История библейского текста. Его неповрежденностъ Ветхий Завет История священного текста началась переменой древнего финикийского шрифта на квадратный, продолжением имела введение над- и подстрочных знаков взамен гласных букв, которых в еврейском языке нет, и словоразделение (начало чему было положено уже в глубокой древности) и завершилась окончательным разделением священных книг на самостоятельные отделы, главы и стихи. Перемена шрифта нисколько не сказалась на неповрежденности текста Свящ. Писания 163 . Во время Иисуса Христа, очевидно, было уже в синагогах в употреблении квадратное письмо (ибо только в нем йота, » — иод, есть самая маленькая буква алфавита — Мф. 5, 18), и слова Господа подтверждают это. Дальнейшая история текста показывает удивительную вещь: как иудеи всеми силами и изумительными трудами стараются сохранить от всякой порчи текст книг, которые обличают их в самом главном — отвержении Мессии, Христа Спасителя. Филон говорит, что «из писаний Моисея, несмотря на их глубокую древность, никто не решился (и не решается) ни одного слова отнять, или изменить, или к ним прибавить» 164 . Иосиф Флавий простирает эту строгость на все ветхозаветные книги и ссылается на точное исполнение ее после Артаксеркса Лонгимана 165 . Действительно, соферимы 166 (действовавшие с V века до Р. X. по II век по Р. X.) сосчитали, например, число строк и даже слов и букв в некоторых священных книгах; сосчитали, что в Книге Бытия находится 20780 слов и 78100 букв, что средняя буква во всем Пятикнижии это вав () в слове (Лев. 11, 42), а в Псалтири буква айн () в слове (Пс. 79/80, 14) и т. д. Это вызвало иронию даже среди иудейских ученых (например, Авен-Езра, один из самых знаменитых раввинов XII века, остроумно сравнивал этих исследователей текста с больным, который, желая узнать средство к исцелению себя, вместо того чтобы читать какую-нибудь медицинскую книгу, стал бы считать строки и листы в ней 167 ), но это же явилось и средством предохранения священных книг от случайных изменений и ошибок переписчиков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

. Император Флавий Клавдий Юлиан попытался реставрировать в империи традиционную («эллинскую», «языческую») религию и ограничить влияние христианства, за что получил у христианских историков прозвище «Отступник». . Император Цезарь Юлий Констанций (II) (337-361). . Имеется в виду изгнание и рассеяние евреев после поражения в двух войнах против римлян гг.) . Точнее, статую Зевса Олимпийского (2 Мак 6:2?), которая, правда, могла иметь черты Антиоха IV. . Точнее, храм богини Нанайи в Сузах (Элимаисе – 1 Мак 6:1.; Персеполисе – 2 Мак 9:2). См.: Полибий. Всеобщая история, XXX 11; Иосиф Флавии. Древности, XII 9.1. . В Танахе слово маоз (мавоз) обычно употребляется в значении «скала», «твердыня», «защита», «крепость» (Суд 6:26; Пс 26/27:1; 30/31:3,5; 36/37:39; 42/43:2 и др.). В данном случае это слово стоит во множественном числе; поэтому перевод Акилы кажется наиболее удачным. . Поход Антиоха IV в Египет в 165/164 гг. до н. э. . Средиземное море. . То есть фессалоникийцы. . Исх 7:10-12. . Мф 24:24. . Рим 5:5. . В Ин 8:44 лжецом и отцом лжи называется дьявол. . Имеются в виду римские императоры Нерон (54 68), Домициан (81-96), Траян (98-117), Антонин Пий (139-161), Септимий Север (193-211), Максимны Фракиец (235-238), Деций (248-251), Валериан Аврелиан (270-275), Диоклетиан и Максимилиан (284-305). . Исх 7-14. . Так, в 3 Езд 7:29-35 от казни Христа до окончательного суда исчисляется 400 лет. Некоторые еврейские апокалиптики делили мировую историю на 12 эпох по 400 лет каждая; считалось, что девять с половиной таких эпох прошли до разрушения Храма вавилонянами (586 до н. э.), и, таким образом, до конца света должно пройти ещё 3,5 эпохи, или 1400 лет (3 Бар 27, 53; АпокАвр, 29). . В оригинале: «отступление», в Вульгате: «разделение». . Иов 1:16. . В Вульгате: «внутри существа» (territus sum). . Дан 12:11,12. . Отк 13:5. . Несмотря на плачевное состояние империи во времена Августина, все же не предвиделось, что в ней могут возникнуть разом десять императоров или же она может разделиться на десять частей царств. Отсюда стремление Августина показать условность числа «десять» в пророчестве Даниила о царях.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Лик пророческий, с Моисеем и Аароном, веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами Христе Боже помилуй нас. 5534 Смерть патриарха Иосифа следует относить приблизительно к 1923 году до Р. Х. Пребывание израильтян в Египте продолжалось около 398 лет, начиная с переселения туда Иакова с его семейством. 5537 Здесь разумеется Нил, – величайшая река земного шара. Длину Нила полагают в 6000 верст; протекает он на северо-востоке Африки, начиная от Эфиопии и впадает в Средиземное море. 5538 Иосиф Флавий, еврейский историк (родился в 37 году по Р. Хр.), автор «Иудейских древностей», где он передает некоторые сказания о Моисее, коих нет в священных библейских книгах. 5539 Сказание об этом передается Георгием Кедрином, византийским писателем конца XI или начала XII в., автором т.н. «Исторического синопсиса», или собрания летописных сказаний от сотворения мира до 1059 года по Р. Хр. 5540 Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями о тайных силах природы, светилах небесных, священных письменах и т.п. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; они были большею частью вместе с тем и жрецами, и пользовались великим уважением при дворах царских и в народе. Таковы были в особенности волхвы египетские. 5542 Мадианитяне, или Мадиамитяне, были потомками Мадиама, четвертого сына Авраама от Хеттуры; это был многочисленный народ разных Аравийских племен, который вел кочующий образ жизни. Мадиамская земля, где они имели главное местопребывание, представляла из себя пустынную местность при Еланитском заливе Чермного (Красного) моря, по восточной стороне его, в Аравии. Как потомок Мадиама, сына Авраама, Иофор и его семейство были чтителями истинного Бога. 5543 Хорив – гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которой составляет Синай. 5544 По-славянски: Купина – тернистая акация Аравийского полуострова, особенно обильно растущая при горах Хориве и Синае, представляющая собою небольшой кустарник с острыми колючками. Явившаяся Моисею горящая, но не сгорающая купина, прообразовала собою, по учения св. Церкви, Богоматерь – Деву, пребывшую нетленною по воплощении и рождении от Нее Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иосиф Флавий Полагают, что в этом случае Иосиф Флавий имеет в виду воспоминания одного из римских полководцев, которые не сохранились до наших дней. Возможно, что речь идет о сочинении Юста Тивериадского, участника антиримского восстания, полемике с которым Иосиф посвятил затем значительную часть своего сочинения «Жизнь». О личности Эпафродита имеются различные мнения. Одни полагают, что он – отпущенный на волю римский раб, впоследствии – секретарь императора Нерона (54–68 гг.), казненный при императоре Домициане (81–96 гг.). Более распространена версия, что Эпафродит, весьма образованный человек, служил префектом (наместником) Египта, затем поселился в Риме, где жил еще во время правления императора Нервы (96–98 гг.). Птолемей II Филадельф (285–246 гг. до н.э.) – получил великолепное образование, был склонен к изнеженности и жестокости. Пригласил ко двору многих известных ученых и поэтов своего времени. Был инициатором перевода Ветхого Завета на греческий язык (об этом см. ниже, кн. XII, 2, 1 и далее). Первосвященник – т.е. первых из священников, глава иудейского жречества. По Ветхому Завету, этот сан был узаконен при Моисее, он обычно переходил по наследству от отца к сыну первосвященника. Носил особое одеяние, только он мог входить в Святая Святых Иерусалимского храма. Обязан был вступать в брак только с девушкой. Во времена царя Ирода право на этот пост захватила аристократическая партия, используя его как средство для обогащения и политического влияния. О первосвященнике Элеазаре подробнее см. ниже, кн. XII, 2, 5–6. Александрия – город в Египте, расположен на северо-западной окраине дельты Нила, основан Александром Македонским, столица страны в период правления династии Птолемеев (305–31 до н.э.). Пятикнижие – название первых пяти книг Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), авторство которых приписывается легендарному библейскому пророку Моисею. Читать далее Источник: Иудейские древности : [В 2 т.]/Иосиф Флавий. - М. : АСТ : Ладомир, 2002. (Классическая мысль)./Т. 1: Книга 1-12. - 2002. - 784 с.; Т. 2: О древности иудейского народа (Против Апиона) : Кн. 13-20. – 612 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Reliqua desunt 230 . А в риторице Феофана Прокопьевича о ереси 231 обрящеши ересь, помрачающую день спасения, время благоприятное,// л. 80 об. оскверняющую с[вя]тая места, пособием Диавола и оружною силою свое учение проповедающу, знаменанною во Иоанновом откровении и Данииловом, многовидными стратилатии 232 и сим подобная. Приложение Кроме толкований Иоанна Златоуста 233 и Феофилакта Болгарского 234 в тексте «Показания прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста…» имеются прямые или косвенные ссылки на следующих авторов: 1/Виктор из Виты, или Виктор Витенский (Victor de Vita, Victor Vitensis) (в списке НБ РК «Виктор Утиценский, или паче Витенский») (лл. 6 об. – 7) – латинский церковный писатель V в., епископ провинции Бизацена в Африке. Не ранее 488 г. им было написано сочинение «О вандальских гонениях в Африке» (или «История разорения Африканской провинции»; «Historia persecutionis Africanae Provinciae, temporibus Geiserici et Hunirici regum Wandalorum») – история преследований христианской церкви в Африке вандалами-арианами при королях Гензерихе и Гунерихе (т.е. в том же V в.). Впервые «История» была издана в 1500 г. 2/Буксторф, Иоганн (Старший; Buxtorf, Johann) (в списке НБ РК «Иоанн Буксторфий») (лл. 9, 54 об.) (1564–1629) – швейцарский ученый-гебраист, на первое сочинение которого «Synagoga Judaica» ссылается Феофан Прокопович , называя его «Синагога жидовская» (лл. 9, 54 об.) или «Синагога иудейская» (л. 54 об.). Это сочинение впервые было издано в Базеле на немецком языке в 1603 г. под названием «Jüdenschul», выдержало несколько переизданий и было переведено на фламандский и латинский языки. Каким именно изданием пользовался Прокопович (на л. 54 об. есть ссылка на с. 732 «Синагоги жидовской»), не ясно. 3/Иосиф Флавий (Josephus Flavius; евр. имя – Иосиф бен Матафие; ок. 37 – ок. 95) (в списке НБ РК назван только по имени – «Иосиф, историк и ученый человек, и священник, и князь жидовский» (л. 9 об.), «Иосиф-жидовин» (л. 10, 60 об.)) (лл. 9 об., 10, 60 об.) – иудейский историк. Феофан Прокопович ссылается на два его сочинения: 1/«История Иудейской войны» (в списке НБ РК она названа «История войны Иудейской» (л. 9 об.) и далее фигурирует как книга «о войне жидовской» (л. 10) или «о войне Иудейской» (л. 60 об.)), написанная в 75–79 гг. (первоначально на арамейском, а затем переведенная автором на греческий язык). Древнерусский перевод «Истории» с греческого был осуществлен в XI-XII вв., сохранился в большом количестве списков XV-XVIII вв. (описаны в кн.: Мещерский, Н.А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерус. переводе. М.; Л., 1958. С. 15–20; дополнены одним списком в изд.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 214); 2/«Иудейские древности» (в списке НБ РК просто «Древности» (л. 10)).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Уже Куспий Фад, бывший прокуратором Иудеи в 44–47 гг. н.э., попытался взять в свои руки право назначения первосвященника и с этой целью потребовал отдать облачение первосвященника под его охрану. Иудейские послы в Риме сумели добиться от императора Клавдия отмены этого распоряжения. Кстати, именно Куспий Фад разгромил движение некоего Февды, который, объявив себя то ли пророком, то ли мессией, увлек за собой много людей обещанием освободить их от гнета после того, как он переведет их через Иордан, воды которого должны расступиться. По приказу Куспия Фада отряд конницы расправился с безоружной толпой, а Февде отрубили голову. Об этом событии повествует не только Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях» (XX, 5, 1), но и новозаветные «Деяния святых апостолов» ( Деян 5.36 ). 343 Тиберий Александр (кстати, племянник философа Филона Александрийского) был наместником Иудеи в 48 г. Вентидий Куман, его преемник, в качестве прокуратора управлял Иудеей с 48 по 52 г. н.э. 346 Паллас (Паллант) был влиятельным вольноотпущенником в администрации Клавдия. Бывшему рабу своей матери император поручил заведовать финансами. По сообщению Тацита, этот вольноотпущенник имел состояние в триста миллионов сестерциев (Анналы, XII, 53). Феликс, его брат, был прокуратором Иудеи в 52–60 гг. н.э. 349 Валерия Мессалина была третьей женой Клавдия. Прославилась своим развратным поведением. Роковым для нее стало увлечение неким Гаем Силием, с которым она вступила в брак, не разведясь с Клавдием, в надежде сделать своего любовника новым императором. С молчаливого согласия Клавдия Мессалина и ее последний любовник были убиты в 48 г. 350 Нерон был императором в 54–68 гг. по н.э. По настоянию своей матери Агриппины он был усыновлен Клавдием. Вероятно, Клавдий был отравлен Агриппиной. После смерти Клавдия по распоряжению Нерона был отравлен Британник, как возможный претендент на престол. В 62 г. Нерон обвинил свою жену Октавию в прелюбодеянии, она была сослана и убита. Вступив в конфликт со своей властной матерью, уничтожил и ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От первого брака с Гнеем Домицием Агенобарбом имела сына Луция Домиция, который после его усыновления Клавдием стал именоваться Нероном. Вероятно, Агриппина отравила Клавдия, стремясь сделать своего единственного сына императором. 1237 Тацит (Анналы. XII, 54) по-иному интерпретирует эти события. По его словам, в Иудее тогда было два прокуратора: Вентидий Куман и Феликс. Куман управлял Галилеей, а Феликс — Самарией. Враждовавшие между собой галилеяне и самаритяне не сдерживались прокураторами, так как им передавалось немало награбленного из Галилеи и Самарии. Когда же стычки стали угрожать вылиться в войну, прокураторы попытались прекратить смуты, но их войска понесли большие потери. Ситуацию спасло лишь прибытие Квадрата с его войсками. Клавдий поручил Квадрату суд над обоими незадачливыми прокураторами. Уммидий Квадрат, по словам Тацита, посадил Феликса в трибунале между судьями, а Кумана осудил. Эти события могли происходить в 51—52 гг. 1238 Паллант (Паллас) был влиятельным вольноотпущенником в администрации Клавдия. Бывшему рабу своей матери император поручил заведовать финансами. По сообщению Тацита, этот вольноотпущенник имел состояние в триста миллионов сестерциев (Анналы. XII, 53). Его брата Феликса Тацит обвинял в гораздо большей алчности. Феликс был прокуратором Иудеи в 52—60 гг. 1239 Царя Коммагены. 1240 В Деяниях святых апостолов (Деян 24.24) говорится о том, что прокуратор Феликс в присутствии своей жены Друзиллы допрашивал арестованного апостола Павла. 1241 Клавдий скончался 13 октября 54 г. на шестьдесят четвертом году жизни. 1242 Валерия Мессалина была третьей женой Клавдия. Прославилась своим развратным поведением (она не только вступала в любовные связи со многими людьми из римской верхушки, но и в поисках острых ощущений занималась проституцией под именем Лициски в римских лупанарах — публичных домах). Роковым для Мессалины стало увлечение Гаем Силием, с которым она открыто вступила в брак, не разводясь с Клавдием, в надежде сделать своего любовника новым императором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Толкование на пророка Даниила, 11:44-45 (док-т 33а). . Судя по тексту, автор так видел дальнейшее развитие событий: в скором времени возобновится война между Антиохом Эпифаном и Птолемеем VI, при этом Антиох пройдёт походом через Иудею, завладеет Египтом, а также, по-видимому, Ливией и Эфиопией. Какие-то военные осложнения, либо восстания на востоке и севере его державы заставят его покинуть Египет, но во время остановки в Иудее он умрет или будет убит (7:11), но не людьми (8:25), а по приговору «Божьих судей» (7:26). После этого наступит вечное царство Израиля, обладающего мировой гегемонией (7:14, 27). В действительности же нового (третьего) похода Антиоха в Египет не состоялось; в 165 г. царь воевал с Арменией, а в 164 г. направился в Сузиану (Элемаиду), по возвращении из которой в 163 г. заболел и скончался в районе Экбатан (1Мак 3:37; 6:1-16; 2Мак 9:3-28), по сообщению Аппиана, «от истощения» (Сирийские дела, 66). Среди евреев, естественно, укрепилось мнение, что Антиох был наказан смертью Богом Израилевым (2Мак 9:5; Иосиф Флавий. Древности, XII 9.1), тогда как греки думали, что его постигла месть богини Артемиды Элемаидской (Нанайи). См.: Полибий. Всеобщая история, 31.11. . Септ.: «ангел великий». . Конец речи божественного посланца, начало которой в 10:20. . Так в Масоре. РСП: «что же после этого будет?» . См. 7:25. . У Иосифа Флавия: 1296 дней (Древности, X 11.7). . Как уже говорилось, от момента осквернения Иерусалимского храма 15 хаслева 145 г. (декабрь 167 г. до н. э.) до его очищения Иудой Маккавеем 25 хаслева 148 г. (декабрь 164 г.) миновало три года и десять дней, то есть 1105 дней. Это заметно меньше, чем указанные 1290 и 1335 дней. Трудно представить, чтобы автор апокалипсиса был так неточен в том, что касалось современных ему событий. В этой связи выдвинуто предположение, что 1290 дней прошло не до момента очищения храма, а до того момента, когда Антиох IV узнал об этом, находясь на обратном пути из Персии (1Мак 6:7; 2Мак 9:3); ещё 45 дней (разница между 1335 и 1290) продолжалась болезнь Антиоха, вплоть до его смерти.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

162 Петефрес (в славянском переводе «Потифар», по др.-егип. P-ede-p-ra — «Тот, кого породил Бог Ра»). По кн. Бытие (Быт 39.1), он начальник телохранителей, а не «один из заведующих кухнею фараона». Правда, в обязанности телохранителей фараона входил и убой скота для царской кухни. 163 По писаным законам «библейских стран», в подобных случаях мужчина признавался виновным, если происшедшее имело место за пределами селения. Если же это случалось в доме мужа, виновной признавалась только жена, если она громко не кричала о посягательстве на ее честь. Этим, очевидно, и объясняется поведение супруги Потифара — она криком призвала слуг, заимев, как вещественное доказательство, плащ Иосифа. 164 В начале гл. 41 кн. Бытие об этом ничего не сказано. 165 В послебиблейских рассказах сохранилось, что Бог послал ночью к Иосифу архангела Гавриила, которому было повелено обучить его всем существующим 70 языкам, чтобы сделать его способным занять высокий пост, который должен был ему предложить фараон. (Перев.) 166 Багряница — в древности царское одеяние багряно-красного цвета. 167 Канвой сюжета для этой главы послужила кн. Бытие (Быт 40.1—23; Быт 41.1—46). 168 Эта часть сюжета о Иосифе Прекрасном стала основой для XII суры Корана, арабской повести «Юсуф и Зулейка» и одноименной поэмы Фирдоуси. 169 См. Быт 41.45. Египетское имя Иосифа — «Цафнаф-пане-ах» — представляет собой на самом деле гебраизированный египетский придворный титул от sot — «благо», ench — «мир», подобно персидскому Schach-Alem, что Иероним правильно переводит servator mundi — «охранитель мира». (Перев.) 170 Несмотря на подобие имен, это не первый хозяин Иосифа в Египте. 171 Толкование Библии (Быт 41.52) — «двойное плодородие» — безусловно правильнее. (Перев.) 172 Этого добавления в Библии нет. Такие длительные неурожаи действительно имели место в Египте, например, в 1064—1071 гг., как засвидетельствовал арабский историк Аль-Макризи. 173 Ср. отступления в тексте с кн. Бытие (Быт 43.34). В последнем случае он посылал Вениамину пищи впятеро больше долей каждого брата.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Судя по тексту, автор так видел дальнейшее развитие событий: в скором времени возобновится война между Антиохом Эпифаном и Птолемеем VI, при этом Антиох пройдёт походом через Иудею, завладеет Египтом, а также, по-видимому, Ливией и Эфиопией. Какие-то военные осложнения, либо восстания на востоке и севере его державы заставят его покинуть Египет, но во время остановки в Иудее он умрет или будет убит (7:11), но не людьми (8:25), а по приговору «Божьих судей» (7:26). После этого наступит вечное царство Израиля, обладающего мировой гегемонией (7:14, 27). В действительности же нового (третьего) похода Антиоха в Египет не состоялось; в 165 г. царь воевал с Арменией, а в 164 г. направился в Сузиану (Элемаиду), по возвращении из которой в 163 г. заболел и скончался в районе Экбатан ( 1Мак. 3:37; 6:1–16 ; 2Мак. 9:3–28 ), по сообщению Аппиана, «от истощения» (Сирийские дела, 66). Среди евреев, естественно, укрепилось мнение, что Антиох был наказан смертью Богом Израилевым ( 2Мак. 9:5 ; Иосиф Флавий. Древности, XII 9.1), тогда как греки думали, что его постигла месть богини Артемиды Элемаидской (Нанайи). См.: Полибий. Всеобщая история, 31.11. Иероним Блаженный связывал «слухи с востока и севера» с восстаниями в Армении и Месопотамии, и где-то там же помещал «гору преславного святилища» (Толкование на пророка Даниила, 11:44–45; док-т 33а). Некоторые современные комментаторы полагают, что слова «между Морем и горою преславного святилища» указывают на Персидский залив и храм Нанайи в Сузах, который пытался ограбить Антиох незадолго до своей смерти. См.: La Bible, 1981. Мнение такое не убедительно. Во-первых, трудно представить, чтобы столь непримиримый к языческим культам автор Книги Даниила мог назвать храм Нанайи «преславным святилищем» (конечно же, он говорил о Иерусалимском храме!); во-вторых, Антиох скончался все же не в Сузах, а на обратном пути из Элемаиды. Следовательно, стихи 40–45 не есть продолжение пророчества post eventum; в этих стихах автор действительно пытается предсказать ближайшее будущее, – правда, неудачно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010