Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ [греч. Ιερ Μον Αγου Ιωννη το Λαμπαδιστ], находится в с. Калопанайотис, в 60 км от Никосии, в долине Маратаса, лежащей между горными цепями Троодоса (Кипр). В старину долина называлась Мирианфуса, т. е. «покрытая десятками тысяч цветов». Принадлежит митрополии Морфу Кипрской Православной Церкви. Включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутренний двор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста Внутренний двор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста Соборный храм (кафоликон) И. Л. м., первоначально служивший главной деревенской церковью, был построен на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрах сщмч. Ираклидия (45 г. по Р. Х.; впосл. епископ Тамаса и видный распространитель христианства на Кипре). Мон-рь возник, видимо, немного ранее 1549 г. Монастырский комплекс состоит из 3 соединенных друг с другом церквей и примыкающего с юга узкого двора, образованного келейными корпусами. В XI в. был построен кафоликон во имя сщмч. Ираклидия типа вписанного креста на 4 квадратных столпах без вимы, с 3 полуциркульными апсидами. В XII в. с севера к нему была пристроена однонефная церковь, посвященная прп. Иоанну Лампадисту . В сер. XV в. к обеим церквам был добавлен общий нартекс, к-рый первоначально имел каменный свод, а позже получил деревянное перекрытие. В кон. XV в. с сев. стороны была пристроена 3-я церковь, получившая название Латинской капеллы: однонефное сооружение, перекрытое 2 разделенными аркой крестовыми сводами на нервюрах. Предполагали, что в период венецианского господства в ней совершалось богослужение по зап. обряду. По мнению Э. Константиниди, ктитором капеллы был аристократ-католик, перешедший в Православие, что наряду со стилем росписей дало капелле это название ( Constantinides. 1999. P. 278, 284). Весь комплекс был перекрыт общей деревянной кровлей, покрытой черепицей. В апсиде кафоликона во имя сщмч. Ираклидия сохранились фрагменты росписей XI в. (орнамент) и XII в. (2 коленопреклоненные фигурки монахов). Фрески в куполе, на сводах южного и западного рукавов креста и на столпах датировались А. Папагеоргиу, А. и Дж. Стилиану 1-й пол. XIII в. ( Παπαγεωργου. 1972. Σ. 211; Stylianou. 1997. Р. 295), С. Бойд - 2-й четв. XIII в. ( Boyd. 1974. Р. 322), С. Янг - ок. 1275-1300 гг. ( Young. 1983. P. 177, 180) в связи с тем, что такая иконографическая деталь, как обморок Пресв. Богородицы в композиции «Распятие», впервые встречается у скульптора Николо Пизано в рельефах кафедры Сиенского собора (1265-1269).

http://pravenc.ru/text/577896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь вмч. Мины [греч. λδβλθυοτεΑγιος Μηνς τς Ββλας], действующий, принадлежит Китийской митрополии Кипрской Православной Церкви , расположен между селами Като-Дрис и Вавла. Первоначально являлся муж. мон-рем. По преданию, основан в XV в. Древнейшее упоминание обители содержится в записи, сделанной иером. Леонтием в рукописи XII в. (Paris. gr. 609) о покупке им в 1562 г. книги для мон-ря. К периоду «франкократии» (правление франц. династии Лузиньянов) относится нек-рая хранящаяся в мон-ре церковная утварь (дискос с изображением Адама и Евы). Согласно гипотезе, выдвинутой в кон. XIX в. франц. археологом К. Анларом, обитель может быть отождествлена с доминиканским мон-рем св. Епифания, существовавшим в XV-XVI вв. Мон-рь оставался действующим и после завоевания Кипра турками в 1571 г. В печатном Евангелии (Венеция, 1606), принадлежащем мон-рю, содержатся записи (начиная с 1608) о событиях монастырской жизни. О строительной деятельности в XVII в. свидетельствует надпись на внешней стороне вост. стены подвального помещения церкви с датой ее сооружения (1670). Вмч. Мина. Роспись собора мон-ря. Мастер иером. Филарет. 1757 г. Вмч. Мина. Роспись собора мон-ря. Мастер иером. Филарет. 1757 г. В описании мон-ря, составленном рус. путешественником В. Григоровичем-Барским (1734), говорится о хранящейся в монастыре чудотворной иконе вмч. Мины († 304), почитаемого на Кипре как целителя от малярии и болотной лихорадки (в наст. время утрачена), и о многочисленных исцелениях, происходящих от нее. Сама обитель была небольшой и бедной, с малым числом иноков, к-рые занимались земледелием и виноградарством ( Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 241-242). В 1754 г. монастырь был перестроен по инициативе игум. Парфения и при поддержке Макария I, митр. Китийского (1737-1776). Согласно преданию, значительная часть средств на строительство была выделена неким оттоманским сановником, являвшимся тайным христианином. В эти же годы соборный храм, окруженный с 4 сторон монастырскими корпусами, был расписан и в нем сооружен новый иконостас. Ряд икон и огромные фрески великомучеников Мины и Георгия, помещенные в нишах на сев. и юж. стенах ок. иконостаса, выполнены в 1757 г. кипрским иконописцем иером. Филаретом из мон-ря св. Ираклидия.

http://pravenc.ru/text/153811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЛАМПАДИСТ [греч. Ιωννης Λαμπαδιστς] († X-XI вв.), прп. (пам. кипр. 4 окт.). Первоначальное Житие И. Л., составленное в визант. период, не сохранилось (нек-рое представление о нем дают иконы святого с житийными сценами в клеймах). Различные версии Жития И. Л. известны по источникам не ранее XVII в. Предполагают, что наиболее близкое к первоначальному Житие И. Л. содержится в Cod. 4 из мон-ря Ставровуни - копии рукописи 1640 г., сделанной в 1903 г. Служба И. Л. с синаксарным Житием составлена иером. Герасимом Киприотом (Венеция, 1667). Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Согласно Житию, И. Л. жил в правление визант. имп. Никифора, т. е. или при Никифоре II Фоке (963-969), или, вероятнее, при Никифоре III Вотаниате (1078-1081). Он происходил из дер. Лампада в горном массиве Троодос. Его родители, иерей Кириак и Анна, долгое время были бездетными. После того как они дали обет посвятить своего ребенка Богу, род. И. Л. Он с детства отличался благочестием и проявил удивительные способности в учении. Кириак и Анна, мечтавшие о продолжении рода, забыли данный Богу обет и решили женить сына. Однако, предпочитая браку монашество, И. Л. расторг помолвку. Оскорбленные родители невесты решили отомстить ему и с помощью колдовства лишили юношу зрения. И. Л. переносил это испытание с христ. смирением. Родители приставили к нему слугу, также носившего имя Иоанн. И. Л. поселился в аскитирии близ монастыря свт. Ираклидия (ныне Иоанна Лампадиста монастырь ), где провел в воздержании и молитве 12 лет (или, по др. версии, 4 года). Господь наделил И. Л. даром чудотворения: по его молитве из скалы забил источник, сорванная виноградная гроздь снова приросла к лозе и т. д. Перед смертью к нему возвратилось зрение. И. Л. увидел над собой златокрылого орла (или, согласно более поздней версии Жития, 3 орлов).

http://pravenc.ru/text/471341.html

В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и нек-рых др. визант. Синаксарях И. назван священномучеником и в этом чине почитается в наст. время на Кипре (SynCP. Col. 54; ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.). Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь И., где говорится, что И. был сожжен на костре. Служба И. была написана в поствизантийский период, отредактирована иером. Парфением и опубликована в Венеции в 1774 г.; впосл. она многократно переиздавалась по разным рукописям. В ХХ в. мон. Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого. От мощей И. происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница И. хранятся в построенном на месте погребения И. в Ираклидия мон-ре . Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерасском мон-рях, в Кипрской архиепископии и в мон-ре Хрисорройятисса ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190). В XI в. в честь И. была построена церковь, ставшая соборным храмом Иоанна Лампадиста мон-ря . Открытие ежегодной ярмарки в день памяти святого близ мон-ря св. Ираклидия проходит при большом стечении народа. Ист.: BHG, N 743; Владимир (Филантропов). Описание. С. 518; ActaSS. Sept. T. 5. P. 467-468; Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l " Apotre Barnabé//AnBoll. 1964. T. 82. P. 133-170; Esbroeck M., van. Les Actes armeniens de saint Heraclide de Chypre//Ibid. 1985. T. 103. P. 115-162; Acta Barnab. S. 291-302; Vita Sancti Auxibii/Ed. P. Van Deun, J. Noret//Hagiographica Cypria. Turnhout; Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 167; Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου. Λευκωσα, 2001. Лит.: Butler C. The Lausiac History of Palladius. Camb., 1898. P. 183; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237; Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l " apostolicité de l " Église de Chypre//ROC. 1907. T. 12. P. 125-138; Lucchesi G. Eraclide//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1280-1281; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 201, 229, 237, 245; Τσικνπουλλος Ι. Π. Ο Αγιος Ηρακλεδιος ερ ατο Μον κα κολουθα Επσης δε Αγιος Μνσων κα ερ ατο Μον, Αγιος Θεδωρος Ταμασες κα ερς ατο νας. Λευκωσα, 1967; Aubert R. Héraclide//DHGE. T. 23. Col. 1342-1343; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 168; Χατζηωννου Κ. Π. Η ρχαα Κπρος ες τς λληνικς πηγς. Λευκωσα, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339.

http://pravenc.ru/text/673835.html

как диакон изображен вместе со св. диак. Стахием, преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским на фреске в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре (1192); в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Печской Патриархии (Сербия (XIV в.)) - единолично, в рост, с кадилом в левой руке и с дарохранительницей в покровенной правой, молодой с небольшой округлой бородой, на голове выстрижена тонзура; на фреске в монастыре св. Павла на Афоне (1552) -обеими руками держит дарохранительницу, молодой, волосы темные, вьющиеся, борода короткая, на голове тонзура. В XIV в. в росписи храмов появляются образы апостолов от 70 как визуальный ответ на полемику о примате Римской кафедры (наиболее ранний пример представлен в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, 1366). Так, в кафоликоне свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис на Кипре ок. 1400 г. (или между 1442 и 1458) среди изображений апостолов от 70 в сев. части алтарной зоны в диаконнике представлен образ Н. Одно из редких изображений Н. в связи с отдельным днем его памяти имеется под 28 дек. в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов), минейный цикл к-рой включает образы всех апостолов от 70 (РНБ. O.I.58. Л. 92 об., кон. XV в.): он изображен в рост, преклонных лет, седой, с волосами, разделенными на прямой пробор и убранными назад, с небольшой клиновидной бородой; облачен в голубой хитон и гиматий сиреневого оттенка; правая рука воздета словно в пророческом жесте, в опущенной левой - закрытый свиток. В иконописи единоличный образ Н.-диакона представлен иконой, написанной мастером Оружейной палаты из окружения иконописца Феодора Зубова в 1685 г. для Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (образ на сев. двери в алтарь Прохоровского придела) - полуфигура юного диакона изображена в молении, в 3/4-ном развороте вправо к благословляющей из небесного сегмента деснице Божией ( Брюсова В. Г. Федор Зубов. М., 1985. С. 158). На иконе «Апостольская проповедь» (1662, ЯМЗ), приписываемой Феодору Евтихиеву Зубову, Н.

http://pravenc.ru/text/2565292.html

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись нартекса ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. 2-я пол. XV в. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись нартекса ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. 2-я пол. XV в. В Житии И. рассказывается о том, как постепенно складывалась церковная иерархия на Кипре: Мнасон, названный в начале повествования учителем ( διδσκαλος), затем был рукоположен во пресвитера (Ibid. P. 157) и, наконец, наследовал кафедру Тамаса, к-рую после него возглавил Родон (Ibid. P. 166-168). Из членов христ. общины в тексте упомянуты: Клисипп вначале как диакон (Ibid. P. 147), затем как протодиакон церкви в Тамасе (Ibid. P. 157); Аэтий и Ромул, иподиаконы, и Герман, чтец; Аэтий, сын Трофимы, был назначен диаконом, а его мать стала диакониссой (Ibid. P. 141), как и Проклиана (Ibid. P. 157); Григорий, сын или муж знатной горожанки Тамаса Македонии, назван диаконом (Ibid. P. 147), затем пресвитером Тамаса; он должен был совершать литургию во время путешествия И. и Мнасона в Пафос (Ibid. P. 149); в конце жизни И. Григорий получил сан протопресвитера (Ibid. P. 169). И. мирно скончался 17 сент., Мнасон и др. христиане Тамаса с честью похоронили И. в пещере, где он совершал службу (Ibid. P. 168-169). По подсчетам Алькена, основанным, по-видимому, на возрасте Иракли(ди)аны, И. умер в 60 лет (Ibid. P. 139). Согласно арм. Сказанию, И., сын Ираклия, начальника жрецов, слышал о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре (возможно, во время их 1-го путешествия) и уверовал. Вместе с Мнасоном, Родоном и Феодором, также сыновьями жрецов, И. скрывался в пещере на горе близ Тамаса. Ап. Варнава (во время 2-го путешествия) рукоположил И. во иерея, а Мнасона и Феодора назначил чтецами ( Esbroeck. 1985. P. 128-131). Ап. Павел посетил пещеру, в к-рой И. и Мнасон устроили церковь, и прожил на острове год, проповедуя Евангелие. Затем И. посвятил Мнасона и Феодора в священнический сан; апостолы Павел и Варнава, назначив их троих пастырями Тамаса, покинули остров (Ibid. P. 134-137). В Сказании сообщается, что И. и Мнасон избавили от засухи Тамас; 200 жителей города обратились ко Христу. После воскрешения сына вдовы Трофимы к вере пришли еще 400 язычников. Заканчивается повествование письмом апостолов Павла и Варнавы, к-рое Николай из Финикии принес И. и Мнасону. В письме апостолы призывают И. и Мнасона проповедовать Евангелие жителям Пафоса. Никаких сведений о дальнейшей судьбе И. и о его кончине в арм. Сказании не содержится. Почитание

http://pravenc.ru/text/673835.html

В музее храма прп. Андрея Критского подворья Константино-Еленинского мон-ря в Санкт-Петербурге находится икона И. Л., имеющая широкую датировку - XIII-XIV вв. Святой изображен фронтально по пояс, он облачен в диаконский стихарь красного цвета, обильно разделанный ассистом. Прическа И. Л. хотя того же типа, что и на 2 первых иконах, но на голове выстрижена тонзура - знак принадлежности к духовному сословию; в левой руке - крест, правой прижимает к груди кодекс. В иконостасе ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари находилась икона XVI в. с образом И. Л.- диакона: на голове - тонзура, в правой руке - крест. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. (до 1974) икона на время реставрации была перенесена в резиденцию Киринийского митрополита; утрачена в ходе тур. оккупации сев. части Кипра. Свт. Ираклидий, прп. Иоанн Лампадист, свт. Николай Чудотворец. Икона. Кон. XVIII в. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Свт. Ираклидий, прп. Иоанн Лампадист, свт. Николай Чудотворец. Икона. Кон. XVIII в. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) 2-й пол. XIV в. датируется изображение И. Л. в росписи церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. Юный святой представлен в рост; как и на ранних иконах из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, он облачен в стихарь того же цвета и с теми же элементами украшения, под стихарем - хитон красного цвета; на голове - тонзура; атрибуты отсутствуют - руки сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне. Изображение И. Л. помимо традиц. надписей дополнено эпитетом μαραθετις (sic!) (т. е. житель долины Маратаса). Всего в росписях кипрских храмов Д. Мурики насчитывает не менее 10 изображений И. Л. Можно отметить, что в нач. XVI в. образ святого еще следует наиболее раннему иконографическому образцу, где И. Л. представлен диаконом, напр. в росписи церквей Иоанна Лампадиста, Преображения Господня в Палехори, Пресв. Богородицы в Курдали. В росписи церкви в Курдали И. Л. изображен с тонзурой, руки разведены в стороны: в правой - зажженная свеча, на покровенной красным платом левой - ковчежец с коническим навершием, через правое плечо перекинут орарь с надписанием Трисвятого.

http://pravenc.ru/text/471341.html

Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. История И. Авраама символична. Подобно Аврааму, народ израильский имеет обетования Божии, однако неоднократно Бог, как кажется, отказывается от Своих обетов, испытывая Свой народ. В сложных исторических обстоятельствах Израиль должен был видеть Промысл Божий и сохранять верность Богу. В кн. Иудифь угроза Ветилуе расценивается как божественное И., которое уподоблено И. Авраама, Исаака и Иакова (Иф 8. 25-27). То, что Бог испытывал патриархов и теперь испытывает жителей Ветилуи, не случайность, у Бога есть цель испытать их сердца и привести к мудрости: «Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему» (Иф 8. 27). Неоднократно Свящ. Писание напоминает о добродетелях патриархов евр. народа как образцах для подражания. Неизменно в таких случаях упоминается верность Богу Авраама (Сир 44. 19-24; 1 Макк 2. 52; 4 Макк 16. 20; др.). В ВЗ присутствовало сознание того, что беды и несчастья постигают человека вслед. греха и в конечном счете человек волен выбирать между благополучием и страданием (см., напр.: Втор 30. 15-18). Такое понимание вполне соответствовало ветхозаветному представлению о справедливости Бога. Однако в ряде случаев проявление воли Божией в отношении людей оказывается видимо не связанным с их конкретными поступками (см., напр.: Иов 2. 3). Бог проявляет Себя как властитель, Который волен посылать как благо, так и зло людям: «Видите ныне, видите, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32. 39; ср. также: Ис 45. 6-7; Ам 3. 6; Еккл 7. 14; Плач 3. 38). Кроме того, явные грешники не несут немедленного наказания; прор. Иеремия вопрошает Бога: «Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер 12. 1). Напротив, праведник часто оказывается в угнетенном положении («Господи! как умножились враги мои!» - Пс 3. 2).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Современная фреска с оплечным образом И. Л.- диакона в медальоне (показано оплечье стихаря) помещена перед входом в мон-рь прп. Иоанна Лампадиста. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. На фронтальной части крышки реликвария со св. главой И. Л. помещено чеканное прямоличное изображение святого в облачении, напоминающем диаконский стихарь. В левой руке он сжимает крест, в правой - предмет, похожий на копье на коротком древке. На противоположной изображению И. Л. части крышки помещен образ Спасителя на троне, на боковых - Богоматерь Оранта и св. Иоанн Предтеча, т. о. И. Л. включен в состав своеобразного Деисуса. По сторонам нижнего яруса реликвария - образы святых, их выбор, очевидно, был продиктован волей заказчика - Кипрского архиеп. Никифора (1640-1671), изображенного коленопреклоненным на передней панели. С XVIII в. появляется вариант изображения И. Л. в мирских одеждах, держащего в руках развернутый свиток и крест. Так он представлен на серебряном позолоченном чеканном окладе 1778 г., украшавшем житийную икону XIII в. из ц. свт. Ираклидия ( Papageorgiou. 2008. P. 59. Fig. 66). Ныне оклад одет на чтимый образ совр. письма, находящийся в ц. прп. Иоанна Лампадиста в киоте слева от иконостаса. На окладе святой одет в хитон, к горловине к-рого подвешен крест, верхняя одежда покрыта мелким узором из растительного орнамента. В левой руке - крест, в правой - развернутый свиток с текстом, восходящим к Посланию к галатам ап. Павла (Гал 2. 19-20): «Христу сораспинаюсь и уже более живу не я, но во мне Христос» (расшифровка надписи сделана О. В. Лосевой). На полях оклада - образы святых в клеймах. Для данного варианта иконографии характерно изменение прически святого: волосы волнистыми прядями лежат по плечам. В киот чтимой иконы вмонтирована, наподобие подвесной пелены, деревянная панель с образом И. Л. того же типа, что и на иконе. Отличие в том, что в левой руке святого крест и развернутый свиток (надпись та же), указующий перст правой направлен на текст на свитке. Его одежду, вольно подобранную по цвету, составляют охристый хитон с треугольным вырезом, подпоясанный белым пояском, и травянисто-зеленый «кафтан». Широкие поля панели заполнены крупным растительным орнаментом. Вкладные надписи внизу по сторонам изображения не содержат даты создания образа; по стилистике его можно отнести к 1-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/471341.html

Прп. Иоанн Лампадист. Рспись собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Каакопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. И. Л., согласно его Житию, изображают безбородым юношей с темными волосами средней длины (или лежащими на плечах), вьющимися на концах. Он может быть представлен как диакон - в стихаре и поручах или, как правило в поздних изображениях, как мирянин - в подпоясанном хитоне до пят, поверх к-рого надет длиннополый «кафтан» (ср. с подобной одеждой мирянина нмч. Константина Идрского, напр. на гравюре 1877 г. иером. Гавриила с о-ва Скопелос, Национальная галерея, Афины; см.: Papastratos D. Papers Icons: Greek Ortodox Religious Engraving, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1. Cat. 278. P. 261). Наиболее ранними являются 2 иконы И. Л. с 14 клеймами жития из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. Обе датируются XIII в. Одна из них имеет лучшую сохранность и находится в Византийском музее мон-ря ( Papageorgiou. 2008. P. 62. Fig. 71), другая - с практически утраченным изображением в среднике, скрытым под поновлениями XVI в.,- в сев. боковой апсиде ц. свт. Ираклидия (Αϒος Ιωννης. 2003. σ. 66). Обе иконы родственны по типу изображения святого в среднике, представленного в рост в одеждах диакона, а также по количеству клейм и их расположению. На иконе из Византийского музея оплечье, рукава и подол темно-вишневого стихаря, а также поручи украшены орнаментом с драгоценными камнями, в правой руке - крест, в левой - кадило - атрибут диаконского служения (на иконе из ц. свт. Ираклидия крест - в левой, а кадило - в правой). Три первых клейма обеих икон посвящены детству И. Л. (рождение; отец приводит И. Л. на обучение к монаху (обучение И. Л. грамоте - на 2-й иконе); 1-е посещение храма И. Л.). Сходно содержание 5-го клейма, где изображена сцена помолвки: на 1-й иконе родители невесты подводят ее к праздничному столу. Дальнейшие сюжеты клейм нуждаются в расшифровке. Так, на 1-й иконе в 7-м клейме, где И. Л. изображен верхом на коне, очевидно, показан его отъезд из дома. На той же иконе сохранившиеся фрагментарно клейма 9 и 11 интересны надписанием в них имени И. Л. с определением «агиос»; в обоих клеймах рядом со святым изображен эмоционально жестикулирующий человек в темной одежде чуть ниже колен (слуга?). В 2 последних клеймах на иконе из музея читается история о чудесном явлении И. Л. перед своей гробницей иконописцу, к-рый был призван для написания иконы святого. По мнению А. Вейл Карр, клейма обеих икон «сосредоточены не просто на эпизодах Жития прп. Иоанна Лампадиста, но на истории его гробницы» ( Weayl Carr A. The «Holy Sepulcher» of st. John Lampadistes in Cyprus//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 475-491).

http://pravenc.ru/text/471341.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010