вместе с епископом Иринеем (Фальковским; † 1823) уехал и настоятель Колоцкого монастыря, взяв с собою чудотворную икону. В монастыре осталось два или три монаха. В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова сохранилась следующая запись: «Сентября 5-го числа принесена в Ростов святая чудотворная Смоленская икона Божией Матери, а при ней прибыл тамошний преосвященный епископ Ириней с многочисленной свитой. Имели пребывание в Богоявленском монастыре по 9-е число, в котором, услышав о вступлении французских войск в Москву, отправились в Ярославль. Также принесена Колочская чудотворная икона Божией Матери и при ней в сопровождении игумен того монастыря. Имели пребывание в Варницком монастыре» . Получившее приют в монастыре «беспардонное войско», как метко определили французских вояк, при отступлении подвергло святую обитель беспощадному разорению: храм был опустошен, иконостас сожжен, имущество монастырское разграблено, все деревянные постройки также сожжены. Согласно рапорту настоятеля, в обители ничего не осталось, кроме стен. Убыток монастыря составил 30 600 рублей .

http://pravoslavie.ru/4416.html

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона. В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля. В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году. В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе. Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

http://pravoslavie.ru/1533.html

Много мы с ним беседовали, и он сопровождал меня иногда по Киеву. Из его бесед узнал я, между прочим, о неприличных отношениях к Митрополиту его викария, Еп. Порфирия 492 (Успенского) и Ректора Академии Архим. Филарета 493 , о размолвке с А. Н. Муравьевым, по поводу отсутствия Архиерейских певчих при всенощной и литургии в Софийском кафедральном Соборе 30-го Августа 1869 г., о доходах Лавры, простирающихся от 350 до 400 тысяч рублей и проч. В первый же день моего прибытия в Киев, т. е. 29-го числа Августа, я отправился в 4 ч. по полудни в сопровождении О. Наместника, прежде всего в Трапезную церковь во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, где приготовляется св. Миро. По сравнении мироварнаго очага и прочих мироварных принадлежностей с Московскими 494 , здешние мне показались очень скудными, и самое место приготовления мира тесным. Из трапезной церкви перешли, в типографию. Она помещается в каменном двухэтажном здании на восток от великой церкви и находится во всех отношениях в благоустроенном состоянии; с балкона типографии вид на Лаврские пещеры и на Заднепровье превосходный. Подробности об устройстве, в каком находится типография и о ее производительности, можно прочитать в книжке: «Указатель святыни и свящ. достопамятностей Киева 495 . А я сообщу здесь о встрече моей с бывшим архитипографом, 83-хлетним старцем, архимандритом Вениамином. Почтенный о. Вениамин рассказывал мне, что он учился, в Киево-Могилянской академии, окончил курс в начале нынешнего столетия; был свидетелем посещения в 1804 г. Киева Московским Митрополитом Платоном 496 и участником в торжественной встрече и этого знаменитого гостя в Братском монастыре и академии, с пением и музыкою. Местопребывание Московского Владыки было в этот день в Софийском Митрополичьем доме. Сюда в назначенный час собрались все Киевские духовные власти, начиная с Митрополита Серапиона 497 , а отсюда в торжественном поезде, в парадных каретах, отправились вместе с высоким гостем в Братский монастырь, где, после подобающей встречи и осмотра обители и академии, предложен был настоятелем и ректором академии, архимандритом Иринеем (Фальковским) 498 , роскошный обед, за которым произнесено было множество заранее приготовленных речей и стихов на разных диалектах 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но преподавание богословия в старой Киевской академии имело и другое направление, начало которому положено было Феофаном Прокоповичем , преподававшим богословие с 1712 по 1716 год. Прокопович сделал попытку дать догматике систематический вид, руководствуясь при этом догматистами периода, так называемой, лютеранской схоластики 5 . Попытка эта некоторое время оставалась без подражателей, и только со второй половины XVIII века, благодаря Георгию Конисскому (1751–1756) и Самуилу Миславскому (1758–1768), план и состав, указанные для догматического богословия Прокоповичем, получили, наконец, право гражданства. Самим Прокоповичем система догматики только до конца трактата о падшем состоянии человека, но пред трактатом о невинном состоянии прародителей им предпослан довольно подробный план и на остальную часть системы. Продолженная по этому плану до конца трактата о таинствах, вероятно, из лекций Конисского и Миславского, система Прокоповича в 1782 г. была издана в Лейпциге Самуилом Миславским под заглавием «Christiana orthodoxa theologia in academia Kijovensi a Theophane Procopowicz adornata et proposita». Остальная часть плана Прокоповича была приведена в исполнение Иринеем Фальковским, который, составив Лейпцигское издание с строжайшим сохранением его плана, частных и частнейших делений и подразделений, издал в 1802 г. «Christianae orthodoxae dogmatico-polemicae, olim a clarssimo viro Theophane Procopowicz ejusque continuatoribus adornatae, Compendium». В сокращении Фальковского богословская система Прокоповича делится на 18 книг и состоит из двух частей. Первая часть излагает учение о Боге самом в Себе (de Deo ad intra): I) о существе, бытии и свойствах Божиих, II) о Троице, III) об исхождении Святого Духа; вторая часть раскрывает учение о Боге в Его явлении в мире (de Deo ad extra): IV) о творении мира материального, духовного и человека и о промышлении, V) о невинном состоянии человека, VI) о падшем его состоянии, VII) о благодати Божией по отношению к роду человеческому, VIII) о предопределении во Христе и противоположном ему отвержении (о спасении падшего человека Сыном Божиим), IX) о воплощении Сына Божия, жизни воплотившегося, Его двояком состоянии (умаления и славы) и трояком служении, (о плодах искупления X) об оправдании и предшествующих ему и следующих за ним призвании, возрождении и обновлении, (о средствах спасения XI) о законе и Евангелии, XII) о таинствах ветхого и нового завета, (о церкви до закона, под законом в состоянии благодати и славы XIII) о церкви до закона и под законом, XIV) о церкви в благодати вообще, XV) о церкви в частности, или о троякой иерархии – церковной, гражданской и экономической, XVI) о соборах и церковной дисциплине, о свободе христианской и адиафорах, XVII) о врагах церкви, схизматиках, еретиках, иудеях, язычниках и антихристе, XVIII) о шести последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Смоленская икона в кафедральном соборе Смоленска. Фото Прокудина-Горского, 1912 wikipedia.org /Общественное достояние B XIV cmoлemuu, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город — ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно — на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Читайте также: Новодевичий монастырь: там, где Москва простилась со святыней Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV beke, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III ha месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь. Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год shakko /Wikipedia/ CC BY-SA 4.0 Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью поновить почерневший от времени образ. Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX beka. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения — 26 августа (7 сентября) — владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года.

http://foma.ru/smolenskaya-ikona-bozhiey...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010