Т. о., 1 Макк описывает освободительную войну исторических личностей и реальных героев, в 2 Макк к их героизму прибавляется искупительное мученичество символических персонажей - старца Елеазара, 7 братьев и их матери. В 3 Макк рассказано о страшных испытаниях библейской веры, о попытке властей истребить всех евреев Египта и о чудесном спасении Богом народа-мученика (Книги Маккавеев. 2014. С. 337-338). 4 Макк - по форме философская диатриба, по содержанию - энкомий в честь мучеников, чей подвиг описан в 6-7-й главах 2 Макк, по задаче - апология библейской веры как опоры человеческой жизни, дающей такую стойкость, к-рая превосходит невозмутимость эллинских философов. Язык, рукописная традиция, свидетельства текста Считается, что 1 Макк была написана на древнееврейском, а до наст. времени дошел греческий и др. переводы. Нек-рые странности греческой 1 Макк свидетельствуют об ошибках при переводе именно с древнееврейского, а не с арам. оригинала (примеры буквализмов и ошибок переводчика см.: 1 Макк 1. 29, 46, 61; 2. 21, 24, 33; 3. 10, 13, 15, 32; 4. 23; 5. 42; 6. 4; 12. 7, 37;14. 9, 24i (=15. 22)). М. Штерн объясняет обращение к древнееврейскому тем, что после завоевания независимости язык Торы противопоставлялся и греческому, как языку завоевателей, и арамейскому, как языку повседневности ( Штерн. 1968. С. 289). Иосиф Флавий использует в «Иудейских древностях» греческую версию 1 Макк и не включает ее в число священных книг ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 8. 38-41). По свидетельству блж. Иеронима, ок. 400 г. по Р. Х. древнеевр. текст еще существовал (Machabaeorum primum librum Hebraicum reperi - Hieron. Prologus galeatus//PL. 28. Col. 556; см. также: Vulgata. 1983. P. 365; сохранившаяся рукопись 1 Макк на средневек. иврите представляет собой перевод с латинского, выполненный в XII в. в Вормсе раббе Якобом бар Абрахамом - см.: Torrey. 1903. P. 51-59). Раввинистическая традиция в целом не уделяла Маккавейскому восстанию большого внимания, в Талмуде не обнаруживается знакомство с М. к., не упоминается имен братьев, приведено только имя их отца при описании праздника Ханукки - очищения и освящения храма Иудой Маккавеем, при этом подвиги Маккавеев упоминаются кратко, а тексты соответствующих книг не используются.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Слова «наводнит и пройдет» напоминают описание вторжения ассирийцев в Ис 8:8. . Птолемей IV Филопатор, царь Египта 221-205 гг. до н. . Битва при Рафии в 217 г. до н. э., закончившаяся поражением Антиоха III (Полибий. Всеобщая история, 5.79; З Мак 1:1-7). . В 212-205 гг. до н. э. Антиох III был занят военными операциями на Востоке, но в 204 г. возобновил войну с Египтом и мало-помалу овладел всей Палестиной. . Т. е. против Птолемея V Энифана, царя Египта 204-181 гг. до н. э. . Иудеи поддерживали Антиоха III в войне против Птолемея V (Иосиф Флавий. Древности, XII 3.3-4). Выражение мятежные из сынов твоего народа» предполагает негативную оценку. Возможно, таким образом автор характеризует партизанские действия иудеев. См.: СоШп. ч, 1984. Р. 379. В своё время Иероним Блаженный полагал, что выражение это относится к Онии IV, построившему второй храм в египетском Леонтополе (Толкование на пророка Даниила, 11:14), но это случилось много позже, в середине II в. до н. э. Недостатка в версиях нет и по сей день. Так, Б. Ц. Вахольдер предполагает, что это говорится о группировке кумранского Учителя праведности (Wacholder, 1983. Р. 200-202); И. Р. Тантлевский переводит слова ТСр " 221 как «те, кто вырвался [из среды] твоего народа» и также относит их к ессеям-кумранитам (Тантлевский, 1994. С. 70-71). . Поход Антиоха III на Сидон в 198 г. до н. э. См.: Иосиф Флавий Древности, XII 3.3. . В Палестине. Ср. 8:9; 11:41; Иер 3:19; 1Ен 89:40; 90:20. . Иудеи. . Так в Масоре, Вульг. и Феод. В Септ, и 4QDanc: «дочь мужа». . РСП неверно: «на погибель её», что противоречит контексту. Имеется в виду Клеопатра I Сира (ум. 176 г. до н. э.), дочь Антиоха III, выданная в 193 г. до н. э. замуж за Птолемея V; после смерти которого в 181 г. стала регентшей при своём сыне Птолемее VI Филометоре, царе Египта 181-145 гг. до н. э. . К островам» Эгейского моря. Вторжение Антиоха III привело к столкновению с Римом (Сирийская война 192-189 гг. до н. э.). . Римский полководец Луций Корнелий Сципион, разбивший войско Антиоха III при Магнесии (М.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

286 Иосиф Флавий – О войне иуд. 2, 9, § 4; Древности. XIV, 5, § 6: XII, 1, §2; XVIII, 3, § 1–2. Ср. Philo – Legat. ad Cajum, § 38; Лейпцигское изд. 1828; T. 5, стр. 134–135. 291 Такова смута, произведенная под предводительством Езекии, отца Иуды Галилеянина; весьма вероятно, что в основе этого возмущения лежали те же теократические стремления, которые вдохновляли и Иуду Галилеянина. См. Древности, XIV, 15, § 4–5, О войне иуд. I, 16, § 2–4. 295 Древности, XVIII, 1, § 1. 6. Впоследствии мы увидим, что теократическая идея была неразрывно связана с мессианскими верованиями. 301 См, Schurer, Gesch. D. jud. Volk., 2-te В., стр. 435. Лянген прямо считает Февду лже-Мессией и по этому поводу говорит: «вера в Мессию, как в пророка-чудотворца, так глубоко укоренилась в народе, что появлявшиеся среди него лже-мессии вынуждались необходимостью принимать на себя эту роль чудотворцев. (Das Jud. in Palast. стр. 436). 302 Зловещий смысл был придан этим предзнаменованиям очевидно уже после того, как совершилась страшная катастрофа. 312 См. об этом наши издания: Книга Еноха, Казань 1888, стр. 167–175; Псалмы Соломона, Казань 1896, стр. 9 – 10 и 29. Та же основная мысль проходит и через всю 3 кн. Ездры. 314 Gesch. d. jud. Volk., II, стр. 388; его же -Die Predigt J. Christi, стр. 12; ср. Weber, Die Lehren d. Talmud, стр. 235 и д., π " 290 и д. 319 Н. Holtzmann, Lehrbuch d. neutest. Theol., I, стр. 69; ср. Bousset – Jesu Predigt in ihrem Gegensatz zum Judenihuin, 1892; стр. 11, 20, 25 и д. В западной литературе очень часто высказывается мысль о мессианском характере законнеческого направления в жизни иудейства, хотя там речь идет и не всегда о позднейшем иудействе См. Stade – Gesch. d. Volk. Israel, II, стр. 56 и д.; его же – Die messian. Hoffnung d. Psalter, в Zeitschr f Theol. und Kirche, Heft 5, стр. 412; Smend – Zeitschr. f. altest. Wissensch. 1882, стр. 14; Ehrhardt, Der Grundcharakter der Ethik Jesu, Freiburg 1895, стр. 11 и далее. 320 Schurer – Geschichte, II, стр. 250; Baldensperger – Selbstbewusstsein Jesu, стр. 76 и д. Weber и. Holtzmann, Gesch. d. V. Isr., II, стр. 207 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

547 См. Второз. XXIII, 8. «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне»... и ст. 7 и 8: «Не гнушайся Идумеянином, .... не гнушайся Египтянином». О запрещении вступать в родственные отношения с язычниками см. главу VII, 3 и сл. Второе.; ср. Неемии гл. XIII. 548 Нельзя не отметить, что книги Паралипоменон ни единым словом не напоминают о грехе и падении Соломона, ни о иноземных женах его. Об дочери же Фараоновой упомянуто во 2Nap. VIII, 11 с явной ссылкой на 3 Ц. III, 1. 549 Ср. 3 Царств IX, 22 и сравни последующие деяния преклонных лет Соломона в речах Ровоама, XII, 4 и 14. 550 Ср. 3 Царств XII, 26–33; XIII, 2, 32. Заметим, это принесение жертв Господу и вдали от скинии (постановление Левита гл. XVII делало это обязательным в стане, но было облегчено для Палестины: см. Второз. XII, 21 и прим: in loco cit. в Свящ. Летописи) – не считалось грехом во времена Судий и Самуила и даже было повелеваемо Господом. См. Cyд. VI, 26 , XIII, 16; 1 Ц. VII, 10; XVI, 5 и др. Поэтому хотя в 3-й кн. Царств упоминается – если не с укором, то по крайней мере с оговоркою о незаконности этого действия – жертвоприношения на высотах, – но надо помнить, что это начертано при освещении истории последующими событии. При Соломоне же это не было грехом. (Ср. ниже во 2–6 части жертвоприношение Илии 3 Царств, XVIII). 551 О священном мире и его составлении см. Исход XXX, 25 и след. и прим. в Св. Летописи на это место. 552 См. и у Флавия Иосиифа в Древностях Иуд., кн. VIII, гл. 1. Хотя в книге X глава XI (об осаде Иерусалима Навуходовосором) Флавий Иосиф и упоминает во множественном числе о «великих жрецах», называя вероятно так всех священников, но прибавляет, что первым из них с тех пор, как построен был храм Соломонов, был Садок. 554 Обратите внимание, что под именем потока Египетского разумеется Вади-эль-Ариш, на котором построен был позже г. Рино-корура. (См. наше пр. на Чucлa XXXIV, 1–5 в Св. летописи). Надо всегда отличать еврейское слово нахар, fluvius (Aegupti), от слова нахал, torrens (Aegypti). Первое Нил, второй Вади-эль-Ариш.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

344 Ныне скала Риммон вблизи древней Элии, представляющая необычное зрелище: на совершенно пустынной и ровной местности возвышается довольно крутой холм, откуда взор может обнять все окрестности на далекое расстояние. Сейчас на его склонах расположена деревня Рамман (или Румман). (Перев.) 345 В Библии — Хусарсафем, вероятнее всего, это ассирийский царь Тиглатпаласар I (1115—1077 гг. до н.э.). 346 Семехонитское, или Самохонитское, озеро называется в Библии также Меромским. Иосиф Флавий пишет о нем в «Иуд. войне» (IV, 1, 1) следующее: «Это озеро имеет 30 стадий ширины и 60 длины; его тони простираются до чрезвычайно живописной местности Дафны, и героиня эпоса водные источники которой питают так называемый Малый Иордан и вместе с ним, ниже храма Золотого быка, впадают в Большой». (Перев.) 347 Об этих событиях свидетельствует древнейший памятник древнеизраильского эпоса конца XII в. до н.э., сохранившийся в Библии как часть Книги Судей (Суд 5.1),— так называемая Песнь Деборы, отрывок из дружинного эпоса, сочинение которого, по всей вероятности, мало отстояло от времени событий: 348 Эпический отрывок Песни Деборы сообщает о гибели Сисары так: Благославенна ты будь, Иаиль, жена Хебера-кенита, Среди женщин в шатрах ты будь благославенна! Воды он попросил — молока предложила, Сливки подала ему в чаше для могучих. Руку же свою к колку протянула, К молотку работников — десницу И ударила Сисару, ему голову разбила И виски ему пробила и пронзила. У ее ног он согнулся, упал, разлегся, У ее ног согнулся, разлегся, Где согнулся, там лежал, погублен. (Кн. Суд 5.24—27, перевод И.М. Дьяконова) 349 В основу рассказанного в этой главе положено содержание Кн. Суд 4.1—24; Суд 5.32. 350 Древние делили сутки на восемь страж, т.е. трехчасовые промежутки времени, по истечении которых каждый раз сменялся караул. Начинался счет с утра или вечера, с шести часов, и сообразно с этим стражи делились на дневные и ночные. Первая ночная стража продолжалась от 6 часов вечера до 9, вторая до полуночи и т.д. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

760 Это, вероятно, ошибка. Антиох не имел решительно никакого повода посылать такое письмо Птолемею, своему врагу, войска которого были им разбиты. Кроме того, выше ясно говорится, что письма царя были адресованы его военачальникам и приближенным. (Перев.) 761 Персидская мера емкости (около 10 литров). 762 Здесь, видимо, вкралась неточность. Антиох заключил союз с Птолемеем Филопатором раньше, а именно в 217 г. (Перев.) 763 С первосвященниками этого имени мы имели случай встречаться уже выше. Их было всего четыре. Хоний I, сын и преемник Иаддуя (XI, 8, 7), вероятно, тот, которого Флавий ниже (XII, 4, 10) ошибочно смешивает с Хонием III; к нему-то, по Первой книге Маккавейской (12.7,8,20), спартанский царь и обратился с посланием. Внуком этого Хония был Хоний II при Птолемее Эвергете (247—222 гг. до н.э.). Хоний III, внук Хония II, был первосвященником при сирийском царе Селевке IV Филопаторе (187—175 гг.) и отличался большим благочестием. Его сын Хоний IV основал около 160 года храм в египетском городе Леонтополе. (Перев.) 764 См. XII, 2, 5. (Перев.) 765 Селевк IV Филопатор правил со 187 по 175 г. до н.э. 766 Ср.: 1Мак 12.7:19—20. Здесь может быть указание на Арея I, который царствовал в Спарте с 309 до 265 г. до н.э. Поэтому и первосвященником тут может быть только Хоний I, а не Хоний III. Впрочем, имя Арея встречается в этой форме лишь в латинском переводе Первой книги Маккавейской и здесь, у Флавия (также ниже, XIII, 5, 8); в греческом и сирийском тексте оно переделано в «Дария». (Перев.) 767 Т.е. Хония. 768 Кроме приведенных здесь Флавием данных, об этом Тире ничего более неизвестно. (Перев.) 769 Антиох IV Эпифан — правитель Селевкидской державы в 175—163 гг. до н.э. 770 Птолемей V Эпифан правил с 204 по 180 г. до н.э. 771 Птолемей VI Филометор царь из династии Птолемеев (180—145 гг. до н.э.). 772 См. X, 11, 7. 773 Селевкидская эра считается с 312 г. до н.э., когда Селевк I вступил в Вавилон. Следовательно, Антнох Эпифан овладел Иерусалимом в 170 г. до н.э. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

1222 Адиабена — местность к востоку от реки Тигр (на территории современного Курдистана). 1223 об этой местности см. выше, I, 6, 4. 1224 Тиара — царский головной убор в форме усеченного конуса. 1225 По сведениям Тацита (Анналы. XI, 8), Артабан II вместе с женой и сыном был, убит своим братом Готарзом. Но парфяне признали царем сына Артабана Вардана, который в борьбе за власть победил Готарза. Вардан I правил в Парфии в 39—45 гг. 1226 очевидно, речь идет о намечавшемся походе парфян в Армению, где римлянам удалось утвердить у власти своего ставленника Митридата. 1227 По сообщению Тацита (Анналы. XII, 14), Готарз заболел и умер. В борьбе за власть в Парфии (инспирированной римлянами) при правлении Готарза Изат склонялся на сторону Готарза, хотя и вынужден был присоединить свое войско к войскам противника. Впрочем, Изат довольно скоро покинул войско римского ставленника Мегердата, способствуя этим поражению того в борьбе с Готарзом. 1228 По Тациту (Анналы. XII, 14), после смерти Готарза царем Парфии стал Вонон, но правил он очень недолго, и Вонона сменил его сын Вологез I (50—76 гг.). 1229 В среднеазиатской Бактрии после завоевания ее кочевниками в 40-х годах II в. до н.э. вначале сложилось несколько мелких государств кочевников, а в I в. н.э. Она вошла в состав Кушанской державы. 1230 об этом событии в Деяниях святых апостолов (Деян 5.36) говорится так: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли». 1231 В Деяниях святых апостолов (Деян 5.37) хронология событий спутана, и утверждается, что после Февды во время переписи населения Иуда Галилеянин поднял мятеж, но погиб. 1232 Вентидий Куман был прокуратором Иудеи в 48—52 гг. 1233 Т.е. территорию Халкиды. 1234 По «Иудейской войне» (II, 12, 1),— десять тысяч. 1235 Уммидий Квадрат был наместником Сирии в 51—60 гг. 1236 Агриппина Младшая (дочь Германика и Агриппины Старшей) была четвертой женой Клавдия, выйдя замуж за него (своего дядю) в 49 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

. В Септуагинте этих слов нет. . Феод.: tco; чуоицйоъ; Вульг.: ad Christum duceni; ЦСП: до Христа старейшины, РСП: «до Христа Владыки». Еврейский термин VIIVC ТЗЗ («помазанный вождь») можно сопоставить с термином ТЗЗ трв («надзирающий вождь»; РСП: «надзиратель») в Кинге Иеремии (20:1). В обоих случаях речь идет об определенном должностном лице. Но если Иеремия говорил об одном из высших храмовых служителей, то в данном случае имеется в виду первосвященник. Во все времена не было недостатка в предположениях, о каком «помазанном вожде» говорится здесь в Книге Даниила. В нём видели, в частности, 31-го первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, современника Зоровавеля (Зах 4:14), и даже персидского царя Кира II, названного в Ис 45:1 «помазанником Господа». Однако, по всей видимости, как и в другом аналогичном стихе (11:22), автор имеет в виду благочинного Онию III, первосвященника 185-175 гг. до н. э., смещение Которого стало первым актом давления Антиоха IV на иудеев. . Невнятность этого места породила различные переводы и толкования. В Септуагинте почти как в Масоре: «возьмется помазание и не будет». У Феодотиона предложение расширено: c; o/. c8ptu9rjcK " ai код крща оик i:0Tii " н› аиты – «возьмется помазание, и суда не будет в нем». Отсюда ЦСП: потрекотсА помдздже, и с#дъ не надеть къ немъ. В РСП намеренное искажение: «предан будет смерти Христос, и не будет». В Вульгате это место звучит ещё более пространно: duas occidetur Christus; et поп erit ejus populus qui eurn negaturus est – «будет предан Христос и народ уже не будет Его [народом], так как отречется от Него». . Последующие поколения евреев относили это пророчество к разрушению Иерусалима Титом в 70 г. н. э. (Иосиф Флавий. Древности, X 11.7). . РСП: «… народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». . В 1 Мак 1:54 «мерзость запустения» касается храмового жертвенника, в 2Мак 6:1-11 уточняется, что Антиох IV повелел иудеям приносить «идольские жертвы», а по рассказу Иосифа Флавия Антиох IV самолично заклал на алтаре свинью и тем самым осквернил Иерусалимский храм (Древности, XII 5.4).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

В 65 г. до н.э. в Иберию вторглись римляне, но не утвердились и установили с иберами союзнические отношения. 60 Капподокия — греческое название центральной части Малой Азии, где имели место частые этнические перемены. Древнейшее население, известное по письменным источникам, называло себя «хаттами». С середины III тысячелетия до н.э. сюда проникли индоевропейские племена, которые, смешавшись с хаттами, стали именоваться хеттами. Их царство просуществовало до XII в. до н.э. и было уничтожено ветвью «морских народов», выходцев с Балканского полуострова. В клинописных источниках их стали именовать мушки. Западные мушки создали Фригийское государство. Затем Каппадокия была завоевана поочередно мидийцами (VI в. до н.э.) и державой Ахеменидов (V в. до н.э.). В IV в. до н.э. на короткое время стала независимой, затем вошла в состав державы Селевкидов, а с I в. до н.э. завоевана римлянами. 61 Мазака — столица Каппадокии; после смерти последнего царя Каппадокии Архелая переименована в Кесарию (в честь императора Августа) 62 Фракийцы — общее название группы индоевропейских племен, населявших в древности северо-восток Балканского полуострова и северо-запад Малой Азии. 63 Фригийское царство достигло наивысшего расцвета в VIII в. до н.э. в правление царей Гордия и Мидаса. 64 Это объяснение Иосифа Флавия совершенно неправильно. Главный город Киликии Тарс, лежащий на материке, довольно далеко от моря, смешивается Иосифом Флавием в этой книге (IX, 10, 2) с городом Тартессом богатой серебром и оловом испанской области Тартессиды. У Геродота (I, 168) рассказывается, что Тартесс был основан еще задолго до прибытия туда финикийцев выходцами из греческой области Фокиды. (Перев.) 65 Ср.: Быт 10.4. Название этого народа упоминается в Септуагинте, у Евсевия и Иеронима, с незначительными фонетическими отличиями. 66 Ввиду того что в основе генеалогических сообщений в кн. Бытие (10, 11) лежит почти исключительно географическая точка зрения, то весьма кстати будет напомнить здесь, что так наз. яфетидам отводится весь север известной древней карты Земли, причем Гомар, Магог и Мадай занимают более северную, а Яван, Товел и Мосох южную полосу; перечисление же идет с запада к востоку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

. Если «цари» здесь, как полагают, означают «царства», то под первым царством, подчиненным Антиохом IV, надо разуметь птолемеевский Египет (1Мак 1:16-19), вторым – Армению (Полибий. Всеобщая история, 21.34), третьим – Иудею (Дан 8:9; 11:22; 1Мак 1:20). Вспомним, однако, в 7:8 говорится, что «небольшой рог» исторг «три из прежних рогов», то есть из числа десяти. Это затрудняет отождествление трёх рогов с царствами, подчиненными Антиохом IV. Впечатление такое, что речь идет о «десяти царях» – Селевкидах, предшественниках Антиоха IV, трёх из которых он будто бы уничтожил (!?). Удовлетворительное решение этой загадки ещё не найдено. . Имеются в виду эдикты Антиоха IV в 167 г., направленные против иудаизма Мак 1:41-42; Иосиф Флавий. Древности, XII 5.4). . Т.е. три с половиной года: 167-164 гг. до н. э., что составляет вторую половину седмины, указанной в 9:27. См. также 12:7. . Читай: «небесные судьи», так же как и в 7:10. . РСП: «… Которого (=Всевышнего) царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему (=Всевышнему)». . Отсюда оригинальный текст вновь следует на древнееврейском языке (иврите). . Упоминание о Валтасаре здесь – анахронизм. В правление Валтасара область Элам (Сузиана) не находилась в составе Вавилонии, и, по-видимому, подчинялась Мидии. См. Юсифов, 1968. С 88. . У греков и римлян: Евлей (Плиний Старший. Естественная история, 6.27), современный Карун. . В кумранских отрывках Книги Даниила: «большой овен» (4QDana; 4QDanb). . Ср. Быт 31:11-13. . См. далее: 8:20. В Мидо-Персидской державе сначала мидяне, а затем персы (с 550 г. до и. э.) держали главенство. . См. 8:21. Ср. Авв 1:6. . Поединки между зверями давно уже служили образами войн и сражений. Так, Плутарх рассказывает о небесном видении: бое двух огромных козлов, предвещавшем столкновение армии Суллы с войсками марианцев во время Гражданской войны в Риме 83-82 гг. до н. э. (Сулла, 27). . См. 8:22. . Антиох IV Эпифан, так же как и в 7:8, 24-25. . Имеются в виду походы Антиоха IV в Египет (170 и 168 гг.), в Армению (165 г.) и в Палестину, «прекрасную [страну]» (169 г.). Ср. 11:16, 41.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010