Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его Илия, пришед в монастырь св. страстотерпцев Бориса и Глеба, сильно возрадовался духом. Пошел к игумену, поклонился ему до земли и испросил благословения. Игумен, благословив его спросил: зачем ты пришел к нам? Илия сказал ему: «Желаю отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, невежу и селянина и причти к избранному стаду и к святей обители сей». Игумен, провидев духом, что Илия пришел в св. обитель по внушению Божию, принял его с радостию, облек его в Ангельский образ, нарек имя ему Иринарх, и отдал на испытание одному опытному старцу. Преп. Иринарх проводил все время у своего наставника в послушании, посте и молитве. §2. Первое послушание его – в пекарне После испытания у старца игумен дал преп. Иринарху послушание – заниматься печением хлебов в пекарне. Сие послушание он исполнял с покорностию, трудился там и днем и ночью. Насмешки от некоторых из братии переносил безропотно. В церковь Божию ходил прежде всех, ни с кем не говорил, во время чтений церковных не сидел и прежде конца службы из церкви не выходил. §3. О друге его Агафонике Ростовский друг его Агафоник, узнав, что преп. Иринарх уже постригся в монашество, пришел посетить его в Борисоглебском монастыре. Тут пробыл он у преп. Иринарха не мало времени. Когда Агафоник пошел домой, то Иринарх проводил своего друга две версты, поцеловав о Господе простился с ним и отпустил его с миром, а сам пошел в монастырь. Идя дорогою, размышлял сам с собою, как бы ему спастись, не идти ли лучше в Кирилов или Соловецкий монастырь. И был ему голос свыше: «Не ходи ни в Кирилов, ни в Соловки, здесь спасешься». И этот голос был ему трижды. Преп. Иринарх осмотрелся кругом, думая, что это привидение, но никого вокруг себя не видал. Слыша сей голос трижды укрепился в мыслях не ходить ни в Кирилов, ни в Соловецкий монастырь, а оставаться в Борисоглебском. Здесь он начал прилагать труды к трудам больше, нежели в первые дни своей монастырской жизни. §4. Другое послушание – пономарство

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (+ 1616) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 янв. в день преставления, 23 мая вместе с Соборам Ростово-Ярославских святых Прп. Иринарх, в миру Илия, был сыном благочестивых крестьян — Акиндина и Ирины — из села Кондакова, что в Ярославской земле. Двадцати недель от рождения он стал ходить, а шести лет сказал матери: «Когда вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога и буду всем людям учителем». Однажды у его родителей был приходский священник и за обедом рассказывал житие прп. Макария Колязинского. Вдруг Илия сказал: «И я буду таким же монахом!» Священник строго спросил: «Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово?» Илия отвечал: «Кто тебя не боится, тот это и говорит». Юношей Илия пошел на заработки за 300 верст от дому. Однажды при всех он горько заплакал и на расспросы ответил: «Вижу преставление моего отца, несут родителя моего светлые ангелы на погребение». Оказалось, что отец его в это время умер, и мать его немало утешилась, услышав о необыкновенном видении сына. После этого Илия с матерью и старшим братом переселились в Ростов, завели торговлю и разбогатели. У Илии был там духовный друг, купец Агафоник: вместе они читали божественные книги, помышляли о душевном спасении, усердно посещали церкви и творили милостыню. Наконец Илия взял с собой крест и благословился у матери идти в Борисоглебский монастырь, что на Устье (в 18 верстах от Ростова). Там его отдали под начало старцу, а послушание назначили в пекарне, а потом и постригли с наречением ему имени Иринарх, но он помышлял о более строгом монастыре — Кирилло-Белозерском или Соловецком. Раз пришел его навестить Агафоник. Иринарх пошел его проводить и на обратном пути услышал голос: «Не ходи ни в Кириллов, ни в Соловки. Здесь спасешься!» После этого его сделали пономарем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу 26 января. ПРАВМИР. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: “Мать моя преставилась!” Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель – Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

     Живая преемственность духовного опыта тянется от основания Церкви до настоящего времени: «Святые, приходящие из рода в род... сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем... и становятся некоей золотой цепью, в которой каждый из них — отдельное звено, соединяющееся с предыдущими через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь» ( Сар. 3, 2-4). Уже во втором веке от Рождества Христова появились затворники и столпники, а многие христиане следовали разнообразным строгим формам аскетизма 1 . Вот что говорил о них Евстафий Фессалоникийский (XII в.): «Этой жизни принадлежат те, кто отказался ради Христа от своего разума, но не от своего сознания, а сколько их – неизвестно. Частью же этой жизни являются нагие, непостриженные, босоногие, молчальники, пещерники» 2 . С дерзновением принявшись за свой подвиг преподобный Иринарх вспоминал «иноков древних и первых времен, как они по дебрям, по островам, и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его» 3 . В традиции всех Поместных Церквей монашество - это институт, основанный на духовном водительстве. Иринарх Затворник был носителем духовной аскетической традиции Церкви, передаваемой из поколения в поколение. Известно, что преподобный был не единственным монахом Борисоглебской обители, несшим подвиг затвора. «До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги» 4 . Из жития Иринарха Затворника мы узнаем, что «игумен, по монастырскому обычаю, отдал его под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве». Оставил после себя учеников и сам преподобный Иринарх. Из жития святого известны имена двух учеников Александра и Корнилия 5 , кроме того духовную традицию преподобного продолжили затворник и иконописец преподобный Иоаким Шартомский 6 , затворник Дионисий, подвизавшийся в Переславле-Залесском, в Никольском монастыре, что на болоте, преподобный Галактион, подвижник Вологодский: «Сии же вси един образ жития имуще, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбе же и масла, ни скорому, и мягких яств не прикасахуся» 7 .

http://pravoslavie.ru/93144.html

Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году Однажды преп. Иринарх заснув в своей келье, видит как бы в тонком сне, что Москва истреблена Литвою, Русское царство в плену и местами сожжено. Пробудившись от сна тотчас заплакал и зарыдал по случаю такого видения. Но после плача, озарил его свет на долгое время, и был ему из света голос: «Ступай в Москву и скажи, что видел царю Василию». Преп. оградив себя крестным знамением, думал, не приведение ли это. Но подобный голос был ему до трех раз. После третьего раза преп. пошел к Игумену и рассказал ему свое видение. Игумен, благословив его, немедленно велел идти к царю в Москву, рассказать ему откровение о разорении царства Московского. §2. Путешествие преп. Иринарха с учеником Александром в Москву Преп. Иринарх отправился с учеником своим Александром в Москву. На пути зашел в Переславль-Залесский. Тут, остановившись на конюшенном дворе у Никитского монастыря, послал за одним диаконом, вероятно ему знакомым; а сам пошел помолиться св. Никите столпнику, и у гроба его испросить себе благословения. Диакон, за которым преп. посылал, был болен лихорадкой, и от холода лихорадочного, по наущению диавола, влезал в печь. Вместо того, чтобы идти ему к камню, в то время обожаемому суеверными переславцами, находящемуся в буераке за Борисоглебским монастырем. Преп. Иринарх приказал больному диакону бросить этот камень в яму. На этом месте, где лежал камень, обитал тогда злый дух, который творил разные демонские мечтания и привлекал этим к себе мужей, жен и детей из города. В праздник св. первоверховных апостол Петра и Павла народ стекался сюда в большом количестве, чтобы чествовать камень, как они доселе чествовали. За то, что сей камень больным диаконом по приказанию преп. Иринарха был брошен в яму, диавол возбудил против него ненависть и всякого рода клевету от переславских иереев и жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава VII. О чудесах преп. Иринарха по смерти Чудо 1-е: о исцелении ученика его Корнилия от болезни ног Ученик преп. Иринарха, старец Корнилий, сделался болен ногою, на которой были раны с гноем. Пошел с верою на гроб своего учителя Иринарха, усердно помолился, взял с гроба землицы и посыпал ею раны, которые от этого стали подживать и вскоре совершенно зажили по молитвам его учителя, старца Иринарха. Чудо 2-е: о исцелении одного крестьянина от болезни чревом Один крестьянин, именем Адриан, был болен чревом более недели. Он был от этой болезни почти при смерти. Пошел к могиле преп. Иринарха, помолился и взял землицы, выпил с ней воды и сделался совершенно здоровым молитвами преп. Иринарха. Чудо 3-е: о исцелении от лихорадки Один крестьянин, именем Савин, из города Ярославля был болен лихорадкой 16 . Во сне явился ему преп. Иринарх и сказал: «Возьми старца за руку, иди на гроб его помолиться и будешь здоров». Пришедши к св. Борису и Глебу в монастырь на гроб старца Иринарха, помолился здесь и попросил в молитве о исцелении от болезни. После сего почувствовал себя здоровым от праведной молитвы преп. Иринарха. Чудо 4-е: о исцелении старца Борисоглебского монастыря от горячки Один старец Борисоглебского монастыря, по имени Моисей, был болен горячкою, двое суток в сей болезни провел без сна и так сделался тяжело болен, что едва не умер. Старец Феоктист пришел навестить его во время болезни. Больной сказал ему: Бог внушил тебе мысль прийти ко мне. Прошу тебя усердно, сходи на гроб преп. Иринарха, возьми оттоле землицы. Старец Феоктист исполнил просьбу больного и с взятой землицы дал ему выпить воды. Больной после сего тотчас заснул, и после сна встал совершению здоровым молитвою старца Иринарха. Чудо 5-е: о исцелении от головной боли Один посадский человек из, города Переславля, по имени Косьма, был болен головою три года. Пришел на гроб преп. Иринарха, помолился и приложился к честному кресту Господню. И по молитвам угодника Иринарха получил облегчение от болезни и пошел домой с радостию. Чудо 6-е: о исцелении жены от трясения

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Града Ростова святыя 220. Святый Леонтий епископ Ростовский чудотворец преставися в лето 6500, обретены святыя мощи его в лето 6672 месяца маиа в 23 день Постриженник Печерский, пришел в пещеру преп. Антония не ранее 1032 года, когда преп. Феодосий нашел там одного только Никона. По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольник в том смысле, что первый из Печерских иноков возведен на святительский престол, следовательно не позже 1051 года (рукопись Новг. Соф. собора N 503, л. 132 об.), когда удостоился епископского сана и вторый из постриженников преп. Антония – блажен. митрополит Иларион. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких, от которых уже принуждены были бежать два его предместника: епископы Феодор и Иларион. Леонтий решился не оставлять вверенного ему стада. Он поселился за городом, построил малый деревянный храм архистратига Михаила и, встречая упорное сопротивление от язычников, окрепших и устаревших в язычестве, он обратился к полоению юному, еще неиспорченному. Святитель стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; дети охотно ходили к нему, а он учил их началам веры Христовой и крестил. Дикие язычники с большим ожесточением устремились на него и подвергали его мучениям и побоям; но мученик Христов не ослабевал в своем труде, пока не просветил верою врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он обучал детей и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освященным собором также в полном облачении, явился пред ними; язычники, пораженные чудным видением, поверглись все на землю, как бы мертвые. Леонтий простер к ним слово, исполненное духа и силы: они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами св. Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мучительскою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле Ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Глава V. О чудесах преп. Иринарха при жизни его Чудо 1-е об изгнании беса из отрока Один крестьянин, именем Иосиф из села Давыдова, находящегося в 20-ти верстах от монастыря по угличскому тракту, имея у себя сына бесноватого, привел его к преп. Иринарху и умолял со слезами угодника Божьего, чтобы исцелил его сына от беснования. Преп. Иринарх сказал: «Дух нечистый ни чим же изыдет, токмо постом и молитвою», – и надел на отрока честный крест. По совету пр. Иринарха отрок постился и молился целую неделю в монастыре. После чего бес вышел из отрока. Старец Иринарх отпустил отрока здоровым домой вместе с отцом. Пришедши домой радовались, что по молитвам угодника Божиего Иринарха, сын его совершенно выздоровел от беснования. Чудо 2-е о исцелении бесноватого Крестьянин деревни Розбитухи, именем Андрей, был одержим нечистым духом. В сем недуге он был 10 лет. Сын его Козьма привел своего бесноватого отца к старцу Иринарху. А старец возложили на него свой честный крест. От этого бесноватый убег на огород, ходил по домам, будучи гоним нечистым духом. Увидев его в таком виде, целовальник Афанасий поймал и привел к старцу Иринарху. Бесноватый Андрей в келье Старца поклонился ему. А старец сказал: «Не бойся Андрее!». Ученик преподобного взял, по приказанию его, бесноватого и возложив на него ужище старцево, подвел к образу Спасителя и Божией Матери и сказал тихо: «Не бойся Андрее!». Андрей после молитвы тотчас выздоровел. Пробыв у старца Иринарха 10 дней, пошел с великой радостью домой. Чудо 3-е о исцелении бесноватого сына боярского Некто боярский сын, Матфей Тихменев, был одержим нечистым духом. В это время случилось проходить близь монастыря Борисоглебского одному пану Литовскому, который по пути зашел к старцу Иринарху. Одержимый же нечистым духом стал кричать: «О горе мне грешному, меня живого хотят ввергнуть во ад», и многое другое нелепое говорил, так что братия и ратные люди испугались его. Старец Иринарх возложил на него свой честный крест, привязал его к своему ужищу железному и приставил к нему два человека из ратных. Бесноватый всю ночь провел без сна, а поутру старец Иринарх послал его к обедни помолиться Богу. После обедни получил облегчение от болезни своей и стал говорить со старцем Иринархом здраво. По приказанию Старца выздоровевший бесноватый сын боярский целую неделю постился, не ел мяса и не пил ни пива, ни вина. И совершенно исцелился от нечистого духа молитвою старца Иринарха. Чудо 4-е о исцелении бесноватого мужа

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010