Ираклий приобрел себе благоволение Керим-шаха, выдав ему его соперника Авганского, бежавшего в Грузию. Имя Царя было уже столь славно повсюду, что к его покровительству прибегали соседние властители; а между тем сильной рукой непрестанно отражал Ираклий нападения Курдов и Лезгин. Возмущение Эристава Рачи против царя Имеретинского и нашествие Турок побудили Соломона просить покровительства России. Граф Тотлебен послан был с малым отрядом на помощь к Царю, но еще, прежде его прихода, Соломон одолел непокорных и с дружиною Русских выгнал Турок из своих пределов. Военачальник Русский, соединившись с Ираклием, двинулся к Ахалциху, но возникшее между ними несогласие остановило на пути Графа. Не смутился Ираклий, с горстью храбрых напал в ущелии Боржумском на полчища Турков и Лезгин, разделенных Курою, и, истребив мосты, одержал над ними блистательную победу. Ираклий же продолжал поход и разорял пределы Ахалциха и Карса, доколе с разрешения Шаха не заключил славного мира с Султаном Турецким. Так протекало, в непрестанных битвах, воинственное царствование последнего витязя Грузии: когда мирно было со стороны Персии и Турции, Лезгины не давали ему покоя и сделались еще предприимчивее под предводительством Омар-хана Аварского, которого имя записано кровавыми чертами в летописи этой эпохи. С юга беспрестанно тревожила мятежная Гянджа, так что Ираклий овладел, наконец, городом и временно поставил там своих наместников; он принудил и Гуссейн-хана Эриванского платить ему обычную дань. Так действует гении одного великого мужа, ибо не было у Ираклия ни сильных войск, ни денежных средств для поддержания стольких войн, но никогда не изменяло ему мужество и всегда бежали пред ним враги. По смерти Керим-шаха, родственник его Али-Мурат требовал покорности от Царя, но он не хотел более подчиняться непрочным властителям Персии и предпочел подданство России. 1784г., Ираклий послал в Георгиевск, князей Мухранского и Чавчавадзе, заключить условия подданства с полномочными великой Екатерины, и генерал Потемкин с малым отрядом перешел горы для охранения Грузии. Омар-хан бежал от союзников; смятенная Гянджа умолила Царя восстановить у нее прежний род ханский; но Турки, раздраженные покровительством России, вооружились против Ираклия и были опять им разбиты с помощью Русских. Соломон великий умер, и воцарился в Имеретин двоюродный брат его Давид; но племянник того же имени, внук царя Ираклия по матери, убедил деда доставить ему престол, на который имел больше прав. Он достиг цели и, оружием Грузин, взошел на царство с именем Соломона II; но это произвело междоусобие, в которое вмешались Турки и Лезгины. Изгнанный Давид бежал в Ахалцих, и не без кровопролития принудили его отказаться от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Весь штат слуг его самого, его жен и придворной знати был поставлен под оружие и усилил армию Рахзада. Укрепленная позиция была выбрана на берегу реки Нахравана (Ναρβς у Феофана) и в подкрепление к войску туда было собрано 200 боевых слонов. 312 Укрепившись на избранном месте, персы разрушили мосты. 7 января Ираклий выступил из Дастагерда и после трехдневного перехода сделал остановку на расстоянии 12 рим. миль от Нахравана. Отсюда он выслал на рекогносцировку турмарха армянских войск Георгия. Обследовав местность, Георгий донес, что мосты разрушены и переправа невозможна ввиду глубины реки и обрывистых ее берегов. Ираклий прекратил преследование и отступил в направлении на северо-восток по течению реки Диалы. 313 Пройдя провинцию Бет-герма, он занял город Шахразур (Сиазур у Феофана) на верхнем течении реки. 314 На этой стоянке Ираклий оставался до 24 февраля, рассылая во все стороны грабительские отряды, которые продолжали разорение и опустошение страны. 24 февраля Ираклий начал переход через горный перевал и преодолел на пути немало трудностей под непрерывно падавшим снегом. Достигнув города Барзы, он сделал остановку на семь дней. 315 Здесь Ираклий получил определенное известие о важном событии, которое готовилось в Персии. Жестокий режим, который держал Хосров, его алчность в собрании сокровищ и те тяжкие бедствия, которые причинил Ираклий своим вторжением в самое сердце государства, подняли волну недовольства в среде персидской знати. Малодушие, которое проявил Хосров во время своего бегства из Дастагерда, произвело глубокое впечатление на современников и сохранено в памяти потомства в точных записях у летописцев и историков. Но ближайшим поводом к заговору послужило то, что, находясь уже в Селевкии, он задумал обеспечить преемство власти по своему усмотрению и наметил своим преемником старшего сына своей любимой жены Ширин Мердасана, как передавали византийцы персидское имя Мердан-шах. Среди многочисленных сыновей Хосрова, которых он держал в большой строгости и которые могли по его смерти ждать печальной участи истребления, как нередко бывало в судьбах дома Сасанидов, проявилась энергия сопротивления, и старший сын Хосрова, Широе, он же Кавад, решился сделать попытку устроить переворот в свою пользу. Он вступил в сношения с тысяченачальником гвардии Хосрова, по имени Аспад-Гушнасп, который раньше был офицером в армии Шахрбараза. Сношения велись в глубокой тайне через молочного брата Широе. Изменив Хосрову, Аспад-Гушнасп подействовал на настроение других и скоро к нему примкнуло 24 офицера («комита») и много солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

5 октября 610 г. Фока был низвергнут. Хронограф повествует: «После того как Фока был разбит, один вельможа, Фотин, оскорбленный Фокой в лице своей супруги, с толпой воинов вошел во дворец и, бесчестно стащив с трона окаянного Фоку, сорвал с него царскую одежду и, надев черное рубище, а на шею цепь, в таком бесчестном и жалком виде представил его Ираклию. Ираклий, посмотрев на Фоку, сказал: «Так-то, окаянный, ты управлял государством!» А тот, как человек отчаянный, ответил: «Ты будешь управлять лучше». Тогда Ираклий приказал сначала отсечь Фоке руки и ноги, а потом живым резать на куски; тайные члены отсечь и привязать к копьям за безмерные осквернения, какие совершал Фока; в заключение - отсечь голову, и обезображенный труп мрачной памяти Фоки сжечь на так называемом бычачьем рынке, - без христианского погребения... Так кончали жизнь христианские императоры...» Сразу же после казни Фоки Ираклий был коронован и взошел на царский престол. Несмотря на способности, молодость и энергичность нового императора Ираклия (610-641), его положение выглядело чрезвычайно тяжким. Наследие власти было безотрадно: пустая казна, деморализованная армия и напор двух смертельно опасных врагов: аваров и персов. Ираклий - сын экзарха Африки, выходца из каппадокийской семьи, возможно, армянского происхождения. Он, безусловно, был одним из самых блестящих полководцев на византийском троне. Но в начале его правления положение казалось безнадежным даже и для гения войны. Ираклий предложил Хозрою мир на самых выгодных для того условиях, но гордый перс отказался. Император был вынужден продолжать вести войну, которая длилась без перерыва 19 лет. Обе стороны рассматривали войну как религиозное сражение между двумя мировыми религиями: христианством и зороастризмом. Каждая из сторон боролась не за преходящие политические выгоды, а за конечное торжество всеобщей и абсолютной Истины, как она виделась каждой из них. Хотя религиозные ценности играли роль во всех войнах древнего мира, никогда ранее их столкновение не было столь ярко выраженным и очевидным.

http://sedmitza.ru/lib/text/434775/

Несмотря на достигнутые в 50-60-х гг. XVIII в. успехи, Ираклий II и Соломон I понимали, что противостоять Ирану и Турции, рассчитывая лишь на свои силы, невозможно, поэтому необходимо было искать поддержки у единоверцев, заинтересованных в союзе с Г. В 1752 г. и 1760-1762 гг. из Картли и Кахети в Россию были направлены посольства, не принесшие видимых результатов; последнее посольство возглавил Теймураз II, скончавшийся в России. После его смерти Ираклий II объединил под своей властью Картли и Кахети. В 1768 г. Соломон I направил в Россию для переговоров митр. Кутаисского Максима (Абашидзе) (впосл. католикоса-патриарха Абхазского), начавшаяся русско-тур. война послужила поводом к установлению союзнических отношений между Россией и Г. Ираклий II и Соломон I согласились в случае отправки на Кавказ рус. войск выступить против турок. В 1769 г. в Г. был направлен отряд под командованием рус. ген. Г. К. Г. Тотлебена. В марте 1770 г. Ираклий II с 7-тысячным войском и рус. экспедиционный корпус численностью 1200 чел. начали военные действия. Вскоре Тотлебен увел рус. войска в Картли. 20 апр. того же года у Аспиндзы Ираклий II одержал крупную победу над объединенными силами турок и леков (лезгинских племен). Тем временем Тотлебен неудачно попытался свергнуть царя Ираклия с престола, впосл. у него начались разногласия с Соломоном, поэтому Тотлебен был отозван в С.-Петербург. В мае 1772 г. Екатерина II отдала распоряжение рус. корпусу покинуть пределы Г. В дек. 1771 г. Ираклий II вновь направил в С.-Петербург посольство во главе с католикосом-патриархом Антонием I и своим сыном Леваном с просьбой о вступлении под покровительство России, однако переговоры (1772) не принесли результатов. Турки заняли Н. Гурию и предприняли попытку покорить Имерети, однако в 1774 г. в ущелье р. Чхеримелы Соломон I разбил 4-тысячный отряд ахалцихского паши. В 1774 г. между Россией и Турцией был заключен Кючюк-Кайнарджийский мир, согласно к-рому (п. 23) Россия приняла обязательство не вмешиваться в дела Зап. Грузии, а Турция отказывалась от взимания дани с Имерети и Мегрелии, размещения своих гарнизонов и обязывалась не притеснять христиан. В нояб. того же года Соломон I обратился к Екатерине II с прошением принять Имерети под свое покровительство, но императрица не сочла возможным обострять отношения с Турцией.

http://pravenc.ru/text/168205.html

После того как император Маврикий был убит (601 г.) , Фокой, осуществившим это, была захвачена императорская власть. Дела христиан были доведены им до таких бедствий, что многими распевалось, что, в то время как персы извне опустошают державу ромеев, Фока прилагает к этому еще более силы изнутри.   Это сделалось невыносимым для ромеев. Поэтому тогдашние правители Ливии, которые набрались смелости благодаря большому расстоянию, а также и потому, что им была вручена Маврикием стратигия (это были два брата — Ираклий и Григорий), договорились послать совместно сыновей (610 г.) с обоюдным условием, чтобы тот из них, который прибудет вперед, если сможет, захватил бы императорскую власть. И вот они послали морем Ираклия, сына Ираклия, снарядив большой флот из судов, заполненных командами из афров и маврусиев.   Никиту же, сына Григория, с многочисленным конным войском послали сушей. Ираклий, сопутствуемый счастливым жребием и нагруженный самыми благоприятными ветрами, опередил Никиту, благополучно приплыл в Византию и уже приблизился к захвату города. Крисп же, это был зять Фоки, который тогда занимал пост эпарха города (ton tou uparcou thV polewV Jronou) и был могущественным среди императорских людей, был враждебно настроен по отношению к Фоке, потому что был им всячески оскорбляем по причине низвержения его, Криспа, статуи. Дело в том, что как–то димоты из партий противоположных цветов незаконно поставили ее наравне со статуей (th eikoni) Фоки.   И он вступил на путь коварства. Уверяя обманным образом Фоку, что он трудится в его пользу, и подтверждая, что Ираклий пришел на собственную погибель, он в то же время содействовал Ираклию к лучшему осуществлению [его целей]. И окружающие Фоку зрители   сколь и граждане (kai oson politikon) восстали, ибо уже димоты из партии зеленого цвета [прасины] подожгли императорские помещения [кесарий] и возглашали о чужом царствовании. Но узнав о сильном наступлении на них войск Ираклия, они покинули императора и перешли на их сторону. Некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как его жену император некогда обесчестил, проникнув во дворец с множеством войска, тотчас же захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал его в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так–то несчастный, ты правил государством». Тот же ответил: «А ты намереваешься лучше управлять?» И сразу же Ираклий еще на корабле приказал подвергнуть Фоку казни мечом, затем отсечению членов, в тою числе правой руки от плечевого сустава, и повесить их на копья, а тело его протащить к так называемому форуму Быка  (thn tou booV legomenhn) и там его предать сожжению. [Ираклий] приказал. и Доментиола, брата Фоки, и Воноса, и Леонтия, хранителя императорской казны (ton twn basilikwn crhmatwn tamian), до конца поддерживавшего Фоку, казнить. Так это и произошло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Теймураз, не будучи в состоянии уплатить такой дани, укрылся с семейством в крепкий замок Ананур, а народ бежал в горы. Общее запустение страны принудило, однако, Царя идти просить милости у Шаха, но дорогою он услышал о его убиении Магомет-ханом Каджарским. Родственник Надира стал властвовать над Персией под именем Адиль-шаха и женился на дочери Теймураза, но скоро новый шах ослеплен быль братом своим Ибрагимом. Внутренние смятения Персии дали отдохнуть Грузии, и во время отсутствия родителя Ираклий сильной рукой управлял его царством. Бывший правитель Тифлиса Али-хан утвердился в Гяндже и провозгласил там самозванца сыном Шаха-Гуссейна; он хотел принудить Ираклия к союзу с ним, но был отражен от Тифлиса. Ираклий победил и другого соперника, магометанского сына последнего царя Иессея, который надеялся овладеть отцовским наследием. Давно уже Грузия не видала Витязя, подобного Ираклию, на своем престоле. Полчища Лезгин, не подозревая его ратной отваги, приблизились к столице, но были им истреблены на полях Марткопских. Между тем Царь Теймураз возвратился из Персии и столь же мужественно сражался с общими врагами. Жители Эривани просили у него помощи против Авганцев, осадивших их крепость, и, по воле отца, Ираклий ходил освободить Эривань. Соседняя Гянджа не хотела платить условленной дани Грузии; хан Шекинский, с войсками Дагестана и Ширвана, двинулся к Тифлису и требовал дани от самого Теймураза; но, как молния, налетел Ираклий, и рассеялось все вражеское скопище. Наступил с севера хан Аварский со своими Лезгинами, и испытал такое же поражение. В это время Ираклий принудил Татарские орды, перекочевавшие из южных пределов Грузии в область Эриванскую, возвратиться на прежнее жительство, чтобы не опустела страна. Опять собрались шайки Лезгинские и с двух сторон напали на Грузию: Ираклий испросил себе помощь у великого Соломона, царя Имеретинского, и разбил на голову хищников. Междоусобие на время утихло в Персии: Керим-хан одолел всех своих соперников и был милостив к царям Грузии. Но несогласие возникло между Ираклием и отцом его; Теймураз принужден был удалиться в Россию и скончался в Астрахани, а сын его сделался единственным обладателем царства (1762г.). Тогда явился ему новый соперник из России, Бакар, сын удалившегося туда царя Вахтанга, и нашел себе приверженцев в Тифлисе, ибо там еще свежа была память старшей династии Карталинской; но искатель престола принужден был бежать в Россию; жестокая казнь ожидала всех его единомышленников; до сих пор показывают в предместье Авлабарском песчаный берег, где пылали их костры. Царствование великого Ираклия

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После этого и вождь Аваров отправил к Ираклию послов для переговоров о мире. Весьма обрадованный этим, Ираклий ответил ему дарами и отправил к нему послов – Афанасия патриция и ещё Косму, имевшего чин, как его называют, кве- —388— стора, которые были уполномочены передать ему решение императора. Авар, притворяясь другом, льстиво и вкрадчиво беседовал с ними, убедил их, что он друг Римлян, и обещал прийти к царю для заключения союза. Послы по возвращении поставили царя в известность о его расположении к Римлянам. Ираклий принял это с великой радостью и решил встретиться с Аваром в городе Ираклее, как это было условлено между ними. Он отправил вперёд сценические принадлежности, подготовлял к его приёму конские состязания и вёз с собой великолепную одежду для него и для его свиты. Прибыв в город Силимврию, он остановился, а спустя три дня в Ираклею явился каган с великим множеством Аваров. Отделив отряд из своих, какие были посильнее и похрабрее, каган разместил их по лесам и ущельям, поднимавшимся от так называемых долгих стен, и рассыпал их по горам, поросшим кустарником, чтобы, находясь в тылу царя, они легко могли схватить его и его спутников. Когда Ираклий узнал об этом, страшно поражённый неожиданностью, он снял с себя пурпурную одежду, надел бедное и жалкое платье, чтобы при встречах казаться простым человеком, а царскую корону, привязав к руке, тотчас же обратился в постыдное бегство и, едва спасшись, прибыл в Византию. Авары же с ожесточением бросились преследовать и, достигнув равнины пред городом, которая называется Эвдомоном, расположились там. Отсюда они доходили до моста на реке Варниссе, опустошали окрестности, избивали во множестве Римлян, захватили царские одежды и украшения, а также театральные принадлежности и тех, которые сопровождали их. —389— Забрав великое множество пленных, они вернулись домой. Число всех пленных обоего пола достигало двухсот семидесяти тысяч, как об этом согласно доносили некоторые убежавшие из плена. При таком общегосударственном замешательстве и расстройстве Ираклий не заботился о благоустроении и своих частных дел. Преступно и вопреки законам Римским он женился на племяннице Мартине. Эта Мартина была дочерью сестры его Марии, и отцом своим имела Мартина, который был мужем Марии прежде Евтропия. От неё Ираклий имел двух сыновей – Флавия и Феодосия. Но Правосудие покарало беззаконность этого брака, ибо шея старшего сына была свёрнута так, что он не мог повернуть головы в другую сторону, а младший был лишён слуха и немым. Во время конских ристаний члены партии зелёных ругали это нечестивое сожитие, тогда как члены партии голубых одобряли и поощряли его. Византийский патриарх Сергий в письме настойчиво внушал Ираклию, чтобы он оставил сожитие с этой женщиной. Ираклий же так отвечал ему: „что ты говоришь, это очень хорошо, – ты исполнил свой долг архиерея и друга, – а как поступить, это будет зависеть от меня“. В тоже время были проданы сокровища из церквей для уплаты дани варварам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Вот как, несчастный, ты правил государством! А тот сказал: – Ты, несомненно, намерен лучше управлять им. И тотчас, пока еще Фока был на корабле, Ираклий постановил казнить его мечом, затем отсечь конечности: правую руку отрубить от верхнего плечевого сустава, отрезать срамной член и все это повесить на шестах; а труп его волочить по площади, называемой Бычьей 54 , и сжечь на костре. Доментиола же, брата Фоки, Воносса и Леонтия, хранителя царской казны, он приказывает казнить той же смертью . Так это и было исполнено. Сергий, патриарх города, и остальные жители тотчас со всей доброжелательностью впускают Ираклия в Константинополь. Но Ираклий просил Криспа принять достоинства царской власти; он говорил, что прибыл сюда не ради царства, а лишь ради того, чтобы отомстить Фоке за беззакония в отношении Маврикия и детей его. Крисп стал отказываться. В конце концов синклит и народ провозглашают Ираклия царем, а патриарх возлагает на него царский венец. Криспа же Ираклий посылает стратигом в Каппадокию, поставив его во главе войск. А когда распространилась молва, что персы собираются идти войной на ромеев, Ираклий покидает Византий и отправляется к Криспу, находившемуся тогда в городе Кесарии, чтобы посоветоваться с ним о делах государства. Но тот притворился больным, и царь частенько слышал, как плохо Крисп отзывается о нем. Ираклий понял, в чем дело, но все же стерпел оскорбление и стал выжидать подходящий момент. А пока он решил как–нибудь более миролюбиво побеседовать с Криспом о том, что следует предпринять в интересах их общей власти. Но Крисп, словно в насмешку, говорил: – Царь не должен покидать свой дворец и приезжать к далеко находящемуся войску. Тем временем у царя Ираклия родился сын, которого он назвал Константином. Тогда же в Царь–град прибывает Никита, достойный патрикий. По этой причине Ираклий возвращается в Византий и принимает Никиту с большим почетом и уважением, словно брата, равного ему по рождению и сану, – так было условлено между ними еще при отплытии из Ливии. Крисп тоже прибыл в Византий, чтобы разделить радость по случаю приезда Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом мы видим, что выставлен в летописях Барония 628 г. Значит император Ираклий совершал путешествие в 628 году и в этом же году был в Иерусалиме, где встретил его и Патриарх Захария. Можно привести еще одно обстоятельство в подтверждение того, что Ираклий совершил свое путешествие в Иерусалим действительно в 628 году. Именно, в тех же летописях Барония и под тем же самым годом мы читаем: «исполнив же Ираклий обеты своя, яже Господу Богу отдаде, прохождаше страны восточные. А егда бе в Сирии в Едесе, изгна оттуду несториян, иже церквы православные похитиша. Сущу же ему в Иераполе во Фригии, прииде к нему весть, яко Сирой оный царь перский, иже отца уби, убиен бысть от Сарвара, иже такожде по 7 месяцех убиен бысть. А по нем Барразас такожде в 7 месяцев от Персов погибе..». Из истории известно, что Сирой взошел на престол 25 февраля 628 года и царствовал только 7 или 8 месяцев. Ираклий получил известие о его смерти в Иераполе и получил так скоро, как только мог, а потому путешествие Ираклия также должно полагать в том же 628 году. Кроме того из официальной 29 депеши самого Ираклия, адресованной в Константинополь и помещенной в Пасхальной хронике (стр. 398–402) известно, что Хозрой был свергнут с престола и предан смерти Сироем в последний день февраля 628 года. Следовательно в этот год Ираклия не было в Константинополе, где читали эту депешу 15 мая 628 года. 30 Вообще из всех исторических свидетельств видно, что, по крайней мере, кесарь Ираклий в седьмой год хиджры был на востоке в Палестине. Теперь спрашивается: на какого же Патриарха указывает Ахмет-бен-Юсуф, когда мы видели, что Захария не был в Константинополе? А где принимал Ираклий посольство Мухаммеда, когда в седьмой год хиджры его не было в Константинополе? Все это кладет большое подозрение на самое даже посольство. Подозрение это еще более усиливается, когда мы примем во внимание то мнение большей части толковников мусульманских, по коему стих, составляющий содержание письма Мухаммеда к Ираклию, взятый из 3 глав. 57 ст. корана, явился уже в 9– году хиджры. Стих этот явился по случаю обращения к Мухаммеду одного христианского каравана из Наджрана в 9-м году хиджры, следовательно, два года спустя после посольства к Ираклию, поэтому этот 57 стих 3 главы корана не мог быть содержанием письма Мухаммеда к Ираклию, так как стиха этого в 7 год хиджры вовсе и не существовало. 31

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Ираклий прошел со своими войсками из Лазики в Иверию, и под стенами осажденного города произошла встреча новых союзников. 289 Подробный рассказ об этой встрече сохранил Никифор. Союз был скреплен щедрыми подарками со стороны Ираклия хану и его близким, причем хану была подарена вся роскошная обстановка царского пира, которым чествовал его император. 290 Осада Тифлиса длилась два месяца. Оборону вел персидский вождь и царь Иверии Стефан из рода Багратидов. 291 Не доведя дело до конца, союзники отступили от Тифлиса. 292 Хан ушел на север, оставив Ираклию своего шада с 40 тысячами конного войска. Так как лето ушло на осаду Тифлиса, то свой поход в Персию Ираклий начал уже осенью. Довольно определенные указания на маршрут армии Ираклия сохранил Себеос. 293 Из Иверии Ираклий направился на юг через область Ширак в провинции Арарат по течению реки Акурсана (Арпа-чай). Переправа через Аракс произошла, вероятно, близ Валаршапата (Эчмиадзин); затем Ираклий вступил в область Коговит и продолжал путь через земли Гер и Зареванд, к западу от озера Урмии. Поход среди враждебного населения в горной стране был настолько труден, что хазары стали покидать своего союзника. Сначала они уходили небольшими отрядами, а затем покинули его всей массой. Это ослабление военных сил не поколебало решимости Ираклия. Он умел владеть настроением своих людей и, лишившись поддержки варваров, имел с собою лишь христианское воинство, единодушное с ним в ненависти к врагу. Феофан сохранил отрывок из его обращения к армии – «Знайте, братья, что никто не хочет оказать нам содействия в войне и помощь пошлет нам один Бог и бессеменно родившая Его матерь, чтобы явить свое владычество, так как не во множестве воинов и оружия покоится спасение, но Он посылает свою помощь надеющимся на милость Его». 294 1 декабря Ираклий перешел реку Большой Заб и разбил свой лагерь на равнине неподалеку от развалин Ниневии. Не покидая доверенного ему трудного дела, Рахзад совершил переправу вслед за Ираклием и расположился в трех римских милях от его лагеря.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010