В 7-й главе той же книги повествуется о видении самого Даниила (Дан. 7:1–28). Пророку предстали четыре зверя, выходящие из бушующего моря: лев с орлиными крыльями, медведь с тремя клыками, барс с четырьмя крылами и четырьмя головами и чудище с железными зубами и десятью рогами. Среди этих рогов вырос новый рог, исторгший три других, и были на нём «глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно». Затем на огненном престоле воссел Ветхий днями в белоснежных одеждах, «и судьи сели, и раскрылись книги». Жуткий зверь с говорящим рогом был убит и сожжён, а у прочих зверей была отнята власть. Даниил увидел, как «с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится». Один из предстоящих объяснил Даниилу: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков». Пророчества Даниила вызывали живой интерес: ведь этот пророк точно указал время пришествия Христа (Дан. 9:25–26). Описанные им четыре царства хорошо укладывались в мировую историю: Нововавилонское царство (золотой лев) сменила Персия (серебряный медведь), ее поглотила Македонская держава Александра, разделившаяся после его смерти (медный барс о 4 головах). А затем почти всю вселенную объединила в своих железных объятиях могучая Римская империя. От всех прочих её отличало отсутствие единого правящего этноса (что объясняло непохожесть олицетворявшего её чудища ни на какого зверя), а примесь глины к железу легко объяснялась постепенным смешением воинственных римлян с подчинёнными народами. Рога можно было соотнести с боровшимися за власть императорами, а «высокомерные уста», угнетающие «народ святых», естественно было отождествить с приходом Антихриста — за которым наступало Царство Божие. Именно такое толкование дал Книге Даниила св. Ипполит Римский (III в.), и позднее оно стало весьма популярно. Между прочим, Ипполит, подчитав сроки минувших царств, предположительно вычислил и время господства римлян: 500 лет. Любопытно, что между установлением империи при Августе (30 г. до Р.Х.) и её падением при Ромуле Августуле (476 г.) прошло почти ровно столько времени — 506 лет. Но «пала» только Западная половина. Восточная Римская империя, которую мы знаем как Византию, не просто уцелела: она просуществовала ещё без малого 1000 лет.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/86...

В данном случае Церковь руководствовалась словами апостола Павла: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим) (1 Кор. 7: 12–14). Стоит особо отметить, что отцы Церкви всегда давали свои подробные разъяснения по данному вопросу, понимая, что у простых верующих могут быть различные соблазны в данной ситуации. Так, например, святитель Феофан Затворник, объясняя сущность освящения в браке верующим супругом неверующего, писал следующее: «Как святятся неверные супруги ради верных? Благодатного освящения, конечно, разуметь здесь нельзя, ибо к сему освящению один путь – вера и принятие Таинств Крещения и Миропомазания… Как же понять: святится? – Надо понимать: святится муж, яко муж, и жена, яко жена, то есть в брачном отношении. Иначе сказать: брак твой, верная жена, с мужем неверным не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило сей брак… И мужа твоего в брачном отношении. То же да содержит в уме и муж верный, у которого жена остается неверною» с. 330–331]. Святитель Иоанн Златоуст, давая совет женам, отмечал, что жена, живущая по Евангелию, может спасти (или обратить ко Христу) и своего супруга-язычника: «…Жена может спасти мужа не тем, что сопрягается с ним, как жена, но своею евангельскою жизнью, что делали многие женщины… Должно оказывать великое любомудрие и терпение… И поступать так постоянно, вот что содействует спасению души сожителя» с. 229]. Святой Ипполит Римский, давая совет мужьям о семейной молитве, не воспрещал им жить с женами, которые еще не приняли веры Христовой. Он лишь рекомендовал им не смущать своих жен, а молиться во временном одиночестве, если жена оставалась язычницей или неверующей. Если же жена была христианкой, святой Ипполит рекомендовал устраивать совместную молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И мы читаем далее: «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть» ( Откр.17:9–10 ). Андрей Кесарийский пишет: «Блаженный Ипполит разумеет под именем пяти царей, павших из числа семи, века, из которых пять прошло, шестой, в который и было это видение Апостолу, продолжается теперь, а седьмой еще не наступил и когда наступит, то будет краток. А если, согласно блаженному Иринею, создано семь дней, семь небес, и семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение, нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств – это бывшие от создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме новом». Для древних христиан все было связано с их временем. Андрей Кесарийский намекает на то, что всемирный Вавилон переместится из старого Рима в новый Рим. Новый Рим – это Константинополь, Царьград. Хотя Царьград был православной столицей, но там был такой развращенный образ жизни, что он выглядел хуже, чем Рим старый. И, как я уже сказал, для каждого поколения христиан есть свой всемирный Вавилон, есть своя Вавилонская блудница. Поэтому мы не можем говорить, что Ипполит Римский ошибался, мы не можем говорить, что Андрей Кесарийский ошибался. Они говорили правильно. Может быть, пройдет время, и всемирным Вавилоном станет Китай. Но для христиан нашего поколения всемирный Вавилон – это Америка. И предтечи антихриста наших времен – это люди, которые являются сторонниками глобализации, глобализационных процессов. Их идеология есть испытание для нашего поколения. И то, как мы выдержим этот удар, скажется на поколении христиан, которые придут после нас, которые после нас будут сопротивляться силам зла. Действительно, как сказано – довольно для каждого дня своей заботы. Можно сказать, довольно для каждой эпохи христианской истории своих проблем. А люди потом столкнутся с новым витком каких то духовных испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, «эсхатон» – это Римская государственность, которая и должна охранять мир от прихода «беззаконника», «антагониста», «антихриста». В самом же Антихристе христиане сразу опознали иудейского мессию. Ещё Христос сказал в лицо фарисеям: «Ваш отец диавол», и «вы хотите исполнять похоти отца вашего». Евангелие от Иоанна говорит однозначно: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5, 43). Так же в «Откровении» Иоанн называет иудейство, отвергшее Мессию, «сатанинским сборищем», или, точнее, «синагогой сатаны»: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (буквально – синагога сатаны). В дальнейшем Церковь уточняла своё учение об Антихристе. Св.муч. Ипполит Римский (217/218-235) пишет, что Антихрист произойдёт из «колена Данова», восстановит иудеям «царство, и храм, – и всё это с тои целью, чтобы они поклонились ему как Богу». Или: «Собрал Христос рассеянных овец – и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский… Из среды евреев произошел Христос – и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть как храм и восставил ее на третий день – и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме». (Ипполит Римский, О Христе и Антихристе). Итак, «синагога сатаны» всегда воюет против Церкви и её святых. Эта подрывная деятельность иудейства против Церкви и Рима и есть суть «Тайна беззакония». Эта война будет идти вплоть до самых времен Антихриста, которого иудеи приведут к власти над миром. От этой борьбы против Церкви и Рима и защищает христианский мир Римская государственность – Эсхатон, Удерживающий, «Град Божий». В таких чеканных формулировках выразила Церковь своё учение. Отметим здесь следующий важнейший момент: когда сегодня Церковь упрекают, и даже обвиняют в том, что она встала под защиту государства, утратив, таким образом, независимость и став «государственной Церковью», упускают из виду ту реальность настоящей «гражданской войны», которую могущественное (не смотря на все свои поражения) иудейство вело против неё. Церковь не имела и малой доли того финансового могущества и подспудного политического влияния, которое имело иудейство, и, очевидно, что без защиты римской государственности была бы обречена. Союз Рима и Церкви был, таким образом, не только естественным и сакраментальным (предопределённым свыше), но и единственно спасительным. «Тайне беззакония» (союзу Антихриста и Талмуда) с её колоссальным идейным и финансово-политическим влиянием могла противостоять только равная по могуществу сила – священный союз Рима и Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/chelov...

Не удается это и Мышкину, потому что в своем желании света, добра, невинности он боится зла и не понимает его роли в мире. Эту дверь не может открыть ни Настасья Филипповна, чья идея самопожертвования рождается от разрушительного желания самобичевания, ни «губитель» Рогожин, познавший только зло и насилие мира. Если даже Ипполит и не осознает это, перед ним находится в образе униженного и побежденного «Христа во гробе» тот «источник жизни», о котором он спрашивал Мышкина перед чтением «объяснения». Выражение «источник жизни» отсылает к двум последним главам Апокалипсиса. «Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» (Ап 22, 17). «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Ап 21, 6). «И показал мне чистую реку воды жизни‚ светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Ап 22, 1). Эти отрывки отсылают, в свою очередь, к другим стихам из Нового Завета, где «источником» всегда является Христос, Начало и Конец (см.: Ин 4, 13—14; Ин 7, 37–38). Описание «реки воды жизни» напоминает о другой реке, которая берет начало в Эдеме для орошения сада во второй главе Бытия. Не случайно, что Ипполит задает свой вопрос именно Мышкину, пережившему этот рай. К сожалению, князь уже не может рассказать о нем, потому что, погрузившись в действительность, он забыл и потерял его. В словах, обращенных к князю, юноша после вопроса об «источнике жизни» спрашивает о звезде Полынь. Еще раз через эти две цитаты выражены его колебания между жаждой жизни, которая присутствует в нем, но которую ему не удается удовлетворить, и желанием отдаться «ядам мира», присутствующим постоянно у него перед глазами. Звезда, падающая с неба, как Люцифер, и отравляющая воды (Ап 8, 11), имеет то же название, что и горькая жидкость для идолопоклонников в Ветхом Завете (см.: Иер 9, 14 и 23, 15; Плач 3, 15) . В конце последней книги Св. Писания все яды очищаются «рекой воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца» (Ап 22, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Облечением во вретище показывают они, что плача и слёз достойны обольщаемые, и что будут отвлекать от обольщения антихристова существующих тогда. Их пророк Захария указывал в виде двух маслин и двух светильников, потому что пища для света ведения доставляется елеем добрых дел” 318 . Справедливо Андрей Кесарийский говорит, что „многие учители” думали, что два свидетеля суть Енох и Илия. И что они явятся на земле и будут пророчествовать перед кончиной мира и предостерегать людей от обольщений их антихристом. Мы уже привели свидетельства Святого Иоанна Златоуста и Блаженного Феодорита, а из позднейших писателей Феофилакта Болгарского об Илии, как предтече второго пришествия Христова. Но ещё раньше всех их высказал то же учение Святой Ипполит, Епископ Римский. Он говорит, что прежде второго пришествия Христа необходимо сперва явиться предтечам его. „Он, – говорит Ипполит о Данииле, – означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира. Половину этой седьмины возьмут пророки Енох и Илия ( Откр. 11:3 )”. „Они, пришедши, – говорит он далее, – будут проповедовать имеющее быть с небес явление Христа, сотворять и чудеса и знамения, дабы, хотя сим тронуть и обратить людей к покаянию по причине усилившегося их беззакония и нечестия. Ибо Иоанн говорит: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище ( Откр. 11:3 ), то есть, половину седьмины, о которой сказал Даниил (9:27)”. Описавши затем тиранство антихриста, он продолжает: „Когда это будет, и когда одна седьмина разделится на две половины, и явится мерзость запустения, и когда два пророка и предтечи Господня совершат своё течение, и весь Мир будет приходить уже к концу: что останется, как не явление с небес Господа и Спаса нашего Иисуса Христа?” 319 . Слова святого Ипполита важны тем, что он прямо относит время проповедования двумя предтечами второго пришествия Христова к последней седьмице бытия мира, и, как кажется, именно к первой половине её.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Точное время пришествия антихриста нам неизвестно. Это время знает Господь. Антихрист придет тогда, когда создадутся соответствующие условия. Не нужно ждать антихриста, не нужно готовиться к его приходу. Но надо ждать Господа и учиться жить с Ним уже в настоящий момент: «Довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф.6:34 ).  Нужно ли бояться антихриста? Христианин должен иметь страх Божий. При столкновении с тяжкими трудностями, в том числе со столь тяжкими, которые будут связаны с воцарением антихриста, христианину следует уповать на Бога. Что касается пути или средств преодоления страха перед антихристом и его царством, «совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» ( 1Ин.4:18 ). Однако необходимо помнить, что не только чрезмерный страх, но и легкомысленная, бесшабашная бравада перед антихристом (мол, я настолько храбр, свят и тверд в вере, настолько велик, что никого не испугаюсь, ни от чего не пошатнусь) может свидетельствовать о духовных изъянах бравирующего.   Можно ли противостоять антихристу? Противостоять антихристу может человек, защищенный Божией благодатью, живущий христианской верой, принимающий участие в церковных Таинствах и всецело уповающий на Его милость. Однако, духовно противостоя антихристу, Церковь вынуждена будет скрываться от него ( Откр.12:13-16 ). Как и кем будет низвержен антихрист? Сокрушит антихриста окончательно и бесповоротно Сам Иисус Христос; Он поразит антихриста «…духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» ( 2Фес.2:8 ). После всех этих событий начнется Суд Христов. Цитаты об антихристе «Возвысившись над всеми царями и над всяким богом, он построит город Иерусалим и восстановит разрушенный храм, и всю страну и пределы ее возвратит иудеям». священномученик Ипполит Римский «Восстановит он также и каменный храм в Иерусалиме». священномученик Ипполит Римский «Он призовет к себе весь народ иудейский из всех стран, в которых он рассеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им, что он восстановит страну и восстановит их царство и храм, и все это с тою целью, чтобы они поклонились ему, как Богу».

http://azbyka.ru/antixrist

Фактически те люди, которые не крещены, не миропомазаны, являются как бы несуществующими в мире Божием. Что это означает? Они духовно еще не рождены. Помните, когда иудейский старец Никодим ночью пришел к Иисусу Христу и беседовал с Ним, Иисус Христос сказал: «…должно вам родиться свыше» ( Ин.3:7 ). Этот иудейский старец удивился, как это может быть? «…как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Ин.3:4 ) На что Господь сказал ему: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). Только рожденные свыше, крещеные, миропомазанные, составляют народ Божий. Августин Блаженный говорил: «Есть два народа, есть два града: град Божий и град дьявола, народ Божий и народ дьявола». И вот, параллельно, существуют и два культа: культ, связанный с почитанием единого Бога, и культ, связанный с почитанием Люцифера, падшего ангела. Так вот, Пергам являлся сатанинской столицей древнего мира, поэтому и сказано, что там престол сатаны, и прямо сказано: «где живет сатана» . Но, с другой стороны, это послание к Пергамской Церкви целиком обращено и к нашему времени, потому что престол сатаны продолжает существовать во всем мире. И апостолы сатаны формируют мировое правительство для власти на всей земле. Апостолы сатаны – это эмиссары, которые называют себя миротворцами, которые ездят по всему миру, и там, где появляются эти миротворцы, война не прекращается. Льется человеческая кровь, погибают мужчины, женщины, дети и старики. Поэтому можно прямо сказать, что это послание обращено и к нашему времени точно так же, как оно было обращено к темным средневековым временам. К тем временам, когда в великой гордыне возвысилась Католическая церковь и когда Римский папа стал требовать себе божеского почитания и божеского поклонения, называя себя наместником Христа на земле. Еще Ипполит Римский , древний святой, который написал обширное истолкование на Книгу пророка Даниила, указывал на Рим, как на место, где должен будет воцариться и, как Ипполит говорил, уже воцаряется антихрист. То есть, ложная религиозная система не только в откровенном сатанинском виде, но и в виде извращенного христианства, латинизированного христианства, христианства без православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

108 Учение 12-и апостолов, XII, 3: всякий христианский пришелец должен «трудиться и есть»: исключение составляют только пророки и учители, оседло поселяющиеся в общине (XVI, 1,2). Они одни «имеют власть не работать» (см. прим. 85). 111 Рим. 15:16: «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно». 112 Учение 12-и апостолов, XIII, 3: все начатки должно приносить пророкам, «потому что они ваши первосвященники». Ср.: Ипполит. Философумены, вступление, где епископам, как преемникам апостолов, приписывается «благодать первосвященства и учительства». 114 Ср.: Учение 12-и апостолов. X, 7: «Предоставьте пророкам возносить благодарения, какие захотят». 115 Это следует из 1Фес.5:19–21: «Духа не угашайте. Пророчества не уничтожайте. Все испытывайте, хорошего держитесь». Таким образом, община должна дозволить, чтобы дух, в особенности дух пророческий, действенно проявлялся в ее среде. – Противоположное впечатление, которым определилось господствующее мнение, производит, по крайней мере, по началу, 1Кор.14, согласно которой, по-видимому, все члены общины могут без правила и ограничения домогаться речи. Однако и здесь оправдывается вышесказанное, поскольку предписания, данные апостолом Павлом относительно рода и меры речи в собрании, предполагают, что община (к которой обращены эти предписания) в состоянии поддерживать порядок, согласно указаниям апостола. Коринфская община также ответственна за то, чтобы все было «благопристойно и чинно» Кор.14:40), хотя и здесь, согласно сказанному, встречается наставление " " Не запрещайте говорит языками» (1Кор.14:39). 117 Откр. 2:2 : «Испытал (ангел Ефесской церкви) тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы». 1 Ин. 4, 1 : «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Учение 12-и апостолов. XI, 1–2: община не должна слушать учителя, учащего другому учению; XI, 3 сл. описывает признаки, по которым община может отличить истинного апостола и истинного пророка. Только «испытанному» и «истинному» пророку (XI, 11; XIII, 1) и «истинному» учителю (XIII, 2) позволяет община занять пророческое или учительское положение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

18 . Возбудим же себя, возлюбленнейшие братья, сколько можем и, оттрясши сон прежней лености, будем бодрствовать в соблюдении заповедей Господних. Будем такими, какими повелел нам быть сам Господь, говоря: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими» ( Лк.12:35–37 ). Так надлежит нам быть препоясанными, дабы наступивший день развязки не застал нас в затруднении и неготовности. Да просветится и воссияет в добрых делах свет наш, который провёл бы нас из ночи века сего к свету вечной славы. Будем ожидать с всегдашней заботливостью и осмотрительностью внезапного пришествия Господа, дабы, когда Он постучится, бодрствовала вера наша в чаянии получить награду от Бога за своё бодрствование. Если мы сохраним эти повеления, соблюдём эти наставления и заповеди, то никак не будем нечаянно застигнуты усыплёнными прелестью диавольской и – рабы бодрствующие – станем царствовать с Владыкой Христом. Священномученик Ипполит Римский. О Христе и антихристе (в сокращении) 2 . Обрати внимание на то, что блаженные пророки были очами для нас: они верою прозирали тайны Слова, которые послужили последующим поколениям; они говорили не только о том, что было, но возвестили также настоящее и будущее. А всё это затем, чтобы пророк являлся пророком не только для известного одного времени, но чтобы, прорекая будущее, и для всех поколений он мог иметь в себе знамение своего пророческого служения. Эти-то [пророки] – все усовершённые пророческим духом, достойно почтенные самим Словом, соединённые между собою наподобие музыкальных органов, всегда имеющие в себе Слово в качестве ударяющего смычка, движимые [этим Словом] – и возвещали то, чего именно желал Бог. Не своею собственною силою вещали пророки – и в этом случае я, конечно, не заблуждаюсь – и не то проповедовали, чего они сами желали, но прежде всего при помощи Слова они умудрялись в правом пути, а затем при помощи видений надлежащим образом преднаучились будущему, и только потом уже, получивши полномочие, они начинали говорить то, что только им одним было открыто от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010