Разделы портала «Азбука веры» св. Ипполит Римский О Христе и антихристе " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 4  голоса:  4.0 из  5) ИППОЛИТ (Hippolitus) РИМСКИЙ, свт. (ок. 170 — ок. 236); богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни Ипполита уже в 4 в. знали мало. Он трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению Даниелю, Ипполит мог быть римским уроженцем греческого происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх Фотий называет его учеником свтятого Иринея, хотя неизвестно, знал ли Ипполит лионского святителя лично. Ипполит был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущественно тринитарными). Ввиду того, что папа Зеферин (ок. 198–217) стал склоняться к ереси, Ипполит отделился от него и образовал собственную общину. В 212 Ориген , побывавший в Риме, слушал проповеди Ипполита, который был еще пресвитером. Вероятно, вскоре после этого Ипполит был поставлен епископом. По одним сведениям, он стал первым «антипапой», а по другим — окормлял только греков римского пригорода. Согласно древнему римскому Хронографу, раскол продолжался до нач. 30х гг., когда и Ипполит, и папа Понтиан были сосланы императором Максимином на о. Сардинию. Там они оба погибли, по-видимому, на каторжных работах в рудниках. Незадолго до смерти Ипполит сложил с себя сан епископа и тем ликвидировал схизму. Обоих проповедников, Ипполита и Понтиана, вскоре причислили к лику святых. В Риме Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551). Православная Церковь чтит память Ипполита 30 января.  Ипполит был трудолюбивым и плодовитым писателем. Его работы относятся к различным областям: догматике, полемике с еретиками, литургике, истории. Значительная часть их утеряна, некоторые открыты в 19 и 20 вв.; часть сохранилась в грузинских и других переводах. Из экзегетических трактатов известно 15, но и от них уцелели лишь фрагменты или одни названия. 

http://azbyka.ru/apokalipsis/o-khriste-i...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ипполит Римский. Творения (ок. 170 — ок. 236)– св. епископ – мученик; богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. Боролся с ересями, г. о. тринитарными. В вопросах дисциплины и этики Ипполит Римский крайне ригористичен (в одно время даже отделился от Церкви из-за своей излишней строгости). Прекрасно знал греческую философию, находился под влиянием александрийского богословия.   «Синтагма» — трактат против ересей. «Философумена» — разбор греческой философии, языческих культов, астрологии и т. д. Ипполит Римский пытается из этих источников вывести все ереси. Сюда же примыкает «О всеобще причине».  «О Христе и антихристе» — один из важнейших патристических памятников на эту тему. «Апостольское предание» — канонически-литургическое произведение, авторство которого вряд ли принадлежит Ипполиту Римскому. В наше собрание творений Ипполита Римского вошли: «Опровержение всех ересей», «Апостольское предание», «Обличение на иудеев», «Слово на Богоявление», фрагмент из «Слова против эллинов» (или «О всеобщей причине. Против Платона»), «О Христе и антихристе». Сочинения Опровержение всех ересей. Книга первая 1.  Предварительные замечания Первая книга «Опровержения всех ересей» Ипполита (вкупе с отдельными разделами последующих) представляет собой краткую историю античной философии. Со времен ее публикации Германом Дильсом в составе Doxographi graeci   считается, что Ипполит просто копировал из более ранних и подробных источников, составив в результате краткую и несколько фрагментарную историю, которой нам теперь приходится довольствоваться за неимением лучшего.   Однако сравнительный текстуальный анализ показывает, что подобный подход слишком упрощает ситуацию. В действительности Ипполит, по–видимому, использует не один и не два (как думал Дильс), а несколько неизвестных нам источников, причем так, как ему удобно, в соответствии с явными и неявными целями, которые он преследует. Для того чтобы еще яснее увидеть это, необходимо более детально рассмотреть связь первой книги «Опровержения» с другими частями ересиологической суммы Ипполита и с доксографическими сообщениями различных античных авторов. Следуя методологии, предложенной К. Осборн, а затем Дж. Мансфельдом,   в тексте Ипполита можно вычленить несколько независимых источников и сопоставить их с другими данными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=674...

От переводчика Священномученик Ипполит Римский (ок. 170–236) – известный церковный писатель, ученик священномученика Иринея Лионского , римский пресвитер. Священномученик Ипполит вступил в конфликт с папой Каллистом (†222) по вопросу триадологии и церковной дисциплины и стал антипапой. Во время гонений императора Максимина (235–238) на христиан был сослан в Сардинию, где и умер. Его основные сочинения – “Опровержение всех ересей” (Философумены), “Против ереси Ноэта”, “Доказательство к иудеям”, толкования на книги Бытия, Исход, Руфь, Псалтирь, Притчи, Экклезиаста, Песнь Песней, на пророков Исайю, Иеремию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на Апокалипсис, сочинение “О Христе и Антихристе” и др. Вопрос об авторстве “Слова против Эллинов”, или “О всеобщей причине. Против Платона”, представляет собой значительную трудность даже для современного исследователя. Первое упоминание о нем содержится в Библиотеке патриарха Фотия 1 ; однако святитель Фотий не считает, что его автором является священномученик Ипполит Римский . Сначала Фотий приводит свидетельство о сочинении некоего Иосифа, которое в одном месте называется “О вселенной”, в другом – “О всеобщей причине”, а в третьем – “О всеобщей сущности”. Этот Иосиф ранее у святителя Фотия назван Иосифом-иудеем, который написал сочинение “Недуги иудеев” 2 . Но далее святитель Фотий пишет, что в примечаниях он обнаружил, что “это слово принадлежит не Иосифу, но некоему пресвитеру Гайю, проживавшему в Риме, который, как говорят, написал и “Лабиринт”. Ему также приписывается диалог против некоего Прокла, защитника монтанистской ереси” 3 . Святитель Фотий полагает, что “так как не сохранилось названия (подлинного?) этого слова, то одни, как говорят, приписывают его Иосифу, другие – Иустину Мученику , третьи – Иринею” 4 . Сам святитель Фотий склоняется на сторону пресвитера Гайя, но оставляет вопрос до конца не разрешенным: “Это поистине есть сочинение Гайя, который написал «Лабиринт», как он и сам в конце «Лабиринта» свидетельствует, что «Слово о всеобщей сущности» принадлежит ему. Но мне еще не до конца ясно, написал ли его он, а не кто-то другой” 5 . И далее святитель Фотий приводит краткие сведения об этом Гайе. Он говорит, что Гай был пресвитером римской церкви при епископах Викторе (189–199?) и Зефирине (199–217), и позже по-видимому был рукоположен во “епископы язычников”. Помимо “Слова о всеобщей сущности” Гай написал сочинение против ереси Артемона и обстоятельный диалог против Прокла, ученика Монтана 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

свящ. Михаил Легеев Тема 19. Священномученик Ипполит Римский 19.1. Сведения о жизни Святой Ипполит Римский традиционно признаётся одним из знаменитейших и наиболее плодовитых писателей древней Церкви. В общем и целом его деятельность охватывает первую половину III века – то самое время, когда трудились его знаменитые современники – Ориген (в Александрии и Антиохии) и свщмч. Киприан Карфагенский (в Северной Африке). Однако, несмотря на значительность личности святого Ипполита и его роли в истории Церкви, большинство сведений о его жизни, за немногими исключениями, дошло до нас в разных версиях, отрывочных по своему характеру и подчас противоречивых. Существует целый ряд исторических свидетельств той или иной степени древности, периодически относимых (как святыми отцами и древними историками и повествователями, так и современными учёными) к личности св. Ипполита и периодически же отвергаемых в принадлежности к его житию. Примечательно, что все они повествуют о примерно одном историческом периоде – том, когда и жил св. Ипполит. Таковы сказания: – «Об Ипполите, пресвитере Римском»; – «Об Ипполите, мученике и епископе Порта Римского»; – «Об Ипполите, епископе Порта Аравийского»; – «Об Ипполите Александрийском»; – «Об Ипполите, епископе или пресвитере Антиохийском»; – «Об Ипполите старце, Нонне и монахе, который жил в пещерах»; – «Об Ипполите, римском воине»; – «Об Ипполите диаконе». Достоверно же о жизни св. Ипполита Римского известно немного. Точная дата его рождения неизвестна, вероятно, её следует относить к концу II века, примерно к тому времени, когда родился и знаменитый александрийский современник св. Ипполита – Ориген . Ничего достоверного не известно и о его происхождении, детстве и годах взрослой жизни вплоть до того момента, когда, по собственному свидетельству святого, он становится пресвитером в Риме. Свои сочинения св. Ипполит писал на греческом языке, что даёт основания предполагать его восточное происхождение; возможно (хотя это остаётся лишь предположением), что, подобно свщмч. Иринею Лионскому , будучи уроженцем Востока, он проходил своё основное служение на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИППОЛИТ РИМСКИЙ [лат. Hippolytus Romanus] (III в.), раннехрист. писатель; часто отождествляется с одним из рим. мучеников, пресвитером или епископом. Более точная идентификация личности и аутентичность отдельных творений, сохранившихся под именем И. Р., остаются предметом научных дискуссий. Сведения о жизни Разделяются на 4 группы: данные древних авторов, сообщающих о жизни и творениях И. Р.; данные агиографической традиции; сведения, содержащиеся в творениях самого И. Р.; надписи на троне-постаменте статуи, обнаруженной в Риме в XVI в. и, возможно, связанной с И. Р. Древние христианские авторы Хотя И. Р. упоминают мн. древние писатели, исторически достоверных свидетельств о нем крайне мало. I. Евсевий Кесарийский. Свидетельство «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, относящееся, по мнению исследователей, к начальной редакции сочинения (примерно 302-303 гг.; см.: Barnes T. D. The Editions of Eusebius " Ecclesiastical History//GRBS. 1980. Vol. 21. N 2. P. 191-201), является древнейшим и, видимо, единственно достоверным. Имя И. Р. упоминается трижды, но только 2 случая точно относятся к одному и тому же лицу. По словам Евсевия, все материалы, к-рые он использовал, были обнаружены им в б-ке Элии Капитолины (Иерусалима). Евсевий пишет, что в период правления имп. Каракаллы (211-217) «в полной силе находилось много даровитых церковных писателей; письма, которыми они обменивались, сохранились, и найти их легко и сейчас» ( Euseb. Hist. eccl. VI 20. 1). Среди этих писателей он перечисляет Берилла , еп. Бостры Аравийской, Ипполита (к-рого Евсевий называет «предстоятелем (προεστς) другой Церкви») и Гаия, жившего в Риме при еп. Зефирине (Ibid. VI 20. 2-3). В разделе о времени правления имп. Александра Севера (222-235) Евсевий снова возвращается к упомянутому Ипполиту и говорит: «Тогда же Ипполит среди прочих памяток написал книгу «О Пасхе», где, высчитывая время, дает Пасхалию на 16 лет, начиная 1-м годом царствования императора Александра.

http://pravenc.ru/text/Ипполита ...

священник П.Бубуруз Предисловие В русской богословской литературе до настоящего времени остается открытым, вопрос о литературной деятельности одного из крупнейших древних христианских писателей – святого Ипполита Римского . Мало кому известен и даже отсутствует в русском переводе его труд «Апостольское Предание». Между тем на Западе этот труд подвергнут глубоким исследованиям и ему придается большое значение в вопросе экуменического общения Церквей. Св. Ипполит, просвещенный муж, плодовитый писатель и замечательный богослов, является одним из выдающихся представителей христианства и одним из самых видных деятелей Церкви начала III в. Он был широко популярен как на Востоке, так и на Западе. По своей обширной литературной деятельности и по количеству произведений он уступает пальму первенства разве только своему выдающемуся современнику Оригену . Несмотря на это, жизнь св. Ипполита полна загадок, а исторические сведения о нем крайне скудны. Особый интерес к его личности появился только в XIX в. после открытия «Философумен», и особенно, после открытия «Апостольского Предания» в начале XX столетия. Первые сведения об Ипполите мы находим у Евсевия Кесарийского , который называет его предстоятелем какой-то Церкви 1 . Об этом свидетельствует блаженный Иероним 2 . Об Ипполите-пресвитере упоминает римский Хронограф от 354 г. и iber pontificalis, где говорится, что в 235 г. Ипполит-пресвитер был сослан вместе с папой Понтианом в Сардинию. Константинопольский патриарх Фотий называет Ипполита «учеником Иринея» 3 . Об Ипполите-епископе упоминают, вслед за Евсевием и Иеронимом, Феодорит, Леонтий Византийский , Иоанн Зонара, Георгий Синкелл, Никифор Каллист и др. 4 Новый луч света на таинственную судьбу Ипполита пролила найденная в Риме в 1551 г. его прекрасная статуя, которая, по мнению исследователей, относится к III или началу IV в. Ипполит сидит в кресле в положении, исполненном достоинства. Он облачен в широкий паллиум. По сторонам кресла выгравированы по-гречески пасхальный цикл на 112 лет и неполный перечень сочинений Ипполита. Среди них упоминается и «Апостольское Предание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Определенные свидетельства трех евангелистов – святого Матфея, святого Марка и святого Луки – поставляют вне всякого сомнения то, что Иисус Христос накануне Своей крестной смерти совершил с своими учениками Пасху, предписанную в Законе Моисеевом, узаконенным образом и в положенное время, то есть в 14 день месяца Нисана, в четверток. Но, несмотря на то, многие писатели высказывали свои сомнения как относительно того, в какой именно день совершил Иисус Христос Свою последнюю на земле Пасху, так и относительно того, законную ли, иудейскую ли Пасху тогда Он совершил. Повод к сомнениям находили в тех местах Евангелия от Иоанна, в которых говорится, что в эту Пасху иудеи ели агнца пасхального в пятницу, в день смерти Иисуса Христа. Возникавшие вследствие таких недоумений мнения о последней Пасхе Иисуса Христа весьма разнообразны. Так, во-первых, одни утверждали, что Иисус Христос на последней Своей вечери с учениками совершил Пасху законную, иудейскую, и именно: Ориген , Епифаний Кипрский , Протерий, патриарх Александрийский, Иоанн Златоуст , Тит, епископ города Боцры (IV века), Кирилл Александрийский , Софроний, патриарх Иерусалимский, Иоанн Дамаскин , Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский, Феофилакт Болгарский , Евфимий Зигабен , и т. д.; напротив, другие полагали, что Иисус Христос на последней вечери не совершал Пасхи законной, то есть не вкушал пасхального агнца, а именно: Аполлинарий, епископ Иерапольский (II века), Климент Александрийский , Ипполит Римский , Виктор Антиохийский, составитель «хроники пасхальной» (VII века), Никита Стифат , Петр, патриарх Антиохийский, киевские митрополиты Леонтий и Иоанн (XI века); во-вторых: одни думали, что Иисус Христос совершил пасху 14 числа месяца Нисана, как, например Евсевий Кесарийский , Протерий и пр., другие доказывали, что 13 числа, например, Климент Александрийский , Ипполит Римский , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Евфимий Зигабен и др., а другие замечали только, что Христос совершил Пасху ранее всех одним днем, не говоря, какого числа, например, Епифаний Кипрский . Такое разнообразие мнений уже указывает на затруднения в соглашении различных сказаний евангелистов об одном и том же событии. Каким же образом согласить выражения евангелиста Иоанна о последней Пасхе Иисуса Христа со свидетельствами трех прочих евангелистов, нимало не изменяя смысла ни тех ни других?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Введение Начало латинской христианской письменности. Рим и северная Африка. основные направления богословия и их представители Христианская письменность на Западе, в частности, в Риме, сначала была грекоязычная, примером чего могут служить Послание к Коринфянам свт. Климента Римского и Пастырь Ерма . Богослужение и чтение Св. Писания также совершались изначально на греческом, как это видно из Первой Апологии св. Иустина Мученика (I Apol., 65–67) и из канона Муратори 57 . Однако уже в I веке в Римской церкви начинается постепенный переход на латынь. Самая ранняя стадия этого процесс происходит на уровне простого разговорного языка 58 . Когда христианство было впервые проповедано в Риме в 30–40х годах, большая часть его населения была иноземного происхождения и первую христианскую общину в Риме составляли выходцы из восточных провинций Римской империи 59 . Поэтому греческий язык, который в то время был основным языком межнационального общения, естественным образом стал официальным языком Римской церкви и богослужения. Но к середине II века греческий язык все меньше и меньше слышался на улицах города, о чем говорят многочисленные намеки в Пастыре Ерма , увидевшем свет приблизительно в то время. Действительно, изменение происходило столь стремительно, что вскоре возникла потребность в переводе Св. Писания на латынь. Свидетельством тому могут служить цитаты из Св. Писания в латинском переводе Послания к Коринфянам свт. Климента Римского , сделанном в середине II века 60 . Ситуация коренным образом изменяется в III веке, когда латынь становится официальным языком Римской церкви. Письма Римских епископов перестают писаться исключительно на греческом. После мученической кончины папы Фабиана во время гонения Декия (250–251 гг.), когда римская епископская кафедра пустовала, римский клир пишет несколько посланий к свт. Киприану Карфагенскому на латыни 61 . Вскоре после этого возникает обширная переписка на латыни между свт. Киприаном и папой Корнилием, а затем и папой Стефаном по вопросу церковных расколов и крещения еретиков 62 . Подобные изменения происходят и в области богословия. Римский юрист африканского происхождения Минуций Феликс в конце II – начале III века пишет одну из первых латинских апологий – диалог Октавий 63 . Хотя в первой половине III века известный римский богослов и антипапа св. Ипполит продолжает писать на греческом, его соотечественник Новациан, также антипапа, пишет первые богословские трактаты на латыни. Более того, в своем трактате De Trinitate («О Троице») 64 он приводит множество цитат из латинского перевода Св. Писания, уже существовавшего в то время. Сами трактаты Новациана красноречиво говорят о расцвете римского латинского богословия, правда, испытавшего определенное североафриканское влияние. Что касается богослужебного языка, то переход на латынь здесь совершился гораздо позже – во второй половине IV века, не ранее понтификата папы Дамаса (366–384 гг.) 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Указатели Имен Августин (Augustin). Авраам (βpαμ). Адам Карл (Adam K.). Аквилонов Е. Александрия см.: Alexandria. Алмазов А. И. Аммоний. Анаклет. Анастасий Синаит . Аникита. Апеллес. Аполлинарий. Аполлоний. Аристид. Асклепиодот. Афинагор. Баур (Baur). Белоликов 476. Богдашевский Д. И. Болотов В. В. Бриллиантов. Валентин. Варнава. Варух. Василид. Василий Великий . Воронцов Е. А. Воскресенский Г. Гай. Гарнак (Harnack A.). Гермоген. Герье В. Главкий. Глубоковский Н. Н. Голль Карл (Holl Karl) Гольцман (Holzman H. I.). Горский А. В. Григорий Нисский . Гусев. Диогнет. Дионисий Александрийский . Дионисий Коринфский. Диотреф. Дружинин. Дюшен. Евдоким. Евсевий (Eusebius). Егезипп. Езник (Warder Eznik von Kolb). Епифаний. Ерм. Ефес. Ефрем Сирин. Жданов А. Заозерский Н. А. Зарин С. М. Зефирин. Иаков, апостол. Иванцов-Платонов А. М. Игнатий Богоносец Иезавель. Иероним. Иерусалим. Икумений. Иларий Пиктавийский . Иоанн, апостол. Иоанн Дамаскин. Иоанн Златоуст. Иоанн Лествичник . Иоанн Постник. Ипполит Римский . Ириней Лионский . Исидор Пелусиот . Иустин Философ. Кай. Каллист Римский. Карташев А. Касицын Д. Ф. Катанский А. Кердон. Керинф. Кипарисов В. Киприан Карфагенский . Климент Александрийский . Климент Римский . Клитин А. Корнелий. Курганов Ф. Кутепов Н. Лебедев А. П. Мазурин К. М. Майорин. Мансветов И. Марк, евангелист. Маркион. Марк, евангелист. Марр Н. (N, Marr). Марциал. Матфей, евангелист. Матфий, апостол. Мефодий Патарский . Мильтиад. Минуций Феликс. Молчанов Алексей. Монтан. Муретов М. Д. Мышцын В. Н. Неандер. Немезиан. Никанор, архимандрит (архиепископ). Новат. Новациан. Оптат. Ориген. Павел, апостол. Павлов А. С. Пантен. Папий. Пармениан. Пациан. Петерс (Peters Johanes). Петилиан. Петр, апостол. Писарев Л. Победоносцев К. П. Покровский А. И. Поликарп Смирнский . Поликрат Ефесский. Попов И. В. Пошманн (Poschman Bernard). Преображенский П. Рим. Ричль А. (Ritschl Albrecht). Родон. Руфин. Сагарда Н. И. Серапион. Серапион Антиохийский. Сильвестр, архимандрит. Симон. Смирна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

А.П. Скогорев Апокрифические деяния Апостола Павла Предисловие В самом конце II в. знаменитый христианский апологет, карфагенец Тертуллиан , обсуждая в своем трактате «О крещении» вопрос о том, может ли крестить женщина, рассказал историю появления на свет апокрифических деяний апостола Павла. По его словам, эта книга, в которой среди прочих бредней идет речь о св. Фекле, якобы получившей от апостола власть проповедовать и крестить, была написана неким малоазийским пресвитером; будучи уличен, он сознался, что написал ее «из любви к Павлу» 173 . В той или иной связи эту книгу упоминали многие церковные авторы III-V вв., среди них – Ипполит Римский , Ориген , Евсевий Кесарийский , Иероним, римский папа Геласий, а позднее, уже в средние века, – Константинопольский патриарх Никифор, отметивший, что она содержит 3600 строк, т. е. – почти на треть больше, чем каноническая книга «Деяний» (2800 строк). В церковной науке издавна установилась точка зрения, согласно которой история, рассказанная Тертуллианом , подразумевала хорошо известные и сохранившиеся во многих манускриптах «Деяния Павла и Феклы». Однако с середины XIX в., когда раннехристианская литература стала объектом пристального и тщательного изучения, исследователей все больше и больше смущало то обстоятельство, что учителя и отцы Церкви, говоря о «Деяниях Павла», упоминали наряду с историей Феклы и такие эпизоды, которые в этом сочинении отсутствовали. Не было их и в других известных к тому времени памятниках апокрифики, связанных с именем апостола Павла – его «Мученичестве», «Апокалипсисе», так называемом «Третьем послании к Коринфянам» и «Послании к Лаодикийцам». Кое-кто высказывал подозрение, что «Фекла», апокрифическая переписка с коринфянами и «Мученичество» представляют собой осколки некогда существовавшего единого повествования, о котором как раз и говорил Тертуллиан 174 . Однако это была всего лишь гипотеза. Но вот в 1896 г. в библиотеке старейшего в Германии университетского города Гейдельберга профессор Карл Шмидт обнаружил груду рассыпавшихся от времени папирусных обрывков, покрытых коптскими письменами.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010