И так все части св. мощей, хранящиеся ныне в Благовещенском соборе, остались здесь по силе этого соборного определения. На первых 10 ковчегах читается одинаковая надпись: «повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича, всея Росии самодержца сделан сей ковчег и проч. На ковчеге препод. Архимандрита Кумнепоса (Компена?) вырезана следующая надпись: «лета 7134 (1626) Апреля в 15 день повелением Благочестивого Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца и отца его Великого Господина и Государя Святейшего Патриарха Филарета Московского и всея Русии, сделана сия рака на св. и честную руку св. Архимандрита Кумниноса, а привезена сия честная и святая рука Благочестивому Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу Святейшим Ософаном, Патриархом Иерусалимским и всея Палестины лета 7127 Апреля в 13 день». На ковчеге мощей св. Иакова Персянина начертано: «си ковчежец створил благочестивый Государь Ио миробновский воевода, Божиею милостию государь земли Молдавской, в нем же суть мощи Св. Великомученика Иакова Персянина, и дарова его пресветлому благочестивому Царю Московскому Михаилу Феодоровичу в лето 7137, Июля 13». Из священнических риз богатейшие устроены из станового кафтана Царя Михаила Феодоровича: аксамитные с оплечьем, низанным жемчугами, и с разрезною епитрахилью, украшенные жемчугом и вышитыми ликами Святых. Здесь хранятся пожалованные Императрицею Екатериною II пять бархатных риз с тремя стихарями; оплечья их низаны жемчугом. Император Александр I принес в дар сему храму парчевые ризы. В 1787 году считалось жемчугу па ризах и стихарях 8 Фунт. 40 золоти., на покровах и пеленах 12 фунт., снятого с обветшалых облачений и утварей 9 фунт., 21 золотн., а серебра в церковной утвари 64 пуда, 33 Фунта и 4 золотника 29 . Достопамятные события и преимущества благовещенского собора В сем дворцовом соборе Государи Российские крещаемы были, говели и, как выше замечено, нередко принимали брачный венец, и пред дверьми его, иногда в самом храме, после коронования своего, осыпаемы были золотыми и серебряными деньгами: такой обряд совершался, начиная от внука Великому Князю Иоанну III Димитрия до Петра I. Здесь сочетался браком и последний Царь Казанский Симеон (Едигер) с дочерью Кутузова Клеопина 30 . Благовещенский Протопоп Максим с крестом сопутствовал Царю Михаилу Феодоровичу, когда он шел на бракосочетание с Евдокиею Лукьяновной в 1626 году, говорил молитву покровению ею главы, обручал и венчал их по священному преданию, делал им поучение, благословлял их брачную трапезу. Такой же, почти, обряд совершал того же собора протопоп при первом бракосочетании Царя Алексия Михаиловича с Мариею Ильиничной. 31 В пяток Страстной недели за св. мощами в Благовещенский собор ходил в сопутствии Царя Патриарх со властьмн; откуда и переносил их в Успенский собор 32 . Ковчеги со св. мощами и доныне в этот день переносятся оттуда в Успенский собор для омовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Так, «старый» культ Моисеев был весь построен на принципе посредничества и этот принцип был выражен в трех основных «категориях» ветхозаветного богослужения: храме, священстве и институте жертв. Это был «культ» и «религия» в глубочайшем смысле этих слов, как именно посредничества, связи, системы контактов и отношений со «священным», с «Богом». В своей недавней, замечательной книге, посвященной эволюции идеи храма в Ветхом Завете и в раннем христианстве, о. Конгар прекрасно показывает «обновление» этих категорий в Церкви, причем такое обновление, которое в равной мере делает их и неизбежным и необходимым путем к Новому Завету и, вместе с тем, наполняет их совершенно новым содержанием. Описывая сложную систему храмовых ограничений (двор, доступный язычникам, притвор женщин, притвор, куда могли входить иудеи в состоянии ритуальной чистоты, места священников и левитов, алтарь, куда имели доступ только служащие и, наконец, «святая святых», куда вступал единожды в год первосвященник), Конгар говорит: «Правила эти были оправданы и осмысленным они означали то «сужение всего народа в Лице его настоящего первосвященника Иисуса Христа, Который содержит нас и всех «представляет» перед Отцом. Но они были временными, ибо «Дух Св. показывал, что еще не открыт путь в святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евр. 9, 8). Со Христом, когда Он все совершил в Себе (Ио. 19. 30), эта система посредничество… исчезает: теперь, действительно, мы имеем «дерзновение входить в святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он открыл нам через завесу, то есть Плоть Свою» (Евр. 10, 19–20). Новизна (христианского) культа — продолжает Конгар — еще более радикальна. Дело не в одном переходе от системы посредничества к системе личного контакта с самой глубокой Реальностью, или, лучше сказать, если дело в этом, то потому, что высшая Реальность явила и сообщила Себя по новому и так, что уже не может быть общения большего и более глубокого: наступило время поклонения «в духе и истине»…  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

«Первый факт религиозного евангельского опыта есть Божественно-абсолютная любовь Христа. «Христос не Себе угождал» ( Рим.15:2 ) : такова историческая характеристика новозаветного Учителя, данная апостолом языков и вполне соответствующая евангельскому образу. На всем протяжении евангельской истории мы не видим в образе Христа ни одной черты самолюбия, самоугождения: напротив, жизнь Его была непрерывною жертвою. Он не боялся позора общения с грешниками, искал уничиженное и потерянное, не остановился перед ужасом распятия на кресте. Гораздо важнее этих внешних свидетельств самосознание Христа, Его собственное свидетельство. Он чувствовал Себя исполненным любви. «Я возлюбил вас», говорил Он своим ученикам (Ио.13, 34, 15,9). «Я душу мою полагаю за овец» – так определял Он Свое дело (Ио.10,15). Во всей Своей жизни Он видел жертву любви (Ио.3,16). Евангельская любовь, как она выступает в этих словах Христа и во всех Его речах, есть любовь, чуждая всякого пристрастия, вдохновенная, духовно-абсолютная, поистине Божественная. Такая любовь разумеется во всем учении Евангелия, в его заповедях и требованиях; такую любовь переживал и Сам Христос. В одной из речей апостола Павла припоминаются слова: «Господа Иисуса», которые «Он Сам» сказал: «блаженнее давать, чем принимать» (Деяния, 20,35). Этот глубочайше-личный опыт ввел в историю человечества совершенно новую струю, затронул в человеческой душе никогда не звучавшие струны, так как все человечество жило по тому эмпирически обоснованному правилу, что блаженнее брать, чем давать, что лучше принимать жертвы, чем приносить жертвы, что счастье только в эгоизме и что самоотвержение является по необходимости страданием и оказывается по существу только страданием. И впервые во внутренней жизни Христа дается новое откровение – блаженство любви. Это была не отвлеченная мысль, мечта, полет воображения. Это было живое чувство, окрасившее целую жизнь, согревавшее всю душу. Когда Христос посещал презренных мытарей, вступал в общение с грешниками, целил недуги больных, «брал на Себя наша немощи и нес наши болезни» (Ио.52, 4, Мф.8:17 ), полагал душу свою за людей, – Он жил и поступал по блаженному чувству любви… В блаженном чувстве абсолютной любви и абсолютного самоотречения Бог вселился в сердце человека, воплотился в нем, – говоря иначе, вместе с опытом поглощающего блаженства любви человек вступил в самую действительность Божественно-абсолютной жизни, поднялся на ту высоту, на которой для него исчезла всякая условность, оглядывание назад, счеты с небом. Безграничное самопожертвование есть единственный, доступный человеку, вход в Божественную сферу, возможный для людей образ Божественного действия. «Бога не видел никто никогда. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас… Страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх» (I Ио.4,12,18).

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

  “…Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня” (Ио. 16: 27). Не без печали вспоминаю годы моей молодости, когда значение сих святых слов скрывалось от меня. Думаю: веками повторяются многие с небес сошедшие слова в самых различных сочетаниях, но не вызывают должного отзвука в окаменелых сердцах, в погасшей для вышнего мира мысли. А ведь было немало мгновений, когда сии глаголы давались Свыше человекам, подобные громам, потрясающим сердца, и молниям, просвещающим сознание людей. Они нисходили на нашу землю из сокровенного Царства, как спасительное откровение о неизреченной премудрости Отца Небесного, о Его к нам любви, о великой тайне Бытия.   В течение столетий произносились священные слова без соответствующего внимания, и, возможно, в силу этого утеряли свою изначальную мощь; ту, которую имели они, впервые являясь сознанию пророков, апостолов и святых. Найдутся ли иные способы выражения глубинного смысла данного нам познания о Боге великом? Любовь к Нему ищет своего выявления в таких формах, жизненной энергии которых не могло бы умалить всегубительное время.   Пред нашими глазами совершается невыразимо великое чудо творения мира, творения богов (Ио. 10: 34; Пс. 81: 6), которое еще не завершилось (Ио. 5: 17). “Завершение” обетовано в грядущем веке. Но и теперь уже, когда нетварный Свет нисходит на нас, сей духовный процесс вызывает в недрах нашего духа восхищение, возносит мысль в обетованное нам Царство.   Стяжание сего Царства Отчей любви связано со многими страданиями (Мф. 11: 12; 25: 34). Томится сердце до глубокой “боли” от сознания понесенной человеком потери. Я говорю о духовной, метафизической боли и хочу, чтобы читатель правильно понял меня. В словах наших всегда наличествует некая текучесть: с переменой опыта меняется содержание понятий и смысл, влагаемый в те же самые по звукам слова. Божий, и слова литургических текстов — выходили из уст, как пламя. В таком состоянии я пребыл три дня, и затем умалилась интенсивность переживания. Но память о нем резцом выгравировал Господь в уме и сердце моем. И я молю Его — не отвергнуть меня в старости моей; ни в день смерти моей (Пс. 70: 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

  “Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть ВО ИМЯ ЕГО ПОКАЯНИЮ во всех народах…” (Лк. 24: 45–47). Если Имя Его дает нам радость познания тайны любви Безначального к нам, то, конечно, возлюбим мы и самое Имя. В нем содержится “домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом”, “избравшем нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа” (Еф. 1: 4–5; 3–9).   “Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный, помилуй нас”.   Многолетняя молитва трансформирует нашу падшую природу настолько, что она становится способною воспринять освящение чрез открывшуюся нам Истину; и это — прежде, чем мы покинем сей мир (ср.: Ио. 17: 17): “Господи, Иисусе, помилуй нас”.   Безмерное величие стоящей пред нами задачи внушает нам страх. Нам сказано, что “Царство силою берется, и употребляющие усилия восхищают его” (Мф. 11: 12). Длительный подвиг покажет нам, что в евангельском откровении все принадлежит иному, высшему плану. Ослепительный Свет Божества отражается в нашем плане как заповеди: “Любите врагов ваших… будьте совершенны, как совершен Отец…” (Мф. 5: 44 и 48). Только вселение Того, Кто дал нам сии заповеди, поможет исполнить поведенное. Отсюда наш крик к Нему: “Господи, Иисусе Христе, Сын Бога Живого, помилуй нас”.   Призывание Имени Господа постепенно соединяет с Ним. Частично это происходит даже тогда, когда молящийся еще не разумеет, “КТО ЭТО” (Мф. 21: 10), и еще неясно ощущается исходящая от Имени сила освящения. Всякое дальнейшее продвижение, однако, непременно связывается со все углубляющимся осознанием нами греховности, доводящей нас до отчаяния. Тогда мы с возрастающей энергией призываем чудное Имя: “Иисусе, Спасе мой, помилуй мя”.   Святое Предание, драгоценнейшее наследие нам от Самого Господа чрез апостолов и отцов Церкви, учит нас пребывать в нищете духовной, в сознании нами присутствующей в нас смерти греховной, если мы действительно стремимся стоять в истине. “Если говорим, что не имеем греха, обманываем себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас” (1 Ио. 1: 8–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

творчества . Характеристика литературы (Жилеса) по династиям: 1) Чоусская и Цинская династия (550–200 до P. X.); 2) дин. Ханьская (200 г. до P. X. и 200 г. по P. X.); 3) шесть династий (200–600 г. по P. X.); 4) дин. Танская (600–900 г.); 5) дин. Сумская (900–1200 г. по P. X.); 6) дин. Юаньская и Минская (1200–1650 г.) – Перечень имен авторов по означенным рубрикам династий, с названием отрывков из их произведений, переведенных на английский язык Г. Жилесом – 1. Дин, Чоу и Цинь: 1) Кхун-фу-цзы, 2) Цзо-цю-мин, 3) Ле-цзы, 4) Ку-лян-шу, 5) Ян-цзы, 6) Чуан-цзы, 7) Чжу-бин, 8) Сун-ю, 9) Тхан-гун – 2. Соперничествующие княжества: 1) Мэн-цзы, 2) анонимный писатель, 3) Сюнь-цзы, 4) Ли-сю – 3. Династ. Ган: 1) Сы-ма-цзян, 2) императоры: Гао-ди, 3) Вэнь-ди: 4) Ву-ди; 5) Чао-цзу, 6) Дун-фан-су, 7) Сы-ма сян-ю, 8) кн. Чун-шань. 9) Ли-лин, 10) Лу-вэнь-шу, 11) Шу-чуан, 12) Гу-юн, 13) Ма-юань, 14) Бань-цзе-ю – 4. Шесть династий: 1) имп. Мин-ди, 2) Лю-лин, 3) Дао-юань-мин – 5. Дин. Тан: 1) Чжан-юэ, 2) Чан-чжи, 3) Ли-дай-пху, 4) Ду-фу, 5) Хань-вэнь-гун, 6) Лю-цзунь-юань, 7) Ван-чжан-лин, 8) Ли-хуа, 9) Лю-ю-си, 10) Ихо-цю-и, 11) Бэй-линь, 12) импер. Ву-цзун – 6. Дин. Сун: 1) Сы-ма-гуан, 2) У-ян-сю, 3) Су-дун-пхо, 4) Ван-ань-ши, 5) Чоу-тунь-и, 6) Хуан-тхин-цянь, 7) Ио-фей, 8) Чжу-си, 9) Вэнь-тянь-сян – 7. Дин. Юань и Мин: 1) Лю-инь, 2) Лю-чжи, 3) Фан-сяо-ю, 4) г-жа Чжан, 5) г. Чан, 8) Цзун-чэнь, 7) Ван-дао-кхун, 8) Сю-се – Замечание о китайской поэзии в XIV–XIX ст. по сочинению г. Гуарта. Перечень авторов и названий их трудов в китайской литературе по обзору г. Георгиевского (Принципы жизни китайцев) – Перечень китайских авторов и сочинений разных отделов знаний, по очерку кит. литературы В. П. Васильева – Категории китайской народной литературы по программе Г. Лекгарда для изданий «Folk Lore Society» в Гонконге и замечание о китайской библиотеке при Пекинской Росс. Дух. и Диплом. Миссии – Заключительные выводы Г. Скарборуча о китайской народной литературе, её направлениях, задачах и значении – Статистические данные народонаселения в Китае и соседних странах, по религиям: конфуциан, даосов, буддистов и др., на основании показаний в исследованиях о том разных ученых за разные периоды времени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Д. Китайский звездный XII-mu часовой цикл «Ши-эрр-чэнь» 145 – изобретение Да-яо министра императора Хуан-ди (за 2697 г. до P. X.). Вначале этот цикл служил для разделения дня на 12 равных частей и затем – всего года. Названия сего цикла с соответствующими месяцами европейскими суть: 146 1) Цзы – (младенец)=декабрь; 2) чоу – (отпрыски, побеги)=январь; 3) инь – (корзина для травы)=февраль; 4) мао – (открытая дверь)=март; 5) чэнь – (движение)=апрель; 6) сы – (исполнение, совершенство)=май; 7) ву – (совпадение, коллизия)=июнь; 8) ви – (созревшие плодовые деревья)=июль; 9) шинь – (зрелость)=август; 10) ю – (кружка с рисовым вином)=сентябрь; 11) су – (разрушение)=октябрь; 12) хай – (убежище)=ноябрь. Означенный цикл, начертан в средине с окружающими его двумя другими; ближайший к центру круга разделенного на день, ночь, утро, вечер, есть цикл XII-mu часовой в собственном смысле, дважды повторяющийся (ши-эрр-чэнь), второй круг его облегающий состоит из XII-mu облегающих зодиакальных знаков – «ши-эрр-син-чэнь», т. е. XII-mь звездных времен, соответствующих (солнечным) месяцам, наконец третий наружный и большой круг, с XXVIII созвездиями или лунными домицилями, – «эрр-ши-па-су». Названия XII зодиакальных знаков суть следующие: 1) шоу-син – древнее, главное из созвездий. 2) да-хо – великий огонь (т. е. сердце, пирей); 3) сю-му – деревянная ограда, деревья – ограждающие дом, здания, поле; 4) син-цзи – знаменательный астеризм (signalant); 5) юань-куан, вечная пустыня, уединение; 6) цзу-цзы – рот, уста рыбы; 7) лю – жнецы несущие корзины на голове с травою; 8) да-лян – великое болото, лужа, ров для преступников; 9) ши-чэнь – (chi-tchin) собств. имя, баснословные борющиеся лица, в астрономном смысле – звезды син и цзан, (Ориона); 10) чунь-шоу (choun) – голова, шея феникса (птицы); 11) чунь-син – сердце феникса; 12) чунь-и – хвост феникса. Порядок расположения лунных XXVIII домицилей – следующий. Восточные созвездия: 1) ио, (цзе), 2) кан, 3) ди, 4) фан, 5) син, 6) ви, 7) цзи. Северные созвездия: 8) дэу, 9) ню, 10) нюй, 11) сюй, 12) вей, 13) ши, 14) Би.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Новейшие успехи и современное состояние египтологии//ИО. 1897. Т. 9. С. 1–37), а также общих проблем востоковедения (см.: Тураев Б. Наука о Древнем Востоке за 1914–1916 гг.//ИИ. 1916, 3–4. С. 88–112). Определенным итогом трудов проф. Б. Тураева стали его лекции по истории Востока, печатный вариант которых в советское время являлся одним из немногих источников по библейской археологии (см.: Тураев Б. История Древнего Востока: В 2 ч. 2-е изд., испр. СПб., 1913). Начало XX в. ознаменовалось появлением трудов отечественных хеттологов Я. Смирнова и Н. Марра, также разрабатывавших темы библейской археологии. В целом развитие отечественного востоковедения, не уступавшего европейскому, имевшего солидную учебную базу, собственные периодические издания и базировавшегося на результатах археологических исследований, как зарубежных, так и – после раскопок начала XX в. в Закавказье – отечественных, стимулировало возникновение отечественной библейской археологии. Зарождение современной библейской археологии в киевской духовной академии и разработка археологической проблематики в трудах библеистов дооктябрьского периода В Киевской Духовной Академии (КДА), где ранее, как и в иных Духовных Академиях, сведения по библейской археологии черпали либо из западных авторов – Ю. Велльгаузена, В. Новака, И. Бенцингера, либо из отечественных работ по истории и искусству древнего мира (см., напр.: Лашкарев П. Религиозная монументальность//ТКДА. 1866, 1, отд. 4. С. 44–85; 2, отд. 4. С. 231–292), интерес к библейской археологии был разбужен как успехами отечественных археологов и востоковедов, так и разнообразными описаниями путешествий преподавателей КДА на Святую Землю (см., напр.: Ковальницкий А., прот. Из путешествия в Святую Землю//Странник. 1885, 5. С. 87–103; 6–7. С. 231–246; 8. С. 496–514; 9. С. 48–55; 10. С. 217–234; 11. С. 443–456; 12. С. 634–654; 1886, 1. С. 65–81; 2. С. 270–287; 3. С. 518–531; 4. С. 718–728; 5. С. 89–97; 6–7. С. 338–356; 8; 9. С. 107–125; 1887, 1. С. 86–97; 2. С. 292–304; 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

238 (Ст. 8). Фараон не смеет даже ответить гневному Моисею, не смотря на то, что он сам за несколько минут пред этим грозил ему смертию (28 ст. X главы). Величественный вид Моисея, борющегося противу Фараона, чрезвычайно привлекателен. 239 (Ст. 2). Месяц Авин (впоследствии Низан), месяц новых колосьев, соответствующий марту-апрелю. До этого приказания, год начинается месяцем Тисри (сентябрь). Ворочем, гражданский год всегда начинался месяцем Тисри (седьмой месяц от Низана), даже для семилетнего и 50-ти летнего юбилея, как видим из кн. Левит (XXV, 9, 10). Месяц Авин служил началом священного года, и по нем рассчитывались праздники и религиозные церемонии. Заметим, что до пленения Вавилонского, Евреи называли месяцы ио порядку: первым, вторым-и т. д. Лишь после пленения Вавилонского они приняли названии месяцев от Халдеев, как впоследствии они придерживались греческого разделения года (Фл. Иос. III, 10). Месяцы у Евреев были Египетские, по тридцати дней в каждом, и с прибавлением пяти дней в месяце Елуле, так что у них год был солнечный, хотя религиозные церемонии определялись иногда по лунному течению. По прошествии 120 лет прибавлялся добавочный месяц, тогда уже, когда счисление, передвигалось на 30 дней. (Dom. Calmet, Dict. de la Bible). 240 (Ст. 3). Агнец избирался за четыре дня до Пасхи и исхода, вероятно, чтобы он был избран с должным тщанием, и притом весьма вероятно, что стада с пастухами, по приказанию Моисея, уже начали выкочевывать ранее исхода самого народа и стягиваться к пункту, назначенному Моисеем. Над стадами не моглобыть такого надзора в степях, как за самым народом, жившем в поселениях. Очень быть может, что движение стад началось немедленно после избрания агнцев, т. е. за четыре дня до исхода. 242 (Ст. 6). Еврейское выражение, переданное словом вечер; буквально переводится: «между двумя вечерами» (так Кук, О. Герлах, Кнобель). О. Герлах говорит, что обычные Еврейские выражения полудни, вечера, утра, принимали двойственную форму и выражались словами: «между двух полудней», «между двух рассветов» и т. п. Вечер, по преданию, начинался от трех часов по полудни до заката солнца, и соответствовал тому времени, которое при Римлянах называли девятым часом (третий час соответствовал 9-ти час. утра, шестой-полудню). (Так Dom. Calmet). Мы в особенности остановились на этом предмете, потому что заклание прообразовательного агнца, «от котораго кость да не сокрушится», должно было происходить именно в тот час, когда великий Агнец, принесенный в жертву за человечество, кончал земную жизнь свою на кресте. Кук приводит слова Массия (André Massius † 1573 в Антверпене), комментировавшего кн. Иисуса Навина, и ссылку его на замечательное предание, сохраненное в Талмуде: предание говорило, что Мессия должен спасти Израиль в вечер наступления Пасхи и начала нового священного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

( 75 , 1) Кадм же, изобретатель эллинских письмен, был, по свидетельству Эфора, финикиянин. Вот почему Геродот  пишет, что эллинская азбука создана на основе финикийского алфавита. По уверению же других, финикияне и сирийцы изобрели алфавит одновременно. (2) Апис, по происхождению египтянин, открыл медицинское искусство еще прежде прибытия в Египет нимфы Ио. Впоследствии это искусство было усовершенствовано Асклепием. (3) Атлас ливиец построил первый корабль и первым плавал на нем по морю. (4) Келмид же и Дамнаменей, дактили из племени идеян, первыми открыли железо на острове Кипр. А другой идеянин открыл искусство изготовления бронзы. По мнению Гесиода, он был скифом. (5) Фракийцы первыми придумали оружие, называемое гарпией (то есть, изогнутый меч). Они же первыми стали пользоваться в конном бою так называемой пелтой (легким щитом). (6) Изобретателями круглого щита, именуемого пармой, считают иллирийцев. (7) Говорят еще, что пластическое искусство изобретено этрусками, а длинный четырехугольный щит впервые изготовлен самнитянином Итаном. (8) Финикиянин Кадм открыл первые каменоломни и первые золотоносные рудники около горы Пангей. (9) Другому народу, а именно каппадокийцам, обязаны мы изобретением музыкального инструмента, называемого набла. Ассирияне первые изобрели дихорд. (10) Карфагеняне построили первую четырехвесельную галеру. Строителем ее был карфагенянин Боспор. ( 76 , 1) Медея, дочь Ээта, с Колхиды, первой применила краску для волос. (2) Норопы же (народ в Пэонии, который ныне называют народом нориков) первые стали обрабатывать медь и впервые очистили железо. (3) Царь бебриков Амик первым выдумал обвивать руки в боях ремнями. (4) Олимпом Мусийцем впервые введена была лидийская гармония. Так называемые троглодиты изобрели музыкальный инструмент, называемый самбука. (5) Сатир Фригиец изобрел кривую полевую трубу. Агний, тоже фригиец, изобрел трихордон и диатоническую гармонию. (6) Олимп Фригиец первым использовал плектр, Марсий, происхождением из той же Фригии, открыл гармонии фригийскую, полуфригийскую и полулидийскую, а фракиец Фамирий открыл гармонию дорическую. (7) Мы знаем также, что персами построены первые колесницы; у них впервые вошли в употребление кровати и подножные скамейки; а сидоняне первыми стали строить триремы.(8) Сицилийцы, народ, соседний с Италией, впервые изобрели форминкс, который не хуже лиры. Ими же изобретены кастаньеты. (9) Предполагают, что выделка одежд из льна началась в царствование египетской  царицы Семирамиды. (10) Гелланик говорит, что Атосса, царица персов, первая начала отправлять послания в пакетах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010