Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК) Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК) В XIX - нач. XX в. были распространены нательные овальные меднолитые иконки с образом И. На одной из них (кон. XIX в., ГМЗРК) он представлен в рост, в схиме, с четками в левой руке, в молении Спасителю (справа в облаках). У ног святого - келья с 2-скатной крышей и рядом стоящим деревом. По овалу образка надпись: «Преподоб. Иринархъ. Затворник Ростовск. Борисоглебск. Монаст.». На др. иконке (нач. XX в., ГМЗРК) И. изображен прямостоящим, в правой руке перед грудью держит четки, в опущенной левой - развернутый свиток, окладистая борода внизу слегка раздвоена. Позади святого - стена, угловые башни, 5-главый храм Борисоглебского мон-ря. Вверху по краю надпись: «Св. пр. Иринарх - ростовск. Чудотв.». В XX в. образ И. встречается в группе ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) : 1934 г. (ТСЛ; келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) - и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (1997, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве и др.). В совр. иконописи сохраняются традиц. изводы иконографии И. У раки И. находится его житийный образ (2008, московский иконописец А. Ф. Дворников) - список иконы кон. XVII - нач. XVIII в. из ГМЗРК. На аналойной иконе (1997, иконописец С. Бурлаков) из собора мон-ря фигура И. представлена вполоборота влево, в молитвенном предстоянии на фоне кельи; в облачном сегменте - благословляющая десница Господня. На иконе 1999 г. (иконописец Е. В. Драшусова из пос. Борисоглебского), которую на деревянных носилках несут впереди ежегодного Иринарховского крестного хода, И. изображен стоящим в молении благословляющему Спасителю (слева в облаках). В иконостасе Благовещенского храма Борисоглебского мон-ря образ И.- в схиме, борода средней длины, с проседью - написан в правой части ростового деисусного чина (2007, сергиево-посадский иконописец Н. Маловичко, под рук. Е. Лавриненко). На полях иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1999, иконописец Драшусова) И. представлен на правом поле внизу, среди избранных святых, в молении, с окладистой седоватой бородой.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Пять дней радости, трудов и молитвы Иринарховский крестный ход 2018 г. ФОТОРЕПОРТАЖ В Смутное время в Борисоглебском монастыре под Ростовом Великим подвизался самый знаменитый его насельник — преподобный Иринарх Затворник (1548–1616; память 13/26 января). Задолго до нашествия поляков ему было открыто, что «Господь наведет на нашу землю иноплеменных» из-за «беззаконного пьянства». Именно святой Иринарх благословил сначала князя Михаила Скопина-Шуйского, а затем и князя Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Святой Иринарх был практически последним столпником в истории Русской Церкви: зимой он ходил босым, а большую часть своей затворнической жизни провел в не отапливаемой круглый год келье, нося на себе вериги из 142 медных крестов, 7 наплечных вериг, железных оков на руках и ногах. Ныне мощи святого находятся под спудом в Борисоглебском монастыре, сохранились там же и его малые полиелейные вериги. Борисоглебский монастырь. Фото: Василий Нестеренко/Православие.Ru Ежегодно в память о преподобном Иринархе братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисоглебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. Источник на родине святого осквернен, завален землей и камнями, залит бензином. В 1994 г. в Борисоглебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен и традиционный Иринарховский крестный ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за первые четыре дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Пятый день заканчивается молебном на источнике преподобного Иринарха у села Кондаково. День 1. Борисоглебский монастырь — Павлово село vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Василий Нестеренко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/114698.html

Глава V. О чудесах преп. Иринарха при жизни его Чудо 1-е об изгнании беса из отрока Один крестьянин, именем Иосиф из села Давыдова, находящегося в 20-ти верстах от монастыря по угличскому тракту, имея у себя сына бесноватого, привел его к преп. Иринарху и умолял со слезами угодника Божьего, чтобы исцелил его сына от беснования. Преп. Иринарх сказал: «Дух нечистый ни чим же изыдет, токмо постом и молитвою», – и надел на отрока честный крест. По совету пр. Иринарха отрок постился и молился целую неделю в монастыре. После чего бес вышел из отрока. Старец Иринарх отпустил отрока здоровым домой вместе с отцом. Пришедши домой радовались, что по молитвам угодника Божиего Иринарха, сын его совершенно выздоровел от беснования. Чудо 2-е о исцелении бесноватого Крестьянин деревни Розбитухи, именем Андрей, был одержим нечистым духом. В сем недуге он был 10 лет. Сын его Козьма привел своего бесноватого отца к старцу Иринарху. А старец возложили на него свой честный крест. От этого бесноватый убег на огород, ходил по домам, будучи гоним нечистым духом. Увидев его в таком виде, целовальник Афанасий поймал и привел к старцу Иринарху. Бесноватый Андрей в келье Старца поклонился ему. А старец сказал: «Не бойся Андрее!». Ученик преподобного взял, по приказанию его, бесноватого и возложив на него ужище старцево, подвел к образу Спасителя и Божией Матери и сказал тихо: «Не бойся Андрее!». Андрей после молитвы тотчас выздоровел. Пробыв у старца Иринарха 10 дней, пошел с великой радостью домой. Чудо 3-е о исцелении бесноватого сына боярского Некто боярский сын, Матфей Тихменев, был одержим нечистым духом. В это время случилось проходить близь монастыря Борисоглебского одному пану Литовскому, который по пути зашел к старцу Иринарху. Одержимый же нечистым духом стал кричать: «О горе мне грешному, меня живого хотят ввергнуть во ад», и многое другое нелепое говорил, так что братия и ратные люди испугались его. Старец Иринарх возложил на него свой честный крест, привязал его к своему ужищу железному и приставил к нему два человека из ратных. Бесноватый всю ночь провел без сна, а поутру старец Иринарх послал его к обедни помолиться Богу. После обедни получил облегчение от болезни своей и стал говорить со старцем Иринархом здраво. По приказанию Старца выздоровевший бесноватый сын боярский целую неделю постился, не ел мяса и не пил ни пива, ни вина. И совершенно исцелился от нечистого духа молитвою старца Иринарха. Чудо 4-е о исцелении бесноватого мужа

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каждая мысль и слово святых испытана молитвой и рождена из молитвы, которая рассматривается ими как наиболее действенный способ служения соотечественникам. Ведь подвижники «это радисты Церкви. Если своеи молитвои они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает более деиственно» (преподобный Паисий Святогорец). Преподобный Паисий Святогорец      Придя в монастырь преподобный «неуклонно посещая церковь Божию», «не оставлял никакой церковной службы». А когда ему «назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великии, в Богоявленскии монастырь». На Бога преподобный Иринарх возлагает надежду и в случае с земным отечеством. В житии святого читаем: «помолился, чтобы Господь смиловался над Москвой, как древле над Ниневией», «стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю», «непрестанно со слезами молил Бога об избавлении от пленения». Наряду с молитвой необходимой предпосылкой патриотизма праведного является смирение. Гордый человек не в состоянии задействовать и реализовать дары данные ему Господом. Ведь Бог ему «противится, а не дает благодать», а сердце сокрушенное и смиренное Господь не уничижит. Но если человек начнет очищать себя и реализовывать по мере сил данные ему Богом возможности и дары он может изменить к лучшему судьбу своего Отечества. Смиренному человеку невозможно причинить вред, потому что он научился прощать всех. Святой Иринарх с кротостью переносил гонения игумена и смиренно возлагал вину на себя: «Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды Тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели». Смиренный человек отсекает свою волю и предает себя в послушание Господу. Познав волю Божию через слова: «Иди в келию свою и будь затворник, и не исходи, и так спасешься», преподобный Иринарх приковал себя железными цепями в тесной келии. Услышав «Здесь спасешься!» Иринарх несмотря на все сомнения остается в Борисоглебском монастыре. Из смирения проистекает надежда не на себя, а на Бога. Святые осознают, что своими силами стать святым человеку абсолютно невозможно.

http://pravoslavie.ru/93144.html

Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на освобождение Москвы, опасался атамана Заруцкого, по проискам которого убит был Прокопий Ляпунов. Преп. Иринарх послал князю просфору с учеником своим Александром и велел сказать: «ступай в Москву, не боясь Заруцкого; там узрите славу Божию». Князь пришел сам у святому подвижнику, и преподобный Иринарх дал ему свой крест на благословение. По очищении Москвы от врагов, Пожарский возвратил крест затворнику, и грамотою освободил монастырь его от доставления припасов для войска. За два года до кончины, блаженному старцу пришлось вытерпеть от своей братии такое насилие, какого не терпел он и от ляхов: его выгнали из затвора и при том переломили ему руку. После того снова явились ляхи в Ростове; монахи разбежались, и преп. Иринарх остался в своем затворе. Сюда пришел к нему один из панов с известием, что Сапега, по предсказанию затворника, убит под Москвою. «И вам не быть живыми, сказал старец, если не уйдете в свою землю». На этот раз ляхи оставили Ростов, не тронув никого, по уважению к преп. Иринарху. Блаженный подвижник преставился на 69 году от рождения, 13 января 1616 года, оставив по себе подражателей дивного своего жития и погребен в ископанной им самим могиле. Над гробницею позднее поставлен придел, посвященный его имени. Тяжести или «праведные труды» преп. Иринарха, сохранившиеся в Борисоглебском монастыре, состоят из 142 крестов, тяжелого камня, множества цепей, железного кольца на голову, железного пояса, железной палки и толстого кнута. Все это составляет вес в 9 пуд. 34 фунта (жизнь преп. Иринарха, сост. архим. Амфилохием, с рисунками). Житие написано иноком Ростовского Борисоглебского монастыря Александра (Филарет, «Обз. Русск. Духовн. Литер.», стр. 313). По «Иконописному Подлиннику» под 27 ноября: «подобием надсед гораздо, брада аки Пофнутия Боровскаго, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 40). 235. Преподобный отец Пимен затворник Богоявленский чудотворец Жил в XVII в., на острове озера Неро, принадлежащем Богоявленской обители. Об нем упоминается в житии преп. Иринарха затворника и в грамоте на монастырские земли, данной царем Михаилом Феодоровичем 20 марта 7126 (1618) года, «по прошению архимандрита Иосифа и затворника старца Пимена». Обстоятельства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Главная Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.  1 Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский! Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла. Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось. Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету. Борисоглебский монастырь стоит в излучине реки Устье в 18 км от Ростова, на дороге из Ростова в Углич. Фото: Ghirlandajo/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней. 2 Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.  Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

http://sever.foma.ru/borisoglebskij-mona...

Но диакон не обращал на это внимания. И как только пришел изнемогший к преп. Иринарху, то преп. очень обрадовался, поцеловал его о Господе, и, дав ему четверть фунта хлеба, благословил его и сказал: «От сей пищи будешь здоров». И действительно, после вкушения ее, диакон тотчас выздоровел от лихорадки. За что возблагодарил Бога и Его угодника преп. Иринарха. Из Переславля преп. Иринарх со своим учеником пошел в Москву и пришел туда за час дня. По утру пошел с учеником в соборную церковь помолиться Пречистой Богородице и великим угодникам и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Сын боярский Симеон, узнав о цели прихода преп. Иринарха в Москву, тотчас пошел к царю сказать о преп. Иринархе. Царь был очень рад видеть преп. Иринарха, приказал ему взойти в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Старец, взошед в храм, оградил здесь царя крестным знамением, лобызал царя Василия Иоанновича, а царь взаимно его облобызал с любовью, удивляясь его великим трудам. Преп. начал говорить царю так: «Открыл мне Бог , грешному старцу, что Москва будет взята в плен и все русское царство. Я же, оставив многолетние труды свои в затворе, пришел к тебе, царь, рассказать о сем. Ты же, царь, стой в вере твердо и непоколебимо». Рассказав все по порядку царю свое видение, преп. вышел из церкви. царь же Василий взял старца под руку, а ученик Александр под другую, и пошел с ним в царские палаты. Здесь царь спросил старца Иринарха благословить и царицу. Преп. Иринарх не ослушался приказания царя, пошел с ним к царице Марии Петровне в палату и благословил ее. Царица послала ему два полотенца. Угодник Иринарх не брал даров. Он сказал царю, что я не для даров к тебе пришел, а сказать правду. Только по усиленной просьбе царя, не желая огорчить, взял два полотенца. Царь сам из палаты проводил старца Иринарха до дворца и приказал боярину накормить его и напоить и дать свой возок и конюха до монастыря св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Угодник божий Иринарх, подкрепил своп силы пищей у боярина и поехал в свой Борисоглебский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Четверть века провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами, в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре Святого Лазаря один год. Между тем борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, несущая праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606–1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему царем даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисо-Глебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель. Лютый гетман Ян Сапега, остановившись в Борисо-Глебском монастыре, пожелал видеть сидящего в цепях старца и удивился его подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

В Ярославской епархии начался традиционный Иринарховский крестный ход 25 июля 2008 г. 18:10 Шествие, проводящееся в 12-й раз, началось 24 июля после Божественной литургии в Борисоглебском монастыре (Ярославская область). От стен древней обители монахи, прихожане и паломники вышли на родину преподобного Иринарха в село Кондаково. За несколько дней участники хода обойдут все населенные пункты, где когда-то стояли храмы, а на месте разрушенных святынь будут совершаться богослужения. В начале XVII века подвиг преподобного Иринарха Затворника укрепил многих русских людей на борьбу со смутой. Из 38 лет монашеской жизни 30 лет преподобный провел в затворе в маленькой келье, выдолбленной в монастырской стене. Спал 2-3 часа в сутки, сидя на березовом комле, к которому приковал себя цепью. В разгар смуты, в годы страшных бедствий, когда захватчиками вырезались целые города, прибавлял себе Иринарх оков и тяжестей. Были на нем 16-ти килограммовые вериги, шейные и ножные путы, пудовые поясные связни, оковы для рук, обруч для головы, 142 кованых креста. Силой духа вооружал Иринарх своих соплеменников. Среди них — полководец, князь Скопин-Шуйский. Он получил от преподобного крест и благословение на борьбу с поляками. За духовные подвиги прп. Иринарх был наделен даром прозорливости, мог исцелять людей от многих болезней душевных и телесных. Источник преподобного был ископан им еще в юности. Здесь он любил уединяться для молитвы, здесь позднее построил часовню. С того времени часовня у источника не раз перестраивалась и обновлялась. А место это становилось все более и более известным. Ежегодно приходили сюда крестным ходом из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря братия и многочисленные паломники. Более 300 лет существовала эта традиция. Люди ходили к святому источнику преподобного Иринарха, где получали исцеления от тяжких болезней, помощь в разных жизненных обстоятельствах. Традиция совершать крестные ходы из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря к источнику преподобного Иринарха Затворника была возобновлена 11 лет назад. По дороге сотни паломников останавливаются в селах и деревнях, совершают там молебны. Как правило, это приходится делать под открытым небом, так как многие храмы разрушены. Верующие по очереди несут вериги преподобного Иринарха. В Борисо-Глебский монастырь ежегодно собираются тысячи паломников из разных городов России и из-за рубежа, которые приезжают на престольные праздники, традиционные Всероссийские Иринарховские чтения и на четырехдневный крестный ход. Монастырь находится в 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В 1994 году монастырь был передан Русской Православной церкви. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/440381.htm...

Борисоглебский. Церковь Иринарха Затворника. Карта и ближайшие объекты Владыка Рыбинский и Угличский Вениамин благословил сбор средств на строительство храма прп. Иринарха Затворника с приделами прп. Сергия и прпмчц. вел. кн. Елизаветы (Романовой) и часовни «Нечаянная радость с предстоящими св. Николаем и св. Спиридоном» в пос. Борисоглебском Ярославской области. Смутное время в России заняло период 1605-1613 годов. Именно тогда Ярославлю удалось сыграть решающую роль в сохранении русского государства. Особую роль в преодолении смуты сыграл преподобный Иринарх-Затворник Борисоглебский, 400-летие преставления которого будет праздноваться в 2016 году. В честь этого юбилея решено построить приходской храм прп. Иринарху Затворнику, которому в России не существует до сих пор ни одного храма, хотя значение его благословений на защиту Отечества князьям Михаилу Скопину-Шуйскому и Дмитрию Пожарскому неоценимо велико - они привлекли Божию Милость к ратным подвигам русских воинов в борьбе с польско-литовскими захватчиками. По этой причине храм будут украшать фрески, изображающие благословения прп. Иринархом этих легендарных князей и их воинств. Русскую землю вновь терзает смута, не менее тяжкая, чем в те далёкие времена, а может быть и более глубокая по причине духовной расслабленности нашего народа и для поднятия народного духа необходима трезвенная память о событиях смутного времени начала 17 столетия, через призму которого возможно найти выход из кризиса нашей Родине уже в 21 веке. Главный престол храма будет посвящён прп. Иринарху, в малом приделе будет размещён престол в честь прп. Сергия Радонежского, на фасаде которого будет фреска-изображение благословения прп. Сергием князя Димитрия Донского и его войска, а третий придел будет иметь престол преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой и крестильную купель для полного погружения новокрещаемых. Этот придел необходим в связи с празднованием 400-летия Дома Романовых, воцарению которых молитвенно содействовал прп. Иринарх Затворник.

http://sobory.ru/article/?object=38302

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010