Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Попов Илья Константинович; 13.07.1875, с. Дуброво Угличского у. Ярославской губ.- 14.02.1938, Пенза), еп. Пензенский. Из семьи священника. В 1897 г. окончил Ярославскую ДС. В 1903 г. поступил послушником в скит Параклита (Св. Духа Утешителя) при Троице-Сергиевой лавре. В 1904 г. принял монашеский постриг с именем Ираклий. 12 февр. 1905 г. рукоположен во диакона, 5 сент. 1910 г.- во иерея. Заведовал в ТСЛ церковноприходскими школами и типографией. С 1919 г. насельник томского во имя прп. Алексия, человека Божия, муж. мон-ря . В 1922 г. возведен в сан архимандрита, стал настоятелем Алексиевского мон-ря. Был ближайшим помощником управляющего Томской епархией Барнаульского еп. Виктора (Богоявленского) , которому его рекомендовал Патриарх свт. Тихон . В июле того же года, во время кампании по изъятию церковных ценностей , арестован вместе с еп. Виктором и большой группой духовенства. Обвинялся в сокрытии икон и серебряных риз. Содержался в Томске в доме лишения свободы, затем в изоляторе специального назначения. 20 июля 1922 г. вместе с еп. Виктором и еще 6 обвиняемыми приговорен Томским губ. революционным трибуналом к расстрелу. 6 окт. смертный приговор был отменен по кассации. 4 нояб. 1922 г. на выездной сессии судебной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала РСФСР вместе с др. обвиняемыми был вновь приговорен к расстрелу без права обжалования, однако в тот же день секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе телеграммой запретил приводить приговор в исполнение и дал указание о направлении дела на доследование в Москву. 2 марта 1923 г. Президиум ВЦИК заменил высшую меру наказания 10 годами лишения свободы, вскоре срок заключения был снижен до 3 лет строгой изоляции. После досрочного освобождения служил с июля 1924 г. настоятелем храма в г. Канске Енисейской губ., был благочинным церквей Канского окр. (по др. данным, освободившись из тюрьмы, некоторое время проживал в Иркутске, после чего переехал в Канск). 27 сент. 1925 г. хиротонисан в Москве во епископа Киренского. Стал викарием Иркутской епархии. В окт. того же года пребывавшим в Москве Иркутским архиеп. Гурием (Степановым ; с нояб. 1925 в заключении) назначен временно управляющим Иркутской епархией. В Иркутске представители власти требовали от него отказаться от прав на управление епархией, однако И. продолжал архиерейское служение. Организовал оказание помощи репрессированным священнослужителям. В храмах устраивались тарелочные и кружечные сборы в пользу находившегося в Иркутске ссыльного духовенства. Когда через Иркутск проводили этап, в к-ром следовал в Якутскую ссылку архиеп. Гурий, в городских храмах звонили во все колокола.

http://pravenc.ru/text/673853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской епархии (см. Иркутская и Ангарская епархия ), названо по г. Киренск (ныне Иркутской обл.), существовало в 1883-1930 гг. 6 авг. 1883 г. в ответ на ходатайство Иркутского еп. Вениамина (Благонравова) имп. указом было определено: в целях улучшения деятельности духовной миссии среди бурят-буддистов назначить начальника Иркутской миссии архим. Макария (Дарского) 2-м викарием Иркутской епархии с титулом «епископ Киренский» и совершить его хиротонию в Иркутске (Иркутские ЕВ. 1883. 40. С. 211-213). Синод принял соответствующее решение 17 авг. 1883 г. 9 окт. в иркутском в честь Вознесения Господня (Иннокентиевском) муж. мон-ре была совершена хиротония архим. Макария во епископа Киренского, 2-го викария Иркутской епархии, с оставлением его в звании начальника Иркутской миссии. Викарные епископы являлись настоятелями иркутского Вознесенского муж. мон-ря, где и проживали. В 1908 г. Киренский еп. Иоанн (Смирнов) возглавил епархиальное братство во имя свт. Иннокентия, еп. Иркутского, занимавшееся просветительской и благотворительной деятельностью (в 1901-1907 во главе братства стоял прот. иркутского Богоявленского собора Ф. Ф. Верномудров). В 1909 г. еп. Иоанн посетил Пекинскую и Японскую духовные миссии и передал Японскому архиеп. св. Николаю (Касаткину) икону свт. Иннокентия Иркутского, денежные пожертвования и часть книг из б-ки иркутского Вознесенского муж. мон-ря. В 1918 г. братство во имя свт. Иннокентия упразднили, последним его руководителем был Киренский еп. Зосима (Сидоровский; с дек. 1918 епископ Иркутский). В нач. 1921 г. власти закрыли иркутский Вознесенский мон-рь, настоятелем к-рого являлся Киренский еп. Борис (Шипулин) ; в присутствии епископа были вскрыты мощи Иркутского еп. свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Последним Киренским епископом стал Ираклий (Попов) , хиротонисанный 27 сент. 1925 г. в Москве и в окт. того же года назначенный временно управляющим Иркутской епархией (до 18 нояб. 1926). Живя в Иркутске, еп. Ираклий организовал помощь ссыльному духовенству, боролся с григорианским расколом . 12 апр. 1927 г. епископ был арестован, приговорен к 3 годам ссылки, после окончания которой, в сент. 1930 г., назначен епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии (по др. сведениям, это назначение состоялось в 1928). Впосл. К. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/1840169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖНЕУДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Верхоленской епархии (см. ст. Иркутская и Ангарская епархия ), существовало в 1924-1929 гг., получило название по г. Нижнеудинску (ныне адм. центр Нижнеудинского р-на Иркутской области ). Согласно материалам переписки патриарха Московского и всея России свт. Тихона с разными лицами, вопрос об учреждении Н. в. поднимался в 1921 г. (Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 669-670). Однако сведений об образовании епископии в то время не выявлено. По данным церковного историка М. Е. Губонина , в 1924 г. Нижнеудинским викарным архиереем числился еп. Виктор (Богоявленский) . Не позднее сент. 1924 г. он был арестован, по нек-рым сведениям, в янв. 1925 г. содержался в иркутской тюрьме; в этот период материальную помощь архиерею оказывала мц. Татиана Гримблит . После досрочного освобождения еп. Виктор был возведен в сан архиепископа и в марте 1925 г. определен на Омскую кафедру. 11 сент. 1924 г. на Нижнеудинскую кафедру был назначен вернувшийся из заключения и с авг. того же года проживавший в Иркутске еп. бывш. Любимский Кирилл (Соколов) . Ему было вверено также временное управление Иркутской епархией. После назначения Нижнеудинским викарием архиерей продолжал пребывать в Иркутске. Местные власти отказали еп. Кириллу в регистрации, 9 окт. 1925 г. он покинул город, а в нояб. того же года был определен епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. На территории Н. в. получило распространение обновленчество : согласно отчету Иркутского раскольничьего «архиепископа» Василия Виноградова, в 1925 г. в Тулунском у. (название Нижнеудинского у. с 1922) насчитывалось 22 «тихоновских» прихода и 29 обновленческих, а в Иркутске - 14 «тихоновских» приходов и 9 обновленческих. В февр. 1926 г. зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил на Нижнеудинскую кафедру еп. бывш. Ейского Евсевия (Рождественского ; впосл. архиепископ). Митр. Сергий также поручил еп. Евсевию временное управление Иркутской епархией. Однако временно управлявший епархией с окт. 1925 г. Киренский еп. Ираклий (Попов) , к-рого поддерживало большинство иркутского духовенства, не признал назначение еп. Евсевия и продолжил управлять епархией. Еп. Ираклий окормлял 10 иркутских приходов, еп. Евсевию подчинялись лишь 4 прихода. Во главе небольшой группы клириков - сторонников еп. Евсевия - стоял прот. Николай Пономарёв, к-рого этот архиерей назначил секретарем Иркутского ЕУ. 15 июня 1926 г. митр. Сергий повторно поручил временное управление епархией еп. Ираклию, а в сент. того же года еп. Евсевий подал прошение об увольнении на покой. Вскоре Пономарёв был уволен за штат.

http://pravenc.ru/text/2565234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГУРУСЛАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской (1923-1927), затем Оренбургской епархии (1927-1937), названо по г. Бугуруслану (совр. Оренбургская обл.). Как и на большинство викарных кафедр, открытых после 1917 г., на Б. в. назначались епископы, проживавшие в Бугуруслане на поселении или в ссылке. На Б. в. был переведен с Бугульминского вик-ства еп. Алексий (Орлов). Известно датированное 26 сент. 1923 г. письмо к Патриарху Тихону Бугурусланского еп. Алексия (Орлова), вик. Самарской епархии, в к-ром еп. Алексий сообщает об аресте Самарского еп. Анатолия (Грисюка) и о своем вступлении в управление епархией по благословению еп. Анатолия. Алексий (Орлов) стал епископом Бугурусланским, по-видимому, во 2-й пол. сент. 1923 (3 июня он был хиротонисан во епископа Бугульминского), но не позднее 1924 г. он был назначен на Курганскую кафедру. С 1927 по 1928 г. епископом Бугурусланским Самарской епархии являлся Герман (Коккель) . В 1-й пол. 1930 г. на Б. в. был назначен сщмч. Иоанн (Троянский) , но вскоре назначение было отменено, и с 15 июля по 15 дек. 1930 г. Бугурусланским викарием являлся еп. Ириней (Шульмин) . С 19 февр. по 10 мая 1931 г. вик-ство возглавлял еп. Мефодий (Абрамкин) ; с 16 сент. 1931 по лето 1933 г.- еп. Ираклий (Попов) ; со 2 июля 1933 по 10 мая 1934 г.- еп. Артемон (Евстратов) . С 30 сент. 1935 по нояб. 1936 г.- вновь Ираклий (Попов), с 30 нояб. по 20 дек. 1936 г.- еп. Андрей (Солнцев). С 21 янв. 1937 г. Б. в. в 3-й раз управлял еп. Ираклий (Попов), 22 февр. 1937 г. назначенный на Пензенскую кафедру, после чего Б. в. прекратило существование. В 20-30-х гг. действовало обновленческое Б. в., к-рое возглавляли: Николай Князев (сент. 1924-1925); Анатолий Левицкий (4 февр. 1927-1927); Георгий Лапшин (11 нояб. 1927-25 авг. 1929); Василий Виноградов (с окт. 1929); Константин Симонов (1932-1934); Владимир Сычёв (с 1934). Лит.: Иоанн (Снычёв). Топография. Т. 1. С. 32; Мануил. Русские иерархи. 1893-1965. Ч. 1. С. 147; Ч. 2. С. 405; Ч. 3. С. 318; Ч. 4. С. 40, 55, 337; Ч. 5. С. 334; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 67; Мануил. Каталог рус. архиереев-обновленцев. С. 654, 659, 681, 682, 714, 728, 801. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153551.html

31 окт.- 4 нояб. 1922 г. выездная сессия судебной коллегии повторно рассмотрела дело и признала В. и еще 11 священников виновными в том, что, «являясь членами иерархии православной церкви, занимая... должности в Томской епархии, использовали эту легальную организацию в целях свержения завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего на основании Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства» (Там же. Л. 148/273 об.). В., архим. Ираклий (Попов) и неск. священников вновь были приговорены к расстрелу без права обжалования приговора. Сразу после оглашения приговора с особым мнением выступил член суда Т. Ф. Карелов, оспоривший решение суда. О приговоре телеграфировали в Верховный трибунал в Москву. В тот же день была получена ответная телеграмма за подписью секретаря ВЦИК А. Енукидзе с приказанием - исполнение приговора немедленно остановить, направить дело в Москву для рассмотрения. 2 дек. 1922 г. судебная коллегия Сибирского отд-ния Верховного трибунала рассматривала вопрос о возможности применения к приговоренным по «делу томских церковников» амнистии в связи с 5-летней годовщиной Октябрьской революции и решила к приговоренным к высшей мере наказания амнистии не применять. Решением Президиума ВЦИК от 2 марта 1923 г. высшая мера наказания В. и 2 др. осужденным была заменена 10 годами лишения свободы, через полгода срок сократили до 6 лет, в февр. 1924 г.- до 5 лет. По данным М. Е. Губонина , в 1924 г. В. числился епископом Нижнеудинским, однако известно, что в янв. 1925 г. архиерей находился в тюрьме в Иркутске ( Дамаскин (Орловский), игум. Житие мц. Татианы (Гримблит; 1903-1937)//Моск. ЕВ. 2003. 4-5). В. был освобожден досрочно, в марте 1925 г., после возведения в сан архиепископа назначен управляющим Омской епархии, к тому времени почти целиком перешедшей в обновленчество (за раскольниками числилось 111 приходов с 81 священником). В. начал объезжать приходы епархии, проповедуя и объясняя вред раскола. В результате активной деятельности архиерея в лоно Церкви ежемесячно возвращалось ок.

http://pravenc.ru/text/158540.html

В февр. 1926 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) назначен епископом Нижнеудинским, как викарий временно управлял Иркутской епархией. Однако назначенный прежде управляющим епархией Киренский еп. Ираклий (Попов) , поддержанный большей частью иркутского духовенства, не признал назначения Е. В сент. Е. подал прошение о выходе на покой. В связи с назначением 18 нояб. 1926 г. управляющим Иркутской епархией Охотского еп. Даниила (Шерстенникова) , бывшего ранее попечителем Забайкальской и Нерчинской епархии, 22 нояб. Е. был назначен на Читинскую кафедру. Однако сразу по получении извещения о назначении он подал ходатайство на имя митр. Сергия об оставлении на покое. Между тем из-за отъезда еп. Даниила в Иркутск (кон. нояб.- нач. дек. 1926) в Чите среди правосл. верующих, лишившихся архиерея, возникло замешательство, к тому же вновь усилили агитацию обновленцы. В силу этих обстоятельств между епископами Даниилом и Е. велась довольно резкая по тону переписка. Е. настаивал, что пребывает на покое и занять Читинскую кафедру не может; еп. Даниил же полагал, что Е. не может считать себя свободным от исполнения канонических правил. В связи с данными обстоятельствами 1 февр. 1927 г. еп. Даниил по просьбам Читинского епархиального совета согласился взять на себя попечение также и о Забайкальской епархии. После подтверждения назначения на Читинскую кафедру Е. счел должным отказаться от прошения об оставлении на покое. 22 окт. 1927 г. он прибыл в Читу и приступил к управлению епархией с титулом «епископ Забайкальский и Нерчинский» (1-й правящий Читинский епархиальный архиерей после отъезда в 1920 в эмиграцию еп. Мелетия (Заборовского) ). Первое время Е. проживал в сторожке Градо-Читинского Казанского собора, а затем в доме своего ближайшего друга и соратника прот. Николая Любомудрова. Под началом Е. в тот период пребывало ок. 140 правосл. приходов. Основной задачей было сохранение возрожденной еп. Даниилом в епархии канонической Церкви, к-рой угрожали как прямые гонения со стороны властей, так и инспирируемые ими действия раскольнических группировок, прежде всего обновленцев.

http://pravenc.ru/text/187372.html

В 1923 году монастырь был закрыт; последним настоятелем обители был архимандрит Ираклий (Попов), который, впоследствии став епископом на Урале, был расстрелян в 30-х годах. В том же году происходили многочисленные явления святого праведного Феодора Томского у часовни и над стенами обители. По одним сведениям, насельники обители были расстреляны в Томске, на Каштачной горе, по другим — монашеская братия перешла на свою заимку в устье реки Большой Киргизки, где просуществовала до лета 1937 года. Дальнейшая судьба насельников осталась неизвестна. В 1941-1945 гг. в монастыре располагался военный госпиталь. Со временем монастырские здания были переданы Томскому педагогическому техникуму, в том числе и частично разобранная Казанская церковь, с которой сорвали все главы с крестами, снесли колокольню, переоборудовали ее помещение под мастерские и хозяйственные нужды, а затем в ней устроили спортзал. В 1992 году здание Казанского храма и часть келейного корпуса было полностью передано Томскому благочинию Русской Православной Церкви. В пасхальную ночь 1992 года состоялось первое богослужение в реставрируемом храме. 5 июля 1995 года состоялось обретение мощей святого праведного Феодора Томского. Мощи пребывают в Казанском храме монастыря. В 1996-1998 гг. была восстановлена часовня над местом его захоронения. Начиная с 1992 года монастырь восстанавливался практически из руин. За это время был полностью восстановлен Казанский храм, в том числе и на средства, выделенные государством в рамках программы «Культура России». Была заново отстроена монастырская стена, расселены жилые дома, находившиеся на монастырской территории. В 2006-2010 гг. в ограде обители был возведен новый трехэтажный корпус с домовым храмом во имя Трех святителей. В нем открылся церковно-культурный центр и детская воскресная школа. В монастыре действует самая большая в городе библиотека духовной литературы. В настоящее время начались строительные работы по возведению северного корпуса монастыря. 22 сентября 2013 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3252804...

В Курганской обновленческой епархии в 1922 г. насчитывалось 109 приходов - подавляющее большинство церквей региона. В 1922-1923 гг. обновленческая епархия состояла в ведении ВЦУ, в июле 1923 г. раскольническое Сибирское областное церковное управление (Сибирская митрополия) выступило за подчинение себе Курганской епархии с понижением ее до статуса вик-ства Челябинской епархии. В сент. 1923 г. ВЦУ утвердило включение Курганской епархии в Сибирскую митрополию. 6 нояб. 1924 г. митрополия назначила в Курган Павлодарского «архиепископа» Михаила Фивейского. В ответ епархиальное собрание духовенства и мирян 9-11 дек. заявило, что если курганские обновленцы не найдут защиты у синода, то епархия объявит себя автокефальной. В итоге епархия была оставлена самостоятельной. Не позднее апр. 1925 г. она вошла в новосозданное обновленческое Уральское областное митрополитанское церковное управление (учреждено в связи с образованием в кон. 1923 в составе Уральской обл. Курганского окр.). При этом епархия расширила свои границы за счет присоединения нек-рых волостей Челябинского и Ялуторовского уездов, в нач. 1924 г.- Шадринского у. С 1934 г. обновленческая Курганская епархия входила в Челябинскую митрополию. Живоцерковники стремились всячески доказать свою лояльность государству, значительное церковное имущество было передано в фонд индустриализации. Однако это не спасло обновленческую кафедру от закрытия. 17 апр. 1936 г. здание Рождество-Богородицкой ц. в Кургане, при к-рой находилось обновленческое епархиальное управление, было передано муз. мастерской. Обновленческой Курганской епархией управляли: Иоанн Туторский (авг.-нояб. 1922), Константин Прокопьев (нояб. 1922 - нояб. 1924), Михаил Фивейский (1924-1925), Аристарх Николаевский (окт.-дек. 1925), Василий Бехтерев (1926-1927), Николай Шумовский (авг.-нояб. 1927), Филарет Домрачёв (1927-1928), Сергий Волков (1928-1929), Димитрий Крылов (1931), Сергий Баженов (1931-1934), Серапион Сперанцев (1934-1936). Внутренние конфликты в раскольнической епархии в 1923-1924 гг. привели к тому, что влиятельные ее деятели: благочинный Кургана прот. И. Редькин, священники К. Зотов, К. Парфёнов и др.- вернулись через покаяние в православную Церковь. В 1924 г. получило окончательное оформление К. в. в составе Тобольской епархии патриаршей Церкви. Вначале приходами К. в. временно управлял хиротонисанный в июле 1924 г. Ялуторовский еп. Серафим (Коровин). Первым Курганским епископом стал сщмч. Алексий (Орлов) . Имеются сведения о том, что занимавший Курганскую кафедру в 1933-1934 гг. Ираклий (Попов) титуловался как самостоятельный епархиальный архиерей, но это могло быть связано с отсутствием архиерея в Тобольске, поэтому его полномочия делегировались викарию. Архиереи

http://pravenc.ru/text/2462285.html

1789 г. – освящается главный придел храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 1807 г. – восстановление архимандритии в монастыре. 1818 г. – при монастыре устроена русско-латинская гимназия. 1820 г. – гимназия преобразована в Томское духовное училище. 1834 г. – открытие Томской епархии. 1835 г. – Богородице-Алексиевский монастырь становится резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом. 1836 г. – начата постройка каменной монастырской ограды. 1860 г. – строится колокольня каменного собора. 1863 г. – в обители установлен «Торжественный» 303-пудовый колокол. 1864 г. – кончина старца Феодора Кузьмича (св. прав. Феодора Томского). 1884 г. – в монастыре был построен каменный настоятельский корпус. 1891 г. – обитель посещает Цесаревич Николай Александрович, будущий царь Николай II. 1904 г. – над склепом св. Феодора Томского возводится каменная часовня. 1908 г. – настоятелями Богородице-Алексиевского монастыря становятся викарные епископы с титулом «Барнаульский». 1923 г. – закрытие монастыря; последним настоятелем обители был архимандрит Ираклий (Попов), который, впоследствии став епископом на Урале, расстрелян в 30-х годах. 1923 г. – многочисленные явления св. прав. Старца Феодора Томского у часовни и над стенами обители. 1936 г. – сгорело, было перестроено и отчуждено от монастыря здание архиерейского дома и домовой церкви. 1936 г. – была разобрана часовня св. прав. Феодора Томского. 1937 г. – была подожжена загородная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1941-45 г.г. – в монастыре располагается военный госпиталь. 1960-е г.г. - разбирается каменная ограда и ворота обители. 1991 г. – территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II. 1992 г. – епископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил торжественное открытие Томского Богородице-Алексиевского монастыря. 1995 г. – обители был передан отреставрированный Казанский собор. 1995 г. – состоялось обретение мощей св. прав. Феодора. 1996 г. – возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.

http://sobory.ru/article/?object=09738

18 дек. 1928 г. еп. Кирилл был арестован вместе с Глаголевым и проживавшим в Пензе в ссылке еп. Нифонтом (Фоминым) . В 1929 г. еп. Кирилла по обвинению в нарушении налогового законодательства осудили на год принудительных работ. После выхода постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апр. 1929 г. борьба с религией ужесточилась, участились аресты священнослужителей, монашествующих и мирян, началось массовое закрытие храмов. 17(13?) янв. 1931 г. еп. Кирилл был арестован по групповому делу в числе большой группы священнослужителей Пензенской епархии. После этого приходы Пензенской епархии временно окормляли Саранский еп. Филипп (Перов; с 1934 архиепископ) и викарий Самарской епархии Кузнецкий еп. Серафим (Юшков). 22 нояб. 1933 г. на Пензенскую кафедру определен архиеп. Алексий (Кузнецов) , однако уже 27 марта 1934 г. он был назначен архиепископом Тобольским. 9 мая того же года назначение на Пензенскую кафедру получил еп. Ириней (Шульмин) , 21 мая 1935 г. он был переведен на Куйбышевскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а на Пензенскую кафедру назначен викарий Горьковской епархии Марийский еп. Авраамий (Чурилин) . Однако еп. Авраамий в Пензу выехать не успел, поскольку 23 мая был арестован в Йошкар-Оле. 23 сент. 1935 г. Пензенским епископом определен сщмч. Феодор (Смирнов) . Вместе с ним в Митрофановской ц. служил свящ. сщмч. Гавриил Архангельский , активно содействовавший Пензенскому епископу в борьбе с обновленчеством (в частности, призывал обновленческий клир пензенской Успенской ц. воссоединиться с канонической Церковью). В окт. 1936 г. еп. сщмч. Феодор и свящ. сщмч. Гавриил были арестованы в числе группы священнослужителей по обвинению в принадлежности к контрреволюционной орг-ции. 4 сент. 1937 г. архиерей и свящ. сщмч. Гавриил были расстреляны в Пензе (из проходивших по делу 6 чел. были казнены 5). 22 февр. 1937 г. на Пензенскую кафедру назначен еп. Ираклий (Попов) . Во время его пребывания на кафедре единственным действующим правосл. храмом во всей епархии оставалась Митрофановская ц. На Пасху 1937 г. эта небольшая церковь могла вместить лишь часть прихожан, остальные стояли на улице. Верующие безуспешно ходатайствовали перед горсоветом об открытии еще одного храма. Штатные священнослужители Митрофановской ц. часто менялись в связи с их арестами. Нередко еп. Ираклию сослужили приезжавшие в Пензу священнослужители закрытых сельских приходов. 22 дек. 1937 г. были арестованы еп. Ираклий и клирики Митрофановской ц. По одному делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации» с каноническим Пензенским архиереем проходил обновленческий Пензенский «архиепископ» Сергий Сердобов с группой раскольничьего духовенства. 14 февр. 1938 г. еп. Ираклий был расстрелян во дворе пензенской тюрьмы вместе с др. осужденными. После ареста еп. Ираклия Пензенская кафедра вдовствовала до 1944 г.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010